Я была няней, кассиром, спала на полу в подсобке, а сейчас работаю эйчаром в крупной компании

Карьера читательницы Т⁠—⁠Ж

Я была няней, кассиром, спала на полу в подсобке, а сейчас работаю эйчаром в крупной компании

В рубрике «Карьеры» читатели Т⁠—⁠Ж рассказывают, какие события и решения повлияли на их профессиональный путь.

Героине этого выпуска из-за сложной ситуации в семье пришлось начать свой карьерный путь еще в школе. Она соглашалась на любую работу, но ей не везло с руководителями: были случаи домогательства, обмана, воровства. Но она не отчаялась и научилась находить общий язык даже с самыми сложными людьми, неожиданно для себя попала в команду мечты, а теперь хочет учиться за границей и открыть кофейню.

Это история читательницы из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Профессиональный путь

Раздавала листовки. Я работаю с 15 лет. Сценарий стандартный: отец ушел из семьи и, видя, как маме тяжело тянуть нас с сестрой, я приняла решение работать.

Сначала устроилась промоутером. Моя первая зарплата была 3500 Р. Графика как такового не было. Мне просто дали пачку листовок с анонсом открытия ночного клуба в нашем городе — стриптиз, стразы, стринги, вот это все, — и три дня я работала в среднем, наверное, часов по 12.

Больше всего запомнилась встреча со знакомыми ребятами моего возраста. Они смеялись над тем, как я выгляжу и что я раздаю листовки, а я ответила им: «Зато я, в отличие от вас, зарабатываю на хлеб домой, а не ржу над другими людьми!» Так круто я себя еще никогда не чувствовала, с теплотой и гордостью вспоминаю этот момент.

Больше всего запомнилась встреча со знакомыми ребятами моего возраста. Они смеялись над тем, как я выгляжу и что я раздаю листовки, а я ответила им: «Зато я, в отличие от вас, зарабатываю на хлеб домой, а не ржу над другими людьми!» Так круто я себя еще никогда не чувствовала, с теплотой и гордостью вспоминаю этот момент.

Работала няней в садике. Попала туда по знакомству, официально меня не оформляли. Платили в конверте 11 000 Р, проработала там месяца три.

Это был частный сад, одна группа, в ней около десяти детей. Нужно было ходить в магазин за продуктами, готовить еду, кормить детей, мыть им попу, укладывать спать. Редко на подмогу приходила опытная няня.

Со временем сад превратился в лагерь для детей постарше и стало совсем легко. Там я была единственной вожатой. Работала в пятидневку с восьми утра где-то до пяти вечера.

Поступила на филологический. На самом деле вуз за меня выбрали родители. Мне просто сказали: «Поздравляем, с 1 сентября ты учишься здесь». Наверное, если бы у меня был выбор, я бы вообще никуда не подавала документы, а стала бы стюардессой.

Первый курс я училась очно, дальше кое-как, потому что все равно нужно было работать. Я отчислялась, потом восстанавливалась — только ради корочки. Сейчас мне осталось учиться два года. Мой вуз находится далеко за Мкадом, поэтому обучение в нем очень дешевое: я плачу всего 50 000 Р в год, в наше время это прямо смех.

По моему опыту, диплом не имеет никакого веса на работе, но чтобы спокойно устраиваться в крупные компании и двигаться по карьерной лестнице, он все-таки нужен.

По моему опыту, диплом не имеет никакого веса на работе, но чтобы спокойно устраиваться в крупные компании и двигаться по карьерной лестнице, он все-таки нужен.

Устроилась продавцом-консультантом в магазин. Мой парень тогда работал в «Найке» и поговорил обо мне с директором магазина. Мы встретились, я ему понравилась. Потом было еще одно собеседование с эйчаром в головном офисе компании. Я прошла его успешно, меня тут же оформили.

Проработала там около трех месяцев. Оклад был 25 000 Р в месяц, процента с продаж не было, так как я была на испытательном сроке. Мои продажи записывались на других людей, и они получали премию вместо меня.

Работала барменом-кассиром в аэропорту. Я очень люблю самолеты и с детства мечтала стать стюардессой, поэтому решила искать работу рядом с аэропортом. Во всякие дьюти-фри меня не брали, и вдруг совершенно случайно нативная реклама выдала мне вакансию бариста в «Кофе Хаузе». В одном из московских аэропортов открывался новый терминал, и нужен был персонал в новую точку.

Перед открытием я две недели ездила в Москву на обучение. Работала сутки через двое. Заработок зависел от количества смен, в среднем выходило 40 000 Р в месяц. Ощущала себя миллиардером и даже съездила на две недели на свои кровно заработанные в Сочи.

В зависимости от смены в обязанности входило готовить на кухне или стоять на баре, принимать заказы и делать напитки. В ночные смены мы полностью сами мыли все кафе, выпекали и выкладывали новые товары, делали заготовки, чистили все машины, снимали выручку.

Отработала полгода, потом у меня случился сложный период в личной жизни, на работе сдали нервы, я поругалась с менеджером. Пока отрабатывала две недели перед увольнением, нашла работу в кафе напротив.

Перешла в другое кафе. У второй точки был формат типа столовки, обязанности остались те же, поменялось только приготовление самого кофе, и лишь тогда я научилась делать его правильно. Получала примерно 25 000 Р в месяц.

Уволилась из-за домогательств директора. В какой-то момент он понял, что я для него сексуально привлекательна, и стал приглашать меня провести время вместе. Я сказала, что мне это неинтересно. Мне было 18 лет. Он начал мстить, ставил мне только ночные смены. Я работала ночь, приезжала домой, спала день и вечером опять ехала на работу. Ночью посетителей почти не было, и я смотрела на самолеты. Было классно, атмосферно. Но в пять-шесть утра уже выстраивались очереди из желающих выпить кофе.

В итоге от такого графика я устала настолько, что просто ложилась в подсобке на ледяной кафель, подстилая себе какие-то картонки и большие черные пакеты для мусора, и спала.

В итоге от такого графика я устала настолько, что просто ложилась в подсобке на ледяной кафель, подстилая себе какие-то картонки и большие черные пакеты для мусора, и спала.

Через три месяца решила уйти в никуда, чтобы просто не работать там. А когда приехала за расчетом в головной офис, тут-то и выяснилось, что, поскольку деньги платили в конверте, недобросовестный директор еще и воровал большую часть моей зарплаты. Еще для меня стало открытием, что ночные смены оплачивались по повышенному тарифу.

Устроилась администратором в школу английского языка. Вакансию на этот раз нашла на «Хедхантере» — подумала, что так надежнее. Проработала полгода за 25 000 Р в месяц. Плюс там были плюшки в виде бесплатного изучения языка, красивая локация с видом на Красную площадь.

Обязанности были очень разные. Я была и уборщицей, и личным помощником, и администратором. Вела учет уроков, работала с кассой. Это казалось мне ответственнее и интереснее, чем работа в кофейне.

График был адовый — с девяти утра до девяти вечера. Приходилось каждый день ездить из Подмосковья в центр Москвы. Дома я оказывалась в 12 ночи, а вставала в пять утра.

Уволилась, потому что компания обанкротилась и школа закрылась.

Поработала еще в одной кофейне. Устроилась туда, просто потому что очень понравилось само заведение. Зарплата была 30 000 Р. График — 2/2 с восьми утра до восьми вечера.

Место было действительно супер, вспоминаю его с теплотой. Но ушла через три месяца, потому что хотелось куда-то двигаться дальше.

Стала репетитором русского языка и литературы. Занималась с первоклассниками на дому. Все было ровно и спокойно, в среднем по четыре ученика, то есть по восемь занятий в неделю. Брала 500 Р в час, в месяц выходило где-то 10 000—16 000 Р. Смутно помню то время.

Начала строить карьеру эйчара. У меня было ощущение, что я легко нахожу общий язык с самыми разными людьми, хорошо в них разбираюсь и умею договариваться. Моя карьера рекрутера началась с должности эйчар-менеджера в строительной компании с зарплатой 35 000 Р в месяц — как обычно, в конверте.

Про эту компанию давно знала и очень туда хотела, потому что она была одной из лидирующих на рынке. Устроилась через знакомого. Сначала было групповое собеседование с эйчаром и будущим руководителем, после которого мне отказали. Фидбэк был такой: «Приятная, хорошо говорит, но некрасивая». Потом меня снова пригласили, и я пошла, так как мне очень нужна была работа.

Мои навыки никак не проверяли, поэтому на собеседовании я просто соврала, что до этого работала эйчаром неофициально.

Мои навыки никак не проверяли, поэтому на собеседовании я просто соврала, что до этого работала эйчаром неофициально.

С первой волной коронавируса меня уволили. Из-за пандемии я проработала там всего месяц.

Устроилась эйчаром в другую строительную фирму. Нашла работу на «Хедхантере». Рекрутер была приятная, но прислала тест на миллиард вопросов, многие из которых повторялись.

Кстати, этот метод называется «система оценки по Хаббарду». Если при найме вас заставляют пройти подобное тестирование — просто бегите.

Кстати, этот метод называется «система оценки по Хаббарду». Если при найме вас заставляют пройти подобное тестирование — просто бегите.

Как оказалось, я прошла испытание плохо — видимо, неправильно ответила на вопрос, считаются ли жертвы Холокоста жертвами… Но меня все равно взяли.

Зарплата была 55 000 Р, опять в конверте. График — пятидневка, с девяти утра до шести вечера. Атмосфера нездоровая: это была маленькая компания, где все боятся «большого дядю». Один раз у нас закончилась вода в кулере, коллег-мужчин вокруг не было, все ушли на обед. В этот момент на кухню зашел один из основателей — накачанный, крепкий мужчина, — и я попросила его вставить 20-литровую бутылку воды в кулер. За эту «выходку» меня потом затаскали по «коврам».

Уволилась из-за начальницы. Моей руководительницей была женщина с очень тяжелой судьбой. Такая Power Woman — «я все смогла, все пережила». Но в какой-то момент она реально поехала головой. Например, не разрешала работать удаленно в бушующий ковид, а когда разрешала, звонила мне в восемь утра, чтобы проверить, чем я занимаюсь. Меня даже специально посадили спиной к ней, чтобы она видела, что я точно работаю. Было очень жестко.

Я уже издалека начала потихоньку выгорать. Еще и потому, что меня в принципе держали за какую-то идиотку: ставили примитивные задачи, унижали. К примеру, мне доверяли искать только рабочих, для поиска специалистов уровнем повыше я была якобы слишком тупая. Из-за такого отношения вообще ничего не хотелось в этой жизни.

Считаю, что нельзя себя до такого доводить. Я была в ужасном психологическом состоянии: ехала на работу и плакала, что не хочу ехать на работу. Как дети, которые плачут, что не хотят идти в детский сад. Мы с моим молодым человеком уже обсуждали, что, кажется, пора просто увольняться, и все.

Кстати, этот метод называется «система оценки по Хаббарду». Если при найме вас заставляют пройти подобное тестирование — просто бегите.

И вот в один прекрасный вечер моя руководительница, у которой в подчинении была только я, и, видимо, поэтому она решила, что может издеваться надо мной как хочет, устроила дичайшую истерику, когда я задала ей какой-то невинный вопрос по кадровому производству. Может, у нее дома что-то случилось тогда, но я помню, как после моих слов она просто слетела с катушек. Мы сидели в опенспейсе, она при всех обкладывала меня матом и орала: «Ты что, совсем тупая? Хоть немножко пошевели своим крошечным мозгом!» — и все в таком духе. Тогда я поняла, что это конец. Как только она ушла с работы, я написала заявление и положила ей на стол.

Мне даже не дали отработать две недели, потому что в компании боялись, что я буду распространять негатив среди коллег. Рассчитали день в день — только чтобы я поскорее ушла.

Два месяца искала работу. После увольнения мне было очень плохо и больно. Я даже наблюдалась у психолога, так как вообще не понимала, кто я, что умею, сколько стою, чем хочу заниматься, куда мне идти. Думала, неужели я такая плохая, что все это заслужила?

Я очень рано начала работать, и у меня не было периода студенчества, когда можно просто учиться, а на каникулах, например, ездить с палатками в лес и отдыхать, не заботясь о том, где взять деньги на элементарные вещи типа проезда в электричке, потому что их дают родители. В итоге я бралась абсолютно за любую работу. Где-то было грустно, не нравилось — я все равно терпела, училась, делала выводы. Проходила какие-то бесплатные курсы на всяких «Нетологиях» а-ля «Как строить эффективную коммуникацию». Что-то черпала оттуда, что-то даже работало.

Я была очень гибкая. Пыталась развивать навык общения с неприятными людьми, чтобы однажды оказаться в крутой компании, зарабатывать много денег и быть классным специалистом. Радовалась ужасным работодателям, потому что, общаясь с такими, ты как будто сразу «убиваешь босса» в игре.

Я была очень гибкая. Пыталась развивать навык общения с неприятными людьми, чтобы однажды оказаться в крутой компании, зарабатывать много денег и быть классным специалистом. Радовалась ужасным работодателям, потому что, общаясь с такими, ты как будто сразу «убиваешь босса» в игре.

В какой-то момент я поняла, что надо откликаться даже на крутые вакансии: откажут — значит, откажут, а не откажут, хоть какой-то этап пройду — уже хорошо. Я могла заявиться к рекрутеру «Газпрома», не имея никакого релевантного опыта и не умея «продать» себя. Суперспециалистом я себя вообще не ощущала, но при этом у меня не было страха из-за этого. Так я пыталась устроиться в «Авито», X5 Retail Group, «Литрес». Обычно после собеседований в топовых компаниях мне не давали даже никакой обратной связи.

Наконец-то попала в компанию мечты. На этот раз я не могла найти на «Хедхантере» ничего, что меня устроило бы. И однажды знакомая, которая работала обозревателем в эйчар-сегменте, кинула мне ссылку на свою статью, где рассказывалось о разных альтернативных сервисах для поиска работы. Там я нашла вакансию компании, в которой работаю сейчас. В вакансии были космические для меня деньги и очень классные обязанности. Я подумала: «Ну, допустим, я попробую» — но особо не верила в успех. Была убеждена, что мое резюме затеряется, как всегда. Меня пригласили на собеседование.

Поскольку я была очень скептично настроена, я совершенно не волновалась и разговаривала так, будто даже и не очень заинтересована в этой работе.

Поскольку я была очень скептично настроена, я совершенно не волновалась и разговаривала так, будто даже и не очень заинтересована в этой работе.

Это было перед майскими праздниками — идеальный момент для работодателя, чтобы слиться. Но после майских со мной связалась рекрутер, спросила, как прошла встреча, и как бы между делом написала: «Кстати, хочу вам сообщить, что мы берем вас на работу». От изумления я молчала два дня — сначала подумала, что это какой-то пранк. Потом попросила скинуть оффер. По деньгам меня все устроило, но даже когда я ехала на оформление, мне казалось, что его не будет.

И вот уже пять месяцев я работаю в одном из крупнейших маркетплейсов России. У меня белая зарплата — больше 100 000 Р в месяц. Я занимаюсь развитием молодых специалистов в компании, провожу онбординг, ищу таланты, интегрирую их в должность.

Место, в котором я сейчас работаю, невероятное, как и мои коллеги, как и проекты, над которыми я тружусь. Я на частичной удаленке, но жестко это не фиксируется. Например, завтра мне нужно быть на встрече в офисе — и я поеду, а послезавтра мне там делать нечего, поэтому я останусь дома, как и сегодня. Но я не отпрашиваюсь каждый раз у руководителя, а самостоятельно принимаю решение, откуда буду работать. Отношения в коллективе и с начальством скорее доверительные. Когда я работаю из дома, меня никто не контролирует, за мной никто не следит. В офисе у меня есть кровать, душ, кухня с бесплатной едой, горячие напитки.

Стратегия на будущее

Хочу накопить на магистратуру за рубежом. По времени это займет года полтора-два, и это такой интересный опыт с возможностью в дальнейшем эмигрировать. Пока рассматриваю Чехию, Венгрию и Канаду. В Чехии вообще можно учиться бесплатно, если выучить чешский язык. Каждый месяц откладываю по 7000 Р на счет.

Лет через 10—15 хотелось бы открыть свою кофейню. Мне нравится ресторанный бизнес, и я очень люблю кофейную культуру. У меня дома мини-кофейня со множеством сортов кофе, разными кофемолками и другими приспособлениями. В месяц на кофе уходит примерно 4000 Р.

Есть идеи по месту, понимание, что это будет за кофейня, какая у нас ЦА, есть даже название. Понятна и стартовая сумма — полмиллиона рублей. Их вполне реально накопить. Но все упирается не только в деньги. Многим кажется, чтобы готовить кофе, нужно просто поставить кофемашину и начать его делать. Но, например, дешевле взять в аренду не одну кофемашину, а сразу с кофемолкой. А чтобы делать хороший эспрессо и хороший альтернативный кофе, нужны две разные кофемолки с разным помолом. И пока у меня вообще нет времени этим заниматься. Нужно либо открывать кофейню, считать гроши и ждать, пока хотя бы выйдешь в ноль, либо спокойно развиваться в компании, в которой я сейчас работаю.

Я хочу вырасти до эйчар-бизнес-партнера и уже наполовину выполняю эту функцию. Это человек, курирующий определенный департамент или группу отделов. Во-первых, он занимается бюджетированием. Например, нужно нанять 20 землекопов, а у компании есть бюджет только на 10. Он вычисляет, что лучше: нанять 15 средних землекопов или пять высококвалифицированных и платить им повышенную зарплату. Во-вторых, занимается финансовой аналитикой, овербаджетом, смотрит, какая погода в отделе, в департаменте. В-третьих, меняет структуру вверенных ему подразделений в соответствии с изменениями внутри компании. В-четвертых, принимает кадровые и стратегические решения: кого уволить, кого повысить, не сделать ли из двух отделов один и так далее. Но мне еще долго расти до этой должности, не один год.



Екатерина Шалмина
27.10, 15:01
Возьмете что-то на вооружение в своем карьерном пути?

Если это все правда, то снимаю шляпу, вы молодец.

29

Про кофейню советую послушать подкаст Саши Волковой «Заварили бизнес». Девушка около 2 лет строила кофейню в Москве за свои деньги. Я думаю вам будет интересно

12
Герой статьи

Валерий, Спасибо!

1

Тот, люблю hr-ов, тимбилд и ты ды работу с людьми. Сама начинала так же. Только прыгнула в директора, а не только " по персоналу". Ещё жизненные опыт ваш впечатлил. Думаю низко планку ставите полагая цели развития- тимлид энд старший персоеальщик вы уже. А работа с людьми много где нужна- и номер один - на позиции руководителя

0

Про то,что диплом не имеет веса, может сказать только человек без диплома или с дипломом шараги. Я закончила топовый технический вуз страны (НИЯУ МИФИ). Обучение на протяжении 6 лет , общение с преподавателями, студентами ,в целом нахождение в такой среде поставило мозги на работу определенным образом так,что можно освоить и заниматься практически в любой сфере. Мозги есть для проведения нейтронно-активационного анализа с последующим применением гамма спектрометрии и для того же прогерства. Я считаю, что это мне дал мой ВУЗ. Мое мнение может отличаться от вашего. Ругаться не будем.

11

Katerina, это действительно важно только для "узких", "очень технических" и в целом hard-skills специальностей имхо.
Очевидно что, условно, мастер горнодобывающей промышленности вероятно всего будет выпускником горнодобывающего университета или физик-ядерщик будет выпускником крутого технического ВУЗа по своей специальности.
Для "софтовых" и мульти-навыковых должностей (продажи, HR, часто-линейные руководители и пр.), где больше требуется не академические знания, а опыт, узко-профессиональная подготовка и вообще - soft skills, диплом университета не так важен. Говорю про позиции в middle компаниях и middle уровня - то что вижу вокруг.

А так - абсолютно с вами согласен по поводу того, что обучение в ВУЗе часто ценно именно нахождением в развивающей атмосфере. Я, например, могу сделать вывод, что моя альма матер меня скорее научила учиться, а не чему-то конкретному.)

