Ну и что? 51 683

Роскомнадзор внес «Телеграм» в реестр распространителей информации. Но это почти ничего не значит

Драма с блокировкой «Телеграма» формально закончилась 28 июня 2017 года. Мессенджер внесли в реестр организаторов распространения информации. Теперь он числится там под номером 90-PP.

Интрига в том, что это на самом деле ничего не значит. Краткое содержание:

  1. «Телеграм» внесли в реестр, но это только одно из требований закона.
  2. Дуров пообещал, что другие требования закона он выполнять не будет.
  3. Жаров пообещал, что этого и не требуется.
  4. Но ни то ни другое заявление не влечет никаких юридических последствий, не меняет закон и не освобождает никого от ответственности.
  5. «Телеграм» сейчас выполнил только одно требование закона, а их еще много, и формально его когда угодно могут заблокировать за любое другое нарушение.

Что вообще власти хотели от «Телеграма»?

В России действует закон о защите информации. В этом законе есть понятие «организатор распространения информации». По всем признакам «Телеграм» им является.

У организаторов распространения информации по этому закону есть обязанности. Если не выполнить хотя бы одно требование закона, грозит блокировка. Обязанности у всех одинаковые:

  • собственно, зарегистрироваться — это произошло, ура-ура;
  • уже сейчас в течение года хранить на российских серверах данные о фактах передачи любых сообщений пользователей, то есть вести логи;
  • с 1 июля 2018 года нужно будет полгода хранить сами сообщения, включая тексты, изображения и звуки;
  • предоставлять эти данные госорганам по запросу;
  • обеспечивать конфиденциальность этих запросов и методов работы спецслужб;
  • но при этом раскрывать ключи шифрования, если ФСБ об этом попросит. Можно передать ключи на электронных носителях в нужном формате или организовать прямой доступ.

Павел Дуров выступил с заявлением в публикации во «Вконтакте», и в нем он прямым текстом отказывается выполнять все остальные положения закона. Заодно он согласился, чтобы данные о компании использовали для регистрации. Это не мешает добавить мессенджер в реестр, но не гарантирует, что его не заблокируют.

Что интересно, заявление Дурова не означает, что «Телеграм» действительно не будет сотрудничать с ФСБ. Слово пацана, конечно, слово пацана, но в юридическом плане это его заявление не накладывает на «Телеграм» никаких обязательств.

Если завтра «Телеграм» откроет ФСБ доступ к сообщениям, это будет законно. А если не откроет, то его заблокируют, и это тоже будет законно.

Так что, будут к «Телеграму» претензии или нет?

Это неизвестно.

Организатора распространения информации могут заблокировать за любое нарушение обязанностей по статье 10.1 закона об информации. Но в чём тут хитрость.

Роскомнадзор может выступить инициатором блокировки, а может и не выступить. Закон разрешает заблокировать «Телеграм», но он не заставляет это делать по умолчанию. Для блокировки нужны основания, и на данный момент их вроде бы нет. Но они могут появиться.

  • Основанием для блокировки может стать, например, отказ «Телеграма» предоставлять данные о сообщениях пользователей. Чтобы «Телеграм» отказал, у него надо эти данные запросить. Если Роскомнадзор или ФСБ ничего у «Телеграма» не запросят, то у них не будет оснований его блокировать. А если они запросят, а «Телеграм» тихонечко эти данные предоставит, тоже не будет никаких оснований блокировать.

Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров сказал в интервью, что от «Телеграма» ему нужны только данные для реестра и больше вообще ничего. Так и сказал: «И на этом точка». Из этих слов можно сделать вывод, что Роскомнадзор как будто разрешает «Телеграму» пренебрегать требованиями закона. Но говорить об этом заявлении в юридической плоскости нельзя: заявление чиновника в СМИ не меняет закон и не освобождает никого от следования закону. Тем более, он мог иметь в виду только этот этап, просто не уточнил, что дальше по закону могут быть другие.

Получается, регистрация в реестре — это всего лишь формальность и ничего не значит?

Реестр — это способ учета данных. Его используют, чтобы знать, где запрашивать ключи для расшифровки сообщений и кому отправлять просьбы о блокировке незаконной информации. И чтобы понять, кому выписывать штраф, если найдут нарушения. Реестр — штука полезная, но не исчерпывающая.

Спецслужбы могут получить доступ к данным о переписке пользователей?

С точки зрения закона — да. По словам Дурова, технически это невозможно из-за особенностей шифрования «Телеграма». В законе нет понятных указаний, что делать, если выполнить его технически невозможно. Сказано четко: «храни данные в России и дай к ним доступ».

По закону не к любой переписке любого человека можно получить доступ. Для этого нужны основания и полномочия. Например, органам предварительного расследования такие данные не предоставят, а вот по запросу ФСБ обязаны. В любом случае нет задачи просто так читать личную переписку обычных пользователей.

Почему руководитель Роскомнадзора публично обращается к Павлу Дурову, а к владельцам других мессенджеров нет и их молча блокируют?

Роскомнадзор сам решает, как ему работать в рамках закона и к кому обращаться лично. Писать новости на сайте и обращаться к Дурову с увещеваниями законом не запрещено.

Они могли вызвать его на рэп-батл, отправить музыкальную открытку или заказать билборд. Это было бы так же весело и законно. А вот сами занести «Телеграм» в реестр на основании поста и без официального уведомления через сайт по правилам не могли.

А вот я оператор персональных данных. Мне нужно зарегистрироваться в реестре Роскомнадзора. Можно я тоже напишу об этом в соцсетях и дам ссылку на реквизиты?

По закону так нельзя. Каждый сам должен заполнять уведомления и лично регистрироваться в реестрах. Этот порядок установлен правительством, и его нужно соблюдать. Это касается и организаторов распространения информации, и операторов персональных данных.

По Конституции перед законом все равны. Лучше не обращать внимания на особые случаи, не экспериментировать и делать всё как положено — лично и через специальную форму на сайте Роскомнадзора.

Если всё-таки решите сделать как Павел Дуров, потом расскажите, что получилось.

Почему в реестре нет «Вотсапа» и «Фейсбук-мессенджера», но их не блокируют?

Это тоже полномочия Роскомнадзора, а обыватели могут только гадать. Поиск организаторов распространения информации, блогеров и операторов персональных данных ведется постоянно. В реестре регулярно появляются новые данные, кому-то отправляют требования, кто-то регистрируется сам. Это большая работа, в каком порядке она делается — мы не знаем.

Пока «Телеграм» не заблокировали и всё работает. Сейчас нужно что-то делать?

Можно ничего не делать. Но это не значит, что нет угрозы блокировки и через полгода или раньше ситуация не повторится.

Нужно быть готовым ко всему, правильно распределять риск и не делать ставку на единственный канал для связи и рекламы.

Поставьте бесплатный VPN и ждите новостей.

Ну и что? 3 399

Налоговая запустила сервис для регистрации бизнеса. Но с ним что-то не так

Налоговая запустила сервис для регистрации фирм. Говорят, чтобы открыть ООО, можно заполнить формы на сайте и отправить их прямо из дома. Не придется никуда ходить и платить посредникам.

Мы проверили, как он работает, и нашли странное. Может быть, у вас все получится или налоговая еще доделает свой сервис. Пока расскажем, как он должен работать в теории и что происходит на деле. Задумка-то хорошая.

Кому

Это пригодится тем, кто хочет зарегистрировать бизнес и сэкономить время и деньги. Налоговая обещает, что на все хватит 15 минут, а документы можно отправить из дома и получить по электронной или обычной почте.

Как работает

Заходите на сайт налоговой nalog.ru, в разделе «Электронные сервисы» есть ссылка на сервис регистрации юрлиц и ИП.

Дальше все интуитивно понятно — разобраться несложно:

  1. Зарегистрируйтесь на сайте налоговой. Это именно регистрация, а не авторизация через госуслуги. На почту придет сообщение со ссылкой. На этом этапе ничего не проверяется — что укажете, то и будет в личном кабинете.
  2. Подтвердите согласие на обработку персональных данных. Обычная процедура — без нее никак.
  3. Выберите, как передадите документы на регистрацию. Можно отправить через интернет, но нужна электронная подпись. Есть вариант отправить без подписи — тогда нужно прийти лично. Или распечатать и отнести документы в налоговую на бумаге.
  4. Укажите, как хотите забрать документы о регистрации: получите лично, по электронной или обычной почте.
  5. Заполните данные о будущей фирме. Будьте внимательны: на этапе ввода данных ничего не проверяют. Максимум будет подсказка, что поле не заполнено или использованы латинские буквы вместо русских.
  6. Отправьте на проверку. На этом этапе что-то проверяется, но выборочно. Мы попробовали указать набор букв вместо фамилии, и система такое не пропустила. Ошибку в дате выдачи паспорта система не заметила, а в дате рождения заметила. Если отправить такие документы на регистрацию, придет отказ — госпошлину пока не вернут. А закон о госрегистрации по-новому еще не работает.
  7. Заплатите госпошлину. Оплата возможна прямо на сайте с карты учредителя или директора. Можно не платить пошлину, а распечатать документы и самому сходить в банк или налоговую.

Что не так

Наш экономист Катя Мирошкина лично попробовала оформить документы для ООО. Вот с чем она столкнулась.

Нет проверки данных. Можно указать неправильную дату выдачи паспорта, и система такое пропустит. Это странно, потому что еще при регистрации на сайте указан ИНН. Интересно, что ИНН там можно узнать сразу: система определяет его по номеру паспорта. Вроде бы по нему несложно сверить и остальные данные, но их не сверяют. Если не знать об этом, можно понадеяться на систему и в итоге получить отказ.

Ошибки выявляются не сразу. Чтобы понять, что где-то неправильные данные, нужно пройти все этапы. Потом подождать минуту, пока пройдет выборочная проверка, и опять вернуться в начало, чтобы исправить. Затем снова пройти все этапы и опять подождать проверку. Показалось не очень удобным, но, может быть, это из-за того, что мы специально допускали ошибки в разных местах. Если все заполнить правильно, будет проще.

Мало подсказок. Когда оформляешь документы через популярные сервисы в интернете, там описан каждый пункт. Как правильно указывать место рождения, какой адрес для регистрации выбрать и чем это грозит, зачем нужны ОКВЭД и как их выбирать. На сайте налоговой подсказок нет. Написано, что поле обязательное для заполнения, а как его заполнять не написано. Можно указать место рождения не как в паспорте, и документы сформируются, как будто все в порядке. А потом придет отказ в регистрации и госпошлину не вернут.

Сбои в работе. На разных этапах сервис переставал работать и выдавал разные системные ошибки. Хорошо, что заполненные данные сохраняются и не нужно вводить их заново.

Пустое заявление. После того как все данные были заполнены, система сформировала решение, устав и заявление. По идее, их можно распечатать и отнести в налоговую. Но заявление оказалось пустым — там вообще ничего не было заполнено, даже фамилия. Исправить заявление нельзя. Можно выгрузить его в экселе и заполнить самостоятельно. Тогда непонятно, в чем смысл сервиса. Если бы это была не тестовая проверка редакции, а настоящая регистрация фирмы, было бы непонятно, что дальше с этим делать.

Нет уведомления о переходе на УСН. При регистрации обычно его заполняют сразу. Некоторые налоговые принимают уведомление вместе с уставом, иногда нужно отнести его отдельно по месту учета. Но это желательно сделать сразу после регистрации, а не когда угодно. Иначе фирма будет платить налоги на общей системе. В сервисе налоговой про уведомление нет ни слова. Если не знать, как правильно сделать, будет неприятный сюрприз в виде НДС, налога на прибыль и кучи отчетности.

При тестовой проверке мы не оплачивали госпошлину, поэтому отправить документы в налоговую не смогли. Может быть, на этом этапе тоже что-то не так, но вам придется пройти этот путь самим.

Если запутаетесь, звоните на горячую линию 8−800–222–2222.

Этот сервис только для ООО с единственным участником? А если их несколько?

Если участников несколько, сайт налоговой не поможет. Там есть страницы для регистрации с другими вариантами, но они пока не работают или работают без гарантии. Так и написано: вот вам сервис, но мы его не проверяли.

Когда появятся новые опции, налоговая расскажет у себя в новостях.

Получится ли через сайт налоговой внести изменения в ЕГРЮЛ или ликвидировать фирму?

Пока нет. Хотя там есть ссылки, которые как будто говорят, что получится. Но эти ссылки ведут на информационные страницы. Можно только скачать форму заявления для регистрации изменений или заказать выписку из ЕГРЮЛ, если есть электронная подпись.

А ИП так можно зарегистрировать?

Можно, но нужна авторизация через госуслуги. Для ООО можно регистрироваться прямо на сайте налоговой и без госуслуг.

Зачем нужен еще один сервис? Регистрировали же как-то раньше.

ИП и ООО можно и сейчас зарегистрировать без сайта налоговой.

Самостоятельно. Чтобы встать на учет в налоговой, нужно найти все формы и правильно их заполнить. Для ИП это несложно, а вот с ООО легко запутаться: там же еще устав.

Через посредника. Есть много компаний, которые за деньги оформляют заявление на регистрацию, составляют устав и заполняют квитанции. Обычно это платно: может стоить и три тысячи, и десять, в зависимости от региона и запросов компании.

В интернете. Через платный или бесплатный сервис можно оформить документы для любого бизнеса. Такие сервисы есть у бухгалтерских компаний, юридических порталов и банков: они подходят для заполнения всех документов, включая квитанции и уведомления об УСН. Необязательно потом открывать счет в этом банке — можно просто оформить фирму и ничего не платить за пакет документов.

Даже если заполнять документы через посредника или в интернете, потом нужно нести их в налоговую. А через сайт ФНС реально сразу отправить заявку и даже готовые документы получить по электронной почте. Можно вообще никуда не ходить и никому ничего не платить, кроме госпошлины. Но это только в том случае, если у вас получится все правильно заполнить, а заявление не окажется пустым.

Как можно было запустить нерабочий и непонятный сервис?

Налоговая запустила его совсем недавно. До этого он работал в режиме тестирования и не везде. Наверное, скоро там все починят и проблем не будет.

А может быть, мы смотрели на него с прищуром и специально искали ошибки — вот и нашли. Если бы аккуратно и правильно все заполнили, вдруг получилось бы. Хотя что делать с пустым заявлением и почему оно вообще пустое, мы так и не поняли.

Кажется, налоговая пытается помочь предпринимателям сэкономить. Если захотите зарегистрировать фирму, попробуйте это сделать через сайт — вдруг получится. Вы ничем не рискуете: ну, если только потеряете несколько минут.

А вдруг вы найдете ошибку, сообщите налоговой и они исправят. Если так сделает много человек, рано или поздно получится удобный сервис, которым все будут бесплатно пользоваться.

Ну и что? 13 378

Предприниматели могут получить вычет за онлайн-кассы. Или вообще их не покупать

Президент подписал два закона по онлайн-кассам: про отсрочки и вычеты. В законе про отсрочку написали, кому можно не покупать кассу до 1 июля 2019 года, — он уже вступил в силу. Закон про вычеты заработает только с 2018 года, но уже понятно, кто конкретно сможет сэкономить и что для этого нужно.

Кому дают отсрочку по онлайн-кассам?

Вот при каких условиях можно получить отсрочку до 1 июля 2019 года и пока не использовать кассу:

  • организация или ИП платит ЕНВД и не работает в общепите или рознице;
  • ИП работает на патенте, кроме розницы или общепита;
  • ИП на ЕНВД или патенте работает в рознице или общепите, но без сотрудников;
  • ИП на любом режиме без сотрудников продает что-то через вендинговые автоматы;
  • фирма или ИП оказывает услуги населению, независимо от режима.

Те, кто не попадает в эти категории, отсрочку до середины 2019 года не получат: им либо уже нужно использовать онлайн-кассу, либо придется купить ее с 1 июля 2018 года.

Организации, которые работают в рознице или общепите, отсрочку до 2019 года не получат, даже если они платят ЕНВД. Если в таком бизнесе работает ИП с сотрудниками, ему тоже не положена отсрочка.

Если не уверены, есть ли у вас право на отсрочку, уточните в налоговой или у грамотного бухгалтера. Например, некоторые предприниматели думают, что если у них есть торговая точка и магазин в интернете, то можно работать только на ЕНВД и есть отсрочка. На самом деле нет: торговля через интернет не попадает под ЕНВД. И тут возникают другие нюансы: как магазин принимает оплату. Для карт касса нужна, а для наложенного платежа или оплате по квитанциям — нет.

Еще не вся торговля в магазинах считается розницей: там есть ограничения по площади. Берите на заметку объясняющие статьи, но если это касается вас, то всегда читайте закон в оригинале.

Не надейтесь на то, что сами разберетесь с кассами. Штрафы за нарушения слишком большие. Лучше напишите запрос в налоговую и узнайте, как вам работать и не нарушать закон.

Всем остальным точно нужна касса?

Еще до этого закона были категории предпринимателей, которым касса не нужна — они никуда не делись. Полный список есть в ст. 2 закона № 54-ФЗ. Таким предпринимателям касса не нужна сейчас и не будет нужна независимо от новых условий отсрочки.

Например, без кассы может работать ремонт обуви или продавец мороженого в киоске. Правда, и здесь есть свои нюансы и исключения, поэтому для надежности проконсультируйтесь с экспертом по кассам.

Если есть право на отсрочку, можно не выдавать документы при оплате?

Если нет кассы, это не значит, что можно ничего не выдавать покупателю. Для разных отраслей свои требования к платежным документам. Это может быть товарный чек или бланк строгой отчетности. Их выдают обязательно или по требованию — обо всем этом лучше письменно спрашивать в налоговой.

Главное, что это не должен быть электронный чек и пока не придется тратиться на онлайн-кассу.

Как быть, если появятся сотрудники или изменится вид деятельности?

Тогда право на отсрочку теряется. У предпринимателя будет 30 дней, чтобы купить и зарегистрировать онлайн-кассу. Если так не сделать, оштрафуют.

Кто может получить вычет за онлайн-кассу?

Вычет смогут заявить только ИП — фирмам он не положен.

Условия для вычета при покупке онлайн-касс такие.

ИП работает на ЕНВД или патенте, кроме розницы и общепита. Кассу надо поставить на учет с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года.

ИП работает на ЕНВД или патенте в рознице или общепите, но без сотрудников. Кассу надо зарегистрировать с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года.

ИП работает в рознице, общепите или с наемными работниками. Кассу нужно зарегистрировать до 1 июля 2018 года.

Сумма вычета — 18 тысяч рублей на одну кассу. Сюда можно включить не только расходы на покупку онлайн-кассы, но и стоимость фискального накопителя, программ и настройки.

Сколько касс, столько и вычетов можно заявить. Главное, чтобы каждый был не больше лимита. Складывать лимиты нельзя.

Как работает этот вычет?

На сумму вычета можно уменьшить налог за 2018 и 2019 год. То есть вычет при покупке онлайн-кассы полностью уменьшает налог к уплате.

Начислили налог за год или квартал 2018 года — и уменьшили его на стоимость кассы в пределах 18 тысяч рублей. Государство как будто компенсирует вам эти деньги.

Для вычета важно не когда купили кассу, а когда ее зарегистрировали. Вычет можно использовать только после регистрации кассы. Если она просто оплачена, налог уменьшить нельзя.

Есть еще такие нюансы.

ЕНВД. Если сумма расходов учтена при расчете налогов на другой системе налогообложения, второй раз ее учесть нельзя. Если налоговая заметит такое, заставят доплатить.

Чтобы получить вычет, достаточно заполнить декларацию.

Патент. Если у ИП несколько патентов, их общую стоимость можно уменьшить на расходы при покупке кассы. Но лимит все равно 18 тысяч рублей на одну кассу.

Чтобы получить вычет, нужно отправить в налоговую заявление. Для него утвердят специальную форму. Если формы не будет, можно написать произвольно: главное, указать свои реквизиты и сведения о патенте, кассе и расходах.

Важно помнить, что ЕНВД и стоимость патента за 2017 года нельзя уменьшить за счет вычета по онлайн-кассам — даже если кассу уже купили и зарегистрировали. Закон заработает только с 2018 года и не действует для расчета налога за прошлые периоды.

А если касса стоила дороже 18 тысяч рублей?

Это не имеет значения: лимит вычета общий для всех. Если касса стоила дороже, разницу возместить нельзя.

Это последние изменения по кассам? С 2019 года их точно придется использовать всем?

Никто не знает, что еще придумают по поводу касс. Но пока нужно руководствоваться теми законами, которые официально опубликованы. Если закон не опубликован, он не работает и не факт, что вообще когда-нибудь заработает.

Инициативы отдельных депутатов и общественных деятелей, законопроекты на рассмотрении, обсуждения в соцсетях и статьи в блогах не имеют юридической силы и не могут повлиять на ваш бизнес. Важно только то, что уже работает, — используйте это после консультации с экспертом и с максимальной выгодой для себя.