16K

Лучшие толщиномеры: 5 удачных моделей

4
Лучшие толщиномеры: 5 удачных моделей
Аватар автора

Сергей Дубовой

выбирал толщиномер для автомобиля

Страница автора

Лучший по соотношению функций и стоимости — rDevice RD-997. Оптимальный среди бюджетных — CarSys DPM-816 Pro.

Чтобы узнать при покупке автомобиля на вторичном рынке, не перекрашивали ли его после аварии и не скрывается ли за сантиметровым слоем шпаклевки проржавевший кузов, понадобится толщиномер.

Я изучил рынок толщиномеров для лакокрасочного покрытия автомобилей в 2023 году и выбрал оптимальные по набору функций и стоимости варианты. Все модели из подборки могут измерять толщину лакокрасочного покрытия на поверхностях из металлов с разными магнитными свойствами — это важно, так как кузов авто может быть изготовлен из магнитного или немагнитного металла. Расскажу, какие еще параметры важно учитывать при выборе.

Оптимальный среди бюджетных

CarSys DPM-816 Pro

Недорогой толщиномер со звуковым сигналом, который меняется в зависимости от типа измерений и магнитных свойств металла кузова

На «Яндекс-маркете» — от 6334 ₽;
на «Озоне» — от 4628 ₽

Лучший по соотношению функций и стоимости

rDevice RD-997 OLED

Толщиномер с рабочим температурным диапазоном от −40 до +50 °C

На «Яндекс-маркете» — от 10 925 ₽;
на «Толщиномерах-рф» — 9500 ₽

С расширенным набором систем оповещения

Phenix 7000 pro

Толщиномер с большим количеством световых и звуковым индикатором

На «Мегамаркете» — 13 300 ₽

Критерии отбора автомобильных толщиномеров

Принцип работы. Толщиномеры разделяют на магнитные, магнитные индукционные, электромагнитные индукционные, вихретоковые, ультразвуковые и комбинированные.

Принцип работы магнитных толщиномеров основан на том, что встроенный в них магнит притягивает металл с определенной силой. Чем толще слой лакокрасочного покрытия, ЛКП, между металлической поверхностью и датчиком прибора, тем эта сила меньше. Недостаток таких приборов в низкой точности: их погрешность — около 15%. К тому же они подходят только для автомобилей, кузов которых изготовлен из ферромагнитных металлов — железа и стали — и окрашен немагнитным ЛКП.

Толщиномер с постоянным магнитом и датчиком Холла при замерах толщины ЛКП на кузове автомобиля анализирует изменение магнитного поля.

Электромагнитные индукционные толщиномеры создают переменное магнитное поле и определяют с помощью датчика, как оно меняется при взаимодействии с металлом кузова. В приборы этого типа встроена катушка с двумя обмотками на общем сердечнике. При замерах через первую обмотку проходит переменный ток, а на второй датчик измеряет наведенное напряжение, которое зависит от расстояния между сердечником и металлом кузова.

У магнитных холловских и электромагнитных индукционных толщиномеров высокая точность, их погрешность — всего 1—3%, но с их помощью можно измерить толщину слоя краски только на ферромагнитных материалах — железе и стали — с немагнитным ЛКП. А у некоторых современных автомобилей детали кузова изготавливают, например, из алюминия.

Чтобы измерить толщину слоя ЛКП на поверхностях из немагнитных металлов с не проводящим электрический ток лакокрасочным покрытием, используют вихретоковые толщиномеры. Эти приборы работают благодаря наведенным вихревым токам.

Высокочастотный — частотой в мегагерцы — ток в катушке наводит в любом металле, даже немагнитном, вихревые токи. Чем ближе катушка к металлу, то есть чем меньше слой ЛКП, тем большую энергию она передает вихревым токам.

Измеряя ток в катушке, можно вычислить толщину лакокрасочного покрытия. Точность этих приборов высокая, погрешность — 1—3%, но только в том случае, если замеры проводят далеко от краев кузовной детали. Также с помощью вихретоковых толщиномеров нельзя измерить толщину слоя ЛКП на неметаллических поверхностях.

Ультразвуковые толщиномеры излучают ультразвуковые волны, датчик улавливает их, когда они отражаются от границы раздела между металлом кузова и ЛКП. Толщину ЛКП прибор определяет по времени, в течение которого сигнал шел от прибора до металла и обратно.

Ультразвуковым толщиномером можно измерить толщину слоя ЛКП на металлических, пластиковых и деревянных поверхностях, а также толщину листовых материалов: пластика, стекла, металлов и даже отдельных слоев в многослойных материалах. Погрешность толщиномеров этого типа — не более 1—2%. С их помощью можно определить толщину деревянного пола, оконных стекол или проверить качество покраски кровельного материала.

Чаще всего ультразвуковые приборы используют в промышленности. Для проверки толщины слоя ЛКП кузова автомобиля они неудобны из-за необходимости наносить на поверхности для замеров гель или в крайнем случае воду.

В комбинированных толщиномерах в одном корпусе два прибора — обычно вихретоковый и электромагнитный индукционный или магнитный с датчиком Холла, — поэтому с их помощью можно измерить слой ЛКП на поверхности любых металлов. Каким способом нужно измерять толщину лакокрасочного покрытия, прибор определяет по магнитным свойствам металла, из которого изготовлен кузов автомобиля. Погрешность комбинированных толщиномеров — 1—3%.

При подготовке рейтинга мы рассматривали только комбинированные толщиномеры.

Диапазон измерений. Показывает, какую минимальную и максимальную толщину ЛКП может измерить прибор. Толщина деталей кузова автомобилей обычно колеблется между 0,7 и 0,8 мм, а толщина слоя заводского ЛКП — от 0,08 до 0,165 мм. Чтобы получить точные замеры, нужен толщиномер с диапазоном не менее 0—1 мм, или 0—1000 мкм.

Диапазон измерений толщиномеров из нашей подборки — не менее 0—1000 мкм.

Сканирующий режим. Для поиска дефектов под слоем краски удобно использовать сканирующий режим — режим непрерывных замеров. С прибора можно считывать показатели, перемещая его по поверхности кузова.

Рабочий температурный режим. Чем шире диапазон температур, при которых может работать толщиномер, тем лучше.

Способ калибровки. На рынке встречается два типа толщиномеров. У одних предусмотрена только ручная калибровка с помощью эталонных образцов — металлических пластин и пластиковых пленок. Другие поддерживают функцию автокалибровки.

Кривизна поверхности. Детали автомобильного кузова редко бывают плоскими. Поэтому чем меньше радиус кривизны поверхности, на которой можно провести замеры, тем лучше.

Погрешность. У большинства толщиномеров, представленных на рынке, погрешность — 2—3%.

Как правило, толщина заводского лакокрасочного покрытия — 90—150 мкм. При двойной окраске на заводе слой краски может быть 200—250 мкм. Если толщина слоя меняется от 150 до 250 мкм на одной детали кузова, скорее всего, это не двойная окраска, а зашпаклеванный дефект.

Обнаружение оцинковки. Некоторые модели показывают, есть ли в месте измерения слой оцинковки. Если в каких-то местах она есть, а в других — нет, это может быть признаком ремонта, даже если толщина ЛКП соответствует заводской. А может быть особенностью конкретной модели авто: чаще всего так бывает с китайскими машинами.

Индикатор магнитной шпатлевки. Чтобы скрыть следы ремонта, часто используют шпатлевку, содержащую магнитные частицы. Простые электромагнитно-индукционные толщиномеры даже очень толстый — 1—2 мм — слой магнитной шпатлевки определяют как вполне заводской тонкий слой краски на кузовной детали из магнитного металла. Некоторые толщиномеры сигнализируют о таких махинациях, но измерить толщину при этом невозможно. Машины с подобным ремонтом лучше обходить стороной.

Дополнительные функции. У качественных толщиномеров предусмотрены подсветка экрана, встроенная память и звуковой сигнал — он срабатывает, когда толщина измеряемого слоя ЛКП выходит за пределы допустимых значений. Некоторые модели оснащают ультрафиолетовым фонариком, с помощью которого можно найти течь в системе охлаждения: современные антифризы светятся в ультрафиолете.

Лучшие толщиномеры для автомобильного лакокрасочного покрытия по нашей оценке

В итоговый список я включил семь моделей, которые соответствуют заявленным критериям:

Оптимальный среди бюджетных

CarSys DPM-816 Pro

Несмотря на самую низкую цену в подборке, у этого толщиномера достойные характеристики. Прибор сочетает вихретоковый и электромагнитно-индукционный принципы работы. Измеряет толщину лакокрасочного покрытия до 3500 мкм: в диапазоне 0—699 мкм — с погрешностью ±(1% + 1 мкм), 700—3000 мкм — ±(1% + 10 мкм), 3001—3500 мкм — ±(3% + 10 мкм).

DPM-816 Pro поддерживает сканирующий режим с частотой четыре измерения в секунду, работает при температуре от −25 до +40 ˚С и позволяет проводить замеры на поверхностях с радиусом кривизны не менее 50 мм. Расстояние от датчика до края кузовной детали должно быть не менее 5 мм. Калибровку можно провести по одной, двум и шести точкам, также предусмотрена автокалибровка. Звуковой сигнал прибора меняется в зависимости от магнитных свойств металла, на котором измеряют толщину лакокрасочного покрытия.

Где купить:

Альтернатива. Бюджетный комбинированный толщиномер Ada PaintMeter 1800 А00656 по характеристикам немного уступает DPM-816 Pro. Диапазон измерений — 0—1800 мкм, погрешность при ≤150 мкм — ±5 мкм, при >150 мкм — ±(3% + 1 мкм), рабочий температурный диапазон — от −20 до +40 °С, а калибровка только ручная. Прибор поддерживает сканирующий режим и измеряет толщину лакокрасочного покрытия на выпуклых поверхностях с минимальным радиусом кривизны 2 мм, на вогнутых — 11 мм. Диаметр измеряемой поверхности должен быть не меньше 50 мм.

Где купить:

  • в «Ситилинке» — 7990 ₽;
  • на «Всеинструменты-ру» — 7990 ₽.
Лучший по соотношению функций и стоимости

rDevice RD-997

Диапазон измерений этого толщиномера — 0—2000 мкм, погрешность — ±(3% + 2 мкм). Радиус кривизны выпуклой поверхности для проведения замеров должен быть не менее 5 мм, вогнутой — не менее 25 мм. Минимальная область, на которой можно провести замеры, — 15 мм в диаметре, скорость непрерывных измерений при сканировании — до трех замеров в секунду. У RD-997 самый широкий температурный диапазон в подборке — от −40 до +50 °C.

Умеет определять, есть ли на металле слой оцинковки, а также сигнализирует о слое магнитной шпатлевки — ее часто используют, чтобы скрыть следы ремонта. Есть ручная и автокалибровка. Изображение выводится на OLED-экран и может поворачиваться на 180 градусов, если потребуется. По завершении работы прибор выключается автоматически.

Где купить:

Альтернатива. Etari ET 700 Max — толщиномер со сканирующим режимом и диапазоном измерений до 2000 мкм. Погрешность в диапазоне 0—1000 мкм — ±(2% + 1 мкм), свыше 1001 мкм — ±(5% + 1 мкм). Допустимый радиус кривизны измеряемой поверхности — 5 мм, минимальная площадь — 10 × 10 мм. У модели предусмотрена ручная калибровка и автокалибровка. Рабочий температурный режим — от −20 до +50 ˚С.

Замеры сопровождаются звуковыми сигналами. Прибор способен обнаружить магнитную шпатлевку, которую часто используют, чтобы скрыть следы ремонта, и имеет профессиональный режим измерений — серии замеров по контрольным точкам кузова автомобиля. Полученные данные можно сохранить в памяти прибора или передать в компьютер.

Где купить:

С расширенным набором систем оповещения

Phenix 7000 pro

Цвет подсветки экрана у этой модели меняется в зависимости от толщины слоя ЛКП: при 0—170 мкм экран светится зеленым, при 170—350 мкм — желтым, при 350—3000 мкм — красным. Если слой краски больше 170 мкм, срабатывает звуковая индикация. Диапазон измерений — до 3500 мкм, погрешность — ±(2% + 1 мкм).

Толщиномер умеет определять, есть ли на металле слой оцинковки, а также сигнализирует о слое магнитной шпатлевки. Поддерживает автокалибровку и работает при температуре от −25 до +50 °C. Поворот изображения на экране регулируется с помощью кнопки.

Где купить:

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Сергей ДубовойПокупали толщиномер? Чем руководствовались при выборе?
  • Boris KölnПокупать толщиномер ради 1-2 использований? За эти деньги лучше пригласить автоэксперта с толщиномером - он не только проверит толщину ЛКП, но и другие нюансы.0
  • Григорий ГоловановBoris, смотрите с какими проблемами можно столкнуться: — У вас на машину условно 800 тысяч, а автоподборщик говорит «с бюджетом меньше миллиона не работаем» — Вам надо найти что-нибудь 8—10 летнее, покопаться в автохламе и найти в течение пары месяцев что-нибудь просто живое. Автоподборщик говорит «мы не будем искать эту машину, мы с таким не работаем» — Вы просто разбираетесь и вам не нужен автоподборщик, но нужен инструмент — У вас есть печальный опыт, когда вы вместо работы специалиста оплатили непойми что в исполнении некомпетентного человека с фонариком и толщиномером. Он ничего не увидел, вы купили из-за него хлам и у вас нет настроения связываться с автоподборщиками. И самое важное. Когда ищешь машину сам мало шансов, что найдешь ее со второй попытки. Толщиномер придется использовать 7, 10, а может и больше раз — и он 100% окупится. Я свой купил, когда реставрировал машину — чтобы у кузовщиков он был, и они не переборщили со шпатлевкой3
  • Дмитрий МамонтовБорис, они не для этих применений. Судя по характеристикам, там минимальная измеряемая толщина от 1 мм, а точность отсчетов 0,1 мм. Для автомобильных кузовов не подойдет.0