Когда не стоит разрабатывать IT-продукты для своего бизнеса: мои советы
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Так как у меня есть опыт создания достаточно серьёзной ERP/CRM для нашего таксопарка (управляющей компании), я бы хотел поделиться с вами этим опытом. Рассказать, когда стоит разрабатывать/внедрять IT-продукты в свой бизнес и когда это лишнее и этого не стоит делать.
Чтобы у вас было представление: наш таксопарк сдаёт водителям автомобили в аренду, плюс мы партнёр с Яндекс.Такси, и все финансовые расчёты водителя и Яндекс проходят через нас. А ещё у нас есть второе направление в рамках таксопарка — это управляющая компания, которая принимает в управление автомобили такси от инвесторов, доход, полученный с них, выплачивает инвестору, получая с этого свою комиссию. Сложно, да? Именно по причине сложной структуры и появилась идея создания собственного софта несколько лет назад.
Начну с того, когда не стоит разрабатывать IT-продукты для своего бизнеса:
- На рынке есть продукт, который удовлетворяет запросы вашего бизнеса.
- Разработка продукта существенно не увеличит контроль сотрудников, доход компании, не сократит отток финансов, не повысит продуктивность и, в конечном итоге, доход компании.
- У вас нет людей либо опыта для разработки таких продуктов.
Всё это можно отнести не только к разработке, но и к внедрению IT-продуктов в ваш бизнес. Не нужно думать, что вы сейчас подключите какую-то CRM, настроите чат-ботов — и тогда заживёте. Например, тот же самый Битрикс как CRM-система может быть очень тяжеловесной и неудобной для мелкого бизнеса. И надо понимать, что всё это нужно поддерживать, дорабатывать; различные интеграции отваливаются и ломаются.
С разработкой продукта ещё сложнее. Не будет так, что вы написали продукт, и всё ок: обновлять ничего не нужно, заплатили один раз — и оно работает само по себе. Во-первых, всё это дело нужно поддерживать, во-вторых, дорабатывать, потому что бизнес, как и человек, не стоит на месте, а развивается, растёт, адаптируется и меняется.
Когда стоит разрабатывать или внедрять IT-продукты:
- У вас есть потребность в автоматизации/решении бизнес-процесса, которую не закрывает другой софт. При этом потребность в этом закрытии/решении — существенная. То есть она существенно влияет на ваш доход, эффективность сотрудников, безопасность компании и т.д.
- У бизнеса есть достаточно финансов для разработки продукта. Как бы ни хотелось, но это не “один раз разработал, запустил, и всё работает”. По сути, это становится ещё одним постоянным вашим расходом.
- У вас есть люди, которые готовы решать задачу разработки. Кнопки “сделать хорошо” нет, как и кнопки “сделать продукт, который мне хочется”, тоже нет. Это большая работа, трудозатраты и не всегда предсказуемый результат.
Понимал ли это я, когда мы начали разрабатывать свою ERP/CRM? Понимал, но не всё. Оправдалось ли создание нашего продукта? Я считаю, что да, но это был сложный, трудоёмкий процесс, который не закончился до сих пор.
Вывод
Сейчас, когда мы хотим что-то внедрить или разработать, я много раз думаю, насколько это всё соответствует пунктам «Когда стоит разрабатывать или внедрять IT-продукты».
Мой совет начинающим/действующим предпринимателям, которые хотят разрабатывать или внедрять ERP, CRM, ботов и др. — используйте пункты поста «Когда стоит разрабатывать или внедрять IT-продукты» и «Когда не стоит разрабатывать или внедрять IT-продукты».
Например на страте бизнеса или нового направления вам вообще нахрен не нужны чат боты и автоматизация продаж. Вам нужно самим общаться с клиентами, чтобы лучше понимать их потребности и выстраивать бизнес процессы.