Бизнес
27K

Как защитить свой товарный знак

И наказать нарушителя по всей строгости

33

В предыдущих сериях мы выбирали название для бизнеса и регистрировали товарный знак. Теперь о том, как товарный знак защищает ваши интересы.

Представьте: вы придумали для компании звучное название, потратились на рекламу, заработали имя. Но тут появляется конкурент с похожим названием — и давай переманивать клиентов. А вы медленно достаете из кобуры свой товарный знак и взводите курок.

В суде с нарушителя ваших прав можно взыскать компенсацию до 5 млн рублей, заставить его изъять из оборота и уничтожить контрафактные товары, убрать знак из всей рекламы, запретить использовать товарный знак и даже заставить поменять название компании.

Давайте разбираться, как всего этого добиться.

Как узнать нарушение в лицо

Прежде чем замахиваться товарным знаком, нужно убедиться в том, что нарушение действительно есть. Это далеко не всегда очевидно. Чтобы нарушение считалось нарушением, должны сойтись три звезды: слишком похожее название, однородный вид деятельности и получение прибыли.

Похожее название. Когда ваш товарный знак и обозначение нарушителя одинаковые, вопроса о сходстве не возникает: все очевидно. Сложнее, когда обозначения немного различаются, но при этом все равно слишком похожи. Юристы называют это «сходством до степени смешения». Это значит, что обозначение, название или логотип похожи настолько, что обычный покупатель легко может их перепутать.

По моему опыту, в России право на товарные знаки чаще всего нарушают так:

  1. Название отличается регистром букв: Vektor — VekTor.
  2. Название такое же, только написано транслитом: «Вектор» — Vektor.
  3. Название отличается на одну-две буквы: Vektor — Vecktor.
  4. Название отличается добавлением бессмысленных элементов «плюс», «центр» или номера региона: Vektor — Vektor46.
  5. Название такое же, только добавлено указание на вид деятельности, например «ресторан» или «кафе»: Vektor — Vektor-auto.

Если ваш товарный знак — «Вектор», то все перечисленные варианты нарушают ваши права. Обычно нарушители считают, что если у вас товарный знак «Вектор» на автошколы, а у него «Автошкола Vektor46», то все в порядке. Но по закону в таких ситуациях можно подавать в суд и требовать компенсацию.

В прошлой статье я рассказал, как с маникюрного салона взыскали 600 000 рублей за то, что он использовал перевод чужого товарного знака на английский язык: «четыре руки» — 4hands. Случай с переводом редкий, но мораль все та же: чтобы нарушить право, не обязательно точно такое же обозначение, достаточно использовать просто слишком похожее.

Однородный тип деятельности. Кроме названия значение имеет вид деятельности. Если бизнес под похожим знаком продает капусту, а у вас парикмахерская, то он ничего не нарушает, так работать можно. Поэтому нужно посмотреть, на какие товары и услуги действует ваш товарный знак, а потом разобраться, чем занимается потенциальный нарушитель.

При этом неважно, чем вы на самом деле занимаетесь: важно, какие виды деятельности прописаны в вашем товарном знаке по международной классификации товаров и услуг, МКТУ. Это не всегда одно и то же.

Бывает, юрист подает на регистрацию товарный знак для холодильников на 11 класс МКТУ, а Роспатент на этапе экспертизы срезает большую часть товаров и возвращает отказ. Тогда юрист просит Роспатент зарегистрировать знак хотя бы на что-нибудь. Роспатент соглашается, юрист пожимает руку клиенту и вручает свидетельство, а клиент и знать не знает о том, что действие его товарного знака распространяется только на ядерные реакторы, унитазы и шахтерские лампы.

Чтобы это проверить, посмотрите список товаров и услуг в приложении к оригиналу свидетельства на товарный знак. Если бумажного свидетельства под рукой нет, его можно найти по номеру свидетельства в реестре товарных знаков.

Чтобы узнать, что защищает товарный знак, проверьте поле 511 — «Классы МКТУ и перечень товаров и/или услуг»
Чтобы узнать, что защищает товарный знак, проверьте поле 511 — «Классы МКТУ и перечень товаров и/или услуг»

Теперь нужно сравнить свои товары с товарами потенциального нарушителя и свои услуги с его услугами. Чтобы нарушение имело место, точное совпадение необязательно, как и с названием. Достаточно, чтобы товары были просто однородными: одежда и обувь, фрукты и овощи, кафе и доставка еды. Даже бизнес-тренинги и клубы: с юридической точки зрения и то и другое — организация мероприятий.

Обычно толковые юристы при регистрации товарного знака выбирают товары и услуги очень подробно, чтобы потом в случае чего однородность товаров было легко доказать — например если вы с нарушителем оба продаете сапоги. Но даже если у вас в перечне товаров только «одежда», то продавец сапог с таким же названием, скорее всего, нарушает ваше право на товарный знак. Правда, чтобы судья согласился с тем, что товары однородные, нужно будет вызвать эксперта.

Получение прибыли. Если названия похожи до степени смешения, а тип деятельности однородный, остается узнать, получает ли потенциальный нарушитель от спорного именования прибыль.

Сшить рюкзак с товарным знаком ФИФА и носить его самому можно, это не нарушение. А вот продавать такие рюкзаки без разрешения правообладателя нельзя. Например, в Казани швея сшила и продала полицейским несколько ростовых фигур с волком Забивакой, а теперь полицейские шьют ей дело по статье 180 УК РФ.

При этом неважно, знал ли нарушитель, что у вас есть товарный знак, или нет. Использует — значит нарушает. Под использованием товарного знака закон подразумевает его размещение на товарах, этикетках, упаковках, вывесках, в рекламе, документации, в доменных именах и соцсетях.

Самостоятельный сбор доказательств

Если все сходится, собирайте доказательства: они пригодятся для обращения в различные инстанции и для суда. Это стоит делать до начала боевых действий, чтобы нарушитель не успел избавиться от компромата.

Зафиксируйте все, что получится найти: сделайте скриншоты сайта, рекламы и страниц в социальных сетях, сфотографируйте вывеску и интерьер, если у нарушителя есть розничная точка. Купите товар для образца и сохраните чек. Заранее неизвестно, что суд примет в качестве доказательств, а что нет, поэтому доказательств нужно как можно больше.

Отдельная история со скриншотами страниц из интернета. К моменту заседания сайт уже может не работать, и у суда не получится проверить достоверность скриншотов. Поэтому их стоит заверить у нотариуса.

Претензия

Когда доказательства собраны, время писать претензию. Без нее суд не начнет дело. Да суд может и не понадобиться, если нарушитель выполнит ваши требования добровольно.

Претензию составляют в свободной форме. Вот что обычно в нее входит:

  1. Отправитель, то есть правообладатель.
  2. Получатель, то есть нарушитель.
  3. Описание зафиксированного нарушения.
  4. Товарный знак — МКТУ, дата приоритета, срок действия.
  5. Обоснование сходства товарного знака и обозначения нарушителя.
  6. Обоснование однородности товаров или услуг.
  7. Требования правообладателя. Обычно это требование перестать использовать все, что связано с товарным знаком, и компенсация ущерба — от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.
  8. Указание на действия, которые будут приняты в случае невыполнения требований.
  9. Ссылки на законы и судебную практику.
  10. Приложения — копия свидетельства на товарный знак, материалы, подтверждающие нарушение.

Претензию можно подготовить и самому, но надежнее обратиться к юристу. Чем основательнее составлена претензия, тем больше вероятность, что нарушитель испугается и предпочтет не доводить дело до суда. А чтобы написать основательную претензию, нужно как следует изучить дело. Именно в этом состоит основная работа юриста — а не в том, чтобы проставить верные реквизиты.

Пример основательной претензии. Этот документ на пять страниц — результат недельной работы юриста. Если вместо этой работы скопировать чужую претензию и поставить подпись, результат может оказаться неожиданным
Пример основательной претензии. Этот документ на пять страниц — результат недельной работы юриста. Если вместо этой работы скопировать чужую претензию и поставить подпись, результат может оказаться неожиданным
Пример основательной претензии. Этот документ на пять страниц — результат недельной работы юриста. Если вместо этой работы скопировать чужую претензию и поставить подпись, результат может оказаться неожиданным
Пример основательной претензии. Этот документ на пять страниц — результат недельной работы юриста. Если вместо этой работы скопировать чужую претензию и поставить подпись, результат может оказаться неожиданным
Пример основательной претензии. Этот документ на пять страниц — результат недельной работы юриста. Если вместо этой работы скопировать чужую претензию и поставить подпись, результат может оказаться неожиданным

Обычно юристы, которые занимаются регистрацией знаков, занимаются и их защитой. При выборе юриста действуют примерно те же правила:

  1. Профильный юрист лучше, чем юридический супермаркет.
  2. Чем подробнее прописан состав услуг в договоре, тем лучше.
  3. Вести споры по товарным знакам юрист может дистанционно, поэтому можно рассматривать предложения юристов из других регионов.

Подготовка и подача претензии у профильных юристов стоит в среднем 20—30 тысяч рублей. Кроме самой претензии в стоимость услуг юристы также закладывают время, которое потратят на изучение дела, первичную оценку доказательств, подготовку стратегии защиты нарушенного права и первоначальное взаимодействие с нарушителем после получения претензии. По итогам работы толковый юрист расскажет о перспективах дела и предложит несколько вариантов действий в зависимости от бюджета и задач.

Если нарушитель согласился решить вопрос до суда, то оплату услуг юристов он возьмет на себя — это надо прописать в самой претензии. Если дело дойдет до суда и суд примет решение в вашу пользу, юриста тоже оплатит нарушитель.

Претензию нужно отправить заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Тогда она не потеряется на почте, а уведомление о вручении покажет, получил ли нарушитель письмо. Опись вложения пригодится в суде, чтобы подтвердить, что вы отправили нарушителю именно претензию, а не конверт с туалетной бумагой. Претензию можно отправить и на электронную почту нарушителя, но это никак не отменяет необходимости ее отправки бумажным письмом. Почтовую квитанцию об отправке претензии обязательно сохраните: потом ее нужно будет приложить к исковому заявлению.

