«Из-за тяги к анонимности можно лишиться базовых вещей»: 9 вопросов о персональных данных

Роман Нестер — о том, кто и зачем собирает про нас информацию в сети

43
«Из-за тяги к анонимности можно лишиться базовых вещей»: 9 вопросов о персональных данных
Аватар автора

Роман Нестер

знает все про большие данные

Страница автора
Аватар автора

Артем Мельник

задавал вопросы

Страница автора

Большие данные, или big data, называют новой нефтью.

Государство и частные компании активно копят, а потом и используют в разных целях множество самой разной информации о нас — простых гражданах. Мы поговорили с профессором Школы коммуникаций и куратором магистерской программы «Коммуникации, основанные на данных» Высшей школы экономики, основателем приобретенного Сбербанком стартапа Segmento Романом Нестером о том, зачем бизнесу наши персональные данные, чем опасны утечки таких баз и можно ли сегодня сохранить приватность в интернете.

Кто собирает наши данные в интернете и зачем?

В 2010-х началась всеобщая персонализация и таргетирование рекламы. Сперва только в интернете, а затем к этому подключилось и смарт-ТВ, и наружные цифровые щиты. Стало понятно, что нужно где-то брать данные о пользователе, чтобы понимать: показывать ему рекламу или нет, сколько за него платить.

На рынке есть самые разные игроки. Наверное, номер один — это интернет-компании, которые живут в соответствии с так называемым ветхим заветом интернета. Его можно сформулировать так: мы даем вам бесплатный сервис, а вы не задаете вопросов, почему реклама настолько точно на вас таргетируется. Это не бизнес по сбору данных в чистом виде, а, скорее, по обмену контента на возможность собрать данные и затем использовать их для таргетинга.

При этом будет заблуждением считать, что «Вконтакте» или «Фейсбук» торгуют данными. Ни одна компания в интернете не торгует данными, потому что это убило бы ее собственный бизнес. Если ты отдаешь кому-то такой важный актив, то в чем ценность компании? Как правило, соцсети предоставляют данные в пользование, дают рекламодателям возможность показать пользователю объявление на короткое время.

Например, «Вконтакте» предоставляет данные для оценки кредитоспособности людей, но это делается в таком виде, что информация никуда из самой социальной сети не уходит. Грубо говоря, приходит банк и задает конкретный вопрос: «Есть ли у этого человека среди друзей те, кто не отдает кредиты?» Социальная сеть просто отвечает, да или нет. При этом сами данные никому не передает, а просто сообщает про наличие некоего признака у пользователя.

Позже на рынок пришли банки и телеком-операторы. Они думали, что повысят доходы, зная больше про своего клиента. Появилась идея объединить системы и продавать некие дополнительные услуги за пределами основных. Для этого требовалось лучше знать пользователя, уметь «очистить» его профиль от лишней информации и быстро использовать. И родилась мысль, что этот профиль можно не только использовать для того, чтобы продавать свои услуги, но и позволить сделать это партнерам — то есть выйти на рынок таргетированной рекламы.

Банки были первыми, потому что они знают многое о расходах человека и его социально-демографический портрет, так как имеют доступ к паспортным данным клиента. До недавнего времени в соцсетях ты не мог быть уверен, действительно ли, например, перед тобой мужчина или человек выдает себя за другого, а банки знают это точно. Поэтому банки пытались выйти на этот рынок, использовать свои данные для таргетинга рекламы.

В свою очередь, телеком-операторы имеют данные еще и о поведении человека в сети: какие сайты пользователь посещает и как часто. Но есть нюанс: соединение шифруется браузером, поэтому оператор не знает, что вы зашли на определенную страницу внутри личного кабинета вашего банка или что изучали конкретную дрель на определенном маркетплейсе. Хотя эти данные самые ценные.

Вопреки распространенным мифам, операторы практически не используют данные о местоположении и перемещении пользователей. Прежде всего — потому, что это нарушает закон о тайне связи, который позволяет такие данные использовать только для улучшения качества телеком-услуг. Ну и вообще, честно говоря, такие данные никому не нужны.

Зарабатывают на данных и так называемые вайфай-ловушки, особенно они дружат с наружной рекламой. Телефон «стучится» в обнаруженную вайфай-сеть, в этот момент ловушка получает айди телефона. Компания может узнать, что человек работает в определенном районе города, и соединить это с данными из соцсетей. В итоге получает его историю и профиль соцдема и показывает ему рекламу. Эти данные еще позволяют понять, сработала ли она. Компания показывает пользователю тысячу баннеров «Вкусно — и точка», а затем видит, если тот туда реально пришел. До этого можно было посчитать только клики по рекламным баннерам.

Кроме того, до недавних изменений в законодательстве банки не видели состава чека при покупке. До сих пор ни один банк, выпуская карты и обрабатывая транзакции, не видит, какие именно товары есть в чеке, только место, где сделана покупка. Но ФНС внедрила трекинг чеков, и на рынке появилась новая категория компаний — операторы фискальных данных ОФД. Это организации, которые помогают собрать с кассовых аппаратов информацию о составе чека и передать ее в налоговую. Это нужно для того, чтобы фискальные органы знали, какие категории товаров продавались, со всего ли уплачены налоги и так далее. ОФД получили карт-бланш на то, чтобы торговать данными из состава чеков.

Ну и последняя категория, о которой обязательно надо сказать, — это крупные ретейлеры, например X5 или «Магнит». Они крайне активно и агрессивно раздали свои карты лояльности, получили взамен профили покупателей, их телефоны и адреса электронной почты. Теперь они также агрегируют все данные о продажах у себя для того, чтобы продавать возможность показа целевой рекламы. Ретейлеры зарабатывают на продаже данных и для оптимизации собственной логистики, чтобы лучше прогнозировать товарные остатки, выкладку на полки.

Рассылка о том, как жить и богатеть
Лучшая статья недели — в вашей почте каждую среду. Бесплатно

Насколько велик сегодня рынок торговли данными?

Объем рынка данных, как правило, сильно переоценивают. Я проводил свою оценку, пытался посчитать всех, кто так или иначе собирает данные и дальше на них зарабатывает, продавая их для двух самых больших ниш: для скоринга, то есть оценки кредитоспособности заемщика, или для таргетинга. При этом не включал интернет-компании, для которых данные — это основная часть бизнеса, а учитывал, например, банки и сотовых операторов. Получилось, что этот рынок составляет где-то 2—2,5 млрд рублей в год. Это меньше 1% всего рекламного рынка в России, формировавшегося последние десять лет.

Компании разными путями старались монетизировать данные, причем не только через рекламу. Но реклама виделась всегда одним из самых основных заработков, потому что такой рынок — это просто уже готовый поток денег, составляющий полтриллиона рублей ежегодно. Если ты сможешь от него захватить 5—10% — построишь заметный бизнес.

Раньше все очень завидовали «Яндексу» и «Гуглу», которые стали такими огромными благодаря поисковым данным. Другие компании, которые хотели зарабатывать в этой нише, подумали, что и они смогут сделать нечто подобное. Но выяснилось, что только «Гугл» и «Яндекс» обладают доступом к данным о срочных намерениях. Иными словами, если вы знаете, что человек покупал шуруповерт, то это вовсе не определяет, что он купит его еще раз. Да, эти данные дополнили рынок, помогли создавать интересные продукты и крутую аналитику, сделали рекламу измеримой. Но по-прежнему королями остались создатели поисковиков, где человек явным образом говорит: «Я ищу шуруповерт».

Какие данные считаются самыми ценными?

Самое драгоценное — это данные больших маркетплейсов, которые видят интерес со стороны человека к товару, данные агрегаторов, систем сравнения. То есть всех мест, где пользователь как-либо проявляет свое намерение совершить покупку. Например, «Авито»: если человек начинает просматривать какие-то объявления, значит, ему этот товар в ближайшее время можно предложить — и он его купит.

Во всех остальных случаях данные приходится объединять в сложные системы для того, чтобы попытаться предсказать следующий шаг пользователя. А предсказание всегда проигрывает точному знанию.

Какую информацию обычно собирают о пользователях?

Есть декларативные данные, когда пользователь сам о себе что-то сказал: пол, возраст, место жительства и так далее. А есть поведенческие, они отличаются от декларативных тем, что меняются, и изменение поведения человека нужно фиксировать. Например, пользователь не читал ничего про туризм, а потом взял и резко подписался на пять тематических групп. Мы получаем сигнал о том, что он интересуется, куда поехать.

Это и информация об использовании приложений. Правда, тут все постепенно сходит на нет: Apple в iOS уже запрещает трекинг, и скоро Google в Android тоже это сделает. Вообще, приложения — это одна из самых ценных вещей, которую можно использовать для рекламы других приложений. Самые ценные данные из вашего смартфона — это то, какие приложения на нем установлены, ими обладают только операционные системы. Такого рода данные для рекламы предоставляют операционные системы от компаний вроде Huawei и Xiaomi. Apple и Google этим не занимаются.

Самое ценное — это когда мы собираем ваш профиль из разных типов данных: таким образом уже можно предсказывать, какую рекламу вам лучше показать.

Можно ли узнать, что кто-то собирает обо мне информацию и перепродает ее?

Европейские законы потребовали от больших компаний ввести возможность запретить трекинг. Когда вы видите огромный баннер от рекламной системы «Яндекса» или «Гугла», вы можете нажать на крестик на этом баннере и увидеть, что там есть опция «запретить трекинг».

Кроме того, можно ограничить трекинг и на мобильном устройстве, это тоже очень хорошо работает. Всем рекомендую зайти в свой профиль в «Телеграме», «Гугле», «Яндексе», в социальных сетях. Везде есть кнопка «выгрузить знания обо мне». Иными словами, можно увидеть, что хранится в вашем профиле — своеобразном портрете пользователя. Вас ждет много открытий. Например, я увидел, что «Гугл» из моей почты достает даты бронирования и названия отелей, имена гостей, и все это сохраняет. Можно себе представить, что если я решил не с женой, а с кем-то еще поехать в отель, то эти данные тоже таким образом туда попадут.

В общем, проверяйте, какую информацию такие системы про вас собрали. Еще три-четыре года назад узнать о своем профиле было бы невозможно, сейчас это есть у всех. Так, у «Гугла» сервис называется Google Takeout. В «Яндексе», если я правильно помню, можно тоже поковыряться внутри своего профиля.

Кроме того, можно использовать анонимные поисковики вроде DuckDuckGo, которые не запоминают поисковые запросы и никуда их не передают. Используя VPN, вы тоже серьезно ослепляете системы. Если вы из Вьетнама ходите по российским сайтам, то вы совершенно бесполезное существо для отечественного электронного рынка. На пользователя-иностранца никто не будет покупать рекламу, потому что человеку из Вьетнама на российском сайте ты ничего не продашь. В настройках рекламных систем всегда таких людей отключают, отрезают, никто не пытается предугадать: «А это аудитория из VPN? Наверное, ей надо что-то показать».

Я пользуюсь расширением для браузера — плагином Ghostery. Он показывает все трекеры, которые загружаются в момент визита на страницу. Их можно заблокировать, но мне гораздо интереснее смотреть, как целыми пачками все они грузятся на разных сайтах. Иногда это до пятидесяти таких трекеров. Для сравнения, в американском интернете вы обычно на сайте увидите до сорока разных трекеров, которые загрузятся к вам и потом между собой поменяются данными.

Если вы играете в онлайн-казино или занимаетесь ставками, то учтите, что вокруг сбора данных об игровых действиях человека развилась целая индустрия. Есть провайдеры данных, у которых другие казино покупают информацию о том, какие ставки делает игрок, насколько они большие, насколько он подвержен импульсивным ставкам. Это важные сигналы, и бизнес ими пытается пользоваться.

Государство тоже знает о нас очень много. Реально ли создать в России аналог китайского социального рейтинга?

99% людей заблуждаются, когда говорят, что они понимают, в чем сущность социального рейтинга в Китае. Кажется, что это некая система, где по рубильнику тебя везде выключают, и ты должен очень стараться, чтобы этого не произошло. В реальности то, что называется социальным рейтингом, в Китае радикально отличается от региона к региону. Где-то его практически нет, где-то он менее жесткий, единой системы на уровне страны не существует.

Есть некие системы, внедренные конкретными регионами, работающие по-разному. Чаще всего основная их цель — наказывать за конкретные нарушения. Нет цели просто все знать про людей, чтобы по щелчку выключать их активность. Это проамериканский нарратив, который очень легко всем зашел. Когда начинаешь погружаться в вопрос, выясняется, что реальность далека от этого представления.

Что касается России, то считается, что государство может много про нас знать. На самом деле все попытки построить какие-то системы, собирающие данные про человека, очень слабо реализовывались. Единственное, что вышло довольно неплохо и в чем Россия сегодня один из лидеров, — это внедрение систем видеослежения с распознаванием лица и с идентификацией человека. Москва в этом плане находится на уровне ведущих китайских городов. И сегодня такие системы используют в первую очередь для раскрытия преступлений.

Но это вовсе не про то, что где-то есть большая база, где на всякий случай про нас собирают всю информацию: где были, что делали. Такие системы пока государства не осилили. Лучший пример — это сбор биометрии. Когда-то нам сказали: «Друзья, давайте вы в госуслуги будете сдавать свою биометрию! И дальше легко сможете получать кредиты, логиниться в разных сервисах». Об отношении граждан к этой идее свидетельствует тот факт, что за год только 160 тысяч добровольно сдали биометрические данные для сервиса госуслуг. Можно сказать, что проект провалился полностью.

В результате государство сейчас идет путем, который я называю «национализация данных». Суть его не в том, чтобы сделать системы, собирающие информацию про граждан, а в том, чтобы пойти к тем, кто уже это сделал, и попросить их передать данные в пользу государства. Самый грандиозный закон в этом плане — о биометрии, который в СМИ подали как защиту от утечек персональных данных. Хотя на самом деле смысл его в том, что 70 миллионов записей частные компании просто принудительно передадут в единый реестр.

Другой закон, который приняли еще в конце 2021 года, вступил в силу 2022 году — о принудительном госсчетчике. Любой более-менее крупный ресурс обязан ставить себе счетчик посещаемости от государственной компании «Медиаскоп». Он позволяет собирать все ваше взаимодействие с контентом в интернете. Любой сайт будет фиксировать, что вы там делали, какое видео смотрели и так далее.

В общем, все данные, собранные бизнесом, теперь впитывает в себя государство. И дальше мы оказываемся как раз в зоне социального рейтинга, идем к тому, что власти будут знать все и про бизнес, и про граждан. Более того, когда ты собираешь такой объем данных, то можешь начинать делать прогнозы поведения конкретного человека. К сожалению, мы можем прийти к предиктивному управлению, в котором алгоритмы на основе этих реестров будут перемещать человека условно в зеленую или красную зону. Все это, кстати, происходит на фоне постепенного закрытия доступа граждан к данным государства.

Какие самые частые ошибки совершают люди в плане безопасности персональных данных?

Самая частая ошибка — это купиться на фишинг. Когда вы думаете, что перед вами сайт условного Сбербанка, а на сам деле — мошеннический. Тут нужно быть максимально внимательным, потому что есть огромное количество площадок, мимикрирующих под ресурсы, которым вы передаете свои данные.

Вторая проблема в том, что люди используют для своего удобства несложные пароли, не думая о последствиях. И, наконец, беда в том, что человек завязывает все сервисы на какой-то один адрес электронной почты или устройство. Получив один доступ, злоумышленник может контролировать все ключевые системы конкретного человека.

Решается это созданием двух почтовых ящиков. Первый — секретный, адрес которого вы никому не даете. На него зарегистрирован второй — публичный, то есть фактически первый ящик — это ключ ко второму. Именно публичный ящик вы указываете для регистраций в сервисах, на него получаете письма. Можно настроить пересылку почты на основной секретный ящик, но суть в том, чтобы не раскрывать адрес последнего нигде и никогда. Такую систему несложно реализовать, но многим людям лень.

Но в целом, когда пользователь взаимодействует с неким авторитетным сервисом, скажем, тем же банком, ответственность лежит все-таки не на человеке, а на компании. Важно об этом помнить. Поэтому думать все время, что данные, которые вы передаете, могут утечь — путь к паранойе. Пользователи доверяют крупным компаниям, потому что у тех больше ответственности перед законом, есть риски перед акционерами. В небольшой фирме же, например, владельцы могут поругаться, и ваши данные окажутся неизвестно где.

Можно ли сегодня остаться на сто процентов анонимным в интернете?

Я бы не говорил про «интернет»: есть просто жизнь, и она связана с устройствами, постоянно соединенными в сети. В этом смысле, когда мы говорим «анонимность в интернете», то имеем в виду «анонимность в жизни вообще». Я думаю, что с развитием государственных реестров такое поведение будет уделом радикальных гиков. Потому что из-за тяги к анонимности вы можете в любой момент лишиться не просто удобств, а базовых вещей, государственных услуг и тому подобного. Не думаю, что будет возможной ситуация, когда человек никому ничего не передает и при этом остается полноценным гражданином.

При этом, кстати, в мире активно развиваются технологии «прайваси», обеспечивающие приватность пользователей. Это системы, которые позволяют ограничивать слежку за вами. Парадоксально, но Apple и Google для нас делают в этом плане больше, чем кто-либо, потому что под давлением общества они вводят ограничения трекинга. В результате огромное количество бизнесов перестает собирать данные о пользователях.

Весь коммерческий интернет будет постепенно переходить на косвенные способы отслеживания. Здесь кроется огромная проблема для аналитиков, рушатся уже выстроенные инфраструктуры анализа данных, но все идет именно к этому. Однако государство получает новые полномочия и занимает место компаний, которые раньше за вами следили.

Если заглянуть на десятилетия вперед, что нас там ждет: полностью прозрачная жизнь?

Думаю, нас ждет борьба за права пользователя и за приватность. Вижу, какие законы принимаются, политики не могут игнорировать запросы общества. Коммерческая реклама станет зависеть от контекста. Системы будут в мгновенном режиме понимать, какой контент перед пользователем, и моментально встраивать рекламные блоки, предлагая что-то полезное. Кстати, не надо забывать, что трекинг интернет-рекламы — это все-таки про полезность. Если вам 55 лет, вы не увидите рекламу подгузников.

Мы придем к тому, что данные будут храниться не в компаниях, а в независимых блокчейн-реестрах. Это обезопасит от утечек, так как часто их причиной становятся не хакеры, а сотрудники компаний, собирающие информацию. А потом, думаю, мы придем к тому, что компании начнут делиться с пользователями полученной прибылью, анализируя данные исключительно с их разрешения. У каждого из нас будет выбор: нажать кнопочку «Мне нечего особо скрывать» и получить скидку или не передавать информацию о себе.

Кроме того, мне кажется, в интернете будущего данные станут активом пользователя. Иными словами, вы сможете выбирать сервисы и одной кнопкой переходить между платформами разных форматов. Представляете, получится уйти из «Ютуба» в «Телеграм», забрав за собой всех своих подписчиков. Сегодня это немыслимо! Креаторы будут диктовать свою волю платформам, а те, в свою очередь, станут конкурировать за таких пользователей. Это даст большой толчок экономике, в которой люди создают контент и на этом зарабатывают.


Артем МельникРасскажите, как бережете свои персональные данные в интернете:
  • AlexanderКороче, самый криповый способ деанона. Вам в течение времени поступает 3-4-5 звонков с неизвестных номеров, там или сброс или что-то максимально невнятное чтобы вы обязательно пошли номер искать поиском . А там естественно максимально кликбейтные заголовки "Узнать кто побеспокоил вас с +79991234567" или "скажите а точно не мошенник ли можно взять трубку" + чтобы кол-во отзывов не показывалось в сниппете выдачи и вы обязательно перешли на сайт. Естественно такие сайты создаются пачками по 10-20 штук и управляются из того же места из которого идут звонки, там же собирается статистика, но в целом кроме общего идентификаторов рекламы ничего не нужно. пересекая рекламные адентификаторы (а в некоторых случаях и статичные IP) можно легко получить связь браузера и телефона на который звонили. Чтобы потом когда вы зайдёте на сайт "жк новое зажопье" вам тут же позвонил агент и пытался за 4-5% комиссии от суммы сделки таки допродать вам данный неликвид. А черти полосатые вообще позволяют таргетить спам по параметрам включая доход из смс с зарплатой или окончанием вкладов https://static.beeline.ru/upload/images/business/beeline-prodvizhenie/8613_price_sms.pdf А ещё же есть всякие алирадары, от изучения исходников благина для браузера у меня шеелились волосы даже не на голове. а номер телефона это еще в некоторых случаях СБП с именем-отчеством55
  • rediskaЗачем гос-ву наши персональные даные ухахахахахахахахахаххахаа :)5
  • Александр Кне вижу ничего плохого в персонализации рекламы, сервисов и тому подобное. но страшно, что личными данными может воспользоваться государство (и уже пользуется) не в пользу гражданина. причем страх этот не конкретный, а гипотетический, вроде вшитого на подкорку "увидел полицейского - перешел на другую сторону дороги"23
  • Не Онкуда бы ты ни пришел - везде делают копию паспорта. можно ли от этого отказаться? Сказать например нет, я не хочу чтобы копию делали. могут ли мне отказать в услуге, если я не дам делать копию паспорта? недавно ходил в упр компанию справку взять - какого-то черта сделали копию паспорта. приезжаешь в другой город, заселяешься в гостиницу - делают копию. на каждом шагу паспорт копируют!10
  • Карина МальцеваСначала ставим госсчетчики на сайт и требуем платформы делиться данными о посетителях, а потом блогеров внезапно начинают прессовать за неуплаченные налоги 😂🤣 "Сафари" на маках и айфонах блокируют создание отслеживающих токенов и дают легкодоступную статистику по числу заблокированных (и никакой "Гостери" не нужен отдельный). Для гугла / яндекса надо создать 4-5 эккаунтов и переключаться между ними для разных целей (карта, почта, поиск, документы и т. п.) ВПН — обязательная вещь и далеко не только в России. Опять же, иметь там разные регионы и регулярно их менять. По сути, единственный канал рекламы, по которому меня в наши дни можно достать — это реклама на автобусах и реклама в "Инстаграм" 🤔 Все остальное либо режется, либо я это не смотрю / не читаю / не слушаю.5
  • ЛяБурженет никакого смысла беречь свои данные, с учетом того как наши компании с легкостью их сливают, например СДЕК, даже при получении заказа из инет магазина требует заполнить паспортные данные, ну и потом просто взял и все слил в сеть.. ну и все наверно видели эту карту-базу куда попали все крупные сливы, начиная от яндекс еды, заканчивая билайном, лично я там оказался из за этих уродов из сдека28
  • ЛяБуржеНе, конкретно в гостиницах можно отказаться от копии, тогда будут переписывать все данные на бланк вручную, но они часто что бы наказать тебя за такую наглость, заставляют тебя самого стоять там и все это заполнять)))7
  • AlexanderВ 75% случаев так делают для ускорения. просто распечатайте на принтере 6 штук выдержек из паспорта размером 5*3см с сутью ниже и у вас в большинстве случаев просто будут сверять её с паспортом и забирать вместо копии. Одна сеть вообще такую бумажку просто стабильно поверх своей анкеты вклеивает вместо её заполнения10
  • Окс ХейСтатья из серии "очевидное и невероятное" и плюсом к этому наивность автора в вопросах борьбы за приватность - "А потом, думаю, мы придем к тому, что компании начнут делиться с пользователями полученной прибылью, анализируя данные исключительно с их разрешения." Простите, Вы это серьезно? Вы забыли, в каком мире мы живем? Балом правит капитализм, а не социализм, так что мечты о таком бартере в виде "вы нам стулья-мы вам деньги" лишь розовые мечты. Компании даже при утечках до последнего молчат, а уж в обычной ситуации всегда тыкают в пункт "разрешаю передачу третьим лицам\партнерам для рекламы" и под этим скрывается что угодно. А 99% даже и этого пункта не читают (да что там, вообще ПС не читают). А не если не согласен -гуляй Вася с нашего сервиса. И других вариантов тут нет, потому что в основе всего - получение прибыли, а не защита ПД. И так по всему миру.15
  • Юрий Мельниковrediska, они и так есть на каждого, паспортные, налоговые, медицинские и тд и тп.8
  • йог и трейдерОкс, компании умеют делиться прибылью, когда видят в этом свою выгоду. Более того, преуспевают на рынке именно такие. Взять хотя бы пришедший не так давно кэшбэк от банков, реферальные ссылки и другие маркетинговые вознаграждения, дивиденды акционерам со стороны компаний на бирже.8
  • felidaeНикак. Гугл считает на одном аккаунте что я женщина, на другом, что мужчина, предполагает возраст от 18 до 45 лет (а что не от 3 до 99 сразу?) и совершенно неправильно определяет увлечения. Узнали что мои друзья в ВК не отдают кредиты? Ну поздравляю, это какие-то случайные чуваки, с которыми я познакомился в баре и не почти общаюсь. Яндекс погода показывает мне погоду в Казахстане (я не там), гугл постоянно определяет по сети, что я в другом городе. Ищешь где купить рюкзак? Удачи, потратишь на это пару недель, как только купишь - страшная бигдата разродится и начнёт совать тебе рекламу рюкзаков.26
  • SofrusAlexander, так и как это спасет от сливов? Проблема то не в том что требуют именно копию, а в том что требуют данные паспорта. Имея данные сделать фейк копию не составит труда.5
  • AlexanderРустам, Как минимум в этих данных нет фото и подписи "как в паспорте" (никогда нигде не расписываюсь как в паспорте если отдельно не просят , просто "на всякий случай"). Так что точную копию по ним не сделать. Плюс давайте не терять контекст -- я отвечал на вопрос как избежать снятия копии паспорта и предложил вполне рабочий способ.12
  • Мирослав СвободинПочаще забивайте в Гугл своё ФИО и выдача вам покажет, где могут появится ваши свежие персданные! Это как в помощь для тех, кто сильно волнуется за них!1
  • Максим Л.А в чём смысл двойной почты? Что-то не пойму.1
  • AlenaStribog FКонстантин, эка вы дивиденды в один ряд с вознаграждениями поставили)8
  • ВеленаНу, например, достаточно сказать рядом с компьютером несколько слов, чтобы в Дзене начала даваться реклама и статьи по этой теме. Везде в остальных местах у меня адблоки всевозможные, поэтому яркий пример только там. Отключение микрофона спасает ситуацию. Но, понятное дело, это радикально и неудобно. Включенный микрофон в другом браузере нивелирует все, надо, чтобы был выключен везде. Это по поводу того, что реклама везде. Согласились бы делиться персональными данными в обмен на скидки? Нет. А что, кто-то согласился бы? Вот это и называется настоящая нищета. Не нужна никакая индивидуализация рекламы, спасибо. Ничего не случится,если пальчиками вобьешь немного больше в поиск, не помрешь.2
  • BacalhauAlexander, так вот зачем эти звонки. А я всё гадала.10
  • Дмитрий СоколовAlexander, во какая схема! А я-то гадаю, почему зашёл чисто посмотреть садовые домики — завтра же звонок из этой конторы, зашёл глянуть котлы — та же история. А ведь и в самом деле, я вбивал пропущенные номера просто в поисковик, и в топе открывались какие-то максимально бесполезные страницы в духе «номер 1234567 принадлежит МТС, соседние с ним номера 1234566 и 1234568». Думал на сливы из агрегаторов типа Яндекса, но так куда понятнее, изящнее и страшнее.4
  • БестияМаксим, если взломают первую почту, которую вы указываете везде, то могут получить доступ ко всем вашим сервисам - онлайн-банкам, госуслугам и пр. И взломать ее будет несложно - email известен, нужно подобрать лишь пароль. Вторая почта - секретная, ее будете знать только вы, на важных ресурсах будет она. Взломать ее будет сложнее, тк неизвестен адрес. Чтобы не потерять важные уведомления, можно настроить автоматическую пересылку с секретной почты на основную.3
  • Чапа АнакондовнаНаталья, если настроен пересыл с одной почты на другую, то узнать секретную почту легко. Уж лучше двойную авторизацию везде. Тут взломать сложнее.1
  • kentAlexander, очень интересно, спасибо что поделилась.2
  • kentЛяБурже, 100% самое смешное когда я оказываю услуги , нужные некоторые данные. И люди начинают эту игру с прайвеси. Хочется сказать: чел, ты вообще нисколько никому не интересен, напиши уже адрес доставки и давай покончим с этим.3
  • kentСветлана, притча про пешехода переходившего дорогу по зебре и авто, который сбил пешехода. Кто прав кто виноват всем понятно. Но какой в этом толк если ты мертвый. Так и тут. Можно качать права и час стоять на ресепшене. А можно все сразу сделать и идти дальше.3
  • kentНаталья, если есть связь между первой и второй почтой - то с одного выясняется с другой. Но я согласен, это чуть усложнит жизнь мошенникам1
  • kentВелена, уверены что легко взломать? Я сам иной раз не могу на свою почту зайти даже с паролем. Приходится отвечать на вопросы типа с кем в последний раз переписывались, какие папки создавали и ждать ручную проверку.1
  • Dinara YavorskiКарина, аналогично. Даже в видео проматываю рекламу или смотрю через плагин. Мой мозг не помойка.0
  • ВеленаChegemov, никогда не приходилось отвечать на подобное, слава богу. Я бы взбесилась, если б мне не дали войти в свою почту со своим паролем. Это как нельзя войти в свой дом со своими ключами. Покажите паспорт, сдайте отпечаток, анализы крови, мочи. А мы еще подумаем, пускать вас или нет. А по-другому нельзя. Ну и что, что дом ваш. Ну и что, что ключи ваши. К сожалению, таков порядок. Увы. Будете бузить- полиция рядышком. (аналог блокировки, если отказываешься проходить тьму гребаных подтверждений личности. Это ж не только в почте такое бывает). Не надо такой "безопасности". На мой взгляд, это хуже всего на свете. Хуже отсутствия денег даже. Что-то из серии 1984. Без шуток.1
  • kentВелена, у меня так было несколько раз. Да бесит невероятно. Не знаю как работает. Это было и с актуальной рабочей почтой и со старым ящиком0
  • ВеленаChegemov, По желанию если такое делается (многофакторные идентификации, прочий гемор) - тогда ок. Нет вопросов. Риски же сугубо индивидуальные. Если украдут, то данные конкретного человека и конкретно его деньги. А вот когда по принудиловке и с невозможностью отказа, это жесть.1
  • ゴジラЮрий, инн это серийный номер тушки, как бэ 😏2
  • ВеленаRodney, я вам говорю то, что вижу сама. Можете поэкспериментровать)2
  • Rodney MullenВелена, мне нет смысла экспериментировать, компьютеры, электроника и программирование моя работа.0
  • ВеленаRodney, хорошо, будем считать, что это чушь, а у меня многолетние глюки) Мне не жалко, доказывать я никому ничего не собираюсь.0
  • Чапа АнакондовнаВелена, взломать можно что угодно, никто не отрицает. Но когда есть двухфакторная авторизация с помощью смсок, то тут надо постараться, а значит цель должна быть существенной. У меня например миллиарды нельзя стырить с почты, потому что на почте только рабочие письма и рекламный спам. Давным давно ... когда еще были Яндекс деньги, мою почту взломали и увели у меня 8000 руб. потому что идиот клиент код для получения денег кинул прямо мне на почту, хотя должен был использовать аську. Мелкий гаденыш хакер прям при мне выводил мою денежку, я его пыталась блокировать, но он оказался шустрее. Бог ему судья, сумма даже по тем временам была не супер большая. А клиенту пришлось вернуть мне эту сумму потому что он нарушил протокол.1
  • Ион ТихийНе Он, на сегодняшний день хранить паспортные данные могут только госорганы и банки, а гостиниц в этом списке нет. Поэтому требование копии паспорта в гостинице является незаконным, но они по привычке продолжают их снимать. Лечится это подачей жалобы в Роспотребнадзор на гостиницу через Госулуги, после нескольких штрафов они сразу станут аккуратнее. Можно просто на месте требовать договор на обработку персональных данных, нет? - гуляй лесом! А вот за границей Роспотребнадзор власти не имеет :) , поэтому приходится с грустью наблюдать как в очередном хостеле/гостинице снимают копию с твоего паспорта. А вообще Alexander прав и снимают они копию в основном для того чтобы не держать вас на стойке пока переписывают данные в анкету. Поэтому бумажка с паспортными данными может помочь.2
  • Ион ТихийЕсли посмотреть шире на проблему, то всё упирается в Рекламу. Реклама - это показ информации о товаре широкому кругу людей, в надежде, что она кого-то заинтересует. Главный негативный фактор в том, что её показывают тем кому она не интересна. Так вот, если реклама станет опираться не на надежду, а будет точно попадать в потребителя, то негативный фактор раздражения будет почти исключён. Возможно таргетирование - это выход, но создаётся риск злоупотребления, когда человеку навязывают желание товара, который ему на самом деле не нужен. Точнее говоря это уже существует в полный рост. Остаётся открытым вопрос: как может кто-то захотеть новый товар, о котором никогда не слышал? Например, вы не станете хотеть робопса если не узнаете, что они уже появились в продаже и чем они могут быть лично вам полезны. Возможно в будущем за распространение рекламы будет отвечать беспристрастный ИИ, которому смогут доверить свои персональные данные пользователи и он не будет ими злоупотреблять. Скорее станет этаким надёжным советчиком. А пока мы живём в мире где это всё только зарождается.0
  • ИринаВелена, тоже замечаю подобное. Поговорили с мужем о газонокосилках, сразу же посыпалась их реклама изо всех дыр.1
  • Маринаゴジラ, 😀 грубо конечно, но это факт0