Пропустил рейс, потому что не знал английского: 5 историй о судах с авиакомпаниями
Права и безопасность в путешествии
2K

Пропустил рейс, потому что не знал английского: 5 историй о судах с авиакомпаниями

21
Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Не всегда отношения перевозчика и пассажира складываются гладко.

Иногда пассажиры пропускают рейс по вине сотрудников авиакомпании. Тогда перевозчик должен предоставить другой билет или вернуть деньги. Но при отказе путешественникам приходится решать споры в суде.

Я собрала истории, в которых пассажиры смогли добиться компенсации от авиакомпаний.

История № 1

Про пассажира, который опоздал на посадку, потому что не знал английского

Что произошло. Житель Ярославля собирался улететь из Москвы в Минеральные Воды рейсом «Смартавиа». В его посадочном талоне на русском языке было написано, что посадка завершается за 20 минут до вылета, то есть в 11:55. А на английском — что за 25 минут до вылета: boarding till 11:50.

Мужчина не знал английского и ориентировался на надпись на русском. Он пришел к гейту за 25 минут до вылета, думая, что у него в запасе еще 5 минут. Но гейт закрыли буквально перед пассажиром, и самолет улетел без него.

Авиакомпания отказалась возместить мужчине расходы. Тогда он пошел в суд и потребовал взыскать с перевозчика 9846,60 ₽ убытков. В эту сумму входила плата за проезд на аэроэкспрессе, авиабилет, перенос рейса из Минвод в Ереван и билеты на поезд. Еще он потребовал 9846,60 ₽ неустойки, 15 000 ₽ за моральный вред, 18 000 ₽ расходов на представителя и штраф — 50% от присужденной суммы.

Что решил суд. Взыскал с авиакомпании все убытки, но неустойку снизил до 4220 ₽, компенсацию морального вреда — до 2000 ₽, расходы на представителя — до 7000 ₽. Еще обязал перевозчика выплатить пассажиру штраф — 8033,30 ₽. Апелляция и кассация оставили решение в силе.

Почему так. Пассажир должен прийти к гейту не позже времени окончания посадки, указанного в талоне  . Но государственный язык в России — русский  . Значит, время в посадочном талоне надо указывать на русском. Так что пассажир пришел вовремя, а перевозчик закончил посадку раньше оговоренного срока и должен компенсировать убытки.

История № 2

Про туристку, которая искала багаж и не попала на рейс

Что произошло. Семейная пара купила путевку из Москвы на Мальдивы. Супруги жили в Новосибирске, в столицу прилетели другим рейсом.

Они зарегистрировались на рейс «Аэрофлота» Москва — Мале, при этом багаж женщина оформила на себя. Когда пара проходила погранконтроль, выяснилось, что мужу запрещен выезд за границу. Женщина решила лететь одна. Но ей снова не повезло: на посадке она узнала, что багаж сняли с рейса. Пока пассажирка искала чемодан, самолет улетел.

Туристка написала авиакомпании претензию. Она потребовала вернуть деньги за путевку и билеты из Новосибирска в Москву и обратно.

Перевозчик ей отказал, и она пошла в суд. Там потребовала взыскать с «Аэрофлота» 259 000 ₽ за путевку, 27 365 ₽ за билеты из Новосибирска в Москву и обратно, 100 000 ₽ компенсации морального вреда и штраф — 50% от суммы, присужденной судом.

Что решил суд. Районный суд взыскал с авиакомпании половину стоимости путевки — 129 500 ₽ — и обязал полностью вернуть деньги за билеты из Новосибирска и обратно. Компенсацию морального вреда снизил до 10 000 ₽. Еще обязал выплатить штраф — 83 432,50 ₽. Апелляция и кассация оставили решение в силе.

Почему так. Путевку супруги покупали на двоих. Но женщина не попала на рейс по вине авиакомпании, потому что сотрудники без оснований сняли ее багаж. А вот в том, что муж не полетел отдыхать, авиакомпания не виновата, поэтому с перевозчика взыскали только половину стоимости тура.

История № 3

Про путешественницу, которая дважды оформляла справку на провоз собаки

Источник: дело № 88-3238/2023.

