Как сдать экзамен по англий­скому языку Cambridge English

И зачем он нужен
34
Как сдать экзамен по англий­скому языку Cambridge English
Аватар автора

Ольга Лепешкина

сдала FCE с первой попытки

Страница автора

В 2018 году я решила поступать в магистратуру Люблянского университета в Словении. Мне понадобился языковой сертификат, подтверждающий владение английским на уровне B2.

Люблянский университет принимает сертификаты IELTS, TOEFL или Cambridge English. Я выбрала Cambridge English, и мне хватило четырех месяцев, чтобы к нему подготовиться.

Расскажу, как устроен экзамен и как мне удалось получить сертификат даже на уровень выше — C1 вместо требуемого B2.

С 2022 года Cambridge English нельзя сдать в России и Беларуси

Авторизованные центры в этих странах не принимают заказы и не регистрируют на экзамены. Поэтому для сдачи придется ехать в соседние государства, например Армению или Казахстан. Подыскать подходящий центр можно на сайте Cambridge English. Оплатить участие российской картой тоже не получится.

Разберемся с названиями

Полное название экзамена — Cambridge English Placement Test. В него входит 14 испытаний разного уровня сложности — от A1 до C2. При этом на одном уровне, например B2, есть разные форматы: B2 First for Schools (FCE) и B2 First (FCE). Первый котируется в англоязычных школах, а второй — в вузах и при устройстве на работу. Подробнее о типах тестов написано на официальном сайте экзамена.

До 2019 года экзамен B2 First назывался Cambridge English: First (FCE) или просто FCE — First Certificate in English. До сих пор на сайтах центров подготовки к экзамену встречается и старый, и новый вариант — из-за этого легко запутаться. Далее в статье я буду использовать официальное название — B2 First.

Что такое экзамен Cambridge English

Экзамен Cambridge English разработали в Кембриджском университете, чтобы подтверждать владение английским языком как иностранным.

В общеевропейской системе CEFR  уровни языка определяются так:

  • A1 — A2 — уровень маленького ребенка-носителя языка, так называемый уровень выживания: включает базовый лексикон, умение строить простые предложения и понимать услышанное;
  • B1 — B2 — уровень подростка-носителя с широким словарным запасом, который знает базовую грамматику и умеет вести диалог, но без специфической терминологии;
  • C1 — C2 — уровень образованного взрослого носителя, который понимает контекст, намеки и юмор, умеет использовать разные стили речи и строить сложные грамматические конструкции.
Шкала языковых уровней и их соответствие международным экзаменам
Шкала языковых уровней и их соответствие международным экзаменам

Кембриджские экзамены построены так, что в рамках одного тестирования можно получить один из двух или трех близких уровней. Например, если не хватило баллов до B2, можно подтвердить владение языком на B1. А если участник справился с испытанием лучше, чем ожидал, выдадут сертификат более высокого уровня — C1. До начала подготовки к экзамену стоит пройти пробное тестирование, чтобы определить уровень и составить индивидуальный план.

Преподавательница языковой школы рассказала, что стандартный темп изучения английского — один уровень за 200 часов регулярных занятий. Чтобы подтянуть B1 до B2, нужно полгода заниматься три-четыре раза в неделю по два-три академических часа.

Вот как соотносятся уровни владения языком с кембриджскими экзаменами:

  • A1 — A2: A2 Key, бывший Cambridge English: Key (KET);
  • A1 — B2: B1 Preliminary, бывший Cambridge English: Preliminary (PET);
  • B1 — C1: B2 First, бывший Cambridge English: First (FCE);
  • B2 — C2: C1 Advanced, бывший Cambridge English: Advanced (CAE);
  • C1 — C2: C2 Proficiency, бывший Cambridge English: Proficiency (CPE).

Чем Cambridge English отличается от IELTS и TOEFL

По всему миру признают результаты трех экзаменов по английскому языку: IELTS, TOEFL и Cambridge. Первые два более известны, потому что их чаще сдают. Про них в Т⁠—⁠Ж уже есть подробная статья.

IELTS и Cambridge разработаны и проводятся одним и тем же центром — Cambridge Assessment English при Кембриджском университете. Оба экзамена проверяют знание британского варианта английского, а TOEFL — американского.

Вузы и компании сами решают, какие сертификаты требовать от абитуриентов и соискателей. Мой университет принимает подтверждение уровня B2 из любой системы экзаменов. Список организаций, признающих сертификаты, есть на официальных сайтах: TOEFL, IELTS, Cambridge.

Главное отличие IELTS и TOEFL от кембриджского экзамена — в сроке действия сертификатов. Результаты IELTS и TOEFL действительны только два года, а кембриджского — бессрочно.

В этом есть логика: IELTS и TOEFL определяют в баллах текущий уровень владения языком, а он со временем меняется. То есть те, кто сдает IELTS и TOEFL, пишут один тест и по его результатам получают сертификат с баллами, определяющими текущие знания. А Cambridge English сдают отдельно по каждому уровню.

Подготовка к каждому виду экзамена различается, поэтому прежде всего мне предстояло выбрать экзамен и готовиться к нему. Мое слабое место — аудирование. А в Cambridge English задания дают прослушать дважды. Это стало для меня важным плюсом.

С другой стороны, в кембриджском экзамене меня страшил сложный блок Use of English. Он проверяет, как студент умеет работать с текстом: изменять форму слов, понимать контекст, выбирать подходящий вариант из синонимов и правильно использовать устойчивые выражения. Главное в Use of English — максимально точно понимать подтекст, то есть то, что не сказано прямо, но подразумевается в использованных словах и поговорках. Такого блока нет в IELTS и TOEFL.

В итоге я выбрала кембриджский экзамен по четырем причинам:

  1. Бессрочный сертификат.
  2. Стоимость — B2 First был дешевле остальных.
  3. Возможность прослушать аудирование дважды.
  4. Моя любовь к британскому варианту английского.

Как выбрать нужный уровень экзамена

Чтобы определить нужный уровень экзамена, я прошла бесплатный пробный тест на сайте Кембриджского центра. Он показывает текущий уровень знания языка и подходящие под него экзамены.

Для надежности я прошла еще несколько бесплатных тестов на сайтах языковых центров. Мой результат оставался на уровне A2 или B1. До B2 на этом этапе мне не удалось дойти ни разу.

Пробные тесты в интернете не оценивают уровень говорения на английском, а это важная часть экзамена. Поэтому я прошла еще и тестирование с преподавателем в школе English First — устную и письменную части, почти как на настоящем экзамене. Это тоже было бесплатно.

Преподавательница оценила мой уровень владения английским на B1. Она предупредила, что подготовиться к уровню B2 за три-четыре месяца будет сложно, придется интенсивно заниматься, но шанс есть.

В кембриджском экзамене один и тот же уровень языка можно подтвердить в трех разных тестированиях. Для сертификата уровня B2 мне подходили экзамены Preliminary, First и Advanced. Разница в том, что для теста Preliminary уровень B2 — это максимально возможный результат, в Advanced — минимальный, а First давал мне шанс получить как C1, так и B1, если баллов на B2 не хватило бы.

На сайте Кембриджского центра можно скачать задания прошлых лет
На сайте Кембриджского центра можно скачать задания прошлых лет

Из чего состоит экзамен B2 First

Кембриджский экзамен любого уровня состоит из одинаковых разделов, которые отличаются по сложности. Чтобы получить хороший результат, важно не только знать язык, но и привыкнуть к формулировкам заданий, чтобы не растеряться на тестировании.

B2 First состоит из пяти частей:

  1. Reading — чтение.
  2. Listening — аудирование.
  3. Writing — письмо.
  4. Speaking — говорение.
  5. Use of English — использование английского, проверка знаний по грамматике и лексике.

Reading and Use of English — первая часть письменного тестирования, которая длится 1 час 15 минут. В этом разделе семь типов заданий на понимание письменной речи. Самая сложная часть раздела — Use of English, которая подразумевает понимание идиом, юмора, метафор, выражений из повседневной речи. Из-за этой части, которой нет в IELTS и TOEFL, кембриджские экзамены считают более сложными.

Writing длится 1 час 20 минут. В первой части студент получает тему и две идеи, на основе которых необходимо написать эссе, добавив в конце личную мысль. Во второй части надо выбрать один из предложенных видов текста: письмо, статью, отзыв или отчет. Участник должен продемонстрировать умение адаптировать стиль письма в зависимости от формата, логично структурировать мысли и использовать разнообразные языковые средства для более выразительного изложения идей.

Во время письменного тестирования в помещении находится один или два экзаменатора. Они раздают задания, следят за тем, чтобы кандидаты не нарушали правила, а в конце блока собирают листы, запаковывают их в специальный конверт и опечатывают. Если участник не понял сути задания — это его проблема, можно считать это частью тестирования на понимание языка.

Listening длится 40 минут и включает четыре задания на понимание устной речи. Каждое прослушивается два раза. Цель аудирования — проверить навыки понимания устной речи и способность отвечать на вопросы по записям объявлений, интервью и дискуссий из повседневной жизни.

Speaking — самая короткая часть экзамена. Она длится 14 минут и состоит из четырех заданий на разговорные навыки. Перед экзаменатором одновременно сидят два или три кандидата, беседуют на заданную тему с ним и между собой, а еще каждый высказывает личное развернутое мнение.

Для меня оказалось сложным говорить на заданную тему, особенно незнакомую: например, рассуждать о действиях врачей или пожарных в экстренной ситуации, изменении климата или туристическом бизнесе.

Получить высокий балл по устной части без подготовки практически невозможно. Даже Кембриджский университет в подготовительных материалах делает самый большой акцент на подготовку именно к устной части.

Одно из заданий моего учебника. Надо прокомментировать варианты ответов на дискуссионный вопрос: «Почему эти идеи привлекут больше туристов в город?» Вопрос заведомо не имеет правильного ответа, и это задание проверяет, как кандидаты умеют вести дискуссию на английском языке, какими словами они выражают согласие или несогласие
Одно из заданий моего учебника. Надо прокомментировать варианты ответов на дискуссионный вопрос: «Почему эти идеи привлекут больше туристов в город?» Вопрос заведомо не имеет правильного ответа, и это задание проверяет, как кандидаты умеют вести дискуссию на английском языке, какими словами они выражают согласие или несогласие
Пример задания из раздела говорение. Нужно в течение минуты отвечать на вопрос: «Насколько важно помогать людям в этих ситуациях?» При этом надо сравнить и прокомментировать обе ситуации
Пример задания из раздела говорение. Нужно в течение минуты отвечать на вопрос: «Насколько важно помогать людям в этих ситуациях?» При этом надо сравнить и прокомментировать обе ситуации

Сколько у меня было времени на подготовку

Я никогда раньше не учила английский специально: мои знания ограничивались школьной программой 90-х, годом в университете и одним годом расслабленной языковой практики в рамках президентской программы подготовки управленческих кадров  .

Эпизодический опыт общения в путешествиях с продавцами и официантами вряд ли помог мне продвинуться. Чтобы сдать экзамен, к нему точно нужно было готовиться.

На подготовку у меня было четыре месяца. Я решила поступать в магистратуру в конце января 2018 года, а подавать документы нужно было не позднее августа. Чтобы уложиться в сроки, надо было сдать языковой экзамен до мая: на проверку тестов, изготовление сертификата и его доставку уходит от шести до восьми недель.

За это время я попробовала:

  1. Групповые занятия — специализированные курсы по подготовке к экзаменам и разговорные клубы с носителем языка.
  2. Самостоятельную подготовку — занятия по экзаменационным учебникам, приложениям и сайтам, чтение книг и просмотр фильмов на английском.
  3. Индивидуальные занятия для прокачки говорения — сначала с репетитором-носителем, потом с профессиональным репетитором, который готовит к экзаменам.

Даты экзаменов устанавливает экзаменационный центр Кембриджского университета и публикует график на официальном сайте. Все экзаменационные центры одного города проводят тестирование в один день.

Запись заканчивается за шесть — восемь недель до экзамена. Мне нужно было получить сертификат в июле, поэтому я еще в феврале записалась на экзамен 19 мая — последний, на который успевала, чтобы вовремя подать документы на поступление в магистратуру. Запись на него закрылась 22 марта.

Цены варьируются в зависимости от страны и центра. Я сдавала его в 2018 году в Новосибирске и заплатила за участие 9000 ₽. Теперь, чтобы написать экзамен, придется ехать за границу, ближайшие центры — в Казахстане или Армении. Например, в Астане в 2024 году сдать Cambridge English стоит 22 000 ₽.

После оплаты экзаменационный центр регистрирует кандидата на главном сайте. В личном кабинете будут храниться результаты всех кембриджских экзаменов, которые вы сдавали.

В результате мой начальный график выглядел так:

  1. До 22 марта — зарегистрироваться на экзамен и оплатить его.
  2. Февраль — апрель — групповые курсы подготовки.
  3. 19 мая — экзамен. Устная и письменная части в один день.
  4. До 10 июля — срок прибытия сертификата в Новосибирск.
  5. 19 июля — мой вылет в Любляну.

Я не учла, что экзамен могут отменить, — об этом никто не предупреждал. Отмены случаются редко, но по закону Мерфи это произошло именно с моим экзаменом: его отменили за неделю, а регистрацию перенесли на 12 июня. Это означало, что сертификат приедет в Новосибирск только в августе. К такому повороту я не была готова — планировала в конце июля уехать в Любляну с сертификатом на руках.

Экзаменационный центр пошел мне навстречу. Когда сертификат был готов, я сразу же получила скан-копию для университета, а оригинал отправился в Любляну курьерской службой.

Расписание экзаменов на ближайшие два года публикуют на сайте — можно планировать обучение заранее
Расписание экзаменов на ближайшие два года публикуют на сайте — можно планировать обучение заранее

Групповые занятия

Время: 55 часов — 33 часа занятий в классе, 22 часа на домашние задания.

Групповые занятия по подготовке к экзаменам обычно начинаются осенью и длятся полгода. В некоторых школах меня убеждали, что к экзаменам не обязательно готовиться на специальных курсах — достаточно пару лет походить к ним на обычные. Я считаю, что это опасное заблуждение.

Подготовка к экзамену — это не только изучение языка, но и понимание формата: если знаешь заранее, какого типа задания и вопросы будут на экзамене, не придется тратить драгоценные минуты на чтение инструкций в экзаменационных листах. На общем курсе специальные типы заданий под конкретный экзамен не проходят.

В результате я выбрала специализированный центр по подготовке к экзаменам. Там же проводили экзамены и продавали учебную литературу на иностранных языках. Мне повезло: как раз за две недели до моего обращения там начался интенсивный трехмесячный курс подготовки к кембриджским экзаменам. Я пропустила первые четыре занятия, но мне все равно разрешили присоединиться. Такие курсы появляются довольно редко, а в Новосибирске в феврале это была единственная группа.

На курсе мы два с половиной месяца занимались по специальным учебникам с заданиями из тестов предыдущих лет. Занятия проходили по вечерам — дважды в неделю по три часа.

Для занятий в классе и дома нас попросили купить два учебника. В них входили тесты Cambridge English прошлых лет, поэтому они давали полное представление о том, чего ждать на экзамене. В результате я приноровилась решать типовые задания.

Заниматься в группе оказалось очень тяжело. Та, в которую я попала, готовилась к экзамену уровнем выше, на C1 Advanced, и состояла из учителей английского. Я их не понимала, и первые две недели мне казалось, что они говорят на каком-то особом английском, настолько разным был наш уровень. А ведь до этого я думала, что знаю язык. Пришлось быстро выучить огромное количество новых слов, чтобы подтянуть лексику.

Курс вела преподавательница с большим опытом подготовки именно к кембриджским экзаменам. При всей ее внимательности я понимала, что она не может подстраиваться под мой уровень, ведь в группе было еще 10 человек.

На домашние задания я тратила еще четыре-пять часов в неделю. Приходилось переводить со словарем примерно 30% всех текстов в учебнике. Чтобы начать понимать сокурсников, я стала читать художественные книги на английском вместо русского и смотреть сериалы без перевода, а новые слова учила с помощью Lingualeo. Для этого я загружала их в свой словарик в приложении и повторяла все свободное время в метро и очередях.

Устная часть экзамена меня особенно пугала. Первые две недели на групповых уроках я молчала: мне было стыдно даже пытаться заговорить в компании одногруппников-учителей. Пиком моих способностей были короткие фразы в ответ на вопросы преподавательницы. Для экзамена этого мало.

Например, в одном из заданий экзамена интервьюер задает очень короткий вопрос и замолкает, а кандидат должен в течение минуты отвечать без существенных пауз или в течение двух минут поддерживать диалог с другим кандидатом. Оценивается не только способность самостоятельно ответить на вопрос развернутой мыслью, но и умение задавать вопросы собеседнику, тактично выражать несогласие и задавать наводящие вопросы.

Групповые курсы оказались для меня одним из самых эффективных способов подготовки. Преподавательница показала технологию параллельной подготовки к экзамену и углубления знаний — это очень пригодилось мне позже в самостоятельной учебе. Каждое непонятное слово или идиому мы все вместе изучали по Оксфордскому словарю: искали толкование, применение в различных контекстах и этимологию. Если группа сталкивалась со сложной грамматикой, мы повторяли правила и разбирали примеры.

По этому учебнику я делала домашнее задание
Так выглядит мой словарик в Lingualeo

Разговорный клуб

Время: девять часов — шесть занятий по полтора часа.

Чтобы прокачать навык говорения, в дополнение к групповым занятиям я нашла разговорный клуб с носителем-британцем в другой языковой школе.

Занятия проходили так: преподаватель готовил материал по теме, в начале урока презентовал ее и что-нибудь рассказывал сам, а затем задавал вопросы. Каждый ученик мог рассказать историю по его примеру. Занятия были интересными: все истории преподавателя касались жизни в Великобритании, ее традиций, поэтому нам всегда было что обсудить, просто сравнивая услышанное с тем, что мы знаем о своей стране.

За три месяца прошло всего шесть уроков: из-за занятости преподаватель часто их отменял. А в мае он уехал в отпуск.

Эти занятия почти ничего мне не дали в изучении языка. Их было очень мало, а уровень остальных участников клуба был еще ниже моего, поэтому разговорной практики не получилось. Зато я узнала от преподавателя интересные детали о жизни обычных британцев. Например, на одном из занятий мы обсуждали, как празднуют Пасху в Великобритании и в России.

Самостоятельная подготовка

Время: 144 часа — по четыре часа шесть раз в неделю в течение полутора месяцев.

В начале апреля групповой курс подготовки к уровню C1 Advanced закончился. До экзамена оставалось полтора месяца, и у меня был выбор: заниматься самой или нанять репетитора.

Для начала я попробовала заниматься по учебникам для подготовки к экзамену B2 First — и это сработало. В них есть ответы для самопроверки. Я усердно выполняла задания и проверяла ответы, контролировала прогресс. В итоге именно этот подход обеспечил мне огромный прорыв.

Я пробовала разные способы: штудировала легендарные учебники Раймонда Мерфи, занималась в Lingualeo, читала художественную литературу на английском, смотрела сериалы и фильмы без перевода.

Самыми полезными в подготовке оказались три инструмента:

  1. Официальные учебники от Кембриджского университета для самостоятельной подготовки к экзаменам.
  2. Сайты с грамматикой английского языка.
  3. Приложения на телефоне.

Учебники для самостоятельной подготовки. Учебники Cambridge English для подготовки к экзамену составлены из заданий прошлых лет. Один учебник стоит 1500—4000 ₽ в зависимости от издательства, объема и года выпуска. За время подготовки по таким учебникам я привыкла к формату заданий и на самом экзамене уже не тратила время на то, чтобы понять их суть.

На групповых занятиях мы работали с учебником уровня C1 Advanced, а для самостоятельной подготовки я выбрала учебники B2 First уровнем легче. После Advanced они казались мне элементарными. Я решила, что главное — идеально подготовиться к B2.

Учебник я покупала только один — Pearson Advanced Expert, в 2018 году он стоил 1500 ₽. Остальные учебники мне достались бесплатно: два отдала преподавательница после окончания групповых курсов, еще один подарил репетитор-носитель, остальные я скачала в интернете.

Для домашнего обучения у меня оставалось полтора месяца, поэтому я занималась минимум четыре часа в день. Задания сразу делала по таймеру в соответствии с требованиями экзамена: 75 минут на чтение, 80 минут на письмо. Аудирование было моим слабым местом, поэтому я слушала очень много примеров, но задания все равно выполняла по таймеру. А разговорную часть практиковала вслух сама с собой, отвечая на вопросы экзаменатора, приведенные в учебниках.

Я выработала свою систему: когда завершала тест, проверяла ответы по ключам, анализировала ошибки и выписывала их себе в план повторения. Потом искала в интернете грамматические правила по этим ошибкам: читала теорию, обязательно выполняла практические упражнения, обычно они всегда есть в таких статьях. Так постепенно я заполняла свои грамматические пробелы.

С таким подходом в каждом следующем тесте было меньше ошибок, чем в предыдущем. Поначалу на один тест и анализ ошибок у меня уходил почти весь день, но через пару недель я решала по два теста в день. Поэтому мои учебники быстро закончились и я скачала в интернете еще пару учебников других издательств.

Сайты с грамматикой английского языка. Я искала информацию в Гугле по нужному мне вопросу. По каждому изучала две-четыре статьи и выполняла упражнения для закрепления.

Perfect English Grammar попадался в выдаче по большинству запросов. Изучающим язык на продвинутом уровне я очень рекомендую его не только для подготовки к экзамену, но и для изучения нюансов грамматики.

Еще несколько полезных сайтов для подготовки:

  1. «Инглекс» дает подсказки на русском языке о том, как сдавать каждую часть экзамена.
  2. Oxford Online English — бесплатные подготовительные видеоуроки.
  3. FCE Exam Tips — подробные советы по подготовке к каждой части экзамена.
  4. Flo-Joe — примеры заданий Cambridge English.
  5. Don’t Speak — подкаст на русском про английский язык.
  6. Esl-lounge — онлайн-примеры заданий экзамена.
  7. English Grammar — тренажер по английской грамматике.
Пример онлайн-тренажера: прочитала правило — проверила, как усвоила
Пример онлайн-тренажера: прочитала правило — проверила, как усвоила

Приложения на телефоне. Из приложений я первым делом скачала Оксфордский словарь, его рекомендовали на групповых курсах. Когда изучаешь английский уровня B2 и выше, «Гугл-переводчик» уже недостаточен, а Оксфордский словарь дает и трактовки, и примеры применения слов в контексте.

Для тренировки аудирования я использовала приложения FCE Academy и Learn English. Для тренировки пунктуации — Punctuation Rules, а для прокачки Use of English — English Idioms: Learn and Play с устойчивыми выражениями. Lingualeo использовала как личный словарик: вносила туда новые слова и выражения, а потом повторяла.

За занятиями в приложениях я коротала минуты в метро, очередях и в любой момент, когда мне казалось, что я бездарно трачу время вместо занятий. Все приложения были бесплатными, кроме FCE Academy и подписки в Lingualeo.

Индивидуальные занятия

Время: 21 час — 14 часов с носителем, 7 часов с русскоязычным преподавателем.

С носителем языка. Мне нужно было справиться со страхом живого разговора на английском. Для этого я нашла репетитора — носителя языка из США. Он работал в той же языковой школе, куда я ходила в разговорный клуб.

Американский репетитор оказался вовсе не учителем: он только подрабатывал в школе и от преподавания был так же далек, как и я, о языковых экзаменах и вовсе ничего не знал. Администрация школы выдала ему учебник для подготовки к B2 First, и мы разбирались в нем вместе по ходу дела. Его главной задачей было два академических часа в неделю болтать со мной на общие темы и заставлять меня говорить. К тому же понимание разных акцентов полезно для аудирования на экзамене.

С американцем мы занимались два месяца. Эти занятия крайне мало дали мне в знании языка, но помогли продвинуться в устной речи: я начала понимать речь носителей с разным акцентом и понемногу начала говорить. Я потратила 9000 ₽ на девять занятий по полтора часа.

С русскоязычным преподавателем. Когда мой экзамен перенесли на месяц, я решила использовать перенос срока для прокачки своих слабых сторон: аудирования и говорения. Для этого я решила обратиться не к носителям, а к профессиональному преподавателю, который специально готовит к экзамену и сам сдавал тестирование более высокого уровня, чем нужный мне B2.

Преподавателя я искала на сайте подбора репетиторов. За два года до этого я нашла там учителя по итальянскому — филолога и носителя языка. В этот раз я искала не носителя, а русскоязычного преподавателя, который готовит к экзамену. Мне было важно, чтобы он знал формат заданий и мог объяснить нюансы грамматики на родном мне языке.

Я отобрала всех преподавателей в Новосибирске с подходящей анкетой. У меня был конкретный запрос: прокачать говорение в короткие сроки. Указала, что мне важно, чтобы человек имел опыт подготовки к языковым экзаменам, знал их структуру и требования. На всякий случай обозначила, что экзамен состоится совсем скоро.

Таких репетиторов в Новосибирске нашлось немного, и сейчас я понимаю, что зря ограничила выборку своим городом.

С этим репетитором, в отличие от американца и британца, мне наконец повезло. Он явно понимал специфику экзамена, стимулировал меня говорить как можно больше и подбирал индивидуальные домашние задания, ориентируясь на мой прогресс.

Мы тренировали навык поддерживать разговор без остановки на заданную тему, когда на самом деле сказать нечего, — то, чего я больше всего боялась на устном экзамене. Эти занятия стали моим прорывом в говорении, хотя у нас было всего семь уроков. За это время у меня появилось четкое представление, что говорить, какие слова лучше использовать для демонстрации уровня и как избежать неловких пауз. Главное — я перестала бояться разговаривать. На занятия я потратила 3500 ₽.

В день экзамена

В моей группе письменная и устная части экзамена прошли в один день. В экзаменационный класс нельзя проносить с собой ничего, кроме карандаша, ластика, ручки и прозрачной бутылки с водой. Телефоны и личные вещи мы сдали в сейф перед началом тестирования. Разговаривать и задавать вопросы экзаменатору нельзя, за это сразу дисквалифицируют без возврата денег.

Экзамен длился около четырех часов с перерывами по десять минут между письменными заданиями. Чтение, письмо, аудирование всегда проходят в один день, а разговорный блок иногда назначают на другой.

Перед экзаменами всем кандидатам рассылают памятку с правилами. Правил много, и они жесткие
Перед экзаменами всем кандидатам рассылают памятку с правилами. Правил много, и они жесткие

На экзамен важно прийти спокойным и уравновешенным. Вокруг языковых экзаменов ходят те же истории, что и вокруг выпускных школьных: кто-то от стресса теряет сознание, кто-то выпивает слишком много успокоительных и перестает соображать, у кого-то случается истерика.

У меня не было шанса на вторую попытку из-за времени, поэтому я тоже перенервничала и на одном из заданий аудирования поймала себя на том, что вместо правильных ответов пишу в бланке номера вопросов. Это было уже второе прослушивание, поэтому я не смогла исправить ошибки. В итоге по аудированию я набрала меньше всего баллов.

Зато устная часть, которой я больше всего боялась, прошла отлично. Перед началом экзамена нас распределили по группам, я оказалась в последней вместе с еще двумя кандидатами. Накануне мой репетитор дал мне правильный психологический настрой, и на экзамене я выглядела уверенно, говорила твердо и вышла из аудитории в полном восторге от самой себя — это был мой маленький момент славы.

Результаты экзамена появились в моем личном кабинете 2 августа. Об этом Кембриджский центр уведомляет по электронной почте.

В личном кабинете можно посмотреть свои результаты по каждой части экзамена. У меня был ожидаемый провал в результатах аудирования, а все остальные блоки соответствовали уровню C1. С такими результатами можно было попробовать сдать экзамен C1 Advanced.

Письмо из Cambridge English о том, что сертификат выпущен и результаты можно посмотреть в личном кабинете
Письмо из Cambridge English о том, что сертификат выпущен и результаты можно посмотреть в личном кабинете
Результаты в личном кабинете: я сдала на отлично все, кроме аудирования
Результаты в личном кабинете: я сдала на отлично все, кроме аудирования
Так выглядит личный кабинет с результатами. Grade A — это высший уровень, соответствующий C1
Так выглядит личный кабинет с результатами. Grade A — это высший уровень, соответствующий C1

Что в итоге

За пять месяцев я потратила 220 часов на занятия по учебникам и уроки с преподавателями. Пока шли групповые занятия, я занималась в среднем два часа в день, а когда перешла на самостоятельную подготовку — не менее четырех часов ежедневно. Для этого мне пришлось сократить свой рабочий день до четырех часов.

Еще несколько часов в неделю я проводила за чтением книг и просмотров сериалов на английском. Для этого я не выделяла специального времени, просто заменила переведенные книги и фильмы на англоязычные, а каждую свободную минуту выполняла упражнения в приложениях на смартфоне.

Учить язык и параллельно готовиться к экзамену мне так понравилось, что таким же способом я планирую подтянуть итальянский. Подготовка к экзамену позволяет развивать разные аспекты языка равномерно и параллельно: чтение, говорение, понимание живого языка, умение писать разные типы текстов, навык различать разные

Чтобы перейти на следующий уровень языка, обычно закладывают 200 часов, или полгода регулярных занятий по два-три раза в неделю. Если заниматься интенсивно, можно уместить эти 200 часов в два-три месяца. Многие считают, что такой спринт бесполезен и после сдачи экзамена язык вернется к прежнему уровню. Однако прошло два года с моего экзамена, и, хотя я пользуюсь английским не ежедневно и за это время учила еще два языка, его уровень остается прежним.

Мой кембриджский сертификат, который подтверждает уровень C1. В нем указываются баллы по всем частям экзамена, итоговый балл, грейд и соответствие уровню CEFR
Мой кембриджский сертификат, который подтверждает уровень C1. В нем указываются баллы по всем частям экзамена, итоговый балл, грейд и соответствие уровню CEFR

Если планируете сдавать FCE

  1. Перед регистрацией на экзамен пройдите тестирование, чтобы определить уровень языка.
  2. Если хотите не только получить сертификат, но и повысить уровень владения языком, выбирайте экзамен на один или два уровня выше, чем ваш текущий.
  3. Подготовка к экзамену отличается от обычного изучения направленностью на результат, поэтому из всех вариантов групповых занятий лучше всего готовят к экзаменам специальные курсы.
  4. Опытный репетитор проанализирует ваши слабые места и типовые ошибки и поможет составить план подготовки. Он должен быть экспертом в подготовке: выбирайте того, кто сам сдавал экзамены уровнем выше вашего и уже готовил учеников к тестированию.
  5. При самостоятельной подготовке старайтесь не просто выполнять задания, а прорабатывать все повторяющиеся ошибки. В этом помогают сайты, где правила объясняют простым языком с примерами.
  6. Книги, фильмы, сериалы на английском — это приятное времяпрепровождение, они помогают привыкнуть к английской речи и разным акцентам, но далеки от форматов тестирования.
Ольга ЛепешкинаЕсли вы сдавали экзамен FCE, поделитесь опытом в комментариях:
  • Anastasiya GolavlВ 2019 сдавала САЕ и сдала его на С2 (209 из 210 баллов). Английский у меня достаточно уверенный, но понадобился сертификат - пришлось идти. Я готовилась в группе, но в удалённом формате: преподаватель давала нам задания, сканы и отмечала разделы из учебника (Expert Advanced), мы работали. Соответственно, задания все проверялись. Что мне помогло (и это в добавление к статье): 1. Онлайн-словарь Collins. На высоком уровне языка важно разнообразие лексики и понимание нюансов, поэтому раздел синонимов и тезаурус были разделами, которые я прям открыла для себя 2. Эссе и в принципе письменные формы. Пришлось научиться писать эссе, отчёты, письма по отдельному учебнику. Тут вообще дело не в английском, а в следовании формату, умении грамотно изложить свои мысли, факты и аргументы, а уже потом облечь это в оболочку другого языка. Даже на экзамене мне очень помог новый навык быстро набросать структурированный план, а потом по нему писать сразу начисто. 3. При тренировке устной части мы все в группе записывали себя и отправляли запись преподавателю. Но перед этим я сама проверяла запись: - наличие мусорных слов - разнообразие лексики или, наоборот, бедность - тайминг (уложиться в 1-1.5 минут с ответом, сохранив ясность речи и адекватный темп) Если получалось не очень, то перезаписывала 4. И конечно мы с другими участниками созванивались по скайпу и тренировали говорение. Это было тем более эффективно, что мы все были примерно на одном уровне и имели общие интересы. Так что очень рекомендую добавить в ресурсы поиск таких учебных групп в соцсетях и работу с ними.18
  • Елизавета СклемаИ всё-таки C2 это НЕ уровень носителя. Носители языка и те, кто учит его, как иностранный (даже самые образованные и беглоговорящие) это всё-таки два разных отношения к языку. C2 это просто высший измеряемый предел, который может быть у НЕ носителя.0
  • Андрей ГречинПытался учиться на B2, по ходу дела сдал кембриджский экзамен на В1 без особых проблем. Но В2 мне так и не дался: может погружение в слишком мутные дебри языка, которые при моём роде деятельности не востребовано. В итоге понял, что всё, изучаю, забываю через пару недель за ненадобностью. Бросил занятия.2
  • Ольга ЛепешкинаAnastasiya, да, у меня при отработке письменных заданий тоже инсайт за инсайтом - как по-разному, оказывается, мы на разных языках даже текст структурируем!1
  • Anastasiya GolavlОльга, я даже вписалась тогда в мини-марафон по подготовке к написанию эссе и отрабатывала каждый элемент отдельно. Когда твои сочинения называют "потоком сознания" - тут явно не в английском дело 😅 Пришлось поработать над матчастью 🙄4
  • Denis KomutkovЕлизавета, Мне кажется, уровень "носителя" — это всего лишь подход к построению речи, а не уровень языка как таковой. Это про семантику, а не про владение лексикой и грамматикой. Дело в том, что семантика русского и английского языков очень разная. Мы по-разному передаём значение наших фраз грамматически (английский — язык глаголов и наречий, русский — язык существительных и прилагательных). Мы по-разному подходим к некоторым понятиям. Например, для нас «вымотанный» означает крайнюю степень усталости, а для носителей английского "exhausted" — лишь «чуть больше уставший, чем "tired"». Для носителей важен actor в предложении (хотя русский тоже постепенно уходит от страдательного залога). При этом для нас неодушевлённый субъект более приемлем, чем для них. Например, наше «у меня есть вопрос» всё равно будет "I have a question." Хотя тут даже больше ownership claim, чем actor-based claim. Уровни CEFR проверяют знание грамматики, лексики, синтаксиса и (в гораздо меньшей степени) пунктуации. (Вообще пунктуация в английском преимущественно авторская.) При этом носители языка — разные люди с разным уровнем образования. Многие иностранные аспиранты лучше носителей владеют английской лексикой и грамматикой. Но объяснить, почему "astronomical chances" — это «ничтожно малая» возможность, а не «чрезвычайно высокая», не многие могут. А грузчик Джон, который вываливается из местного кабака и двух слов не вяжет, с радостью объяснит, как только протрезвеет. Так что это больше про подход к языку, про семантику. Поэтому С2 — это просто означает, что вы спокойно владеете английской грамматикой и лексикой, у вас достаточно беглый и хороший язык, чтобы заниматься, например, исследовательской деятельностью или преподавать английскую литературу американцам. А «носителем» может стать человек, который вообще не сдавал экзамены, но годами живёт в стране и переиначил подход к внешнему миру, а следовательно, к языку. Не хотел никого обидеть, ни носителей, ни изучающих язык. Просто я преподаю семантику английского языка, вот и захотелось поделиться мнением.28
  • Denis KomutkovСдавал много разных экзаменов, но могу сказать, что мой любимый формат — IELTS Academic. К нему приятно готовить учеников, его приятно сдавать самому. Плюс формат такой, что к нему не надо специально готовиться. Когда первый раз сдавал IELTS Academic, уже был нормальный уровень языка, поэтому пошёл без знания формата ещё в универе и сдал на 8.5/9, потому что экзамен понятен до очевидности. Во второй раз уже знал формат, но всё равно не дотянул до 100%, опять 8.5/9. До того, как сдал на С2, сдавал и другие экзамены ещё со школы и могу сказать, что самые ущербные задания — это в части чтения те, которые "Yes / No / Not Mentioned". Если сдавали, понимаете, о чём я. Задание превращается в «угадай, здесь Нет или всё-таки Не Упоминается». FCE — тоже неплохой формат, сдавал в школе, когда хотел получить С1 перед всероссийской олимпиадой. Как оказалось, заключительный этап олимпиады почти полностью взяли с формата FCE, что и позволило взять диплом.5
  • Boris Köln2
  • Полиция Т—ЖВы прошли проверку. Вы не робот. Поздравляем1
  • Anastasia LuzginaГод назад сдала САЕ на B2. C1 в САЕ и в FCE это разные уровни, набрать баллы можно, но сложность экзаменов изначально заложена разная. Как и CPE совсем другой уровень, чем САЕ. Нужно ещё отметить с какого уровня вы стартовали, 220 часов за сколько месяцев? Как бы не хотелось быстро выучить язык - языку нужно время чтобы уложиться в голове. Я начала с 0 и за 14 месяцев подготовилась, speaking и writing были на С1, а вот listening и use of English подвели, Reading перенервничала и получила В2.1
  • Ольга ЛепешкинаAnastasia, перед началом подготовки мне определили В1, а 220 часов я наработала за 4 месяца. Вся эта подготовка очень подробно описана в статье) Сложность заданий в FCE и САЕ, конечно, разная, но С1 - это один и тот же С1, в какой бы системе экзаменов вы его ни сдавали - хоть Кембридж, хоть IELTS, хоть TOEFL. Для этого и существует система уровней CEFR, которая приводит разные форматы экзаменов к единой шкале.1
  • KeepHopeAliveНи в коем случае не принижаю успех автора и всех кто сдавал подобные экзамены, но эта статья еще раз подтверждает мое мнение, что эти экзамены полностью отражают необъективность знаний и нужны только для достижения нужной бумажки. С уровня А1 или B1 до С1 за четыре месяца можно достичь только в рамках экзамена, но не реальных навыков. За четыре месяца можно выучить формат заданий, паттерны ответов, грамматику (на краткосрочную память), привыкнуть к дикции в лисенинге (так как слитых аудио в интернете на 1000 часов прослушивания), привыкнуть к структуре письма и оформлению своих мыслей. Но реально повысить свой уровень в английском так чтобы им можно было свободно пользоваться на высоком уровне - вряд ли. Чтобы достичь такого уровня в лисенинге нужно годами слушать английскую речь разных людей. Чтобы спокойно не задумываясь выражать свои мысли устно нужно постоянно общаться с носителями. Что бы грамотно писать не вспоминая каждый раз грамматику, нужно тренироваться писать хотя бы раз в неделю на протяжении лет и чтобы кто-то это проверял. Что бы понимать любой текст нужно годами пополнять свой пассивный словарный запас. Что бы понимать все тонкости, такие как сарказм, афоризм, намеки, слэнг и пр нужно жить в среде. Если прочитать описание уровней С1 и С2, то можно сказать в большенстве случаев он не соответствует реальным скилам экзаменуемого. Так по описанию, С2 должен понимать самые тонкие и еле уловимые смыслы на слух и способен изложить их. Это уровень "почти носителя". Может ли человек всю жизнь проживший в не англоговорящей стране освоить все это? Наверно может, но таких людей не много. Вообще каждый последующий уровень требует все больше и больше времени для его реального освоения. Если с А1 до B1 изучающий может дойти за 1-1,5 года, то с B2 до С1 это 3-5 лет. С С1 до С2, при условии жизни в неанглоговорящей стране могут потребоваться десятилетия. Поэтому когда я слышу что человек имеет сертификат С1 или С2 мне это говорит пока! только о том что он хорошо подготовился к экзамену, его реальное уровень английского может не соответствовать этому. Кстати, некоторые компании начали отказываться от таких популярных экзаменов из-за того что в свободном доступе полно слитых вариантов по которым все готовятся, но не учат язык. Опять таки мой посыл не то, что люди получившие какой-то официальный уровень о владении английским через экзамены не достойны его, а о том что описание этих самих уровней в большинстве случаев не соответствуют своим же уровням. Люди просто затачивают сам экзамен, а не скилы, получают заветную бумажку, едут заграницу и там оказывается что их proficiency вовсе не помогает им быть в теме. Поэтому мое мнение "учите" английский всегда на регулярной основе. За несколько месяцев можно подготовится к экзамену, но не жизни в среде.5
  • Никита КиселевВ декабре 2018 сдавал КET, в декабре 2019 сдал PET. Сейчас готовлюсь к FCE. Надеюсь,что смогу поступить в университет с этими сертификатами и найти работу. Спасибо вам большое за познавательную статью,за подборку приложений,удачи вам!!!2
  • Alexander SolovyovDenis, не могу согласиться. Я сдавал экзамен по IELTS после полутора лет работы в англоязычной среде. Первые же мои тесты показали совершенно ужасные результаты, в районе 3-4 из 9. Все наладилось, когда я сказал себе "парень, это не экзамен по английскому, это слабо коррелирует с реальным уровнем, это просто некая формальная хрень вроде школьной олимпиады, вот и готовься к ней как к формальной хрени, тем более что опыт есть". После изменения подхода за пару недель вышел на уровень 6, достаточный для рабочей визы.0
  • Olli DorDenis, я это заскринила)2
  • E SolМне очень понравилась фамилия репетитора :) прямо псевдоним :)))2
  • Романтик из подворотниDenis, "почему "astronomical chances" — это «ничтожно малая» возможность, а не «чрезвычайно высокая" -- видимо потому, что имеются в виду не "астрономические цифры" (как мы говорим), а "шансы на столкновение двух тел в бескрайней Вселенной", т.е. ничтожно малые.1
  • Denis KomutkovAmd, Да, именно так. Причём в силу особенностей развития английского языка это понимание закрепилось через поп-культуру (и не только этот пример можно привести).1
  • Алькварель СильмарилионоваСдавала в прошлом году FCE в Герцена (Санкт-Петербург). Стоимость самого экзамена - 8 тысяч, дают бесплатную тетрадку с примерами вопросов. Но не готовилась, решила, что уровня знаний после аспирантуры хватит. Не хватило - получила на шаг ниже сертификат B1. (это, кстати, по мне так очень важный критерий выбора экзамена - с расхождениями в плюс или минус ты все равно получишь сертификат, только другого уровня) Но сама процедура порадовала - очень милые девочки выдавали спокойно запасные карандашики, подсказывали сколько минут осталось до окончания экзамена, в самом центре стояла такая правильная, академическая тишина.2
  • Galit IlyinaОльга, спасибо за подробную информацию! Скажите пожалуйста, а возможно с вами лично связаться и узнать некоторые детали? Буду вам очень благодарна, спасибо!0
  • Julie NaumovaДобрый день! Я недавно сдала экзамен В2. Теперь хочу готовиться к С1. Понимаю, что нужно прорабатывать все аспекты (на экзамене тольпо по reading я поднялась до уровня С1). Подскажите, пожалуйста, где можно найти группы людей, которые совместно готовятся к экзаменам. По запросу в гугле выпадают только разные платные курсы...0
  • Данила ИсаевОльга, здравствуйте! Поделитесь, пожалуйста, контактами того языкого центра, где вы занимались с учителями 🙏🙏0
  • Елена ЯковлеваСпасибо Ольга за Вашу статью, много полезной информации получила, надеюсь в ближайшее время тоже сдать этот экзамен в Новосибирске :)1
  • Александр ЗубрицкийТакой исчерпывающей статьи я нигде не встречал. Вы многих вдохновили, Оля! Огромное Вам спасибо! Я говорил лично и повторю ещё раз - вы потрясающий молодец! Ваш пример и проделанная работа вдохновили многих. Они решились и сдали. Через эту статью на протяжении нескольких лет несколько человек также нашли и меня, и успешно подготовились к экзаменам. Найти меня им, правда, было нелегко. У меня поменялись контакты. Надеюсь, я могу оставить здесь номер телефона, чтобы студентам было легче меня находить. С уважением, гордостью и благодарностью, Зубрицкий Александр.29
  • Татьяна ПостниковаАлександр, приятно тут вас встретить :)3
  • Мария ЛёткинаАлександр, вы отличный специалист. Действительно лишилась ваших контактов. Рада увидеть их здесь. Спасибо автору столь содержательную полезную статью и за возможность найти вас. Теперь смогу не только рассказывать друзьям о вас, а и контакты давать3
  • Ольга ЗенченкоОльга, спасибо за содержательную статью, теперь понимаю на что нужно опираться. Пробовала самостоятельно учить английский, но иностранные языки мне всегда давались с трудом. Сейчас записалась на курсы EnglishPapa, благодаря вашей статье могу скорректировать обучение.1
  • Vitalii YulieffDenis, очень интересно! А где про это можно почитать?0
  • Эвелина ЕмченкоЗдравствуйте!Спасибо,что поделились💖Подскажите пожалуйста, а были повторения в заданиях на самом экзамене с теми , которые вы решали с официальными учебниками при подготовке? Или они всё новое составляют?1
  • Ольга ЛепешкинаЭвелина, повторений нет. В учебники идут тесты прошлых лет и образцы0
  • Ольга ЛепешкинаДанила, школа "Магеллан" в Новосибирке. Актуальные контакты погуглите)0
  • Александра ТозарВеликолепная статья !!! Спасибо большое!0