Загородный дом — это куча технических вопросов, где самый важный и болезненный — система отопления.
Для обогрева своего дома я выбрала настенный газовый котел за 33 522,24 ₽, но вместо горячих батарей получила испорченные нервы. Помогли гарантия и закон: я сдала котел в магазин и вернула за него деньги.
Расскажу, какие проблемы могут возникнуть с газовым котлом и как вернуть технически сложный товар, если он неисправен.
Зачем мне газовый котел
Я живу в загородном доме недалеко от Тюмени. В моем районе для частного сектора нет центральных коммуникаций — отопления и водопровода. Поэтому каждый самостоятельно решает, чем и как обогревать жилье.
Вариантов несколько. Можно построить печку и топить дровами, провести кабель на 380 вольт и установить электрический котел отопления, подвести газ и отапливать дом классической газовой горелкой. Еще можно купить мощный напольный или настенный котел. Последний вариант я и выбрала.
У настенников несколько преимуществ:
- Возможность монтировать в кухне, не уродуя пространство вокруг.
- Небольшие габариты — можно сэкономить место в доме.
- Бесшумная работа горелки — нет характерного гула и прочих звуков.
- Простая схема управления.
- Приятный и стильный внешний вид.
Минусов у настенных котлов тоже немало:
- Быстрый износ деталей при низком качестве воды.
- Обязательная установка системы водоочистки.
- Зависимость некоторых котлов от температуры воздуха.
- Работа от электричества — при отключении света тепла не будет.
- Подключение через стабилизатор напряжения.
- Во время грозы может сгореть плата — по стоимости это треть цены котла.
Несмотря на недостатки, я решила отапливать дом настенником: практично и никаких нагромождений. На смену корейскому аналогу купила современного немца — котел Buderus Logamax.
В серии этих котлов производитель плохо продумал техническое устройство — в результате получилась малопригодная для сибирской зимы модель: котел работает стабильно, если температура на улице не опускается ниже −20 °C. Об этом я узнала уже в процессе эксплуатации.
Для Западной Сибири температура −25 °C — норма. Несколько раз за зиму случаются морозы ниже −35 °C, которые держатся около недели. Поэтому котел не смог пережить зиму. Да и вообще мои отношения с новым котлом не задались прямо с момента покупки.
Проблема с установкой котла
После установки котла в моем доме должны были появиться тепло и горячая вода. Но ребята на складе перепутали двухконтурный котел для отопления и подачи горячей воды с одноконтурным, который подходит только для отопления. Внешне они никак не различаются.
Котел смонтировали. Ко мне приехал сотрудник сервисного центра на первый запуск: его лучше доверить лицензированным профи, иначе гарантия производителя аннулируется и обратно в магазин котел сдать не получится. В процессе запуска сотрудник и обнаружил подмену. Котел пришлось демонтировать, отвозить на склад и менять на нужную модель.
За ошибку работников склада магазин сделал скидку: мне вернули деньги за комплект дымохода стоимостью 3058 ₽, а в чеке покупки обычной ручкой отметили возврат. С июня по декабрь котел работал без нареканий: практически моментально подогревал воду и не издавал никакого шума. Батареи всегда были горячие. А потом пришла зима.
Проблема с образованием конденсата
Зимой у нас резкие перепады температуры воздуха. Например, утром за окном −25 °C, а в обед уже будет −15 °C. Из-за этого котел вел себя странно. На экране постоянно появлялась ошибка 3С. Это означало, что в силиконовых трубках, которые прикреплены к реле давления, скопился конденсат. Котел необходимо было разобрать, снять трубки, продуть их, установить на место, закрыть корпус и снова запустить.
Поскольку я далеко не специалист по газовому оборудованию, при каждой поломке приходилось звонить в сервисный центр и требовать выезда мастера. Обычно на вызов приезжали. Если по какой-то причине в выезде отказывали — обычно в лютый мороз в сервисном центре не было специалистов или транспорта, — приходилось напоминать центру о гарантийных обязательствах. После этого мастера отправляли.
Мне постоянно приходилось мерзнуть и долго ждать. В очередной раз котел перестал работать, когда на улице было −38 °C, на часах 00:30, а я только-только успела намылиться в душе. После ледяного душа мне пришлось звонить в МЧС. Ко мне отправили аварийную бригаду газовиков. Через 20 минут в доме снова появилось тепло: починка занимает 5—7 минут. Приезд службы газа обошелся мне в 1200 ₽ за несколько минут элементарной работы.
- 1200 ₽
Котел выдавал ошибку иногда три раза в неделю, а иногда по два-три раза в сутки. Поэтому я научилась ремонтировать газовое оборудование самостоятельно. Но все равно регулярно звонила в сервис и требовала решить проблему. Сотрудники уверяли, что конденсат — нормальное явление для всех котлов и мой нагреватель технически исправен. Обменивать котел никто не собирался, возвращать за него деньги — тоже.
Так я оказалась в настоящем аду. Выйти из дома больше чем на два часа стало невозможно. Если бы котел разразился ошибкой, ценой могла оказаться вся система отопления: она бы заморозилась. Трубы и батареи пришлось бы заменить, а это дорогое удовольствие.
Проблема с подачей горячей воды
Помимо скопления капелек влаги, которые блокировали работу котла, добавилась другая проблема. В один из дней настенник перестал подавать горячую воду, а кнопка регулирования температуры воды не реагировала на команды. Специалист приехал на вызов через два дня. За это время горячая вода снова появилась, и специалист починил только кнопку.
До этого случая я не просила сотрудников сервисного центра делать отметки в гарантийном талоне, поэтому запись о проблеме с горячей водой стала первой. Лучше все выезды специалистов по гарантии отмечать в талоне: это может пригодиться в суде как доказательство проблем с котлом.
Через неделю начались проблемы с давлением, которое без причины опускалось до нижней отметки и останавливало работу котла. Снова вызов специалиста, снова причина не установлена и «пустая» запись в гарантийном талоне.
Так у меня появилось три записи, включая проблему с конденсатом. На самом деле отметок могло оказаться минимум в десять раз больше, если бы я не научилась чинить котел без посторонней помощи.
Проблема с давлением в системе
Давление обеспечивает нормальную работу газового оборудования. Здесь все просто: нет давления — нет работы, а на экране появляется ошибка Е2 — отсутствие давления в системе.
Чтобы исправить ситуацию, нужно открутить клапан подпитки и подождать, пока давление поднимется до оптимального показателя — 1,5 бара. Проблема повторялась несколько раз, поэтому снова пришлось звонить в сервис и вызывать специалистов для ремонта.
Сначала сотрудники сервисного центра утверждали, что проблема в моей системе отопления: протечка воды. На самом деле никаких протечек в соединительных трубках и батареях у меня нет. Когда специалисты провели замер давления в самом баке, оно оказалось в норме. По результатам несостоявшегося ремонта мне снова пытались объяснить, что периодическая потеря давления — это «нормальное состояние для газовых котлов» и такое часто происходит.
Когда начались проблемы с давлением, была середина марта. Поэтому отопление я выставляла на минимальную отметку, а в особо теплые дни отключала полностью. Но котел почему-то не хотел греть воду без включенного отопления. Контур горячего водоснабжения работал только первые 30 минут, затем давление резко опускалось до нуля и котел выдавал ошибку.
Фактически это означало два варианта развития событий: продолжать отапливать дом, даже если на улице +35 °C, или полностью отключить котел и остаться без горячей воды до осени.
Несмотря на все проблемы с котлом, специалисты сервисного центра продолжали повторять: «Оборудование исправно, причин для возврата нет». Но для технически сложных товаров — особенно связанных с подачей газа — подобное качество работы недопустимо.
В итоге мое терпение закончилось — я решила сдать котел в магазин и вернуть его полную стоимость. Основной причиной возврата стали проблемы с давлением и конденсатом.
Как вернуть технически сложный товар по закону
К технически сложным товарам относится буквально все — от смартфонов до моторных лодок.
Порядок возврата или обмена технически сложных товаров прописан в законе о защите прав потребителей. Если потребитель обнаружит в технически сложном товаре недостатки в течение 15 дней с момента покупки, он вправе сдать такой товар в магазин или потребовать его замены. Например, если в течение двух недель после покупки сенсор телефона перестанет реагировать на касания, телефон можно просто обменять. Если вместо замены магазин отправит покупателя в сервисный центр — это нарушение закона.
Если претензии к функциональности товара появятся позднее, условия меняются. Потребитель вправе сдать или обменять технически сложный товар позже 15 дней после покупки, если:
- В товаре обнаружился существенный недостаток, например частые поломки или заводской брак.
- Сервисный центр нарушил срок устранения этого недостатка.
- Товар невозможно использовать в общей сложности больше 30 дней из-за постоянного устранения различных недостатков.
Закон здесь полностью занимает сторону потребителя. Но в моей ситуации получилась палка о двух концах: недостаток в виде конденсата не относится к группе существенных, так как котел остается технически исправным, а в течение 10 месяцев использования в гарантийном талоне было зафиксировано лишь три выезда сервисного центра.
Но я решила не сдаваться и защищать свои права.
Обращение в Роспотребнадзор и претензия магазину
Первое, что должен сделать покупатель, — обратиться к продавцу и написать обычную претензию или жалобу с просьбой вернуть или обменять товар из-за его недостатков. Недостатки нужно детально описать, желательно сослаться на закон о защите прав потребителей.
Срок рассмотрения претензии по закону составляет до 10 дней, но обычно магазин отвечает в течение 3—5 дней.
Если обычная претензия не сработает, составляйте досудебную. Ее можно написать самостоятельно, изучив законы и опыт судебной практики. Еще можно обратиться за помощью к юристу или специалистам Роспотребнадзора.
При обращении в Роспотребнадзор учитывайте время: ответ приходит в среднем в течение 10 рабочих дней. В моем случае торопиться было некуда: демонтировать отопительное оборудование посреди зимы — так себе перспектива.
В начале февраля — между починкой котла и звонками в сервисный центр — я написала в Роспотребнадзор через форму обращения на сайте. Ответ, который включал подробное разъяснение моих прав, образец досудебной претензии и искового заявления, пришел примерно через месяц — в конце февраля.
Пока я ждала ответа из надзорных органов, направила в магазин обычную претензию через горячую линию. В претензии потребовала устранить недостаток или заменить товар аналогом. Главным в моей претензии стал конденсат, который не позволял котлу стабильно работать, а мне — спокойно жить.
Претензия принесла скромные плоды: сервисный центр сообщил о готовности за счет производителя установить дополнительное оборудование, чтобы устранить проблему с образованием конденсата. Под громким названием «оборудование» скрывались такие же трубки — только не силиконовые, а металлические. Поскольку их установили в начале марта, эффективность на практике проверить не удалось: температура воздуха в это время года редко опускается ниже −15 °C.
Досудебная претензия и негарантийный ремонт
Вспоминая зимний ад, я решила не дожидаться следующего сезона и занялась составлением досудебной претензии. В ней подробно описала проблему с конденсатом, рассказала о проблемах с давлением и подытожила: зимой котел не позволяет выйти из дома, а летом невозможно отключить контур отопления из-за неполадок с давлением.
Претензию я решила отвезти в магазин лично в середине апреля, когда дом можно оставить без отопления, не рискуя замерзнуть.
Ровно за день до вручения претензии котел снова перестал подавать горячую воду. На этот раз вода чудесным образом не появилась. Приехал сотрудник сервиса, разобрал котел и показал мне забитый датчик протока. Причиной поломки стала неочищенная вода из скважины. Это моя вина, поэтому за ремонт я заплатила 1000 ₽.
После негарантийного ремонта мне не давал покоя вопрос, смогу ли я вернуть котел после 10 месяцев использования и ремонта по собственной халатности. В статье 18 закона о правах потребителей написано: при обнаружении существенных недостатков я имею право отказаться от договора купли-продажи. Пункта про возврат оборудования после ремонта по вине покупателя в законе нет.
Поскольку причина возврата никак не пересекалась с причиной поломки, претензию в магазин я все-таки отвезла. Копию документа с печатью магазина и подписью сотрудника оставила себе. В случае судебного разбирательства это докажет попытку договориться с продавцом мирно.
Чем закончилась история с котлом
Для рассмотрения претензии я обозначила срок в 10 дней. Звонок раздался спустя четыре дня: «Привозите котел, мы вернем вам деньги». Спустя еще несколько дней я привезла настенник в магазин и получила деньги обратно.
В итоге я сдала неисправный газовый котел ровно через 10 месяцев и 1 день: купила 20 июня 2018 года, вернула 21 апреля 2019. Всего мне вернули 33 522,24 ₽ — это полная стоимость котла. Комплектующие — трубки и дымоход — мне достались бесплатно, поэтому возврату не подлежали.
- 33 522 ₽
Взамен я купила настенный котел словацкого бренда Protherm. Качество его работы покажет предстоящая зима.
Инструкция: как вернуть в магазин технически сложный товар
- Фиксируйте каждый выезд специалиста в гарантийном талоне. Это прямое доказательство в вашу пользу — записи в гарантийном талоне пригодятся, чтобы сдать бракованный товар.
- Напишите жалобу или простую претензию в магазин с требованием устранить недостатки товара, обменять его либо вернуть деньги.
- Если обычная жалоба не помогла, пишите досудебную претензию. К претензии приложите копию чека на покупку и доказательства проблем с товаром — фотографии, записи в гарантийном талоне.
- Если магазин откажется удовлетворить требования, идите в суд.