Зачем бизнесу сайт и каким он должен быть
Бизнес
27K
Фотография — Rodnae Productions / pexels

Зачем бизнесу сайт и каким он должен быть

И в каких случаях можно обойтись без сайта

5
Аватар автора

Павел Лурье

делает сайты

Аватар автора

Ольга Лурье

работала в веб-студии

Страница автора

Сайт — это представительство бизнеса в интернете.

Наряду с соцсетями, партнерскими программами, маркетплейсами и обычной рекламой. В статье разберемся, какие задачи бизнеса решает сайт, какой формат выбрать и как его разработать, чтобы не переплатить.

Для чего компании нужен сайт

Сайт позволяет рассказать о своем бизнесе или новом продукте большему количеству потенциальных клиентов. Он помогает удобно взаимодействовать с существующими покупателями, партнерами, сотрудниками. Около 90% бизнеса в России представлены онлайн. Это витрина бизнеса в интернете, которую можно оформить как угодно.

Вот чем может помочь сайт бизнесу.

Сформировать образ бренда. На сайте можно продемонстрировать компанию с лучшей стороны и подробно. Отобразить процессы, работников, сертификаты, технологии, локации, а также любой каталог товаров и услуг.

Рассказать о бизнесе максимально понятно. На сайте информация располагается последовательно, и ее всегда можно найти. Обычно при разработке выясняют, что важно потенциальным клиентам и партнерам. А потом это учитывается при проектировании.

Взаимодействовать с пользователями. От дизайна и удобства сайта во многом зависит пользовательский опыт — понравится ли клиенту на сайте, захочет ли он воспользоваться сервисом снова. Этот опыт можно постоянно анализировать и улучшать.

Привлекать новых клиентов и партнеров. Сайты рекламируют через контекстную рекламу, баннеры, продвижение в поисковиках и даже через традиционные каналы. Реклама в интернете может привлечь не только покупателей, но и возможных инвесторов, партнеров и работников.

Продемонстрировать результаты работы. Сайт позволяет разместить портфолио: описание решенных задач с фото, видео, текстом и любой графикой. Например, потенциальные клиенты и партнеры могут убедиться в опыте исполнителя.

Автоматизировать процессы и снизить затраты. Сайт дает возможность автоматизировать оплату и доставку, настроить самостоятельные заказы, а также оформление документов. Еще сайты можно интегрировать с другими приложениями, например с 1С и CRM-системами, чтобы облегчить учет продаж.

Свадебный салон приглашает выбрать платье вживую. Для этого на сайте вместо кнопки «Купить» есть кнопка «На примерку», чтобы покупательницы приезжали в салон. Источник: vitabrava.ru
Свадебный салон приглашает выбрать платье вживую. Для этого на сайте вместо кнопки «Купить» есть кнопка «На примерку», чтобы покупательницы приезжали в салон. Источник: vitabrava.ru
А в другом салоне можно добавить платье в корзину и купить с доставкой. Салон работает как интернет⁠-⁠магазин, и на сайте реализована соответствующая функция. Источник: vesnawedding.ru
А в другом салоне можно добавить платье в корзину и купить с доставкой. Салон работает как интернет⁠-⁠магазин, и на сайте реализована соответствующая функция. Источник: vesnawedding.ru

Зачем бизнесу сайт, если можно продвигаться в социальных сетях

Сайт и соцсети — это разные инструменты, которые решают разные задачи. Они дополняют друг друга, а не заменяют.

Для индивидуальных мастеров или микропредприятий иногда достаточно аккаунта во «Вконтакте». Фотографии своих работ и прайс можно выложить в рамках соцсети, а для маленьких магазинов есть модуль с каталогом товаров. Если предпринимателю хватает интерфейса соцсети, то сайт можно пока не делать.

Настраивать рекламу и выкладывать информацию на страницу можно и своими руками, а это сильно экономит бюджет. Такой бизнес может успешно продвигаться в соцсетях, и польза будет сопоставима с пользой от сайта или даже больше, чем от него.

Сайт — это базовый «филиал» компании в интернете. На нем отражены фундаментальные вещи и информация. А соцсети позволяют показать компанию в динамике, ее ежедневную жизнь и новости. В соцсетях покупатели могут следить за жизнью компании и получать быстрые ответы, поскольку формат любой соцсети — это публикации в обратном хронологическом порядке. И фотоальбомы, и темы в обсуждениях, и посты — все идет по порядку.

В соцсетях размещают новые работы, акции, обновления, события, кейсы. Плюс идет общение с покупателями и партнерами здесь и сейчас. Старую информацию найти нелегко.

На сайте заранее проектируется структура, которая позволяет быстро увидеть информацию о бизнесе, и она всегда будет на своих местах.

Формат соцсетей рассчитан на динамику, а сайт статичен.

Соцсети загоняют в рамки своего интерфейса, и там невозможно выложить информацию в той форме, которая этим форматом не предусмотрена. А на сайте можно сделать вообще все что угодно: и интерактивные модули, и графику, и любую последовательность информации.

Сайт — это нематериальный актив, принадлежащий компании по праву собственности. Закон защищает и фото, и видео, и тексты, и программы, и базы данных. Сайт даже можно продать.

Аккаунт в социальной сети принадлежит самой соцсети, а не бизнесу. Администрация может в любой момент изменить внутренние правила и стать неудобной для аудитории. Также страницы периодически банят, то есть перестают показывать, или вообще удаляют. Это происходит по многим причинам: например, из-за мошенников или вируса со страницы могла автоматически рассылаться реклама или неприличные сообщения. А еще социальную сеть могут заблокировать по распоряжению властей, и тогда все бизнес-наработки пропадут.

Еще многое зависит от целевой аудитории: какие категории людей покупают чаще всего, какие клиенты самые выгодные, кого надо привлекать, работает компания с частными лицами или с предприятиями.

