Как стать крутым: вопрос из интернета
Многие хотят стать успешными или богатыми, но некоторые люди мечтают стать крутыми.
О том, как этого достичь, в Яндексе спрашивают примерно 10 тысяч раз в месяц, еще столько же запросов по поводу того, как стать еще круче. Хотя каждый вкладывает в это понятие что-то свое, все же есть некоторые универсальные правила крутости.
В нашей рубрике о неожиданных поисковых запросах рассказываем, кого обычно считают крутым и как все же им стать.
Что значит быть крутым
Однозначно сказать, что такое крутость, невозможно. Каждый вкладывает в это слово свой смысл: один человек считает крутым участие в музыкальной группе, другой — наличие спортивной машины, а третий — умение выжить в тайге.
К тому же восприятие крутости сильно меняется с возрастом: наверняка те качества и внешние атрибуты крутости, которые вызывали восторг в старших классах школы, сейчас не будут такими же желанными. Кстати, как показало одно проведенное в США исследование, подростки, имеющие в школе крутую репутацию, в 23 года вряд ли впечатлят ровесников. У повзрослевших крутых ребят часто есть проблемы с законом, алкоголем и выстраиванием близких отношений.
Точно так же представления о крутости меняются и в обществе. Например, было время, когда некруто было смотреть аниме или уделять внимание своему здоровью.
Тем не менее можно выделить несколько вещей, которые помогают человеку стать крутым. Вот они.
Уверенность в себе. Обычно под крутостью подразумевается определенное поведение: спокойная уверенность, немногословность, плавные движения. Бизнес-тренер Оливия Фокс Кабейн в книге «Харизма. Как влиять, убеждать и вдохновлять» предлагает обратить внимание на то, как ведет себя Джеймс Бонд — один из самых крутых персонажей массовой культуры. Трудно представить, чтобы он суетился, постоянно дергал плечами, теребил волосы и одежду, щелкал ручкой и стучал ногой под столом. И именно это идет на пользу его крутому образу.
Смелость и решительность. Крутыми часто называют людей, которые не боятся брать на себя ответственность и действовать в сложных ситуациях. Но крутость в таком значении все же отличается от желания неоправданно рисковать или намеренно ввязываться в конфликты. Согласно результатам опроса 2012 года, качества, с которым респонденты ассоциировали крутость, — это дружелюбие, компетентность и привлекательность. А вот тех, кто считал крутыми опасных бунтарей, оказалось меньше.
Возможно, все дело в том, что опрошенным нужно было выделить крутые качества в описании своих знакомых. Потому респонденты выбрали черты тех людей, с которыми им приятно общаться и которые имеют для них авторитет. Хотя любители кататься на мотоциклах и устраивать драки в барах кажутся крутыми в кино, на деле мало кто хочет видеть таких людей в своем круге общения. Так что ученые даже выделили два вида крутости: «престижную» и «бунтарскую».
Другое исследование, проведенное с участием школьников-шестиклассников, показало, что «бунтарская крутость» обычно нравится тем, кто и сам не против проявить агрессию. В детских группах, где было больше агрессивных участников, крутыми ребятами считались как раз задиры. В других же обычно называли крутым популярного, но при этом дружелюбного ребенка.
Статусные вещи. Не стоит думать, что уровень крутизны определяется моделью кроссовок или телефона только в подростковом возрасте — статусные вещи не теряют значения, даже когда мы взрослеем. Наверное, даже среди ваших знакомых есть пара человек, обновляющих гардероб или технику, как только старые вещи перестают считаться крутыми, хотя и не теряют своих потребительских свойств.
Философ Стивен Кварц и политолог Анетт Асп в книге «Круто! Как подсознательное стремление выделиться правит экономикой и формирует облик нашего мира» пишут, что крутизна неразрывно связана с экономической ценностью товара, но при этом не определяется его функциональностью или необходимостью. Многие вещи, обещающие подарить обладателю крутую репутацию, несильно отличаются от бюджетных, но не таких впечатляющих аналогов. Поэтому крутые вещи имеют еще и социальную ценность: они позволяют хозяину создать новый, улучшенный имидж.
Стивен Кварц и Анетт Асп уверены, что мы очень быстро отличаем крутое от некрутого: наш мозг за мгновение подсчитывает, улучшит или ухудшит наш социальный имидж конкретная вещь. Это подтвердил эксперимент, который они провели на своих знакомых. Тем показывали картинки крутых и не очень товаров — бутилированной воды, наручных часов, обуви, парфюмерии, автомобилей — и знаменитостей. Крутых представлял, например, Мик Джаггер, а некрутых — певец Барри Манилоу, настолько немодный, что его образ использовали и в других психологических экспериментах.
Одновременно ученые измеряли мозговую активность испытуемых, а потом попросили участников заполнить опросник о вещах и людях, которых они только что видели, — об их крутости или некрутости. Оказалось, что крутые товары и знаменитости вызвали сильный отклик в медиальной префронтальной коре, которая участвует в фантазиях, планировании и размышлениях, а также связана с чувством собственного «я».
Эта же область задействуется, когда людей просят, например, выбрать из описаний подходящее их личности или дать характеристику окружающим. Так что, возможно, участники эксперимента думали, как они будут выглядеть в чужих глазах с определенным продуктом или если признаются в симпатии к конкретной знаменитости.
Причем оценивать на предмет крутости вещи — и их обладателей — мы можем даже неосознанно. Это подтвердил один небольшой эксперимент с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии: двум группам участников показывали на экране изображения автомобилей. Первую группу попросили расставить их по привлекательности, а вторая группа должна была выполнять задания для зрения, похожие на те, что нужно делать на приеме у окулиста. Потом всех добровольцев спрашивали, какие из машин на картинках они бы сами хотели купить.
Исследователи обратили внимание на то, как работал во время эксперимента мозг испытуемых. Оказалось, что вентромедиальная префронтальная кора подавала своего рода сигнал готовности к покупке еще до того, как участникам задавали этот вопрос. Причем такая реакция наблюдалась и у добровольцев из второй группы, которых просили сосредоточиться не на самих автомобилях, а на возможностях своего зрения.
Скромность. Наверное, вы и сами замечаете, что люди, которые слишком стараются выглядеть крутыми, таковыми как раз не кажутся. Коллега, который за обедом хвастается, как пробежал очередной марафон, или друг, фотографирующийся на фоне дорогого автомобиля, наоборот, становятся воплощениями антикрутости.
Но совсем другое дело, если бы друг предложил подвезти вас в аэропорт — и тут случайно оказалось бы, что вы поедете на недавно купленной им дорогой машине. В общем, чтобы стать крутым, нужно иметь определенные достижения, но при этом не хвастаться ими — окружающие заметят и так.
Что поможет стать крутым
Универсального способа стать крутым не существует — иначе им пользовались бы все подряд, и быть крутым было бы уже совсем не круто. Тем не менее есть некоторые приемы, которые помогут выглядеть и чувствовать себя крутым. Вот что можно сделать.
Возьмите эмоции под контроль. Ученые, которые разбирались с видами крутости, решили проверить, какие характеристики с ней ассоциируются, — и на первом месте оказалось умение контролировать свои эмоции. Но вряд ли выглядеть непоколебимым получится, если вы действительно чувствуете себя не в своей тарелке. Так что для создания крутого образа не помешает и разобраться с эмоциями, например справиться с тревогой, заставляющей совершать лишние движения.
Избавьтесь от плохих привычек. Иногда причина излишней жестикуляции не в тревожности, а в плохих привычках. Оливия Фокс Кабейн советует снять себя на камеру во время обычного разговора с другом или деловой встречи, а потом изучить свое поведение: насколько часто вы жестикулируете, киваете, стучите по столу пальцами или делаете другие движения. Все эти действия мы обычно не замечаем, хотя окружающих они могут отвлекать и раздражать. Кстати, на записи стоит обратить внимание и на их реакцию.
Отличайтесь от других, но не слишком. Вообще, это правило вывели ученые, которые пытались определить, почему крутыми кажутся определенные бренды, но для людей оно тоже подходит. В одном из экспериментов добровольцев познакомили с четырьмя вымышленными брендами и дали описание каждого. Первый бренд был самым обычным и ориентированным на массовую аудиторию, четвертый, наоборот, бросал вызов условностям и привычной моде, а два других находились где-то посередине.
Самыми крутыми участники эксперимента посчитали именно бренды, которые были не слишком скучными и традиционными, но при этом и не слишком рискованными. Авторы исследования пришли к выводу, что крутость — это умение держать баланс между самобытностью и нормальностью, способность идти своим путем, но при этом делать это социально одобряемым образом.
Кроме того, нарушать правила нужно только в случае, если вы их хорошо знаете, — иначе это не покажется крутым. В одном исследовании участников спрашивали, посчитают ли они крутым человека, который пришел в красном галстуке на мероприятие, где все носят черные. Но в одном случае ученые объяснили, что человек сделал это намеренно, а в другом — по незнанию. И крутым называли только того, кто пошел против правил, а не того, кто просто допустил оплошность.
Станьте «ориентированным на действие» человеком. В одном исследовании участников попросили честно оценить свою крутость, а потом пройти несколько психологических тестов. Среди самопровозглашенных крутых ребят оказалось больше экстравертов, обладателей высокой самооценки, добросовестных и открытых новому опыту людей, а также «ориентированных на действие». Так авторы исследования назвали тех, кто может быстро направить свои ресурсы на достижение цели и не отступает от нее, даже несмотря на негативное мнение окружающих. В отличие от «ориентированных на состояние» — людей, которых легко сбить с толку критикой.
Тренируйтесь круто расписываться. Если не знаете с чего начать свой путь к крутости, попробуйте научиться ставить крутую подпись — крупную и размашистую. Ученые, которые проводили исследование с самостоятельной оценкой крутости, решили еще и проверить, как расписываются участники. У добровольцев, считавших себя крутым и по результатам тестов оказавшихся самыми уверенными в себе, и подписи оказались соответствующие: они занимали больше места, чем подписи других участников.
Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine