Как мы чуть не загубили проект по оптимизации на производстве мотор-редукторов

17

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Александра Гостева

Страница автора

Бизнес

В 2003 году вышел фильм «Как отделаться от парня за 10 дней» с чудесными Кейт Хадсон и Мэттью Макконахи. На мой взгляд, один из редких романтических фильмов с умными диалогами. У главной героини была задача написать статью о типичных ошибках, которые женщины совершают в отношениях с мужчинами. Она должна была найти мужчину и 10 дней вести себя так, чтобы отпугнуть его. Метод от противного, как делать не надо. В итоге она, конечно, влюбилась и статья получилась «Я потеряла любимого, что я сделала не так?».

Небольшое лирическое вступление к истории про оптимизацию процессов на производстве мотор-редукторов. Так что же «я сделала не так?».

Но, чтобы быть объективной, не только я. И небольшой спойлер сразу — мы быстро поняли свои ошибки и исправили вектор.

Кейс

С чего же мы начали, когда надо было провести проект по оптимизации производства:

  1. Пригласили немецких консультантов, и они провели обучение по бережливому производству. На английском. Надо ли добавлять, что ребята не прониклись философией бережливого производства?
  2. С консультантами начали проект с внедрения инструментов бережливого производства. 5C, стандартизация, визуализация, спагетти-диаграмма, время такта. Мы идеально выровняли сам производственный процесс, вырвав его из контекста всей остальной организации. Поэтому общая ситуация на первом этапе почти не изменилась.
  3. Составили план мероприятий по оптимизации и приступили к внедрению. Мероприятий было очень много и сразу по всем фронтам — планирование, качество, отгрузки, склад. Чтобы уж выйти из зоны комфорта полностью.
  4. Опускали план внедрения изменений «сверху». У нас были регулярные управленческие совещания, на которых мы решали, что необходимо оптимизировать и потом мы директивно «спускали» информацию в цех. И получалась стенка на стенку.
  5. Командный стиль управления. Есть хорошая книга «Стили менеджмента» Ицхака Адисеса. Он раскрывает в ней типичные характеристики разных руководителей, давая им ироничные и зачастую неприятные названия, если ты узнал в них себя. Представителей одного из стилей он назвал Надсмотрщиком — «ничего, кроме работы». И это название, по указанной выше причине, мне не понравилось))

Выводы

Как я уже писала выше, мы быстро поняли, что так дело не пойдет и изменили и стратегию, и в чем-то себя.

Основной вывод, который я сделала для себя, что все изменения держатся на двух основных столпах — люди и процессы. И чтобы добиться развития, надо вкладывать силы в оба эти направления.

Советы

И вот какой алгоритм по внедрению я бы рекомендовала сейчас, имея уже больше опыта:

  1. Объясните людям цели изменений, задачи, сроки. Посвятите их в свои планы.
  2. Обучите их, особенно, если внедряете новые методики — Lean, Six Sigma, Agile. Пусть из непонятного набора букв эти системы станут рабочими инструментами для людей, пусть все говорят на одном языке.
  3. Даже если вы просто делаете проект по оптимизации — объясните людям, как будет проходить проект, кто за что отвечает, какие этапы, каких ждете результатов. Потратив время на прояснение этих моментов, вы сэкономите время и свои силы в будущем, улучшите эмоциональный фон и будет шанс сплотить настоящую команду.
  4. P.S. Надо ли добавить, что обучить надо на русском?))
  5. Если Вы руководитель, поддерживайте изменения. Не стойте в стороне. Я очень много ездила для обмена опытом на другие производства, хороших результатов добились там, где директора лично участвовали в проектах, это повышало мотивацию сотрудников. На «Роскар» у генерального директора каждую неделю совещания с проектными группами по изменениям, и он их не пропускает, люди чувствуют важность того, что делают.
  6. Вместе с рабочей группой опишите текущий процесс, проблемы в нем и составьте целевой процесс. Пригласите в рабочую группу не только исполнителей, владельца процесса, но и людей из смежных отделов. Бывает, что со стороны виднее. Дайте людям высказаться, но сохраняйте разговор конструктивным. Иногда дискуссии бывают бурными)
  7. Доводите дело до конца. Хуже нет незавершенных проектов. Это демотивирует людей и Вам будет сложно начать в следующий раз.
  8. Финальный от меня, но не по важности. Не будьте Надсмотрщиком, есть более эффективные стили управления.

Хорошего всем дня и успешных проектов!

  • Гусь_люблю_бабусьМои «любимые» 5s, гембы и хедзунки 😢1
  • Александра ГостеваГусь_люблю_бабусь, мне кажется, такие кавычки у людей как раз, потому что часто внедряют не правильно и у людей только отвращение к бережливому производству остается1
  • Егор ВеринРаботал на производстве Сименс в РФ. Сименс очень много вкладывал в людей и процессы. И все эти обучающие программы были. Действительно важно объяснить людям философию этих программ, каких результатов добьются они и организация и крайне важно слушать обратную связь.0
  • Александра ГостеваЕгор, не в Горелово случайно? Я туда ездила на экскурсию0
  • Jagga JaggaЕгор, Философия: корову нужно больше доить и меньше кормить Способы: сокращение фот, материальных ресурсов, сотрудников Результаты: понижение производительности, качества, текучка сотрудников. Сами сотрудники демотивированы и повышение зп не помогает. Единственный оставшийся дворник(он же вахтер, он же кладовщик, он же уборщик туалетов, он же сантехник) бегает по организации и орет: "И фонарь мне на лоб прихуярьте! Чтобы я и ночью работать мог!" Обратная связь: в разрушении образования, медицины, армии, полиции в рф виноваты оптимизаторы. Это их прямая вина и отвественность. По хорошему их сжечь нужно на костре на главной площади.3
  • Александра ГостеваJagga, соглашусь, что если оптимизаторы с такой философией и способами, как Вы описали, то они только загубят все.1
  • Александра ГостеваJagga, по-моему Вы как раз суть не понимаете.1
  • Евгений РешетниковОчередная история про игнорирование нашего советского опыта научной организации труда и молитвы на японские бережливые процессы, читаемые немцем на английском языке. Почитайте советские книги по организации производственных процессов, там все тоже самое описано, множество учёных работали над повышением эффективности производства. Но для милленеалов это ведь какое-то совковое болото, раньше ведь все плохо было, надо плюнуть в это болото и взяться за "бережливые процессы". Только вот мало кто понимает суть этих бережливые процессов. Фраза красивая, прямо как нанотехнологии. В общем вывод простой, отсутствие классического образования восполняется проблемами в новациях! PS Сама статья ни о чем. Вот мы решили повысить эффективность, все пошло не так, но мы что-то придумали и теперь стало лучше. Никаких чисел, показателей, аналитики.5
  • wimkrskЕвгений, так и вы ни одной книги не указали конкретной. А так солидарен.0
  • Jagga JaggaАлександра, а, по моему, вам еще не поздно сменить профессию на технолога. Может хоть польза какая-то будет. Хотя вряд ли.2
  • Александра ГостеваЕвгений, спасибо за Вашу точку зрения. Ничуть не умаляю советский опыт. Тем более, что Гастев, создатель Научной организации труда, почти мой однофамилец) Немецких консультантов пригласили, т.к. завод у нас был немецкая дочка. И, если Вы обратили внимание, я именно с этого и начала описывать наши ошибки.0
  • Александра ГостеваJagga, будут вакансии, пишите ;)0
  • Александра ГостеваJagga, а вообще, никогда не понимала людей, которые хамят, особенно на ровном месте0
  • Jagga JaggaАлександра, хамство не лично к вам, а ко всем оптимизаторам. Уволился с одного завода, пришел на другой, а там все еще хуже... Работаю оператором чпу. Подходит такой вот болезный "оптимиздатор", смотрит на экран, вещает: "Медленно, нахуй!" и уходит. Зла не хватает... Ни аргументов, ни доводов, ни практических изысканий. Это "медленно" только у него в голове, просто потому что. Понаберут дебилов, понасчитают там коней в вакууме, а нам мучайся.1
  • Pavel MartynovО, узнаю родное производство. Ну не именно это, но похожее. Зам директора привел свою знакомую, та начала "оптимизацию". Никому толком не объяснили, что и для чего делается, какой должен быть результат и как он отразится на оптимизируемых кроме сокращений и увольнений. Выгнали часть ключевых сотрудников, заменили неумелыми, но услужливыми болванами (псевдояпонцами, из очереди за проходной), вместо производственной самописной системы внедрили 1с в его самой тупой ипостаси. Попилили ФОТ, попилили расходники и часть оборудования, попилили производственные помещения в субаренду. Наделали фирм-прокладок и начали через них выводить бабло. Как итог, предбанкротство и упадок. Оптимизаторы отправлены на другие площадки и даже в госструктуры, уж очень понравился банку такой опыт экономии средств. И да, я тот самый чувак, которому фонарь на лоб и телегу к жопе привернули. Ничего толком после ухода оптимизаторов не работает, чтобы предприятие окончательно не подохло, нужно каждый день пинать квадратные колёса. Ну как то так. А сколько гонору было и надувания щек руководством, аж смешно вспоминать. Только они вовремя соскочили с "золотыми парашютами", а мы остались на борту со своими проблемами.1