В крупном производстве и в оптовой торговле нет нужды показывать ежедневную жизнь компании, там важнее цена, быстрая логистика и удобный личный кабинет. Социальные сети в таком случае используют для общения с сотрудниками и для корпоративной жизни. А партнеры и заказчики получают информацию через сайт.

При этом в сфере услуг B2B  через корпоративные аккаунты в соцсетях будет эффективно публиковать кейсы, фото и видео работ, отчеты о достижениях и экспертные статьи.

На сайте студии дана фундаментальная информация: кто она, что делает и как. А также кейсы и портфолио. Источник: sibirix.ru
На сайте студии дана фундаментальная информация: кто она, что делает и как. А также кейсы и портфолио. Источник: sibirix.ru
В своей группе во «Вконтакте» студия публикует интересные статьи и новости компании
В своей группе во «Вконтакте» студия публикует интересные статьи и новости компании

Какие задачи бизнеса решает сайт

Чаще всего бизнесмены хотят привлекать новых клиентов, увеличивать продажи и прибыль. Чтобы к этой большой цели приблизиться, потребуется решить несколько отдельных задач.

Например, надо привлекать только нужных клиентов — которые покупают определенный объем или, например, находятся в конкретном регионе. Или требуются новые партнеры, чтобы масштабировать совместные проекты на разные города. Одна компания ищет новых дилеров, а другая формирует хорошую репутацию как работодатель, чтобы заинтересовать опытных работников.

Средние и крупные предприятия хотят снизить затраты и автоматизировать какие-то процессы. А кто-то стремится, наоборот, сократить количество обращений и отсечь всех не особо выгодных покупателей.

Вот некоторые типовые задачи, которые решает сайт.

Показывает всю информацию о компании. На сайте можно разместить информацию о бизнесе в любом объеме и структуре — и показать то, что важно узнать пользователю, например, чтобы принять решение, работать ли с компанией. Рамок нет, сейчас можно разработать любой интерфейс и функциональность, а для большинства типовых задач есть готовые решения и модули.

Сайт «Газпрома» показывает всю информацию о компании: и сотрудникам, и акционерам, и прессе. Источник: gazprom.ru
Сайт «Газпрома» показывает всю информацию о компании: и сотрудникам, и акционерам, и прессе. Источник: gazprom.ru

Продает товары и услуги напрямую. Интернет-магазины продают товары, а сайты с услугами предлагают онлайн-запись или бронирование. Пользователи сами оформляют заказ или записываются на прием, к мастеру, бронируют жилье или зал. То есть сайт — это круглосуточный продавец, который в состоянии одновременно обслужить десятки и сотни покупателей.

Личный кабинет на сайте оптового поставщика позволяет дилерам самостоятельно оформить закупку, указать все для доставки, а также выписать необходимые документы.

Классический интернет⁠-⁠магазин с каталогом товаров. Источник: petshop.ru
Классический интернет⁠-⁠магазин с каталогом товаров. Источник: petshop.ru
На сайте аренды автомобилей можно забронировать машину онлайн. Источник: spb.inspirerent.ru
На сайте аренды автомобилей можно забронировать машину онлайн. Источник: spb.inspirerent.ru

Генерирует поток клиентов в офлайн-точку: бар, салон, магазин. Сайт помогает офлайн-бизнесу решать свои задачи. Когда это обычные магазины, клиники, бары или салоны, сайт может показывать локации, экспертизу сотрудников, ассортимент услуг и товаров, прайс, схему проезда. Если это сеть точек, то на сайте может быть карта, адреса, режим работы и контакты.

Предприниматели показывают на сайте, почему именно к ним нужно прийти. Например, если целевые клиенты — автомобилисты, на сайте стоит рассказать про парковку. Если покупатели приходят с детьми — показать уголок для малышей, где они будут заняты, пока родителей стригут. Мебельный магазин может разместить фото выставочного зала и рассказать, что на диване лучше полежать перед покупкой и пощупать ткани для обивки.

На сайте автосалона есть карта и можно сразу построить маршрут. Источник: maximum⁠-⁠auto.ru
На сайте автосалона есть карта и можно сразу построить маршрут. Источник: maximum⁠-⁠auto.ru
Сайт ресторана показывает меню и само заведение, чтобы гости захотели его посетить. Источник: restaurantberezki.ru
Сайт ресторана показывает меню и само заведение, чтобы гости захотели его посетить. Источник: restaurantberezki.ru

Генерирует поток покупателей сложных услуг и товаров. Сложные товары и услуги невозможно рассчитать и продать онлайн и сразу. Например, это услуги бухгалтеров и юристов, веб-студий и так далее. Или сложные товары: промышленное оборудование, какие-нибудь уличные фонари по индивидуальному проекту, мебель или украшения на заказ.

Например, через сайт можно собирать контакты заинтересованных посетителей, а затем менеджер по продажам свяжется с клиентом и сможет ему что-то продать. Это реализуется через формы обратной связи наподобие «Получить консультацию», «Подробнее», «Пробный урок» и так далее.

Сайт онлайн⁠-⁠курсов продает сложную услугу — обучение. Поэтому предлагает бесплатный урок, чтобы ученики попробовали. Источник: be-tester.ru
Сайт онлайн⁠-⁠курсов продает сложную услугу — обучение. Поэтому предлагает бесплатный урок, чтобы ученики попробовали. Источник: be-tester.ru
После нажатия на главной странице кнопки «Записаться на курс» появится такое окно, предлагающее оставить свои данные. По этим данным с пользователем свяжется менеджер и уже доведет сделку до конца. Источник: be-tester.ru
После нажатия на главной странице кнопки «Записаться на курс» появится такое окно, предлагающее оставить свои данные. По этим данным с пользователем свяжется менеджер и уже доведет сделку до конца. Источник: be-tester.ru

Позволяет дилерам и клиентам самостоятельно оформлять закупку и документы. Оптовому покупателю удобно набрать себе товар и выписать счет прямо на сайте, не связываясь с менеджерами. Клиентам банков и страховых компаний нравится заполнять заявку или анкету самостоятельно, не обращаясь в колл-центр или офис.

Бизнесу это удобно, потому что снижает трудозатраты сотрудников, ведь клиенты обслуживают себя сами. Типовые вопросы решаются автоматически, а менеджеры подключаются только тогда, когда ситуация требует индивидуального согласования. Сайты решают такие задачи через личный кабинет и разные возможности для самообслуживания, например корзину для товаров, выбор способа доставки и так далее. Чем больше клиент делает сам, тем меньше потребуется вмешиваться в процесс менеджерам, что снижает затраты бизнеса.

Поставщик «Комус» позволяет оптовикам самостоятельно оформлять заказы на сайте и не общаться с менеджерами. Источник: komus.ru
Поставщик «Комус» позволяет оптовикам самостоятельно оформлять заказы на сайте и не общаться с менеджерами. Источник: komus.ru

Презентует товар, услугу или мероприятие. Эту задачу чаще всего решают с помощью лендинга или промосайта. Сайт позволяет структурно и последовательно рассказать и показать событие или новинку, а потом пользователь покупает, оставляет заявку или переходит на основной сайт компании.

Не каждому новому продукту нужен отдельный сайт — если у компании запускаются в продажу по 15 товаров в неделю, не нужно делать 15 лендингов.

Чаще всего отдельный сайт делают для флагманского продукта, на продажи которого есть упор. На основном сайте часто нет места, чтобы описать все преимущества и детали большого товара, показать его со всех сторон, а лендинг решает эту задачу. Это витрина одного продукта, услуги или события, все внимание уделяется только чему-то одному.

Страница презентует кредитную карту — последовательно рассказывает об условиях и предлагает оформить заявку. Источник: tinkoff.ru
Страница презентует кредитную карту — последовательно рассказывает об условиях и предлагает оформить заявку. Источник: tinkoff.ru

Демонстрирует портфолио. Портфолио мастеров и компаний можно выкладывать в специальных сервисах или на собственном сайте. Например, дизайнеры и фотографы часто используют «Беханс» и «Дрибл».

Специальные сервисы и соцсети имеют свои ограничения: аккаунт не принадлежит пользователю, поэтому его могут заблокировать, если что-то пойдет не так. А еще придется подстраиваться под существующий интерфейс и возможности. Из-за этого не всегда удается показать свою работу в точности так, как хочется.

На своем сайте портфолио можно спроектировать именно так, как необходимо, и не подстраиваться под чужие форматы. А еще презентация готовых работ будет дополнять остальную информацию о компании, онлайн-модули, технологию работы и так далее.

Строитель выложит не только фото дома, но и чертежи, инфографику о том, сколько ушло материала, ускоренную съемку монтажа, а веб-дизайнер распишет кейс о том, как он создал макет сайта, и этим покажет свою экспертизу.

На сайте строительной компании есть вкладка с реализованными проектами — они же портфолио. Источник: дом⁠-⁠навек.рф
На сайте строительной компании есть вкладка с реализованными проектами — они же портфолио. Источник: дом⁠-⁠навек.рф

Отсекает ненужных клиентов. С помощью визуальных приемов или программных решений сайт поможет отсечь неинтересных покупателей.

Например, если выгодно торговать партиями, то минимальный заказ на сайте будет ограничен таким объемом. Если логистика работает только в пределах Москвы и области — поможет карта с зонами доставки. А высокая цена за дальние «концы» и наглядное отсутствие других городов отсечет неудобных клиентов.

Если товар или услуга сезонные и сроки не очевидны, сайт покажет, когда сезон, а когда — нет. И бизнесмен не будет по сто раз объяснять, что малина зимой не растет, а отдых в кемпинге — только с мая по сентябрь, когда на улице тепло и можно ночевать без отопления, потому что в летних домиках и палатках нет обогревателей. Это реализуется с помощью иконок, подсказок и других подходящих решений.

В январе ягод нет, поэтому вместо кнопки «Купить» есть «Несезон». При наведении выскакивает подсказка, когда будет сезон этого товара. До внедрения этого решения предприниматель замучился отвечать, что в несезон не бывает ягод. Источник: леснаялавка.рф
В январе ягод нет, поэтому вместо кнопки «Купить» есть «Несезон». При наведении выскакивает подсказка, когда будет сезон этого товара. До внедрения этого решения предприниматель замучился отвечать, что в несезон не бывает ягод. Источник: леснаялавка.рф

Зачем сайту нужна аналитика и какую пользу она принесет бизнесу

Аналитика — это инструмент, который позволяет собирать данные о работе сайта: какая аудитория заходит, из каких источников, сколько времени проводит на сайте и что делает.

Свои сервисы аналитики есть у крупных поисковиков: «Яндекс-метрика» и «Гугл-аналитикс». Есть еще профессиональные программные решения, и их очень много. Маркетологи пользуются и Яндексом, и Гуглом, и другими продуктами одновременно. Но для малого предприятия достаточно и одного сервиса — можно выбрать тот, что удобнее и понятнее.

Вот какую информацию можно узнать из аналитики.

Целевая аудитория. В отчетах видно, кто и откуда заходит на сайт: мужчины и женщины, возраст, город и так далее. Предприниматель видит, кто его клиенты, и дальше выстраивает рекламную стратегию с учетом этой информации.

До разработки сайта предприниматель считал, что его клиенты — это люди старше 45 лет, мужчины и женщины поровну. Мнение основывалось на впечатлениях продавца и владельца. Через полгода на сайте провели аналитику и узнали, что 70% — это женщины 30—45 лет.

В результате сделали более современную подачу материала на сайте, добавили крупные фотографии, обновили дизайн и добавили графику, а также завели аккаунт в соцсетях.

Через год объемы продаж заметно выросли, и среди покупателей стало еще больше женщин указанного возраста.

Результаты рекламы. Сервисы аналитики показывают, из какого источника перешел каждый пользователь: общая выдача, контекстная реклама, переход из соцсетей или по прямой ссылке. Таким образом становится понятно, что работает лучше, откуда приходят новые покупатели.

Предприниматель изготавливал на заказ деревянные двери. Он снял отчет за месяц и увидел, что на сайт много переходов по прямым ссылкам. То есть клиент сам набирает в браузере адрес сайта или эту ссылку ему кто-то прислал, а он на нее нажал. А с контекстной рекламы переходов было меньше, и пользователи проводят на сайте мало времени.

Как раз в это время он активно делал партнерскую программу и распространял обычную рекламу и объявления. Стало понятно, что традиционная кампания сработала лучше, чем «Яндекс-директ». В следующем квартале бизнесмен вложил больше денег в обычную рекламу, а на контекст потратил меньше. И объемы продаж выросли.

Конверсия. В отчетах видно показатели по всем этапам: от входа на сайт до целевого действия — заказа, заявки. В общих диаграммах есть, например, среднее время на сайте и сколько страниц просматривает пользователь. В детальной таблице показано, сколько времени был на сайте буквально каждый человек, куда он заходил и что нажимал.

Отчет о конверсии помогает вовремя увидеть проблему, если клиенты уходят с сайта и не покупают. Плюс можно сопоставить данные о рекламе и конверсии и понять, из какого источника пришли самые заинтересованные люди. По какой рекламе больше заказывают, а по какой — просто смотрят и ничего не берут.

Производители авторской женской одежды сняли отчет и увидели, что клиенты из «Яндекс-директа» проводят на сайте меньше минуты. А те, кто пришел из соцсетей, смотрят по несколько страниц и оставляют заявку.

В результате увеличили затраты на развитие группы во «Вконтакте», а также нашли ошибки и неточности в контекстной рекламе. Читая объявление, люди ожидали одно, а по факту предложение было немного другое и дороже — вот и не брали. А из соцсетей приходили те, кто уже изучил группу и знает компанию.

Удобство интерфейса. В сервисах аналитики есть возможность посмотреть видео о том, что люди делают на сайте. Вот даже запись с экрана — видно, куда двигается мышка. В Яндексе это называется «Вебвизор». Если регулярно смотреть, что делают клиенты, можно выдвинуть гипотезу, в каких местах сайт неудобный и вызывает затруднения — и попробовать улучшить его.

В интернет-магазине фермерских продуктов одно время было много звонков с вопросами «когда привезете» и «сколько стоит доставка». Предприниматель с аналитиком посмотрели «Вебвизор» и увидели, что люди смотрят товары, а потом начинают водить мышкой по экрану, как будто что-то ищут. В итоге курсор замирал на номере телефона сверху. Предположили, что покупатели не понимают, где прочитать про доставку. В итоге рядом с кнопкой «Купить» добавили еще одну — «О доставке». И сразу стало меньше звонков и больше заказов на сайте.

Пример «Яндекс⁠-⁠метрики»: показано, откуда приходят пользователи, сколько времени проводят на сайте, сколько людей быстро закрывают сайт — это процент под строкой «Отказы»
Пример «Яндекс⁠-⁠метрики»: показано, откуда приходят пользователи, сколько времени проводят на сайте, сколько людей быстро закрывают сайт — это процент под строкой «Отказы»
Пример «Гугл⁠-⁠аналитикс»: видно, сколько всего зашло человек и в какие дни, сколько времени они провели на сайте
Пример «Гугл⁠-⁠аналитикс»: видно, сколько всего зашло человек и в какие дни, сколько времени они провели на сайте

Какой сайт для бизнеса выбрать: от чего отталкиваться

Выбор сайта зависит от задач, которые нужно решить. Проектировать индивидуальный сайт или выбирать готовое решение можно только тогда, когда будет список потребностей и результаты, которые хочется получить.

Также имеет значение бюджет. В разработке сайтов можно легко освоить любую сумму, поэтому тут надо оценивать, насколько необходимы те или иные инструменты, стоит ли за них платить.

В условиях жесткой экономии на старте подойдет что-то самое простое: сделанное своими руками или у фрилансера-новичка. И уже потом, если дело пойдет, можно вложиться в индивидуальную разработку, опираясь на аналитику с первой версии.

Вариантов сайта множество, и для удобства их классифицируют по ключевым задачам, которые они должны решить. При этом в рамках одного бизнеса может быть несколько разных сайтов. А может быть один, но с большими блоками разных типов.

Например, на корпоративном сайте строительной компании будет раздел с портфолио, каталог готовых проектов, три промостраницы по спецпредложениям, а также сервис — конфигуратор загородного дома из предложенных блоков.

Из небогатого региона была заявка — сделать сайт для фирмы, которая обивает старые входные двери дермантином с утеплением. Разработали, запустили, дали рекламу — и тишина.

Менеджер был на связи с заказчиком, очень переживал, что сайт не работает: посетители есть, а звонков мало. В итоге предположили, что красивый современный сайт отпугивает покупателей. Ведь услуга рассчитана на малообеспеченных людей, которым не по карману заменить старую дверь. Показали сайт действующим клиентам, спросили, что не так. Абсолютно все сказали, что не купили бы на таком сайте: он производит впечатление, что здесь дорого, а у людей каждая копейка на счету.

В итоге переделали дизайн под «устаревший», добавили не самые лучшие фотографии дверей в старых домах, указали цены прямо на главной странице. И дело пошло.

Сайт дискаунтера «Светофор». Сделан в стиле ретро — сразу чувствуется, что в «Светофоре» все очень дешево. Источник: msk-salt.svetoforonline.ru
Сайт дискаунтера «Светофор». Сделан в стиле ретро — сразу чувствуется, что в «Светофоре» все очень дешево. Источник: msk-salt.svetoforonline.ru
Тот случай, когда формат сайта был выбран неверно. Лендинг на 35 прокруток, в котором попытались уместить все, — это неэффективно. Здесь бы прекрасно сработал обычный многостраничный интернет⁠-⁠магазин — так его впоследствии и переделали. А на бесплатном конструкторе это совсем недорого. Источник: nonadim.ru
Тот случай, когда формат сайта был выбран неверно. Лендинг на 35 прокруток, в котором попытались уместить все, — это неэффективно. Здесь бы прекрасно сработал обычный многостраничный интернет⁠-⁠магазин — так его впоследствии и переделали. А на бесплатном конструкторе это совсем недорого. Источник: nonadim.ru

Какие виды сайтов бывают и какие задачи они решают

Рассмотрим основные типы сайтов: для каких задач подходят и как реализованы.

Лендинг. Этот вид сайтов подходит для продвижения одной конкретной услуги или товара, мероприятия и акции. Landing page переводится с английского как «посадочная страница». Это одностраничный сайт, который последовательно демонстрирует предложение со всех сторон, рассказывает, что нужно сделать, чтобы купить.

Лендинг обычно заточен под одну цель: чтобы клиент оставил заявку, записался на курс или даже купил прямо на сайте. Часто в каждом смысловом блоке клиенту предлагают выполнить целевое действие: записаться на консультацию, оставить заявку, узнать подробности. Открывается форма, в которую нужно вписать имя, телефон или почту. А потом с клиентом связывается менеджер или на почту приходит информация, как действовать дальше.

Классический лендинг⁠-⁠пейдж. Продает одну услугу и в доступной форме последовательно рассказывает о продукте и исполнителе. Источник: landing.mironoff.pro
Классический лендинг⁠-⁠пейдж. Продает одну услугу и в доступной форме последовательно рассказывает о продукте и исполнителе. Источник: landing.mironoff.pro

Каждый блок располагается на отдельном экране. Прокрутки чаще всего оформлены по-разному: разный фон, картинки и главное — смысл. Таким образом получается порядок в презентации. Сайт хоть и одностраничный, но может быть «длинный»: чтобы все посмотреть, нужно скроллить вниз. Для навигации иногда делают имитацию меню, например с пунктами «Цены», «Сроки», «О нас», «Преимущества», «Контакты». По сути это «якоря», которые перекидывают пользователя на нужный экран.

Компании используют лендинги для того, чтобы продвигать строго конкретные предложения. Таких одностраничников у бизнеса могут быть десятки, и при этом есть основной многостраничный сайт.

Например, сайт онлайн-школы рассказывает о школе в общем, а отдельные курсы продвигают с помощью лендингов. И на них дают контекстную рекламу: когда человек ищет курсы тестировщиков, объявление будет вести на лендинг про ближайший курс по тестированию ПО.

Мультилендинг. Это одностраничник с программными надстройками. У него автоматически изменяются заголовки, цены, а иногда — ассортимент и условия, в зависимости от того, какой пользователь к ним пришел. Таким образом предложение выглядит более персонифицированным.

Например, «Актуальная профессия для женщин 35 лет»: если зайдет двадцатилетний парень, то заголовок изменится на «Актуальная профессия для мужчин 20 лет» при условии, что в мультилендинге есть такие настройки. «Двери в Воронеже от 2000 ₽» будут меняться на «в Ростове», «в Астрахани». И в зависимости от города может меняться цена: в Воронеже сумма равна 2000 ₽, а в Астрахани — 1500 ₽.

Сайт-портфолио. Портфолио в виде собственного сайта помогает мастерам, творческим специалистам и компаниям продемонстрировать свои работы и опыт.

В отличие от общих сервисов типа «Беханс» для иллюстраторов и дизайнеров, на своем сайте можно предусмотреть любую структуру и функции, а также разместить цены и условия работы. Поэтому получится выложить портфолио именно так, как хочется: с кейсами, видео, инфографикой, расчетами, чертежами и благодарностью заказчиков. Плюс свой сайт покажет индивидуальный стиль, визуально выделит из череды конкурентов.

На мой взгляд, оптимальным будет встроить портфолио в корпоративный сайт, чтобы показать не только свои работы, но и всю остальную информацию. Даже частный мастер имеет свои условия, цены, ограничения и пожелания — страницы с портфолио для этого будет мало.

Сайт⁠-⁠портфолио диджитал-дизайнера показывает работы специалиста и дает основную информацию. Источник: dmdesign.pro
Сайт⁠-⁠портфолио диджитал-дизайнера показывает работы специалиста и дает основную информацию. Источник: dmdesign.pro

Промосайт. Презентует один товар или услугу: чаще всего это какая-то новинка. В отличие от лендинга, промосайт может быть многостраничным.

Главная его задача — дать красивую картинку, привлечь внимание. Тут обычно много фото, видео и графики. Как правило, такие сайты делают на запуск новых товаров, услуг или мероприятий. Яркий пример — это промо новых автомобилей.

У «Эпл» самые наглядные промосайты. Минимум интерфейса: только крутые изображения продукта и пара вдохновляющих слов. Источник: apple.com
У «Эпл» самые наглядные промосайты. Минимум интерфейса: только крутые изображения продукта и пара вдохновляющих слов. Источник: apple.com

Корпоративный сайт. Сайт-представительство компании, «рабочая лошадка» интернета, самый популярный тип сайта. Это тот самый базовый филиал, о котором мы говорили в начале.

Корпоративные сайты разные и проектируются под конкретный бизнес. На них может быть и портфолио, и интернет-магазин, и сервисы, и каталоги, и даже переходы на лендинги или промо.

Корпоративный сайт курьерской службы рассказывает об услугах, условиях работы и вакансиях. Источник: dalli-service.com
Корпоративный сайт курьерской службы рассказывает об услугах, условиях работы и вакансиях. Источник: dalli-service.com

Блог. Инструмент контент-маркетинга. Компании ведут свои блоги на общих сервисах типа «Яндекс-дзена» и «Ютуба», а также иногда встраивают блог в свой корпоративный сайт. Если блог — это основной элемент привлечения клиентов, его могут вынести в отдельный сайт и сделать полноценным бренд-медиа — площадкой для читателей.

Чаще всего задача бренд-медиа — раскрывать разные стороны компании и объяснять, как ее продукты или услуги помогут читателю. Например, если это сайт компании, которая продает фитнес-товары или услуги, то в бренд-медиа могут рассказывать, как начать заниматься спортом, если до этого человек не тренировался, или как правильно питаться при физических нагрузках.

Многие блоги активно используют сторителлинг, то есть рассказывают истории. В случае со спортивным магазином это могут быть, скажем, истории спортсменов-любителей.

Вот классический сайт⁠-⁠блог. Здесь только блог эксперта — без информации об услугах, ценах и других коммерческих вещах. Источник: maximilyahov.ru
Вот классический сайт⁠-⁠блог. Здесь только блог эксперта — без информации об услугах, ценах и других коммерческих вещах. Источник: maximilyahov.ru
Это журнал «Яндекс Практикума»: отдельное бренд⁠-⁠медиа о софт⁠-⁠скиллах, переговорах и трудных рабочих вопросах. Источник: kinzhal.media
Это журнал «Яндекс Практикума»: отдельное бренд⁠-⁠медиа о софт⁠-⁠скиллах, переговорах и трудных рабочих вопросах. Источник: kinzhal.media

Интернет-магазин. Тип сайта, где бизнес продает товары. Может быть отдельным сайтом или частью многостраничного сайта компании — например, если у компании есть свой мерч.

Обязательны цена, кнопка «Купить» и информация о доставке. В современных крупных интернет-магазинах заказы обычно формируются автоматически: товар списывается со склада, логисты получают информацию о доставке, а деньги зачисляются на счет. Покупатель все делает сам и может вообще обойтись без живого продавца. Интернет-магазины можно интегрировать с 1С и с CRM-системами, чтобы автоматизировать процессы.

Интернет⁠-⁠магазин продает мебель онлайн. Источник: stoolgroup.ru
Интернет⁠-⁠магазин продает мебель онлайн. Источник: stoolgroup.ru

Веб-сервис. То есть площадка для поиска услуг, исполнителей и так далее. Например, «Профи-ру» или «Юду». Это уместно тогда, когда бизнес и есть сервис. Сейчас сервисы обычно делают себе и сайт, и приложение.

В корпоративный сайт иногда интегрируют какой-нибудь сервис. Например, «АвтоТрансИнфо» позволяет рассчитать маршруты и расстояния между городами, и я пользовалась им еще до появления «Яндекс-навигатора». На сайте магазина мебели «Икея» был конфигуратор кухонь: можно было собрать гарнитур из элементов и увидеть, как он будет смотреться и сколько стоит. В любом случае сервисы — это дорогая индивидуальная разработка, поэтому затраты должны быть оправданными.

Сервис компании «Кухонный дизайнер» помогает покупателям сначала собрать виртуальную кухню из отдельных модулей и посмотреть, как она будет выглядеть. Источник: kitchen3d.ru
Сервис компании «Кухонный дизайнер» помогает покупателям сначала собрать виртуальную кухню из отдельных модулей и посмотреть, как она будет выглядеть. Источник: kitchen3d.ru

Агрегатор. Сайт, на котором собраны предложения от разных поставщиков. Это «Букинг», «Островок», «Сравни-ру», «Авиасейлс» и другие. Чаще всего это услуги, потому что агрегаторы товаров — это уже маркетплейсы, совсем другой тип сайтов.

Агрегатор зарабатывает на комиссии от поставщиков. А простому предпринимателю можно работать с агрегаторами, если бизнес-модель это предусматривает.

Агрегатор «Авиасейлс» собирает предложения от авиакомпаний со всего мира. Источник: aviasales.ru
Агрегатор «Авиасейлс» собирает предложения от авиакомпаний со всего мира. Источник: aviasales.ru

Форум. Это очень старый формат для общения пользователей. Сейчас остались исторически популярные форумы по интересам: автоклубы, собаководы, радиолюбители, работники швейной промышленности. При этом общение все сильнее уходит в тематические группы в соцсетях.

Например, так получилось с грибниками. Владелец сделал форум и группу во «Вконтакте» в 2012 году. Уже к 2014 году все грибники общались в группе, а активность на форуме затихла. Сейчас он все еще работает, и некоторые грибники там что-то пишут, но форум — это скорее база знаний из старых сообщений.

Для общения с клиентами больше подойдут соцсети и ответы на отзывы.

На Форуме Винского обсуждают самостоятельные путешествия. Сейчас это огромный архив полезных материалов для тех, кто ездит за границу. Источник: forum.awd.ru
На Форуме Винского обсуждают самостоятельные путешествия. Сейчас это огромный архив полезных материалов для тех, кто ездит за границу. Источник: forum.awd.ru

Сайт-каталог внешне часто похож на интернет-магазин: там тоже есть каталог товаров. Но с его помощью не получится купить онлайн. Поэтому такой вариант часто используют оптовые компании и производители: цены для всех разные и зависят от объемов и логистики. На сайте может быть каталог продукции с базовыми ценами, а персональную скидку и детали заказа придется обсуждать с менеджером.

Такой сайт поможет предприятиям, которые делают что-то по индивидуальному заказу, например дома из бруса или кухни. Каталог типовых или популярных вариантов продемонстрирует уровень цен, качество и сроки. И покупателю будет легче принять решение.

Производитель красок разместил на своем сайте каталог продукции. Источник: tikkurila.ru
Производитель красок разместил на своем сайте каталог продукции. Источник: tikkurila.ru

Что лучше: конструктор сайтов или создание с нуля

Сайты можно собрать в конструкторе или создать с нуля. Оба способа разработки хороши для бизнеса, но они решают разные задачи и требуют разных затрат.

Конструктор — это сервис, с помощью которого можно сделать сайт без индивидуального дизайна и программирования. Для этого там есть готовые шаблоны дизайна на все случаи жизни, а также внутренняя система управления — админка. В админке владелец сайта добавляет информацию, например фотографии товаров и текст, и может изменить любой раздел сайта.

Чтобы сделать сайт в конструкторе, не обязательно уметь рисовать макеты, верстать и программировать. Главное — разобраться в инструкции. На биржах фриланса есть сотни специалистов, которые могут сделать дизайн сайта в конструкторе за очень маленькие деньги: от 5000 до 35 000 ₽.

Главные достоинства конструктора — это цена и скорость: сайт делается быстро и дешево. Но при этом типовое решение в бесплатной версии может быть практически таким же, как у конкурентов. Также есть разные ограничения — например, в «Тильде» на сайте не может быть более 500 страниц. В конструкторе есть жесткие рамки, которых придется придерживаться. Некоторые конструкторы берут абонентскую плату: пока платишь, сайт есть. Перестал вносить деньги за тариф — сайта нет, и всего контента тоже.

Платные тарифы «Тильды» позволяют использовать все функции, в том числе создать сайт с интернет⁠-⁠магазином, портфолио, промостраницами и так далее. Один сайт стоит 500 ₽ в месяц, пакет на пять сайтов — 1000 ₽ в месяц. Источник: tilda.cc
Платные тарифы «Тильды» позволяют использовать все функции, в том числе создать сайт с интернет⁠-⁠магазином, портфолио, промостраницами и так далее. Один сайт стоит 500 ₽ в месяц, пакет на пять сайтов — 1000 ₽ в месяц. Источник: tilda.cc

Индивидуальная разработка — это долго и затратно.

В идеале сайт разрабатывается по следующим этапам:

  1. Проводятся исследования, чтобы понять, чего хотят потенциальные клиенты.
  2. Дизайнеры делают прототип, потом визуальный макет сайта.
  3. Затем макет верстают, подключают систему управления сайтом, программируют отдельные модули, для которых нет готовых решений.
  4. Отдельно устраивается фотосессия, пишутся тексты для всех разделов сайта.

На каждом этапе предусмотрено тестирование и внесение правок.

По моему опыту, работа над сайтом в веб-студиях занимает от трех месяцев до года, а потом еще год могут вносить правки, потому что все предусмотреть невозможно. Такой сайт делают фрилансеры и веб-студии, цена может стартовать от 40 000 ₽ за простую задачу у начинающего специалиста.

У малого бизнеса часто нет денег на глубокую разработку силами большой команды. Исследование иногда вообще не делают, потому что нет возможности платить UX-дизайнеру. Большинство мелких студий и фрилансеров рисуют прототип и структуру сайта сразу в визуальном макете, а идеи берут с других похожих сайтов. В одной компании, где я работала, «прототипы» рисовал менеджер по продажам просто на бумажке в клеточку, потому что не владел специальными программами.

Чтобы сэкономить, но сделать хорошо, можно пройти некоторые этапы своими силами. Например, опросить потенциальных или действующих клиентов, сделать фотографии, написать основу для текстов.

В конструкторе удобно делать лендинги для мероприятий — с ограниченным сроком. Мероприятие прошло, и сайт можно убирать. Еще быстрый и недорогой сайт поможет с минимумом вложений запустить бизнес, проверить спрос на какие-то товары или услуги.

Если дело пойдет, можно вложиться в индивидуальную разработку. А если торговля будет не очень, то бизнес сэкономит время и деньги.

Кейс: как мы проверили гипотезу в конструкторе перед разработкой отдельного сайта

Придумали новый проект: онлайн-торговля дарами леса — ягоды, грибы, мясо диких животных, дикая речная рыба. Спрос проверили через соцсети и «Авито» — оттуда начали идти покупатели. Денег минимум, надо экономить. Решили сделать сайт в конструкторе «Опен Карт»: там есть готовые шаблоны для интернет-магазинов. Сделали своими руками, выложили товары и запустили рекламу.

Сезон прошел успешно, но сайт показал ряд проблем: люди не видят сезонность и просят корюшку в сентябре, а грибы — в мае. Дары леса собирают и привозят под заказ, а покупатели надеялись, что есть обычный магазин. Думали, что даже 1 кг им повезут с доставкой и все товары лежат на каком-то складе. А это не так: ягоды продаются ведрами, а грибы — корзинами. Срок ожидания — 3—7 дней. Владельцы замучились отвечать на вопросы и объяснять технологию работы, а люди иногда высказывались резко: мол, на сайте есть, а купить нельзя. На подобные разговоры тратилось время, а в сезон все в лесу и болтать впустую некогда.

Следующей зимой решились на индивидуальный сайт. В макете предусмотрели и сезонность, и минимальный заказ, и визуальные подсказки, которые объясняют про особенности сбора и поставки именно даров леса.

Через четыре года сайт снова переделали, отдельно разработали мобильную версию: на момент первой разработки трафик со смартфона был 60%, а через четыре года вырос до 89%.

Сейчас лишних вопросов про несезонные товары почти нет.

Предпринимателей особенно порадовала кнопка «Несезон», на которую автоматически менялась привычная «Купить», когда сезон заканчивался. Источник: леснаялавка.рф
Предпринимателей особенно порадовала кнопка «Несезон», на которую автоматически менялась привычная «Купить», когда сезон заканчивался. Источник: леснаялавка.рф

Какому бизнесу сайт не нужен

Сайт не нужен частному мастеру с небольшими объемами — ему бывает достаточно соцсетей или просто вывески на улице. Если клиентов хватает и так, нет смысла делать сайт и тратить на это деньги. Все равно невозможно продать больше, чем производишь: просто не хватит сил и времени.

Например, маленькая пасека продает мед. Ей не нужен сайт — продукцию разбирают за пару месяцев, на сайте пришлось бы большую часть года отвечать, что товара нет в наличии, что только злит клиентов. Достаточно группы во «Вконтакте» с товарами: модуль позволяет выложить небольшой каталог, а люди увидят разные виды меда и цены.

Еще сайт не всегда нужен производителям и поставщикам товаров, если они торгуют на маркетплейсах, таких как «Вайлдберриз», «Озон», «Сбермаркет». Создавать и рекламировать свой интернет-магазин долго и дорого, а через площадки можно быстро запустить продажи.

Правда, я бы все равно рекомендовала сделать и раскрутить свой сайт, чтобы не надеяться на сторонние ресурсы. Если с маркетплейсами что-то пойдет не так, свой магазин все равно будет работать.

Мастер маникюра из Петербурга продвигает себя через «Вконтакте». У нее почти полная запись, и ей не нужен сайт.
Мастер маникюра из Петербурга продвигает себя через «Вконтакте». У нее почти полная запись, и ей не нужен сайт.

Где заказать создание сайта для бизнеса

Сайты делают фрилансеры и веб-студии.

Фрилансеры — это мастера, работающие на себя. Свои услуги предлагают узкие специалисты: дизайнеры, разработчики, редакторы. Также есть универсалы, которые умеют все: что-то сложное не потянут, но обычный сайт салона красоты или региональный интернет-магазин сделать смогут. У многих фрилансеров есть «свои» специалисты. Когда появляется заказчик, быстро собирается команда под проект.

Фрилансеров ищут на биржах — это такие сайты, где заказчики публикуют проекты, а специалисты на них откликаются. Если нужен универсальный мастер или специалист со своей командой, ищите услугу «сайт под ключ».

Вот популярные биржи:

У каждого мастера есть портфолио и отзывы, и по ним можно оценить его уровень, хотя это не всегда объективно: портфолио может быть учебным или вообще чужим, а отзывы пишут друзья.

А еще фрилансеры могут пропадать, сдавать работу с опозданием или просить доплатить. Некоторые вместо индивидуальной разработки могут пытаться обманом впихнуть шаблонное решение — например, типовой сайт, собранный в конструкторе.

Поэтому мы советуем запастись терпением и рассчитываться только через «безопасную сделку», то есть через сам сервис. А также максимально четко описывать задачу прямо на сайте в окошке с заданием. Если фрилансер ошибется, администрация сайта будет разбираться на основании того, что клиент писал в задании: личная переписка и тем более устные договоренности вообще не учитываются.

FL.ru — самая старая биржа в России, поэтому здесь всегда много откликов на проект и есть достаточно молодых специалистов с низкими ценами. Источник: fl.ru
FL.ru — самая старая биржа в России, поэтому здесь всегда много откликов на проект и есть достаточно молодых специалистов с низкими ценами. Источник: fl.ru

Веб-студии — это компании, предприниматели. Есть студии, которые содержат постоянную команду, а есть те, кто нанимает специалистов на проекты — по сути, тех же фрилансеров. В отличие от частников, в студии есть какой-то контроль со стороны руководства. Цена услуг будет выше, потому что компания тоже должна заработать.

У студий тоже есть портфолио, по которому можно понять, что они умеют и на чем специализируются. Плюс про студии можно поискать отзывы в интернете — наверняка кто-то остался недоволен и что-то написал. У крупных компаний есть корпоративные блоги, ютуб-каналы. Можно изучить их и понять, как студия работает и какие у нее ценности.

Еще можно поискать исполнителя через сарафанное радио. Это когда мастера рекомендуют знакомые, и вам понравился их сайт. А еще можно сделать так: если понравился какой-то сайт в интернете, найти разработчика и обратиться к нему. В самом низу сайта почти всегда есть ссылка на студию или мастера, который делал этот сайт.

В любом случае, заказывая разработку, придется думать и составить список задач, которые хочется решить. Очень четко продумать, какой результат нужен. И если мастер задает дополнительные вопросы, то надо честно на них отвечать. Чем больше информации будет у разработчика, тем больше шансов, что сайт получится такой, как надо.

Некоторые исполнители просят заполнить бриф — это что-то типа анкеты. А другие приглашают на встречу, чтобы вдумчиво обсудить будущий проект. Когда задач и вопросов много, в форму анкеты это тяжело вместить.

Все устные переговоры желательно вести под запись, а еще удобно сделать чат в мессенджере и уже там обсуждать с исполнителем текущую работу. Если что-то вдруг забудется, всегда можно будет посмотреть запись.

Нам понравился сайт с мебелью. В правом нижнем углу есть логотип и ссылка на разработчика — можно перейти на его сайт. Источник: stoolgroup.ru
Нам понравился сайт с мебелью. В правом нижнем углу есть логотип и ссылка на разработчика — можно перейти на его сайт. Источник: stoolgroup.ru

Сколько стоит создать сайт для бизнеса

Цены на разработку начинаются от 10 000 ₽ и до бесконечности. Чем популярнее студия или мастер, тем выше цены. На наш взгляд, в 2023 году индивидуальная разработка несложного корпоративного сайта стоит минимум 50 000 ₽ у молодых фрилансеров. Интернет-магазин будет стоить от 150 000 ₽.

На старте бизнеса можно сэкономить и сделать сайт в конструкторе. Или нанять фрилансеров, но самостоятельно координировать их работу и половину делать своими руками.

Цены на разработку зависят от сложности проекта:

  • сколько будет страниц;
  • какие будут функции;
  • какие уникальные модули нужны;
  • сколько товаров в ассортименте;
  • нужна ли интеграция с 1С и другими программами.

Портфолио, кейсы, калькуляторы, личные кабинеты и другие модули увеличивают цену.


Как вы считаете, сайт нужен любому бизнесу? Или это необязательно?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество