Карьеры
18K

Карьера: продавать окна, уйти в ИТ-продажи, переехать в Испанию и зарабатывать 350 000 ₽

История читательницы Т⁠—⁠Ж, которая построила карьеру в продажах

42
Аватар автора

Екатерина Табатчикова

прорубила окно в карьеру

Страница автора

В рубрике «Карьеры» читатели Т⁠—⁠Ж рассказывают, какие события и решения повлияли на их профессиональный путь.

Героиня этого выпуска начала подрабатывать в 13 лет: каждое лето помогала в компании знакомых, где продавали окна и мебель. После выпуска из экономического университета она доросла там до директора ООО, но поняла, что хочет большего, и решила уйти в ИТ-продажи. Сначала она переехала по работе в Санкт-Петербург, а потом в Испанию и увеличила свой доход с 15 до 350 тысяч за 15 лет карьеры.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Профессиональный путь

Аватар автора

Аноним

построила карьеру в продажах

Подрабатывала с детства. У знакомых была фирма по продаже пластиковых окон, я с 13 лет каждое лето по два месяца там работала. Сначала была помощником секретаря, потом помощником менеджера по продажам. В 17 лет я уже все лето самостоятельно продавала окна, в 18 лет была на кассовой дисциплине, в 19 — на снабжении строительными материалами. Зарплата всегда была от 15 до 18 тысяч.

Получила экономическое образование. Я окончила Уральский государственный экономический университет. Наверное, университет дал мне хорошую теоретическую базу и помог понять, как строятся процессы внутри компаний и на макроуровне, научил находить информацию и быстро в ней ориентироваться, ну и привил навыки работы со стандартами, регламентами и требованиями. Плюс через наш университет я два раза ездила в летние школы в партнерские вузы Чехии и Финляндии.

💎 Считаю, что учиться в университете нужно, но надо понимать, что никто тебя учить не обязан, — ты должен учиться самостоятельно, максимально используя ресурсы университета: хороших преподов, библиотеки, мероприятия, обмены и стажировки. Столько времени на себя в жизни больше никогда не будет, так что нужно провести его с толком.

Всегда занималась английским и сдала TOEFL. Я учила английский язык со второго класса в дополнительной школе по четыре часа в неделю. Практический навык немного потеряла в университете и потом подтягивала самостоятельно для сдачи TOEFL на пятом курсе — очень хотелось поступить в магистратуру в Чехии, но не сложилось.

Получила должность директора. После университета я вернулась в компанию знакомых и почти три года проработала там же, но уже с мебельным производством: отвечала за весь цикл работы с клиентами, в том числе корпоративными, организовывала поставку материалов на производство и контроль качества выполнения работ. Мы делали мебель на заказ и работали с детскими садами, школами и другими юрлицами. В итоге компания решила оптимизировать налоги и выделила нас в отдельное ООО на упрощенку, поставив меня директором.

28 000 ₽
максимальная зарплата в компании, которая продавала окна и мебель

За все время работы в этой компании моя максимальная зарплата была 28 000 ₽. Доход зависел от объемов работы цеха, плюс несколько раз мне выписали премию по итогам закрытия крупных корпоративных поставок. Да, такие зарплаты и сейчас бывают в маленьких городах, а это был 2014 год.

💎 Однажды вечером я сидела на работе, мне только что исполнилось 24 года, и думала: «Неужели это все? Я зря учила английский? Я вообще никогда отсюда не выберусь?»

Решила уйти в продажи. Я стала думать, в какой сфере хорошо платят и где можно влиять на доход. Продажи были очевидным ответом, так что я начала искать работу в этой отрасли с фокусом на ИТ и рекламу, потому что эти сферы мне показались наиболее перспективными.

💎 На самом деле принцип работы с клиентами всегда одинаковый, не важно, что ты продаешь: клиент должен быть на первом месте и ты должен уметь слушать лучше, чем говорить.

Я получила два предложения о работе в Санкт-Петербурге, одно из них — в крупной компании по разработке ПО.

Так как на предыдущей работе я продавала мебель, в том числе в детские сады, на интервью с моим будущим руководителем мы проиграли ситуацию холодного звонка заведующей детским садом, где мне удалось показать, что я адекватна, умею хорошо говорить и объяснять, не боюсь возражений, понимаю, как устроены тендерные процессы, всегда слушаю клиента и пытаюсь понять, что для него важно.

Переехала в Санкт-Петербург. Переезд из моего маленького уральского города состоялся спонтанно. В ноябре я слетала на собеседования, получила оффер и 1 декабря с одним чемоданом и 100 000 ₽ подъемных, которые выделил мне папа, умчала в новую жизнь.

60 000 ₽
максимум выходило зарабатывать первое время в питерской ИТ-компании

Так я начала работать в крупной компании по разработке ПО. Моя стартовая зарплата была фиксированной — 30 000 ₽ и процент от продаж, на руки выходило около 50 000—60 000 ₽.

💎 Когда искала эту работу, я прошла несколько курсов на «Курсере», чтобы подтянуть технические компетенции, которых мне не хватало. А когда устроилась, изучала французский язык — он был нужен в работе с африканскими клиентами. В среднем я тратила на обучение не больше 20 000 ₽ в год.

Построила карьеру в ИТ-продажах. Первый год был очень интересный. В основном, конечно, учишься на своих ошибках. Но еще работодатель организовывал обучение по техникам продаж, эффективным коммуникациям, у нас был замечательный менторский проект.

Мы работали на развивающихся рынках, и это требовало креатива и свободы принятия решений, которую нам давали. Мы сами делали ивенты, рекламные кампании, плотно работали с партнерами и дистрибьюторами, так что это был микс продаж и BDM — Business Development Manager, то есть работы по развитию бизнеса, — потрясающий опыт.

Я побывала в ЮАР, Зимбабве, Кении, Намибии, Танзании и ОАЭ. Все время общалась на английском языке — у меня были только зарубежные клиенты, так что уровень очень вырос и я почти избавилась от акцента.

💎 Примерно половина зарплаты уходила на аренду, но у меня была такая красивая квартира с видом на Большеохтинский мост и потрясающая работа — с командировками в Африку и Эмираты. Был потрясающий драйв и лучший коллектив!

Еще я внедряла новые идеи: например, придумала новый способ привлечения клиентов на наши мероприятия через инсентивы для партнеров, сделала тренинг по тайм-менеджменту, прописала четкие требования для испытательного срока у новичков и план обучения, которые были приняты потом на корпоративном уровне.

Мне удалось показать хорошие результаты в росте продаж и развитии рынка, так что окладная часть хорошо росла: за пять лет средняя зарплата выросла примерно в три раза. В этом и кайф продаж — успех зависит только от тебя.

Достигла карьерного потолка и занялась поиском новой работы. Через пять лет я подвыгорела: у меня сменилась география проектов и я перестала получать тот же эмоциональный отклик от клиентов, который, как оказалось, для меня был важен. Все свелось к механическому выполнению KPI, зарплате и финансовым переговорам — и это стало угнетать. Я доросла в этой компании до эксперта и старшего специалиста и не видела перспектив карьерного роста. Мне хотелось уйти в обучение и тренинги или развивать новые направления, но таких способов перемещения в моей родной компании, к сожалению, не было.

150 000 ₽
и больше удавалось зарабатывать, когда набралась опыта

Мой доход на момент увольнения составлял уже стабильные 150—180 тысяч рублей за счет роста окладной части и адекватных комиссионных.

💎 За это время я купила квартиру, вышла замуж и почти пустила корни, как меня вдруг одолела экзистенциальная тоска. Стала думать: а что дальше? а что меня мотивирует? а что в следующие пять лет? Плюс случился карантин, и мы перешли на удаленку.

У меня не было задачи непременно сменить работу: я просто чувствовала, что теряю кураж — а без этого в продажах никуда, — и это становится нечестно по отношению к работодателю. Моя хорошая зачетка работала бы на меня еще долго, но мне нужен драйв.

💎 Выяснилось, что больше всего меня мотивируют изменения и преодоления сложностей.

Так что с марта 2020 года я запустила процесс поиска на «Линкед-ине». Прошла собеседования в трех компаниях — в Москве, Нидерландах и Испании. С последней все получилось: ИТ-компания, которая занимается разработкой облачных сервисов, расширяла российское направление, им нужны были продажники с русским языком. Чтобы устроиться, я прошла пять этапов собеседований.

Переехала в Испанию в разгар пандемии. Сложностей из-за карантина в Испании хватало: примерно в два раза затянулся процесс оформления документов. Мы начали оформляться в мае, а визу я получила только в сентябре. Работодатель помог с налоговыми консультантами, получением документов — визы, разрешения на работу — и с подъемными на первое время.

Добирались с отдельными приключениями: летели через Лондон и в спешке по ошибке забрали чужой чемодан, затем с такими же приключениями возвращали его. Потом с шампанским отмечали запуск рейсов «Аэрофлота» из Москвы: теперь хотя бы раз в неделю есть возможность быстро попасть на родину.

Я работаю с российскими клиентами и предлагаю принципиально новые ИТ-решения. Это новый рынок для компании, поэтому предсказать финансовые результаты на этом этапе сложно, так что моя зарплата формируется из фиксированной ставки плюс KPI — показатель зависит от количества новых клиентов, которые начинают пользоваться сервисами, и выполнения плана. Сейчас я получаю около 350 000 ₽ в месяц и могу влиять на перевыполнение KPI, таким образом увеличивая свой квартальный бонус.

350 000 ₽
зарплата сейчас

Английский, естественно, тоже пригодился: это язык всех внутренних коммуникаций и клиентских материалов, так что моя практика со мной. Испанский нужно учить, но я оттягиваю этот момент из-за лени и того, что за полгода сам собой налип где-то уровень А2, которого пока что вполне хватает для жизни и бытовых вопросов.

Планы на будущее

В моей компании очень четкий подход к планированию карьеры: есть конкретный план развития, задачи, которые нужно выполнять, и требования для продвижения по карьерной лестнице. Это очень большая и динамичная корпорация, так что тут предостаточно возможностей для горизонтальной карьеры.

Пока что у меня большой фронт работ в текущей должности. И я хочу всех победить, прежде чем двигаться дальше. У меня полная свобода действий и непаханое поле задач — от локализации материалов до обучения заказчиков основам наших решений, так что сложностей и изменений, надеюсь, хватит на следующие пять лет.

Я заметила, что 4—5 лет — мой стандартный срок, за который меня накрывает экзистенциальная тоска. А еще я решила, что в 35 лет хочу начать работать на себя. Я бы хотела работать в области консалтинга и обучения по продажам в сфере ИТ и думаю, что у меня это получится.

💎 У меня, в отличие от многих так называемых тренеров, которых на рынке много, есть и будет впечатляющий послужной список и реальное понимание того, как все это работает и что можно сделать, чтобы заработало. Кажется, это хороший капитал.

Руководителем я не хочу быть, потому что меня вдохновляют изменения, а когда ты рулишь людьми в корпорации на уровне мидл-менеджера или тимлида, ты скорее медиатор и посредник между руководителем и своей командой и напрямую очень мало влияешь на измененения и новые идеи. Кроме того, я не настолько эмпатична и слишком требовательна, чтобы быть хорошим руководителем, за которого и в огонь, и в воду.


Возьмете что-то на вооружение в своем карьерном пути?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество