ПРОМО
Платите бесконтактно с кредиткой-стикером
Изучить
20K
8

«Назовите зарплату, которая кажется вам очень высокой»: 8 советов карьерного консультанта

Отвечает автор Учебника Т—Ж Валерия Аристова

«Назовите зарплату, которая кажется вам очень высокой»: 8 советов карьерного консультанта

Хочется верить, что каждый человек может найти работу, которая будет по-настоящему нравиться.

Это не всегда получается с первого раза. Иногда случается магия, но ее хватает ненадолго — приходит время искать себя в новой профессии. Бывает, что строить карьеру мешают не кризисы, а сомнения и страхи.

Во всех этих ситуациях не стоит сдаваться — об этом рассказала автор курса «Как подготовиться к собеседованию» и телеграм-канала «Говорит рекрутер» Валерия Аристова в выпуске AMA, посвященном тому, как построить успешную карьеру. Собрали первую часть ее ответов в материал.

Как оценить себя на рынке труда и найти лучшие зарплатные условия?

Майская ночь
не обсуждает зарплату с коллегами

Как правильно и адекватно оценить себя на рынке труда, если 99% вакансий не указывают зарплатную вилку и в компаниях моей сферы в принципе не принято обсуждать чужую зарплату? Как не перегнуть или не продешевить при актуализации резюме?

Как ни крути, а оптимально оценивать себя от текущего уровня дохода. Если переходите на примерно такую же функциональность, прибавляйте 10—15%. Если переходите на более сложные задачи или на более высокую роль — то 20—30%. Чаще всего сам подход к заработным платам в компаниях предполагает, что они привязаны к рынку. То есть вероятность, что вы совсем уж драматично недооценены или переоценены, изначально очень мала.

Тем не менее бывает и такое. Например, если вы всю жизнь работаете в одной компании на примерно одном и том же уровне, то с годами вы точно сильно отстанете от рынка. Чтобы понять, насколько значительно это отставание и что там на рынке с зарплатами, нужно просто походить по интервью, выстраивая разговор на тему зарплатных ожиданий с рекрутером следующим образом. «Знаете, я очень давно не был в поиске работы, поэтому не очень представляю себе уровень вознаграждения на рынке. Сейчас я нацелен на ХХХ, — и называете сумму, которая кажется вам высокой. — Как считаете, это адекватно, я попадаю в вашу вилку?»

Что говорить на собеседовании, когда просят рассказать о себе?

Сейлор Марс
не знает, что сказать

Мне любопытно, как должен звучать идеальный ответ на ненавистный всеми вопрос «расскажите о себе». Желательно со схемой построения ответа.

По сути, вопрос «расскажите о себе» — это предложение сделать самопрезентацию, то есть краткий обзор того, что вы из себя представляете как кандидат. Эту самопрезентацию можно подготовить заранее. Сформулируйте лаконичный, емкий и релевантный вакансии рассказ о себе минут на пять, максимум семь, состоящий из трех блоков:

  1. Краткий обзор вашего профессионального пути — в каких ролях работали, какие задачи выполняли, какие цели перед вами стояли, чего вы достигли и почему ушли.
  2. Более детальный рассказ о последнем месте работы или о месте, наиболее релевантном для вакансии, на которую вы претендуете.
  3. Ваша мотивация — почему вы видите себя именно в этой роли, чем можете быть интересны компании, чем компания интересна вам.

Отрепетируйте заготовку перед зеркалом, а лучше запишите на видео или диктофон так, чтобы звучало максимально непринужденно.

Как найти свое призвание и понять, что это профессия мечты?

Den Degai
меняет работы

Как найти именно свое дело, есть ли какие-то триггеры, чтобы определиться? Уже несколько работ поменял — все не то или не так.

Честно говоря, понятие «своего дела» или «призвания» очень растяжимое. Иногда кажется, что нужно прямо с первого дня всем сердцем полюбить то, чем занимаешься, и никогда не испытывать ни тени сомнений, что сделал правильный выбор. Когда в голове есть этот идеальный образ, любая работа, даже самая подходящая, покажется какой-то не такой. Поэтому я бы в первую очередь подумала, не к слишком ли идеальной картинке вы стремитесь.

Дальше я бы проанализировала, что именно не то и не так было на предыдущих работах. Прямо каждую разобрала бы подробно, что не нравилось. Таким образом, получила бы список того, что мне точно не подходит, а от него бы уже определилась со списком требований, а как должно быть, чтобы мне подходило. Сверяясь с этими требованиями, искала бы работу.

Но, опять же, призываю не отрываться от реальности — а то, может, ваше «не то и не так» в том, что вам вообще приходится что-то делать.

Как избавиться от страха сменить профессию?

Уже почти год хочу поменять сферу деятельности. Я отучилась на курсах и уже имею неплохой практический опыт, но не могу справиться со страхом понижения зарплаты и синдромом самозванца. Боюсь, что ничего не достигну в другой сфере и вообще зря все затеяла. Периодически откликаюсь на вакансии, и меня даже зовут на работу, но я начинаю искать оправдания, чтобы туда не идти. Основной мотив денежный, хотя у меня есть подушка безопасности. Как полностью решиться? Работать в нынешней сфере постоянно точно не хочу.

Ваши страхи понятны, и работать нужно именно с ними. В идеале расписать — не в голове перечислить, а переложить на бумагу — все страхи, связанные с переходом: страх потерять деньги, не справиться, страх, что новая сфера на самом деле не так уж вам и понравится. И каждый детально разобрать: что именно за ним стоит и что у вас есть, чтобы минимизировать этот риск.

Например, я боюсь потерять в деньгах — что не хватит на выплату ипотеки, на мои регулярные платежи. Нужно посчитать с учетом потенциальной зарплаты и вашей подушки безопасности, на какой период вам в действительности хватит денег, сможете ли вы, не залезая в подушку, сократив расходы, обеспечить себя полностью зарплатой. Это упражнение поможет понять, есть ли у вас какой-то незакрытый страх, на который нет плана Б. И если есть, нужно проработать план на этот случай.

Плюс дайте себе возможность отыграть назад, если что-то пойдет не так. Может, это звучит очень просто, но на деле мы часто думаем, что, делая какой-то шаг, принимаем решение раз и навсегда, в то время как на самом деле у нас всегда есть возможность из новой сферы вернуться в старую, если в новой по каким-то причинам что-то не получилось. Решение, последствия которого обратимы, обычно легче принять.

Как руководителю договориться о количестве переработок и сохранить личное время?

О боже, Карл!
готова пойти на понижение

Как аккуратно обозначить границы переработок на входе в компанию, чтобы не напугать работодателя? Я на руководящем грейде, по трудовому договору обычно это ненормированный рабочий день. Так оно и выходит, но порой переработки выходят за границы допустимого для меня. Когда говорю, что готова к несистемным переработкам или ситуационным, например в месяцы планирования, вижу, что пугаются.

Рассматриваю вариант уйти на понижение — с руководящей на экспертную должность. Реальная причина такого решения — слишком большая нагрузка. Хочу донести до потенциального работодателя, что я готова работать, готова к снижению дохода, работа руками не пугает, но уровень ответственности и загрузки хочу экспертный, соответствующий зарплате и должности, а не имеющимся компетенциям.

Сразу хочу отметить, что руководящая роль по умолчанию предполагает работу за пределами стандартного графика, так уж устроен современный мир. И вы правы, на интервью можно напугать рекрутера или потенциального руководителя заявлением о том, что вы не готовы к переработкам. Не потому, что они такие изверги, а потому, что 100% перерабатывают сами и все вокруг них перерабатывают, а тут вы в белом пальто.

Я больше верю не в обозначение границ на интервью, а в то, чтобы потом, уже выйдя на работу и разобравшись, что к чему, настраивать баланс работы и личной жизни под себя.

Вариант уйти на понижение — вполне себе распространенная история, и вы будете не первым кандидатом, который принял решение так сделать. Ваше объяснение вполне логично звучит для собеседования с рекрутером, а дальше вы уже вместе с ним выстроите правильный посыл для нанимающего менеджера, чтобы не напугать его перспективой, что вы зацепитесь за экспертную роль и будете претендовать потом на его место.

От чего очень хочу вас предостеречь: и на экспертной роли велик риск взвалить на себя тонну задач и перестать их вывозить в границах рабочего времени. Проанализируйте причины, по которым вы так сильно перерабатываете. Они действительно в том, что руководящая роль этого требует, или в том, что вы на себя берете слишком много и не умеете сказать нет или делегировать?

Что делать руководящему специалисту, когда уже некуда расти?

Ivan Ivanov
засиделся

Какие есть варианты профессионального роста, если ты уже максимально старший и ведущий, а в менеджеры и менторы не хочется, да и не получается? И надо ли оно вообще? Чувствую себя некомфортно, засиживаясь на одной позиции, постоянно кажется, что мир убегает вперед.

Это совершенно нормально — не хотеть расти вверх и управлять командой. Тут важно, во-первых, с самим собой об этом договориться — как раз чтобы не испытывать вот этого чувства, что мир убежал вперед, а вы остались на месте. А во-вторых, определиться, в чем тогда развитие для вас: в новых проектах, задачах, технологиях, в переходе из компании в компанию или из команды в команду, в том, чтобы делиться своей экспертностью и знаниями с другими, или в чем-то еще.

Или, может, для вас вопрос профессионального развития не стоит и вы готовы в этой сфере немного постагнировать в пользу развития в других сферах жизни. В общем, надо для себя эту тему поисследовать и закрыть, полагаясь на собственное мнение, а не на то, как принято в современном мире.

Как искать работу после 50 лет?

Ксения Безрукова
хочет помочь близкому человеку

Поделитесь лучшими практиками, как найти работу мужчине за 50 лет? Стабильная карьера в одной профессии — главного инженера по эксплуатации. Мастер своего дела, с последнего места работы уволили, так как поменялся директор завода — сменил всех руководителей, привел своих людей. Поиски работы через знакомых не дают результатов. Разместили резюме на всех популярных сайтах — нет звонков и просмотров после отклика, хотя описано все по последним тенденциям: навыки, результаты в цифрах и достижениях. Переживаем, что из-за возраста.

Тут, конечно, напрашивается вопрос, что значит за 50 — это до 55 или 60+. Между этими двумя полюсами пропасть, к сожалению.

Что я могу посоветовать, невзирая на конкретный возраст.

Еще раз очень настойчиво подойти к поиску работы через знакомых. Начать с прорисовки сети контактов. Какие потенциальные работодатели, у которых могут быть подобные вакансии, есть в вашей локации — список из 30+ компаний. Дальше вспомнить всех своих знакомых, даже шапочных, — есть ли у вас кто-то, кто работает в этих компаниях прямо сейчас. В идеале минимум в половине компаний должны оказаться какие-то контакты, а то и не один.

Все эти контакты нужно качественно проработать: не просто спросить, есть ли там что-то для вас, отправить резюме и написать «остаемся на связи», а прямо предложить варианты, сказать, какие позиции интересны, попросить познакомить с потенциальными руководителями, напомнить, что за рекомендацию, вероятно, предусмотрено вознаграждение, — короче, докрутить до максимума.

Если конкретно этот контакт в конкретно этой компании ничего не даст — спросить, а нет ли у человека контактов в других компаниях, с которыми он может вас познакомить. Отдельно призываю вспомнить, где работают предыдущие руководители, которые могут привести вас в свою новую компанию так же, как новый руководитель привел своих.

Все же про резюме. Бывает, когда у человека внушительный опыт работы, он хочет его весь детально отразить, в результате чего резюме становится похоже на «Войну и мир», а не на краткое описание опыта. Посмотрите на него критически еще раз. Убедитесь, что вы действительно делаете акцент на результатах. Обратите внимание на то, сколько места в резюме занимают результаты, а сколько — описание функциональности.

Убедитесь, что компании и роли в резюме понятны не только кандидату, но и потенциальному рекрутеру. Если работали в ООО «Ромашка», стоит пояснить, чем именно «Ромашка» занималась, какие объемы производства у нее были. Если название должности нераспространенное — в чем именно эта роль заключалась.

Схема такая:

Так нужно расписать последние 10 лет работы, все остальное — очень кратко, буквально бегущей строкой.

Пишем бодрое сопроводительное письмо, в котором рассказываем, что умеем делать, как делали это раньше и как весело готовы делать это на новом месте. Почему делаю акцент на бодрости — потому что именно через стиль написания сопроводительного можно преодолеть сомнения относительно возраста, если дело в них. Потому что возраст — это пассивность и усталость кандидата.

Ну и нацелиться на продолжительный поиск — до шести или даже девяти месяцев. Иногда, не видя результата в первый месяц, мы начинаем думать, что что-то идет не так, в то время как сейчас в целом сроки поиска удлинились, нужно быть к этому готовым.

Как спланировать последние годы карьеры заранее, чтобы не остаться ни с чем?

Д 
готовится заранее

Хотел порассуждать с вами о планировании последних лет карьеры. Я еще молод, но уже несколько раз видел, как после 15—20 лет в успешных компаниях люди покидают их по разным причинам в возрасте 45—55 и уже не могут найти себе место на рынке. Такое обновление не всегда связано с возрастом, и компании не всегда виноваты.

Мы обрастаем статусами и проектами, которые часто оказываются потом не нужны рынку. Я видел людей, уходивших в депрессию оттого, что они не имели возможности вернуть прошлую жизнь в полном объеме.

Как считаете, есть ли полезные правила, чтобы подготовиться к периоду снижения востребованности? Возможно, стоит в какой-то момент начать изучать новые навыки, чтобы знать, что всегда сможешь заниматься чем-то другим? Что еще можно сделать, чтобы быть сильнее, чем обстоятельства?

Очень люблю эту тему и всегда с радостью поддерживаю. Ваши наблюдения совершенно верны, есть такая тенденция, что человек, успешно строивший карьеру, ближе к 50 годам оказывается не у дел. Крайняя степень этой тенденции — так называемые сбитые летчики, когда человек не просто построил карьеру, а добрался до самого верха, роли CEO или CEO-1 в крупной компании, а потом выпал из обоймы и уже не смог вернуться.

Чтобы понять, что делать, чтобы с вами такого не произошло, нужно разбираться в причинах. По моим наблюдениям, основная причина — в излишней самоуверенности. Когда твоя карьера активно развивается, ты переходишь с роли на роль, доход растет, компания тебя ценит и бесконечно поощряет, ты в какой-то момент рискуешь впасть в заблуждение, что ты как профессионал неуязвим. Сам себе начинаешь казаться круче, чем ты есть на самом деле. Переоцениваешь свою стоимость и привлекательность для рынка, а в какой-то момент — и свою ценность для текущего работодателя.

Пребывая в иллюзиях, перестаешь задаваться вопросом, достаточно ли ты хорош, перестаешь развиваться и крепнуть, упускаешь новые тренды, не обновляешь знания и, хочешь не хочешь, регрессируешь. А тебе на смену приходят те, кто все это время, пока ты почивал на лаврах своего успеха, рос и в итоге тебя обогнал. И вместо того, чтобы переупаковаться, сделать, возможно, какой-то шаг назад, ты до последнего держишься за нажитое. Вот так для меня выглядит эта картинка.

Рецепт, соответственно, в том, чтобы постоянно актуализировать знания, не ржаветь. Без сожаления уходить с насиженных мест туда, где больше профессиональных вызовов, строить нетворк, который может здорово помочь, если что-то пойдет не так.

По поводу новых альтернативных навыков абсолютно с вами соглашусь. Не в плане «если вылечу из обоймы, стану слесарем», а в плане задаваться вопросом, как еще вы можете себя обеспечить, если что-то пойдет не так. Нужно всегда уметь заработать деньги вне корпораций: корпоративная карьера на самом деле довольно хрупка и никаких гарантий не дает.

Соня Емельянова
Достигли важной карьерной цели за последний год? Расскажите, как вам это удалось:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Екатерина Пепеляева

Я сменила сферу деятельности в прошлом марте, ушла на джуниор позицию с понижением зарплаты в 2 раза и дала себе год на то,чтобы вырасти до миддла. В этом феврале успешно отсобеседовалась на финтех проект с зарплатой 1.5х той,что была до смены профессии. Мне 43 и главное - ничего не бояться, идти как локомотив и постоянно учиться, применяя в работе то,чему научился.

58
Екатерина Рудопас
26.03, 07:40
Отредактировано

Екатерина, это круто, вы большая молодец💪🏻👍🏻

Но я когда слышу истории как ваша, то думаю «а не ошибка ли это выжившего?»… в плане, что за вашей историей может скрываться много условий… т.е. если я правильно поняла, вы «вошли в ИТ», но тут много вопросов (которые ни на йоту не приуменьшают ваши заслуги, и то что вы большая умница!):

С какой профессии вы туда ворвались? (С продавца-консультанта/кассира Пятерочки или с другой технической специальности или даже с бухгалтерской специальности? У вас было ДО этого техническое образование или вообще образование? Сколько «честного» времени вы потратили на подготовку для джуниор позиции (курсы, повышение квалификации, ментор, самостоятельное чтение книг и прохождение курсов и пр.) - просто думаю, все понимают, что просто оплатить курсы за 100+т.р.еще ничего не обещает? Потом были ли у вас знакомые в сфере ИТ, которые могли советами и рекомендациями помочь, или может даже похлопотать чтобы вам взяли джуном? В каком городе вы это делали, где большая конкуренция на место или где если у тебя нет судимости , уже подходящий кандидат? Или может вы свичнулись в рамках одной компании(такое бывает, если компании не хватает кадров, то она может переобучить другого сотрудника)? На сколько упорны вы были? На сколько у вас, объективно, хорошие софт-скилы (может вы очень приятная в общение, и легко располагающая к себе женщина)?

Я думаю, может придумать еще ворох вопросов. Но суть моего сообщения ни в том, что свичнуться нельзя, а в том, что иногда за этим может стоять большой путь о котором потенциальный свитчер не представляет. И я не хочу напугать этого человека, а хочу сказать, что надо быть готовым «пахать».

18
Алексей Нихаенко
30.03, 15:32
Отредактировано

Екатерина, абсолютно согласен!
Захотелось поделиться своим switch
Я в прошлом инженер мобильной связи (драйв тест инженер), это слежение за техническим здоровьем телефонов, измерительных устройств, и за показателями техническими. Как мне кажется - тут больше играет роль понимание радиосвязи, чем ещё какой-то hard skill
В какой-то момент мне это всё надоело и выучил SQL - он мне дался очень легко и быстро (2 недели по 4 часа с понедельника по пятницу, был в отпуске) за счёт знания английского языка + когда-то ещё в колледже изучал программирование на минималках, поэтому знал про важность алгоритма действий, написания и прочего.
Бегал по собеседованиям месяц, результата ноль, опустил руки и пошёл в техническую поддержку пользователей (установить принтер, не открывается Word и тому подобные проблемы решать, в общем - downgrade)
И это спустя ещё 2 недели я туда пошёл. В тот день я уже увольнялся с одной работы, поехал на собеседование в другую, оттуда - сразу же поехал устраиваться в третью компанию, за один день всё успел сделать.
Спустя ещё 2 недели позвонили с того самого последнего собеседования и пригласили в техническую поддержку Oracle базы данных. Там я продемонстрировал что могу больше, спустя год меня повысили и понеслась - все меня захотели.

Да, не обошлось и без soft skills - с юмором, легок в общении, бесконфликтный, стрессоустойчив

Эти действия происходили в Москве

У меня было техническое образование колледжа - вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Знакомый был в сфере ИТ, именно он подсказал что надо изучать SQL, всё, на этом помощь окончена

Мне тогда было 27

3
Екатерина Пепеляева

Екатерина, простите за некропостинг, но редко смотрю в в раздел с коментариями в своем профиле. До ИТ я занималась преподаванием чешского языка, т.е. филолог по образованию (+лечфак в анамнезе,но давно). В ИТ у меня примерно никого, училась на Гикбрейнсе 14 месяцев (но да, вложиться в Java пришлось) и никто мне не покровительствовал. Искала удаленку(развращена многолетним репетиторством). В отношении своей харизмы могу сказать только одно: очень трудно было попасть на первое собеседование,но когда меня на него позвали,мне тут же дали оффер. Бог его знает, что тут сыграло роль). Но зад у меня чугунный, пардон, может я просто хард ботан,вполне допускаю.

2
Фрёкен Снорк
23.03, 12:54
Отредактировано

Ой.
Я прочитала ответы и было классно.
Валерия Аристова - классная, как мне показалось

13
Кирилл А

Никаких карьерных целей. Я работаю на себя. Моя цель увеличение клиентской базы, увеличение чека сделки, достижение финансоваго плана.
Неважно как я называю себя, директор, фрилансер или ипшник. Для меня важнее деньги в кассе)

11
Удалённый пользователь
24.03, 04:58
Отредактировано

Вот вроде и все верно... но строить жизнь в надежде на наличие босса - это как называется?
Аааа последний абзац - самый важный... 😉

2
На лайте

Работаю на себя - в моей сфере пожилые специалисты имеют свою аудиторию)

0

Сообщество

Популярное за неделю