Ну и что?
. Источник: Рамблер-финансы

Нефть торгуется выше 55 $

Что произошло?

Цена на баррель нефти марки Brent на бирже ICE в Лондоне перевалила за 55 $. Последние четыре торговых дня цена на нефть растет.

Это хорошо?

Само по себе это никак, но для России это на полкапельки лучше, чем очень плохо. Нефть медленно растет с начала 2016 года, но всё равно стоит в два раза дешевле, чем в 2010—2013. Посмотрите сами:

Это всё еще плохо, 💩 но уже чуть лучше

Как вообще на нас влияет цена на нефть?

В России есть нефтяные компании. Они добывают нефть из российских недр и продают ее в том числе за границу. За продажу нефти эти компании платят налоги и акцизы в бюджет России. Чем больше и дороже они продают нефть, тем больше они платят налогов и акцизов. Тем больше у России денег на государственные дела, социальную политику, индексирование пенсий, субсидирование регионов, бизнеса и банков.

С 2006 по 2010 год нефтегазовые компании обеспечивали от 43% до 50% доходов бюджета. В марте 2016 года доля нефтяных доходов была 37%. Дешевая нефть означает, что бюджет меньше наполняется нефтяными деньгами, Россия меньше зарабатывает и может меньше тратить.

В этом смысле чем дороже нефть, тем в целом богаче страна.

То есть мы стали немного богаче?

Не совсем. Понятие «богатая страна» очень сложное. То, как вы себя ежедневно ощущаете, зависит от многих факторов: сколько стоят продукты в магазине, под какие проценты вам выдают кредиты, индексируется ли ваша зарплата, не ходят ли по улицам бандиты. Это, в свою очередь, зависит от работы людей на местах — как работает ваш участковый, банковский аналитик, ваш босс и бухгалтер. И через очень длинную цепочку на них влияет государственный бюджет — документ, который считает наши бюджетные деньги и определяет, куда их тратить.

Грубо говоря, бюджет говорит «субсидировать банки на кредиты фермерам». Банки дают больше кредитов фермерам. Фермер берет кредит и выращивает помидор. Фермер продает помидор в магазин. Магазин покупает помидор и кладет его на прилавок. Если помидор в итоге оказался гнилым, виноват не госбюджет и не нефть, а фермер и закупщик в магазине.

И что же говорит нам бюджет?

Дума уже приняла бюджет на 2017—2019 года, и он очень антирисковый: в нем заложена цена на нефть около 40 $, много денег будет потрачено на сельское хозяйство, пенсии и защиту населения. Грубо говоря, это бюджет о том, чтобы вам было что есть и на что жить — пусть и в ущерб развитию перспективных секторов экономики. Так что, несмотря на низкие цены на нефть, голодать не будем (если верить бюджету).

Представьте, что Россия — это семья: папа, мама, двое детей. Сейчас папа с мамой утвердили семейный бюджет: в связи с тем, что папа стал меньше зарабатывать, мы откладываем деньги на самое необходимое: чтобы было на что есть и где жить. Денег на то, чтобы отдать младшего сына на платные курсы программирования, у нас пока нет. Но папа подсуетился, и скоро у нас могут появиться дополнительные деньги. Подробнее об этом читайте у Торгово-промышленной палаты.

Ладно. Что мне делать?

Всё то же, что и вчера: хорошо работать, платить налоги, не давать и не брать взятки, уважать закон и самостоятельно отвечать за свое благополучие. Нефть повлияет на вашу жизнь и без вашего участия. Сосредоточьтесь на том, что вы можете сделать сами:

Ну и что?
. Источник: Распоряжение Минтранса

Минтранс прописал стандарты для городского транспорта

Что стряслось?

Минтранс утвердил социальные стандарты для общественного транспорта. Там прописано, сколько должны стоить билеты на городской транспорт, где должны быть остановки, какими должны быть автобусы, троллейбусы и трамваи и на сколько минут они могут отставать от графика (спойлер: на 2 минуты).

По замыслу, государственные и муниципальные власти будут учитывать новые стандарты при планировании городского строительства, при заключении контрактов с автотранспортными компаниями и при утверждении тарифов на перевозку пассажира.

Что за стандарты?

В 2008 году в России начала действовать транспортная стратегия до 2030 года. Чиновникам потребовалось почти 500 страниц, чтобы описать, как должна развиваться транспортная инфраструктура России. Если верить этому документу, то через 20 лет у нас будет обширная сеть автомобильных дорог, современный железнодорожный и авиатранспорт, безопасный и экологичный городской. Социальные стандарты транспортного обслуживания — это один из пунктов этой стратегии.

Стандарты как бы подтверждают, что государство действительно хочет сделать так, чтобы весь городской транспорт стал лучше. Дальше чиновники Минтранса оценят транспорт во всех муниципалитетах на соответствие нормативам, составят рейтинг проблемных муниципалитетов и начнут устранять недостатки в самых плохих районах и городах. Дело за малым.

😳 Список дел
для Минтранса

Что написано в стандартах? Каким должен быть общественный транспорт по мнению Минтранса?

В стандартах много конкретики:

Доступность. Остановки должны находиться не дальше 500 метров от многоквартирного дома и 800 метров от частного, если в районе застройки живет не меньше 25 человек. Отдельно прописан норматив для больниц и поликлиник: не дальше 300 метров от остановки.

Стоимость. Цена билета на общественный транспорт должна зависеть от среднего дохода в регионе, а ежемесячные расходы на транспорт не должны превышать 7% от доходов пассажиров.

Опоздания. Рейсы по маршрутам должны идти строго по расписанию, с опозданием не больше чем на 2 минуты.

Комфорт. В салоне должно быть не холоднее 12 градусов зимой и не жарче 25 градусов летом. В автобусе не должно быть слишком много людей: максимум пять человек на один квадратный метр.

Пересадки. Вы должны доехать в любую точку города максимум с двумя пересадками, если живете в городе с населением больше 500 000 человек, и с одной пересадкой, если город меньше.

Так что теперь изменится? И как было раньше?

Раньше требования к городскому транспорту были разрозненными и за их выполнением следили разные службы.

Например, расположение автобусных маршрутов и остановок устанавливали строительные нормы. За удовлетворительное состояние салонов автобусов и трамваев отвечал Роспотребнадзор. А стоимость билетов утверждали городские власти исходя из собственных сложных расчетов.

Чтобы изменить маршрут автобуса или перенести остановку, чиновникам приходилось привлекать все эти службы. Процесс шел медленно, а результат не всегда получался удобным для пассажиров.

Социальный стандарт объединил все требования к городскому транспорту в одном документе. Соблюдать единый стандарт проще.

Что это значит для меня?

Вы можете сравнить, соответствует ли городской транспорт в вашем районе новым стандартам. Если не соответствует, то подождите, когда власти приведут его в порядок. А лучше вмешайтесь и попытайтесь ускорить процесс.

У нас весь дом идет пешком два километра, чтобы сесть на троллейбус. Что нам делать?

Пишите жалобу в муниципалитет. Приложите карту с отметками, на которой видно, что расположение остановки не соответствует стандарту. Соберите подписи соседей и сошлитесь на распоряжение Минтранса.

Отправьте копии жалобы в Минтранс и прокуратуру — именно она следит за исполнением законов. Если не знаете, как написать официальное письмо, воспользуйтесь онлайн-сервисом «Сердитый гражданин».

Каждый день замерзаю в трамвае, там +10 градусов. Что мне делать?

Сообщите о нарушении в автотранспортную компанию, которая обслуживает ваш маршрут. Приготовьте данные: дату, время, номер маршрута и номер трамвая, если знаете. Сошлитесь на социальный стандарт.

Если телефонный звонок ничего не изменит, готовьте письменную жалобу в муниципалитет, прокуратуру и Минтранс.

И все-таки как новые стандарты помогут изменить ситуацию? Мало же просто бумажку написать.

Социальные стандарты — это ориентир, которому должна соответствовать транспортная система страны, города и района. Дальше государство должно разработать программу реализации социальных стандартов. В плане работы Министерства транспорта этот пункт намечен на IV квартал 2017 года. Один из этапов внедрения социальных стандартов — оценка качества работы общественного транспорта в каждом муниципалитете.

Жалобы пассажиров помогут муниципалитетам устранить мелкие нарушения до начала процедуры оценки их работы. Когда оценка начнется, мэр или руководитель района смогут показать надзорным инстанциям хорошую работу общественного транспорта. Чем раньше пожалуетесь — тем больше вероятность, что проблему решат быстро.

Какие еще есть социальные стандарты? Как государство их соблюдает?

Социальные стандарты — минимальный набор материальных благ и общедоступных бесплатных услуг, который государство гарантирует гражданам. Прожиточный минимум, минимальная заработная плата, стандарты бесплатного образования и медицины — это всё социальные стандарты. Если государство принимает очередной социальный стандарт, то берет на себя обязательства по его выполнению.

К сожалению, социальный стандарт ничего не гарантирует гражданам. Бывает, государство годами реализует прописанные нормы, а затем признаёт их устаревшими и вовсе отменяет.

Подписаться, чтобы не пропускать свежие новости и статьи
Ну и что?
. Источники: ФЗ от 28.12.16 №495-ФЗ, Минтруд

Появился электронный справочник профессий

Что стряслось?

Минтруд запустил и теперь развивает электронный справочник профессий. На сайте рассказывают, какие специальности пользуются спросом, кто сколько получает и куда можно устроиться со своим дипломом. Сейчас в справочнике 1700 профессий, и его обещают дополнять.

Кому это нужно?

По задумке Минтруда этот сайт поможет тем, кто профессионально занимается кадрами, ищет работу или еще только определяется с профессией. Такую задачу в прошлом году поставил президент, и министерство выполняет ее как может. Пока на сайте много недоработок, но кому-то он уже принесет пользу:

Соискателям. В справочнике есть аналитика по отраслям: можно узнать, где искать работу по своей специальности и на какую зарплату рассчитывать.

Специалистам. Если вы собираетесь пройти оценку профессиональной квалификации, в справочнике можно найти профстандарт и узнать, кто проводит экзамены. Если вы не знаете, по какой специальности получать свидетельство, выберите свою отрасль: список профессий отобразится автоматически.

Студентам. Если вы выбираете специальность в вузе, посмотрите перспективы и зарплаты в отрасли. Если хотите работать на конкретной должности, изучите профстандарт и требования к образованию и опыту. К выпуску из вуза можно успеть наработать стаж и поучиться на курсах.

Школьникам. В справочнике профессий подробно написано, кем можно работать и сколько зарабатывать с конкретным дипломом. А еще там есть фильтр по зарплате: если вы хотите получать 50 тысяч рублей — посмотрите, кому столько платят, и идите учиться на эту специальность. Если вы уже выбрали профессию, узнайте, какие у нее перспективы и пригодится ли диплом через 5 лет. Такая аналитика есть в карточках профессий.

Родителям. Пользуйтесь справочником, чтобы выбрать вуз или колледж для ребенка. Разберитесь, есть ли смысл учиться платно. Выберите востребованные профессии и изучите требования по стандартам. Если ребенок уже знает, кем хочет быть, посмотрите, какую специальность нужно получить, нужна ли магистратура или хватит техникума.

📕 Автоклавщик, агроном, аккумуляторщик, анодчик, артист балета…

А этот справочник точно нужен? Раньше же как-то без него жили.

Раньше жили и сейчас проживем. А еще раньше жили без госуслуг, личного кабинета в налоговой и банк-клиентов в телефонах.

Этот справочник нужен, как любой информационный ресурс, который задумали для удобства. Многим он пригодится уже сейчас. Кто-то обратится к нему через год, когда решит искать новую работу или захочет сменить специальность. Некоторые покажут ссылку друзьям, у которых дети заканчивают школу. А кто-то никогда им не воспользуется.

Например, сейчас графический дизайнер работает на фрилансе, и справочник ему не нужен. Но через год он решит поучаствовать в тендере, а в конкурсной документации потребуется свидетельство о профессиональной квалификации. И тогда графический дизайнер найдет в справочнике профстандарт и совет по квалификациям, чтобы сдать экзамен и получить свидетельство.

Как пользоваться справочником?

Справочник запустили в начале февраля, и пока в нем много непонятного. Например, на сайте есть личный кабинет, но нет регистрации. Неясно, какие возможности дает личный кабинет и нужен ли он вообще. Еще там есть раздел «Опросы», но нет ни одного опроса.

Зато справочник можно использовать как информационный ресурс. Тут много интересного:

ТОП-50 профессий. Можно узнать, какие профессии востребованы в разных отраслях. Например, парикмахеры, плиточники и разработчики мобильных приложений нужны больше, чем бухгалтеры и юристы. И повар-кондитер с графическим дизайнером входят в топ-50, а менеджер по продажам и психолог — не входят. Но мы почему-то и так догадывались.

Область профессиональной деятельности. Например, у вас есть диплом бухгалтера, но уже тошнит от балансов. Можно найти в справочнике смежные профессии и переквалифицироваться в оценщика недвижимости. Или посмотреть, какую специальность нужно получить, чтобы заниматься нанотехнологиями.

Фильтр по зарплате. Непонятно, откуда берется информация для этого фильтра и почему специалист форекс-дилера может зарабатывать от 70 тысяч рублей, а консультант по налогам не может. Наверное, в этом плане справочник еще доработают. А пока зарплаты лучше сравнивать на сайтах вакансий — например, на hh.ru или «Суперджобе».

Профстандарты. В карточках профессий есть ссылки на официальные профстандарты Минтруда. В этих документах указаны требования к образованию, опыту и навыкам. Например, можно узнать, сколько лет придется работать фармацевтом, чтобы стать директором аптеки. Или понять, кто такие волочильщик, анодчик и чокеровщик. Вдруг это ваше призвание?

А еще профстандарты используют для независимой оценки квалификации. Пока Минтруд утвердил стандарты не для всех профессий. Например, для бухгалтера и редактора СМИ профстандарт есть, а для разработчика приложений — нет.

А зачем сделали очередной сайт про работу? Да еще и на деньги налогоплательщиков!

Электронный справочник профессий — это официальный ресурс. Сайт будет полезен кадровикам, которые работают с профстандартами, и юристам, которые составляют трудовые договоры. Он может помочь обычным гражданам, которые выбирают специальность и думают, как использовать свой диплом.

1 января заработал закон о независимой оценке квалификации. Правила для экзаменов официально утверждает правительство. Чтобы получить свидетельство, нужно изучить профстандарт и найти совет по профессиональным квалификациям по своей специальности. Раньше эту информацию приходилось искать в разных реестрах, а теперь можно найти на одном сайте.

Есть профессии, для которых установлены строгие требования по закону. Например, можно работать менеджером по продажам, если у тебя диплом сварщика. А вот сварщиком в «Газпроме» с дипломом менеджера — нельзя. Теперь все требования можно узнать из одной карточки в справочнике профессий.

Электронные ресурсы, которые придумывает государство, — это попытки упростить нам жизнь. Они не всегда бывают удачными, но и вреда не приносят.

Я не знаю, кем хочу работать. Что мне делать?

Выберите в справочнике подходящую отрасль и посмотрите, кем можно работать в этой сфере. Например, чтобы работать в здравоохранении, необязательно быть врачом. А чтобы работать в космической промышленности, необязательно быть космонавтом — можно инженером по обработке информации.

Почитайте профстандарты, чтобы понять, где учиться. Сравните зарплаты на сайтах вакансий.

Изучите ТОП-50 профессий. Эти специальности всегда востребованы, и для многих не нужно учиться в вузе.

Зайдите на любой сайт вакансий и посмотрите, какие профессии ищут чаще всего.

Ну и что?
. Источник: Карта убитых дорог

Заработал еще один сайт для борьбы с плохими дорогами

Что стряслось?

Общероссийский народный фронт запустил сайт с картой убитых дорог. Житель любого региона может отметить на карте плохую дорогу и подкрепить это фотографией. Другие пользователи смогут проголосовать за ее ремонт.

За картой и рейтингом будут следить активисты и местные власти.
ОНФ проконтролирует, чтобы чиновники реагировали на обращения граждан и решали проблемы с дорогами.

Это еще одна попытка навести порядок в дорожном хозяйстве. И пока непонятно, будет ли она успешной. Есть факт запуска сайта и возможность отметить на карте плохие дороги. Результаты предстоит оценить в конце года.

Каждой яме по лайку 👍

Как пожаловаться на плохую дорогу?

  1. Регистрируетесь. Это занимает не больше минуты — нужно придумать логин и ввести почту.
  2. Выбираете регион. По умолчанию он определяется автоматически, но привязки к своему региону нет. Можно отметить плохую дорогу на трассе, за городом или по просьбе соседа по даче.
  3. Выделяете на карте проблемный участок дороги. Он может быть прямым или ломаным протяженностью не более 5 км. Сайт работает через «Яндекс-карты», поэтому на нем есть почти все российские дороги.
  4. Загружаете понятную фотографию. Лучше сделать фото с привязкой к местности, чтобы был виден общий план или номер дома рядом с дорогой. Можно выложить фото с телефона или скрин с видеорегистратора.
  5. Добавляете описание проблемы. Например, дорога ведет к школе или является единственной в поселке. Или по ней опасно ехать на маршрутке: пенсионеры и дети часто получают травмы в салоне.
  6. Модераторы проверяют данные и одобряют их публикацию. Чтобы сократить время проверки, добавляйте четкие фотографии и подробные описания. У вас могут запросить дополнительную информацию по электронной почте.

Интерактивная карта убитых дорог доступна круглосуточно и бесплатно. Данные обновляются в реальном времени. На сайте отображается количество проблемных участков, их протяженность и рейтинг.

Каждый пользователь может оставить комментарий или проголосовать за отмеченный участок в любом регионе. За любое действие пользователи получают баллы. ОНФ обещает звать активистов на встречи с представителями власти, приглашать в другие города для обмена опытом и награждать в конце года.

Кому нужен этот сайт?

Проект «Карта убитых дорог» задумывался как инструмент общественного контроля. Сейчас чиновники сами распределяют бюджетные деньги на ремонт дорог. Например, жители жалуются на ямы по дороге к больнице, а чиновники в пятый раз за полгода перекладывают асфальт рядом со зданием префектуры. Или вместо ремонта дороги около школы или роддома строится подъезд к дому мэра за городом.

Авторы проекта хотят понять, какие дороги на самом деле нуждаются в ремонте. А потом попытаются повлиять на таких чиновников и решить хотя бы часть проблем с дорогами. Пока это только их позиция и концепция нового сервиса. Как будет на самом деле, покажет время.

Карта может быть полезна тем, кто ездит по дорогам, ремонтирует их и выделяет на это деньги:

Автолюбителям. Каждый житель сможет сфотографировать яму на дороге и отметить на карте участок, который надо отремонтировать. Через сайт информацию получат городские власти и активисты ОНФ. Предполагается, что чиновники не будут игнорировать рейтинг и выделят деньги на ремонт нужной дороги. Если хотя бы часть дорог станет лучше, будет меньше аварий, гнутых дисков, убитых подвесок и лопнувших шин.

Власти на местах. Рейтинг покажет, какие дороги нужно ремонтировать в первую очередь. Эти данные можно будет учитывать при формировании регионального бюджета и планов по ремонту. А еще дорожные службы смогут оперативно реагировать на сообщения граждан: мастера заменят крышку люка или устранят глубокую выбоину, и их не оштрафуют.

Государству. ОНФ хочет понять, как планы чиновников по ремонту дорог соответствуют потребностям жителей. Например, выяснится, что в каком-то регионе власти выделили из бюджета 20 млн рублей на ремонт дороги, но этого участка нет на карте и жители за него не голосуют. А лидером голосования стала дорога, по которой люди каждый день объезжают пробки в центре города. На очередном форуме активисты обсудят эти вопросы и придумают, что можно сделать для людей.

А что за ОНФ? Почему их будут слушать?

Общероссийский народный фронт создан по инициативе президента РФ. Его задачи — бороться с коррупцией, следить за выполнением указов президента, контролировать расходы бюджета и проверять законопроекты. В ОНФ входят депутаты, врачи, журналисты, военные, предприниматели и художественные деятели. Правда, об объективных результатах деятельности этой организации судить сложно.

Региональные отделения ОНФ будут координировать местных активистов, проводить круглые столы с участием СМИ, чиновников и дорожных служб. Они встретятся с представителями власти, покажут им рейтинги и проконтролируют ход ремонта.

Никто не гарантирует, что в конкретном городе мэр послушает активистов и учтет пожелания граждан, которые отметили на карте плохие дороги. У ОНФ нет полномочий прокуратуры или суда. Это общественная организация с определенным статусом, которая заявила о намерении сделать что-то полезное и предлагает подключиться к этому всем желающим.

Что будет дальше с рейтингом убитых дорог?

В мае кураторы проекта подведут промежуточные итоги работы сайта. Результаты рейтинга они хотят показать чиновникам в регионах. Кто-то учтет эти рекомендации и изменит план ремонта дорог до конца года. А кто-то проигнорирует все рейтинги и продолжит строить дорогу к своему коттеджу.

В декабре ОНФ снова проанализирует эффективность ресурса и реакцию властей на рейтинг. Станет понятно, где жалобы остались без ответа, а где чиновники прислушались к гражданам, нашли деньги и отремонтировали проблемные дороги. Эти выводы могут повлиять на кадровые решения на федеральном уровне. А могут и не повлиять.

Такие сайты уже есть. А толку от них?

Такие ресурсы есть в некоторых регионах. Например, в Пскове проект «Убитые дороги» существует с 2009 года. По словам активистов, им удалось внедрить в городе программу гарантийного ремонта. Сейчас это движение собирает информацию о дорогах по всей стране, но его руководители зачем-то придумали еще один проект.

В Москве есть сервис «Активный гражданин», где жители рассказывают о проблемах и голосуют за предложения по обустройству города. Там тоже можно рассказать о яме у подъезда и попросить установить лежачего полицейского перед школой.

Фонд борьбы с коррупцией c 2011 года ведет проект «РосЯма». Он передает жалобы граждан в ГИБДД и контролирует их исполнение. На сайте есть карта с проблемными участками и контакты ответственных лиц. Можно посмотреть фотографии плохих дорог и узнать, кто занимается проблемой. У этого проекта уже есть результаты: на сайте публикуется информация о подтвержденных ремонтах.

«Карту убитых дорог» создал народный фронт. Они не придумали ничего нового: идею жаловаться на плохие дороги через интернет давно реализовали авторы «РосЯмы». А баллы за активность получают и даже могут тратить пользователи «Активного гражданина». Может быть, новому сайту поможет статус народного фронта и участие президента. Это не значит, что завтра все изменится и не будет убитых дорог. Но есть шанс, что в каком-то поселке глава администрации испугается и отремонтирует дорогу к школе. А в другом городе мэр найдет деньги на ремонт объездной дороги, и в центре станет меньше пробок.

А почему вы пиарите ОНФ? Это же путинская пропаганда!

Мы не знаем, как будет работать ресурс и изменится ли подход чиновников к дорожным проблемам.

«Карта убитых дорог» — это бесплатный ресурс. Может быть, он окажется бесполезным. Его можно игнорировать и ничего там не размещать. А можно отметить на карте проблемный участок и проголосовать за ремонт дороги, по которой каждый день едешь на работу.

Никто не может сказать, что это сработает. И ни у кого пока нет аргументов против. Первые выводы можно будет делать в мае, а эффективность оценивать в конце года. Вот тогда и посмотрим.

Я уже сообщил о плохой дороге, но ничего не произошло. Что мне делать?

Если проблему нужно решать срочно (например, нет крышки люка возле детского сада) — отправьте сообщение в ГИБДД. Инспектор обязан выехать на место, составить протокол и выписать предписание ответственной организации. Если предписание не выполнят, организацию оштрафуют.

Выделите участок на «Карте убитых дорог» и напишите подробный комментарий о бездействии властей.

Если ГИБДД не отреагировала на ваше обращение, позвоните в региональное отделение ОНФ или напишите экспертам в соцсетях. Они утверждают, что имеют свои каналы связи с дорожными службами и меры воздействия на безответственных чиновников. Вдруг это на самом деле так.

Выложите фотографии дороги на «РосЯме» — неизвестно, кто отреагирует быстрее.