Как закрыть ООО

И нужна ли для этого помощь юриста
64
Как закрыть ООО
Аватар автора

Наталия Челован

главбух

Когда закрывают ООО, обычно идут по пути ликвидации или реорганизации.

Еще компанию можно продать, но это тема отдельной статьи. В этот раз разберемся с ликвидацией.

Ликвидация значит, что компания полностью прекратила деятельность — ее больше нет. Она может быть принудительной или добровольной. Первую обычно инициирует налоговая, вторую — участники компании.

Я занималась добровольной ликвидацией фирмы по обычной процедуре. Расскажу о ней, а также о том, как подать документы по упрощенной системе.

Причины ликвидации ООО

Нет утвержденного списка причин, по которым ООО ликвидируют добровольно. Но, на мой взгляд, в этом должен быть здравый смысл: например, бизнес не приносит дохода, на который рассчитывали, или что-то в этом духе.

Если вы просто хотите заняться чем-то другим — не искусство продавать, а вещи из Китая возить, — то я бы посоветовала просто сменить коды ОКВЭД, а не закрывать ООО. Если компания временно не работает, можно оставить фирму и в будущем вернуться к деятельности. Компании без сотрудников и оборотов в большинстве случаев надо только сдавать нулевые отчеты, а регулярно платить в бюджет не нужно.

Кто такой ликвидатор компании

Участники общества доверяют ликвидатору решать все вопросы по закрытию компании: на это у него уйдет от трех месяцев до одного года. Ликвидатором может стать участник ООО, наемный сотрудник или кто-то совершенно не связанный с компанией.

3 месяца
минимум займет закрытие ООО
Шаг 1

Составить протокол общего собрания участников

Закрытие компании начинается с решения: все участники ООО должны проголосовать за то, что пора закрываться.

Это решение нужно зафиксировать документально — в протоколе общего собрания. Если участник один, то он просто составляет решение. Еще в документе пишут, что создается ликвидационная комиссия или назначается ликвидатор.

Утвержденного шаблона протокола нет, но важно указать:

  1. Дату, место, время и форму собрания.
  2. Название компании.
  3. Кто направил требование о собрании и кто принимал решение о собрании.
  4. Имена участников.
  5. Повестку собрания.
  6. Причину ликвидации.
  7. Срок на ликвидацию — не более года.
  8. Решение о назначении ликвидатора.
  9. Имя ликвидатора.
  10. Подписи всех участников.
  11. Печать организации, если она есть.

В уставе компании может быть сказано, что решения общего собрания участников общества, а также подлинность принятых на собрании решений подтверждаются подписями всех участников в протоколе собрания и не требуют нотариального заверения. Тогда протокол не нужно заверять у нотариуса. Если в уставе это не закреплено, нужен нотариус.

Образец решения учредителей о ликвидации ООО и назначении ликвидатора
Образец решения учредителей о ликвидации ООО и назначении ликвидатора
Образец решения учредителей о ликвидации ООО и назначении ликвидатора

В причинах ликвидации лучше указать что-то формальное: например, отсутствие финансово-хозяйственной деятельности.

Для старта ликвидации ответственному за нее нужно заявление Р150016. Если по каким-то причинам ликвидатор не может или не хочет подать заявление в налоговую лично, его надо заверить у нотариуса, а он направит заявление в ИФНС в электронном виде. Нотариусу понадобится паспорт и оригинал протокола с решением участников о ликвидации ООО либо решение единственного участника об этом. После внесения сведений о ликвидаторе в ЕГРЮЛ он сможет оформить квалифицированную электронную подпись и подавать следующие заявления в электронном виде.

Образец заявления (уведомления) о ликвидации юридического лица Р15016. Это как бы декларация о намерениях: желаю закрыть компанию и буду дальше активничать по этому поводу. Обратите внимание, что тут надо указать код причины: «3 — принятие решения о ликвидации юридического лица и формирование ликвидационной комиссии/назначение ликвидатора». Дальше нам нужно будет подать это уведомление еще два раза, но заполнять его будем иначе
Образец заявления (уведомления) о ликвидации юридического лица Р15016. Это как бы декларация о намерениях: желаю закрыть компанию и буду дальше активничать по этому поводу. Обратите внимание, что тут надо указать код причины: «3 — принятие решения о ликвидации юридического лица и формирование ликвидационной комиссии/назначение ликвидатора». Дальше нам нужно будет подать это уведомление еще два раза, но заполнять его будем иначе

В моем случае нотариус смотрел только устав, но я знаю, что в подобных ситуациях у моих знакомых просили полный комплект учредительных документов:

  1. Последнюю редакцию устава.
  2. Учредительный договор.
  3. Свидетельство о присвоении ИНН.
  4. Протокол решения о ликвидации и назначении ликвидатора.

Чтобы с первого раза заполнить Р15016 и другие формы, я скачала «Программу подготовки документов для государственной регистрации» с сайта налоговой службы. Работает только на Виндоусе.

Шаг 2

Сообщить налоговой, что вы планируете закрыть ООО, и разместить объявление на Федресурсе

В течение трех рабочих дней с даты собрания вам нужно сообщить в налоговую о закрытии компании. Отсчет начинается со дня подписания протокола или решения о ликвидации. Если опоздать, ликвидатора организации могут оштрафовать на 5000 ₽  .

Сообщить — значит подать документы в налоговую, которая занимается регистрацией компаний. В Санкт-Петербурге это Межрайонная инспекция ФНС № 15, в Москве — МИФНС № 46.

Документы, которые нужно сдать:

  1. Протокол общего собрания участников о начале ликвидации и назначении ликвидатора.
  2. Уведомление по форме Р15016.

В этот же срок — в течение трех дней с даты собрания — нужно внести в Федресурс уведомление о ликвидации компании. Для этого надо зарегистрироваться, внести плату 969,48 ₽ в личном кабинете и опубликовать заявление. Если этого не сделать, в регистрации ликвидации откажут и оштрафуют на 5000—10 000 ₽  .

Через пять рабочих дней после начала ликвидации получаем лист записи из ЕГРЮЛ с отметкой «Организация в процессе ликвидации». Сделать это можно на сайте ФНС по ИНН или ОГРН компании. Социальный фонд России, СФР, уведомлять о закрытии ООО не нужно: этим занимается налоговая.

Я выбрала электронную отправку документов через нотариуса, это стоило 3100 ₽. Ответ пришел через пять рабочих дней: от нотариуса позвонили. Я забрала лист записи ЕГРЮЛ с отметкой о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора. Заверенный нотариусом лист стоил 270 ₽.

Всего за закрытие на нотариуса я потратила 7420 ₽: это заверение подписей на трех заявлениях, плата «Федресурсу», отправка документов, выписка из ЕГРЮЛ.

Шаг 3

Разместить сообщение в СМИ

Как только получили лист записи из налоговой, нужно подать информацию о ликвидации в специальное СМИ — «Вестник государственной регистрации»: в разделе «Публикация» — «О существенных фактах». «Вестник» публикует заметку о ликвидации ООО — и в течение двух месяцев с момента публикации к вам могут обратиться кредиторы с требованиями.

1911,6 ₽
я заплатила за публикацию заметки о ликвидации ООО

На сайте «Вестника» нужно зарегистрироваться: указать фамилию, имя, логин, адрес, телефон, ИНН. Вестник выходит раз в семь дней, вот график на 2024 год.

После регистрации на сайте нужно заполнить шаблон сообщения
После регистрации на сайте нужно заполнить шаблон сообщения

Дальше нужно заполнить бланк-заявку на публикацию сообщения и приложить документы:

  1. Доверенность по форме «Вестника».
  2. Сопроводительное письмо.
  3. Копию листа записи ЕГРЮЛ с отметкой о начале ликвидации и назначении ликвидатора.

Документы нужно либо загрузить в личный кабинет и подписать КЭП, либо привезти оригиналы в редакцию. КЭП для авторизации на сайте и отправки сведений можно получить в удостоверяющем центре. Оформить ее нужно именно для ликвидатора. Подпись на имя руководителя ООО не подойдет, даже если он занимается ликвидацией.

Также для подписи можно использовать ПЭП «Картотека» — инструкция по ее выпуску есть на сайте.

Вам дадут квитанцию — ее нужно оплатить. У меня вышло 1911,60 ₽. В 2024 году публикация стоит 150 ₽ за 1 см2 сообщения. Оплатить можно с расчетного счета, по карте или наличными. Я оплатила картой.

Шаг 4

Уведомить кредиторов

Дальше нужно связаться с кредиторами и сообщить, что вы собираетесь ликвидировать компанию.

Кредиторы — это люди, компании и госорганы, которым вы что-то должны. Например, вам поставили товар под частичный аванс, а оставшуюся часть денег вы не заплатили. Тогда поставщик — ваш кредитор. Может быть и наоборот: вы получили от ИП полную предоплату, но услуги не оказали. Тогда кредитор — ИП-покупатель.

Уведомить нужно письменно, лучше по почте — отправить письмо с уведомлением о вручении.

Выслать уведомления необходимо не позже даты выхода заметки в «Вестнике». Реакцию кредиторов ждем в течение двух месяцев с даты публикации новости.

У моей компании кредиторов не было, поэтому мы ничего не рассылали, а после заметки в «Вестнике» никто не заявлял требований.

Шаг 5

Уволить сотрудников, уведомить службу занятости

Увольнение сотрудников при ликвидации компании — это тема отдельной статьи, тут я опишу только общий алгоритм.

Предупредить сотрудников нужно минимум за два месяца до увольнения. Надо составить уведомление, сотрудники должны его прочитать и подтвердить это подписью. Форма уведомления произвольная.

При ликвидации можно уволить даже тех сотрудников, которых обычно нельзя, например отпускников, болеющих или беременных.

За два месяца до увольнения сотрудников также нужно предупредить центр занятости. Если увольнение массовое — за три месяца. Критерии массовости установлены пунктом 1 положения, утвержденного постановлением правительства от 05.02.1993 № 99. Например, к массовому увольнению относится ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих от 15 человек.

Подают уведомление только через портал «Работа России». Для этого надо зарегистрироваться на сайте как работодатель, там же есть инструкция по заполнению уведомления.

Чтобы оформить увольнение, понадобится приказ и записка-расчет. В трудовой книжке или сведениях о трудовой деятельности (СТД-Р) нужно написать так: «Трудовой договор прекращен в связи с ликвидацией организации, пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации».

Сотруднику на руки нужно выдать документы:

  1. Трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности (СТД-Р).
  2. Справку о доходах и суммах налога физического лица за текущий год.
  3. Выписку из персонифицированных сведений о физических лицах (ПСФ) за последний месяц.
  4. Выписку из раздела 3 РСВ за последний квартал.
  5. Выписку из ЕФС-1 с подразделом 1.2 «Сведения о страховом стаже».

Дальше за сотрудников нужно сдать отчетность:

  1. В налоговую — расчет по страховым взносам, ПСФ и 6-НДФЛ.
  2. В СФР — форму ЕФС-1.

В течение 15 календарных дней со дня подачи расчетов нужно уплатить взносы, которые насчитали в расчете по страховым взносам и отчете ЕФС-1.

Я занималась компанией, в которой из наемных сотрудников был один генеральный директор, находящийся в длительном отпуске без содержания. Но в этом случае все равно приходится сдавать ПСФ, РСВ и ЕФС-1 с разделом 2 с нулевыми показателями.

Также при увольнении директора придется сдать ЕФС-1 с подразделом 1.1 — не позднее рабочего дня, следующего за днем увольнения.

Затем можно запросить сверки расчетов у налоговой и СФР, чтобы убедиться, что у компании нет долгов.

Шаг 6

Снять с учета онлайн-кассу, закрыть расчетный счет

Для снятия кассы с учета надо подать заявление в налоговую и приложить отчет о закрытии фискального накопителя. Это делается только онлайн.

По правилам ККТ снимется с учета в течение десяти рабочих дней со дня подачи заявления. После этого за пару часов формируется электронная карточка о снятии ККТ с регистрационного учета. В моей организации кассы не было: расчеты были только безналичные с организациями.

Подавать заявление о снятии кассы с учета необязательно. Если этого не сделать, налоговая инспекция снимет кассу с учета сама, после того, как зарегистрирует прекращение деятельности организации  .

Для закрытия расчетного счета нужно заполнить заявление на закрытие счета и передать в банк. Мне не пришлось этого делать: банк, в котором у компании был счет, закрылся, организацию передали в другой банк, а там мы не стали открывать счет, так как компания уже не работала.

Шаг 7

Отдать долги

Перед окончательным закрытием организации нужно раздать долги. Обычно на это идут деньги с расчетного счета. Если денег на погашение всех долгов не хватает, ликвидатор продает имущество общества на торгах. Если распродажа не помогла набрать деньги на все долги, ликвидатор может запустить признание общества банкротом.

В моем случае у предприятия не было долгов.

Шаг 8

Подать промежуточный ликвидационный баланс в налоговую

Вообще ликвидационных балансов два: один промежуточный, другой итоговый. Сейчас речь о промежуточном. В нем нужно отразить информацию об имуществе ООО, требованиях кредиторов и результатах их рассмотрения.

Промежуточный баланс составляют через два месяца после публикации о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации». Сдавать его в налоговую не нужно, но надо уведомить ее заявлением Р15016 с кодом причины «4». Утвержденной формы ликвидационного баланса нет, только рекомендованная.

В налоговую подают итоговый ликвидационный баланс.

Строго говоря, промежуточный баланс составляется отдельно, но, если вы точно знаете, что по вашему ООО нет ни долгов, ни кредиторов, можно сразу делать итоговый.

Образец ликвидационного баланса ООО. Источник: glavbukh.ru
Образец ликвидационного баланса ООО. Источник: glavbukh.ru
Шаг 9

Подать пакет документов на закрытие в налоговую

После того как вы разобрались с долгами, нужно направить в ИФНС итоговый комплект документов. Вот что в него входит:

  1. Последние отчеты по налогам. Для общей системы налогообложения — это декларации по НДС и налогу на прибыль, для упрощенной — декларация по УСН. Если компания на общем режиме не вела деятельность и у нее не было выплат или поступлений по кассе, можно сдать единую упрощенную декларацию вместо прибыли и НДС.
  2. Заявление по форме Р15016 с кодом причины «7 — завершение ликвидации юридического лица». Если ликвидатор не может или не хочет подать заявление лично и у него нет КЭП, подпись на бумажном заявлении заверяет нотариус, который отправляет заявление в налоговую. Еще можно подать заявление в электронном виде, заверив КЭП ликвидатора.
  3. Итоговый ликвидационный баланс.
  4. Решение об утверждении ликвидационного баланса.
  5. Квитанция об уплате госпошлины 800 ₽ за закрытие ООО. Перечислить деньги можно через сайт ФНС. Можно не платить пошлину, если подавать документы с электронной подписью, в том числе через нотариуса.

Набор документов я описала в сопроводительном письме, но это необязательно — в налоговой мне выдали расписку, где были перечислены все документы и указана предварительная дата решения.

Через пять рабочих дней после подачи документов налоговая выдаст вам лист записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности и уведомление о снятии с учета.

Шаг 10

Сдать документы в архив, уничтожить печать

Если компания когда-либо начисляла и платила зарплату, документы нужно сдать в архив. В моем случае это был ЦГАЛС СПб — центральный государственный архив документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений, организаций Санкт-Петербурга.

Вот какие документы нужно сдать в архив:

  1. Приказы по личному составу, о приеме, об увольнении, о переводе, о поощрении.
  2. Трудовые договоры, договоры ГПХ с физлицами, акты к ним.
  3. Личные карточки Т-2, если компания их вела.
  4. Лицевые счета или расчетные ведомости.
  5. Оригиналы личных документов, которые не забрали сотрудники (трудовые книжки, дипломы).
  6. Договоры страхования работников от несчастных случаев, если они были.

Чтобы документы правильно заархивировали, нужно предоставить:

  1. Устав.
  2. Решения, протоколы о создании и ликвидации организации, смене адреса и т. д.
  3. Свидетельства ОГРН, ИНН, КПП, ЕГРЮЛ.

Специальных требований по уничтожению печати нет.

Шаг 11

Проверить выписку

На расписке налоговой была указана предварительная дата закрытия компании. Ориентируйтесь на нее — с этого дня можно смотреть на сайте выписку из ЕГРЮЛ. Когда подаете заявление в налоговую, вы можете указать, как хотите получить выписку, — мне она пришла по почте.

Так выглядела расписка о получении документов в налоговой
Лист записи из ЕГРЮЛ — внесена запись о ликвидации юридического лица

Закрыть ООО самостоятельно — 3 месяца и 10 131,6 ₽

Нотариус7420 ₽
Объявление в СМИ1911,6 ₽
Госпошлина (не нужна при электронной подаче, в том числе через нотариуса)800 ₽

Закрыть ООО самостоятельно — 3 месяца и 10 131,6 ₽

Нотариус7420 ₽
Объявление в СМИ1911,6 ₽
Госпошлина (не нужна при электронной подаче, в том числе через нотариуса)800 ₽

Упрощенное закрытие ООО

Компанию, которая соответствует определенным критериям, можно закрыть без вышеописанной процедуры. Это называется исключением юрлица из ЕГРЮЛ в связи с решением его учредителей или участников  .

Условия такие:

  1. Компания есть в реестре МСП.
  2. Организация — неплательщик НДС или освобождена от НДС.
  3. У бизнеса нет долгов, в том числе перед бюджетом и работниками.
  4. В ЕГРЮЛ нет записи о недостоверности сведений о компании, начатой ликвидации или реорганизации, принудительного закрытия.
  5. В собственности фирмы нет недвижимости и транспорта.

Уволить сотрудников. Это надо сделать до подачи заявления о прекращении деятельности.

Подать заявление. Для исключения из ЕГРЮЛ направьте заявление формы Р19001. Документ подписывают все участники компании. Закрыть ООО в упрощенном порядке не получится, если кто-то не согласен или не может подписать заявление.

В случае подачи документа на бумаге подписи участников заверяют у нотариуса, он же передает документ в налоговую.

Если у всех участников ООО есть КЭП, можно подписать заявление электронно и передать его через сервис ФНС «Упрощенная процедура прекращения деятельности субъектов МСП».

Дождаться рассмотрения заявления. На это у налоговой есть максимум пять дней со дня получения. После этого она вносит в ЕГРЮЛ запись о начале процедуры упрощенного прекращения деятельности. Также могут прислать отказ с указанием причин. После устранения ошибок заявление можно подать заново.

Публикацию в СМИ для кредиторов при упрощенном закрытии делает налоговая инспекция. В течение трех месяцев кредиторы могут заявить о долгах, если они есть. Если нет, через три с половиной месяца ИФНС внесет в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности организации и пришлет выписку.

Сдать отчетность. Когда запись о прекращении деятельности будет внесена в ЕГРЮЛ, надо сдать последнюю отчетность по налогам и за работников, если их уволили в текущем году. Последний срок сдачи отчетов — за один рабочий день до исключения из ЕГРЮЛ.

Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes

Наталия ЧелованЗакрывали ООО? Расскажите, с какими сложностями столкнулись:
  • Marina IlinaЗакрывала, но давно (сама, без юристов и нотариусов). Проходила полную проверку в налоговой, во всех фондах (особенно весело было в налоговой когда там сказали, что включили нас в план на следующий год - ждите!). В архиве принимали только определенным образом сшитые документы (обошлось не дешево). Закрывала один раз, хватило навсегда чтобы больше этим никогда не заниматься.8
  • Ксения ХаринскаяПохоже, что если деятельность не ведется, а на расчётном счёте минимальный уставной капитал, то проще не заморачиваться и ждать принудительной ликвидации.11
  • Шалтай БолтайНа мне висит ООО (я там и гендир и учредитель), которое зарегистрировали мои бывшие работодатели. Никакой связи с ними у меня нет. Как мне его закрыть? Или ничего вообще не делать? Данных о долгах, р/счетах и сдаваемой отчетности не имею.2
  • VictorАлександр Д, вам нужно подать в регистрирующий орган того субъекта, в котором открыто ООО, заявление по форме Р34001. Оно удостоверяется у нотариуса0
  • Шалтай БолтайVictor, спасибо. А если есть какие-то задолженности по налогам (я так понял, что фирму забросили несколько лет назад), ко мне, как физлицу, будут претензии? Или все требования будут к юрлицу?2
  • Сергей СоболевАлександр, тут Вы не физлицо, а учредитель и гендиректор1
  • VictorАлександр, если лавка не сдаёт отчетность более года, её ликвидирует налоговая. Сергей прав - в данном случае вы отвечаете как должностное лицо. Стоило озаботиться 34 формой сразу, как только вы узнали о существовании данной компании. На ТЖ есть инструкция, как проверить компанию при помощи интернет-ресурсов.1
  • Аня ИвановаУточните,пожалуйста,про госпошлину за ликвидацию с 2019 года. Она не нужна только в случае,если документы сдаются в электронном виде.4
  • Василий МалышевИ зачем все эти муки ада?.. продайте компанию, получите 10-20к рублей (пустое ООО со счетом в банке). Боитесь что новый владелец будет портить брэнд-нейм занимаясь сомнительными вещами? Смените предварительно наименование и ОКВЭДы. В миллион раз легче чем ликвидироваться5
  • Шалтай БолтайСергей, это понятно, что в этой фирме я учредитель и гендиректор. Перефразирую вопрос. Если есть задолженность по налогам фирмы, налоговая будет списывать с р/с фирмы эту задолженность (или блокировать счет) или с моего личного счета в сбербанке?0
  • Шалтай БолтайVictor, тут вот такой коммент юриста нашел: "Если он подаст форму 34001 то не исключено что будут выяснять кто и как воспользовался его данными для регистрации общества. Ведь подателю не только форму надо заполнить, но и доказать документально, что он никакого отношения к обществу не имеет. Соответственно ему придется приложить доказательства, подтверждающие его позицию. Это обычно делается когда после выхода из ООО в ЕГРЮЛ не вносятся изменения. А что тут приложишь? Так можно и быть привлеченным за фальсификацию или за искажение данных при регистрации, за незаконное образование юридического лица (ст.173.1 и 173.2. УК). Не думаю, что это хороший выход. При этом добавлю, что подача такого заявления не является безусловным основанием для внесения в реестр записи о недостоверности сведений."0
  • Дмитрий ЗудинКсения, при принудительной ликвидации есть риски попадания ген. директора и учредителей в реестр дисквалифицированных лиц на 3 года без права занимать должности в органах управления предприятий.2
  • Ксения ХаринскаяДмитрий, ой, кошмар-кошмар!!!0
  • Олеся РябинкинаДмитрий, ни разу на такое не попадала, а ликвидировано таким образом фирм 10. Есть, кстати, ещё вариант: 3 года сдавать нулевую отчётность и потом закрывать ООО. Если захотят проверить, то проверять нечего.1
  • Николай ТютюнникОлеся, не прилетают ли штрафы на гендира за не сданные отчёты в ПФР и ИФНС за то время, пока ждёте ликвидации?1
  • Белая Бухгалтерская КомпанияОлеся, из тех 10 ликвидированных, вероятно, никто не состоял в управлении другими фирмами, иначе такая ликвидация стала бы для них кошмаром. В любом случае, нужно предупреждать людей, что существует риск лишиться права управления бизнесом на 3 года. В нашей практике был случай, когда не смогли зарегистрировать ООО, т.к. ген. дир. (он же учредитель) числился в реестре дисквалифицированных лиц по причине "самоликвидации" предыдущей его фирмы.1
  • Белая Бухгалтерская КомпанияОлеся, вы пробовали закрывать ООО, после того, как сдавали нулевую отчётность втечение трёх лет? Вы удивитесь, когда возьмёте в налоговой справку о состоянии расчетов с бюджетом по прошествии трёх лет. Предполагаю, что сумма задолженности по налогам останется без изменений, возможно, увеличатся суммы по пеням. У налоговой есть ограничения по порядку и срокам взыскания налоговой задолженности, но сама сумма задолженности никуда не денется и при ликвидации описанным в статье способом возможны различные "нюансы" во взаимоотношениях с налоговой.0
  • Ксения ХаринскаяБелая, а откуда возьмётся задолженность по налогам, если деятельность не велась?1
  • Олеся РябинкинаНиколай, система начисления штрафов такова, что они накладываются за опоздание. Нет отчёта - нет штрафа. Расчётный счёт предприятия за не сданную отчётность, заблокируют практически сразу.1
  • Олеся РябинкинаБелая, состояли и люди знали о возможных последствиях. В моей практике дешевле было рискнуть.0
  • Dmitrii UdimovБелая, самоликвидировал 2 компании где был гендиром. Никаких штрафов и последствий. При этом был действующим гендиром 3-й компании. Затем также без проблем открывал новые компании.1
  • Дмитрий ЗудинDmitrii, повезло, рулетка, риски, не системно.2
  • Наталья КаплинаДмитрий, я ликвидировала одно предприятие так, жду принудительной ликвидации второго, в первом случае, когда узнала, что попала в реестр дисквалифицированных лиц, до срока окончания вхождения в реестр осталось полтора года... во втором случае попадание в такой реестр уже не имеет значения(((0
  • Виталий АгафоновПри ликвидации столкнулся с проблемой. Единственный учредитель умер в процессе ликвидации предприятия. Процес был запущен, я назначен ликвидатором, подали заявление, в сми в Январе учредителя умер и спустя 23 месяца нужно было подписать какой то документ в налоговой, без учредителя это все зависло. Родственники отказались от наследства. Я стался ликвидатором в ООО которое не возможно ликвидировать без учредителя. Что делать? как быть в этой ситуации?1
  • Анастасия ЗахароваНаталья, сама только разбираюсь с этим вопросом, но частично могу ответить (как я поняла). Промежуточный ликвидационный баланс подается и в районную налоговую, и в регистрирующую налоговую вместе с протоколом/решением об его утверждении и уведомлением по форме Р15001.1
  • Виген СенниковАня, вы правы, госпошлина не платится ещё и при сдаче документов, через МФЦ для бизнеса.0
  • Александра ПавловскаяКсения, Так ведь за гендиректора надо регулярно платить взносы, а также подавать о нём отчётность. А без него ООО не может существовать. Так всё просто только с ИП...0
  • Александра ПавловскаяКсения, Взносы за гендиректора. Он должен обязательно быть в штате, а значит, ему должна платиться с зп и в налоговую должны регулярно идти по нему страховые отчисления.0
  • Александра ПавловскаяВасилий, Так и продать непросто)) На самом деле готовый бизнес мало кто хочет покупать.0
  • Н.В.Что будет, если не делать бОльшую часть описанных манипуляций, и перейти от пункта «Составить протокол общего собрания участников» сразу к «Подать пакет документов на закрытие в городскую налоговую»? Из приведенной статьи видно, что в налоговую никакие документы о рассылках кредиторам, публикации в Вестнике и т.д. не передаются. Так и смысл тратить время, нервы и деньги?1
  • Анютка КотMarina, здравствуйте, а заявление по форме Р34001 , просто подписывали и у нотариуса не заверяли? А в Вестник сколько объявление вышло?0
  • ДарьяШалтай, здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, как сейчас у вас обстоят дела с ооо1
  • Алена БеллаАлександра, чаще всего он в штате но в отпуске без содержания, поэтому никаких отчислений по нему нет и не было0
  • Elena ZakharovaПодавать заявление о ликвидации по форме Р15016 можно только лично в инспекцию или через нотариуса. Почему? При подаче дистанционного уведомления о ликвидации оно должно быть подписано электронной подписью выбранного в организации ликвидатора. ЭП руководителя организации или другого сотрудника использовать нельзя. Даже если ликвидатором выбрали руководителя, нужно получить новый сертификат ЭП — в котором будет указана должность «ликвидатор» или «руководитель ликвидационной комиссии». Однако нестыковка возникает при получении ЭП на ликвидатора. Чтобы ликвидатор мог получить электронную подпись, сведения о нем должны быть внесены в ЕГРЮЛ — иначе УЦ не может выдать электронную подпись по закону. Однако сведения в ЕГРЮЛ изменятся только после того, как ликвидатор подаст уведомление.0
  • ТатьянаЗдравствуйте! На мне висит ООО, и меня вызывают в суд. Деятельность не ведётся и долгов нет, я так понимаю это принудительная ликвидация ООО, мне обязательно идти в суд или ООО ликвидируют без моего присутствия?0
  • Елена СнежановаНужно ли подбивать оборотно-сальдовую ведомость перед ликвидацией? Будет ли это проверять налоговая?0
  • Ольга УрзяеваСпасибо за гайд! Забрала в закладки, и даже начала процесс самостоятельной регистрации. Правда, мне пришел отказ: я подписала заявление КЭП директора, а нужно было подписать КЭП ликвидатора. Хотя по факту это одно лицо, но с юридической точки зрения - не одно лицо. Далее дело не пошло пока, так как узнала о том, что с 1 июля 2023 можно пройти процедуру упрощенной ликвидации. И моя фирма подходит по всем условиям. И снова облом: собралась подавать заявление, и узнала в процессе подачи, что моего ООО нет в реестре малых предприятий (условие для упрощенной ликвидации). По иронии судьбы, ООО была в реестре до вчерашнего дня - до 10.07.2023. Подала заявление на восстановление в реестре. Пока жду. Короче тот еще квест ))).0
  • Анна АльшевскаяНаталья здравствуйте, подскажите пожалуйста какой порядок ликвидации для ЗАО ,в котором всего 1 акционер ,деятельность не велась давно - сдавали нулевые декларации, из сотрудников директор без начисления з/п, р.сч нет.0
  • Оксана СмирноваУпрощенная ликвидация ООО. Не пойму, как увольнять директора. Директор более двух лет в неоплачиваемом отпуске и я как единственный учредитель сдаю нулёвки на основании доверенности. При увольнении директора ведь доверенности не отменяются? Можно ли тогда уволить директора, ранее чем исключат из реестра юрлиц?0
  • Марина ЮдинаПри ликвидации ооо на счету были деньги. Я единственный учредитель. Банк сам закрыл мой счёт, как только получил выписку о ликвидации. Деньги, оставшиеся на счету мне не вернул. Я писала заявление, где просила перевести их на мой счёт физ лица. Но банк отказал.0
  • Яна МеглицкаяОльга, как у вас обстоят дела на данный момент? Получилось ликвидировать по упрощенной системе?0
  • Ольга УрзяеваЯна, это что-то с чем то. В реестре я исчезла из-за того, что не подала вовремя декларацию по УСН. После новой подачи декларации и ее приемки, где-то через месяц я появилась в реестре. Подаю заново, перед этим проверяю в личном кабинете долги (с долгами не закроют) - долгов нет. Подаю (октябрь 2023) - снова отказ. Из-за долгов в личном кабинете. С момента подачи начислили 500 руб. за что-то. Гашу 500 руб (у меня это не сразу получилось, оказывается, только через сбер можно). Кабинет чистенький, долгов нет. Подаю заново (дек 2023). И, о чудо, приходит, что все ок, и через 3 месяца меня уберут из реестра. Просят сдавать отчетность все 3 месяца, как обычно. Далее, истекают 3 месяца. Меня не убирают. Захожу в личный кабинет на сайте налоговой - а там долг новый нарисовался - 6000 руб.! Это штраф с 2020 года, который приставы не смогли списать и вернули назад в налоговую. И с этим штрафом меня не закроют. Теперь буду ждать, когда истекут 5 лет (октябрь 2025), чтобы списать штраф. А все это время буду сдавать нулевые декларации. Как то так. Мне этот путь дешевле, и, если все организовать (а я вроде организовала), трудозатраты на сдачу отчетности можно свести к 15 минутам в квартал. Но упрощенная схема рабочая. Но не все в налоговой про нее еще знают, но если заявление придет, разберутся). Просто мне что-то не везет.0
  • doctormdphdЕсли умер директор ООО (он же учредитель, наследники в наследство еще не вступили. но согласны ликвидировFть фирму), всего 1 наемный сотрудник бухгалтер и еще 2 учредителя. обязательно ли снова выбирать директора или просто назначить ликвидатора решением общего собрания и должны ли наследники, не вступившие в наследство подписывать протокол собрания о ликвидации ООО0
  • TravelerЕсли нет средств на банкротство в процессе ликвидации, то как быть с ликвидацией?0
  • ИгорьЕсть кто?0
  • 震 刘Это относится к моей компании. Я хочу заниматься предпринимательской деятельностью. Это нормально?0
  • ШамильАлександра, а если ген.дир./учредитель не платит пока себе зп и заключал трудовой договор, т.е. не в штате?0
  • Иван ДрагоС 01/09/2024 внесены существенные изменения в процедуру ликвидации компаний. Теперь любое изменение статуса ГенДира требуется заверять нотариально. Поэтому и решение о ликвидации нужно заверять у нотариуса, и заявление Р15016 заверять и подавать в ФНС должен нотариус. Полагаю, статью нужно обновлять, иначе масса читателей получат неактуальную информацию...0
  • ИванХочу ликвидировать ООО, но в ЕГРЮЛ запись о недостоверности Юр.адреса. Адрес арендовал в течение пары лет, затем отказался от этой затеи. Как закрывать в этом случае?0
  • ИванПоследние 2 года подавал нулевую отчетность.0