ПРОМО
Купить в рассрочку, чтобы пользоваться сразу
Что можно купить?
7K
362

Хотите разобраться, стоит ли покупать БАДы и суперфуды? Задайте вопрос эксперту

АМА с нутрициологом и автором Учебника Т—Ж Викой Вишняковой

Хотите разобраться, стоит ли покупать БАДы и суперфуды? Задайте вопрос эксперту

БАДы переживают новую волну популярности: их продвигают в соцсетях и на маркетплейсах, продают в магазинах косметики и даже предлагают в формате бьюти-боксов на разные случаи жизни — например, комплексы для борьбы с акне или наборы для восстановления сил после зимы. В аптеках продажи БАДов растут быстрее, чем продажи лекарств, хотя большинство популярных добавок не способны оказать обещанного волшебного действия на организм.

Мы пригласили в рубрику AMA автора курса «Как правильно питаться» и постоянного эксперта Тинькофф Журнала нутрициолога Вику Вишнякову. Вместе с ней хотим разобраться в бесчисленных мифах и наконец-то понять, существуют ли БАДы, на которые не жалко потратиться.

В течение недели вы можете задать любой вопрос о полезных добавках в комментариях и узнать мнение эксперта. Нужны ли нам пребиотики и антиоксиданты? Стоит ли принимать коллаген и заказывать исландский мох и ягоды годжи? Есть ли витамины, которые все-таки можно покупать без сомнений? Правда ли, что правильно подобранные БАДы замедляют старение? Какие продукты действительно можно назвать суперфудами, а какие остаются раскрученной маркетинговой легендой? Не стесняйтесь — в вопросах здоровья всегда лучше знать правду, особенно если она сэкономит деньги.

Правила игры

  1. Пишите свои вопросы в комментариях с 24 по 31 марта — до 15:00. Если вы пришлете свой вопрос позже, возможно, на него ответит кто-то из читателей.
  2. Ответы получат только вопросы с положительным рейтингом и только на заданную тему. Поэтому, если вам интересен какой-то вопрос, ставьте ему лайк. Если считаете, что вопрос не по теме или неуместен, ставьте дизлайк.
  3. Эксперт начнет отвечать на вопросы в понедельник, 27 марта, и закончит в пятницу, 31 марта, в 19:00.
  4. Формат AMA не подразумевает медицинских консультаций — дать рекомендации по диагностике, лечению и приему препаратов при конкретных заболеваниях мы не можем, это нарушение закона.
  5. Мы оставляем за собой право не отвечать на самые каверзные вопросы в трансляции: для сложных случаев возьмем дополнительное время, чтобы чуть позже посвятить им подробные разборы.
  6. Не стесняйтесь задавать любые вопросы по теме и помогать друг другу — мы будем рады каждому комментарию.
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Сейлор Марс

День добрый. У меня несколько вопросов:
1. Любопытное мнение слышала от врачей. Одни считают что корректировать витамины не нужно, не нужно пить добавки и тд, просто питаться сбалансировано. А другие же утверждают, что необходимо восполнять дефициты для хорошего самочувствия и тд. Кто прав?
2. Есть ли различие между бадами и витаминами?
3. Мультивитаминны бессмысленны? Я не принимаю, но многие знакомые покупают себе на марктеплейсах какие-то бюджетные комплексы всего для всего и думают, что теперь их здоровье окрепнет. Особо популярны комплексы для женщин и мужчин.
4. Спирулина и Хлорелла, что это и зачем это?

40
Вика Вишнякова

Сейлор, БАД — это биологически активная добавка к пище. Сюда относятся любые витаминно-минеральные комплексы, в том числе и мультивитамины. Это действительно популярная вещь: в России с января по август 2021 года рынок пищевых добавок вырос на 25% по сравнению с таким же периодом в 2020 году.

Крупные эпидемиологические исследования показывают, что добавки не работают для защиты здоровья от тех заболеваний, от которых их советует реклама.
https://www.acpjournals.org/doi/10.7326/M18-2478
https://jamanetwork.com/journals/jama/fullarticle/2793446

У любых добавок есть потенциальные риски использования: во-первых, они не проходят такой качественный контроль, как лекарственные препараты. Это значит, что состав и дозировка заявленного вещества может сильно различаться между этикеткой и реальностью.
Во-вторых, использование БАДов отвлекает ресурсы и внимание от действительно значимых для здоровья вещей — сбалансированного рациона и адекватной физической активности. Вы верно подметили — "и думают, что теперь их здоровье окрепнет". Забавный эксперимент провели тайваньские ученые в 2011 году: они предлагали двум группам испытуемых плацебо, но одной из групп его выдавали за витаминно-минеральный комплекс. Оказалось, что те, кто думал, что принимает эти БАДы, меньше двигались и хуже контролировали свое питание, по сравнению с участниками, которым сказали, что таблетки были плацебо.

16
Вика Вишнякова

Сейлор, здравствуйте!

Мнение эксперта – низшая ступень в пирамиде доказательной медицины. Для того, чтобы принять решение о здоровье, стоит руководствоваться более качественными источниками данных, которые исключает совпадение, заинтересованность одной из сторон, когнитивные искажения, присущие любому человеку.
Наиболее убедительный источник информации - синтез множества качественных исследований. На основании такого синтеза формируются рекомендации по питанию, приему добавок и другим аспектам образа жизни. Следуя таким рекомендациям мы с высокой долей вероятности сохраним здоровье и кошелек.
Поэтому предлагаю вместо анализа разных точек зрения посмотреть, что по данному вопросу говорит научное сообщество. Например, можно обратиться к советам для населения от Минздравов развитых стран. Ни в одном из их рекомендаций по питанию нет пункта про необходимость рутинного приема витаминов. Несмотря на разный набор продуктов все минздравы сходятся во мнении, что здоровый человек без особых состояний типа беременности должен получать все необходимые питательные вещества из пищи. Исключение – витамин D для некоторых стран и фолиевая кислота всем женщинам детородного возраста. Минздрав России к этому небольшому списку добавляет еще рекомендацию использовать йодированную соль. Никаких других добавок здоровому человеку на постоянной основе принимать не нужно.
Запугивание дефицитами – хороший маркетинговый трюк. Но это не значит, что дефицитов питательных веществ не существует. Есть различные заболевания и состояния, которые могут приводят к дефицитам питательных веществ – бариатрическая операция, воспалительные заболевания кишечника или беременность, например. В этом случае врач оценивает питание и назначает лекарственные препараты в нужной дозировке для восполнения дефицитов, или предлагает пожизненное использование пищевых добавок, если это необходимо. Но, повторюсь, это редкие случаи. При разнообразном сбалансированном рационе можно получить все необходимые питательные вещества в нужных количествах и форме. Позиция Минздрава Великобритании по этому вопросу: https://www.nhs.uk/common-health-questions/food-and-diet/do-i-need-vitamin-supplements/

Изображение пользователя Вика Вишнякова
16
Вика Вишнякова

Сейлор, спирулину и хлореллу разбирали тут: https://journal.tinkoff.ru/list/dont-be-bad-bad/
Спойлер — никаких уникальных свойств и чудес для здоровья.

11
Сейлор Марс

Вика, спасибо за все ответы☺️

9
Сергей
Сообщник

Сейлор, 1 - дело не только в сбалансированном питании, но и в его количестве.
Человек с низкой физической активностью просто не съест то количество пищи, которое покроет его потребность в витаминах и микроэлементах. Плюс учитывайте сезонные и региональные факторы. Тот же витамин D который вырабатывается в коже от солнечного света... живя в северных регионах, хоть обгуляйся - ты его не получишь в нужном количестве. Повышенная потребность так же возникает при болезнях, беременности.
2 - открою секрет, то что называется БАДами обывателями и то, что под этим термином подразумевается в фармакологии - разные вещи ). Витамины и есть БАДы в большинстве случаев.
3 - с мультивитаминами очень сложный вопрос. дело в том, что многие витамины/минералы при одномоментном приеме просто несовместимы. Поэтому если пишут "все витамины и минералы в одной таблетке" - это фикция. Если же комплекс витаминов разделен на несколько приемов в день или в комплексе лишь некоторое количество совместимых веществ - вполне.

9
Сейлор Марс

Сергей, вы врач?

2
AY
Герой

Сейлор, а вы кого спрашиваете? Вика Вишнякова это журналист , и не имеет медицинского образования ( во всяком случае я прошерстил интернет , указано что она журналист , но нигде нет информации что она врач).

16

Комментарий удален модератором

Ехидна, ведьма Жадности

Как все-таки применять коллаген? С одной стороны слышу, что пить его внутрь смысла нет, т.к он превращается в обычный белок в желудке, с другой, что он применение внутрь действительно помогает естественной выработке коллагена. Кто прав?

30
Сергей

Ехидна,, был очень удивлен действием коллагена на самом деле. Я немного бегаю на любительском уровне. И после нескольких пробежек у меня всегда начинало болеть колено, так что приходилось брать паузу на неделю, чтобы успокоилось. Потом одна-две недели бега, снова боль, снова пауза. Ходил к врачам, травматологам, специалистам по лечебной физкультуре, кому-то ещё, делал рентген и мрт. Все высказывали разные мнения: начиная от болезни Гоффа и недостатка глюкозамина, хондроитина и прочего, и заканчивая тем, что я неправильно хожу, неправильно ставлю стопы, неправильно располагаю таз при ходьбе, и вообще должен смириться, и болеть колено будет всегда.
Все внезапно изменилось, когда жена заказала с айхерба коллаген (для волос и ногтей) и предложила мне его попробовать пить. Я попробовал, и сначала даже думал, что туда добавлено обезболивающее (как в некоторые виды хондроитина). Боль в колене полностью прошла, хотя начал бегать чаще, больше и быстрее, чем раньше. Вчера пробежал полумарафон за 1:50, ноет все тело, но колени в полном порядке.
Принимал коллаген сначала в виде таблеток (плюс дополнительно витамин С для улучшения усваимости), затем перешел на порошок, который надо разводить в воде. Разницы не заметил.
Ни в коем случае не хочу сказать, что коллаген спасет всех, но с другой стороны могу подтвердить, что он работает, если пить внутрь. Причем, это не эффект плацебо, иначе почему таким плацебо не стали кучи других таблеток, которые я пил до этого.

16
Тарас Житников SEO-специалист

И еще сразу можете написать, правда ли что морской коллаген для кожи, а говяжий коллаген для суставов?

10
Наталия Мехедова
25.03, 09:05
Отредактировано

Тарас, читала, что говяжий коллаген полезнее, ведь в нём не только I и III типы белка, кроме II типа есть ещё ~20 типов белка, интересно насколько это соответствует действительности 🤔

4
Евгений Быков

Наталия, Тип коллагена абсолютно не важен, у всех типов практически идентичный аминокислотный состав - а любой белок будет расщеплён до аминокислот нашим организмом. Есть ещё небольшие отличия, но они опять же, не важны (по теории так, ну и исследования это подтверждают).

I, II, III типы - уловка маркетологов, чтобы продавать один и тот же товар несколько раз

14
Вика Вишнякова

Евгений, мне определенно нравятся ваши комментарии:)

1
Вика Вишнякова

Ехидна,, правы ... оба! Коллаген — это большая молекула, усвоить ее в "цельном" виде мы не можем. В организме коллаген расщепляется до простейших составляющих — аминокислот. То есть мы не получим его внутрь в форме белка, мы получим его «разобранным на кирпичики». Чтобы коллаген образовался, организм должен снова собрать его из аминокислот в нужном месте.

На способность собирать аминокислоты в коллаген, а не отправлять их на другие нужды, влияют текущие потребности организма. Например, задачи типа заживления ран или выработки инсулина для снижения глюкозы могут оказаться важнее. В итоге может случится так, что все аминокислоты из «разобранного» коллагена организм направит на строительство других белков.

Поэтому нет необходимости принимать именно коллаген, чтобы иметь его внутри в достаточном количестве. Достаточно употреблять адекватное количество белка и следить за его разнообразием: рыба, мясо, яйца, бобовые, орехи, например. А еще есть овощи и фрукты, чтобы получать витамин С, который учувствует в его производстве внутреннего коллагена.

Но верно и то, что принимая коллаген, мы все же получаем белок, а это — "кирпичики" для производства внутреннего коллагена. Так что технически это немного странный и дорогой, но все же способ как-то повлиять на производство собственного коллагена.

Вот статья от Гарвардской медицинской школы о коллагене и проблемах с проверкой его эффективности: https://www.hsph.harvard.edu/nutritionsource/collagen/

6
Anxious Millenial
27.03, 10:26
Отредактировано

Ехидна,, Коллаген - белок, который при употреблении в пищу расщепляется на аминокислоты. Смысл употребления коллагена - получение аминокислоты лизина, т.к. она незаменимая, но не синтезируется организмом её нужно получать из еды. Таблетки коллагена за много денег - бесполезная трата, просто периодически ешьте холодец или желе на желатине.

5
Велена

Ехидна, "превращается в обычный белок в желудке" я, конечно, все понимаю, но коллаген это и есть белок. И в желудке любой белок делает что угодно (а точней распадается на аминокислоты), но не превращается сам в себя))

5
Сейлор Марс

Ехидна,,

Вначале я думала что коллаген это полезно, ведь холодца и желе ты столько не съешь, пила аптечный «Геленк нарунг», вроде он немецкий и стоил 5к за баночку, а потом поняла что от него только желудок себе порчу, что-то типа изжоги началось. Эффекта не заметила и бросила. Потом так же прочитала что нифига он не усваивается и ещё больше утвердилась в этом мнении. Жду ответа на ваш вопрос от эксперта.)

4
Максим Кольцов

Ветер, условные 30 лет назад средняя продолжительность жизни была меньше и вообще люди выглядели хуже. Несмотря на "коров свободного выпаса" и прочую экологичную еду

отсюда я делаю вывод что всё это чушь собачья

27
Quaintrelle

Кто несет ответственность за последствия не медицинской консультации, эксперт без медицинского образования или организатор телемедицины, которому нужен кликбейт на хайповой теме?

22
user1628390

Quaintrelle, если кратко то никто

2
Ветер

Quaintrelle, тот, кто запрашивает эту услугу, это же очевидно

2
Вика Вишнякова

Quaintrelle, я не юрист, поэтому компетентно ответить на ваш вопрос не могу. Тут Однако могу рассказать, что за осуществление медицинской и фармацевтической деятельности без лицензии предусмотрена статья 235 в УК РФ. Увы, чтобы она начала применяться, у такой деятельности должны быть установлены негативные последствия: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/f753459fd7b189d1a8f6f269ddcaf8c3a5057043/

Но ваш вопрос про НЕ медицинскую деятельность, и тут трудно понять, что имеется ввиду. По идее раз деятельность НЕ медицинская, то и проблемы быть не должно. Согласно УК возникает она как раз в обратном случае — если медицинская деятельность осуществляется, а лицензии на нее нет.

1
Bacalhau
Герой 💎

Александр, нутрициолог - человек без медицинского образования чем вызывает недоверие.

20
Коррумпированный Библиотекарь

Bacalhau, еще, оказывается, достаточно отучиться 512 академчасов в какой-нибудь шарашкиной конторе, и ты - нутрициолог.

“Важный момент, который часто опускают: диетология регламентируется законодательно, а нутрициология - не всегда. Это значит, чтобы стать диетологом, нужно пройти аккредитацию и зарегистрироваться в официальной организации здравоохранения. Статус нутрициолога не защищается законом. То есть в странах, где нет профессиональных стандартов, как в РФ, кто угодно может назвать себя нутрициологом. Из-за этого труднее различить тех, кто получил надлежащую квалификацию и с самоучками, которые могут нанести вред здоровью человека ”.(с сайта РИА Новости)

13
Василина Радькова

Правда ли, что в центральной России (живу в москве) у всех по умолчанию недостаточно витамина D, потому что солнца очень мало? И можно его пить в зимние месяцы в профилактических дозах, даже без анализов

20
Ветер

Василина, живу на Урале, в начале зимы по анализам была нижняя граница Д, пил всю зиму через день по 10 тыс МЕ, в конце зимы анализ показал близко к верхней границе. На весну пока прекратил прием, посмотрю через три месяца, насколько он упадет

7
Леона Красуцкая

Ветер, а какой пили?

1
Ветер

Леона, нашел на озоне с хорошей дозировкой Maxler D3, баночки как раз на зиму хватило, там капли с удобной пипеткой (две половинки пипетки - 10 тыс МЕ)

3
Леона Красуцкая

Ветер, хммм, любопытно, спасибо. Возьму на заметку. Мы просто с дочкой пьем разные д3, с каких-то дефицит уходит, а какие-то просто в ноль деньги на ветер, сдаём каждые полгода анализы. Сейчас детский эндокринолог порекомендовала вигантол, но сказала, что масляный раствор может не усваиваться у подростков, лучше пить на водной типа аквадетрима. Посмотрим что покажут анализы перед летом.
А можете скрин скинуть того, что вы пили?

1
Ветер

Леона, да, думаю на волне популярности и подделок много появилось, или, даже, просто пустышек.

Изображение пользователя Ветер
7
Белая_ночь

Ветер, подскажите, а самочувствие улучшилось после того, как анализы показали норму?

1
Calculon

Чем нутрициолог отличается от гомеопата? Звучит одинаково бесполезно.

19
Прохор Шишкин

Calculon, нутрицолог это как диетолог, только в Инстаграме и без медицинского образования.

13
Осьминожка

Crazzzy, не нутрициолог, но не могу не вмешаться: попробуйте готовые ореховые пасты без добавок - отличная штука! Бывают из фундука, миндаля и т.д. Жевать не надо совсем, при этом вкусно.

14
Сергей Афишин

Что значит,врач без медицинского образования?Такого не бывает!Врач должен всегда его иметь это образование🤣

14
Laska Zima

Добрый вечер)
Хотелось бы узнать действительно ли работают так называемые БАДы «для печени» и хотелось бы узнать мнение эксперта про витамины Солгар.

13
kino

Почему вдруг везде стали писать, что коллаген, хондроитин с глюкозамином и гиалуроновую кислоту бесполезно принимать внутрь, если мне несколько лет действительно они помогали? И это не эффект плацебо, после закрытия Айхерба попробовала наши «поделки» и эффекта ноль, теперь не знаю куды бечь и где брать((

12
поросячий хвостик

kino, поддерживаю вопрос! Буду благодарна, если эксперт еще подскажет и дополнительные источники коллагена из пищи (а то холодец уже как часть корабля)

10
Ветер

Mari, маркетинг же, это без образования понятно. Тонны кофеина там в придачу - минус 100 калорий и минус здоровье

12
Евгений Быков
26.03, 10:24
Отредактировано

Е, Хмм, а давайте глянем определение слова "эксперт"?
Во всех словарях, таких как Ожегова, Ефремовой, Ушакова и т.д., говорится, что "эксперт - это специалист".

Окей. А кто такой специалист?
Опять же, во всех словарях, "специалист - это человек профессионально занимающийся тем или иным видом специального труда". Во всех словарях по-разному, но ВЕЗДЕ это сотрудник конкретной профессиональной области.

Так что, данная девушка под определение "эксперта" не подходит. Она - журналист, и правильным для неё, как журналиста, было бы привлечь эксперта, дабы уже он дал комментарии.

По поводу твоих аргументов:
- Членство во всяких организациях, САМО ПО СЕБЕ ничего не значит. У меня много врачей родственников, и я знаю, что для большинства членств - достаточно платить взносы, и всё.
- Преподаватель и автор курса в какой-то онлайн школе (ещё и по непрофильной для школы прогрыммы) - это смешно, в 2023 году то, в эру инфоцыган

P.S. Про врачей согласен, довольно многие из них не являются профессионалами. И довольно легко натолкнуться именно на таких.

Т.е. да, не каждый, кто имеет медицинское образование и врачебную практику, является экспертом. Но быть экспертом без этих моментов - сорян, не выйдет.

11
Виктор

У меня есть скепсис в отношении доказательной медицины. Не то чтобы я не верю в науку, а верю в теории заговора, но ведь там замешаны финансовые интересы, а значит могут возникать манипуляции и коррупция. Фарма финансирует большую часть исследований, а также вступает в сговор с врачами различными методами. И получается, что при расстройстве внимания Аддералл(по сути амфетамин, наркотик) можно даже детям, а омега-3 (рыбий жир) - нет, проанализировали все исследования и сделали вывод нет, всё что показывают эффективность не проходит, оказывается не соответствуют требованиям доказательной медицины (Например: Omega-3 and polyunsaturated fat for prevention of depression and anxiety symptoms: systematic review and meta-analysis of randomised trials). Есть другие примеры и скандалы. И так это всё почитаешь и доверие пропадает к исследованиям (их финансировала фарма), к врачам (к нему приходил представитель фармы, дарил ручки и календарики) и наверняка чего-то не хватает в рационе, но чего? Пью омега-3, рыбы наверняка мало ем, пытаюсь сократить употребление сахара - он везде. Как понять чего не хватает в рационе и можно ли доверять врачам и исследованиям? Вот вы нутрициолог, к вам приходили представители фарм компаний или производителей БАДов? Откуда нам знать, что они вас не коррумпировали, а вы теперь не жонглируете статистикой и исследованиями в нужном ключе?

11
Наталия Мехедова

Сергей, смотрите на соотношение всего количества рыбьего жира на количество Омега-3 кислот (EPA и DHA) в ежедневной порции. Например, известный Финский производитель рекомендует ежедневную дозу не меньше 250мг EPA и 250мг DHA кислот.

Например, у омеги от California Gold есть такая Omega 800 (на моём фото) в триглицеридной форме, в ней в 1 капсуле - 1 гр рыбьего жира, в котором 480мг EPA и 320мг DHA = это отличное соотношение 👍

А есть другая омега от California Gold, где 1 порция состоит из 2 капсул с 2,2 гр рыбьего жира! А омега кислот на 2 капсулы - 360мг EPA и 240мг DHA (на упаковке на передней наклейке указаны в 1 капсуле 180 мг EPA и 120 мг DHA) = так вот, здесь очень много жира и мало полезных кислот на это количество (результат у всех разный от такого количества жира, но на iHerb в отзывах некоторые жаловались, что их опсыпало мелкими прыщиками или покраснения появились - а это как раз из-за того, что у человека плохо усваивается жир и когда они взяли другую омегу, с меньшим количеством жиром - всё стало лучше).

В итоге, советую ориентироваться по содержанию примерно на California Gold Omega 800 (как на фото). Но и гнаться за супер высокими показателями EPA и DHA кислот не стоит (например, всякие тройные омеги и т.д.)

Изображение пользователя Наталия Мехедова
11
Ветер
Герой
29.03, 09:05
Отредактировано

Tonya, наладил режим сна, его качество и количество (7-8 часов), добавил легкой активности (10 тыс шагов, либо бег на низком пульсе), уменьшил хронический стресс, уменьшил экранное время в гаджетах, наладил рацион и режим питания, для получения витаминов ем около 200 грамм говяжей печени в неделю, омегу-3 пью по столовой ложке каждый день (из рыбьего жира какой то норвежской марки), вит Д соответственно, много времени провожу на улице. Ну основные моменты вроде все

11
Ветер

Евгений, мы не помрем, пооому что минимум все равно получаем. Просто большинство живут с хронической усталостью, при этом не особо трудясь, с болезнями, которые молодеют или которых вообще не было полвека назад, вот это , отчасти, из оперы современногг питания

10
Алена Прокопенко

Здравствуйте) меня интересует восполнение дефицитов, железо, магний, кальций, вит д и прочее) ещё интересны такие «противовирусные комплексы» цинк, витамин с, вит д,
Есть ли в них смысл?

9
Юджин Flowers

Сейлор, подгорает от таких людей как вы, человек вообще-то ответил на Ваш вопрос. Если не умеем читать контекст - перевожу - все персонально зависит от нескольких факторов - режима питания, места проживания (климата), возраста и т.п.

9
Ветер

Crazzzy, каждое последующее поколение менее здоровое, не стоит ориентироваться на бабушек и дедушек, тем более когда выборка из одного-двух, мол мой дед всю жизнь курил и дожил до 90 - значит можно купить и пить, ничего не будет

9
Наталия Мехедова
26.03, 12:06
Отредактировано

Е, вот есть передача на ТВ "Живая еда" и ведущий там - врач по образованию, мне нравится, что там он путешествует и спрашивает разных врачей и специалистов из других стран (а как у них с этим или с тем), а как в регламентах и т.д. И вот он приводит мнение специалистов и по результатам исследований пришёл к выводу, что самое оптимальное питание для долгой жизни и здоровья человека - это средиземноморская диета, где 1 раз в неделю рекомендуется употреблять красное мясо. И опять же, считаю, что если не хочешь есть мясо или какой-то продукт, нельзя заставлять себя 🤷‍♀️ Потому что все эти мнения врачей на самом деле - просто рекомендация и каждый человек в своём регионе может сам составлять/подбирать на основе тех или иных рекомендаций состав своего рациона 🤔

9

Сообщество

Популярное за неделю