Мы продолжаем цикл статей о франшизах: рассказываем, как в России открывают бизнес под чужим товарным знаком, сколько это стоит и во что выливается.
Уже написали про пиццу и кофейни, сегодня на повестке детские центры, а в будущем — торговля, услуги и многое другое. Подписывайтесь на Т—Ж в Телеграме, чтобы не пропустить новые рассказы предпринимателей: @tinkoffjournal.
Герой: Елена Боронина, «Бэби-клуб»
Место: Химки
Что дает франшиза: 500 сценариев занятий и 12 000 игр для всех возрастов, методику подбора персонала, обучение специалистов по работе с детьми, обучение ведению бизнеса, единый колцентр для клиентов, чек-листы открытия и работы, зонирование помещения, брендбук, базу знаний с материалами по ведению бизнеса, приглашение на съезды-конференции для партнеров и специалистов сети
Первоначальный взнос: от 790 000 рублей
Окупаемость: от 2 лет
Чем занимается сеть
«Бэби-клуб» запускает детские сады и центры раннего развития детей. Сценарии занятий разработаны на каждую возрастную категорию — от 8 месяцев до 7 лет.
Бренд «Бэби-клуб» появился в 2000 году, а франшиза сети запустилась в 2009. Управляющая компания поддерживает и консультирует партнеров во всех вопросах: от поиска помещения до подбора и подготовки персонала на весь 6-летний срок договора. В 2017 году у компании действует 238 франчайзинговых точек.
Почему выбрали именно этот бизнес
Елена работала в отделе кадров государственной компании, но удовольствия не получала. Детская тема казалась ближе. Раньше Елена ездила работать вожатой в детские лагеря, подрабатывала няней, а потом сама родила двух дочерей. В итоге она ушла с работы, чтобы открыть детский центр.
Узнав о «Бэби-клубе» в 2009 году, Елена приехала в головной офис в Москве знакомиться с руководителями. Ей сразу понравилась царившая там семейная атмосфера. Потом Елена посетила несколько «Бэби-клубов» и решила купить франшизу.
Как запускала
Елена оказалась в числе первых партнеров, запускавших «Бэби-клуб» по франшизе. Первопроходцам помогали советами основатели — Евгения и Юрий Белонощенко. Так как у Елены в 24 года еще не было управленческого и предпринимательского опыта, это пригодилось.
Елена решила открываться в Химках — в своем родном городе. Единовременная выплата владельцу бизнеса на старте (паушальный взнос) и обучение Елены и команды в 2009 году обошлись в 500 000 рублей. Аренда и ремонт помещения площадью 130 м² — в 2 млн рублей.
Елена наняла четырех специалистов и четырех помощников, а сама совмещала роли администратора, специалиста и директора.
Клуб запустился в марте 2010 года. На открытие пришли 120 человек, в первую же неделю родители записали на занятия 50 детей.
Елена ждала учеников от 1 года, но слово «бэби» в названии сбивало родителей с толку. Они приводили 6-месячных малышей, и возрастные рамки подвинулись. Заработало сарафанное радио, возник спрос на группы по подготовке к школе. К малышам добавились дошкольники пяти и шести лет.
Стоимость занятий зависит от времени, которое ребенок проводит в клубе. Стартовый ценник — 3500 рублей в месяц.
В какой-то момент лист ожидания растянулся на 120 человек, потому что у клуба не хватало ресурсов, чтобы принять всех. Однажды к Елене пришли конкуренты, открывшиеся неподалеку, со словами: «Вы мешаете нам работать! К нам никто не идет».
Детей привозили даже из соседних Зеленограда и Куркина. Позже там появились свои «Бэби-клубы» — некоторые из них открыли клиенты Елены. Обучив своих детей, родители вдохновлялись опытом предпринимательницы и покупали франшизу. Сама Елена открыла еще два клуба в Старых Химках, а позже — сад полного дня.
В «Бэби-клубе» дети проводили по четыре часа максимум: приходили на занятия без перерывов на сон и обед. Родители хотели оставлять детей на более длительное время. Через пять лет после запуска первого клуба Елена открыла сад полного дня.
С какими проблемами столкнулась
При запуске первого клуба в Химках зонирование помещения и руководство по дизайну предоставила управляющая компания. При ремонте не обошлось без ошибок.
Розетки Елена решила поставить внизу, а проводку провести по полу. Но чтобы получить разрешение на открытие, их пришлось поднять на высоту 170 см, а проводку протянуть поверху.
Лицензия на образовательную деятельность сначала не считалась обязательной, поскольку клуб осуществлял только присмотр и уход за детьми. Но в 2015 году ситуация изменилась: лицензия стала обязательной, а требования к помещениям стали более жесткими. Чтобы соответствовать, многим клубам пришлось искать новые площадки. Кто-то даже закрылся.
Изменения в законе доставили Елене дополнительные хлопоты, но лицензию она получила.
Результат
В 2014 и 2017 Елена продала два клуба партнерам. Теперь ей интересно запускать более масштабные истории — с помещением от 1000 м². Елена съездила в США и Европу, чтобы изучить опыт местных частных образовательных учреждений.
Пока у Елены по-прежнему работают один клуб и один детский садик. В клуб на занятия ходят 150 детей, в сад — 45.
Советы
Берегите репутацию. Покупая франшизу, вы добровольно выбираете себе «старшего брата». От вашей репутации зависит и репутация сети. Франчайзинг — это командная игра.
Открывайтесь на территории, обстановку которой понимаете. Если запускаете дошкольный образовательный проект, не бойтесь приходить на детские площадки и общаться с мамами. Хватает ли им садов? Нужен ли детский клуб?
Любите то, что делаете. Первые два года Елена практически жила в клубе, совмещая разные роли. Случались и сложные периоды: на время третьих родов ей пришлось уйти из управления проектом. Но потом Елена все равно вернулась.
Открыть детский центр в Химках, 2009 г.
Трата | Стоимость |
---|---|
Паушальный взнос | 500 000 ₽ |
Роялти в месяц на начальном этапе | 15 000 ₽ |
Роялти в месяц при постоянном доходе | 7% от оборота |
Аренда и ремонт помещения | 2 000 000 ₽ |
Зарплата специалистам | 130 000 ₽ |
Согласования и замеры | 100 000 ₽ |
Реклама | 50 000 ₽ |
Время окупаемости | 2,5 года |
Прибыль в месяц в 2017 г. | Около 600 000 ₽ |
Открыть детский центр в Химках, 2009 г.
Паушальный взнос | 500 000 ₽ |
Роялти в месяц на начальном этапе | 15 000 ₽ |
Роялти в месяц при постоянном доходе | 7% от оборота |
Аренда и ремонт помещения | 2 000 000 ₽ |
Зарплата специалистам | 130 000 ₽ |
Согласования и замеры | 100 000 ₽ |
Реклама | 50 000 ₽ |
Время окупаемости | 2,5 года |
Прибыль в месяц в 2017 г. | Около 600 000 ₽ |