Как заставить авиакомпанию заплатить за задержку багажа?

3
Аватар автора

Александр

спросила в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Мы с семьей съездили в Вену на три дня. Все это время провели без багажа из-за ошибки авиакомпании. В чемодане были подгузники, питание для ребенка и наши теплые вещи. Пришлось купить необходимое в Вене.

По возвращении мы собрали все чеки и написали претензию в авиакомпанию. Сначала они перекладывали вину на аэропорт. Потом признали вину, но сказали, что готовы компенсировать только штраф за просрочку доставки багажа. Стоимость вещей они оплачивать не хотят и поясняют это так: «Вы сохраняете право пользования на вновь приобретенные вещи, значит, у вас нет убытков».

Я нашел решения судов в пользу пассажиров. В них авиакомпанию обязывали возместить расходы на вещи, если пассажиры могли подтвердить их чеками. Но я не смог найти, считает ли суд эти расходы убытками, которые должны быть возмещены, и какие для этого есть основания. Помогите разобраться.

Аватар автора

Анна Чеботарева

юрист

Страница автора

Суды решают вопросы о возмещении убытков при задержке багажа по-разному: иногда в пользу пассажиров, иногда — авиакомпаний. Все зависит от обстоятельств каждого дела. Разберемся, что влияет на решения судов.

На что имеет право пассажир в случае задержки багажа

Когда покупаете билет на самолет, вы заключаете с авиакомпанией договор воздушной перевозки. По его условиям авиакомпания должна перевезти вас и ваш багаж из точки А в точку Б за плату в определенный срок  . Если вас или багаж привезли не вовремя, договор исполнен ненадлежащим образом. Значит, авиакомпания должна понести ответственность  .

Путешественник может потребовать:

  1. Выплатить штраф — 100 ₽ за каждый час просрочки, но не более 50% стоимости билета  . Но если перевозчик докажет, что багаж задержали по независящей от него причине, штраф не выплатят. Например, если чинили поломку самолета, которая угрожала жизни пассажиров.
  2. Возместить убытки. Они состоят из двух частей  . Первая — реальный ущерб, то есть расходы, которые человек понес, чтобы восстановить нарушенное право. Вторая — упущенная выгода, то есть доходы, которые он бы получил, если бы его права не нарушили. Главное — доказать прямую связь между нарушением договора перевозки и убытками. Иначе выплаты не будет.
  3. Компенсацию морального вреда.

Раньше суды по-разному трактовали воздушный кодекс. Одни взыскивали и штраф, и убытки  . Другие — только штраф, без убытков  .

С 1 апреля 2024 года таких разночтений быть не должно: вступили в силу новые поправки в воздушный кодекс, где четко прописано, что пассажир имеет право и на выплату штрафа, и на возмещение убытков, если они доказаны.

Как считают убытки

Их регулирует Монреальская конвенция. По ней выплату убытков за утерю багажа считают в специальных правах заимствования — Special Drawing Rights, СДР. На 9 апреля 1 СДР = 122,75 ₽. Курс постоянно меняется, актуальный — на сайте ЦБ.

Если пассажир не объявил ценность багажа при регистрации на рейс, он получит максимум 1000 СДР  . Сумма может быть меньше — смотря сколько убытков докажет пассажир.

Например, Подольский городской суд Московской области посчитал  , что пассажиры не правы, когда требуют взыскать с авиакомпании максимально возможный ущерб по конвенции без доказательства убытков.

Как доказать убытки

Если вы собираетесь доказывать, что из-за задержки багажа купили вещи и понесли убытки, важно подобрать правильные аргументы.

Представим, что турист полетел в отпуск кататься на своем сноуборде. Авиакомпания задержала багаж и доставила доску только к концу отпуска. Из-за этого путешественнику пришлось брать сноуборд в аренду. Он сохранил чеки и договор проката. Его расходы — это убытки. Он может потребовать их с авиакомпании. А вот если чеков и договора нет, подтвердить траты и доказать убытки нечем.

В судах пассажиры часто неудачно выбирают аргументы. Суды не признают прямую причинно-следственную связь между задержкой багажа и расходами пассажиров и не компенсируют их траты. Например, так бывает, когда путешественники не могут доказать, что им были нужны вещи из багажа.

Путешественникам с задержкой доставили багаж в США. Чтобы забрать его, туристам пришлось лететь в два разных города: Нью-Йорк и Форд-Лодердейл. В Форд-Лодердейле пассажиры сняли номер люкс с двумя спальнями, чтобы переночевать в ожидании багажа. Еще они купили одежду, предметы личной гигиены и другие вещи.

Суду было непонятно  , почему доставки багажа нужно было дожидаться именно в люксе. Еще он не смог установить, что купленные вещи туристам действительно были необходимы. К сожалению, в решении не перечислен список вещей. В итоге суд взыскал с перевозчика только 1696,44 ₽ убытков, хотя истец просил 645 383,51 ₽. Еще истцу присудили 50 000 ₽ компенсации морального вреда, 25 848,22 ₽ штрафа за просрочку доставки багажа, 20 000 ₽ на услуги представителя и 5220 ₽ за оплату перевода.

В похожей ситуации оказались другие туристы.

Они вовремя не получили багаж, поэтому купили зубную пасту, щетки и мыло. При этом они жили в четырехзвездочном отеле, где средства гигиены выдают. Еще они купили лыжи, хотя в задержанном багаже их не было, и лыжный шлем. Суд посчитал, что его можно было взять напрокат гораздо дешевле.

Центральный районный суд Тюмени отметил  : в пользовании пассажиров остались футболки, шорты, трико, бюстгальтер, майка, кардиган, блузка, джинсы. Они могут их носить, значит, убытков нет, в их взыскании суд отказал.

Ответчика обязали выплатить компенсацию морального вреда каждому из истцов — по 20 000 ₽, штраф за задержку доставки багажа — 7500 и 10 000 ₽, а также компенсировать 10 000 ₽ расходов на оплату услуг представителя и 135,86 ₽ за почтовые траты.

Другой случай произошел в Башкортостане.

Мужчина прилетел на деловые переговоры, а багаж ему вовремя не доставили. В чемодане лежали духи, обувь, печать компании, зубная щетка и бритва. Все это, кроме печати, истцу пришлось купить, чтобы не ударить в грязь лицом на переговорах. Заодно он приобрел деловой костюм.

Суд первой инстанции посчитал убытками расходы на все, кроме туалетной воды и костюма  , которого не было в чемодане. А верховный суд республики критически оценил покупку дорогих итальянских ботинок  . Он решил, что путешественник купил их по своему желанию, а не из-за острой необходимости. В итоге истцу вернули деньги только за зубную щетку и бритву.

Бывает, пассажиры не могут доказать, что вещи из багажа требовались им ежедневно.

Авиакомпания доставила багаж из Красноярска в Торонто на неделю позже срока. Вещи принадлежали девочке с инсулинозависимым сахарным диабетом. Родители утверждали, что в багаже были тест-полоски для контроля уровня сахара, инсулиновая помпа и личные вещи.

Из-за задержки багажа пассажирке пришлось покупать лекарства, а также предметы личной гигиены, канцелярские принадлежности, одежду. Когда чемодан доставили, он был сломан. Родители требовали выплаты штрафа и возмещения расходов на покупку всех товаров первой необходимости и нового чемодана.

Замоскворецкий районный суд Москвы посчитал  , что авиакомпания действительно привезла багаж с задержкой и обязана выплатить штраф 300 € по курсу ЦБ на день исполнения решения суда. В компенсации убытков и морального вреда отказал. Родители не доказали, что девочка действительно была больна диабетом и что ей каждый день требовались полоски и помпа. А по фото сломанного чемодана суд не смог определить, тот ли это чемодан и действительно ли его испортили при перевозке.

Подобных решений в судебной практике достаточно. Но бывают и исключения.

Например, Московский городской суд посчитал  : когда пассажиры купили вещи на 600 €⁣ (62 403 ₽) из-за задержки багажа, они понесли убытки. Чемодан им в итоге вернули, но суд все равно решил, что вещи путешественникам действительно были нужны во время недельного путешествия на яхте. К сожалению, список покупок в решении не указан. В итоге суд взыскал убыток на сумму 51 526,4 ₽. Но, например, отказал в возмещении услуг сотовой связи и аренды яхты на сутки. Еще присудил 5000 ₽ компенсации морального вреда и штраф в размере 28 263,2 ₽ за отказ выплатить деньги добровольно.

Цены в рублях пересчитываются по актуальному курсу каждый раз, когда вы открываете страницу

Ленинский районный суд Кирова присудил  пассажиру компенсацию 11 200 ₽ за не доставленный вовремя багаж. Турист купил самое необходимое: пляжные тапочки, полотенце, зубную пасту и щетку, пляжные шорты, крем для бритья и бритву, солнцезащитный крем, очки, футболку, шампунь и гель для душа, две пары носков, зарядное устройство для телефона. Суд взыскал штраф за позднюю доставку багажа — 2375 ₽, расходы на оплату проезда — 11 940 ₽, расходы на приобретение вещей — 11 179 ₽. А еще 5000 ₽ компенсации морального вреда, 15 247 ₽ штрафа за то, что деньги не перечислили добровольно, и 8000 ₽ расходов на оплату услуг представителя.

Из этих решений можно сделать главный вывод: в делах о возмещении убытков за задержку багажа многое зависит от оценки судьи. Ищите логические связи между задержкой багажа и вашей покупкой.

Каковы правила компенсации у авиакомпаний

Прежде чем идти в суд и писать претензию, внимательно изучите правила вашей авиакомпании. Возможно, она гарантирует возмещение расходов на предметы первой необходимости. Приведу несколько примеров.

China Southern Airlines готова выплатить компенсацию после расследования и в том случае, если багаж летел одним рейсом с пассажиром и не долетел по вине авиакомпании. Размер компенсации ограничен условиями Варшавской и Монреальской конвенций: не больше 17 СДР за килограмм багажа и не больше 1288 СДР на одного пассажира.

Asiana Airlines гарантирует, что выплатит стоимость предметов первой необходимости один раз по требованию клиента. Гарантия не действует, если человек не получил багаж из-за другого пассажира, который забрал чужой чемодан по ошибке.

Etihad предлагает подать претензию о возмещении расходов на предметы первой необходимости, но выплату не гарантирует.

Что в итоге

Если ваш багаж задержали, вы можете требовать от авиакомпании одновременно возместить убытки и уплатить штраф. Но надо доказать, что вы потерпели убытки из-за поздней доставки вещей.

Даже если вы собираетесь купить только необходимые вещи взамен тех, что остались в чемодане, подумайте, какие из них вам действительно нужны. Чаще всего суды компенсируют расходы на нижнее белье, детское питание и подгузники, лекарства, которые турист принимает регулярно. Стоимость зубной пасты, щетки и мыла могут компенсировать, только если путешественник не живет в отеле, где все это включено в цену номера.

Получить компенсацию за эти вещи проще, чем за десяток футболок и платьев. Даже если они и правда остались в багаже, суд может посчитать, что возмещение расходов на новые вещи приводит к неосновательному обогащению туриста. Хотя некоторым путешественникам удается доказать обоснованность расходов. Тут как повезет.

Перед тем как обращаться в суд, изучите правила на сайте авиакомпании. Некоторые перевозчики указывают, что возмещают расходы на предметы первой необходимости при задержке багажа.

Получали компенсацию от авиакомпании за задержку багажа? Поделитесь опытом:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество