«Давайте введем экзамен на гостеприимство»: крик души ресторатора

43

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Ирина Влади

Страница автора

Как бы я ни маскировалась, как бы иногда ни пыталась абстрагироваться, но одна из ипостасей, которую я добровольно себе избрала, это — моё дело, мой ресторан.

И эта ипостась — вольно, и невольно, и чаще, чем мне того хотелось бы, настойчиво, навязчиво, иногда даже грубовато и весьма болезненно — даёт о себе знать. Но все эти жёсткие толчки в то же время помогают видеть — глубже и чётче.

Вот, например, из ситуации, когда мы получили в один день сразу три нехороших отзыва, и всем нашим небольшим коллективом расстроились из-за этого, я в результате длительных размышлений написала следующий текст.

Крик души ресторатора

Мы очень восприимчивы к конструктивной и доброжелательной критике. Мы вообще очень восприимчивы. А к критике особенно. Мы готовы получать обратную связь. Это, действительно, очень нужно, очень важно и очень помогает… Мы действительно постоянно учимся и совершенствуемся. Между тем, мы прекрасно понимаем, что:

  • Всем не угодишь…
  • У людей разные запросы, пристрастия и кошельки…
  • У многих людей категорически, то есть, напрочь, испорчен вкус — велика привычка к фастфудовской, со всякими химическими прибамбасами, усилителями, подсластителями и пр. ерундой, испорченной, еде…
  • "Все едят и пьют; но лишь немногие ценят вкус еды."
  • /Конфуций/.
  • А некоторые просто невоспитанны и некультурны…

Разбираясь с отзывами, я пришла к однозначному выводу, что очень часто, а, в нашем случае, конкретно, — дело в непрофессиональном обслуживании. Ну, просто беда с кадрами! Почему-то многим кажется, что официант — это просто. А это очень и очень сложно!!!

Ведь это же ясно, как божий день: люди хотят в дополнение к качественной еде получить комфорт и уважение, профессионализм и ещё раз уважение, и обращение к каждому гостю, как к единственному. И, если человека не устраивает хоть какая-то мелочь, он может разгромить всё подряд!!! Почему? А пАтАмуштА!

Характер такой, мягко говоря, несдержанный, или настроение случилось такое, и, вообще, неудачный день, ссора с мужем или с начальником, ребёнок довёл до белого каления… А тут так удачно, как по заказу: нерадивый, некрасивый, неумелый, неуклюжий официант: двух слов связать не может, меню не знает, улыбаться не научен, тарелку и то неправильно ставит! И плевать, что он стажёр, что второй день здесь всего…

И вот адрес для отсылки накопившегося негатива найден. А заодно, под горячую руку, попадает весь ресторан, сверху донизу, со всей его едой, интерьером и людьми!!! И всё подряд описывается в самых отрицательных тонах.

Но мы-то, мы то — в конкретном месте, с реальными целями, со своей концепцией еды, со своим восприятием мира и человека в нём, со своим отношением ко всему — хотим, чтобы люди осознанно, грамотно и по-доброму подходили к процессу выбора и принятия пищи. Нам хочется видеть гостя понимающим и доброжелательным.

Но, когда нет отдачи, когда встречаем непонимание и полное отторжение, когда личный негатив не позволяет человеку прислушаться и понять, а как следствие, происходит выброс всякой бяки в наш адрес, — конечно, мы расстраиваемся и начинаем

  • анализировать,
  • и устранять,
  • пересматривать
  • и улучшать.
  • и искать, искать, искать новые возможности и варианты погашения назревающих скандалов, необоснованных обид и оскорблений, а нередко и заведомо лживых слов.
  • и думать, думать, думать, как можно с помощью вкусной еды и отличного сервиса доставить человеку столько радости и удовольствия, чтобы у него в животе сделалось вкусно, а на душе тепло и радостно?

Ведь зло, обида, раздражительность — это горечь, яд, отрава, и эти "приправы" помешают ощутить любой вкус. Вкус хлеба… Вкус вина… Вкус любви…

Недавно прочла, что кто-то пытается (хочет) создать в нашей стране индустрию гостеприимства. То есть, если я правильно поняла, гостеприимство надо создавать, производить, культивировать. А само собой оно как-то не растёт?, не случается?, не происходит?… Странно… Ведь кроме вкусной и качественной, экологичной еды, ХОЧЕТСЯ ВСЕГДА, чтобы к тебе относились по-человечески, чтобы смотрели на тебя не как на того, кто ест всё подряд (особенно, когда голоден или выпьет), не как на того, кто готов расстаться с н-ной, и весьма не маленькой суммой денег, только, чтобы покорить чьё-то сердце (через желудок), а смотрели бы на тебя, как на друга, зашедшего в гости, которого хочется приветить и хлебом, и добрым отношением, и вниманием, и теплом души.

Это и есть гостеприимство! Отношения клиента и ресторатора — обоюдоостры. Они должны, нет, просто обязаны быть взаимными!!! {Снова Конфуций: " Если вы хотите поужинать, не оскорбляйте повара".} Ибо: в каком случае вам хочется ещё раз видеть человека в гостях?

- верно!!!, когда он оценил всё, что вы ему предложили, и был благодарен от души, и оставил после себя только самое благоприятное впечатление.

А когда вам самому захочется ещё раз прийти в гости в некий, пригласивший вас, дом?

- верно!!!, когда вам было и вкусно, и комфортно, и уютно, и интересно, и душевно. И хозяева не напрягали, и не думали про себя: когда ж вы, наконец, уберётесь со своими ненасытными животами…

Да! Наше кредо:

Ресторан — это триединство еды, культуры и общения.

Сколь много, невероятно много заложено в эти три слова.

Приготовить вкусную и красивую еду — это великое искусство!!! {Ещё раз Конфуций (попался он мне сегодня: оказывается, много размышлял великий философ на тему еды): "То, как вы режете мясо, отражает ваш образ жизни".} Для творчества на кухне нужно обладать не только определенными навыками, но и огромным своеобразным талантом, а также прекрасной и доброй душой.

А что может украсить ещё больше самую гурманскую трапезу? Конечно же, занимательная, интересная, культурная, спокойная беседа. Во все века и времена за столом с яствами решались великие дела, совершались важные договоренности, заключались союзы, укреплялись дружбы…

Чем доброжелательнее и веселее беседа за столом, тем вкуснее кажется еда. Разве не так?

Но мало кто сегодня умеет красиво, заразительно и увлекательно-аппетитно для других кушать… И мало кто сейчас может красиво, интеллектуально и увлекательно беседовать, особенно в не очень знакомой компании, найти тему, интересную всем, отыскать точки соприкосновения, чтобы никому не было скучно…

Мы разучаемся общаться… К великому сожалению… Мы разучаемся ценить пищу, различать её качество… {Ещё раз повторю Конфуция: "Все едят и пьют; но лишь немногие ценят вкус еды."} Мы не все научились ещё видеть в клиентах дорогих гостей… Поэтому надо всё это заново вспоминать и создавать.

Только теперь этот процесс будет регламентироваться, описываться заумными словами в заумных книжках. Сотни коучей будут учить неразумных рестораторов и отельеров — как быть — стать — гостеприимными.

А я просто не разрешала бы открывать заведение, куда будут приходить люди — жить ли, отдыхать ли, есть, заниматься ли своей внешностью — это делать тем, кто не умеет быть гостеприимным 🤗)))

Давайте введём экзамен на гостеприимство))) Причём оценка будет тем выше, чем больше душевности, искренности, честного качества проявится в действиях экзаменуемого. Я знаю, что наш ресторан сдал бы этот экзамен на отлично.

Я не люблю пафосных ресторанов: там не вымажешь хрустящей корочкой свежего хлебушка соус с тарелки, как дома, там не принято заглядывать на кухню (это не то, когда кухня является площадкой для показательного шоу, это — таинство, куда очень хочется заглянуть, особенно, детям), там детям нельзя рисовать за столом, и редко где ребёнка застимулируют подарком за хорошую еду…, там не очень получается расслабиться и вкусить всё наслаждение, многогранно и всесторонне…

Мне нравится, когда изящество и уют — в простоте. Мне нравится, когда много окон, много света, просторно, без всяческих излишеств интерьера, которые только собирают пыль, годами не протираемую, ибо не с руки, не дотянуться, да и некогда…

(В связи с этим мне всегда вспоминается один ресторан, почему-то имевший название "Охота", хотя от охоты там были только очень страшные и очень пыльные чучела животных и птиц по стенам… Тягостное, угнетающее ощущение: принимать пищу в окружении пыльных мертвецов))) — это пример того, как не надо встречать гостей, пример полного отсутствия концептуального и дизайнерского вкуса и гостеприимства (не будем вспоминать старинные замки, где хозяин хвастал своими охотничьими трофеями).

Лично мне нравится тишина — и очень многие наши гости также отказываются даже от лёгкой фоновой музыки, чтобы посидеть в тишине… Лично мне нравится простор — поэтому мы не ставим лишних столов (хотя могли бы). Нравится, когда неспешная беседа… Когда просто наслаждение вкусом…

К сожалению, современные темпы жизни: постоянное стремление бежать (и, если б хоть опаздывали меньше…), когда в первую очередь — интернет, а там — развлекалово-отвлекалово от всего, в том числе от себя, от своих детей, от прекрасного мгновения, которое может подарить незабываемые — твои личные — впечатления и наслаждения, — не позволяют остановиться…

Мы не умеем быть в моменте, здесь и сейчас, разве только что в Тик-Токе… Мы не умеем замечать удивительные мелочи и радоваться им, разве что посмеяться над ними в чьём-либо видео, снятом по приколу… Мы не проживаем своё время — мы его проскакиваем…, пролистываем, не читая…, мы мчимся по жизни, запыхавшись, на бешеной скорости, не обращая внимания: что там проносится мимо…, и, часто даже не замечая, что попадает-залетает в рот…

И главным страдальцем-то в этой гонке — отнюдь не победителем! — оказываемся мы сами. Всё пропустили… Всё прозевали… Ничего не почувствовали… А вот…

Задумайте и воплотите воскресную прогулку по прекрасным окрестностям, не взирая на погоду, а потом позвольте себе посетить такой тёплый и гостеприимный ресторанчик, к примеру, как наш, — и согреться супчиком (на любой вкус!), и попробовать что-нибудь изысканное, а потом, согревшись и расслабившись, и — гулять так гулять! — получить завершающий гештальт необычным домашним десертом…

Ведь именно для таких моментов и существуем мы — сфера услуг, сфера общественного питания. Мы поможем не только согреться и отдохнуть, но и сэкономить время, и — как бы это странно ни звучало — деньги. Да-да, ваши деньги, уважаемые господа!

Ибо вы обычно в своих расходах на еду считаете только стоимость купленных продуктов, совершенно не учитывая ресурсы (электричество, газ, вода, транспортные расходы, и труд). И ресторан зачастую получается и выгоднее, и намного приятнее… Поэтому у ресторанов огромные перспективы в недалёком будущем. В следующей статье я расскажу, как мы выбираем поставщиков, на что делаем упор, как экономим в процессе, без ущерба для качества и вкуса, как стараемся выстоять ради своих гостей.

Рецепты

Почему я делюсь с вами рецептами, дорогие читатели? Потому что мне хочется, чтобы вы тоже становились участниками потрясающего творческого процесса и великого таинства: приготовления еды. И ещё больше ценили произведения кулинарного искусства, предлагаемого поваром, которому вы доверяете кормить себя.

Сегодня для вас две совсем простых и не вредных закуски.

ПХАЛИ (грузинское блюдо)

Ингредиенты (можно делать, практически, из любых овощей):

  • Большой пучок шпината
  • Горсть тёртых грецких орехов
  • 1-2 зубчика чеснока
  • 1-2 ч.л хмели-сунели
  • Щепотка красного перца
  • Соль
  • Яблочный уксус 1-2 ч.л
  • Кинза свежая
  • Зерна граната (можно заменить на ягоды брусники или клюквы).

Процесс:

  • Шпинат бланшировать в кипятке, откинуть на сито и аккуратно отжать руками.
  • Кинзу мелко нарезать.
  • В блендере перемолоть шпинат, кинзу, грецкие орехи, чеснок. Должна получиться гладкая паста.
  • Добавить уксус, хмели-сунели, красный перец, соль по вкусу.
  • Хорошо перемешать, слепить шарики, украсить зернами граната.(вкуснее, когда они постоят в холодильнике 1-2 часа).

БОБОВЫЕ РУЛЕТИКИ

  • 400 гр белой фасоли (отварной или консервированной)
  • маленький зубчик чеснока (измельченный)
  • 50 гр. грецкого ореха (натертый на терке)
  • 2 ст.ложки соевого соуса
  • соль
  • 0,5 ч.л сладкой паприки
  • 1 ч.л хмели-сунели
  • молотый черный перец по вкусу
  • 0,5-1 ст.л сушеных итальянских трав (мы брали "прованские")
  • 1 пласт слоеного теста (250гр.)
  • кунжутные семечки для посыпки

Процесс:

  • В блендере взбить все ингредиенты для начинки (кроме кунжутных семечек). Должна получиться достаточно густая паста (как фарш), которую можно лепить. Если получилось жидковато — можно добавить немного панировочных сухарей.
  • Тесто слегка раскатать и разрезать вдоль на 2 полосы.
  • Начинку разделить пополам, выложить начинку "колбаской" посередине каждого пласта теста, слепить концы — получается рол с начинкой.
  • Разрезать каждый рол на 4-6 кусочков. Обмакнуть каждый кусочек в кунжут.
  • Выпекать минут 15 до золотистости.
  • Джемайма ДжонсСтатью очень тяжело комментировать, понапихано всякого. Но я могу всё же кое что сказать. Есть два грузинских ресторана. Один мы нежно любим и ходим раза 3-4 в год. Во второй пришли однажды и на этом всё. Почему? Дело в мелочах. Еда: в одной ценовой категории она разная. Ассортимент блюд и напитков. В одном помидоры с руками съешь, в другом - пластик. Мясо - выбираешь там где вкуснее приготовлено. Официанты: в любимом - расторопные, видно, что их учат и не берут кого попало, а подбирают. Возможно, платят хорошо, поэтому идут к ним высокие юноши как на подбор, не знаю. Но приятно. В другом - сонные, не внимательные, посуду не уберут, чек не дождёшься. Обстановка: в одном удобные большие столы, хороший гардероб, где и одежду и обувь примут. Во втором - вешалка "найди свободную и повесь сам". Всё это создаёт впечатление. И люди идут туда, где комплекс впечатлений лучше конкретно для него. Вот и всё18
  • Ирина ВладиДжемайма, мне кажется, или мы об одном и том же? Удачи! Находить свои места! И - приятного аппетита!0
  • kuskus kuskusПока, кроме пафосного поста и очередной рекламы вашего ресторана ничего я не увидел. Жаль18
  • Евгения ГерусХорошо, что никогда не попаду в ваш ресторан (не люблю грузинскую еду в принципе). А то еще заставят Конфуция цитировать при заказе.11
  • Любовь Вера МайоргаЭкзамен на гостеприимство, мда. Иногда трудно пройти. Даже если очень хочешь. У меня не ресторан, а квартиры посуточно. Я обратила внимание, что претензии к квартире больше чем к гостинице. По поводу гостиницы четкое понятие, что это временное место для отдыха. К квартире другое отношение, типо как дома. Поэтому претензий больше, то туалетная бумага не того качества, то мыло не то. Особенно много к кухне. Гостям не хватает миксера, пароварки, блендера, кофемашины, турки, соусника, подставки для яйца, короче всего, к чему привыкли дома. Однажды попросили шуруповёрт. Кому нибудь пришло бы в голову такое просить в отеле. На одни и те же подушки есть отзывы, то слишком большая, то слишком маленькая. Даже доброжелательное отношение не всегда получается. Мало кто читает условия заезда. Могут приехать в любом состоянии. Не обращают внимание на ограничения. Курят в постели, хотя курение запрещено. Потом отзыв от следующих гостей, что воняет табаком. За много лет выработала иммунитет на хотелки. Максимально чисто, удобно, с обязательным набором услуг. Остальное за вас счёт. Все хотелки пропадают, как только понимают, что надо платить.16
  • cat ownerЕвгения, ага, тоже прихренела. То есть за мои же деньги меня еще будут учить, как и что. А потом еще окажется, что вкус у меня плебейский и недостоин Этого Божественного Заведения. В пень.11
  • ТатьянаА может просто официантам платить нормальную зарплату,и обслуживание будет на высшем уровне7
  • Наталья"А я просто не разрешала бы открывать заведение, куда будут приходить люди — жить ли, отдыхать ли, есть, заниматься ли своей внешностью — это делать тем, кто не умеет быть гостеприимным 🤗)))" - великолепно.4
  • Елизавета ИоноваА может, не стоит выпускать стажёра в зал, пока меню не выучит и не научится с людьми обращаться? Они с ветки падают в зал? Или есть кто-то, кто их нанимает, обучает, проводит разбор ситуаций? Давайте простим и поймем стажёра. Я только "за". Давайте тогда скидку на меню. Хотя нет. Я была в ситуации со стажёром и это худший визит в ресторан на моей памяти. Больше я туда просто не хожу.16
  • AndrewТатьяна, к сожалению, не так просто. Для максимально эффективной работы любого сотрудника надо обучать. И официанты здесь не исключение. Напрямую деньги в качество работы не конвертируются.8
  • Галина KLЛюди у нас плохо относятся друг к другу. Это видео и по тому, как автовладельцы ставят машины на траву, детские площадки, пешеходные дорожки. А владельцы собак оставляют кучи там, где собачка показала.5
  • НэнсиНевзирая пишется слитно, поправьте0
  • Ирина ВладиНаталья, благодарю за оценку! И хочу сказать, что с удовлетворением наблюдаю изменения, которые происходят в такой деятельности,как рекрутинг. Это, действительно, очень важно. Кадры решают всё)))2
  • Ирина ВладиЕлизавета, не выпускать в зал - не выход из положения, так он никогда ничему не научится. Разве мы не сталкиваемся с теми, кто "учил, но забыл"? Разве мало тех, кто в комфортной обстановке выдаёт один результат, а когда доходит до дела - совершенно другой? Теряется? Забывает? Становится неуклюжим? И бывают ситуации, когда нет иного выхода, надо выпускать в зал, в надежде, что справится. Иногда не получается))) (Кстати, того официанта мы не взяли на работу). Я не призываю никого прощать. Я прошу тех, кто идёт работать в эту сферу, сферу обслуживания, сразу оценивать свои возможности и способности - коммуницировать с людьми очень сложно. Но, такой маленький ресторанчик,как наш, не может позволить себе иметь штатного психолога, отдел кадров и тд. Поэтому не избежать нам ошибок и неудач... Но мы стараемся, ищем. Воспитываем. Учим. А зарплата у нас очень даже))) Поэтому и спрос с сотрудников соответственный! Всем огромное спасибо за комментарии. Думаю тема обслуживания волнует многих - есть над чем думать и работать0
  • Ирина ВладиТатьяна, на оплату труда никто не жалуется. Никогда не обижаю персонал. Всегда иду навстречу. Всегда работники накормлены. Заботимся о здоровье и настроении. У нас коллектив маленький, все на виду. Обстановка, микроклимат - доброжелательные. Взаимопомощь и взаимопонимание - всегда. Поэтому мы ищем не только тех, кто с гостями хорошо работает, но и в коллективе тоже умеет находиться. Это очень важно! А одной зарплатой ситуацию не изменить. Очень много составляющих) Есть, короче, над чем работать в этом направлении. Спасибо за отзыв.0
  • Ирина ВладиAndrew, да, всё верно. Спасибо огромное за понимание и поддержку.0
  • Елизавета ИоноваИрина, так ставьте опыты на своих служащих, на тайных посетителях. Как-то странно: с одной стороны вы призываете к соблюдению высоких стандартов, с другой – одобряете косяки. Полагаю, не так и сложно устроить несколько тренировочных выходов молодого специалиста на незнакомых ему, но знакомых вам людей. А моей семье стажер испортил отмечание двойного дня рождения. И все это перекрывает высокие слова.1
  • Ирина ВладиЛюбовь, соглашусь: трудно! Нюансов великое множество. Иногда такое вылезет, что волосы дыбом встают: как такое возможно? И тот кто придумал это правило: клиент всегда прав - категорически не прав. Я утверждала и утверждаю: отношения между людьми, на каком бы уровне они не возникали, должны быть основаны на взаимоуважении. Тогда, может быть, что-то будет получаться правильно))) Спасибо за отзыв, за поддержку! Держитесь! Людям много чего нужно в сфере обслуживания.2
  • Ирина Владиkuskus, если бы у меня хоть в каком-то варианте была реклама, меня б Т-Ж не пропустил, текст не прошел бы модерацию. Постараюсь в следующих публикациях не разочаровывать Вас. А то как-то прям неудобно, что Вам жаль... Как будто Вы чего-то от меня ожидаете, а я не соответствую Вашим ожиданиям. Но для меня Ваш комментарий - повод задуматься и работать над собой. Спасибо!1
  • Ирина ВладиДжемайма, хоть у меня и "понапихано всякого", но всё же Вы удавили главное и совершенно правильно отреагировали. Спасибо! Вы, как гость, как клиент, сделали очень верный выбор: мы пойдем туда, где всё гармонично - и еда, и официанты, и вешалка, и помидоры... Спасибо огромное! Пусть процветает выбранный Вами ресторан! Пусть и впредь не разочаровывает. Спасибо за отзыв!0
  • Любовь Вера МайоргаЕлизавета, Когда я читаю такие высказывания, задумываюсь, а не ввести ли обязательные нормы типо: Запретить иметь детей, пока не будет минимум 1 год родительского стажа. Запретить садиться на велосипед, пока не научится кататься. Запретить посещения бассейна, речки, моря, пока не научится плавать. Часто можно увидеть требования от работодателя: возраст 25-30, при этом стаж не менее 10 лет. И так каждый, не задумываясь, что цифры не бьются.6
  • Ирина Владиcat, надеюсь, то, что Вы от моего текста "прихренели", не отразилось на Вашем питомце? Учить, знаете ли, я берусь только свой персонал, а у гостей прошу уважения к чужому труду - только и всего. Поэтому не переживайте за свои кровные - лишнего не берём... А ресторан у нас именно очень прост и уютен, еда качественная, без придури... Но... "В пень" - так в пень. Удачи! Спасибо за отзыв - всё на пользу!0
  • Елизавета ИоноваЛюбовь, стаж можно получать по-разному. Когда клиент доволен, он вернется. Когда недоволен, он не вернется и расскажет всем, до кого дотянутся, как было плохо.1
  • SmurfetkaЗнаете, очень сильно зависит от клиента - кто-то в ресторан как на праздник, а кто-то что бы просто вкусно поесть или вообще по той причине, что вот сейчас лень готовить дома и проще зайти в ресторан. И когда ты идёшь просто пообедать, порой хочется просто пообедать. Без лебезни со стороны персонала. Не хочется быть тем единственным. А просто нормально поесть. Или посидеть со знакомым поговорить параллельно. И в эти моменты ну вот безумно раздражают официанты, которые постоянно то уносят салфетку, которую ты только взял в руки и даже смять не успел, то хочешь одного, а тебе настойчиво предлагают другое. То пока пройдёшь от входа до стола, потом в туалет и на выход - все, абсолютно все с тобой здороваются. И не поверите - это тоже порой раздражает - весь путь следование идёт уже неприятное внимание к твоей персоне. Нет настроения, просто стеснительный - вроде и ответить надо, а бесит все это. Не все ходят в ресторан как на праздник. Иногда хочется просто поесть.6
  • NatalyЛюбовь, не так давно снимала студию на две недели, потом хозяйка спросила - все ли было хорошо, все ли понравилось. Я честно ответила, что все было прекрасно, но вот лично мне не хватало турки варить молотый кофе. При уровне квартиры стиралка с сушилкой, теплые полы, индукционная панель - турка за 200 р. не гигантская хотела, но была бы плюсом. Надеюсь, хозяйка не обиделась. Ответила, спасибо, учтем. А теперь прочитала ваш комментарий - думаю, может зря про турку сказала)6
  • Вотрина-Лопатина ЕленаИрина, Вы очень здорово и вкусно описали свое видение ресторанного бизнеса. То, каким на самом деле отличным местом ресторан должен являться. Рекламы Вашего заведения я не увидела. Может все дело в глазах смотрящего: кто на что заточен, тот то и видит... Что внутри, то и снаружи.4
  • Ирина ВладиВотрина-Лопатина, благодарю за поддержку и понимание - тем, кто делает дело и старается делать его хорошо вопреки всему, очень нужно, чтобы рядом оказывались добрые и честные люди. Те,кто скажет правду, укажет на недостатки, а иногда и подскажет что-то дельное. Мы - за добрый и позитивный конструктив. Ресторанному бизнесу суждено развитие - люди будут стремиться экономить своё время за счёт кухонного времени. Значит, качество нашей работы должно неуклонно расти. Ещё раз огромное спасибо за отзыв.2
  • ПавелПрекрасный слог. Порой, за обилием смачных слов, я терял идею автора, но удовольствие от чтения все равно получил. Оргомное спасибо! По теме - мне кажется, что основная проблема это восприятие официантов и других работников сферы услуг как лакеев, дворовых девок, слуг, недолюдей, третий сорт. И официант это чувствует в госте, или даже изначально сам в это верит, и начинает играть эту роль. И получается дисбаланс в отношениях, который полностью смазывает картину посещения ресторана. ps Это не касается заведений на наших курортах. Там все ровно наоборот :)))1
  • ПавелЕлизавета, а что мешает гостю не втаптывать стажера в паркет, не делать из этого трагедию вселенского масштаба, а лишний раз улыбнуться ему и сказать что-то ободряющее? Как в Мимино - когда мне будет приятно, я так довезу, что тебе тоже .будет приятно!6
  • Ирина ВладиПавел, благодарю за добрые слова! И, да, Вы правы: такая составляющая отношений в сфере обслуживания есть, и в довольно весомом количестве. Не только в ресторане. В салонах красоты, по уходу за телом, за волосами..., в отелях, в санаториях. Да, много ещё где. И это отрицательно сказывается на результатах. Знаете, однажды знакомый клиент увидел, что я стою в мойке. Он сказал: вы же хозяйка! И я ему ответила: именно поэтому я хочу, чтобы наша посуда сияла чистотой. И мне не зазорно убирать свой ресторан. И заменять работников на всех участках. Это - труд, который должен быть уважаем в любом месте. Мы просто не научились оценивать труд не только в денежном, но и в душевном эквиваленте))) Иногда благодарность для нас намного дороже чаевых. А, представляете, нам на Яндексе даже в стихах отзывы пишут наши посетители. Согласитесь, это дорогого стоит) Ещё раз спасибо за отзыв.1
  • Катерина ВасильеваПрованс не в Италии)1
  • Ирина ВладиПавел, невероятно приятно читать вдумчивые и добрые комментарии! Именно об этом я и хочу достучаться: взаимно вежливы, взаимно уважительны и доброжелательны. Много ведь не надо - парочка правильных слов! Спасибо, Павел, ещё раз огромное!0
  • НэнсиИрина, а что плохого в слове «владелица»?0
  • Любовь Вера МайоргаЕвгения, я и забыла, что шашлык, это грузинская еда, плов узбекский, галушки украинские, а пельмени китайские, да и чай не всегда краснодарское изобретение. Скоро суши будет считать своими. Сейчас попробуй докажи, кто первый что изобрел. Можно спорить с пеной у рта, чей борщ. К примеру: Перу и Чили спорят чей напиток писко. А это 2 разных напитка, у Чили это ближе к бренди и по вкусовым свойствам и по технологии приготовления, а у Перу к водке. Зачем оба напитка назвали писко, загадка. Возможно вы и не знаете, что то, что вы любите, относится к какой либо кухне. А вот без Конфуция и Ницше ну никак. Извиняйтес.1
  • Ирина ВладиЛюбовь, Вы правы, настоящую национальную еду сейчас можно отыскать исключительно в национальных, традиционных местах, в тех странах,в которых она существует веками - всё остальное: адаптированная, изменённая, воссозданная. Думаю, многие согласятся с тем, что настоящие морепродукты могут быть только рядом с морем, как бы нам ни старались внушить иное; думаю, вы также согласитесь с тем, что шашлык в горах Кавказа совсем другой нежели в Питере, а таких маринованных груздей, как в Сибири, вы не сможете попробовать больше нигде в мире. Границы распространения еды давным-давно стёрты, благодаря тому, что мир изменился, и совершенно разная еда делается повсюду - просто она разная, потому что разные продукты, разная рецептура и рука мастера, и это не значит, плохо - просто другое) Поэтому шашлык моего шефа хвалят знатоки, пишут восторженные отзывы, но это вовсе не означает, что у нас грузинская кухня. А меню у нас удовлетворяет многие и многие вкусы и выдерживает нашу концепцию "как дома")))0
  • Андромеда МонроВсё круто, но немного смущает пассаж про "пафосные рестораны". Это же чисто Ваше предпочтение, ресторан от этого плохим не становится. Я вот, к примеру, не хотела бы быть в месте, где "как дома", потому что если я выбираюсь ужинать не дома, то "как дома" я и не хочу — сама могу приготовить. Я хочу необычных вкусовых сочетаний, новых идей, незнакомых ингредиентов. Я не хочу простоты. Я не хочу, чтобы кто-то рядом со мной собирал соус с тарелки хлебом. Я не хочу рядом орущего ребёнка. Делает ли меня любовь к "пафосным ресторанам" плохим гостем? Нет. Я с уважением отношусь к тем, кто меня принимает в заведении, и замечания будут, только если действительно сделали что-то не то. И в моём любимом баре меня любят в ответ — спрашивают про меня моих друзей, которым я показала это место, дают попробовать ольховые шишки, которые должны идти в коктейль, и заботливо наливают молока, когда меня очередной раз чёрт дёргает заказать что-то безумно вкусное, но острое.))1