Бухгалтер, аудитор, финдиректор: как опыт в финансовой сфере помогает мне развивать бизнес
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
О том, как создавалась аудиторско-консалтинговая группа «Капитал», которая уже более 20 лет на рынке, и как роль CFO (финансового директора) в других компаниях помогает развитию бизнеса — расскажу далее.
Как начался мой путь в финансах
Родители рано заметили мои аналитические способности и решили отдать меня в математический класс. Там я оказалась в сильной среде ребят, за которыми нужно было тянуться. Научилась концентрироваться, анализировать и находить решения самых сложных задач. После школы я переехала в Екатеринбург и поступила на инженерно-экономический факультет.
На третьем курсе пошла стажером в аудиторскую компанию и там по-настоящему заинтересовалась бухгалтерским учетом. Тогда он предстал для меня не просто набором цифр и данных, а шифром, раскрывая который можно узнать всю информации о компании.
К сожалению, задержаться на одной работе тогда не получилось, а зарабатывать деньги и опыт в полюбившемся деле очень хотелось. Поэтому мы с подругой несколько месяцев ходили по аудиторским компаниям города и напрашивались к ним на стажировку. С тех пор я научилась преодолевать стеснение и робость. Наконец, мы нашли место, где нас были рады взять просто за опыт — там мы проработали без зарплаты целый год. Выручала поддержка родителей, стипендия и страсть к аудиту.
В 1998 году я получила красный диплом, осталась в аспирантуре и пять лет преподавала бухучет и налоги в родном институте. С тех пор работа по 13-15 часов в день стала нормой. В конце 90-ых почти везде царил беспорядок, и законодательство по налогам и бухучету не было исключением. Собирать базу знаний нужно было самим, но мне повезло: привычка интенсивно накапливать знания, а потом делиться ими была со мной всю жизнь.
Преподавание я совмещала с работой в аудиторских компаниях, а после сменила их на реальный сектор. С позиции бухгалтера я выросла до финансового директора и помогла компании, в которой работала, вырасти с 20 млн до 5 млрд рублей в год.
С 2000 по 2010 годы в финансовой сфере все стремительно менялось, и я успела получить уникальный опыт: впервые приватизировала компанию, покупала бизнес конкурентов, формировала международный холдинг с низконалоговыми субъектами. Тонкие расчеты и точные решения стали моей новой страстью, и я перешла в сферу финансового менеджмента.
Как я создала компанию
Еще в начале карьерного пути я поняла, что мне важно профессиональное окружение и экспертное развитие. Поэтому еще будучи в найме я организовала свою небольшую аудиторскую компанию. Тогда казалось, что, если собрать вокруг себя таких же заряженных и вдохновленных людей, работа будет спориться, а еще будет возможность постоянно делиться опытом друг с другом. Впоследствии так и оказалось.
Мы с подругой стали партнерами и открыли это дело, куда пригласили еще троих знакомых аудиторов. В 2002 году нас было всего пятеро, а сейчас в АКГ «Капитал» работает около 200 человек. Кстати, трое из первоначального состава все еще в компании. Когда-то нас привлек запрос на профессиональное развитие, и этот посыл сохраняется до сих пор, притягивая классных специалистов.
Во время развития бизнеса работу в найме я не бросала и совмещала внешний консалтинг с практикой внутри компании. Мне как финансовому директору было интересно принимать решения, которые основывались на моем консалтинговом опыте. Были и нелегкие времена: в 2010-2011 годы консалтинг подвергся сильному демпингу цен. Компания впервые столкнулась с убытком, а мой личный доход падал на протяжении почти пяти лет. Но не сдаваться меня всегда мотивировал интерес и общение с клиентами.
Три столпа моей компании с точки зрения работы с персоналом:
- найм и удержание своих людей,
- работа с базой знаний
- и формирование сильной команды руководителей.
Мы много вкладываем в HR-бренд, проводим стажировки и привлекаем молодых специалистов. Удержание сотрудников — более сложная задача, чем найм. Профессионалам всегда хочется посмотреть, как устроено в других местах, поэтому у нас приветствуется горизонтальное развитие, переход между отделами. Мы стараемся менять задачи и фокус, чтобы обеспечить постоянный рост. Проводим «Умные пятницы» — дни, когда коллеги делятся друг с другом знаниями и интересными кейсами. Для каждого сотрудника создаем пути индивидуального профессионального развития.
Кто и что меня вдохновляет в работе
Уже пять лет я резидент бизнес-клуба, где регулярно встречаюсь и общаюсь с предпринимателями различных сфер. Сначала я относилась к этому формату с недоверием, но была поражена эффективностью обратной связи и скоростью мышления участников. Так клуб стал неотъемлемой частью моей жизни. Здесь я обрела много друзей и коллег, а благодаря полученным здесь инсайтам мой бизнес значительно вырос за последние 2-3 года и я сама выросла как предприниматель.
Несмотря на то, что я в финансах уже почти 30 лет, профессия продолжает удивлять меня. Бывает, что предприниматели тщательно ведут учет поступлений и расходов, но все равно испытывают нехватку денег. При составлении управленческого баланса обнаруживается техническое банкротство — когда долгов больше, чем имущества. И если собственник понимает ситуацию и начинает с ней работать, компания может выйти в положительный капитал даже из казалось бы безвыходного положения. Это всегда приносит большое удовольствие и мотивирует просвещать предпринимателей о важности контроля за финансами.
Свое желание систематизировать знания и делиться ими с другими я смогла воплотить в книге. «Считай и богатей. Финансовые аксиомы предпринимателя» простым языком объясняет, что такое система управления финансами и как с её помощью усилить бизнес. Финансовый менеджмент — это инструмент не только для финансового директора, но прежде всего для предпринимателя, чтобы его бизнес был сильным и успешным.
Благодаря понятным кейсам и легкому языку без сложных аббревиатур и формул книгу могут читать собственники без академического финансового образования, и каждый найдет свой финансовый инсайт и практические инструменты для повышения эффективности своего бизнеса. Я считаю, что в экспертной позиции специалиста финансовой профессии всегда останется что-то, что можно изучать и куда расти.
Предпринимателю же, собственнику бизнеса важно получить стратегический взгляд на управление финансами, понять основные взаимозависимости в финансах, коэффициенты и ключевые показатели. И пока мои книги и моя работа будут помогать в этом компаниям по всей стране, я буду считать, что моя личная миссия — повышение финансовой грамотности предпринимателей малого и среднего бизнеса реализуется.
Выводы
Совмещать бизнес с работой в найме, создавать среду, в которой люди работают десятилетиями, делиться опытом и вытаскивать компании из безвыходных положений — все это реально, если по-настоящему любишь свое дело и окружаешь себя людьми со схожими интересами и ценностями. Именно интерес к аудиту и вдохновляющая среда предпринимателей продолжают вдохновлять меня на протяжении стольких лет.