AMA
23K

«Назовите зарплату, которая кажется вам очень высокой»: 8 советов карьерного консультанта

Отвечает автор Учебника Т⁠—⁠Ж Валерия Аристова

14
Аватар автора

Соня Емельянова

выбирала вопросы

Страница автора
Аватар автора

Валерия Аристова

карьерный консультант

Страница автора

Хочется верить, что каждый человек может найти работу, которая будет по-настоящему нравиться.

Это не всегда получается с первого раза. Иногда случается магия, но ее хватает ненадолго — приходит время искать себя в новой профессии. Бывает, что строить карьеру мешают не кризисы, а сомнения и страхи.

Во всех этих ситуациях не стоит сдаваться — об этом рассказала автор курса «Как подготовиться к собеседованию» и телеграм-канала «Говорит рекрутер» Валерия Аристова в выпуске AMA, посвященном тому, как построить успешную карьеру. Собрали первую часть ее ответов в материал.

Лейбл заголовка

Как оценить себя на рынке труда и найти лучшие зарплатные условия?

Аватар автора

Майская ночь

не обсуждает зарплату с коллегами

Страница автора

Как правильно и адекватно оценить себя на рынке труда, если 99% вакансий не указывают зарплатную вилку и в компаниях моей сферы в принципе не принято обсуждать чужую зарплату? Как не перегнуть или не продешевить при актуализации резюме?

Как ни крути, а оптимально оценивать себя от текущего уровня дохода. Если переходите на примерно такую же функциональность, прибавляйте 10—15%. Если переходите на более сложные задачи или на более высокую роль — то 20—30%. Чаще всего сам подход к заработным платам в компаниях предполагает, что они привязаны к рынку. То есть вероятность, что вы совсем уж драматично недооценены или переоценены, изначально очень мала.

Тем не менее бывает и такое. Например, если вы всю жизнь работаете в одной компании на примерно одном и том же уровне, то с годами вы точно сильно отстанете от рынка. Чтобы понять, насколько значительно это отставание и что там на рынке с зарплатами, нужно просто походить по интервью, выстраивая разговор на тему зарплатных ожиданий с рекрутером следующим образом. «Знаете, я очень давно не был в поиске работы, поэтому не очень представляю себе уровень вознаграждения на рынке. Сейчас я нацелен на ХХХ, — и называете сумму, которая кажется вам высокой. — Как считаете, это адекватно, я попадаю в вашу вилку?»

Лейбл заголовка

Что говорить на собеседовании, когда просят рассказать о себе?

Аватар автора

Сейлор Марс

не знает, что сказать

Страница автора

Мне любопытно, как должен звучать идеальный ответ на ненавистный всеми вопрос «расскажите о себе». Желательно со схемой построения ответа.

По сути, вопрос «расскажите о себе» — это предложение сделать самопрезентацию, то есть краткий обзор того, что вы из себя представляете как кандидат. Эту самопрезентацию можно подготовить заранее. Сформулируйте лаконичный, емкий и релевантный вакансии рассказ о себе минут на пять, максимум семь, состоящий из трех блоков:

  1. Краткий обзор вашего профессионального пути — в каких ролях работали, какие задачи выполняли, какие цели перед вами стояли, чего вы достигли и почему ушли.
  2. Более детальный рассказ о последнем месте работы или о месте, наиболее релевантном для вакансии, на которую вы претендуете.
  3. Ваша мотивация — почему вы видите себя именно в этой роли, чем можете быть интересны компании, чем компания интересна вам.

Отрепетируйте заготовку перед зеркалом, а лучше запишите на видео или диктофон так, чтобы звучало максимально непринужденно.

Лейбл заголовка

Как найти свое призвание и понять, что это профессия мечты?

Аватар автора

Den Degai

меняет работы

Страница автора

Как найти именно свое дело, есть ли какие-то триггеры, чтобы определиться? Уже несколько работ поменял — все не то или не так.

Честно говоря, понятие «своего дела» или «призвания» очень растяжимое. Иногда кажется, что нужно прямо с первого дня всем сердцем полюбить то, чем занимаешься, и никогда не испытывать ни тени сомнений, что сделал правильный выбор. Когда в голове есть этот идеальный образ, любая работа, даже самая подходящая, покажется какой-то не такой. Поэтому я бы в первую очередь подумала, не к слишком ли идеальной картинке вы стремитесь.

Дальше я бы проанализировала, что именно не то и не так было на предыдущих работах. Прямо каждую разобрала бы подробно, что не нравилось. Таким образом, получила бы список того, что мне точно не подходит, а от него бы уже определилась со списком требований, а как должно быть, чтобы мне подходило. Сверяясь с этими требованиями, искала бы работу.

Но, опять же, призываю не отрываться от реальности — а то, может, ваше «не то и не так» в том, что вам вообще приходится что-то делать.

Лейбл заголовка

Как избавиться от страха сменить профессию?

Аватар автора

Маша Романова

мечется

Страница автора

Уже почти год хочу поменять сферу деятельности. Я отучилась на курсах и уже имею неплохой практический опыт, но не могу справиться со страхом понижения зарплаты и синдромом самозванца. Боюсь, что ничего не достигну в другой сфере и вообще зря все затеяла. Периодически откликаюсь на вакансии, и меня даже зовут на работу, но я начинаю искать оправдания, чтобы туда не идти. Основной мотив денежный, хотя у меня есть подушка безопасности. Как полностью решиться? Работать в нынешней сфере постоянно точно не хочу.

Ваши страхи понятны, и работать нужно именно с ними. В идеале расписать — не в голове перечислить, а переложить на бумагу — все страхи, связанные с переходом: страх потерять деньги, не справиться, страх, что новая сфера на самом деле не так уж вам и понравится. И каждый детально разобрать: что именно за ним стоит и что у вас есть, чтобы минимизировать этот риск.

Например, я боюсь потерять в деньгах — что не хватит на выплату ипотеки, на мои регулярные платежи. Нужно посчитать с учетом потенциальной зарплаты и вашей подушки безопасности, на какой период вам в действительности хватит денег, сможете ли вы, не залезая в подушку, сократив расходы, обеспечить себя полностью зарплатой. Это упражнение поможет понять, есть ли у вас какой-то незакрытый страх, на который нет плана Б. И если есть, нужно проработать план на этот случай.

Плюс дайте себе возможность отыграть назад, если что-то пойдет не так. Может, это звучит очень просто, но на деле мы часто думаем, что, делая какой-то шаг, принимаем решение раз и навсегда, в то время как на самом деле у нас всегда есть возможность из новой сферы вернуться в старую, если в новой по каким-то причинам что-то не получилось. Решение, последствия которого обратимы, обычно легче принять.

Лейбл заголовка

Как руководителю договориться о количестве переработок и сохранить личное время?

Аватар автора

О боже, Карл!

готова пойти на понижение

Страница автора

Как аккуратно обозначить границы переработок на входе в компанию, чтобы не напугать работодателя? Я на руководящем грейде, по трудовому договору обычно это ненормированный рабочий день. Так оно и выходит, но порой переработки выходят за границы допустимого для меня. Когда говорю, что готова к несистемным переработкам или ситуационным, например в месяцы планирования, вижу, что пугаются.

Рассматриваю вариант уйти на понижение — с руководящей на экспертную должность. Реальная причина такого решения — слишком большая нагрузка. Хочу донести до потенциального работодателя, что я готова работать, готова к снижению дохода, работа руками не пугает, но уровень ответственности и загрузки хочу экспертный, соответствующий зарплате и должности, а не имеющимся компетенциям.

Сразу хочу отметить, что руководящая роль по умолчанию предполагает работу за пределами стандартного графика, так уж устроен современный мир. И вы правы, на интервью можно напугать рекрутера или потенциального руководителя заявлением о том, что вы не готовы к переработкам. Не потому, что они такие изверги, а потому, что 100% перерабатывают сами и все вокруг них перерабатывают, а тут вы в белом пальто.

Я больше верю не в обозначение границ на интервью, а в то, чтобы потом, уже выйдя на работу и разобравшись, что к чему, настраивать баланс работы и личной жизни под себя.

Вариант уйти на понижение — вполне себе распространенная история, и вы будете не первым кандидатом, который принял решение так сделать. Ваше объяснение вполне логично звучит для собеседования с рекрутером, а дальше вы уже вместе с ним выстроите правильный посыл для нанимающего менеджера, чтобы не напугать его перспективой, что вы зацепитесь за экспертную роль и будете претендовать потом на его место.

От чего очень хочу вас предостеречь: и на экспертной роли велик риск взвалить на себя тонну задач и перестать их вывозить в границах рабочего времени. Проанализируйте причины, по которым вы так сильно перерабатываете. Они действительно в том, что руководящая роль этого требует, или в том, что вы на себя берете слишком много и не умеете сказать нет или делегировать?

Лейбл заголовка

Что делать руководящему специалисту, когда уже некуда расти?

Аватар автора

Ivan Ivanov

засиделся

Страница автора

Какие есть варианты профессионального роста, если ты уже максимально старший и ведущий, а в менеджеры и менторы не хочется, да и не получается? И надо ли оно вообще? Чувствую себя некомфортно, засиживаясь на одной позиции, постоянно кажется, что мир убегает вперед.

Это совершенно нормально — не хотеть расти вверх и управлять командой. Тут важно, во-первых, с самим собой об этом договориться — как раз чтобы не испытывать вот этого чувства, что мир убежал вперед, а вы остались на месте. А во-вторых, определиться, в чем тогда развитие для вас: в новых проектах, задачах, технологиях, в переходе из компании в компанию или из команды в команду, в том, чтобы делиться своей экспертностью и знаниями с другими, или в чем-то еще.

Или, может, для вас вопрос профессионального развития не стоит и вы готовы в этой сфере немного постагнировать в пользу развития в других сферах жизни. В общем, надо для себя эту тему поисследовать и закрыть, полагаясь на собственное мнение, а не на то, как принято в современном мире.

Лейбл заголовка

Как искать работу после 50 лет?

Аватар автора

Ксения Безрукова

хочет помочь близкому человеку

Страница автора

Поделитесь лучшими практиками, как найти работу мужчине за 50 лет? Стабильная карьера в одной профессии — главного инженера по эксплуатации. Мастер своего дела, с последнего места работы уволили, так как поменялся директор завода — сменил всех руководителей, привел своих людей. Поиски работы через знакомых не дают результатов. Разместили резюме на всех популярных сайтах — нет звонков и просмотров после отклика, хотя описано все по последним тенденциям: навыки, результаты в цифрах и достижениях. Переживаем, что из-за возраста.

Тут, конечно, напрашивается вопрос, что значит за 50 — это до 55 или 60+. Между этими двумя полюсами пропасть, к сожалению.

Что я могу посоветовать, невзирая на конкретный возраст.

Еще раз очень настойчиво подойти к поиску работы через знакомых. Начать с прорисовки сети контактов. Какие потенциальные работодатели, у которых могут быть подобные вакансии, есть в вашей локации — список из 30+ компаний. Дальше вспомнить всех своих знакомых, даже шапочных, — есть ли у вас кто-то, кто работает в этих компаниях прямо сейчас. В идеале минимум в половине компаний должны оказаться какие-то контакты, а то и не один.

Все эти контакты нужно качественно проработать: не просто спросить, есть ли там что-то для вас, отправить резюме и написать «остаемся на связи», а прямо предложить варианты, сказать, какие позиции интересны, попросить познакомить с потенциальными руководителями, напомнить, что за рекомендацию, вероятно, предусмотрено вознаграждение, — короче, докрутить до максимума.

Если конкретно этот контакт в конкретно этой компании ничего не даст — спросить, а нет ли у человека контактов в других компаниях, с которыми он может вас познакомить. Отдельно призываю вспомнить, где работают предыдущие руководители, которые могут привести вас в свою новую компанию так же, как новый руководитель привел своих.

Все же про резюме. Бывает, когда у человека внушительный опыт работы, он хочет его весь детально отразить, в результате чего резюме становится похоже на «Войну и мир», а не на краткое описание опыта. Посмотрите на него критически еще раз. Убедитесь, что вы действительно делаете акцент на результатах. Обратите внимание на то, сколько места в резюме занимают результаты, а сколько — описание функциональности.

Убедитесь, что компании и роли в резюме понятны не только кандидату, но и потенциальному рекрутеру. Если работали в ООО «Ромашка», стоит пояснить, чем именно «Ромашка» занималась, какие объемы производства у нее были. Если название должности нераспространенное — в чем именно эта роль заключалась.

Схема такая:

  • название компании;
  • краткое описание деятельности компании;
  • название роли;
  • ключевая задача — одно-два предложения;
  • прочие задачи — список до трех пунктов;
  • результаты и достижения — список из пяти-шести пунктов.

Так нужно расписать последние 10 лет работы, все остальное — очень кратко, буквально бегущей строкой.

Пишем бодрое сопроводительное письмо, в котором рассказываем, что умеем делать, как делали это раньше и как весело готовы делать это на новом месте. Почему делаю акцент на бодрости — потому что именно через стиль написания сопроводительного можно преодолеть сомнения относительно возраста, если дело в них. Потому что возраст — это пассивность и усталость кандидата.

Ну и нацелиться на продолжительный поиск — до шести или даже девяти месяцев. Иногда, не видя результата в первый месяц, мы начинаем думать, что что-то идет не так, в то время как сейчас в целом сроки поиска удлинились, нужно быть к этому готовым.

Лейбл заголовка

Как спланировать последние годы карьеры заранее, чтобы не остаться ни с чем?

Аватар автора

Д

готовится заранее

Страница автора

Хотел порассуждать с вами о планировании последних лет карьеры. Я еще молод, но уже несколько раз видел, как после 15—20 лет в успешных компаниях люди покидают их по разным причинам в возрасте 45—55 и уже не могут найти себе место на рынке. Такое обновление не всегда связано с возрастом, и компании не всегда виноваты.

Мы обрастаем статусами и проектами, которые часто оказываются потом не нужны рынку. Я видел людей, уходивших в депрессию оттого, что они не имели возможности вернуть прошлую жизнь в полном объеме.

Как считаете, есть ли полезные правила, чтобы подготовиться к периоду снижения востребованности? Возможно, стоит в какой-то момент начать изучать новые навыки, чтобы знать, что всегда сможешь заниматься чем-то другим? Что еще можно сделать, чтобы быть сильнее, чем обстоятельства?

Очень люблю эту тему и всегда с радостью поддерживаю. Ваши наблюдения совершенно верны, есть такая тенденция, что человек, успешно строивший карьеру, ближе к 50 годам оказывается не у дел. Крайняя степень этой тенденции — так называемые сбитые летчики, когда человек не просто построил карьеру, а добрался до самого верха, роли CEO или CEO-1 в крупной компании, а потом выпал из обоймы и уже не смог вернуться.

Чтобы понять, что делать, чтобы с вами такого не произошло, нужно разбираться в причинах. По моим наблюдениям, основная причина — в излишней самоуверенности. Когда твоя карьера активно развивается, ты переходишь с роли на роль, доход растет, компания тебя ценит и бесконечно поощряет, ты в какой-то момент рискуешь впасть в заблуждение, что ты как профессионал неуязвим. Сам себе начинаешь казаться круче, чем ты есть на самом деле. Переоцениваешь свою стоимость и привлекательность для рынка, а в какой-то момент — и свою ценность для текущего работодателя.

Пребывая в иллюзиях, перестаешь задаваться вопросом, достаточно ли ты хорош, перестаешь развиваться и крепнуть, упускаешь новые тренды, не обновляешь знания и, хочешь не хочешь, регрессируешь. А тебе на смену приходят те, кто все это время, пока ты почивал на лаврах своего успеха, рос и в итоге тебя обогнал. И вместо того, чтобы переупаковаться, сделать, возможно, какой-то шаг назад, ты до последнего держишься за нажитое. Вот так для меня выглядит эта картинка.

Рецепт, соответственно, в том, чтобы постоянно актуализировать знания, не ржаветь. Без сожаления уходить с насиженных мест туда, где больше профессиональных вызовов, строить нетворк, который может здорово помочь, если что-то пойдет не так.

По поводу новых альтернативных навыков абсолютно с вами соглашусь. Не в плане «если вылечу из обоймы, стану слесарем», а в плане задаваться вопросом, как еще вы можете себя обеспечить, если что-то пойдет не так. Нужно всегда уметь заработать деньги вне корпораций: корпоративная карьера на самом деле довольно хрупка и никаких гарантий не дает.

Достигли важной карьерной цели за последний год? Расскажите, как вам это удалось:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Я сменила сферу деятельности в прошлом марте, ушла на джуниор позицию с понижением зарплаты в 2 раза и дала себе год на то,чтобы вырасти до миддла. В этом феврале успешно отсобеседовалась на финтех проект с зарплатой 1.5х той,что была до смены профессии. Мне 43 и главное - ничего не бояться, идти как локомотив и постоянно учиться, применяя в работе то,чему научился.

68
Герой
Отредактировано

Екатерина, это круто, вы большая молодец💪🏻👍🏻

Но я когда слышу истории как ваша, то думаю «а не ошибка ли это выжившего?»… в плане, что за вашей историей может скрываться много условий… т.е. если я правильно поняла, вы «вошли в ИТ», но тут много вопросов (которые ни на йоту не приуменьшают ваши заслуги, и то что вы большая умница!):

С какой профессии вы туда ворвались? (С продавца-консультанта/кассира Пятерочки или с другой технической специальности или даже с бухгалтерской специальности? У вас было ДО этого техническое образование или вообще образование? Сколько «честного» времени вы потратили на подготовку для джуниор позиции (курсы, повышение квалификации, ментор, самостоятельное чтение книг и прохождение курсов и пр.) - просто думаю, все понимают, что просто оплатить курсы за 100+т.р.еще ничего не обещает? Потом были ли у вас знакомые в сфере ИТ, которые могли советами и рекомендациями помочь, или может даже похлопотать чтобы вам взяли джуном? В каком городе вы это делали, где большая конкуренция на место или где если у тебя нет судимости , уже подходящий кандидат? Или может вы свичнулись в рамках одной компании(такое бывает, если компании не хватает кадров, то она может переобучить другого сотрудника)? На сколько упорны вы были? На сколько у вас, объективно, хорошие софт-скилы (может вы очень приятная в общение, и легко располагающая к себе женщина)?

Я думаю, может придумать еще ворох вопросов. Но суть моего сообщения ни в том, что свичнуться нельзя, а в том, что иногда за этим может стоять большой путь о котором потенциальный свитчер не представляет. И я не хочу напугать этого человека, а хочу сказать, что надо быть готовым «пахать».

22

Екатерина, простите за некропостинг, но редко смотрю в в раздел с коментариями в своем профиле. До ИТ я занималась преподаванием чешского языка, т.е. филолог по образованию (+лечфак в анамнезе,но давно). В ИТ у меня примерно никого, училась на Гикбрейнсе 14 месяцев (но да, вложиться в Java пришлось) и никто мне не покровительствовал. Искала удаленку(развращена многолетним репетиторством). В отношении своей харизмы могу сказать только одно: очень трудно было попасть на первое собеседование,но когда меня на него позвали,мне тут же дали оффер. Бог его знает, что тут сыграло роль). Но зад у меня чугунный, пардон, может я просто хард ботан,вполне допускаю.

10
Отредактировано

Екатерина, абсолютно согласен!
Захотелось поделиться своим switch
Я в прошлом инженер мобильной связи (драйв тест инженер), это слежение за техническим здоровьем телефонов, измерительных устройств, и за показателями техническими. Как мне кажется - тут больше играет роль понимание радиосвязи, чем ещё какой-то hard skill
В какой-то момент мне это всё надоело и выучил SQL - он мне дался очень легко и быстро (2 недели по 4 часа с понедельника по пятницу, был в отпуске) за счёт знания английского языка + когда-то ещё в колледже изучал программирование на минималках, поэтому знал про важность алгоритма действий, написания и прочего.
Бегал по собеседованиям месяц, результата ноль, опустил руки и пошёл в техническую поддержку пользователей (установить принтер, не открывается Word и тому подобные проблемы решать, в общем - downgrade)
И это спустя ещё 2 недели я туда пошёл. В тот день я уже увольнялся с одной работы, поехал на собеседование в другую, оттуда - сразу же поехал устраиваться в третью компанию, за один день всё успел сделать.
Спустя ещё 2 недели позвонили с того самого последнего собеседования и пригласили в техническую поддержку Oracle базы данных. Там я продемонстрировал что могу больше, спустя год меня повысили и понеслась - все меня захотели.

Да, не обошлось и без soft skills - с юмором, легок в общении, бесконфликтный, стрессоустойчив

Эти действия происходили в Москве

У меня было техническое образование колледжа - вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Знакомый был в сфере ИТ, именно он подсказал что надо изучать SQL, всё, на этом помощь окончена

Мне тогда было 27

4

Екатерина, а какие цифры были?
Одно дело с 40 до 20 упасть и подняться до 60. Другое со 100 до 50 и на 150 выйти. Усилия явно разные нужны.

1
Герой
Отредактировано

Vasily_ходячий_в_бан, в преподавании 80-85, ушла в qa на 40, через полгода 60, через год в финтех 120. Но ирония в том,что я все равно продолжила заниматься языками,только теперь искуственными. В тестировании не получить нормальных денег без языков программирования. У меня ощущение,что одного ЯП сейчас недостаточно, стандарт уже два, например JVM и какой-нибудь скриптовый.

2
0
Сообщник

Никаких карьерных целей. Я работаю на себя. Моя цель увеличение клиентской базы, увеличение чека сделки, достижение финансоваго плана.
Неважно как я называю себя, директор, фрилансер или ипшник. Для меня важнее деньги в кассе)

13
0
Герой
Отредактировано

Ой.
Я прочитала ответы и было классно.
Валерия Аристова - классная, как мне показалось

11
Удалённый пользователь
Отредактировано

Вот вроде и все верно... но строить жизнь в надежде на наличие босса - это как называется?
Аааа последний абзац - самый важный... 😉

2
0
Герой

Работаю на себя - в моей сфере пожилые специалисты имеют свою аудиторию)

0
Герой Т—Ж

+1

На, что за сфера?

0
0

Хорошая подборка мне про рост зашло.
Я в своей статье писал о своем пути и сейчас выбрал года так 3 в режиме накопления пребывать.

0

Кхалисси, не понятно немного. Раскройте свой посыл?

0

Сообщество