Что произошло. Женщина купила билеты для семьи на рейс авиакомпании «Аврора» из Комсомольска-на-Амуре в Красноярск, а оттуда они собирались поехать в Благовещенск. С собой планировали взять собаку, поэтому пассажирка заплатила 2500 ₽ за провоз питомца и оформила у ветеринара справку за 464 ₽.

Но авиакомпания сначала задержала вылет, а потом отменила его. Пассажирам сказали, что рейс выполняет другой перевозчик — «Якутия», — и предложили вернуть билеты или вылететь через неделю.

Женщина согласилась поменять рейс. В аэропорту в старые билеты ей поставили отметку, что перелет не состоялся по метеоусловиям. Но другие самолеты в этот день улетали, плохая погода им не мешала. Поэтому пассажирка решила, что оснований для такой отметки нет. Из-за переноса рейса ей пришлось оформить новую справку для собаки: у старой истекал срок действия.

Билеты из Красноярска в Благовещенск семья купила заранее. Из-за того, что рейс в Красноярск перенесли, пришлось поменять дату вылета в Благовещенск и доплатить за это.

Когда пассажиры прибыли в аэропорт через неделю, их рейс снова задержали. Путешественница отправила в авиакомпанию претензию. Она потребовала, чтобы перевозчик вернул ей 464 ₽ за оформление новой справки для собаки и 10 400 ₽ за обмен билетов на рейс Красноярск — Благовещенск. Еще она собиралась взыскать штраф за задержку рейса  — 6925 ₽, компенсацию морального вреда — 20 000 ₽, неустойку и штраф за отказ вернуть деньги добровольно.

Авиакомпания отказалась, и пассажирке пришлось идти в суд. Женщина подала иск к «Авроре», но «Якутию» привлекли соответчиком по делу.

Что решил суд. Мировой судья удовлетворил требование частично. Взыскал с авиакомпании «Аврора» 464 ₽ за справку для собаки, 464 ₽ неустойки, 5000 ₽ за моральный вред и 2964 ₽ штрафа. В исковых требованиях к авиакомпании «Якутия» отказал. Апелляция и кассация оставили решение в силе.

Почему так. Суд установил, что рейс действительно задержали из-за плохих погодных условий — перевозчик не хотел подвергать риску жизни пассажиров. А значит, штраф за задержку платить не должен. И возмещать доплату за другой рейс тоже не должен, потому что пассажиры сами согласились на замену рейса. А вот остальные убытки должен компенсировать.

История № 4

Про путешественника, которого не пустили на борт с инвалидной коляской

Что произошло. Москвич собирался лететь в Волгоград рейсом «Победы». Из-за инвалидности он мог передвигаться только на коляске с электроприводом. Он заранее позвонил на горячую линию авиакомпании, уточнил условия вылета и предупредил, что ему нужно сопровождение до места в самолете.

В день вылета сотрудник авиакомпании предложил пассажиру пройти к начальнику службы безопасности, чтобы проверить электропривод. Но оттуда его отправили в офис авиакомпании — уточнить, можно ли взять коляску на борт.

В офисе пассажиру объяснили, что коляску с электроприводом нельзя взять в салон самолета, ее надо сдать в багаж. Пассажира отправили в службу багажа в другом здании. Он не мог добраться сам, поэтому туда пошла его мать. В службе багажа женщине объяснили, что коляску нельзя оформить как багаж, и снова отправили в офис. Но и там пассажиру никто не помог.

В итоге мужчина никуда не улетел и попросил сотрудника авиакомпании помочь оформить возврат денег за вынужденный отказ от перевозки. Но тот предложил позвонить на горячую линию. Оператор принял обращение и сказал, что ответ сообщат по телефону или электронной почте.

Пассажир не дождался ответа, поэтому ему пришлось писать в авиакомпанию претензию, а потом — еще одну. Деньги не вернули, и путешественник обратился в Роспотребнадзор, чтобы ему помогли отстоять интересы в суде.

Роспотребнадзор оштрафовал авиакомпанию, а транспортная прокуратура провела проверку. Только после этого пассажиру вернули деньги.

Но теперь уже Роспотребнадзор обратился в суд, чтобы взыскать с авиакомпании в пользу пассажира компенсацию морального вреда. Ведомство попросило 1 млн рублей.

