Я учусь в Калифорнийском институте искусств на художника и в РАНХиГС на психолога
Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Я родилась и выросла в Москве. С восьмого по девятый класс училась на гуманитарном профиле лицея № 1535 — он на тот момент занимал первые места в рейтингах российских школ. Тогда же начала задумываться о поступлении за границу, но четкого плана действий не было. Я участвовала в олимпиадах, и у меня хорошо получалось: в девятом классе даже вошла в топ-5 московских школьников по количеству приглашений на региональный этап Всероссийской олимпиады. У меня в копилке было восемь дисциплин: литература, МХК, история, обществознание, право, русский язык, экология, биология. Для подготовки я занималась в Центре педагогического мастерства и ездила на олимпиадные выездные школы.
Из-за большого количества интересов я долго не могла понять, в какой сфере хочу развиваться профессионально. В восьмом классе, когда вышла на заключительный этап Всероса по литературе за девятый, думала про филологию, но поняла, что это не мой путь. В конце концов, пришла к выводу, что хочу связать жизнь с искусством.
Выбор страны и программы
Летом перед десятым классом я листала списки программ британских университетов в надежде, что одна из них откликнется мне, и однажды наткнулась на специальность «изобразительное искусство» в Оксфорде.
Я была очарована ею и думала, что нашла то, что мне нужно! В учебном плане было немного предметов по истории искусств, остальное время уделялось практике и творчеству. А еще я сочла, что Оксфорд — это крутое и пафосное место для умных студентов, и решила, что хочу учиться там.
Чуть позже я прочитала про программу IB DP — International Baccalaureate, она готовит учеников к поступлению в зарубежные вузы по всему миру. Многие университеты Европы и Америки требуют, чтобы абитуриенты из других стран прошли годовой адаптационный курс перед началом учебы, но выпускники IB могут этого не делать. Еще некоторые вузы не требуют результаты IELTS у выпускников с высоким баллом по предмету IB English Language Literature A.
Я спонтанно выбрала эту программу и в десятом классе перешла в частную школу «Интеграция 21 век», которая работает по International Baccalaureate. Весь образовательный процесс происходил на английском, плюс сам формат обучения готовил нас к западной образовательной модели. Ученики этой школы делают много исследований и проектов, а в конце одиннадцатого класса сдают экзамены IB по шести предметам, эссе и дипломную работу.
Я бы сказала, что эта программа подходит выносливым и терпеливым людям. Приходилось делать много объемных аналитических работ, и это было очень энергозатратно. Параллельно с этим я ездила в учебный центр «Сириус» на творческие смены, на финал конкурса «Большая перемена» в «Артек», а также на подготовительные олимпиадные сборы и финалы Всеросов: несмотря на мой выбор, я продолжила писать олимпиады по самым разным предметам, хотелось успеть все и сразу.
В результате я получила три диплома Всероса и заработала 1 600 000 ₽ за участие в олимпиадах.
- 1 600 000 ₽
Олимпиады были для меня подушкой безопасности: благодаря им я смогла бы поступить в хороший российский вуз без ЕГЭ.
Руководство школы шло навстречу: мне разрешали подключаться на занятия по «Зуму», учителя проводили дополнительные консультации. Школа была тем местом, где меня ценили, понимали и принимали. Тем не менее иногда приходилось тяжело. Во время подготовки выпускной работы мое состояние было похоже на предсмертное: земля под ногами кружилась, а свет вокруг мигал. Приходилось устраивать сессии сна по 10—15 минут, создавая для организма иллюзию отдыха, чтобы все успеть. Тогда я пообещала себе, что больше никогда не буду так жестоко поступать со своим телом.
На IB я передумала поступать в Оксфорд: поняла, что утону в академизме. В первую очередь, мне хотелось быть художницей и создавать искусство. Тогда решила, что стоит рассматривать не только британское образование и расширить список университетов. Я изучила американскую систему и поняла, что вузы США больше подстраиваются под студентов и применяют индивидуальный подход.
Чтобы понять, в каких учебных заведениях самые сильные программы по искусству, в десятом классе я просмотрела рейтинг университетов QS World University Rankings.
В итоге решила подать заявку в семь вузов:
- Parsons School of Design at The New School.
- School of the Art Institute of Chicago.
- Otis College of Art and Design.
- Maryland Institute College of Art.
- California College of the Arts.
- California Institute of the Arts.
- MIT.
Поступление
Важная часть поступления в творческие вузы — создание портфолио. Чтобы понять, чего от меня ждут, я смотрела много видео на «Ютубе», где абитуриенты делились опытом. Летом после десятого класса я созванивалась с представителями School of the Art Institute of Chicago и получила восторженный фидбэк о своих работах. Меня активно приглашали туда учиться, но я не стала торопиться с выбором.
Кроме портфолио нужно было подготовить еще несколько документов:
- Транскрипт оценок.
- Сертификат IELTS.
- Резюме — его требовали не везде.
- Рекомендательные письма.
- Мотивационное письмо и другие эссе по требованию.
К IELTS я отнеслась несерьезно: решила, что мой уровень английского позволит решить тест без подготовки. Специфику письменной части начала изучать по дороге на сам экзамен — думала, она будет похожа на то, с чем я уже сталкивалась, но обнаружила задания с диаграммами и графиками. К счастью, мне поставили 7,5 балла, это уверенный уровень С1. На сдачу потратила около 16 000 ₽.
После прохождения экзамена я написала мотивационное письмо. Мне не пришлось много тренироваться, все получилось само собой с первого раза. Я писала с позиции маленькой девочки, которая интересуется всем и хочет при помощи искусства делать людей счастливыми. Вышло наивно, но искренне, и результатом я осталась очень довольна. На некоторых программах требовали написать еще одно эссе — про себя как художника, рассказать про свое видение искусства.
Также я составила CV, в котором рассказала о своих достижениях: олимпиадах, конкурсах, публикациях, участии в выставках и конференциях. Упомянула опыт волонтерства: я организовывала урок милосердия для фонда «Доктор Лиза», проводила мероприятия для новых учеников в школе, участвовала в крупном социальном проекте Елизаветы Кочетковой против буллинга «Надо поговорить». Плюс собрала рекомендательные письма от преподавателей.
В предыдущие годы для поступления нужно было также сдать SAT — американский аналог нашего ЕГЭ. Но из-за коронавируса экзамен сделали необязательным, и я вздохнула с облегчением: не люблю стандартизированные тесты. Именно это обстоятельство и натолкнуло на мысль, почему бы не попробовать поступить в Штаты.
У California Institute of the Arts было еще одно требование — двухминутный ролик, где абитуриенты показывают работу из художественного портфолио и рассказывают о ней. Помню, что записывала видео о концепции работы, которую я сделала во время поездки в Мурманск, где смотрела северное сияние и Териберку.
Необходимые документы с ноября по январь я прикрепила к заявке Common Application для нескольких вузов и стала ждать результатов.
В апреле пришел последний ответ от вуза — это был CalArts. Меня взяли во все университеты, кроме MIT. Везде я получила стипендию на основе академических и творческих заслуг. К сожалению, школы искусств крайне редко дают полное финансирование, 50% — уже большая победа для абитуриента.
Я выбрала California Institute of the Arts, который был готов покрыть 14 000 $ (843 080 ₽) от общей стоимости обучения. Другие вузы предлагали скидки и больше, но меня воодушевила история именно этого места: в 1961 году его основал Уолт Дисней, а выпускники создали мультфильм «Гравити Фолз». Про Калифорнию я подумала: «Эта точка на карте мне нравится! Там классная атмосфера и погода хорошая».
Я решила провести эксперимент над собой и попробовать учиться в двух университетах одновременно. В одиннадцатом классе выиграла перечневую олимпиаду РАНХиГС по английскому, которая, как выяснилось, давала возможность пройти без экзаменов сразу на несколько факультетов, в том числе и на программу «Психологическое консультирование и коучинг». Меня давно интересовала психология, и идея двух дипломов по разным специальностям показалась интересной.
Подготовка к переезду
Для учебы в США в 2022 году нужно было оформить визу и вакцинироваться от коронавируса утвержденным в Америке препаратом. В России нельзя сделать ни того ни другого, поэтому я выбирала из нескольких зарубежных стран: Кипра, Черногории, Сербии и Египта. Остановилась на последнем варианте, потому что срок ожидания собеседования там был меньше всего.
23 июля 2022 года я прилетела в Шарм-эш-Шейх, и там начались мои приключения. Я нигде не могла найти информацию о вакцинации на английском. Сайты были доступны только на арабском, местные жители ничего не знали. В конце концов я полетела в Каир со смутной надеждой, что мне повезет.
Параллельно я решала проблемы с собеседованием на визу. На официальном сайте посольства была информация, что время ожидания приема составит не больше пяти дней, но когда я уплатила консульский сбор в египетском банке и смогла зайти в систему, то увидела фразу No appointments available! Мне стало очень беспокойно: я одна в чужой стране, без родителей и друзей, не могу оформить документы. Тем не менее решила, что не улечу в Россию, пока не получу визу. Написала в посольство, но ответа не было. Поняла, что нужно действовать быстро, и взяла билеты в Каир на следующий день, чтобы обсудить ситуацию лично.
Вопрос с вакциной решился: удалось привиться препаратом Johnson & Johnson в переходе каирского метро. После этого я стала заниматься визой, но в посольстве мне ничем не смогли помочь, сославшись на большую загрузку после пандемии.
Я взяла время, чтобы подумать, как быть дальше. Говорила себе, что не вернусь домой без визы, но заходила на сайт по сто раз в день и не находила никаких окон в расписании. Я кочевала по разным частям города с одним рюкзаком и прошла путь от Каира до пирамид Гизы длиной 18 км. Кажется, тогда я приняла все, что происходило со мной в Египте, и полюбила эту страну со всеми ее особенностями.
Я уже была готова переоформлять документы и пытаться подать заявление в другой стране, но случилось чудо: 31 июля я открыла сайт и увидела свободное время на 1 августа. Оно было доступно только для резидентов Египта, но я все равно решила записаться.
На следующий день я приехала на собеседование в посольство в Каире. Я готовилась к сложным вопросам, но у сотрудницы их не было. Меня спросили, где я живу, почему подаю на визу в Египте, чем занимаются мои родители, зачем я собираюсь в Соединенные Штаты. Я вдохновенно ответила, что еду в университет мечты учиться искусству.
Служащие забрали мой паспорт, и через четыре дня я получила его обратно. Я выиграла эту борьбу: 7 августа вернулась в Москву с визой и прививкой.
В оставшееся время до поездки съездила к другу в Таганрог, отнесла документы в РАНХиГС и собрала чемодан. 23 августа вылетела из Москвы в Стамбул. Там меня ждала долгая пересадка и самолет в Сан-Франциско: решила перед началом учебы отправиться в путешествие по западному побережью.
Переезд в США и адаптация
Я живу в США с 24 августа. За это время побывала в Сан-Франциско, Кремниевой долине, Стэнфорде, Сан-Хосе, Сан-Луис-Обиспо, Лос-Анджелесе, Санта-Монике.
Во время путешествия я не могла заказать такси через «Убер», так как нужен был американский номер телефона для регистрации. Сложности были и с оплатой наличными в отелях: в одной пятизвездочной гостинице мне отказали, пришлось искать другое место.
С заездом на кампус тоже не обошлось без приключений. В конце лета больше недели держалась жара +45 °C, и даже для Калифорнии это аномалия. 31 августа мне пришло письмо от университета, что из-за погодных условий они не смогут заселить студентов 1 сентября, как изначально планировалось. Сломалась система кондиционирования, и находиться в помещениях было невозможно.
Пришлось экстренно менять планы, и я решила пожить несколько дней у океана в Санта-Монике. Вскоре выяснилось, что вуз организовал бесплатное проживание в отеле Marriott. Я узнала об этой возможности только 3 сентября, и всего одну ночь провела там бесплатно.
4 сентября нас привезли в кампус, где по-прежнему не работали кондиционеры и везде царила дикая жара. У многих из-за этого начались проблемы со здоровьем, ухудшилось самочувствие. Помню, что сильно болела голова. В университетских аудиториях ситуация постепенно наладилась, но в комнатах по-прежнему было невыносимо. Некоторые ставили раскладушки прямо в коридорах, чтобы поспать в более комфортной температуре.
После многочисленных жалоб нас на неделю переселили в отель Hilton. 10 сентября университет устранил все неполадки, и мы вернулись в кампус, где я заселилась в двухместную комнату. Проживание стоит около 5000 $ (301 100 ₽) в год.
В один из первых дней на кампусе я пошла исследовать местность и увидела человека, сидящего на дереве. Оказалось, что это был студент-художник, который любовался природой. Мне кажется, эта картинка идеально описывает людей, которые учатся здесь.
В университете все понимают, что художники — крайне чувствительные люди, у которых хрупкое ментальное здоровье. К этому относятся очень бережно: у нас действует система Campus Safety, куда студенты могут обратиться 24 часа в сутки по любому вопросу.
Учеба в Калифорнийском институте искусств
В этом семестре у меня очень много pre-enrolled classes, то есть обязательных предметов, которые я не выбирала сама. Расскажу о дисциплинах подробнее.
На предмете «Что делает это искусством» мы изучаем историю искусства. Курс нелинейный: мы начали с 20—21 века, потом перешли к Средневековью, а сейчас вновь вернулись к современности. В качестве домашнего задания делаем проекты и проводим дебаты.
На «Вводном семинаре» мы обсуждаем искусство, историю нашего университета и художественные работы. К занятиям нужно готовить конспекты и читать длинные тексты.
Еще у нас есть предмет «Вводная студийная практика» — это практическое трехчасовое занятие. В программе три модуля: скульптура, рисунок, перформанс. Нас разделили на три маленькие группы, чтобы уделить внимание каждому, и мы по очереди проходим эти треки.
Сначала были занятия по перформансу — домашними заданиями было создать видеопредставление или подготовить выступление вживую перед классом. Я единственная выбирала второй вариант: остальные боялись использовать свое тело как арт-объект, хотя у них тоже получились очень глубокие работы. Преподаватель даже думал, что я окончила специальные курсы. На самом деле у меня не было подобного опыта, мне просто хотелось творить.
Недавно я перешла ко второму модулю, где нужно создать собственную скульптуру из дерева. Сейчас я делаю для нее каркас — прихожу в мастерскую после пар и работаю над проектом.
Дисциплина «Индивидуальный семинар» строится следующим образом: студент, у которого есть проект, обсуждает свои идеи с преподавателем. Профессор дает обратную связь и помогает реализовывать задумки.
Последний общеобязательный предмет, «Введение в критические исследования», — один из моих любимых в CalArts. Здесь мы пишем много эссе, читаем статьи и занимаемся литературным анализом.
Факультативно взяла два предмета по креативному программированию, и это был большой вызов самой себе. В лицее мне тяжело давалась информатика, и я думала, что никогда не буду заниматься ею в жизни. Но сейчас решила доказать себе, что это всего лишь еще один инструмент для творчества. Первый предмет, «Код как природа», посвящен искусственному интеллекту и VR. На нем мы научились, например, писать код, который может трансформировать одно лицо на фотографии в другое. Второй, «Ландшафтный код», познакомил меня с Processing — языком программирования, основанном на Java.
В целом учебный план мне нравится. Я чувствую, что предметы и домашние задания направлены на развитие художественного потенциала: здесь все заинтересованы в том, чтобы мы стали успешными и могли влиять на мир искусства. Нам дают много свободы, и это радует, потому что я теряю вдохновение, когда чувствую принуждение.
Я вижу существенные различия между российским и американским образованием. В отечественных вузах акцент делается на технике, а в американских — на формировании авторского стиля и портфолио. Главная цель творческого образования в США — выпустить художников, которые мыслят концепциями и экспериментируют с форматами.
Некоторые считают, что для того, чтобы экспериментировать, нужно сначала выработать сильную технику, набить руку и посвятить много времени академическому рисунку. Я уважаю такое мнение, но сама хочу скорее транслировать свое видение, вызывать эмоции.
Учеба в РАНХиГС
Когда вечером у меня заканчиваются пары в Америке, я делаю домашние задания, немного отдыхаю и ложусь спать. Ночью срабатывает будильник, и я подключаюсь к онлайн-парам в РАНХиГС. У меня нет фиксированного расписания, каждую неделю оно разное. Пары в российском вузе не каждый день, но обычно они начинаются в 23:00 или 00:40 по калифорнийскому времени и длятся примерно до пяти утра.
Я стараюсь немного отдохнуть перед занятиями, но бывает, что не успеваю из-за домашнего задания, поэтому часто не высыпаюсь.
Не могу сказать, получится ли у меня избежать отчисления из РАНХиГС из-за невозможности очно присутствовать на парах и экзаменах, но точно знаю, что психология — это мое.
Больше всего я люблю пары по общей психологии. Там я узнаю много нового, мы изучаем историю развития этой науки, обсуждаем интересные концепции — например, сейчас знакомимся с теорией сознания.
На академическом чтении анализируем тексты, которые нужны специалисту в нашей области, и нарабатываем фундаментальную базу. На психологии безопасности нам рассказывают про когнитивные искажения, ошибку выжившего, механизмы отчуждения, и эти знания легко применить в реальной жизни.
Самые сложные отношения у меня с дисциплиной «Анатомия и физиология центральной нервной системы». Преподаватель очень быстро идет по темам, и многим студентам трудно выдерживать этот темп. У меня стабильно уходят все выходные на то, чтобы разобраться в пройденном материале. Сложно пока и с математикой, но я знаю, что справлюсь.
Дальнейший путь
С мая 2022 года я воплощаю в жизнь любопытную социальную инициативу — проект «СРЕДАточенность». Он помогает студентам, которые хотят реализовать свои идеи, найти единомышленников. Наши официальные партнеры — факультет психологии РАНХиГС, МАРХИ, Физтех-союз МФТИ и студсовет ВШЭ. У нас есть письма поддержки от этих вузов. Приятно, что я объединяю студентов из России, находясь в Америке.
Не могу сказать, чем именно стану заниматься в будущем, но вижу себя в сфере, которая будет совмещать психологию и искусство, работу с людьми и образами. Все, что я хочу, — делать мир лучше. В качестве какого специалиста и в какой стране — покажет время.