А дальше можно поразмыслить о том, что "классическое высшее образование умирает". :-D

13

Дмитрий, я разделяю Ваше мнение. Хочу добавить, что из вуза нужно унести не сколько бумажку об обучении, хотя и это часто важно и нужно,а умение учиться, общую прокачку мозгов, с которой потом можно быстро реагировать и подстраиваться под меняющийся мир, например, поменяв сферу деятельности. Я считаю, что по большей степени обучение в таком вузе дало мне возможность начать осваивать другую сферу (тестирование, программирование). Мне сложно представить,что абстрактный человек без такого бэкграунда сможет так переключаться. И я имею в виду не конкретный свой вуз, а в целом поддержание мозгов в тонусе длительное время.
И полностью с Вами согласна,что ряду специалистов,которых Вы указали , чаще нужен практический опыт.
И ещё момент. Не знаю,как в средних вузах, но в моем для того же опыта, стажировок был выход на крупные компании, Росатом, например

2

Katerina, да я тоже сталкивался с таким в других ВУЗах - я про стажировки.
Причем кое-где был даже "целевой прием" - студенты подписывали договор по которому крупная компания (например СИБУР) оплачивает обучение студента до конца или платит доп. стипендию, а студент обязывается после ВУЗа идти на работу к ним и отработать, помоему, не менее 3-х лет.)

0
Герой статьи

Katerina, ругаться и вправду не будем) Потому что всецело разделяю ваше мнение. Однако позиция Дмитрия Королева мне чуть ближе. За вас безумно рада, что смогли отучиться, действительно отучиться в хорошем месте и получить отличные знания.

2

Тот, ух, приятно-приятно. :-D

0

Katerina, вот согласна. Я не знаю, как в МСК, но в Туле даже в КЦ без диплома отдадут предпочтение соискателю с дипломом. Сама так думала, только вот в 30 хватило мозгов нам с мужем осознать это и поступить. Да и по рассказу видно, что человек не имея базовых представлений о профессии(HR) долго не задерживается.

2

Анастасия, "Да и по рассказу видно, что человек не имея базовых представлений о профессии(HR) долго не задерживается".

Скорее не задерживалась, т.к. попадала к идиотам. Да и с такой зарплатой в МСК, они должны были сами ее учить.

1

Забыла написать, что на том же хедхантер очень часто вижу вакансии,где указывают, выпускников каких вузов хотят видеть. И это известные рейтинговые вузы

2

Вот это сила воли! Искренне рад за вас, автор, вы молодец!

9
Герой реалити Т—Ж

Вы получали жизненный опыт, который не заменит никакое образование.
Ну и умение работать...
Это тоже не заменит..:

6

Автор - молодец.) Рад что у вас все сложилось и продолжает складываться.

Ради интереса - можно сказать что все ваши карьерные перипетии были запланированы и "был какой-то план, которого вы придерживались"? Или скорее "просто путь вывел"?
Я спрашиваю потому что для себя не могу однозначно сказать - нужно ли до мелочей продумывать свой карьерный маршрут на годы вперед или лучше "делать что должно и будь что будет".)

5
Герой статьи

Дмитрий, до первой работы HR план был минимальный - зарабатывать, чтобы хватало на колу и жвачку, а после того как попала в HR то план сложился сам собой, как действовать, куда идти, чему учиться. Возможно когда находишь действительно то, что интересно и к чему лежит душа, в чем хочешь развиваться, то все складывается само собой :)

4

Тот, в любой компании больше всех информацией о том «куда лучше идти, где место получше» знают именно эйчары и конечно же пользуются этим. А люди в бизнесе, которые генерируют выручку и кормят все эти суппорт функции типа эйчаров и пр, далеко не всегда имеют такой «кругозор» и возможность этим пользоваться.

0

Тот, как домогателя-вора удалось наказать? Или доплату за ночные вернуть? Кстати сейчас как у вас с профсоюзами?

0

Сильная и смелая героиня – жизнь вознаградила за упорства и старания. Чтобы так всем судьба вовремя дарила билет в счастливое будущее.

3

Очень круто, молодец)

2

Люблю статьи такого плана. Скорее всего, потому, что в школе носил лопнувшие кроссовки, которые стянул скрепками и работал токарем, что бы купить себе новые кроссовки)

2
Герой Т—Ж

"Фидбэк был такой: «Приятная, хорошо говорит, но некрасивая» - автор, а как вы его получили и ээээ это очень странно

1

Вальбириз?))

0

Обязательно

0

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю