Карьера: уйти из автобизнеса в нефтяную компанию и повысить доход в 10 раз за 11 лет
В рубрике «Карьеры» читатели Т—Ж рассказывают, какие события и решения повлияли на их профессиональный путь.
Герой этого выпуска с детства любил машины и получил образование инженера-автомобилиста. Он работал в автосервисах и даже открыл свой, но довольно быстро понял, что на легковых автомобилях много не заработать: нужно изучать более крупную технику, которая приносит большую прибыль и в ремонт которой вкладывают немаленькие суммы. И, судя по всему, оказался прав.

Профессиональный путь
Поступил в вуз и выжал из учебы максимум. Первую машину я нарисовал в три года на подушке во время дневного сна. С тех пор всегда интересовался автомобилями и техникой. К моменту поступления в вуз решил, что будет глупо выбирать что-то другое, кроме автомобильной темы.
Я рассматривал два вуза. Аграрный, где специальности были с уклоном в сельхозтехнику, и Университет путей сообщения — там больше про управление в автобизнесе. В 2007 году это было очень перспективным направлением, поэтому решил идти туда на специальность «инженер-автомобилист».
До третьего курса я выжимал максимум из универа: получал повышенную стипендию за хорошую учебу — 2000 ₽, доплату за то, что был старостой группы, — 1000 ₽, соцпомощь как студент из малообеспеченной семьи — 3000 ₽. Итого 6000 ₽ только с учебы. Особо не откладывал, тратил на развлечения, кино, подружек и прочее.
- 6000 ₽
- получал во время учебы в университете
Я жил с мамой, соответственно, за жилье не платил. Более того, после выпуска тоже не снимал жилье, а сразу решился на ипотеку. Сам формат аренды квартиры мне не нравится: чувствую, что деньги уходят в трубу. А ипотека, хотя и невыгодна, но потихоньку приближает к собственному жилью.
💎 Однажды я заработал 45 000 ₽ — сделал 30 курсовых по 1500 ₽. В группе всегда есть несколько человек, у которых голова соображает, но для учебы она немного не подходит. Они готовы заплатить за решение такой проблемы. Кто-то из них мне и предложил: может, напишешь мне курсовую, а я заплачу? Я согласился. Постепенно слух пошел по потоку, так и начали обращаться напрямую.
На каждую курсовую уходило около двух часов, так как все они были типовыми. Грубо говоря, менялись только исходные данные — типы привода, объемы насосов, — а решения были одинаковые.
Устроился в автосервис и кафе. На третьем курсе я подрабатывал в двух местах.
- 20 000 ₽
- удавалось зарабатывать на двух подработках
Общепит — это классическая студенческая подработка: внутри одной сети кафе я успел побывать бариста, барменом, официантом и кальянщиком. Получал около 12—15 тысяч — это оклад и чаевые. Чаевые особо не считал, а оклад в то время был штукой формальной. Может, в общепите и сейчас так.
Параллельно устроился помощником автоэлектрика. Специально эту работу не искал: тренер по плаванию заметил мой интерес к авто и как-то после тренировки предложил свести меня с автоэлектриком, которому требовался подмастерье.
Это был сервис в капитальном гараже, работали все всерую, но по-честному. Нас было всего двое: опытный автоэлектрик и я, его руки. Он искал клиентов, осматривал машины и говорил, что и как делать, а я делал.
💎 Было очень комфортно работать, никто не мешал — чистый процесс перенятия опыта у более взрослого поколения.
Мы с мастером договорились о такой системе оплаты: 40% мне — если он говорит, что делать, а я делаю; 20% — если что-то не получилось и мастеру пришлось использовать свои руки; 0% — если я просто смотрю.
В среднем я зарабатывал 5000 ₽, работал по полдня 3—4 раза в неделю — после учебы в дни, когда не было смен в кафе. Я научился заменять масло, фильтры и свечи, устанавливать сигнализацию — по схеме протягивал провода, подготавливал салон: снимал обшивку, приборную панель. Затем электрик объяснял, что куда подключить, а я начинал пробовать. Если не получилось, объяснял еще раз и опять уходил.
Затем я смог немного поднять свой заработок — на 2 тысячи. У моего «куратора» забрали права, и я помогал ему с извозом. То есть дом — работа — дом, выездная диагностика, поездка за запчастями. За это мне он доплачивал — как говорится, «на бензин».
В общем, зарабатывал я немного, но опыт был колоссальный. Так прошел конец третьего и четвертый курс.
Купил машину. В 20 лет я накопил 50 тысяч на первый автомобиль — ВАЗ 2109.
Машина стоила 85 000 ₽, к моим накоплениям 35 000 ₽ добавила мама — сказала купить девятку получше. Она же и подыскала хороший вариант автомобиля, за что я ей благодарен. Купил с рук у дедушки, который очень хорошо ухаживал за машиной.
Потом я продал ее за 113 000 ₽ и купил Тойоту Камри — гонял на ней три года, не зная ни одной поломки. Я ездил на учебу и на дачу — возил овощи, возвращался после работы из кафе. В общем, все стандартно.
💎 В нашей семье машины никогда не было — мы очень скромно жили. Просто я все детство провел за журналами про авто, и обзавестись своим было мечтой.
Устроился в автосервис покрупнее и защитил диплом. Я ушел из кафе и автосервиса, чтобы спокойно закончить учебу и затем найти полноценную «долгую» работу. После четвертого курса решил попробовать себя на полноценный рабочий день у официального дилера Шевроле, Опеля и Кадиллака. Смог устроиться в сервис мастером-приемщиком.
- 15 000 ₽
- платили в автосервисе у официального дилера
У дилера я отвечал за прием авто в сервис, согласовывал ремонт с клиентом, аргументировал, почему такую поломку придется оплачивать самостоятельно, а такую — должен исправить производитель по гарантии.
Зарплата была около 15 000 ₽. Помню, что около 4000 ₽ приходили на карту, остальное в конверте. Сумма не зависела ни от чего: повысить зарплату можно было только сменой должности, но я об этом не думал — новой информации хватало.
Я продолжал хорошо учиться и шел на красный диплом. Когда начался пятый курс, я не спешил бросать работу и ходил в универ два дня через два — в свои выходные.
К концу первого семестра деканат мне поставил ультиматум: или хожу каждый день, или отчисляюсь. Я рассказал об этом на работе, и мне пошли навстречу. Утром я учился, а после учебы сразу ехал на работу, где меня подменяли. Итого учился примерно с 08:30 до 14:30, работал с 15:00 до 20:00, но без выходных. В зарплате не потерял, и проблем с учебой не возникло.
В 2012 году я защитил красный диплом по специальности «инженер-автомобилист» и уволился, потому что понимал, что теперь я дипломированный молодой специалист и могу найти что-то поинтересней.
💎 Я видел структуру компании и осознавал, что если не через год, то через пять лет уж точно упрусь в потолок. А зачем тратить тогда эти пять лет?
Взялся за «большие» машины. Когда я закончил учебу, у меня было уже около двух лет опыта по специальности. Это было здорово, но автобизнес меня больше не привлекал. Я начал смотреть на смежные области.
- 40 000 ₽
- платили на должности сервисного инженера, который работал со строительной и сервисной техникой
Нашел вакансию сервисного инженера в компании по продаже строительной и складской техники и отправил им резюме. На резюме отклика не последовало, поэтому стал звонить сам: ответили холодно и толком ничего не объяснили. Кажется, трубку взял офис-менеджер — человек, далекий от сервиса и моей вакансии.
Зато когда я приехал к ним лично узнать, что с моим резюме, то попал к директору филиала, который и искал человека на эту должность. Мы поговорили, и он отвел меня в сервис, чтобы там познакомить с начальником и коллегами. Вообще, от соискателя ждали большего: нужен был опыт от трех лет, знания устройства строительной и складской техники, но все-таки меня приняли.
С этого момента в мою жизнь пришли командировки и достойная для выпускника зарплата — около 40 000 ₽ в зависимости от того, сколько было работы.
💎 Я понимал, что если техника приносит прибыль, то за ее ремонт будут хорошо платить. Такого про личные автомобили сказать нельзя: машина только просит деньги, возит небольшие грузы и ничего не приносит. Поэтому подумал, что коммерческая техника — это сфера, в которой больше денег и возможностей для роста.
В первую рабочую неделю я был в разъездах шесть дней и даже задумался, нужна ли мне такая работа. Но потом все немного успокоилось, и поездки были распределены более равномерно.
Я, конечно, понятия не имел, справлюсь ли, и очень боялся. Но мне повезло: попался опытный напарник, который все охотно показывал.
Это было похоже на работу автомеханика, отличие лишь в масштабах техники. Вместо того чтобы поднимать авто на подъемнике, ты залезаешь — а иногда и не нагибаясь заходишь — под бульдозер или экскаватор и делаешь свое дело. Много пришлось поработать с диагностическим оборудованием.
Командировки были, наверное, каждый месяц, но недолгие — на два-три дня. Я ездил либо на техобслуживание, когда знаешь, что нужно делать и какой инструмент взять с собой, либо на диагностику, когда вообще ничего не понятно и нужно выяснить, что потом ремонтировать, либо уже на сам ремонт. Но, как всегда, многое может идти не по плану.
Если ты выполнил за месяц много работы, закрыл много нормо-часов полезного труда — обслуживания, диагностики, ремонта, — то получишь хорошие бонусы. Если весь месяц просидел на месте, то получишь только оклад. Твоей вины нет: тебя не загрузили работой менеджеры сервиса. Тогда ты просто сидишь на работе и ждешь заявки на ремонт. Такие месяцы были уже ближе к увольнению, когда у компании дела пошли хуже.
Вырос внутри компании. Всего через полгода я перебрался в офис на должность менеджера сервиса. Думаю, что так быстро перейти из «ремонтной зоны» в офис помог опыт переговоров у дилера и понимание сервиса как бизнеса.
- 50 000 ₽
- удавалось заработать в офисе на должности менеджера сервиса
На новом месте я организовывал работу механиков, заказывал запчасти для строительной техники, общался с производителями, если нужен был гарантийный ремонт, а еще ездил к клиентам собирать заявки. Оклад был 25 000 ₽, плюс премия по итогам месяца. Финальная сумма колебалась в районе 40 000—50 000 ₽.
В этой компании было правило: если человек увольняется, то бонусы с его продаж уходят компании, а бывший сотрудник получает голый оклад. Как-то раз моего коллегу уволили, а я, зная, как работает 1С, его продажи перевел на себя. Это дело я согласовал с коллегой, который формально считался моим руководителем, — он тоже что-то получил со всей этой схемы, сейчас уже и не вспомню сколько. Одним словом, мы попилили между собой то, что могло уйти в небытие и никому не достаться. Я в итоге получил за месяц 100 000 ₽ бонусов — это в сумме за свои продажи и уволившегося коллеги.
💎 С этой суммой я решился на ипотеку для будущей семьи и тогда же понял, что, кроме трудолюбия, необходима еще смекалка, наглость и понимание, как что устроено в компании, машине, коллективе.
Через два с половиной года у компании возникли проблемы с деньгами, зарплату начали задерживать. Когда задолженность достигла оплаты за шесть месяцев, я решил уходить. В то время накоплений у меня не было. Все, что получал, куда-то девал. То машину сменю, то на отдых полечу, да еще и ипотеку взял. Справедливости ради скажу, что все долги мне в итоге выплатили через несколько месяцев.
Занимался собственным автобизнесом. Работу я совмещал с попытками предпринимательства. Снял капитальный гараж, создал аккаунт в «Инстаграме», купил немного инструментов и начал ремонтировать автомобили друзей и знакомых.
- 20 000 ₽
- максимум приносил свой бизнес по ремонту автомобилей
💎 Основной целью были не деньги — я хотел развить бизнес без первоначального капитала.
Это дело продолжалось на протяжении пяти лет, само себя окупало и приносило небольшую прибыль — от 2000 до 20 000 ₽ в месяц.
Вернулся в автосервис. После ухода с прошлой работы я ничего приличного в сфере спецтехники не нашел. Пришлось возвращаться в автобизнес.
- 45 000 ₽
- платили в автосервисе на должности мастера
Я устроился мастером в автосервис с зарплатой около 45 000 ₽ в месяц: кроме самого ремонта, я еще должен был продавать шины и диски — такой была специфика конкретного работодателя.
Управлял одним из филиалов. Всего через два месяца мне предложили стать директором филиала, который находился на другом конце города. Видимо, во мне опять что-то увидели, плюс я был в хороших отношениях с начальником, который и предложил мне должность.
- 60 000 ₽
- максимум удавалось зарабатывать, когда руководил филиалом
По факту это была позиция менеджера филиала или управляющего: я руководил продавцами-консультантами и механиками в салоне, отвечал за кассу, начисление зарплат, решал сложные ситуации с клиентами. К сожалению, на заработной плате это не сильно сказывалось. Получал я 45 000—60 000 ₽.
Филиал был очень проблемный, с конфликтами внутри коллектива, но я рискнул. Исправить этот салон я так и не смог и через полгода при удобном случае сменил филиал.
В сети автосервисов я проработал два года. За это время я сумел понять, в какой компании хочу работать. Мне хотелось найти что-то связанное с техникой и международного уровня.
💎 Я чувствовал, что зря тут работаю. Но к этому моменту у меня уже была семья, ипотека, мы ждали ребенка. А достойных предложений на рынке спецтехники не было.
Собственно, я не переставал искать, и как только что-то интересное подвернулось, я ушел. Даже несмотря на то, что мне для этого пришлось снова работать руками, открывать ИП и понижаться в зарплате.
Рискнул и открыл ИП ради работы. Однажды мне подвернулась вакансия сервисного инженера для производителя складской техники. Сложность заключалась в том, что они предлагали работать через ИП. Я обдумал перспективы и решился.
- 45 000 ₽
- платил производитель складской технике сервисному инженеру за 70 часов работы
Открыл ИП, мы заключили договор, компания снабдила меня «автомобилем механика» и зарплатой в 45 000 ₽.
Представьте маршрутное такси Пежо Боксер, только вместо сидений у меня были установлены стеллажи с запчастями, верстак, инструменты, компрессор. Такая мини-мастерская на колесах. Тут же был принтер, чтобы распечатывать акты выполненных работ, ноутбук для работы в 1С и заказа запчастей, 3G-модем для доступа в интернет. Вот на такой машине я ездил по региону к клиентам и ремонтировал складскую технику: вилочные погрузчики, ричтраки, штабелеры и другое подъемно-транспортное оборудование.
При зарплате в 45 000 ₽ работодатель рассчитывал, что я отработаю не меньше 70 нормо-часов в месяц. Если меньше — их проблема: не загрузили. Если больше, то за каждый час платили дополнительно около 100 ₽. Я не искал новых клиентов, поэтому на зарплату повлиять не мог. Тогда я понял, что все свои активности нужно фиксировать: и дорогу к клиенту, и работу в 1С, и уборку в автомобиле. Так можно было заработать на 15 тысяч больше.
💎 Я был единственным сервисным специалистом на большой сибирский регион. У меня был автомобиль с инструментом, оргтехника для работы на удаленке и много командировок. В зарплате я не рос, но развивался профессионально. Умел ремонтировать больше видов техники, начал общаться с зарубежными коллегами, брал на себя больше ответственности — ведь ближайшая помощь в Москве, даже разница в часовых поясах стимулировала решать проблемы самостоятельно. Из-за того, что я стал ИП, пришлось разобраться с налоговой отчетностью — тоже хороший опыт.
Через полгода работы в этой компании на меня вышло кадровое агентство. Сказали, что нашли мое резюме в архиве «Хедхантера» и им кажется, что они могут мне предложить интересную работу. Я, конечно, всегда был открыт новому и не стал класть трубку.
Полгода проходил собеседования и устроился в нефтяную компанию. Оказалось, в моем регионе искали технического специалиста широкого профиля в международную нефтяную компанию.
- 105 000 ₽
- стартовая зарплата на должности технического специалиста в нефтяной компании
Собеседования заняли почти полгода. Два раза меня возили в Москву на личные встречи. Меня не пугало, что собеседования занимают много времени, скорее, наоборот, это давало понять масштаб будущего работодателя. Когда возили в Москву на очные встречи, то даже был рад как приключению.
Во время перерыва между собеседованиями я брал через знакомых методички по горюче-смазочным материалам и читал их в отпуске на море — ведь через пару недель буду общаться со специалистами из этой сферы.
Все это время я продолжал работать как ИП. Держал втайне от всех, кроме супруги, пока все точно не было решено. Самое сложное было, когда между двумя этапами собеседований проходит месяц, а то и больше: нужно вспомнить то, о чем говорил на прошлом этапе, и не начать противоречить самому себе.
💎 Меня попросили озвучить ожидания по зарплате. Кадровое агентство посоветовало не стесняться, и я назвал сумму, равную моему психологическому барьеру, — 100 000 ₽.
В декабре 2019 года мне сделали предложение о работе с хорошим социальным пакетом. Моя зарплата составила 105 000 ₽, плюс служебное авто, полное ДМС и другие интересные штуки.
В этой компании я работаю второй год. Помогаю клиентам подобрать смазочные материалы для различной техники, рассказываю, как ее вообще использовать, испытываю работу сам. Мне очень помогает, что к этому времени я поработал с разными видами техники — автомобилями, бульдозерами, экскаваторами, катками, складской техникой, — поэтому узким специалистом себя не считаю.
Зарплата выросла до 120 000 ₽ благодаря ежегодной индексации, но пока роста больше не планируется из-за кризиса и пандемии. Зарплату можно увеличивать — это заложено в программу развития специалиста.
💎 Эта работа — просто удача, но я оказался готов к такому предложению. Я понял, что не зря интересовался зарубежными компаниями, не зря открывал ИП, не зря изучал технику из разных секторов, не зря занимался английским для себя. Если бы английский был на нуле, а опыт работы — только в автобизнесе, то я бы, наверное, не прошел все уровни собеседований.
Закрыл свой бизнес. Свой бизнес — ремонт машин — я не закрывал, даже когда устроился на нынешнюю работу. Рассказал руководителю о своем «хобби» и спросил, возможен ли конфликт. Он ответил, что не может запретить мне этим заниматься в свободное время, но если это перерастет в полноценный бизнес, будет конфликт. В течение пары месяцев я оценивал свои перспективы в новой компании и решил поставить все на нее, а свое дело прикрыть — уж очень большая разница в выгодах была, да и семья, ипотека не давали рисковать.
- 120 000 ₽
- зарплата сейчас
Я пробовал продать его как готовый бизнес, но за месяц желающих не нашлось. Тогда я распродал почти все оборудование по отдельности через «Юлу» и «Авито» и съехал. Страничка в «Инстаграме» до сих активна, но я ее не веду. Держу под возможные идеи в будущем.
💎 Зато я понял, что в любой момент можно открыть свое дело, даже если в кармане всего 5000 ₽. Остальное — вопрос техники и желания. Я до сих пор увлечен предпринимательством, очень уважаю этот вид деятельности и думаю, что вернусь к нему. Просто начинаем мы все в этой гонке с разных позиций. У кого-то на старте уже есть квартира, связи и прочее, у кого-то нет, и нужно потратить время, чтобы обзавестись этим. Я поставил на работу по найму как на более вероятный вариант успеха. Пока мне везет.
Планы на будущее
Вырасти в компании. Сейчас я вижу перспективы карьерного роста только внутри компании и стараюсь быть максимально продуктивным. Считаю, что зарубежные компании в плане карьерных возможностей далеко впереди российских. Одна из больших целей — получить от компании предложение о переезде в другую страну. Сам бросать работу и переезжать не хочу, не в том положении.
Возможно, переехать. Я рассматриваю Москву и Питер в первом приближении, а заграницу — во втором. Не думаю, что получится сразу отправиться за рубеж, минуя Москву. Рассматриваю любые должности не ниже существующей по зарплате. А дальше уже развитие и рост на новом месте. Зарплата может вырасти относительно другой страны, но фактически стать меньше, если на нее можно купить меньше: 5000 $ в России и Европе — разные суммы. Думаю, что для дальнейшего роста нужно научиться аргументировать собственные идеи, подтянуть презентационные навыки и английский. В общем, communication skills.
Я самостоятельно учил английский — по утрам, с 7 до 9, слушал и записывал на слух адаптированные книги из коллекции Oxford Bookworms. До сих пор слушаю их. С первого уровня дошел уже до пятого из шести. Но сейчас уже просто тренирую слух.
Продолжать учиться. Высшее образование не учит специальности, а скорее учит искать нужную информацию и добиваться поставленных целей. Знаний из вуза мне никогда не хватало, все брал из интернета, от менторов и путем собственных ошибок.
Зато наличие красного диплома по технической специальности — хорошее начало рассказа о себе.
Очень вдохновляют подобные истории. Но мне кажется, тут нельзя выделить какой-то определенный фактор, способствовавший росту в карьере. По факту весь пройденный путь с неудачами и победами, людьми и событиями, каждое слово и решение - все привело к той точке в пространстве и времени, где вы сейчас находитесь
Миша, согласен)
Настоящий self made man, молодец! Желаю удачи
Заголовок кликбейт конечно, так нельзя. Все равно что повысил зарплату с 500р до 5000. 120к не серьезно для нефтяной
Антон, 120 тыр в 31 год для любого сибирского города неплохая сумма
Автор молодец, работал и искал шансы, а не жаловался.
Не совсем понятно, зачем описан случай мошенничества с 1С. Следует ли понимать, что автор считает этот случай важной вехой в своей трудовой биографии, которой обязательно стоит поделиться с читателями? Возможно, даже гордится этим? Означает ли, что редакция считает этот случай соответствующим своим стандартам, по которым оформлена история?
На вооружение не возьму, тк я вообще из другой специальности, но можно выделить несколько основополагающих для успеха: желание жить лучше, упорная учеба и изучение материалов, смелость в сменах деятельности и работодателях. И все это вовремя- нужно заниматься этим в молодости, пока есть силы, амбиции, возможности. С возрастом растет боязнь смены работы, с ростом семьи - начинаешь бояться потерять доход при смене деятельности. Появляется неуверенность, снижаются амбиции- вектор сдвигается в угоду спокойствия и стабильности от авантюризма и юношеского безрассудства. Автор- молодец, знал чего хочет и идёт к своей цели. Многие начинают думать о своем хлебе уже закончив учебу, иногда как попало, в угоду родителям. А потом - оставшись наедине с реальностью взрослого начинают думать кем стать и как заработать самостоятельно. Хотя могли себя уже пробовать со студенческой скамьи. Я , когда учился, попробовал от подсобного рабочего на стройке и дорожных работах, до открытия ИП канцтоваров и ООО по продаже и ремонту компьютеров. Крайнего риска не было, мой отец неплохо зарабатывал, но хотелось самостоятельности. К слову- все занятые деньги я быстро возвращал. Но несмотря на это я пошел по своей профессии. Фирму переписал на брата, когда встал выбор после ВУЗа. Но ещё получил второе высшее. Не пригодилось. Работаю врачом. О прошлом опыте совершенно не жалею. Удачи автору и всем, кто знает что хочет большего. Михаил.
Судя по всему автор из Омска или Новосибирска, хорошая зарплата для этих регионов.
Истории из этой рубрики не релевантны без указания годов каждого этапа, уж очень сильно менялся курс и ситуация с зп в последние 10 лет, роста в 10 раз никак нет хотя бы из-за инфляции. Указывайте годы
Викулина, 2009-2019
Что-то в статье немного кликбейта - по поводу "нефтяной" компании.
Если же говорить про нефтянку- то зарплаты 120(надеюсь на руки,а не до налогов) будут у вахтовиков узкой-определенной квалификации но никак не, даже, начальников отделов.
Nikolay, как я уже упомянул нефтяная компания - не совсем четкое определение. Правильней сказать - производитель масла
Nikolay, в московский офис одной газкомпании на 170 + премии, не хотят идти)
Алекс, давайте поподробнее
Молодец парень, что сказать. Наверное, так и надо расти. Искренне желаю успеха! береги здоровье!)))))
Schlumberger?
fwbwrnwn, нет. Скорее мясляная, а не нефтяная компания)
Артем, да скорее масляная, потому что для нефтяной 120т.руб.,очень и очень мало.
Сергей, и где у шлюмов такие зарплаты? у полевиков да на шельфе?
Nikolay, у полевиков на шельфе 11000 баксов за месяц, а 120000 рублей, для полей это минимум!
Не боятся ни чего нового,самосовершенствоваться,и четко идти к поставленной цели.
Советую автору пройти курс по трибодиагностике.
Так держать, удачи в работе.
Конечно, надо развиватся, и поднятся сам
Настойчивость и целеустремленность