Можно ли оформить иностранный бренд на себя?

3

Читал, что товарный знак нужно регистрировать в каждой стране отдельно. Если зарегистрировать только в одном государстве, в другом у бренда не будет юридической защиты. Это так?

Еще вопрос: что будет, если зарегистрировать иностранный товарный знак в России на себя? Можно взять, например, косметику, которая раскручена в Корее, но малоизвестна в России, и стать собственником бренда. Корейский производитель ничего не сможет сделать?

Аватар автора

Алексей Башук

патентный поверенный

Страница автора

Вы правы: международных товарных знаков не существует — в каждой стране их регистрируют местные госорганы. Они вносят знаки в специальные реестры, после чего бренд получает правовую охрану. В России это делает Роспатент.

Госорганы могут контролировать использование товарных знаков только на территории своей страны. Например, корейские знаки охраняются на территории Кореи, российские — в России. За пределами Кореи корейский товарный знак не действует, пока его не зарегистрируют в другой стране.

На первый взгляд, кажется, что, если иностранный бренд не зарегистрирован в РФ, любой предприниматель или компания может взять и оформить его на себя в России — и никаких проблем не будет. Но это не совсем так — расскажу почему.

Рассылка для тех, у кого свой бизнес
Новости и кейсы для предпринимателей — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Что такое товарный знак

Товарный знак — это обозначение, зарегистрированное для маркировки товаров, работ или услуг. Чаще всего предприниматели и компании регистрируют названия компаний и отдельных продуктов, логотипы и слоганы. Торговая марка, зарегистрированный бренд — в российских законах все это и называется товарным знаком.

Роспатент регистрирует знак, если он соответствует требованиям закона: не слишком похож на уже зарегистрированные, не обманывает ожидания покупателей, не противоречит нормам морали и так далее.

После регистрации товарного знака его владелец может бороться с незаконным использованием бренда, например:

  • в суде требовать уничтожить контрафакт и взыскать с конкурентов компенсацию за нарушение прав;
  • внести знак в Таможенный реестр, чтобы запретить ввоз контрафактных товаров в страну без его ведома;
  • блокировать конкурентов в соцсетях и на маркетплейсах.

Регистрация действует 10 лет, но продлить ее можно любое количество раз.

Защита товарного знака действует только в той стране, где он зарегистрирован. Поэтому, например, владельцы бренда «Макдональдс» в свое время зарегистрировали его в Роспатенте. То есть правило одно для всех: зарегистрируй товарный знак в России и смело его используй.

Когда Роспатент может отказать в регистрации

Не зарегистрированный в России бренд в теории можно оформить на себя. Но есть вероятность, что это не получится сделать, и вот почему.

Введение потребителей в заблуждение. Если продукт иностранного бренда широко известен в России, Роспатент может отказать в его регистрации на имя местного предпринимателя или компании, которые не имеют отношения к этому бренду.

Одна из задач ведомства — не регистрировать знаки, которые могут обмануть ожидания покупателей. Скажем, если за рубежом есть известный товар под брендом «Альфа» и он широко продается в РФ, то в регистрации «Альфы» на имя местного предпринимателя могут отказать, поскольку российские покупатели уже ассоциируют бренд с конкретными товарами иностранного производителя.

То есть дело даже не в том, зарегистрирован зарубежный бренд в России или нет, а в том, насколько он известен российским потребителям. Регистрация товарного знака для такого основания отказа значения не имеет.

Известность бренда среди российских покупателей — достаточно субъективный вопрос. Его разрешает специалист из Роспатента, когда проводит экспертизу: ищет сайты возможных иностранных производителей, смотрит поисковую выдачу в сети — словом, выясняет историю бренда и его присутствие в РФ.

По результатам экспертизы Роспатент может зарегистрировать товарный знак, а может и отказать. Решение эксперта можно оспорить в Палате по патентным спорам, а потом в суде. Спорных ситуаций вокруг пересечений с зарубежными брендами довольно много, а итоговое решение всегда зависит от обстоятельств конкретного дела — как давно и как много товар под этим брендом рекламируется и продается в России.

Недобросовестная конкуренция. В борьбе за покупателей предприниматели и компании должны вести себя добросовестно. Иногда бывает, что бизнесмен нарушает закон и в результате получает рыночное преимущество. Так нельзя — подобную конкуренцию называют недобросовестной.

Распространенная ситуация: есть иностранный производитель и несколько дистрибьюторов в России. Они продают товары, зарабатывают деньги, про товарный знак не задумываются. Дальше один из дистрибьюторов регистрирует бренд на себя как товарный знак. После этого он выгоняет остальных дистрибьюторов с маркетплейсов и из соцсетей — обрубает им продажи.

Когда новость доходит до зарубежного производителя, может быть две реакции:

  1. ему все равно, потому что суммарный объем продаж не изменился;
  2. он начинает возмущаться и требовать передать товарный знак ему.

В некоторых случаях новоиспеченный владелец товарного знака меняет производителя — начинает заказывать аналогичный товар у другой фабрики, продолжая маркировать его тем же брендом, который теперь принадлежит ему.

Закон не одобряет такой «угон» бренда. Это считается недобросовестной конкуренцией — и в России, и по международным соглашениям. Если нарушение удастся доказать, товарный знак могут аннулировать, а предпринимателя или компанию — оштрафовать.

Правда, далеко не всем удается доказать, что нарушение действительно было. Обосновать, что предприниматель или компания выбрали именно такое название для бренда не просто так, а чтобы воспользоваться репутацией зарубежного производителя, — непростая задача.

Использование объектов чужих авторских прав. Товарные знаки бывают разных видов. Например, словесные — просто названия, а также графические и комбинированные — логотипы, то есть картинки.

Логотип — это еще и объект авторских прав, произведение. Права на него защищаются практически по всему миру с момента создания, и их не нужно регистрировать. Получается, у логотипов двойная правовая охрана: авторское право на территории всего мира и еще как товарный знак — в тех странах, где он зарегистрирован.

Представьте, что вы заказали у дизайнера логотип и начали использовать его в бизнесе, а потом кто-то взял и зарегистрировал ваш логотип в своей стране как товарный знак. Конечно, это нарушение.

Использовать чужие произведения без согласия правообладателей нельзя. Роспатент может отказать в регистрации товарного знака, если выяснится, что в этом знаке использовали чужое произведение без согласия правообладателя.

Если это выяснится после регистрации знака, ее могут аннулировать. Для этого правообладателю нужно будет обратиться в Палату по патентным спорам и доказать, что именно ему принадлежат права на логотип как на произведение.

Что в итоге

Если обозначение иностранной компании не зарегистрировано в России как товарный знак, можно попробовать зарегистрировать его на себя. Возможно, вам это удастся и вы получите все преимущества, на которые рассчитывали.

Но стоит учесть, что Роспатент может отказать в регистрации. А если она все-таки состоится, есть риск, что ее когда-нибудь аннулируют по возражению заинтересованного лица. Все это уже зависит от обстоятельств конкретного дела.

Алексей БашукА как вы относитесь к попыткам захватить чужие иностранные бренды?
  • Евгений НемовМожно, но есть нюансы, 1. по самостоятельной регистрации( если есть опыт) 2. По иностранному знаку (по его известности) 3. Если получите регистоацию есть вероятность его анулирования через суд по интеллектуальным правам. Каждый знак рассматривается индивидуально.0
  • FedorMichlen0
  • FedorЭто Круто ! если я в своей стране оформлю бренд иностранной компании на себя и смогу его эффективно и профессионально продвигать то я буду в плюсе и бренд на высоте ! все логично и мудро в этом мире , побеждают сильнейшие ! С Ув.Федор0