Мой гайд по маркетинговому анализу и планированию поставок с помощью ChatGPT
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Конкуренция на рынке маркетплейсов становится все острее: за внимание покупателей борются более 700 тысяч продавцов. В таких условиях бизнесу важно точно прогнозировать спрос, грамотно планировать запасы и выстраивать маркетинговую стратегию. Если у вас десятки или сотни товаров, делать все это вручную практически нереально. К счастью, сегодня на помощь приходят нейросети.
Меня зовут Максим Колесов, руководитель сервиса Salist, и в этой статье я расскажу, как нейросети могут помочь бизнесу на маркетплейсах, когда речь идет о маркетинговом анализе и планировании поставок в самом начале работы.
Маркетинговый анализ с помощью нейросети
Перед стартом продаж важно понять, что именно нужно людям, кто будет у вас покупать и как выделиться среди конкурентов. ChatGPT и другие текстовые нейросети позволяют делать этот анализ быстрее и точнее. Давайте разберем 4 его основных аспекта с примерами.
1. Анализ рынка и ниши
Актуальные данные по тому, что сейчас больше всего востребовано на маркетплейсах и каких товаров на них пока не хватает, придется искать вручную. Самый простой способ — посмотреть внутреннюю аналитику самих площадок. Например, зайти в раздел «Что продавать на Wildberries» в личном кабинете WB Партнеры, выбрать вкладку «Дефицит товара» и выгрузить данные в Excel.
Вот параметры, по которым стоит выбирать самую первую нишу:
- сравнительно небольшое количество предложений;
- высокий объем выручки;
- быстрая оборачиваемость;
- небольшая цена товара — до 500 рублей;
- высокий процент выкупа;
- невысокая комиссия площадки;
- экспертность и интерес — вы сами разбираетесь в товаре и вам интересно с ним работать.
Дальше все просто: можно прямо в Excel отфильтровать по интересным вам категориям и отсортировать товары по быстрой оборачиваемости. Но если вам трудно работать с Excel, можно воспользоваться ChatGPT.
Запрос может выглядеть так:
«Привет! Помоги мне выбрать товар для продаж на маркетплейсе Wildberries. Ниже таблица с товарами и их параметрами. Выбери из них только те, у которых: оборачиваемость менее 10 дней, категория — товары для животных. Представь итог в табличном формате.»
Альтернативный способ выбрать перспективные товары — воспользоваться одним или сразу несколькими сервисами аналитики, такими как inSales, Sellmonitor, MPStats, Moneyplace и др. Здесь разделы с аналитикой по товарам называются по-разному, но их достаточно легко найти по словам «ниши», «товары» или «категории». К примеру, так выглядит раздел для поиска перспективных ниш в Moneyplace:
А так — раздел с подробной статистикой по каждому товару в той или иной категории:
Здесь логика запроса к нейросети будет похожей, но ориентируйтесь на те параметры, которые есть в вашем сервисе.
Например:
«Привет! Помоги мне выбрать товар для продаж на маркетплейсе Wildberries. Ниже таблица с товарами и их параметрами. Выбери из них только те, у которых одновременно следующие параметры:
- цена до 500 рублей
- процент выкупа — более 98%
- продажи — более 2 000 штук
- выручка — более 700 000 рублей
Представь итог в табличном формате.»
Нейросеть отлично справилась:
После этого ваша задача — изучить все отфильтрованные товары на площадках и окончательно выбрать из них те, с которыми вы хотите работать. 2. Анализ целевой аудитории
С товарами разобрались. Но кто будет их покупать и для решения каких задач? Тут тоже поможет ChatGPT или любая другая текстовая генеративная нейросеть, которой вы доверяете.
Вот чем она может помочь:
- Собрать и обобщить данные о тех, кто покупает ваш товар. Она умеет брать информацию из отзывов покупателей, маркетинговых исследований, обзоров, форумов и даже видеороликов. ChatGPT поможет создать несколько сегментов ЦА, опираясь на данные о возрасте, поле, интересах и предпочтениях покупателей.
- Определить потребности, «боли» и страхи покупателя. ChatGPT может проанализировать отзывы, чтобы выделить самые распространенные цели покупки и моменты, которые могут отпугнуть покупателя.
Допустим, мы выбрали 3 товара для продажи:
- Лазерная указка для кошек;
- Игрушка для кошек «Умный мяч»;
- Игрушка для кошек «Дразнилка».
Далее нужно составить портрет нашей ЦА. Для этого задаем запрос в ChatGPT:
«Пожалуйста, изучи отзывы, обзоры, форумы и любые другие источники информации о лазерных указках для кошек в интернете и на основе полученных данных составь сегменты покупателей этого товара. У каждого сегмента должен быть свой собственный набор характеристик, который и отличает этот сегмент.» Мы получили интересный итог и узнали много нового о тех, кто будет покупать наш товар:
Так, например, мы поняли конкретные мотивы, которые движут покупателями, и можем делать на них акцент при оформлении карточки товара. Люди ищут:
- игрушку, которая будет заставлять кошек активно двигаться, но со стороны хозяина не потребует усилий;
- «бесконтактную» игрушку, которая позволит не контактировать с животным напрямую;
- простую и недорогую игрушку, с принципом работы которой все уже давно знакомы.
Но давайте попробуем узнать больше о конкретных требованиях людей к товару и о том, что может их оттолкнуть от покупки.
Примерный запрос в ChatGPT:
«Пожалуйста, для каждого кластера ЦА тезисно и конкретно опиши, какие «боли» есть у покупателя (какую проблему он хочет решить покупкой товара) и какие страхи мешают ему совершить покупку.»
Вот ответ:
Эта информация очень поможет нам в будущем при составлении инфографики и описания для товара. К примеру, в качестве преимуществ мы можем отметить:
- безопасность указки для детей и животных;
- долгий срок работы;
- прочность корпуса и долгий срок службы;
- простота использования без серьезной физической активности со стороны хозяина.
Если вам будет недостаточно информации, запрос к нейросети всегда можно конкретизировать, переформулировать или дополнить.
3. Анализ конкурентов
Его можно проводить по разным аспектам: ценам, ассортименту, объему и суммам продаж, качеству оформления карточек товаров и т.д. Проанализировать числовые метрики соперников с помощью нейросети можно по той же схеме, по какой мы выбирали товары: выгрузить данные в табличном формате из сервисов аналитики, попросить ChatGPT обобщить информацию и сделать выводы.
Такой запрос может помочь понять, товары с какой ценой продавались лучше всего:
«Пожалуйста, на основе статистики ниже проанализируй, по какой цене продавались умные мячи для кошек с самыми большими продажами и выручкой.» Но что если нужно работать не с количественными показателями, а с качественными? Например, нам нужно понять, какие УТП чаще всего используют конкуренты в своей инфографике или о чем пишут в описаниях товара. Вот несколько способов работы с ChatGPT для такого анализа.
1) Исследуем инфографику. ChatGPT умеет анализировать картинки. Вы можете скачать инфографику топовых продавцов в вашей товарной категории, загрузить изображения в диалог с нейросетью через кнопку скрепки и задать запрос:
«Проанализируй загруженные картинки и ответь на вопросы:
- Какие цвета чаще всего используют в дизайне карточек?
- Какие визуальные образы чаще всего используют?
- Какие УТП товара чаще всего используют на инфографике?»
2) Анализируем характеристики и описания. Здесь логика та же — копируем тексты с карточек нескольких конкурентов и задаем вопросы:
- Какие параметры характеристик чаще всего заполняют конкуренты?
- Какие ключевые слова чаще всего используют конкуренты в описаниях?
- О чем стоит написать в описании? Составь структуру описания.
3) Анализируем отзывы. Загружаем в диалог отзывы о товарах, которые максимально похожи на ваши, и просим нейросеть проанализировать их, написав список самых распространенных замечаний к товару. Эти моменты надо учесть в своих продажах, чтобы минимизировать количество негатива и возвратов.
4. SWOT-анализ
SWOT-анализ — это способ разобраться, что у компании получается хорошо, а что требует улучшений. Он помогает понять, какие сильные и слабые стороны есть у вашего бизнеса, а также какие угрозы его окружают.
В него нужно внести:
- Сильные стороны — это то, что у компании получается отлично. Например, хороший продукт, известный бренд или опытная команда.
- Слабые стороны — это то, что мешает компании расти и развиваться. Нехватка каких-либо ресурсов, плохое качество обслуживания, высокая цена и т.д.
- Возможности — это вещи, которые могут помочь компании вырасти. Например, новые тренды, появление новых рынков или технологии, которые можно использовать.
- Угрозы — это внешние факторы, которые могут навредить компании. К примеру, сильные конкуренты, экономический кризис или изменения в законодательстве.
Вот какой запрос к нейросети может построить таблицу:
«Помоги мне составить таблицу для SWOT-анализа моего бизнеса. Составь для меня список максимально конкретных:
- сильных сторон
- слабых сторон
- возможностей
- угроз
Вот краткая информация о моем бизнесе. Я продаю игрушки для животных — кошек и мелких собак. Бизнес работает 8 месяцев. Товары закупаю в Китае и продаю на двух маркетплейсах — Wildberries и Ozon. География продаж — Центральный федеральный округ, Россия. У меня пока нет собственного сайта или иного представительства в интернете. Для хранения товаров есть 1 небольшой склад, где размещаются пришедшие поставки от производителя. Я работаю с маркетплейсами по модели FBO и отгружаю товары на их склады по мере необходимости.»
Вот что выдал наш электронный помощник:
Затем нужно связать эти 4 ячейки друг с другом:
«Спасибо! А теперь свяжи эти ячейки в одном анализе по логике:
- SW (Сильные стороны + Слабые стороны): как мои сильные стороны могут компенсировать слабости?
- SO (Сильные стороны + Возможности): как мои сильные стороны могут помочь использовать внешние возможности?
- WO (Слабые стороны + Возможности): как можно использовать внешние возможности для улучшения слабых сторон?
- ST (Сильные стороны + Угрозы): как сильные стороны могут помочь справиться с угрозами?
- WT (Слабые стороны + Угрозы): как минимизировать слабые стороны, чтобы снизить влияние внешних угроз?»
Вот что у нас получилось:
Конечно, далеко не все здесь подходит для нашей реальности. Однако можно сделать много полезных выводов об увеличении ассортимента, поиске дополнительных поставщиков и расширении географии.
Планирование поставок с помощью нейросети
Начиная работать на маркетплейсах, вы неизбежно будете делать первую тестовую поставку. По ее итогам важно выполнить тщательную аналитику, чтобы спрогнозировать дальнейшую периодичность закупок. Здесь также поможет нейросеть.
Вот один из вариантов запроса к ChatGPT:
«Помоги мне с планированием поставок товара на маркетплейс. У меня есть следующая статистика по товару за прошедшие 2 недели (14 дней):
- Сегодняшняя дата — 01.11.24
- Заказано товаров за период (шт.) — 25 единиц
- Остатки на складах (шт.) — 78 единиц
- Время на доставку новой партии товара на склады — 3 дня
Мне нужно посчитать:
- Прогноз, за сколько дней полностью распродадутся остатки на складах + дата.
- Через сколько дней оформить новую поставку + дата оформления, но с учетом того, что на складе к этому времени должен оставаться товар на 3 дня, которые уйдут на поставки.
- Сколько штук должно быть в новой поставке, чтобы хватило на 1 месяц продаж.»
Вот такой пошаговый алгоритм расчета нам выдала нейросеть:
На основе этого алгоритма можно сделать Excel-таблицу для автоматического расчета в будущем.
Плюсы и минусы использования ИИ для маркетплейсов
Итак, вот какие безусловные преимущества дают нейросети:
- Быстрота обработки данных. Они могут выполнять практически любую аналитику за считанные секунды.
- Доступ к большому количеству информации. За плечами ChatGPT — почти весь интернет. Нейросеть обучается на огромном объеме данных и может дать ответы на любые вопросы.
- Обработка неструктурированных данных. Она способна анализировать не только цифры, но и отзывы, описания, изображения, видео и другую подобную информацию, чтобы сделать выводы.
Но есть у нейросетей и минусы:
- Важность контекста. Для максимально качественных результатов важно давать ChatGPT максимально точный контекст: данные о товаре, регионах продажи, вашей компании, ценах и прочем. Если не конкретизировать запросы, вы получите слишком общие ответы.
- Необходимость качественных данных. Эффективность нейросетей напрямую зависит от качества входных данных, и, если они имеют ошибки или пробелы, результат может быть неточным.
- Необходимость контроля. Хотя нейросети могут выполнять многие задачи автоматически, важно, чтобы специалисты постоянно контролировали их работу, чтобы предотвратить ошибки.
Заключение
Нейросети становятся неотъемлемой частью бизнеса, особенно на маркетплейсах. Эти инструменты позволяют значительно улучшить процессы прогнозирования, анализа рынка и оптимизации поставок, минимизируя человеческий фактор и, повышая точность решений. Тем не менее, несмотря на быстрый прогресс искусственного интеллекта, важно помнить, что без контроля со стороны специалистов большая часть инструментов не может работать на полную мощность. Человеческое вмешательство остается ключевым условием для эффективного использования нейросетей и предотвращения ошибок в принятии решений.