Отправлять претензию нужно строго на юридический адрес нарушителя из Единого госреестра юридических лиц — ЕГРЮЛ. Брать адрес с сайта компании опасно: ее фактический адрес может не совпадать с юридическим. Если суд выяснит, что претензию отправили не на юридический адрес, то попросит сделать это заново. Придется ждать еще месяц.

По закону в суд можно обращаться только через 30 дней после направления претензии, поэтому не стоит ждать от нарушителя быстрого ответа. Письмо он получит где-то через неделю, еще неделю будет бегать по юристам. Только к концу третьей недели вам, возможно, дадут ответ.

Часто бывает, что компании вообще не отвечают на такие претензии и рассчитывают на то, что про них просто забудут. Сначала они рассуждают так: «А зачем мне товарный знак? Пять лет без него работаем, и все нормально. Вот претензию получим, тогда и видно будет». После получения претензии эта позиция превращается в «Ну получили претензию, ну и что, они же в суд еще не пошли».

На самом деле, после того как вы отправили претензию нарушителю, мяч на его стороне. Теперь его дело — бегать за вами и пытаться как-нибудь договориться, чтобы избежать слишком больших компенсаций, штрафов, проверок и суда. Но не все разбираются в товарных знаках так же хорошо, как мы с вами. Поэтому через пару недель после отправки претензии можно позвонить руководителю компании-нарушителя и поинтересоваться, получили ли они претензию, знают ли о последствиях и какие у них теперь планы на дальнейшую жизнь.

Сбор доказательств с помощью госорганов

Пока нарушитель сидит над вашей претензией и ждет, что вы обо всем забудете, продолжайте собирать доказательства. Теперь с помощью государственных органов.

Нарушитель права на товарный знак не только мешает вашему бизнесу. Он ведет недобросовестную конкуренцию, нарушает закон о рекламе, вводит потребителей в заблуждение, а возможно, и совершает уголовное преступление. Поэтому если ваше право на товарный знак нарушают, то можно обратиться в Федеральную антимонопольную службу, Роспотребнадзор и полицию.

Федеральная антимонопольная служба следит за тем, чтобы конкуренция между предпринимателями была добросовестной, а реклама компаний соответствовала законодательству.

Когда одна компания продает товары под товарным знаком другой, это значит, что у компании-правообладателя купят меньше товаров, чем могли бы купить. Соответственно, компания упустит прибыль. Также использование чужого товарного знака наносит ущерб деловой репутации правообладателя, особенно если качество товаров или услуг нарушителя ниже, чем у правообладателя. За недобросовестную конкуренцию штрафуют минимум на 100 000 рублей.

Часто нарушители используют товарный знак не только на товарах, но и в рекламе, наружной и в интернете. Это тоже нарушение, с которым борется ФАС. За него штраф от 100 000 до 500 000 рублей.

Если ФАС увидит нарушение, она подаст на нарушителя в суд. Если там его оштрафуют, то помимо морального удовлетворения правообладатель получит доказательства для будущего суда, так как сможет сослаться на судебное решение по иску ФАС.

Чтобы ФАС проверила нарушителя, нужно написать заявление. Оно похоже на претензию, только здесь факты описываются в ракурсе законов о рекламе и защите конкуренции. Правообладатель не просит компенсацию, а описывает, какие негативные последствия для бизнеса повлекло нарушение прав на его товарный знак. Подать жалобу в ФАС можно лично или обычной почтой. Адреса и приемные часы отделений опубликованы на сайте ФАС.

Роспотребнадзор защищает интересы потребителей. Использование чужого товарного знака вводит потребителей в заблуждение и вызывает смешение товаров на рынке. Поэтому правообладатель может обратиться в Роспотребнадзор и попросить проверить законность действий нарушителя. По итогам проверки Роспотребнадзор составляет административный протокол и передает материалы дела в суд с просьбой привлечь к ответственности нарушителя на основании статьи 14.10 КоАП РФ.

Суд может оштрафовать компанию на 50—200 тысяч рублей, а директора компании — на 10—50 тысяч рублей. Еще он конфискует контрафактный товар и материалы, а также оборудование, на котором они производятся.

Полиция проводит проверку по заявлению правообладателя, чтобы убедиться в том, что в действиях нарушителя нет состава преступления.

В особо тяжелых случаях административное правонарушение перерастает в уголовное преступление. Если нарушение совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, то это уже уголовное преступление по пункту 1 статьи 180 УК РФ. За него грозит лишение свободы на срок до двух лет и штраф до 80 000 рублей. А если преступление совершила группа лиц, то срок уже будет до шести лет, а штраф — до 500 000 рублей.

Проверка полиции часто выглядит так: полицейский в штатском покупает товар, передает деньги и получает чек, а после этого представляется, предъявляет служебное удостоверение и просит продавца позвать администрацию магазина. Администрации повезет, если у нее есть документы, которые подтверждают законность торговли купленным товаром. С началом полицейской проверки торговля приостанавливается, магазин закрывается. Периодически подобные проверки полиция проводит и без всяких заявлений, особенно на рынках и в торговых центрах.

При словах «полиция» и «контрафакт» в голову приходят рынки с палеными кроссовками «Адидас», а не высокие материи кофейного стартапа или магазина модной одежды. Но закону все равно — если высокие материи нарушают права на товарный знак, будут последствия.

Защита прав в интернете

Если права на товарный знак нарушают в интернете, защитить их помогают социальные сети, рекламные площадки и регистраторы доменов.

Социальные сети самостоятельно блокируют страницы нарушителей и заменяют их заглушкой «Заблокировано по запросу правообладателей».

Как-то ко мне обратилась одна компания за регистрацией товарного знака. Ребята создали незатейливый бизнес по организации столиков с алкогольными желе на свадьбах и корпоративах, дело шло хорошо, компания собралась продавать франшизы. Мы зарегистрировали товарный знак, и компания продала больше пятнадцати франшиз. А потом мы узнали, что в другом городе какие-то предприимчивые товарищи открыли бизнес с таким же именем, который к нашим друзьям не имел никакого отношения.

Мы подали жалобу администрации Вконтакте, и группу нарушителей заблокировали. Так мы показали потенциальному франчайзи, кто настоящий правообладатель, а заодно продемонстрировали готовность защищать свои права. Теперь на месте бывшей группы нарушителей висит заглушка.

Это работает и в других соцсетях. Искать нарушителей можно по поиску или хэштегу. Например, один из моих клиентов нашел по хэштегу нарушителей в Инстаграме. Он увидел, что под его названием публикует фотографии другая компания, не имеющая к нему никакого отношения, — и нарушает его право на товарный знак.

Заглушка на странице компании-нарушителя во Вконтакте
Заглушка на странице компании-нарушителя во Вконтакте

Рекламные операторы вроде «Яндекс-директа» и «Гугл-эдса» тоже могут сами остановить рекламные кампании нарушителя — достаточно жалобы от правообладателя. На практике все зависит от внутренних установок оператора. Например, «Яндекс-директ» часто отказывается что-то убирать без решения суда. А Ютуб и Инстаграм, наоборот, блокируют чуть ли не сразу.

Регистратор домена не вправе самостоятельно заблокировать домен нарушителя, но обязательно сделает это по решению суда.

С доменными именами все несколько сложнее, чем с соцсетями или рекламными площадками. Все зависит от конкретной ситуации. Если вы пять лет продаете одежду под товарным знаком «Ромашка», а кто-то в прошлом году открыл интернет-магазин одежды на сайте «Ромашка-ру», тут все однозначно. Нарушение легко установить и доказать, поэтому суд запретит нарушителю использовать товарный знак в домене.

Иногда суд также вдогонку взыскивает компенсацию за нарушение прав на товарный знак, как это было в деле по домену burger-king.su. Предприниматель зарегистрировал этот домен, «Бургер-кинг» об этом узнал и попросил предпринимателя его отдать. Тот отказался, и компания пошла в суд. Там предпринимателю наказали отдать домен компании и в придачу взыскали 200 тысяч рублей компенсации, чтобы было неповадно нарушать чужие права на товарный знак.

Сложности начинаются, когда у каждой стороны есть весомые аргументы, например если домен зарегистрирован сильно раньше товарного знака. Когда компания с товарным знаком «КОНСТАНТА CONSTANTA» подала иск на владельца домена constanta66.ru, суд не нашел нарушений, потому что домен зарегистрировали еще до того, как товарный знак «КОНСТАНТА CONSTANTA» подали на регистрацию.

Кроме даты регистрации домена и приоритета на товарный знак при доменных спорах смотрят на множество вещей: степень сходства товарного знака и домена, однородность товаров и услуг спорящих компаний, опасность смешения, влияние домена на работу компании под товарным знаком, территорию деятельности, известность компаний. Нормальный человек не все слова-то здесь понимает, а все это нужно еще собрать и доказать. При этом судебной практики по доменным спорам пока не так и много, поэтому сложно предсказать, как на доказательства отреагирует суд.

Поэтому, если все-таки решите отобрать домен у потенциального нарушителя, найдите хорошего юриста по таким делам.

Идем в суд

Когда нарушителя атакуют со всех сторон, ему приходится нелегко. ФАС, РПН и полиция устраивают проверки и суды, соцсети и рекламные площадки блокируют контент, да еще нависает перспектива суда с правообладателем. По моему опыту, в такой ситуации нарушители часто предпочитают договориться мирно. Но если нет, то через 30 дней после отправки претензии можно подавать исковое заявление.

Исковое заявление похоже на претензию: нужно заявить и обосновать требования к нарушителю. Вот чего можно требовать:

  1. Изъять из оборота и уничтожить контрафакт за счет нарушителя. Контрафактными считаются товары, этикетки и упаковки товаров, на которых незаконно размещен товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.
  2. Удалить товарный знак с вывесок, рекламы, документов и других материалов — со всего, что связано с продуктами или услугами компании.
  3. Возместить убытки или выплатить компенсацию. Компенсация может быть от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, в двукратном размере стоимости товаров или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака.
  4. Прекратить использовать товарный знак в доменах.

Возмещение убытков и компенсация — это разные вещи. Убытки нужно подсчитать и доказать, а компенсацию можно просто заявить на свое усмотрение. В спорах о товарных знаках доказать убытки довольно сложно, поэтому в иске чаще требуют компенсацию — а дальше суд уже сам решает, какая компенсация выглядит соразмерной. Возмещение убытков имеет смысл требовать, только если их набралось больше 5 миллионов.

Пять миллионов суд присуждает редко, обычно в районе полумиллиона рублей. С кофейни Traveler’s Coffee из Красноярска суд взыскал 220 тысяч рублей. Если бы в процессе суда они не заключили франшизный договор с правообладателем, компенсация была бы больше.

С барбершопа в Новосибирске взыскали 300 000 рублей за незаконное использование товарного знака «Брадобрей». Салоны маникюра «Золотая пилка» в Санкт-Петербурге — больше не «золотая» и не «пилка», а суд еще и обязал выплатить миллион рублей компенсации, по 500 000 за каждый салон.

По сравнению с претензией к моменту подачи иска доказательств становится больше: как минимум добавится квитанция с почты об отправке претензии. А если до вашего суда РПН или ФАС уже доказали нарушение, это существенно упрощает задачу: достаточно просто сослаться на решение нужного суда.

Споры между компаниями о нарушении прав на товарные знаки рассматривают арбитражные суды. Если после арбитражного суда первой инстанции и апелляционного арбитражного суда одна из сторон не согласна с решением, дело отправляют в кассационную инстанцию: для таких споров это суд по интеллектуальным правам.

В арбитражах редко можно встретить пламенные речи и обсыпание мукой в стиле программы «Час суда». Чаще всего весь процесс сводится к зачитыванию заранее подготовленных документов. Поэтому если как следует подготовиться к суду, то само заседание превращается в формальность.

Если вы получили претензию

Получение претензии — не повод сразу платить компенсацию и уничтожать всю продукцию. Часто бывает, что правообладатель не очень хорошо разобрался в деле, поэтому можно найти повод не удовлетворять его требования.

Первым делом посмотрите, действует ли его товарный знак. Бывает, что срок действия знака истек, а его правообладатель не в курсе. Проверить знак можно в официальном реестре товарных знаков на сайте ФИПС, это бесплатно.

Затем проверьте классы МКТУ, товары и услуги, на которые зарегистрирован товарный знак. Если вы занимаетесь чем-то другим, то ничего не нарушаете.

Ко мне как-то обратилась владелица салона красоты, которая получила претензию за использование чужого товарного знака, да не просто претензию, а, по ее словам, из прокуратуры. К ней был приложен только скан самого свидетельства, без выписки с указанием товаров и услуг. Когда я открыл реестр, то увидел, что товарный знак зарегистрирован только на кафе и не имеет никакого отношения к салонам красоты. На этом история с «прокуратура завела дело» закончилась.

Следующее, что надо проверить, — дата приоритета товарного знака. Если вы начали работать задолго до того, как знак был подан на регистрацию, есть шансы доказать свою добросовестность в суде. Иногда даже можно аннулировать чужой товарный знак через Палату по патентным спорам. Для этого надо подать туда — внимание! — «возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку, мотивированное тем, что правовая охрана ему предоставлена в нарушение положений пункта 8 статьи 1483 ГК РФ, поскольку оспариваемый товарный знак является сходным до степени смешения с коммерческим обозначением, используемым предпринимателем в отношении однородных услуг, исключительное право на которое возникло ранее даты приоритета этого товарного знака».

То есть если вы много работали и стали известны еще до того, как на товарный знак подали заявку, и можете очень убедительно это доказать, то Палата по патентным спорам может этот знак аннулировать. Доказательствами вашей работы могут стать, например, договор аренды, накладные, договоры с поставщиками услуг, товарные чеки, акты на размещение рекламы — все, что подтверждает, что бизнес существовал и работал в заявленное время.

Известность — понятие более субъективное. Но чтобы считаться известным, необязательно запускать ракеты на Марс. Например, одному магазину автозапчастей хватило наружных вывесок, рекламных листовок, накладных на товар, баннеров и визиток.

Правда, аннулирование знака не отменяет вероятности того, что потом суд по интеллектуальным спорам его восстановит и все закрутится сначала. С тем магазином автозапчастей так и случилось. Такое очень редко, но бывает.

Наконец, автора претензии также обязательно надо пробить в Яндексе или Гугле. Бывает, что компания регистрирует под себя тысячи товарных знаков, но сама ничего под ними не производит, а только предъявляет претензии всем остальным и наживается на компенсациях. Такие компании называют патентными троллями. В России их пока не так много, поэтому их можно распознать по большому числу публикаций в СМИ и судебных решений по товарным знакам.

Последние несколько лет судебная практика складывается не в пользу патентных троллей. Суды приходят к выводу, что те злоупотребляют своими правами, и взыскивают минимальные компенсации или не взыскивают их вообще.

Но даже если претензию вам прислал патентный тролль с истекшим сроком действия товарного знака, который с вами никак не пересекается, а у вашей компании столетняя история безупречной работы, не спешите отвечать. Все описанные выше приемы подходят только для того, чтобы вы не переживали раньше времени. Любые действия обязательно согласуйте с профильным юристом.

Споры по товарным знакам: памятка

  1. За нарушение прав на товарный знак можно заставить уничтожить контрафакт, убрать знак из рекламы, документов и вывесок, а также взыскать компенсацию до 5 млн рублей.
  2. Перед тем как обращаться в суд, отправьте нарушителю претензию. Без нее иск не примут.
  3. Напишите жалобы в ФАС, Роспотребнадзор и полицию. Они проведут проверки и докажут нарушение в суде. Вам останется только сослаться на судебные решения.
  4. В суде требуйте не взыскания убытков, а компенсации. Так вам не нужно будет доказывать свои убытки.
  5. Если вам пришла претензия за нарушение прав на чужой товарный знак, звоните юристу по товарным знакам. Он знает, что делать.
А вы отправляли или получали претензии за нарушение прав на товарный знак? Чем все кончилось?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Tatyana, надеюсь у вашей конторы ничего не получится

5

в смысле крайне нужен, а дадите номер дела почитать? Представьте к вам придут и вот так будут пытаться отдать иные имущественные права с мотивацией "а нам нужнее"?
А теперь по существу вопроса: я некоторое время киберсквотил, и по старой памяти слежу за судебной практикой и честно говоря помню только один интересный кейс за последнее время А40-47754/2016 -- забывшая продлить домен ( == отказ от продления регистрации домена) звезда пошла в суд и я уверен что не важно, выиграла она его или проиграла, судебные издержки в пользу ответчика покрыли стоимость домена как минимум пару раз

1

Алексей, спасибо большое!

1
0

Такая ситуация: один ИП 8 лет назад наработался, чуть не погубил бизнес, в итоге продал оборудование другому ИП, но свое ИП сохранил, т.к. имел договор аренды на помещение. Все 8 лет за первого ИП оплачивались платежи за аренду и ресурсы.
Через 8 лет 1-й ИП приходит ко 2-му и говорит: «Уматывай из помещения, вывеску и ТМ оставь, типа я тебе продал только оборудование, спасибо за раскрутку места» (ТМ 1-м ИП не была зарегистрирована).
Пока суть да дело, 2-й ИП подал заявку на регистрацию ТМ. Первый ИП про это узнал, так как тоже решил зарегистрировать ТМ и начались обвинения в воровстве 🤷🏻‍♂️

Отмечу, все 8 лет первый ИП к бизнесу отношения не имел, бизнес не вел, ничего не имел кроме договора аренды на помещение и с ресурсоснвбжающими организациями, за него оплачивались все взносы и тд.

Какие шансы что 2-й ИП сохранит ТМ для себя?

0

Stani, скорее всего дело будет развиваться так:
ИП №2 вовремя смекнул, что дело пахнет керосином, и подал заявку на регистрацию товарного знака. ИП №1 узнает об этом, разозлится и пойдет к юристам. Они скажут, что знак зарегистрировать не получится, так как уже подана такая заявка раньше него. Но на этом ИП №1 не успокоится, он настоит на своем и в конце концов найдет юристов, которые просто подадут заявку на товарный знак, без каких-то гарантий и обещаний.

Спустя 6-7 месяцев ИП №2 получит свидетельство на товарный знак. ИП №1 получит отказ в регистрации. С этим отказом он пойдет по юристам, чтобы те "обжаловали" отказ в регистрации и аннулировали товарный знак ИП №2. Нормальные юристы откажутся браться за такое дело, потому что с берега видно, что ИП №1 ничего хорошего не светит.

Юристы, которых в итоге все-таки найдет неугомонный ИП №1, попытаются отменить товарный знак ИП №2 через Палату по патентным спорам на основании того, что ИП №1 все это время как бы платил аренду и как будто бы работал. Ссылаться они будут на то, что якобы у ИП №1 было коммерческое обозначение, которое он использовал раньше, чем ИП №2.

Палата по патентным спорам откажет ИП №1 и не будет аннулировать знак ИП №2, потому что одна лишь оплата аренды — это слишком слабое обоснование для такой позиции, права на коммерческое обозначение на таком основании не возникает. На этом история и закончится.

Поэтому я уверен, что ИП №2 сохранит свой товарный знак и опасаться здесь ему особо нечего.

1
0

Что делать, если запатентованное название компании конкурент использует в title, description и ключевых словах своего сайта? В выдаче Яндекса и Гугла этими методами конкурент выходит сразу под нашей компанией , тем самым забирая часть потенциальных клиентов. Можно ли обязать его удалить чужое запатентованное название со своего сайта и взыскать ущерб?

0

Ксения, по большому счету конкурент использует ваше название с целью получения коммерческой выгоды, поэтому по смыслу закона такие действия нарушают ваши права. Если у вас зарегистрирован товарный знак, то есть вероятность того, что у вас получится через суд запретить конкуренту использовать ваше название и возможно даже взыскать какую-то компенсацию.

Дело будет очень необычным для наших судов и юристов, но интересным.

1

Tatyana, таких дел с каждым годом все больше, но практика по ним до сих пор не устоялась. Надеюсь, что у вас все получится :)

0
0

Поправьте ссылку на открытие реестры - ФИПС изменил структуру своего сайта:
http://www1.fips.ru/registers-web/

0

Евгений, спасибо, поправим.

0
0

Подскажите, пож-та, как быть в ситуации. У нас есть бренд (название вымышленное для примера), например, luckyco people, где luckyco несуществующее имя собственное. Подразумевается удачные коллекции людям. Но после подачи заявки в Роспатент, выяснилось, что уже зарегистрирована марка lucky people. Эта марка нигде не пробивается, и скорее всего не существует в коммерческом плане, но есть, и классы такие же как у нас. У нас есть перспективы зарегистрировать товарный знак и какие аргументы можно привести, если да? Спасибо!

0

Владислав, перспективы достаточно хорошие. "luckyco" должны зарегистрировать, он не схож до степени смешения с "lucky people". Фантазийные знаки, как у вас, считаются достаточно сильными, на смысловое сходство Роспатент почти не ссылается, поэтому если ваша настоящая ситуация такая же, как в примере, и там нет других нюансов, то вам знак должны зарегистрировать.
Если в реальности ваш знак все-таки слишком похож на тот знак, который уже занят, но не используется, то тогда стоит заходить через Палату по патентным спорам. Дело в том, что если товарный знак не используется в коммерции более трех лет, то его можно аннулировать, а свой — зарегистрировать.

0
0

Нам пришла претензия, но на имя бывшего собственника бизнеса, который им сейчас не владеет.
Надо ли что то делать?
Я так понимаю, если заявитель подаст в суд, то бывший собственник покажет договор купли продажи бизнеса, суд ничего не предпримет, и заявителю нужно будет отправлять новую претензию на мое имя, верно?

0

Бо, здесь все зависит от того, кем именно является "бывший собственник бизнеса" (ИП, ООО, непосредственно учредитель) и того, кто именно сейчас нарушает товарный знак. Из тех данных, что вы сообщили, похоже, что претензию отправили явно не по адресу, то есть человеку, который не нарушает сейчас права на товарный знак. Если это так, то да, этот человек — ненадлежащий ответчик, претензию нужно подавать тому, кто нарушает знак прямо сейчас. Главное, чтобы не оказалось, что правообладатель может доказать, что "бывший собственник бизнеса" тоже нарушал товарный знак в свое время, иначе тогда бывший собственник станет уже надлежащим ответчиком.

0
0

Здравствуйте, помогите нам пожалуйста. У нас такая история. Было название и Вывеска, зарегистрирована у администрации города. Вдруг наши конкуренты сделали себе товарный знак и прислали претензию. Мы узнавали до этого и нам сказали , что название Жених и Невеста никогда не зарегистрируют, слишком общеупотребимое сочетание. Как быть, куда писать и нужно ли отвечать на претензию?

0

Юрист, который сказал, что "Жених и невеста" не зарегистрируют потому что это общеупотребимое сочетание", видимо, не разбирается в товарных знаках. "Общеупотребимость" — это не основание для отказа в регистрации товарного знака. Отказать можно было бы, если бы у вас название указывало на вид деятельности, например "Свадебный Салон" для свадебного салона. А тут "Жених и невеста" на услуги по организации мероприятий, обычный товарный знак.

Теперь оказалось, что этот знак занят. На претензию отвечать, конечно, нужно. Подготовка ответа на претензию поможет вам подготовиться к возможному суду. Юрист, который будет готовить ответ, соберет доказательства и сформулирует позицию. В вашем случае нужно будет пытаться в суде доказать, что у вас возникло право на коммерческое обозначение, а параллельно пытаться аннулировать товарный знак авторов претензии через Палату по патентным спорам. Если знак не аннулировать через ППС, то все остальные усилия в суде скорее всего окажутся напрасными.

Жаль, что только сейчас увидел ваше сообщение, надеюсь, не опоздал с ответом.

0
0

Вывеска утверждена до их подачи на товарный знак

0
0

А что делать в этой ситуации. Зарегистрирован 2 товарных знака: логотип и домен. В сети появился новый домен, который схож фонетически. В том же городе и те же услуги. Но при этом на сайте нет юридической информации, только телефон и почта. Полагаю, что там еще и нелегальная предпринимательская деятельность. Кому в таком случае писать претензию и как ее передавать (нужна же ведь почта)?

0

Ирина, можно запросить информацию у доменного регистратора, можно позвонить по телефону под видом клиента, можно написать жалобу в ФАС, а те пусть сами уже ищут. В общем, вариантов много :)

1

Алексей, а ФАС тоже курирует вопросы товарных знаков?

0

Ирина, отчасти да. Если компания использует чужой товарный знак, это значит, что она ведет недобросовестную конкуренцию и нарушает законодательство о рекламе. А такими делами собственно и занимается ФАС. Поэтому да, в этой части защитой интересов правообладателей занимается ФАС.

0
0

Мы новая компания в сфере предоставления услуг косметологии. Открываемся через пару недель и заблаговременно запустили страничку в инстаграм. Тут же прилетело сообщение (чтобы мы прекратили использовать его товарный знак) в direct от некого ИП, который, как оказалось продаёт франшизы по России под точно таким же названием, как у нас, примерно на протяжении года-двух. Сфера деятельности та же с одним отличием, у него салоны красоты, у нас Клиника ( с лицензиями и по всем правилам)
Пробив его заявку, оказалось, что она подтверждена, но он до сих пор не оплатил пошлину и срок оплаты скоро истечёт.
Вопрос !
Можем ли мы по истечению его срока оплаты подавать заявку на товарный знак?
Что в случае этого будет, если он подавал ее гораздо раньше, но допустим забыл оплатить?
При этом мы новая маленькая клиника(к слову в нашем городе нет салонов красоты под его франшизой), но ООО, а он уже несколько лет работает на рынке, но ИП?
Что посоветуете?

0

Маргарита, все зависит от того, об оплате какой пошлины идет речь и в каком статусе заявка. Штука в том, что помимо срока на оплату пошлины есть еще срок на восстановление пропущенного срока на уплату пошлины. В зависимости от статуса заявки он разный, поэтому тут лучше будет если поверенный посмотрит эту заявку и скажет вам, что там за решения были и какие там точные сроки.

По второй части вопроса — да, если он упустит срок оплаты, то вы сможете подать такое же название на регистрацию. Отбить его назад у вас будет очень сложно, даже несмотря на то, что он подавал заявку и уже работал. Организационно-правовая форма (ООО или ИП) тут на исход дела влиять не будут.

Заявку, кстати, я бы предложил вам подать сейчас. В противном случае возможна ситуация, когда заявку на такое же название подаст вообще кто-то третий, пока вы будет ждать, оплатит тот предприниматель, пошлину или нет. В таком случае это третье лицо и получит в итоге знак. Учитывая, что это рисковая затея, чтобы не тратить на нее слишком много, можно подать заявку и не платить пошлины. Несколько месяцев она повисит, а за это время уже будет известно заплатил тот предприниматель пошлины или нет, тогда и станет понятно, имеет ли смысл вам продолжать регистрацию.

0
0

Добрый, я физ лицо, являюсь создателем и администратором крупного интернет сайта и его колонок в соц сетях, сайт существует с 2009, колонки с 2014 г.

В печатные и электронных СМИ содержится информация о том, что интернет ресурс создан именно мной, получал грамоты от органов власти.
Месяц мне стало известно о подаче заявки на регистрацию товарного знака с названием, идентичным названию и домену моему ресурсу. При этом, лицо, подавшее данную заявку, поставило определённые условия, предупредив меня, что в случае их невыполнения оно зарегистрирует аналогичный ТЗ. Как мне быть?

Я так понимаю в результате регистрации произойдёт посягательство на мои авторские права.
Подскажите как действовать и куда обращаться? П.С. Ресурс некоммерчский, и легко находится в поисковых системах.

0

Егор, если это ресурс некоммерческий, то скорее всего у владельца товарного знака ничего не получится сделать. Дело в том, что нарушением товарного знака считается не просто использование какого-то слова само по себе, а использование слова для индивидуализации товаров и услуг в коммерческой деятельности.
Поэтому владелец товарного знака в лучшем случае может вам запретить использовать товарный знак в его сфере бизнеса. Но так как бизнес вы не то что в его сфере, а вообще не ведете, вам этот запрет ничего не изменит.
Другой вопрос в том, что владелец товарного знака может сам об этом не знать и быть свято уверенным в своей правоте. А может оказаться патентным троллем, который реально пойдет в суд. Ситуации бывают разные.
Куда обращаться — здесь стоит показать претензию профильному юристу по товарным знакам или патентному поверенному. Он посмотрит претензию, расскажет о возможных вариантах развития и подготовит ответ. Вполне может быть, что юрист подготовит ответ так, что у тех товарищей пропадет желание идти судиться.

0

Алексей, большое спасибо за развернутый ответ! Действительно, человек этот по ряду моментов патентный троль, "мы у него не первые". Наш сайт услуги не оказывает и не продает никаких товаров, только бывает заказываем (актив сайта - физ лица). кружки фирменные и тарелки без договора и за свой счет - и дарим их на наших фестивалях людям. Наша главная обеспокоенность состоит в том, что после получения свидетельства на товарный знак этот троль подаст заявление на блокировку домена, пострадают в результате люди, которые пользуются сайтом, а это несколько тысяч в день.. На самом сайте есть упоминание с привязкой к ФИО что он в соответствии с п.2 ст.1260 ГК РФ защищён законом, автору составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные им подбор или расположение материалов (составительство).

0

Егор, сейчас практика складывается так, что суды не блокируют домены. практически. Просто запрещают вести тот или иной бизнес через домен. Чтобы сайт прям взяли и заблокировали, тут должно быть или злоупотребление владельца домена очень уж злостное, или суд должен быть какой-то совсем некомпетентный.

0

Алексей, Алексей, огромное спасибо!

0
0

Подскажите, как лучше делать?
Регистрировать название и логототип отдельными товарными знаками или можно в один?

0
0

да, получали. И хотим сейчас подать возражение в РОСПАТЕНТ на неправомерное использование слова в ТЗ. На нас подали иск, как на нарушителей и использование ТЗ производителя, для последующей продажи и рекламы их товара ( не контрафакт, оригинал, купленный для перепродажи у их дилера)-будем защищаться.

0
0

Как быть если я "придумал" ТМ проверил по открытым базам в интернете, она нигде не бьется, но вот в поисковиках нашлось пару компаний в недружественных штатах и европе с таким же названием, поскольку ТМ на английском языке, может ли что-то прилететь из-за границы?

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество