Телеграм не смог оспорить приказ ФСБ в суде. Что это значит
20 марта Телеграм пытался оспорить в Верховном суде приказ ФСБ, который требует предоставлять данные для декодирования сообщений пользователей. Не вышло — документ признали законным.
Роскомнадзор сразу направил уведомление с требованием ответить на запрос и опубликовал новость об этом на официальном сайте. Телеграму дали 15 дней — такой срок предусмотрен законом.
6 апреля срок для исполнения требований истек: Роскомнадзор обратился в суд. Процедура блокировки запущена. Сколько на нее уйдет времени и чем все закончится, пока неизвестно.
Антихайп
Позвольте охладить пыл и сразу выложить главное:
- Телеграм не заблокируют прямо завтра. Роскомнадзор публикует на официальном сайте новости обо всех действиях по поводу мессенджера: блокировка не происходит моментально.
- По требованиям Телеграм должен передать ключи, которыми можно расшифровать сообщения конкретных пользователей. По информации ФСБ они причастны к терактам в Петербурге.
- Органы не требуют предоставить им сами сообщения и признают, что тайна переписки защищена законом. Юристы Телеграма считают, что эти ключи дадут доступ ко всей переписке, но это проблема Телеграма, а не ФСБ.
- Никто не лезет в вашу личную переписку. Даже если Телеграм передаст ключи, ФСБ не сможет получить доступ к личным сообщениям без решения суда. По крайней мере так работает закон и пока нет оснований считать, что кто-то собирается его обойти.
- Многие мессенджеры сотрудничают с ФСБ. И не только мессенджеры.
- Передавать ключи шифрования — требование федерального закона. Закон приняла госдума, а подписал президент. Депутатов и президента выбрали граждане РФ.
- Телеграм не заблокируют через 15 дней. При худшем раскладе начнется процедура блокировки через суд — мы об этом узнаем.
- По требованиям Телеграм должен передать ключи, которыми можно расшифровать сообщения конкретных пользователей. По информации ФСБ они причастны к терактам в Петербурге.
- Органы не требуют предоставить им сами сообщения и признают, что тайна переписки защищена законом.
- Никто не лезет в вашу личную переписку. Даже если Телеграм передаст ключи, ФСБ не сможет получить доступ к личным сообщениям без решения суда.
- Многие мессенджеры сотрудничают с ФСБ. И не только мессенджеры.
- Передавать ключи шифрования — требование федерального закона. Закон приняла госдума, а подписал президент. Депутатов и президента выбрали граждане РФ.
Освежите мне память!
28 июня 2017 года мессенджер внесли в реестр организаторов распространения информации. При этом основатель Телеграма Павел Дуров заявил, что не будет исполнять остальные требования закона, но на тот момент других требований и не было.
Пользователи тогда выдохнули: казалось, что угроза блокировки отступила. Но мы говорили, что это не конец и делать ставку только на Телеграм в работе и общении не стоит.
Через две недели после внесения в реестр ФСБ запросила ключи для расшифровки переписки по нескольким конкретным номерам. Компания Telegram Messenger LLP отказалась их предоставить. За это ее оштрафовали на 800 тысяч рублей по ст. 13.31 КоАП. Обжаловать штраф не удалось.
Потом правозащитники пытались признать незаконным приказ ФСБ № 432. Это на него ссылаются в запросе о требовании ключей для расшифровки. Но 20 марта 2018 года Верховный суд отказал в удовлетворении иска. Теперь Телеграм снова под угрозой блокировки.
Что ФСБ хочет от Телеграма?
ФСБ требует ключи для декодирования сообщений конкретных пользователей, которых подозревают в преступлении. Не саму переписку, не сообщения, а только информацию для их расшифровки. Получить доступ к переписке автоматически даже с этими ключами ФСБ формально не может — для этого нужно решение суда.
Даже имея ключи для расшифровки, ФСБ должна доказать, что ей нужен доступ к сообщениям конкретных людей, чтобы раскрыть или предотвратить преступление. При этом они должны проходить по уголовному делу. Суд изучит аргументы и решит, законно ли предоставить такой доступ с учетом права на тайну переписки.
В запросе не указано, какие сообщения заинтересовали спецслужбы, но «Репаблик» писал, что речь о шести подозреваемых в организации теракта в Санкт-Петербурге: тогда произошел взрыв в метро и погибли люди. На официальном сайте ФСБ есть сообщение о том, что это преступление готовили и совершали в том числе с использованием Телеграма.
И хотя подозреваемые в теракте задержаны, получить доступ к переписке через мессенджер сложно даже спецслужбам и даже при наличии решения суда: сообщения зашифрованы. Чтобы их расшифровать, нужны ключи.
А как же тайна переписки?
По Конституции каждый человек имеет право на тайну переписки. Но любые права можно правомерно ограничить, если это нужно для безопасности, соблюдения закона и прав других людей. Тайны переписки это тоже касается — это прямо написано в Конституции.
Доступ к переписке нельзя получить только потому, что так хочет конкретный сотрудник или отдел ФСБ. По закону чужие личные сообщения можно прочитать только в рамках уголовных дел о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких.
Например, незаконное хранение и перевозка взрывчатых веществ — преступление средней тяжести. ФСБ может получить доступ к переписке подозреваемых через суд.
А вот злостное уклонение от выплаты долга, незаконное предпринимательство и фиктивная прописка — преступления небольшой тяжести, на которые условия о доступе к переписке вообще не распространяются.
А если спецслужбы получат доступ к переписке без решения суда и уголовного дела, такие сообщения не будут считаться доказательством.
Значит, требования ФСБ законные?
Юристы Телеграма считают, что требования и сам приказ незаконные. Их аргументы изложены в административном иске. Основной такой: ключи для доступа к переписке ФСБ просит без решения суда. Якобы это позволит прочитать сообщения вообще любого пользователя и нарушит тайну переписки других людей. Еще есть претензии по срокам и способу исполнения запроса.
ФСБ считает, что все законно: сообщения всех пользователей спецслужбам не нужны, они их и не требуют. Приказ вообще не касается переписки, а в запросе Телеграму указаны только ключи. Это не информация ограниченного доступа, и Конституцией она не охраняется. Доступ к переписке даже подозреваемых в организации теракта ФСБ у Телеграма не запрашивала. И тем более не было неограниченного и бесконтрольного запроса к переписке вообще всех пользователей. Минюст согласился с ФСБ.
Когда оперативникам будет нужен доступ именно к переписке, они обратятся в суд и получат решение в рамках конкретного уголовного дела. Никто не спорит, что переписка — это охраняемая законом тайна. Но ключи для декодирования — это не тайна. Если их передать, это еще ничего не значит и не дает возможности автоматически читать любые сообщения. А больше от Телеграма пока ничего не нужно.
Признать приказ и требования ФСБ незаконными не получилось: Верховный суд отказал в иске.
Что теперь будет?
Пока Роскомнадзор обратился в суд. Он следит за тем, как организаторы распространения информации исполняют требования закона. В Телеграм направили уведомление о том, что в течение 15 дней все-таки нужно предоставить ключи для декодирования по запросу ФСБ, а мессенджер его не выполнил. Хотя это одна из обязанностей Телеграма как организатора распространения информации, причем официально и с разрешения включенного в реестр.
Если суд вынесет решение о блокировке, а мессенджер не сможет его оспорить, доступ к Телеграму начнут ограничивать по всей России. Сам мессенджер при этом будет работать, но пользоваться им станет сложнее, а вести с его помощью бизнес будет не так эффективно.
Телеграм передаст ключи для расшифровки?
Павел Дуров несколько раз говорил, что не будет сотрудничать с госорганами и не передаст им ничего, что может нарушить тайну переписки. После решения Верховного суда подробных комментариев от него не было. Есть только сообщение в Твиттере о том, что Телеграм за неприкосновенность частной жизни, а угрозы блокировки не принесут плодов.
Вот и поглядим.
Но ведь говорили, что расшифровать сообщения невозможно?
Говорили, но мы с вами не можем это проверить. Зато это проверили эксперты. По крайней мере, такое исследование есть на сайте юристов Телеграма. Его провел кандидат физико-математических наук. Попробуйте разобраться сами — там много интересного и написано понятным языком.
Ключи для расшифровки сообщений в облачных чатах все-таки существуют, и на стороне Телеграма есть лица, которые имеют к ним доступ. С секретными чатами сложнее: эксперт сделал вывод, что эти ключи никто не знает и они хранятся только у пользователей.
Мы не знаем, какие конкретно чаты интересуют ФСБ. Но в любом случае все это технические особенности работы Телеграма, которые формально не должны волновать госорганы. По закону оперативники обязаны расследовать преступление. Для этого могут понадобиться сообщения конкретных людей, которых в этом преступлении подозревают. Пока формально нужны только ключи для расшифровки. Доступ к самой переписке можно будет получить только по решению суда.
Можно предполагать что угодно: что ФСБ получит доступ к переписке без решения суда, что ключи от сообщений одного человека расшифруют все остальные, что эти ключи нельзя передать, что их вообще не существует. Но пока есть конкретные требования, действующий закон, отказ компании их исполнять и иск от Роскомнадзора в суде.
Я не хочу, чтобы в ФСБ читали мою переписку!
ФСБ не нужна ваша переписка. Читать все сообщения физически невозможно. Если вы ничего не нарушаете и не участвуете в уголовно наказуемых делах по тяжким статьям, доступ к вашей переписке по закону никто не получит. В исследовании эксперта написано, что ключи постоянно и автоматически меняются. Даже если Телеграм передаст ключи для расшифровки сообщений конкретных людей, вряд ли они подойдут для расшифровки ваших.
Почему претензии только к Телеграму?
В реестре Роскомнадзора не только Телеграм. Другие мессенджеры, соцсети и поисковые системы могут отвечать на запросы оперативников без резонанса в СМИ. Если вы об этом не знаете, это не значит, что этого нет. А иногда это просто остается незамеченным.
Телеграм могут заблокировать через 15 дней?
Нет, так быстро это не произойдет. Пока Роскомнадзор обратился в суд за решением о блокировке. Без решения суда ограничить доступ к мессенджеру нельзя.
Если суд одобрит блокировку, Телеграм может это оспорить. Пока окончательное решение суда вступит в силу, может пройти несколько месяцев. Но это не будет длиться вечность: если ведомства и мессенджер не договорятся, у пользователей на самом деле могут быть проблемы.
Блокировка не приведет к катастрофе. Поговорят и перестанут, а на место одного мессенджера придет другой. Но на всякий случай подготовьтесь.