Как я открыл digital-агентство и почему это была плохая идея

42

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Кирилл Чурзин

Страница автора

Бизнес

Хочу не работать на дядю… Думаю так начиналась добрая половина бизнесов в РФ. Потому что дяди всем надоели. И я не стал исключением.

1.5 года назад, мне пришла в голову идея — открыть свое маркетинговое агентство т.к. делать все своими руками надоело… Но обо всем по-порядку.

Начинал я свой путь с еще более трешовых бизнесов. Первый — дропшиппинг на Европу и США. Т.е. свой первый бизнес я начал с продажи на англоязычную аудиторию, что уже намекает на провал. Заработал я примерно 0 рублей на всем этом деле. Слил тысяч 50, потому что просто не смог подключить платежку на прием платежей. но зато научился делать вообще все т.к. запускал его где-то пол года — дизайн/создание сайтов, писать текста ( на английском), настраивать рекламу, делать креативы (photoshop, after effects) и многое другое.

Далее была попытка продавать радужные розы. Да-да, такое существует, я тоже не верил. Но своими глазами в маленьком городе Волжском я их так и не увидел. Собственно в этом и заключалась проблема. Я закупил ленточки, обертку и тп. Договорился с цветочным магазином, чтобы их там хранить. Создал инстаграм, упаковал его, запустил трафик, мне даже начали заказы приходить и, к слову, до сих пор мне каждое 8-ое марта звонят по ним и уточняют наличие. Т.е. у меня было готово все, кроме товара. Его в моем городе даже не оказалось. Даже в Волгограде в 30-ти минутах езды — тоже нет, только жалкие подделки.

Параллельно я продавал реплики Airpods и работал в коллцентре сис админом. Уже тогда понял, что кайфую от маркетинга, меня прет не от цифр, а от понимания людей. Понимания — как они мыслят, кто они, о чем думают, что их беспокоит, как убедить их что-то купить, какие триггеры на них воздействуют.

Например, не многие знают, что бледнота привлекает и топ бренды это используют. Потому что на подсознании у нас бледнота ассоциируется с успешным человеком (а не наоборот). Это все идет от эволюции, что раньше те, кто работал постоянно под солнцем, зарабатывали мало, они самые загорелые. А бледные люди, это какие-то богатые лорды, феодалы и т.д., которые сидели в своих кабинетах и не видели солнца. Вот такое мне нравится узнавать и понимать.

Как оказался в маркетинге

Увидел случайно вакансию в агентство Антона Сабурова на Ютубе я моментально откликнулся т.к. работать в колл центре изрядно устал. Тут и начался мой путь. Это был конец 2021 года, получал на тот момент 25 000 рублей — чему был безумно рад. Для города Волжский — это вполне себе. Прожить можно было, тогда.

Делали вообще все — начиная от сайтов, заканчивая трафиком и email-рассылками и это при такой зарплате. Но безумно благодарен этому опыту. Т.к. научился делать вообще все, понял бизнес-процессы, что и как работает. Как общаться в команде. Кто такие проджект менеджеры и нам с ними не по пути (см дальше). В общем меня втянула вся эта digital движуха.

Дальше наступил 2022 год, все поменялось, как и у всех и мой работодатель ушел на запад. А я, после работы с дропшиппингом на запад, чувствовал, что англоговорящая аудитория — это не моя. Ну не понимаю я их. Я русский, как говорится в одной песне. И ушел в другое агентство — по трафику для онлайн-школ.

В другом агентстве я проработал всего пару месяцев, но меня научили работать с онлайн-школами, дали очень крутую базу. В нем я получал уже в районе 35 тысяч рублей.

И в один день меня выгоняют, потому что я брал на стороне заказы на фрилансе и по сути конкурировал с ними же. А мне очень хотелось зарабатывать хотя бы немного больше.

Фриланс

И так я оказался, не по своей воле на фрилансе. Я думаю у всех было это чувство страха — вернуться на обычную работу в оффлайн, ездить в офис (спойлер — я буду ездить каждый день в коворкинг) и видеть всех этих людей. Но, когда меня прижало, я быстро взял себя в руки — начал вести блог, записывать видео, откликаться на вакансии и тд. И буквально через месяца 4 на фрилансе начал делать 100к/мес+ чистыми. Т.е. иксанул раза в 3 по сравнению с зп в агентстве. И быстро понял. Что 100к не предел и можно зарабатывать больше. И в феврале 2023 года решить нанять первых людей в команду.

Все конечно круто, но уже тут столкнулся со первой проблемой digital — найти хороших людей на небольшую зп/оплату по проектно — очень сложно. Большинство просто не хотят работать, неадекватны, не понимают, что от них требуют. Или просто скамеры. Да были и такие, которые брали предоплату (а я наперед часто плачу) и уходили в закат.

Перебрав кучу кандидатов я нашел первых людей на оплату по проектно (да-да, оклад было очень много для меня) и мы погнали работать.

2023 год. Агентство

Весь 2023 год были и взлеты и падения. Средний оборот агентства держался от 400 до 600 тыс рублей в месяц. Основной источник лидгена у нас — ютуб, тг канал, сарафанка, вакансии тг и немного платного трафика. Дам совет — качайте контент маркетинг и ютуб. Платный трафик будет только дорожать и дорожать, уверен обгоняя инфляцию. Поэтому я топлю на старте за условно бесплатные источники. У нас это хорошо работает.

Моей главной болью был менеджмент — я уставал вести проекты сам, т.к. мог осилить вести 10-20 проектов. Сильно упахивался. Решением видел поиск project-менеджеров т.к. в обоих агентствах, где я работал — были проджекты. Но уже тогда я понимал, что что-то с этой идей не так. Т.к. многие проджекты тупо — сломанный телефончик, просто передавали сообщения от заказчику — исполнителю и не всегда точно. Мне 4 раза попадались именно такие. Да, 4 раза я пробывал и полный треш. Я понял, что нужно что-то другое делать.

И решил пойти на наставничество бесплатное от МБМ. На добровольческих началах, где никто никому не продает ничего. И нашел наставника — Машу, у которой тоже диджитал агентство, но крупнее, работает в районе 20 человек. И она мне столько всего подсказала. Самым прорывным стала agile структура. Что необязательно брать проджектов, а можно просто добавлять таргетологов/директологов в чат с заказчиком и со временем ввести должность руководителя. Это так просто и так гениально…

Сложность лидгена на свои услуги думаю всем знакома — вечная боль всего и вся. Сейчас качаем платный трафик, ищем рабочие связки и в планах масштабировать агентство.

2024 год. Сейчас 2024 год и я оглядываюсь на весь этот путь и думаю, что возможно это была действительно плохая идея. Но как бы это странно не звучало — я хочу продолжать заниматься этой плохой идей. Потому что не смотря на все сложности менеджмента, лидгена, масштабирования, конкуренции — мне реально по кайфу. Возможно я мазохист, но такой сложный бизнес вызывает только большее желание что-то делать, чего-то достигать, куда-то двигаться. Возможно это не самый маржинальный и быстрый бизнес. Но вижу тут реальные возможноcти как можно всех порвать.

В офис я все также езжу, кстати. Только теперь в коворкинг, но зато без дяди надо мной. Коворкинг — тема, рабочая атмосфера, люди которые тоже в диджитал. Всем кто устал работать из дома — рекомендую посмотреть. Есть несколько бесплатных. В МСК и Питере точно.

Почему все таки идея плохая? Потому что я бы никому не советовал заходить в digital бизнес без какой-то уникальной, крутой идеи. Рынок реально перенасыщен специалистами. Я думаю, что в некоторых моментах мне повезло и я вывез на этом. Как минимум — делайте хорошо свою работу.

Выводы

Выводы какие я вижу:

  • digital рынок в 2024 очень перенасыщен, зайти сложнее чем в том же 2022.
  • Если вы планируете делать трафик, то готовьтесь работать с ограниченным кол-вом площадок т.к. многие ушли с рынка.
  • нужно быть готовым к конкуренции, ее сейчас очень много. И нужно уметь держать удар
  • Не смотря на все, что выше написал, я считаю, что нужно пытаться. Не смотря на сложности и другие препятствия, главное — что-то делать и тогда что-нибудь получится 100%

Советы

Какие бы дал советы:

  • Имейте постоянный лидген в агентство, кроме сарафана. Собеседовал не одного человека у которого не пошло агентство и все как один говорят причину закрытия — не было постоянно потока клиентов
  • ищите наставника. Мне это очень помогает. Много бесплатных способов. См гугл. Смотрят на ваш бизнес и на ваши проблемы с другой стороны. Это имба
  • Если не имеете большой зарплатный фонд, рекомендую взращивать таланты самому. И самый лучший способ для этого — организовать стажировку. Я так и сделал, за 1 час в тг пабликах собрал 40 откликов, дошло до стажировки 13 людей и из них мы начали или начнем работу с 2. Штука очень крутая. Помогает увидеть глубже людей на протяжении 1-1.5 месяцев
  • не сдавайтесь и не нойте. Будьте трушными. Это самое главное
  • Evil_designer«А мне очень хотелось зарабатывать хотя бы немного больше» «столкнулся со первой проблемой digital — найти хороших людей на небольшую зп/оплату по проектно — очень сложно» Странно, конечно12
  • juarhala"Что необязательно брать проджектов, а можно просто добавлять таргетологов/директологов в чат с заказчиком и со временем ввести должность руководителя." А особенно гениально это для самих специалистов, которых вместо нормального формулирования задач менеджерами бесконечно дёргают в десятках чатов в формате "я хочу отчет прям щас", "лиды нужны были еще вчера", "почему в семь утра никто не занимается моим проектом??" и т.д. И спец сидит выбирает, ему сейчас проект запускать/анализировать, или бесконечными потрынделками заниматься. По сути, вы повесили работу проджект-менеджеров на них, только без оплаты этой непростой работы. Джуны, которые не знают как строится адекватная работа, на такое согласятся, и будут разрываться на эти чатики, пока не выгорят, тем временем качество проектов будет падать. А хорошие опытные спецы в таких условиях просто сбегут. Вывод - это гениальное решение привело к текучке и краху уже не одного агентства) А все потому, что жадность и не желание платить за работу - это всегда тупиковый путь.11
  • Маслёнок"Дам совет — качайте контент маркетинг и ютуб." Для поиска стажеров - ок. А вот как таким образом клиентов найти, не представляю.3
  • МаслёнокКирилл, посмотрел. В основном все о том, как сделать-настроить самому. Я о том, что это не целевая аудитория ваших услуг, она покупать вообще ничего не собирается.4
  • МаслёнокКирилл, просто это для меня иррационально. Я понимаю, если бы видео и посты на менеджеров и руководителей нацелены были, но нет. Они обычно не ищут уроки по настройке рекламы. Чтобы было понятно, ты если рекламу настраиваешь, то какие минус слова ставишь? Обычно это как раз "самостоятельно", "своими руками" и т. д.2
  • Evil_designerКирилл, а у вас сейчас какой доход?4
  • Кирилл ЧурзинМаслёнок, мы раньше работали только с инфобизом, и канал даже назывался трафик для инфобиза. Я думаю что путь клиента выглядит так. Что Моя ца - маркетолог/продюсер/реже собственник пишет в гугле/ютубе - что такое яндекс директ, как работает яндекс директ для онлайн школы, как расскачать телеграм канал и ему попадается мое видео, он смотрит 2 минуты, видит - О, пацан шарит, напишу ему. Пишет мне, мы дальше начинаем работу. СVC ко мне также приходили клиенты, прям вот недавно, тоже можете посмотреть0
  • Evil_designerМаслёнок, а мне кажется нормальная как раз логика. К автору обращаются, скорее всего, всякие микробизнесы. У них мало денег, нет сотрудников, нет экспертизы. Они гуглят «как настроить рекламу», чтобы сделать это самостоятельно и натыкаются на автора, который рассказывает, как сделать. Пробуют сами, выходит херня, потому что надо погружаться глубже, идут и покупают его услугу, так как уже было касание) Все как и говорит автор — приходят горячие)1
  • МаслёнокEvil_designer, Ну видимо, да. Специфика инфобиза и микробизнесов.3
  • Evil_designerКирилл, я не фрилансер) Мне просто смешно, что вы сами искали доход на стороне, потому что вам мало платили, при этом своим сотрудникам платите тоже так же мало, и не видите в этом ничего странного и страшного «ачотакова я много работаю»10
  • Evil_designerКирилл, то есть у ваших сотрудников больше чем 50-100к оклады?1
  • Evil_designerКирилл, завистливые? Оо Ничего не достигну? Лол, пойду поплачу3
  • Кристофер РобинПроджекты - просто сломанный телефончик?! Ха-ха. Нормальный проджект - это свет в окошке для дизайнеров и разработчиков как минимум. Господь бог, да я когда читаю поток сознания некоторых клиентов, мне хочется орать «Что, бл?! Что ты хочешь?!» Радуюсь, как дитя, когда есть проджект, который этот набор слов превращает во внятное ТЗ.5
  • Алексей ТимановТинькофф журнал, как современный ералаш, какую-то херню не смешную и бесполезную показывают. Тут есть вообще модерация? Или статья выдумка от нейросети тоже зайдёт?9
  • Evil_designerКирилл, что за Николай Панасюк, кстати? Впервые слышу) Вы в комментарии ниже описали точно такую логику, просто заменили слово «микробизнес». Оно вам кажется обидным? Окститесь, это просто термин3
  • Evil_designerКирилл, спасибо, я в найме работаю, мне нормально)2
  • juarhalaКирилл, вы просто проджектов нанимали нулевых и видимо на низкую зп. Качественный проджект снимет 50% работы со спеца. Просто они вам не по карману, вот вы и раскидываете их работу на спецов. 1-2 месяца совершенно не показатель 😂 нормальный спец по трафику быстро смекнет, что если я и с клиентом в чатике разбираюсь и его хотелки вычитываю, и руками все делаю - то нафига мне вообще делиться деньгами с вами и почему не пойти работать на себя?) не задумаются об этом только плохие и неуверенные в себе спецы, а такие ваше агентство не поднимут и продаж клиентам не сделают. В общем, удачи с таким подходом и экономией на нормальных спецах😂4
  • VHEYK4 года распыляемых государством денег подошли к концу, В период дешёвых денег какие только мамины бизнесмены не появились. Как только ключевая упадет до 4% начинайте снова мутить бизнес🙂1
  • VladaЗдравствуйте, спасибо большое за статью, я очень вдохновилась! А подскажите, пожалуйста, что такое МБМ? И какие бесплатные наставничества есть? Я не из маркетинга, ИТ рекрутер поглядываю в сторону мини агентства0
  • Vlada"И быстро понял. Что 100к не предел и можно зарабатывать больше. И в феврале 2023 года решить нанять первых людей в команду." Подскажите, именно доход подтолкнул? Было ли страшно испортить репутацию, если наймете сотрудников, а они будут работать хуже вас? Какие были страхи, если были и что все же помогло пойти в эту сторону?0
  • VladaКирилл, тоже хочу попробовать работать с сотрудниками попроектно (пока могу только так скорее всего либо прям на минималку), но страшно попроектно брать. Хотя я сначала тоже часто так работала и это было для меня интересно, в этом был опыт, развитие и иногда деньги))) страшно потому что типа это никому не интересно из потенциальных сотрудников будет и страшно подпортить репутацию. У вас такого не было?0
  • Кирилл ЧурзинVlada, страх такой всегда есть и у всех)) его просто надо перебороть. Но снимается этот страх тем, что на первом этапе нужно максимально контролировать, обучать сотрудников, показывать, созваниваться и тп. И потом все меньше и меньше контролируешь, потому что люди уже понимают стратегию. Вспомните себя, когда приходите в новую организацию, вы тоже делаете что-то не так, что-то не понимаете и тп. И каждый работодатель это понимает. Так что не думайте об этом много)1
  • Кирилл ЧурзинVlada, очень приятно, что кого-то смог вдохновить) я проходил от мбм и cluster. В этом году будет одно, но для тех у кого же есть минимально бизнес. Если у вас только идея, там также есть. Изучите сайт мбм, а лучше позвоните в поддержку, я так делал)1
  • Кирилл ЧурзинАнна, кто не делает ошибок, тот ничего не делает, главное делать выводы из ошибок) а что вы построили, какой бизнес или чего достигли?0
  • Кирилл ЧурзинVHEYK, 💀💀💀бро, проверься0
  • АннаКирилл, а что это вы на личности сразу? Задело? Кто не делает ошибок??? Ошибка - это вот у девочки, которая бизнес с супами в тц открыла (тоже в этом журнале свой опыт писала) неправильно просчитанный бюджет и объем заказов. А сделать все, чтобы продать товар, а потом понять, что продавать нечего - это не ошибка. Это какая-то извращенная кривизна мышления и полное отсутствие понимания о бизнес-проекте даже в теории. Ибо СНАЧАЛА мы находим поставщиков, смотрим клиентов, смотрим, какая ожидается маржа - принимаем решения - составляем концепцию - нанизываем на нее инструменты. А не создаем инструменты продажи, а потом ищем, где товар взять. Это все равно, что мы бы при организации своего ремонтного бизнеса сначала оборудование закупили, помещение сняли, а потом рынок запчастей прораатыватт начали0
  • Кирилл ЧурзинАнна, где переходил на личности?) спросил, чем занимаетесь? Просто интересно стало, если вы учите, наверно уже с опытом и что-то построили. Тогда бы вас послушал. Говорить кто угодно может в интернете) В корне не правы. Во многих нишах можно проверить спрос - еще не закупая товар/нанимая сотрудников. Это подход MVP - минимально жизнеспособный продукт. Далее если видим отклик - закупаем товар, нанимаем сотрудников и тп. Представьте, что вы нашли поставщиков, посмотрели клиентов, посчитали маржу, составили концепцию, инструменты для починки оборудования, наняли сотрудников, а ваша услуга оказалась никому не нужна.... И в остались с кучей никому ненужного оборудования, сотрудниками, займами (если брали) и т.д.0
  • АннаКирилл, если я посмотрела клиентов (то есть проработала рынок сбыта), то я уже понимаю, что услуга нужна. И как раз тема, что сайт сделан, инста сделана, переговоры проведены, а товар взять неоткуда, - это не вот это "остались с кучей никому не нужного"? Это же потраченное впустую время и силы, очень много времени и сил, которые можно было бы не тратить изначально. И про учить. Необязателен в конкретно этом вопросе личный опыт (хотя, как я указала, у меня он есть, причем по работающему уже годы бизнесу, открывавшемуся когда - то с партнёром), проработка рынка, клиентов, конкурентов, поставщиков - эта такая годами существующая и тоннами обучалок, статей,кейсов и даже учебников зафиксированная, выпадающая в любом тематическом запросе в поисковик тема, что игнорирующий её человек сильно удивляет. П с. Приношу извинения за тон предыдущего сообщения, понимаю, что он был некорректен0
  • Кирилл ЧурзинАнна, Все в порядке. Я думаю, что верны и мой и ваш подход. Зависит только от ниши. Если это не стартап, а уже проверенная ниша, как у вас ремонт или у меня рекламное агентство - тут понятно, что спрос есть, главное найти своего клиента и выделиться среди конкурентов. А если это что-то новое на рынке. Например, как у меня дропшиппинг - я продавал детский замок на окна. Без понятия, продастся он или нет - тут поможет только MVP. Также и розы. Тут я бы и второй раз зашел с MVP подходом. Потому что я не знаю, будут ли радужные розы нужны в городе с 300т население + цена выше чем у обычных роз + сама концепция товара необычная. Нужно проверять спрос0

Сообщество