Как мы отсудили 3 456 000 ₽ у ювелирной сети за копи­рование украшений

Опыт сооснователя российского бренда

60
Как мы отсудили 3 456 000 ₽ у ювелирной сети за копи­рование украшений
Аватар автора

Тимофей Разов

выяснил подробности

Страница автора

Читатель Тинькофф Журнала уже рассказывал, как запустил свою марку украшений.

В 2022 году он и соосновательница бренда столкнулись с копированием их изделий: один из крупнейших ювелирных ретейлеров страны продавал очень похожие украшения. Хотя дела по вопросам интеллектуальной собственности не всегда просто выиграть, особенно против крупной компании, предприниматель пошел в суд и получил компенсацию за ущерб бизнесу.

Герой рассказал, почему не получилось договориться с сетью ювелирных магазинов по-хорошему и что помогло ему одержать победу в суде.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Предыстория

Аватар автора

Михаил Танцура

добился справедливости

Страница автора

В августе 2022 года я получил сообщение с фотографией витрины из магазина «Санлайт», где были два украшения ювелирной марки Leta, которую я создал вместе с партнером Катей Алагич. Вот только изделия выглядели странно: на металле были следы окисления, камни и цепочки не были похожи на наши, а от украшений веяло дешевизной и отсутствием качества. Ювелирная компания украла наш дизайн.

В тот же день мы с командой прочесали сайт ретейлера и обнаружили, что скопировано не два, а сразу шесть украшений из коллекции Roma. Судя по датам отзывов к изделиям, продавались они как минимум с июля 2021 года.

Факт копирования для нас был очевиден: украшения были воспроизведены один в один. Поэтому мы решили добиться справедливости в суде.

Украшения, похожие на наши, но в витрине одного из магазинов ретейлера
Украшения, похожие на наши, но в витрине одного из магазинов ретейлера

Доказательства и досудебная претензия

Для начала мы сходили в магазин и сняли процесс покупки контрафакта: так мы смогли бы подтвердить цену продажи в том случае, если ретейлер в суде захочет снизить размер требований, — например, они могли бы сказать, что продавали каждое украшение со скидкой за 100 ₽. Еще изделия могли бы потребоваться для проведения экспертизы, которая докажет факт копирования. На украшения потратили 10 044 ₽.

На всякий случай мы сделали скриншоты всех страниц с украшениями на сайте «Санлайта» и начали готовиться к подаче искового заявления в суд. Учитывая, что все наши дизайны изначально защищены авторским правом, мы понимали, что у нас сильная позиция и высокие шансы на победу.

На фото слева наши украшения, справа — подделки. Это два из шести изделий, которые скопировал ретейлер
На фото слева наши украшения, справа — подделки. Это два из шести изделий, которые скопировал ретейлер
1/2
На фото слева наши украшения, справа — подделки. Это два из шести изделий, которые скопировал ретейлер
На фото слева наши украшения, справа — подделки. Это два из шести изделий, которые скопировал ретейлер

Перед подачей иска по закону нам как юрлицу нужно было соблюсти процедуру досудебного урегулирования: обязательно отправить претензию компании и в течение месяца ждать от них ответа.

Претензию составляли самостоятельно. Указали на все факты копирования с фотографиями, привели расчет количества и стоимости проданного контрафакта и провели нотариальный осмотр сайта  «Санлайт» — на случай, если ретейлер решит удалить с него информацию. Также сослались на законы.

Первая из пяти страниц досудебной претензии
Первая из пяти страниц досудебной претензии

Наши требования были простые: прекратить ввоз, производство и реализацию указанных контрафактных изделий, изъять и уничтожить все экземпляры, а также выплатить нам компенсацию — 3 456 000 ₽. Как мы ее посчитали, я расскажу ниже.

30 декабря 2022 года мы отправили претензию не только по юридическому адресу компании, но и добровольно продублировали ее на электронную почту и в личные сообщения топ-менеджменту в социальных сетях — даже предложили выплатить нам сумму меньше указанной. Ответа мы не получили, поэтому решили идти в суд.

На странице магазина в соцсетях мы указали на факт копирования наших украшений, но представитель бренда заверил нас, что их изделия уникальные
На странице магазина в соцсетях мы указали на факт копирования наших украшений, но представитель бренда заверил нас, что их изделия уникальные

Основания для защиты прав

Защитить авторство украшений или любых других произведений можно несколькими способами. Один из самых дорогих и долгих — патентование. В то же время есть гораздо более дешевый способ — нотариальное заверение, для которого нужно составить письмо с фотографиями и подробными описаниями украшений.

В письме нужно указать авторство и дату составления, после чего нотариально заверить на документе свою подпись. Важно сделать это до публикации изделий и товаров в интернете. В суде и при любом споре такое письмо подтвердит авторство, поскольку плагиатор не сможет представить подлинного документа, оформленного раньше, чем ваше письмо.

По закону автором может быть только физическое лицо, и для подачи иска от нашей марки права должны быть переданы юрлицу. Договор отчуждения исключительного права между автором украшений — Катей Алагич — и нашим ООО мы составили еще в 2019 году.

Если вы создали свой продукт, следует обеспечить его безопасность с помощью нотариального письма и делать это регулярно при каждом новом выпуске — это не очень затратно и действительно работает
Если вы создали свой продукт, следует обеспечить его безопасность с помощью нотариального письма и делать это регулярно при каждом новом выпуске — это не очень затратно и действительно работает

В большинстве споров об интеллектуальной собственности ущерб доказать крайне сложно, поэтому мы решили требовать компенсацию по закону. В нем указано, что сумму компенсации можно рассчитать по-разному: в размере от 10 тысяч до 5 млн рублей, в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров или в двукратном размере стоимости права на использование произведения.

Здесь обнаружилась занятная вещь: на сайте «Санлайта» у каждого товара была информация об ориентировочном количестве проданных украшений. Мы использовали ее для расчета компенсации. Выбрали второй пункт статьи 1301 ГК РФ — двукратный размер стоимости контрафактных экземпляров, — умножили стоимость каждого украшения на количество продаж, сложили цифры и умножили все на два.

Юристы, к которым мы обратились для составления текста искового заявления, советовали ограничиться компенсацией в 1 млн рублей, чтобы, по их словам, суд с большей вероятностью удовлетворил требование, но мы решили оставить полную сумму иска — 3 456 000 ₽.

В основном в карточках скопированных изделий было указано, что каждое из них купили больше сотни раз, но продажи некоторых перевалили за 700 экземпляров. Чтобы доказать существование этих страниц, мы сохранили их в web.archive.org
В основном в карточках скопированных изделий было указано, что каждое из них купили больше сотни раз, но продажи некоторых перевалили за 700 экземпляров. Чтобы доказать существование этих страниц, мы сохранили их в web.archive.org

Мы также искали подобные случаи в прошлом. В частности, мы знали об истории копирования ретейлером украшений марки Avgvst, но та история была неоднозначна: оригинальные изделия были вдохновлены формой конфет «Чупа-чупс», из-за чего, видимо, основатели не решились обратиться в суд.

Мы связались с дизайнером Ольгой Шехтман, которая выпускает кольца с архитектурными деталями различных городов мира, — она подала на «Санлайт» в суд и спустя год выиграла. В целом на сайте арбитражного суда можно посмотреть по ИНН все дела, в которых участвовал ретейлер, — например, споры с «Картье» и «Шанель».

Ольга помогла нам сориентироваться в последовательности действий и связала с командой юристов, которые занимались ее делом. Вместе с ними мы оценили нашу ситуацию и подготовили исковое заявление.

25 марта 2023 года мы подали иск через сайт арбитражного суда, заверив его электронной подписью. Дальше делом мы занимались уже сами. Всего за этот период мы потратили больше 136 724 ₽: оплатили госпошлину в размере 40 280 ₽, нотариальный осмотр сайта обошелся в 31 400 ₽, подготовка искового заявления и правовое заключение стоили 30 000 и 25 000 ₽ соответственно, а закупка контрафакта — 10 044 ₽.

Наше исковое заявление
Наше исковое заявление

Публичная огласка

Через несколько дней после подачи иска мы поделились нашей историей в соцсетях и СМИ — так мы получили множество откликов и поддержку. Хотя, конечно, были и те, кто считал, что судиться бесполезно.

Мы также организовали сбор средств на судебные издержки — на случай, если бы ретейлер попросил суд провести сравнительную экспертизу, что стоило бы 100 000—300 000 ₽. В итоге собрали 20 000 ₽, которые перевели благотворительному центру «Сестры»  .

Через несколько часов после того, как наша история была опубликована в телеграм-канале Mash, все шесть ювелирных изделий исчезли с сайта ретейлера. На следующий день нам начали звонить представители компании — до этого момента мы не получали обратной связи. В результате, кажется, коммерческий директор компании попросила о встрече.

Состоялись переговоры, где нам сообщили, что украшения сняты с продажи и уничтожены, но мы ни к чему не пришли: вместо судов нас призвали сотрудничать, чередуя лесть и обвинения в стремлении нажиться за счет уважаемого бренда. В итоге в конце встречи нам было предложено уладить все разногласия за 300 000 ₽, но это нас не устроило.

Ход дела и судебные заседания

Я сам ходил в суд и защищал наши интересы. Первое судебное заседание состоялось 18 мая 2023 года и закончилось быстро: представитель компании не пришел. Вместо него ретейлер отправил судье исковое возражение, которого до суда мы не получали.

После ознакомления с ним я отметил, что в отзыве есть фактические неточности и большая часть аргументов не имеет юридического обоснования. Кроме того, ретейлер, по-видимому, усугубил свое положение, заявив о «первом нарушении» и упомянув, что компенсация «приведет к значительному ухудшению финансового состояния», — всем было ясно, что на деле это не так. Судья согласился с нашими доводами и удовлетворил иск, но это была лишь часть пути.

26 июня, за сутки до истечения сроков обжалования, компания подала жалобу в апелляционный суд. Новое заседание назначили через два месяца — за это время мы подготовили ответ на эту апелляцию. По сути, их жалоба была расширенным ответом на наш первоначальный иск — почти никаких новых данных.

По статистике, суды отклоняют большую часть апелляций и обычно принимают решение за одно слушание. На данном этапе нельзя представлять новые доказательства или, например, требовать проведения экспертизы — суд рассматривает уже имеющиеся материалы. Но он может, например, уменьшить размер компенсации или отправить дело на повторное рассмотрение.

4 сентября 2023 года прошло слушание в апелляционном суде, где присутствовал защитник «Санлайта», и в процессе принимали участие уже трое судей. Представитель озвучил основные моменты из своей претензии, я же изложил свои возражения из отправленного ранее отзыва. По окончании обсуждения было вынесено постановление: жалобу отклонить.

Итоги и выводы

Решение об удовлетворении нашего иска обрело юридическую силу, поэтому мы написали заявление о выдаче исполнительного листа и получили 3 456 000 ₽ в банке, где у ювелирной компании есть счет. Нам также вернули госпошлину 40 280 ₽ и 74 444 ₽ за судебные расходы — сумму компенсации по усмотрению суда немного снизили. Потребовалось чуть больше года с того момента, как мы обнаружили копии украшений, чтобы получить компенсацию.

Из этой ситуации мы поняли, что даже профессионалы могут ошибаться и иногда не видят полной картины: если бы мы прислушались к юристам, не добились бы и четверти победы. Также не стоит пугаться обращения в суд: разобраться в законах может даже тот, у кого нет юридического образования.

Мне кажется, за последний год ситуация с нарушением интеллектуальных прав ухудшилась из-за пассивного отношения к воровству и возможности копировать, к примеру, иностранные продукты без риска юридического преследования.

У нас есть идея в будущем создать правовое сообщество, которое сможет выступать единым фронтом против нарушения авторских прав. Мы ищем союзников везде, в том числе в профильных объединениях. Хотелось бы добиться того, чтобы подобные истории перестали быть нормой и вызывали возмущение не только у тех, кого копируют.

Расходы на подготовку иска — 136 724 ₽

Государственная пошлина40 280 ₽
Нотариальный осмотр сайта31 400 ₽
Подготовка искового заявления30 000 ₽
Правовое заключение25 000 ₽
Закупка контрафакта10 044 ₽

Расходы на подготовку иска — 136 724 ₽

Государственная пошлина40 280 ₽
Нотариальный осмотр сайта31 400 ₽
Подготовка искового заявления30 000 ₽
Правовое заключение25 000 ₽
Закупка контрафакта10 044 ₽
Тимофей РазовКак вы думаете, когда предпринимателям стоит идти в суд, а когда это бесполезно?
  • Ховард МоржовыйОтличная и очень показательная история. Торжество справедливости! Поскольку бренд Санлайт уже давно вызывает неприятные ассоциации, то радостнее вдвойне (такой вот я нехороший человек)68
  • Максим>компенсация «приведет к значительному ухудшению финансового состояния» Эта ситуация была причиной объявления о закрытии компании? >всем было ясно, что на деле это не так А это причина, по которой компания продолжает работать?24
  • Olesya BasirovaВау! Занятная история с приятным концом. Я только немного не понимаю - то есть я прихожу к нотариусу, регистрирую фото дизайна вещи за собой, а потом если что в суд подаю? Вот скопировала я чужой дизайн, пришла, письмо у нотариуса заверила, о том что это моё. Подала в суд на конкурента, у которого этот дизайн скопировала. Конкурент утверждает, что он был первым, и даже показывает страницу у себя на сайте с датой публикации, заверенную нотариусом, как положено. Но суд на моей стороне, потому что регистрация дизайна нотариусом у меня есть, а у него нет? Если что, опубликовать нечто задним числом в интернете не проблема, заверить публикацию нотариусом тоже. Чем могут пользоваться обе стороны. Вот я придумала схему-то!2
  • Акуна мататаВы-крутые!!! Интеллектуальный труд стоит защищать. Кстати, украшения у вас красивые.28
  • Pavla TolokoninaOlesya, "Учитывая, что все наши дизайны изначально защищены авторским правом" вы пропустили вот эту часть. Вы же не думаете, что у них написано расплывчато "все дизайны защищены авторским правом" без указания конкретных дизайнов?0
  • Pavla TolokoninaОчень классная история! Рада за вас. Меня обычно в таких рассказах даже не финансовая сторона интересует, а вопрос справедливости.13
  • Olesya BasirovaPavla, так в том-то и дело, что они защищены с помощью письма о том, что "это мой дизайн, вот фото и описание", которое заверил нотариус. "В суде и при любом споре такое письмо подтвердит авторство, поскольку плагиатор не сможет представить подлинного документа, оформленного раньше, чем ваше письмо". Если мой конкурент такого письма или патента не делал, а я у него дизайн скопировала и сделала, то я сделала это письмо раньше. И как он будет доказывать, что он это первый придумал? Вот возьму я щас худи чёрного цвета" запатентую" таким письмом от нотариуса и пойду всем иски предъявлять, "плагиаторы" ведь не смогут предоставить такого письма с более ранней датой. Вот я о чем9
  • Olesya BasirovaPavla, ааа, ну тогда ладно! Если я скажу, что локальные бренды этим вряд ли заморачиваются, то можно, конечно, продолжить в духе "а что, есть статистика?", ну или "сами потом тогда будут и виноваты, что этого не сделали". Меж тем, авторское право возникает по умолчанию и не требует регистрации. А моё негодование связано с легитимностью такой бумажки со штампом нотариуса. Патент потому и долго и дорого оформлять, потому что экспертизу проводят на предмет оригинальности, чем нотариус не заморачиваются.6
  • Лена ГоловачКруто, что у вам удалось добиться справедливости! Дизайн украшений у вас классный, я б носила))3
  • Olesya BasirovaPavla, ребята сделали все правильно, справедливо получили компенсацию - абсолютно согласна. Но с помощью такой же бумаги от нотариуса вполне можно получить компенсацию несправедливо. Я понимаю, что это в рамках закона, но рамки эти странноватые, на мой взгляд - поле для махинации открывается4
  • Джонни, оу-еПрочитав только заголовок, почему-то уже был уверен, что речь о ювелирной сети, которая постоянно закрывается. 🤷‍♂️8
  • АндрейFar, если бы там были отличия пусть даже небольшие, не думаю что авторам бы так легко удалось доказать плагиат. А если украшения 1 в 1 то два человека придумали прям одинаковую форму, размер - ну ну. С открытиями другая ситуация, если двое ученных работают, например, над формулой соотношения массы и энергии и оба добиваются успеха, у обоих будет e = mc^2, не может получиться у одного e = mc^1.9, а у дргого e=mc*pi, поэтому результаты будут точно совпадать. В дизайне украшений никакой единственно правильной формы и размеров кольца нету, поэтому если у двух людей получились абсолютно одинаковые вещи, то кто-то что-то скопипи**ел.14
  • Pavla TolokoninaFar, не размер колец, а размер элементов украшений.2
  • Ольгая за справедливость. Вы молодцы! а вообще в Санлайте, все странно,там раньше продавали изделия и был указан производитель. и вдруг все эти изделия одномоментно стали разработкой дизайнера-ювелира Санлайта, по- моему, Сергей Гребенников. Погуглила, кроме Санлайта его никто и нигде не упоминает. Продаются все те же изделия, но под именем этого супер известного человека, которого кроме Санлайта, по-моему никто не знает Покупала гарнитуры Аквамарин, Балтийский берег и др., есть отзывы, но теперь они же продаются, как собственного дизайнера3
  • Вячеслав ГрейтьOlesya, Бумага от нотариуса является лишь одним из доказательств. Права авторства возникают с момента сознания произведения литературы, науки или искусства. Если момент создания определить невозможно, то кто может доказать что он получил доступ к объекту авторства раньше, тот и автор. Авторство может быть доказано, например, публикацией на сайте, странице в соц.сети автора с проверяемой датой размещения, сведениями о презентации объекта авторства, размещенными в газете, СМИ, сети Интернет, наличием исходников, черновиков, указанием на автора непосредственно на объекте авторства и т.д.1
  • Pavla TolokoninaFar, ежу понятно, что вопрос про пропорции элементов кольца, а не про изобретения размеров на щупальце кальмаров)2
  • Pavla Tolokonina𝕌ℕ, однако ее спёрли. Значит, достаточно оригинальная, чтобы ее украсть и на ней зарабатывать.4
  • Вячеслав Грейть𝕌ℕ, законом защищаются не только гениальные эксклюзивные творения, аналогов которых на свете нет. Если при создании чего-либо человек реализовывал свой творческий потенциал, значит такой объект попадает под защиту авторского права. Санлайт мог ходатайствовать о проведении судебной экспертизы украшений на предмет наличия творческой составляющей в их создании. Если бы экспертиза не нашла творческого характера деятельности, то компания бы ничего не платила. Допустим большинство обручальных колец не имеет творческого характера при создании, поэтому авторским правом они не охраняются в связи с чем все могут делать одинаковые обручальные кольца. В указанном случае очевидно, что творческий характер деятельности присутствовал при создании украшений.12
  • Невеста 2022Дизайн кольца напомнил мне кольцо от Тиффани)5
  • Черный плащFar, вопрос не в неповторимости дизайна, а в том, кто этот дизайн зарегистрировал на себя первым и вы действительно ничего не понимаете в ИС6
  • БолтоукладчикНу вот, засудили санлайт. Доведёте их своими судами до банкротства, - начнут закрываться и устраивать распродажи с максимальными скидками!26
  • Лиса ПетровнаМолодцы, что дожали! Зло должно быть наказано. Особенно то, которое считает себя неприкасаемым. Душа радуется от вашей истории, будто мне 3,5 млн заплатили 😊👍🏻10
  • ГладиоусПосле этой истории вы стали патентовать промышленные образцы своих изделий? Был бы патент - не было бы таких проблем...0
  • Андрей𝕌ℕ, все гениальное просто) Браслет скрепляющийся винтами(культовые cartier love) это идея? А черный квадрат это идея?2
  • Alexandra P.Люблю читать про судебные разбирательства. Радует, когда справедливость торжествует. Так бывает не всегда, поэтому истории, подобные этой, вселяют некоторую надежду)2
  • Анна ДэаниВы очень крутые, что довели дело до конца. Видимо покупать в санлайте украшения я больше не буду, я догадывалась что они копируют украшения крупных зарубежных брендов, внося небольшие изменения - как zara или hm, поэтому брала только что-то совсем базовое, но красть украшения локальных ребят которые столько сил, труда и идей вложили в дизайн совсем не этично .5
  • Ивана ИвановаХм. Я тут погуглила ваш логотип. У Windows есть прям точь-в-точь логотип как у вас. Так кто изобрел логотип?0
  • Pavla TolokoninaFar, вопрос не в сложности. вопрос в оригинальности дизайна. что-то мне подсказывает, что юристы Санлайта не хуже вас накидывали аргументов, но суд все равно не принял их сторону)0
  • Ивана ИвановаИвана,0
  • Pavla TolokoninaFar, ваше мнение - это обесценивание дизайна ребят в духе "тоже мне дизайн, вы вот мурку сыграйте". Копии полностью идентичные. И неважно, насколько гениальные там сочетания геометрических фигур, - важно, что их сперли. Все, точка.2
  • Джамал ОмаровСанлайт и уважаемы бренд? Сильно сказано 😂😂😂 Где Санлайт, где уважение. А вот сарказм, да, сарказм у них есть.0
  • Александр ТопчийМолодцы!!!0
  • Александр ТопчийOlesya, думаю, тут ключевое, что герой статьи составил нотариальное заявление до того, как опубликовал дизайны в открытом доступе. Получается дата этого заверения раньше любой даты публикации в открытых источниках, в т.ч. и у конкурентов. Это и является доказательством, что он автор. В вашей гипотезе вы можете сделать такое заверение, но дата этого заверения будет позже, чем дата публикации, например, на сайте конкурента. И данное заверение из-за этого не будет являться доказательством того, что автор вы.2
  • АндрейИвана, похоже, у всех рыльце в пушку ;)0
  • Ивана ИвановаАндрей, Судя по тому, что представитель компании не ответил, похоже на то.1
  • Olesya BasirovaАлександр, в каком месте я астрологию считаю наукой?0
  • Olesya BasirovaАлександр, от того, что вы мою идею не поняли, она не стала глупой))))1
  • Светлана АгарокОчень рад за ребят, что смогли доказать свою правоту. Но им повезло, что у санлайта были на счету деньги. Мы выиграли суд у РВТ (компания по ремонту), а те во время суда открыли новую контору с похожим названием и вывели туда все деньги. В итоге нам по испонительным листам ничего не выплатили. И мерзостное государство в лице судебных приставов, полиции, прокуратуры, помощников президента и многих других госструктур НИЧЕГО "не смогло" сделать.1
  • Яна НебожиловаИвана, если погуглить, то можно выяснить, что разработала дизайн логотипа дизайн-студия Стоп-Дизайн: https://ru.pinterest.com/pin/621356079822453803/ А вот для кого – уже вопрос.1
  • Михаил ТанцураЯна, логотип для нас создала дизайнер из Ростова-на-Дону Света Шубина в январе 2017 года. Для наглядности решили показать скриншот с промежуточным вариантом. Кроме того, логотип зарегистрирован как товарный знак в Роспатенте. Насколько я знаю, Света сейчас занимается иллюстрациями. Имеет ли она отношение к «стоп дизайну» мы не в курсе. В их социальных сетях мы логотипа уже не нашли, видимо, остался только в кеше. Логотип Clara Morena, очевидно, украден. После публикации комментария мы провели небольшое расследование. Поняли, что ни сайта, ни приложения уже нет в открытом доступе. Видимо, кто-то что-то пытался сделать, но далеко не уехал :-)2
  • Яна НебожиловаМихаил, здорово, я так и подумала, что скорее всего украли у вас) спасибо за ответ! Пускай больше не воруют)1
  • Яна НебожиловаИвана, выше ответил1
  • Ивана ИвановаМихаил, Спасибо за пояснения (я уж подумала, вдруг вас обманули с разработкой логотипа)). Да, приложение недоступно, было разработано каким-то бразильцем 12 июля 2020г. Ссылка на Appstorе, соответственно, не работает.1