Как узнать, что ваши права на товарный знак нарушают

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Юрий Горбачев

Страница автора

Бизнес

Я руковожу патентным бюро. Регулярно к нам обращаются предприниматели, которых интересует вопрос: как эффективно защищать свой зарегистрированный товарный знак.

В этой статье я поделюсь собственным опытом и расскажу, нужно ли проводить мониторинг нарушений прав на товарный знак, как найти нарушителей, как часто стоит выполнять проверку, какие сервисы могут помочь, как мы проводим мониторинг нарушений в отношении своих товарных знаков.

Товарный знак регистрируют, чтобы безопасно продвигать свой бизнес и бороться с нарушениями. Если ваш логотип или название начнет использовать другое лицо, это навредит вам. Нарушения не всегда бывают выявлены вовремя. Иногда владелец товарного знака долго не может понять, почему упали продажи, куда уходят клиенты и кто украл внимание целевой аудитории.

В итоге, когда бизнес уже на грани, выясняется, что конкурент использовал товарный знак предпринимателя и тем самым вредил ему.

Как узнать, что права нарушают

Владелец товарного знака должен самостоятельно выявлять правонарушения. Нет никаких органов, которые занимаются проверкой правомерности использования логотипов или названий.

После регистрации товарного знака в Роспатенте владелец обозначения должен действовать активно в собственных интересах:

  • проверять, не появились ли конкуренты, решившие использовать обозначение в своих целях;
  • анализировать, являются ли нарушениями действия конкурентов и других лиц;
  • готовить и направлять нарушителям досудебные претензии, судебные иски.

Мониторинг нужно проводить хотя бы раз в месяц. В отношении собственных товарных знаков мы действуем именно так. Такая периодичность позволяет контролировать рынок и не допускать серьезных негативных последствий для своего бизнеса. Проверку чаще проводят вручную, вбивая обозначение в поисковых системах, соцсетях, базах данных Роспатента.

Мониторинг использования товарного знака в Интернете. Для этого используются стандартные поисковые системы — Яндекс и Гугл. Суть метода проста. Необходимо вбить в поисковую строку ваш товарный знак, либо использовать поиск по картинкам.

Например, наш товарный знак «Лирейт». Вбиваем его в поисковую строку и видим свой сайт и большое количество других ресурсов, связанных и несвязанных с нашей компанией. Наша задача — пройтись по выдаче, убедиться, что аналогичное название не используют конкуренты. Нас интересуют те компании, предприниматели, которые работают в сферах деятельности, относительно которых мы зарегистрировали обозначение. При регистрации мы выбрали в Классификаторе 9, 35, 38, 41, 45 классы МКТУ — это и есть виды деятельности, в которых защищен наш товарный знак.

Изучаем поисковую выдачу
Изучаем поисковую выдачу

Найти можно как сайты, в доменном имени которых используется товарный знак, так и текстовые упоминания на ресурсах. После проверки словесной части можно воспользоваться поиском по картинкам. В поле загрузить изображение своего логотипа и запустить поиск. В выдаче будут представлены похожие обозначения.

Делаем поиск по изображению и сравниваем выдачу
Делаем поиск по изображению и сравниваем выдачу

Сравнивать логотипы и названия иногда бывает сложно, например, когда речь идет не о полностью одинаковых обозначениях, а о похожих. Степень схожести определить непросто, поскольку это субъективный критерий. Ориентироваться при оценке сходства нужно по написанию, смыслу, звучанию и визуалу. Совпадение даже по одному критерию — повод насторожиться.

Небольшие изменения в вашем товарном знаке — это уже нарушение. К ним относится:

  • слитное или раздельное написание товарного знака: Экообменник
  • Эко обменник;
  • изменение порядка букв и слов: Kenig Store — Kegin Store;
  • написание транслитом: Награда Центр — НАГРАДА ЦЕНТР;
  • целенаправленные опечатки: Экзар — Экар;
  • разница в двух-трех буквах: MELNICA GROUP — MELNIKO GROUP.

Обычно при сходстве два обозначения настолько похожи, что их можно легко перепутать.

Аналогичным способом можно искать нарушения в социальных сетях, где хорошо работает поиск по словам. Изображения не подсвечивает ни одна площадка. Найти случаи использования аналогичного логотипа сложнее. В соцсетях можно проверить нарушения по названиям аккаунтов, групп и сообществ, а также по хештегам и упоминаниям в тексте поста.

Однажды мы обнаружили хештег с нашим товарным знаком, который мы активно используем в соцсетях, у нашего конкурента. Сразу направили претензию, хештег был удален мгновенно.

Если вы продаете товары, то желательно мониторить онлайн-площадки для торговли. На маркетплейсах есть поиск, который позволяет вбить бренд и увидеть аналогичные в выдаче. Обычно чужие бренды используют в названиях магазинов, описаниях товаров, на изображениях. Последний вариант обнаружить сложнее. Поиск по изображениям на маркетплейсах работает пока недостаточно четко.

Поиск по маркетплейсу Вайлдберриз
Поиск по маркетплейсу Вайлдберриз

Помимо стандартных поисковых систем и серфинга по социальным сетям, можно использовать платные сервисы для мониторинга упоминаний бренда в сети, например Skan, Shikari, Brand Analytics и другие. Однако это еще одна статья расходов, которые могут не окупиться. Если хочется автоматизировать процессы, есть возможность выделить на это средства, а нарушения случаются часто, такой вариант вполне допустим, но мы его не используем.

Часто конкуренты создают сайты с похожими названиями, чтобы переманить клиентов. Как правило, такие действия наносят серьезный урон бизнесу правообладателя. Найти похожие обозначения среди доменов можно также с использованием поисковых систем, а также специальных сервисов, которых очень много в открытом доступе.

Поиск похожих или идентичных товарных знаков в реестре Роспатента. Поиск по реестру Роспатента нужно делать, чтобы найти недавно поданные заявки с аналогичными обозначениями и вовремя подать возражение против регистрации. По закону в реестре в одинаковых классах МКТУ не должно быть похожих товарных знаков, однако экспертиза — дело отчасти субъективное. Поэтому иногда в одном классе можно встретить схожие обозначения.

Рекомендую правообладателям учитывать этот момент, хотя бы раз в 3-4 месяца мониторить реестр. Теперь это легко делать с помощью нового сервиса Роспатента. Он доступен всем.

В любое время можно получить полную информацию о наличии в реестре уже зарегистрированных или только поданных на регистрацию обозначений.

В процессе поиска можно использовать фильтры, которые помогут уточнить запрос и сузят область поиска, например, классы МКТУ.

Поисковая система Роспатента
Поисковая система Роспатента

В выдаче вы увидите тип знака «Заявка» — это только поданные на регистрацию обозначения. По ним Роспатент еще не принял окончательное решение. Их нужно просмотреть в первую очередь.

Результаты выдачи по словесному запросу
Результаты выдачи по словесному запросу

Если вы обнаружите сходные товарные знаки, только поданные на регистрацию, вы можете направить в Роспатент возражение.

Пример составленного нами возражения для клиента
Пример составленного нами возражения для клиента

К возражению можно прикрепить материалы, которые подтверждают вашу позицию:

  • договор с дизайнером или неймером, который подтверждает переход прав на логотип или название к вам;
  • скриншоты социальных сетей и сайтов, в которых вы используете товарный знак;
  • копию свидетельства о регистрации доменного имени;
  • информацию о компании-правообладателе;
  • экспертный анализ обозначений, доказывающий сходство.

Роспатент рассмотрит возражение, примет решение с учетом представленной информации. Если товарный знак конкурента действительно будет вводить в заблуждение потребителей, в регистрации откажут.

Как действовать в случае нарушения прав

При обнаружении других компаний и предпринимателей, которые используют ваше обозначение, нужно выяснить:

  • идентичны ли ваши сферы деятельности;
  • похожи ли обозначения;
  • извлекает ли нарушитель прибыль при использовании обозначения.

После этого можно принимать решение о защите своих прав. Если вы выявите «настоящее» нарушение, у вас есть возможность его прекратить, заставить уничтожить контрафактные товары, потребовать компенсацию в соответствии со ст. 1515 ГК РФ до 5 000 000 ₽ и даже больше — в двойном размере стоимости лицензии или товаров, либо нанесенного ущерба. Выбрать более выгодный вариант можно самостоятельно. Для этого делают простой расчет.

Например, если стоимость лицензии на период нарушения — 3 000 000 ₽, соответственно, вы можете потребовать 6 000 000 ₽. Для этого придется подтвердить суммы действующими лицензионными соглашениями, заключенными с другими лицами.

Если вы выбираете вариант компенсации в виде фиксированной суммы — от 10 000 до 5 000 000 ₽, обосновывать величину не нужно, но суд может снизить размер компенсации, исходя из требований разумности и справедливости.

Подготовить доказательства. Зафиксировать нарушение — первое, что нужно сделать. Поскольку удаление материалов, снятие товаров с продажи, переименование приведет к тому, что взыскать компенсацию не получится.

Зафиксировать правонарушение можно так:

  • купить контрафактную продукцию с видеофиксацией и сохранением чека;
  • провести нотариальный осмотр сайта или заверить скриншоты;
  • зафиксировать с помощью фото и видео вывески или другие материалы, на которые нанесен товарный знак.

Доказательства прикладывают к досудебной претензии, а потом к иску при обращении в суд.

Направить досудебную претензию. Досудебный этап нужно пройти обязательно, особенно если вы заинтересованы в получении денежной компенсации за нарушение своих прав. Иначе в последующем вам откажут в иске, оставят его без рассмотрения.

Необходимо составить официальный документ, в котором отражена ситуация, с которой вы столкнулись, основания для претензии и требования:

1. Обязательно опишите, где и как обнаружили правонарушение, приложите доказательства — фото, сканы, продукцию, чеки.

Как мы пишем:

Нам стало известно о том, что зарегистрированный нами товарный знак без разрешения используется (на сайте в сети Интернет, на вывесках, на этикетках продукции…), что подтверждается (скриншотом с указанного сайта, фотографией вывески, продукцией, купленной в торговой точке с чеком и видеофиксацией).

2. Укажите, что вы — владелец прав на товарный знак, подкрепите слова доказательствами — свидетельством Роспатента, ссылкой на запись в реестре ведомства.

Как мы пишем:

(Указание на правообладателя) является обладателем исключительных прав на товарный знак по свидетельству № (номер свидетельства) с приоритетом от (дата подачи заявки), а также обладателем исключительных прав на логотип.

3. Оформите четко требования — прекратить правонарушение, выплатить компенсацию и другое.

Как мы пишем:

На основании изложенного требуем прекратить незаконное использование товарного знака (путем его удаления с сайта, демонтажа вывески, снятия товаров с продажи и уничтожения) и выплатить компенсацию в размере 1 000 000 ₽(тут может быть любая сумма от 10 000 до 5 000 000 рублей, если выбрана фиксированная сумма).

4. Укажите, в какой срок вы ожидаете ответа от нарушителя, он не может быть меньше 30 дней.

Как мы пишем:

Просим направить ответ на претензию в течение 30 дней.

5. Распишите, что в случае отсутствия ответа или невыполнения требований, вы готовы пойти в суд.

Как мы пишем:

Если ответ не будет дан в течение 30 дней, либо требования не будут исполнены в полном размере, мы будем вынуждены обратиться в суд для защиты своих прав.

Претензию направьте почтой, можно электронной. Обязательно нужно получить уведомление о том, что письмо получено адресатом. Если на ваше письмо не отреагировали в течение 30 дней, вы имеете право идти в суд. Игнорирование претензий — частое явление, поэтому нужно быть готовым к дальнейшим действиям по защите своего обозначения.

Обратиться в суд. Чтобы обратиться в суд, нужно составить исковое заявление. В иске практически повторяется информация, указанная в досудебной претензии ранее. Обязательно нужно указать, что истец соблюдал досудебный порядок урегулирования спора, но это не возымело действия. В теле иска указывают правовые основания требований истца. За подачу иска уплачивается государственная пошлина.

Суд изучит заявление и доводы сторон, вынесет решение. В процессе разбирательства сумма компенсации, указанная истцом, может быть снижена.

Варианты действий
Варианты действий

Помимо обращения в суд, у правообладателя есть право направить заявление в надзорные органы: в ФАС, полицию, Роспотребнадзор.

Представители ведомств проверят нарушителя и привлекут к административной ответственности при наличии оснований.

Обратиться в надзорные органы можно до обращения в суд, а потом с положительным решением одного из ведомств составлять иск. В этом случае шансов на успех в судебном заседании гораздо больше.

Выводы

Мы мониторим нарушения в отношении своих товарных знаков каждый месяц: проводим поиск с помощью поисковых систем, соцсетей, базы данных Роспатента. Нами были выявлены за последние 3 года 2 нарушения. В обоих случаях удалось договориться с нарушителями на досудебном этапе.

Нарушители сразу же удалили хештег и наш логотип. Негативных последствий для бизнеса мы успели избежать. Поэтому я считаю, что мониторинг важен для предпринимателей, имеющих зарегистрированные товарные знаки, его легко осуществлять самостоятельно.

Советы

  1. Без регистрации товарного знака в Роспатенте не получится защищать свое обозначение от конкурентов.
  2. Мониторинг нарушений, подготовка претензий и исков — забота правообладателя, но при необходимости эти действия можно делегировать специалистам.
  3. Правообладатель вправе требовать прекращения использования товарного знака другим лицом и выплаты денежной компенсации.
  4. Провести мониторинг нарушений можно вручную с помощью поисковых систем, социальных сетей, маркетплейсов, сервиса Роспатента.
  5. Нарушением прав на товарный знак признается использование схожего обозначения в коммерческих целях в одинаковой сфере деятельности относительно правообладателя.
  6. При обнаружении правонарушения в первую очередь нужно зафиксировать его, а потом направить нарушителю досудебную претензию.
  7. Если нарушитель не отвечает на претензию или отказывается выполнять требования, нужно обращаться в суд.