Как работает страховой полис при утере багажа?

2

Мы прилетели рейсом авиакомпании «Азимут» из Тель-Авива в Минеральные Воды 3 мая и не нашли наш чемодан на ленте выдачи в аэропорту. Заявление на розыск написали немедленно. Багаж искали три недели, но, к сожалению, безуспешно.

Спустя 21 день, 26 мая, я написала претензию о выплате компенсации за утерянный багаж в соответствии с Монреальской конвенцией, так как рейс был международным.

15 июня авиакомпания прислала ответ: сумма компенсации за 1 кг багажа — 600 ₽. Но это неверно, ведь рейс был международным, а компенсацию они собираются платить как за утерю багажа на внутреннем. Кроме того, авиаперевозчик ссылается на навязанный при покупке билета полис, по которому страховая выплатит компенсацию за утерю багажа.

Считаю расчет компенсации неверным, а ссылку на то, что мы получим выплату по страховке, неуместной. Что предпринять, чтобы заставить авиакомпанию выплатить компенсацию полностью?

Аватар автора

Ирина Половодова

юрист

Страница автора

Вы правы, что в вашем случае нужно руководствоваться международными конвенциями. Если вы покупали полис, то должны получить выплату от страховой компании за утерю чемодана. Если сумма, которую вам переведут, меньше, чем была бы без страховки, авиакомпания обязана компенсировать разницу.

Если страховая заплатила столько же или больше, перевозчик не должен ничего доплачивать. Но с него можно взыскать моральный вред через суд. Расскажу обо всем подробнее и сразу уточню: речь пойдет про российские авиакомпании.

Какая компенсация положена, если утерянный багаж не застрахован

Считается, что багаж потеряли, если его не нашли в течение 21 дня после перелета.

Если пассажир перед вылетом объявил ценность груза, ему компенсируют сумму, которую он указал. Объявление ценности — дополнительная услуга, за которую авиакомпания берет деньги. Еще особые правила будут действовать для застрахованного багажа — о них дальше.

Многие путешественники не оценивают и не страхуют багаж. Поэтому если чемодан потеряли при перелете по России, максимальная компенсация — 600 ₽ за килограмм веса. Подробнее об этом я рассказывала в другой статье. А если рейс был международным, пассажиры могут рассчитывать на сумму, которую устанавливает Монреальская или Варшавская конвенция. Вот в чем отличие.

По Монреальской конвенции выплату считают в валюте МВФ — специальных правах заимствования, СДР. Ее курс постоянно меняется. В России эту валюту переводят в рубли. На 13 ноября 2023 года 1 СДР — 121,18 ₽. Если багаж потеряли, пассажир получит максимум 1000 СДР — на 13 ноября 2023 года это 121 180 ₽.

Размер компенсации зависит от стоимости утерянных вещей, поэтому авиакомпания может выплатить меньше.

По Варшавской конвенции компенсация — 250 франков Пуанкаре за килограмм багажа  . Франки — условная денежная единица, поэтому Минтранс РФ предлагает считать компенсацию в долларах: 250 франков — это 20 $⁣ (1848 ₽). В России сумму выплачивают в рублях по курсу ЦБ.

Правильно рассчитывать компенсацию по Монреальской конвенции: у нее преимущество над любыми правилами, которые применяют в международной перевозке. Но суды делают расчеты по-разному: где-то используют Варшавскую конвенцию, а где-то — Монреальскую.

Например, пассажирка вылетела из Москвы в Сидней, и ее чемодан потеряли. Женщина заявила, что вещи стоили 100 000 ₽. Но до полета она не застраховала багаж, ценность вещей не объявила и опись не составила. Поэтому все будет зависеть от того, согласится авиакомпания с этой суммой или нет.

Если перевозчик признает, что содержимое чемодана стоит 100 000 ₽, женщине выплатят максимальную компенсацию по Монреальской конвенции — 1000 СДР, то есть 121 180 ₽ по курсу на 13 ноября 2023 года. Если нет, авиакомпания может заплатить ей меньше, например 500 СДР, то есть 60 590 ₽, или 250 СДР — 30 295 ₽. Расчет актуален на 13 ноября 2023 года.

По Варшавской конвенции пассажирке выплатили бы по 20 $ в рублях по курсу ЦБ за каждый килограмм багажа, то есть 300 $⁣ (17 478 ₽).

Какая компенсация положена, если утерянный багаж застрахован

До регистрации на рейс пассажир может застраховать свой багаж от повреждения, утраты или гибели. Полис оформляет страховая компания, она же выплатит компенсацию, если наступит страховой случай. Часто такую услугу предлагают на сайте перевозчика.

Условия зависят от страховой компании. Перед тем как заключать договор, надо внимательно его прочитать: покупать страховку не всегда есть смысл.

Например, «Альфа-страхование» при утрате багажа рассчитывает компенсацию в 1500 ₽ за каждый килограмм веса. Дополнительно можно получить компенсацию за покупку нового чемодана — для этого вместе с заявлением на страховую выплату представляют чек. Например, если пассажир купил полис «Альфа-страхования» на сайте «Победы», лимит выплаты за чемодан — до 15 000 ₽, при покупке на порталах «Ред Вингс» и «Уральских авиалиний» — до 25 000 ₽.

Если чека не будет, страховая выплатит компенсацию за чемодан по весу. Согласно оферте стороны договорились, что любой чемодан без содержимого весит 3 кг. Поэтому компенсация — 4500 ₽. Но 3 кг вычтут из общего веса багажа. Если новая сумка стоит не дороже 4500 ₽, можно не заморачиваться со срочной покупкой и не представлять страховой чек.

Если страховая выплата меньше, чем компенсация, которая положена за утерю багажа, авиакомпания должна возместить пассажиру разницу.

Например, пассажирка летела из Тель-Авива в Самару. Она сдала в багаж два чемодана, но страховать их не стала и ценность не объявила. Одну сумку весом 18,5 кг потеряли.

В суде клиентка хотела взыскать с авиакомпании 125 670 ₽ компенсации ущерба за утерянные вещи. Еще она требовала 14 224 ₽ неустойки, 59 749 ₽ компенсации за утерю груза по Монреальской конвенции, 100 000 ₽ компенсации морального вреда, 25 000 ₽ расходов на юриста и потребительский штраф — 50% от присужденной суммы.

Представитель авиакомпании заявил, что ценность груза до полета женщина не объявила. Поэтому компенсацию следует считать не по Монреальской, а по Варшавской конвенции. Перевозчик готов был выплатить истице 21 582 ₽: 18,5 кг × 20 $.

Суд же сказал, что считать размер выплаты нужно по Монреальской конвенции. Но поскольку узнать, сколько именно стоил багаж, невозможно, максимальная компенсация не положена. В пользу пассажирки нужно взыскать 500 СДР — 46 359,9 ₽ на момент разбирательства.

Поскольку авиакомпания не выплачивала женщине деньги 327 дней, то должна заплатить неустойку — 3% за каждый день просрочки, но не более цены билета. Так как он стоил 14 224 ₽, суд назначил неустойку 10 000 ₽.

В выплате компенсации в 17 СДР суд отказал: она положена при утере груза, а тут речь идет о багаже.

Моральный вред суд оценил в 3000 ₽, а штраф за отказ перевозчика выплатить истице компенсацию до разбирательства — в 29 679,9 ₽, но по ходатайству авиакомпании со ссылкой на статью 333 ГК РФ снизил эту сумму до 16 000 ₽. За услуги юриста женщине компенсировали только 4952 ₽.

Получается, что за утерянный багаж весом 18,5 кг женщина получила от авиакомпании 46 359,9 ₽, а общая сумма выплат составила 80 311,9 ₽.

Получается, что за утерянный багаж весом 18,5 кг женщина получила от авиакомпании 46 359,9 ₽, а общая сумма выплат — 80 311,9 ₽. Если бы пассажирка застраховала багаж на 1500 ₽ за каждый килограмм веса, то получила бы от страховой 27 750 ₽: 1500 ₽ × 18,5 кг. Возможно, ей еще компенсировали бы расходы на покупку нового чемодана, если такое условие было в полисе. Разницу в 18 609,9 ₽ и неустойку с этой суммы пришлось бы взыскивать с авиакомпании в суде.

Бывает и так, что страховая компания выплачивает пассажиру большую сумму, чем заплатил бы перевозчик. Тогда дополнительная компенсация не положена.

Мужчина прилетел из Хабаровска в Новосибирск и узнал, что его чемодан потерялся. Перед полетом он застраховал багаж, поэтому получил страховую выплату — 22 500 ₽. Но это не покрыло всех убытков, и пассажир потребовал с авиакомпании еще 58 900 ₽ за утраченный багаж и 12 990 ₽ за вынужденную покупку новых кроссовок.

Сначала мужчина написал перевозчику досудебную претензию, но тот выплачивать что-либо отказался и направил клиента в страховую компанию. Тогда пассажир обратился в суд. Он хотел, чтобы ему компенсировали ущерб — 71 890 ₽, выплатили неустойку — 100 200 ₽, штраф за задержку багажа — 17 396 ₽, а также штраф за то, что деньги не выплатили в срок.

Суд отказал истцу во всех требованиях. Поскольку багаж потеряли при перелете по России, максимальная компенсация — 600 ₽ за килограмм веса. Вес чемодана — 15 кг. Если бы он не был застрахован, то авиакомпания выплатила бы мужчине всего 9000 ₽ компенсации: 600 ₽ × 15 кг. А поскольку пассажир получил больше, то выплаты не положены. 

Положена ли компенсация морального вреда

Отношения между пассажиром и авиакомпанией регулирует закон «О защите прав потребителей». Поэтому если перевозчик оказал некачественную услугу — потерял багаж, — то обязан возместить клиенту моральный вред. Обычно это 3000—10 000 ₽.

Верховный суд пояснил: авиакомпании должны компенсировать моральный вред уже только потому, что факт нарушения прав потребителя зафиксирован — багаж утерян.

Закон «О защите прав потребителей» применяют, только если пассажир летел рейсом российской авиакомпании. Если перевозчик иностранный, руководствуются международной конвенцией, а в ней понятия компенсации морального вреда нет.

Что делать, если авиакомпания отказывается от выплаты

Так как вы летели из Тель-Авива в Минеральные Воды, перелет был международным. Значит, сумму компенсации нужно считать по условиям Монреальской конвенции. Максимальная сумма компенсации на 13 ноября 2023 года — 121 180 ₽, но формулы для ее расчета нет, поэтому выплатить могут меньше.

Если страховая компания заплатила меньше, чем положено по конвенции, а перевозчик отказывается компенсировать разницу, отправьте ему досудебную претензию. Как это сделать, Т⁠—⁠Ж подробно рассказывал в другой статье.

Если вам откажут или вас не устроит сумма компенсации, можете обратиться в суд. Если сумма иска больше 100 000 ₽, заявление подают в районный суд. До 100 000 ₽ — мировому судье. Помимо доплаты за утерянный багаж вы вправе требовать от российской авиакомпании:

  1. Компенсацию морального вреда.
  2. Неустойку по формуле: Не возвращенная в срок сумма × 3% × Период просрочки, но не более цены вашего авиабилета.
  3. Штраф за отказ добровольно выплатить деньги — 50% от присужденной суммы.

Все эти суммы можно требовать и в досудебной претензии — есть шанс, что авиакомпания пойдет навстречу и не захочет ввязываться в тяжбу.

Это применимо к российским авиакомпаниям. На иностранную компанию в некоторых случаях тоже можно подать в российский суд — у нас есть подробная инструкция об этом. А судиться за границей может быть дорого и сложно.

Ирина ПоловодоваА вы получали компенсацию за утерянный багаж? Сколько она составила?
  • Грошева СветланаДобрый день! Подскажите, пожалуйста . Что можно сделать, если повредили багаж, вырвано колесо у чемодана и дыра насквозь ? Так же при покупке места был приобретено страхование багажа . Но компания перевозчик предлагает только скидку на перелёт линиями Utair до конца 23 года только регулярными рейсами ( которыми я скорее всего не воспользуюсь ) . Какие у меня есть права .0
  • Вергус СергейЗдравствуйте! Мой багаж потеряли туркиши в Париже еще 20 октября. На все мои письма на их официальный сайт, пишут , что компания выражает сожаление, чемодан ищут. Хотелось бы подать на них в суд. Подскажите возможно ли это?0