Что решил суд. Удовлетворил требование частично. Взыскал с перевозчика 150 000 ₽ за моральный вред и 75 000 ₽ штрафа за то, что деньги не вернули добровольно. Апелляция и кассация оставили решение в силе.

Почему так. Авиакомпания должна была обеспечить пассажиру сопровождение и помощь в перемещении в здании аэропорта  . Сложно сказать, какими тогда были правила перевозчика. Но на момент написания статьи на сайте «Победы» указано, что коляску с электроприводом провозят в багаже  .

История № 5

Про многодетную женщину, которую не пустили на рейс с ламинированными свидетельствами о рождении

Источник: дело № 33-1583/2024.

Что произошло. Женщину с четырьмя несовершеннолетними детьми не зарегистрировали на рейс S7 по России. Причина — свидетельства о рождении детей были ламинированы.

Пассажирка потребовала вернуть деньги, но безуспешно. Тогда женщина пошла в суд. Она хотела взыскать с перевозчика 137 325 ₽ за билеты, 2200 ₽ сервисного сбора, 139 525 ₽ неустойки, 50 000 ₽ компенсации морального вреда, штраф за то, что деньги не вернули добровольно, — 50% от суммы, присужденной судом, и судебные расходы — 50 000 ₽.

Что решил суд. Районный суд обязал перевозчика выплатить полную сумму за билеты, сервисный сбор и неустойку, но снизил компенсацию морального вреда до 30 000 ₽, а судебные расходы — до 15 000 ₽. Еще взыскал с перевозчика 154 525 ₽ штрафа в пользу истицы.

Почему так. Закон не запрещает ламинировать свидетельство о рождении. А перевозчик при оформлении билетов не указал никаких особых требований к документам. Значит, пассажиров должны были пустить на рейс. Росавиация даже выпустила разъяснения об этом.

Анастасия КорниловаСудились с авиакомпанией? Поделитесь опытом:
  • Аватаркану цифры-то как можно неправильно перевести, если они одними и теми же знаками написаны? никогда этого не понимала. сталкивалась с такой разницей в переводе на косметических средствах. даже моего английского достаточно, чтобы понять, что в оригинале указано держать маску 45 минут, а в русском варианте 25. как так то?4
  • МаксимАватарка, человек опоздал на рейс или не стал читать информацию на другом языке.1
  • Slava Miller"Роспотребнадзор обратился в суд, чтобы взыскать с авиакомпании в пользу пассажира..." удивило, не знал что такие службы могут обращаться в суд в пользу частного лица5
  • Ивана Иванова« Закон не запрещает ламинировать свидетельство о рождении. А перевозчик при оформлении билетов не указал никаких особых требований к документам. » Непонятно. Поясните. Если закон не запрещает ламинировать свидетельство о рождении, то каким боком тут могут быть требования перевозчика? Перевозчик должен подчиняться законам РФ. Разве нет?1
  • Ивана ИвановаАватарка, можно придираться как угодно. Он может с его минимальным английским прочитал, что регистрацию нужно пройти за 25 минут до вылета. Можно же так?1
  • АватаркаМаксим, может он на неё вообще не смотрел, люди все разные. но цифры-то как могут отличаться для русского и английского варианта? это ж не арабский.1
  • АватаркаИвана, у меня вопросы не к пассажиру ) я в ступоре когда в переводах цифры отличаются.7
  • МаксимАватарка, я думал, вы про пассажира) Не но ведь в фильме «День сурка» переведи же неправильно half past six, хотя там время в кадре написано цифрами было0
  • АватаркаМаксим, может фильм вообще не смотрели, когда переводили, всё на слух. но цифры, которые пишутся цифрами одинаково, как?0
  • A. G.До тех пор пока наши суды будут занижать суммы компенсаций морального вреда до смешных сумм и будут происходить подобные истории, компаниям проще отдать копейки, чем что-то делать для своих клиентов9
  • МаксимАватарка, мне приходит в голову только одно объяснение. Возможно, инструкция изменилась в части времени, а на других языках не поменяли.1
  • Анастасия КорниловаИвана, должен. Но не всегда эти законы соблюдает. Из-за чего пассажирке пришлось идти в суд, чтобы суд перевозчику объяснил, в чём он неправ0
  • Ивана ИвановаАнастасия, а зачни тогда писать "А перевозчик при оформлении билетов не указал никаких особых требований к документам. " ? Перевозчик и не имел никакого права указывать какие-либо требования.0
  • Ивана ИвановаАнастасия, Так перевозчик вообще не имел право устанавливать свои правила в отношении ламинирования/неламинирования ДОКУМЕНТОВ. Разве нет? В том же постановлении №82 в п.4 указано "Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок (далее - правила перевозчика). Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей**** " . Плюс к этому Закон о защите прав потребителей, статья 16.0
  • Ивана ИвановаАнастасия, "законом этот момент не урегулирован. Спор у нас с вами сейчас беспредметный — перевозчик в любом случае ничего не прописал в своих правилах, поэтому однозначно был неправ" - Я вам ещё раз повторю, что перевозчик, даже если бы прописал что-то в своих требованиях, он был бы всё равно не прав, т.к. есть законы РФ, которые первичны! Вот этот ваш вывод в статье в корне неверный: "А перевозчик при оформлении билетов не указал никаких особых требований к документам.". Перечитайте, пожалуйста, Аппеляционное определение по данному делу, ссылку на которое вы приводите в своей статье, стр.3-5. Мне пришлось прочитать всё, чтобы найти вот это: "В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации, юридические лица, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок ОБЯЗАНЫ СОБЛЮДАТЬ ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. ПЕРЕВОЗЧИКИ ВПРАВЕ УСТАНАВЛИВАТЬ СВОИ ПРАВИЛА ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК. ЭТИ ПРАВИЛА НЕ ДОЛЖНЫ ПРОТИВОРЕЧИТЬ ОБЩИМ ПРАВИЛАМ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей". Я вам пытаюсь это донести, но вы почему-то отказываетесь слушать. Это как магазин, который запрещает фотографировать товары, ссылаясь, что это коммерческий магазин и у них свои правила. Да, но вот только магазин находится на территории РФ и подчиняется законам РФ, поэтому любые такие требования неправомерны.1
  • user3329577Ивана, я не юрист, но как я понимаю, если бы в законе было черным по белому написано "разрешено ламинировать...", то авиакомпания не смогла бы устанавливать свои правила. Но в законе по этому поводу нет указаний и работает принцип "что не запрещено, то разрешено". И как раз в этих случаях компании могут регулировать эти вопросы своими правилами.0
  • Ивана Ивановаuser3329577, и как вы себе потом это представляете? У вас на руках документ, удостоверяющий личность, но одна авиакомпания "разрешила" ламинировать и вы с ней летаете, а другая "не разрешила" - вот облом, вы с ней не летаете, а завтра все авиакомпании "запретят" ламинировать и что тогда вы будете перевыпускать документ?0
  • ИринаАватарка, какая разница, если в информации расхождение. Если авиакомпания напечатала про 20 минут на любом языке, а сама это не выполняет, это уже косяк.0
  • Ирина"Что решил суд. Мировой судья удовлетворил требование частично. Взыскал с авиакомпании «Аврора» 464 ₽ за справку для собаки, 464 ₽ неустойки, 5000 ₽ за моральный вред и 2964 ₽ штрафа. В исковых требованиях к авиакомпании «Якутия» отказал. Апелляция и кассация оставили решение в силе. Почему так. Суд установил, что рейс действительно задержали из-за плохих погодных условий — перевозчик не хотел подвергать риску жизни пассажиров. А значит, штраф за задержку платить не должен. И возмещать доплату за другой рейс тоже не должен, потому что пассажиры сами согласились на замену рейса. А вот остальные убытки должен компенсировать." Что-то непонятно. Если авиактомпания не виновата и пассажиры сами согласились на замену, то с какой стати присудили компенсировать ветсправку, ведь соглашаясь, они знали, что придется делать новую. И в чем заключается моральный вред? А если справку и моральный вред компенсировали законно, то и остальные расходы, понесенные из-за переноса, должны быть компенсированы. Непонятна правовая база в этом случае.0