Может ли спортзал брать дополнительную плату к безлимитному абонементу?
В нашем кроссфит-зале решили ввести такое капиталистическое нововведение. Если ты остаешься дольше чем на 60 минут после тренировки в зале, выложи 200 ₽ — несмотря на абонемент с безлимитом на посещения. Мирно решить этот момент администрация не хочет, просто зарубила свободу слова.
Имеют ли они право с точки зрения закона о защите прав потребителей вводить дополнительную плату за присутствие в зале, несмотря на безлимитный абонемент?
Если безлимит распространяется не на все услуги клуба, за дополнительные администрация вправе требовать деньги. Возможно, в вашем абонементе безлимит только на кроссфит, но не на посещение зала в целом.
Изучите договор оказания услуг, чтобы уточнить правила. Запросите договор в клубе, если его нет на руках. Публичную оферту можно посмотреть на сайте.
Как регулируются права клиента фитнес-клуба
Все права прописаны в договоре — обычно стороны его подписывают, если услуга не разовая. Когда клиент ставит подпись, условия становятся обязательными и для спортивного клуба, и для него, даже если он не прочитал написанное мелким шрифтом .
Также на сайте организации может быть размещена общая для всех оферта, которую клиент принимает, когда оплачивает абонемент .
При этом у клиента может быть больше прав, чем указал в договоре спортивный клуб. Базовые основы оказания услуг прописаны в гражданском кодексе и законе о защите прав потребителей — и предприниматель или компания могут не переносить их в текст соглашения. Все равно правовые нормы будут действовать.
Иногда фитнес-клубы указывают условия, которые ущемляют права клиентов в сравнении с нормативными актами, — это незаконно. Обычно они касаются вопроса, сколько денег зал сможет вернуть, если клиент досрочно расторгнет договор. Признать недействующими конкретные незаконные пункты договора можно в суде .
Если у вас на руках нет договора с кроссфит-залом, поищите оферту на сайте. По закону исполнитель физкультурно-оздоровительных услуг обязан дать возможность всем заинтересованным в наглядной и доступной форме ознакомиться с правилами оказания услуг. Они могут быть на сайте, в соцсетях фитнес-клуба, на стенде в самом заведении. В этих правилах должна быть и информация об услугах за дополнительную плату .
Уже в начале оферты будет термин «базовые услуги» или «основные услуги».
Например, в оферте сети фитнес-клубов «Спирит-фитнес» указано, что клиент вправе неограниченно посещать тренажерный зал и групповые занятия по расписанию. Это означает, что можно сколько угодно находиться в тренажерке после кроссфита или просто сидеть в раздевалке и пользоваться вайфаем клуба. Доплачивать не придется.
Еще в договоре должен быть указан его предмет — например, безлимитное посещение тренировок по кроссфиту или безлимитное посещение клуба. Если речь только о кроссфите, за тренажерку придется доплатить. Если же безлимит на все услуги клуба, значит, сотрудники не вправе засекать, надолго ли вы остались, и заставлять доплачивать.
Неважно, будет ли клиент клуба пользоваться всеми возможностями безлимита, но, если клуб продал такой абонемент, он должен предоставить возможности в согласованном объеме .
Безлимит может быть разным: с правом находиться в клубе круглосуточно, бывать как угодно часто в конкретный промежуток времени или посещать все тренировки одного вида. Поскольку объемы безлимита различаются, может меняться и стоимость. В любом случае все условия покупатель должен знать заранее .
Фитнес-клуб не вправе менять условия обслуживания в худшую для клиентов сторону. Либо клиент должен подписать с клубом новое соглашение, либо для старых клиентов, с которыми еще действуют договоры, придется сохранить прежние правила .
Рассмотрение в двух инстанциях иска тамбовчанки к фитнес-центру завершилось для женщины не так уж хорошо, но этот спор максимально близок к ситуации из вашего вопроса.
Женщина купила дневной абонемент на три месяца за 5900 ₽. При покупке она уточнила, что будет заниматься в тренажерке под контролем онлайн-тренера, и ей это разрешили. Всего женщина отзанималась шесть раз, установив телефон на штатив.
Однажды сотрудники клуба попросили прекратить тренировку из-за жалобы другого клиента, но позже разрешили закончить. В следующий раз замечаний во время тренировки не поступило. Но перед седьмой тренировкой клиентке сообщили, что в клубе новые правила, по которым можно заниматься либо самостоятельно, либо с тренерами клуба. Женщина сразу же попросила вернуть ей деньги за оставшиеся дни, и в судах спор касался в основном размера компенсации за изменение условий.
Интересно другое. Женщина утверждала, что для нее существенным условием при выборе тренировочного зала было разрешение на онлайн-занятия, к которым она привыкла. И судьи двух инстанций — мировой и районный — указали, что появившийся запрет на занятия онлайн с посторонним фитнес-тренером существенно изменил условия договора оказания услуг .
Как отстоять свою позицию
Начните с переговоров: укажите пункт оферты или договора, согласно которому вы не должны доплачивать. Цитирование действительно помогает. Часто после этого уже не настаивают на незаконных требованиях.
Если администрация будет непреклонна, потребуйте письменное предписание покидать зал через час после кроссфита — с ним вы сможете пожаловаться в Роспотребнадзор или в суд.
Когда не получается договориться с клубом, некоторые идут на крайние меры и расторгают договор до завершения срока абонемента. Хотя можно подать иск с требованием к организации предоставить возможность пользоваться оплаченными услугами и не препятствовать посещению тренировок.
Если договоренности сторон неоднозначны, суд будет выяснять буквальное толкование слов и выражений в документах . Проверьте, какая информация указана рядом со словом «безлимит», нет ли уточнений и дополнений о том, за что нужно будет доплатить. Если информации мало, суд уточнит, чего изначально хотели потребитель и клуб и как они представляли себе исполнение соглашения. Учтут переписку со службой поддержки, информацию в чеке об оплате, сложившиеся отношения между потребителем и фитнес-клубом. Клуб может устно говорить одно, а в договоре написать другое.
Жительница Саратова купила годовой абонемент в фитнес-клуб за 165 900 ₽ и тренировалась пять месяцев. Клуб закрылся, и возник спор, сколько денег клиентка должна получить обратно. Женщина считала, что за оставшиеся семь месяцев ей должны вернуть 96 775 ₽.
Клуб указывал, что клиентка оплатила абонемент «Предоплата полный 6 месяцев + 6 месяцев в подарок». Поскольку последние полгода женщина не оплачивала, клуб перевел клиентке лишь 27951 ₽.
Название абонемента действительно было таким, как утверждал клуб. Но на руках у клиентки была расписка о подтверждении условий оферты со сроком оказания услуг 12 месяцев. То есть доводы клуба про бонусные шесть месяцев не подтвердились.
Суд присудил истице оставшиеся 68 824 ₽ из стоимости абонемента, а еще 302 762 ₽ сверху за то, что исполнитель не выполнил требования потребителя добровольно .
Что в итоге
Потребитель прав, когда на его стороне закон и договор. В вашем случае нужно разобраться, за что вы уже заплатили клубу, а какие услуги не входят в безлимитный абонемент.
Если окажется, что по договору или оферте зал не вправе брать с вас доплату, попробуйте договориться с администрацией, процитировав документы. Если не получится, обращайтесь в Роспотребнадзор или суд.