Как я показала ребенку, что такое финансовая грамотность, потратив 200 рублей
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Привет. Я бизнес-аналитик, консультант финансовой грамотности проекта Минфина, лектор вебинаров на тему «Дети и деньги». И, конечно, все свои знания я «отрабатываю» на своем 8-летнем сыне. Сформировать грамотное отношение к деньгам у ребенка с раннего возраста — очень важный пункт в воспитании детей.
Каждый родитель видит, какие ошибки сам допускал в обращении с деньгами в своей жизни, при этом в детстве мало у кого была возможность погрузиться в финансовый мир. И мы хотим эти ошибки исключить в жизни своих детей и научить правильно ориентироваться при различных обстоятельствах, пытаясь дать им финансовое образование.
Про финансовое образование детей информации много, но:
- времени обучить ребенка мало (и у ребенка — школа, кружки, у родителя — много «взрослых» дел);
- у нас родителей (у большинства) нет возможности донести правильно информацию — нет педагогического образования, а иногда и элементарных собственных знаний, которые можно было бы передать;
- ребенка нужно действительно увлечь, чтобы информация зашла так, чтобы не уйти.
Мой сын в 8 лет уже много знает и понимает в этой области. Но это потому, что он сын мамы-консультанта по финансовой грамотности. Рассчитываю, что это позволит ребенку благополучно вступить во взрослую жизнь, когда он уже понимает основы управления финансами. А финансовая стабильность — основа в пирамиде Маслоу. Настольные игры, книги, мультики, разговоры в области финансовой грамотности…все уже было у моего ребенка. По его восприятию информации я понимаю, что в образовательном моменте необходимо вовлекать ребенка, чтобы информация потреблялась и оседала в умах детей правильно.
Поэтому, когда высвободилось время, мы сразу пошли в Музей денег Монетного двора на территории Петропавловской крепости как один из вариантов познаний мира денег и заплатили за это 200 (детский билет) рублей и 300 (взрослый) рублей за посещение с экскурсией! Я думала, что такой стоимости билетов музеи давно уже нет…
Для кого этот музей? Для родителей, которые хотят заложить основы финансовой грамотности своих детей с раннего возраста:
- максимально интерактивно (в игровой форме);
- максимально дешево;
- максимально полезно для всех (знания и развлечения для всей семьи).
Один посещением мы снимаем вышеперечисленное, и за 2 часа полезно и весело погружаем ребенка в мир денег.
Подача информация и максимальная интерактивность музея заходит детям на ура.
Дополнительно можно отменить, что не все взрослые являются рациональными пользователям денег, допускают много ошибок (но можно читать Т—Ж и набираться знаний через чужой опыт). Данный урок — посещение музея — будет полезен и взрослым. Никогда не поздно начать изучать и разбираться в возможностях финансового мира. А когда это делается совместно внутри семьи, это еще и сплочение.
Хочу обратить внимание, что с детьми младше 8 лет я бы не пошла в этот музей. Я считаю, что нужно определять места посещения по возрасту. По моему мнению, именно с 8 лет и не раньше ребенок может и хочет потреблять информацию музея.
Что увидели в музее?
- как выглядит 1 миллион рублей из монет и 1 миллиард из бумажных денег (сравнение);
- как 1 монета небольшого размера (коллекционная) может стоить 5 млн и 30 млн руб.;
- много интерактива — создали свою купюру, разобрали старые, новые монеты, купюры, не относящиеся к деньгам вещи по местам, собрали пазлы из купюр, распределили стоимость меда в зависимости от года покупки, свою купюру проверили по всем правилам на подлинность — белым, инфракрасным цветом, микротекст;
- старые монеты;
- плакаты в Советском союзе о привлечении денег на сберегательные счета;
- экспозиция в движении чеканки момент в прошлые века;
- узнали, чем расплачивались до того, как ввели в обращение деньги;
- как защищают купюры от подделки;
- из чего изготавливают купюры;
- посмотрели фильм из цеха по выпуску бумажных купюр;
- посмотрели фильм про деньги будущего.
Какие темы затронули, чему научился ребенок?
- изучили и прочувствовали, что такое инфляция, в интерактивном формате;
- проверили подлинность личных купюр;
- увидели, как может выглядеть разные суммы денег;
- узнали, кто ввел монеты и купюры в России;
- как изготавливали монеты и как сейчас выглядит производство бумажных денег;
- как защититься от мошенников в современном мире (банковские карты);
- нашли поговорки для школы, которые касаются денег;
- посмотрели, какие копилки были в разные времена.
А родителям интересно? Да! Я поностальгировала по купюрам Советского союза (которые у меня были в копилке в 90-е годы, потому что они были уже никому не нужны) и нолям на банкнотах в 90-е, вспоминая, как покупали жвачки за тысячи рублей. Увидела популяризацию вкладов на сберегательную книжку в Советское время, о чем слышала от родителей (плакаты, статьи в журналах, газетах). Думаю, жители СССР будут в восторге от этого музея — ностальгии у них будет еще больше.
А какие выводы? Дешево. Познавательно. Интерактивно. Увлекательно. Жителям Санкт-Петербурга и гостям, а также их детям рекомендую посетить как элемент финансовой грамотности.
P. S. Уж очень зашли моему ребенку просмотренные через дырку в огромном сейфе поговорки про деньги. Совпало это с изучением поговорок у него на уроках литературного чтения. Вот они:
- Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
- Даровой рубль дешев, нажитой — дорог.
- Не имей сто рублей, а имей сто рублей.
- У скупого рубль плачет, у щедрого и полушка скачет.
- Уговор дороже денег.
- Деньги не рожь: и зимой растут. Денежки не лег: и зимой тают.
- Копейка рубль бережет.


























18.09, 10:10
Это не финансовая грамотность а просто поход в музей. От того, что он узнал кто ввел в России монеты или как выглядит миллиард он не научится инвестировать или не набирать кредитов по любому поводу
18.09, 10:27
Злонравный, по сути да, но и сложно быть грамотным с деньгами, когда ты их не видел. Теперь он не сможет сказать, что в глаза такие деньги не видел)
18.09, 23:43
Вы потратили не 200,а 500 рублей. Можно мне другого консультанта по финансам? Спасибо.
19.09, 10:05
Вячеслав, вангую что тему поменял сам Т-Ж. Очень часто твою тему просто убирают тут и ставят другой абсолютно заголовок. Часто несущий вообще другой посыл. Вероятно это делает бот
18.09, 12:33
Не имей сто рублей, а имей сто рублей. - точно так пословица должна выглядеть?)
18.09, 12:38
juarhala, когда речь про финансовую грамотность - видимо, да)
Ну или ещё варианты, например:
- Не имей сто рублей, а имей сто долларов.
- Не имей сто рублей, а имей сто ценных бумаг.
- Не имей сто рублей, а имей сто квартир под сдачу.
19.09, 06:37
Касательно вышеперечисленных поговорок, именно они и формируют искаженное восприятие и отношение к деньгам. Соглашусь, что посещение музея познавательно и увлекательно. Но не в музеях прививают фин.грамотность.
19.09, 09:34
Считаю, что эффективная финансовая грамотность - это заехать в самый плохой район вашего города, найти там самый вонючий и страшный бревенчатый дом, зайти туда со своим ребенком и наглядно показать, что будет, если ты будешь тратить все свои заработанные деньги. Уж нагляднее я точно не встречала. Запах и увиденное явно отложиться в голове вашего отпрыска. Желаю удачи.
25.09, 03:01
Екатерина, это уже сделано)
20.09, 14:47
Ооочень много буков не по делу
21.09, 06:10
Вы знаете... Мне кажется я на игре "монополия" быстрее бы поняла про деньги, чем в таком музее. Я, конечно, не против музеев. Просто там как раз ребёнок легко поймёт, что деньги жто гора бумажек, а одна монетка может быть дорогой. Как это поможет понять про финансовое распределение - загадка
25.09, 03:02
Elena, а насчет игр тоже в статье есть) И насчет монополии...есть много игр полезнее монополии. Монополия - хороший маркетинг
20.09, 04:18
Почему так много опечаток? Совсем никакой редактуры не проходят статьи?
"Не имей сто рублей, а имей сто рублей."
"увидели, как может выглядеть разные суммы денег;"
"Дополнительно можно отменить, что не все взрослые... "
18.09, 20:23
Современным детям сейчас тяжело. Они не учились распоряжаться малыми суммами, как мы в детстве. В моем детстве мороженое стоило 3 рубля, а чупик 1рубль. Сейчас малым детям тяжело считать: мороженное 96р, чупачупс 15р. Это даже для взрослого тяжело. Плюс много товаров и ценники тяжело искать. Кроме того... У многих уже и наличии нет. Ходят с картами.
18.09, 21:43
Анастасия, тяжело-это когда думаешь данные на обед деньги в школе потратить, на мороженое или копить на игру и жвачки.
Кстати если что до 1998 тыщи были а не рубли)
19.09, 06:12
Анастасия, ничего тяжёлого. Когда иду в магазин с ребенком, даю ему монеты и он покупает дешёвую вкусняшку себе. Дома играли в магазин постоянно.
22.09, 06:19
Интересно.Нужно будет сходить в этот музей.