Карьеры
16K

Карьера: уйти из автобизнеса в нефтяную компанию и повысить доход в 10 раз за 11 лет

25

В рубрике «Карьеры» читатели Т⁠—⁠Ж рассказывают, какие события и решения повлияли на их профессиональный путь.

Герой этого выпуска с детства любил машины и получил образование инженера-автомобилиста. Он работал в автосервисах и даже открыл свой, но довольно быстро понял, что на легковых автомобилях много не заработать: нужно изучать более крупную технику, которая приносит большую прибыль и в ремонт которой вкладывают немаленькие суммы. И, судя по всему, оказался прав.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Профессиональный путь

Аватар автора

Артем

с детства любил машины

Поступил в вуз и выжал из учебы максимум. Первую машину я нарисовал в три года на подушке во время дневного сна. С тех пор всегда интересовался автомобилями и техникой. К моменту поступления в вуз решил, что будет глупо выбирать что-то другое, кроме автомобильной темы.

Я рассматривал два вуза. Аграрный, где специальности были с уклоном в сельхозтехнику, и Университет путей сообщения — там больше про управление в автобизнесе. В 2007 году это было очень перспективным направлением, поэтому решил идти туда на специальность «инженер-автомобилист».

До третьего курса я выжимал максимум из универа: получал повышенную стипендию за хорошую учебу — 2000 ₽, доплату за то, что был старостой группы, — 1000 ₽, соцпомощь как студент из малообеспеченной семьи — 3000 ₽. Итого 6000 ₽ только с учебы. Особо не откладывал, тратил на развлечения, кино, подружек и прочее.

6000 ₽
получал во время учебы в университете

Я жил с мамой, соответственно, за жилье не платил. Более того, после выпуска тоже не снимал жилье, а сразу решился на ипотеку. Сам формат аренды квартиры мне не нравится: чувствую, что деньги уходят в трубу. А ипотека, хотя и невыгодна, но потихоньку приближает к собственному жилью.

💎 Однажды я заработал 45 000 ₽ — сделал 30 курсовых по 1500 ₽. В группе всегда есть несколько человек, у которых голова соображает, но для учебы она немного не подходит. Они готовы заплатить за решение такой проблемы. Кто-то из них мне и предложил: может, напишешь мне курсовую, а я заплачу? Я согласился. Постепенно слух пошел по потоку, так и начали обращаться напрямую.

На каждую курсовую уходило около двух часов, так как все они были типовыми. Грубо говоря, менялись только исходные данные — типы привода, объемы насосов, — а решения были одинаковые.

Устроился в автосервис и кафе. На третьем курсе я подрабатывал в двух местах.

20 000 ₽
удавалось зарабатывать на двух подработках

Общепит — это классическая студенческая подработка: внутри одной сети кафе я успел побывать бариста, барменом, официантом и кальянщиком. Получал около 12—15 тысяч — это оклад и чаевые. Чаевые особо не считал, а оклад в то время был штукой формальной. Может, в общепите и сейчас так.

Параллельно устроился помощником автоэлектрика. Специально эту работу не искал: тренер по плаванию заметил мой интерес к авто и как-то после тренировки предложил свести меня с автоэлектриком, которому требовался подмастерье.

Это был сервис в капитальном гараже, работали все всерую, но по-честному. Нас было всего двое: опытный автоэлектрик и я, его руки. Он искал клиентов, осматривал машины и говорил, что и как делать, а я делал.

💎 Было очень комфортно работать, никто не мешал — чистый процесс перенятия опыта у более взрослого поколения.

Мы с мастером договорились о такой системе оплаты: 40% мне — если он говорит, что делать, а я делаю; 20% — если что-то не получилось и мастеру пришлось использовать свои руки; 0% — если я просто смотрю.

В среднем я зарабатывал 5000 ₽, работал по полдня 3—4 раза в неделю — после учебы в дни, когда не было смен в кафе. Я научился заменять масло, фильтры и свечи, устанавливать сигнализацию — по схеме протягивал провода, подготавливал салон: снимал обшивку, приборную панель. Затем электрик объяснял, что куда подключить, а я начинал пробовать. Если не получилось, объяснял еще раз и опять уходил.

Затем я смог немного поднять свой заработок — на 2 тысячи. У моего «куратора» забрали права, и я помогал ему с извозом. То есть дом — работа — дом, выездная диагностика, поездка за запчастями. За это мне он доплачивал — как говорится, «на бензин».

В общем, зарабатывал я немного, но опыт был колоссальный. Так прошел конец третьего и четвертый курс.

Купил машину. В 20 лет я накопил 50 тысяч на первый автомобиль — ВАЗ 2109.

Машина стоила 85 000 ₽, к моим накоплениям 35 000 ₽ добавила мама — сказала купить девятку получше. Она же и подыскала хороший вариант автомобиля, за что я ей благодарен. Купил с рук у дедушки, который очень хорошо ухаживал за машиной.

Потом я продал ее за 113 000 ₽ и купил Тойоту Камри — гонял на ней три года, не зная ни одной поломки. Я ездил на учебу и на дачу — возил овощи, возвращался после работы из кафе. В общем, все стандартно.

💎 В нашей семье машины никогда не было — мы очень скромно жили. Просто я все детство провел за журналами про авто, и обзавестись своим было мечтой.

Устроился в автосервис покрупнее и защитил диплом. Я ушел из кафе и автосервиса, чтобы спокойно закончить учебу и затем найти полноценную «долгую» работу. После четвертого курса решил попробовать себя на полноценный рабочий день у официального дилера Шевроле, Опеля и Кадиллака. Смог устроиться в сервис мастером-приемщиком.

15 000 ₽
платили в автосервисе у официального дилера

У дилера я отвечал за прием авто в сервис, согласовывал ремонт с клиентом, аргументировал, почему такую поломку придется оплачивать самостоятельно, а такую — должен исправить производитель по гарантии.

Зарплата была около 15 000 ₽. Помню, что около 4000 ₽ приходили на карту, остальное в конверте. Сумма не зависела ни от чего: повысить зарплату можно было только сменой должности, но я об этом не думал — новой информации хватало.

Я продолжал хорошо учиться и шел на красный диплом. Когда начался пятый курс, я не спешил бросать работу и ходил в универ два дня через два — в свои выходные.

К концу первого семестра деканат мне поставил ультиматум: или хожу каждый день, или отчисляюсь. Я рассказал об этом на работе, и мне пошли навстречу. Утром я учился, а после учебы сразу ехал на работу, где меня подменяли. Итого учился примерно с 08:30 до 14:30, работал с 15:00 до 20:00, но без выходных. В зарплате не потерял, и проблем с учебой не возникло.

В 2012 году я защитил красный диплом по специальности «инженер-автомобилист» и уволился, потому что понимал, что теперь я дипломированный молодой специалист и могу найти что-то поинтересней.

💎 Я видел структуру компании и осознавал, что если не через год, то через пять лет уж точно упрусь в потолок. А зачем тратить тогда эти пять лет?

Взялся за «большие» машины. Когда я закончил учебу, у меня было уже около двух лет опыта по специальности. Это было здорово, но автобизнес меня больше не привлекал. Я начал смотреть на смежные области.

40 000 ₽
платили на должности сервисного инженера, который работал со строительной и сервисной техникой

Нашел вакансию сервисного инженера в компании по продаже строительной и складской техники и отправил им резюме. На резюме отклика не последовало, поэтому стал звонить сам: ответили холодно и толком ничего не объяснили. Кажется, трубку взял офис-менеджер — человек, далекий от сервиса и моей вакансии.

Зато когда я приехал к ним лично узнать, что с моим резюме, то попал к директору филиала, который и искал человека на эту должность. Мы поговорили, и он отвел меня в сервис, чтобы там познакомить с начальником и коллегами. Вообще, от соискателя ждали большего: нужен был опыт от трех лет, знания устройства строительной и складской техники, но все-таки меня приняли.

С этого момента в мою жизнь пришли командировки и достойная для выпускника зарплата — около 40 000 ₽ в зависимости от того, сколько было работы.

💎 Я понимал, что если техника приносит прибыль, то за ее ремонт будут хорошо платить. Такого про личные автомобили сказать нельзя: машина только просит деньги, возит небольшие грузы и ничего не приносит. Поэтому подумал, что коммерческая техника — это сфера, в которой больше денег и возможностей для роста.

В первую рабочую неделю я был в разъездах шесть дней и даже задумался, нужна ли мне такая работа. Но потом все немного успокоилось, и поездки были распределены более равномерно.

Я, конечно, понятия не имел, справлюсь ли, и очень боялся. Но мне повезло: попался опытный напарник, который все охотно показывал.

Это было похоже на работу автомеханика, отличие лишь в масштабах техники. Вместо того чтобы поднимать авто на подъемнике, ты залезаешь — а иногда и не нагибаясь заходишь — под бульдозер или экскаватор и делаешь свое дело. Много пришлось поработать с диагностическим оборудованием.

Командировки были, наверное, каждый месяц, но недолгие — на два-три дня. Я ездил либо на техобслуживание, когда знаешь, что нужно делать и какой инструмент взять с собой, либо на диагностику, когда вообще ничего не понятно и нужно выяснить, что потом ремонтировать, либо уже на сам ремонт. Но, как всегда, многое может идти не по плану.

Если ты выполнил за месяц много работы, закрыл много нормо-часов полезного труда — обслуживания, диагностики, ремонта, — то получишь хорошие бонусы. Если весь месяц просидел на месте, то получишь только оклад. Твоей вины нет: тебя не загрузили работой менеджеры сервиса. Тогда ты просто сидишь на работе и ждешь заявки на ремонт. Такие месяцы были уже ближе к увольнению, когда у компании дела пошли хуже.

Вырос внутри компании. Всего через полгода я перебрался в офис на должность менеджера сервиса. Думаю, что так быстро перейти из «ремонтной зоны» в офис помог опыт переговоров у дилера и понимание сервиса как бизнеса.

50 000 ₽
удавалось заработать в офисе на должности менеджера сервиса

На новом месте я организовывал работу механиков, заказывал запчасти для строительной техники, общался с производителями, если нужен был гарантийный ремонт, а еще ездил к клиентам собирать заявки. Оклад был 25 000 ₽, плюс премия по итогам месяца. Финальная сумма колебалась в районе 40 000—50 000 ₽.

В этой компании было правило: если человек увольняется, то бонусы с его продаж уходят компании, а бывший сотрудник получает голый оклад. Как-то раз моего коллегу уволили, а я, зная, как работает 1С, его продажи перевел на себя. Это дело я согласовал с коллегой, который формально считался моим руководителем, — он тоже что-то получил со всей этой схемы, сейчас уже и не вспомню сколько. Одним словом, мы попилили между собой то, что могло уйти в небытие и никому не достаться. Я в итоге получил за месяц 100 000 ₽ бонусов — это в сумме за свои продажи и уволившегося коллеги.

💎 С этой суммой я решился на ипотеку для будущей семьи и тогда же понял, что, кроме трудолюбия, необходима еще смекалка, наглость и понимание, как что устроено в компании, машине, коллективе.

Через два с половиной года у компании возникли проблемы с деньгами, зарплату начали задерживать. Когда задолженность достигла оплаты за шесть месяцев, я решил уходить. В то время накоплений у меня не было. Все, что получал, куда-то девал. То машину сменю, то на отдых полечу, да еще и ипотеку взял. Справедливости ради скажу, что все долги мне в итоге выплатили через несколько месяцев.

Занимался собственным автобизнесом. Работу я совмещал с попытками предпринимательства. Снял капитальный гараж, создал аккаунт в «Инстаграме», купил немного инструментов и начал ремонтировать автомобили друзей и знакомых.

20 000 ₽
максимум приносил свой бизнес по ремонту автомобилей

💎 Основной целью были не деньги — я хотел развить бизнес без первоначального капитала.

Это дело продолжалось на протяжении пяти лет, само себя окупало и приносило небольшую прибыль — от 2000 до 20 000 ₽ в месяц.

Вернулся в автосервис. После ухода с прошлой работы я ничего приличного в сфере спецтехники не нашел. Пришлось возвращаться в автобизнес.

45 000 ₽
платили в автосервисе на должности мастера

Я устроился мастером в автосервис с зарплатой около 45 000 ₽ в месяц: кроме самого ремонта, я еще должен был продавать шины и диски — такой была специфика конкретного работодателя.

Управлял одним из филиалов. Всего через два месяца мне предложили стать директором филиала, который находился на другом конце города. Видимо, во мне опять что-то увидели, плюс я был в хороших отношениях с начальником, который и предложил мне должность.

60 000 ₽
максимум удавалось зарабатывать, когда руководил филиалом

По факту это была позиция менеджера филиала или управляющего: я руководил продавцами-консультантами и механиками в салоне, отвечал за кассу, начисление зарплат, решал сложные ситуации с клиентами. К сожалению, на заработной плате это не сильно сказывалось. Получал я 45 000—60 000 ₽.

Филиал был очень проблемный, с конфликтами внутри коллектива, но я рискнул. Исправить этот салон я так и не смог и через полгода при удобном случае сменил филиал.

В сети автосервисов я проработал два года. За это время я сумел понять, в какой компании хочу работать. Мне хотелось найти что-то связанное с техникой и международного уровня.

💎 Я чувствовал, что зря тут работаю. Но к этому моменту у меня уже была семья, ипотека, мы ждали ребенка. А достойных предложений на рынке спецтехники не было.

Собственно, я не переставал искать, и как только что-то интересное подвернулось, я ушел. Даже несмотря на то, что мне для этого пришлось снова работать руками, открывать ИП и понижаться в зарплате.

Рискнул и открыл ИП ради работы. Однажды мне подвернулась вакансия сервисного инженера для производителя складской техники. Сложность заключалась в том, что они предлагали работать через ИП. Я обдумал перспективы и решился.

45 000 ₽
платил производитель складской технике сервисному инженеру за 70 часов работы

Открыл ИП, мы заключили договор, компания снабдила меня «автомобилем механика» и зарплатой в 45 000 ₽.

Представьте маршрутное такси Пежо Боксер, только вместо сидений у меня были установлены стеллажи с запчастями, верстак, инструменты, компрессор. Такая мини-мастерская на колесах. Тут же был принтер, чтобы распечатывать акты выполненных работ, ноутбук для работы в 1С и заказа запчастей, 3G-модем для доступа в интернет. Вот на такой машине я ездил по региону к клиентам и ремонтировал складскую технику: вилочные погрузчики, ричтраки, штабелеры и другое подъемно-транспортное оборудование.

При зарплате в 45 000 ₽ работодатель рассчитывал, что я отработаю не меньше 70 нормо-часов в месяц. Если меньше — их проблема: не загрузили. Если больше, то за каждый час платили дополнительно около 100 ₽. Я не искал новых клиентов, поэтому на зарплату повлиять не мог. Тогда я понял, что все свои активности нужно фиксировать: и дорогу к клиенту, и работу в 1С, и уборку в автомобиле. Так можно было заработать на 15 тысяч больше.

💎 Я был единственным сервисным специалистом на большой сибирский регион. У меня был автомобиль с инструментом, оргтехника для работы на удаленке и много командировок. В зарплате я не рос, но развивался профессионально. Умел ремонтировать больше видов техники, начал общаться с зарубежными коллегами, брал на себя больше ответственности — ведь ближайшая помощь в Москве, даже разница в часовых поясах стимулировала решать проблемы самостоятельно. Из-за того, что я стал ИП, пришлось разобраться с налоговой отчетностью — тоже хороший опыт.

Через полгода работы в этой компании на меня вышло кадровое агентство. Сказали, что нашли мое резюме в архиве «Хедхантера» и им кажется, что они могут мне предложить интересную работу. Я, конечно, всегда был открыт новому и не стал класть трубку.

Полгода проходил собеседования и устроился в нефтяную компанию. Оказалось, в моем регионе искали технического специалиста широкого профиля в международную нефтяную компанию.

105 000 ₽
стартовая зарплата на должности технического специалиста в нефтяной компании

Собеседования заняли почти полгода. Два раза меня возили в Москву на личные встречи. Меня не пугало, что собеседования занимают много времени, скорее, наоборот, это давало понять масштаб будущего работодателя. Когда возили в Москву на очные встречи, то даже был рад как приключению.

Во время перерыва между собеседованиями я брал через знакомых методички по горюче-смазочным материалам и читал их в отпуске на море — ведь через пару недель буду общаться со специалистами из этой сферы.

Все это время я продолжал работать как ИП. Держал втайне от всех, кроме супруги, пока все точно не было решено. Самое сложное было, когда между двумя этапами собеседований проходит месяц, а то и больше: нужно вспомнить то, о чем говорил на прошлом этапе, и не начать противоречить самому себе.

💎 Меня попросили озвучить ожидания по зарплате. Кадровое агентство посоветовало не стесняться, и я назвал сумму, равную моему психологическому барьеру, — 100 000 ₽.

В декабре 2019 года мне сделали предложение о работе с хорошим социальным пакетом. Моя зарплата составила 105 000 ₽, плюс служебное авто, полное ДМС и другие интересные штуки.

В этой компании я работаю второй год. Помогаю клиентам подобрать смазочные материалы для различной техники, рассказываю, как ее вообще использовать, испытываю работу сам. Мне очень помогает, что к этому времени я поработал с разными видами техники — автомобилями, бульдозерами, экскаваторами, катками, складской техникой, — поэтому узким специалистом себя не считаю.

Зарплата выросла до 120 000 ₽ благодаря ежегодной индексации, но пока роста больше не планируется из-за кризиса и пандемии. Зарплату можно увеличивать — это заложено в программу развития специалиста.

💎 Эта работа — просто удача, но я оказался готов к такому предложению. Я понял, что не зря интересовался зарубежными компаниями, не зря открывал ИП, не зря изучал технику из разных секторов, не зря занимался английским для себя. Если бы английский был на нуле, а опыт работы — только в автобизнесе, то я бы, наверное, не прошел все уровни собеседований.

Закрыл свой бизнес. Свой бизнес — ремонт машин — я не закрывал, даже когда устроился на нынешнюю работу. Рассказал руководителю о своем «хобби» и спросил, возможен ли конфликт. Он ответил, что не может запретить мне этим заниматься в свободное время, но если это перерастет в полноценный бизнес, будет конфликт. В течение пары месяцев я оценивал свои перспективы в новой компании и решил поставить все на нее, а свое дело прикрыть — уж очень большая разница в выгодах была, да и семья, ипотека не давали рисковать.

120 000 ₽
зарплата сейчас

Я пробовал продать его как готовый бизнес, но за месяц желающих не нашлось. Тогда я распродал почти все оборудование по отдельности через «Юлу» и «Авито» и съехал. Страничка в «Инстаграме» до сих активна, но я ее не веду. Держу под возможные идеи в будущем.

💎 Зато я понял, что в любой момент можно открыть свое дело, даже если в кармане всего 5000 ₽. Остальное — вопрос техники и желания. Я до сих пор увлечен предпринимательством, очень уважаю этот вид деятельности и думаю, что вернусь к нему. Просто начинаем мы все в этой гонке с разных позиций. У кого-то на старте уже есть квартира, связи и прочее, у кого-то нет, и нужно потратить время, чтобы обзавестись этим. Я поставил на работу по найму как на более вероятный вариант успеха. Пока мне везет.

Планы на будущее

Вырасти в компании. Сейчас я вижу перспективы карьерного роста только внутри компании и стараюсь быть максимально продуктивным. Считаю, что зарубежные компании в плане карьерных возможностей далеко впереди российских. Одна из больших целей — получить от компании предложение о переезде в другую страну. Сам бросать работу и переезжать не хочу, не в том положении.

Возможно, переехать. Я рассматриваю Москву и Питер в первом приближении, а заграницу — во втором. Не думаю, что получится сразу отправиться за рубеж, минуя Москву. Рассматриваю любые должности не ниже существующей по зарплате. А дальше уже развитие и рост на новом месте. Зарплата может вырасти относительно другой страны, но фактически стать меньше, если на нее можно купить меньше: 5000 $ в России и Европе — разные суммы. Думаю, что для дальнейшего роста нужно научиться аргументировать собственные идеи, подтянуть презентационные навыки и английский. В общем, communication skills.

Я самостоятельно учил английский — по утрам, с 7 до 9, слушал и записывал на слух адаптированные книги из коллекции Oxford Bookworms. До сих пор слушаю их. С первого уровня дошел уже до пятого из шести. Но сейчас уже просто тренирую слух.

Продолжать учиться. Высшее образование не учит специальности, а скорее учит искать нужную информацию и добиваться поставленных целей. Знаний из вуза мне никогда не хватало, все брал из интернета, от менторов и путем собственных ошибок.

Зато наличие красного диплома по технической специальности — хорошее начало рассказа о себе.


Возьмете что-то на вооружение в своем карьерном пути?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество