Сколько зарабатывает мерчандайзер в магазине одежды

В Екатеринбурге

17

Т⁠—⁠Ж продолжает расспрашивать читателей, об их профессиях и доходах.

Аватар автора

Ксения Донская

узнала, кто одевает манекенов

Страница автора

Наш новый герой выучился на специалиста техносферной безопасности, но оказалось, что устроиться на работу по этой специальности очень сложно, поэтому он решил строить карьеру мерчандайзера. Он рассказал о том, кто придумывает наряды для манекенов, как оформление витрины влияет на покупателей и реально ли продать вещи, которые не нравятся никому.

Образование

Аватар автора

Аноним

визуальный мерчандайзер

В 18 лет еще не знаешь, чем хочешь заниматься, вот и я выбрал факультет по совету родителей и окончил бакалавриат по техносферной безопасности. Специалисты этого направления занимаются охраной труда и промышленной безопасностью на заводах и предприятиях. Новичкам платят около 20—30 тысяч рублей, а зарплата опытных работников начинается от 40 000 ₽.

В вузе в день открытых дверей нам расписывали прекрасные перспективы, и в начале учебы преподаватели рассказывали, что мы будем очень востребованы на рынке труда. Но после двух курсов все встало на свои места: оказалось, что это новое и никому не известное направление, а человека без опыта на такую серьезную работу берут редко. В университете практики у нас почти не было, максимум — могли отправить в пожарную часть двор мести.

Поэтому с работой по специальности у меня не сложилось.

Еще во время учебы я подрабатывал кладовщиком в магазине одежды: принимал товар, выдавал в торговый зал недостающие размеры и новые поступления, отправлял старое обратно на склад, проводил инвентаризацию. Работа несложная, но с постоянными физическими нагрузками: приходится таскать коробки. У меня был плавающий график, который составляли под мое расписание в вузе: на выходных я работал с 9 до 18, а в будни — с 17 до 22.

После окончания учебы и неудачных поисков работы по специальности я пошел в торговый центр и заполнил анкеты на позицию кладовщика в нескольких магазинах. Через пару дней мне позвонили и пригласили на собеседование в магазин джинсовой одежды. Оказалось, что кладовщик им не нужен, но мне предложили попробоваться на мерчандайзера. Кроме уже знакомых мне функций нужно было переодевать манекенов, переоформлять зал и делать фотоотчеты. После собеседования мне дали тестовое задание: собрать несколько мужских и женских комплектов в определенном стиле, например для похода на свидание или на учебу. И взяли на работу.

В крупную сетевую компанию на такую должность чаще всего без опыта работы не попасть, но остаются маленькие сети, которые готовы обучать сотрудников.

Мои первые дни на новом месте выпали на фотоотчет и переоценку, то есть нужно было переклеить ценники в связи с изменением стоимости вещей. Я этим никогда не занимался, мне в двух словах объяснили задачу и отправили выполнять. Помню, что в начале работы нечаянно наклеил на вещь неправильную цену — меньше, чем на самом деле, и из-за этого случился конфликт с покупателем. Он настаивал, чтобы ему продали по указанной цене. В принципе, покупатель был прав, так что мне пришлось докладывать в кассу разницу — примерно сто рублей.

Место работы

Уже около двух лет я работаю в том же магазине. Он специализируется на джинсах и кэжуал-одежде. В нашем коллективе 14 человек: управляющий, администратор, десять продавцов и два мерчандайзера.

Компания, конечно, пытается сохранить ценных сотрудников, но текучка кадров все равно существенная и среди продавцов, и среди мерчандайзеров. Это связано с большими объемами работы и ненормированным графиком: выйти пораньше или в свой выходной, чтобы сделать переоценку, считается нормой. А еще у нас, как и в других розничных магазинах, работает много студентов, и текучка отчасти объясняется этим.

Главные плюсы работы — это официальное трудоустройство, белая зарплата и возможность карьерного роста: продавец может вырасти до управляющего, а затем и до управляющего отделением, а мерчандайзер — до регионального мерчандайзера, который управляет командой мерчандайзеров нескольких магазинов. Он проверяет фотоотчеты, ставит задачи, заказывает оформление для акций. И зарабатывает почти в два раза больше.

Работники магазина пользуются скидкой 30% на новую коллекцию. За выполнение плана сотрудникам выплачивают премии. Есть и штрафы, я их ни разу не получал, но знаю, что ими могут наказать, если, например, потеряешь пропуск в торговый центр.

Работа мерчандайзера напрямую влияет на продажи, но в нашей сети не разработана система измерения эффективности, только-только начинаются какие-то попытки в этом направлении, а основной упор сделан на личные продажи продавцов. Зато крупные сети, где нет такого акцента на личные продажи, часто отслеживают, какой товар продается лучше, в каком месте он продается лучше и в сочетании с чем. Каждую неделю публикуется отчет, по которому делаются выводы.

Суть профессии

Суть визуального мерчандайзинга — представить товар в максимально выгодном месте и свете.

На каждый сезон составляется план и высылаются примеры оформления. Обычно на рабочую почту приходит презентация с фото одетых манекенов и артикулами товаров. Но бывает, что вещей, которые нужно использовать, нет: либо их еще не прислали, либо они уже проданы, тогда приходится заменять их на максимально похожие.

При оформлении манекенов всегда выбираются вещи по сезону, к тому же не стоит забывать про многослойность, сочетание цветов и принтов. И, конечно, их нужно отпарить. Ответственность за отпаривание лежит на мне. Зачастую я прошу коллег заняться этим, но в случае чего спрос все равно будет с меня.

Оформление витрины магазина напрямую влияет на его проходимость и продажи.

Допустим, одни цвета привлекают людей, другие — отталкивают. Как правило, популярность цветов зависит от времен года: весной-летом больше зеленого и желтого, осенью и зимой — бордового. Тут важно следить за трендами, каждый сезон что-то меняется: например, сейчас в моде лаймовый цвет и он скорее привлечет внимание. А если одеть манекены в черно-серые комплекты, то на витрину никто не посмотрит. Важно найти правильные пропорции, чтобы общая картинка выходила не слишком яркой и не слишком бледной.

Еще важно правильно настроить свет: иначе будут освещаться совершенно ненужные вещи.

Потенциальных покупателей можно зацепить акцией или привычными для них товарами. Скажем, если целевая аудитория магазина — люди 30—40 лет, следует надеть на манекенов вещи, которые покупатели этого возраста с удовольствием носят: однотонные футболки, свитеры, рубашки в клетку.

Профессия подходит людям, которые интересуются модой, стилистикой и колористикой. Большой плюс — наличие художественного образования, тогда многое дается легче. Моя жена — тоже мерчандайзер, и у нее спецобразование есть. А у меня нет, я набрался опыта уже в магазине: мой начальник научил меня всему, что знает. Для сотрудников проводятся тренинги, на которых рассказывают, как сочетать цвета, принты, как оформлять витрину, настраивать свет, делать фотоотчет.

Какие-то вещи подмечаешь в других магазинах, за тенденциями моды следишь с помощью журналов — например, Glamour Style Book, который выходит дважды в год — и «Инстаграма». Я подписан на аккаунты магазинов H&M, Zara, Bershka, Uniqlo, Nike. Еще много интересного можно найти по хэштэгу visualmerchandise: в Европе мерчандайзинг развит лучше, чем в России.

Лучшее в моей работе — это возможность составлять образы и прорабатывать каждую деталь. Есть множество вариаций, как представить одну и ту же вещь: например, рубашку можно надеть на футболку или под свитер, завязать на поясе, причем завязывать и заправлять ее тоже можно по-разному. Важно, чтобы образ получился продуманным и полноценным.

Чаще всего приходится работать с уже готовыми комплектами, иногда добавляя что-то новое или заменяя какую-то вещь на аналогичную. Но бывает, что начальство дает возможность проявить творческий подход: подобрать новые комплекты или оформить новую зону. И если в главном офисе твоя работа понравится, то все магазины сети будут использовать ее в качестве примера. У меня такое бывало не раз: скажем, к первому сентября мы собирали новые комплекты, которые подходят для школы. Мои образы понравились руководству и рассылались в презентации как пример оформления. Правда, поощряют за такой креатив только на словах.

Сейчас лично мне легче работается с женскими вещами: тут больше выбор, стало быть, больше различных сочетаний. А придумать что-то новое с мужским гардеробом трудно, все получается примерно одинаковое.

Все акции и переоформления витрин происходят после закрытия магазина, ночью.

У нас такое бывает не реже раза в месяц. Это самое сложное в работе. С одной стороны, тебе никто не мешает сосредоточиться и подойти к оформлению максимально продуктивно. Но в то же время сбивается режим и на утро чувствуешь себя вялым. Обычно на следующий день можно выйти на работу позже, но бывало и так, что я работал до трех ночи, а в девять снова возвращался в магазин.

Рабочий день

Обычно рабочий день начинается в 9:00. В это время региональный мерчандайзер рассылает план работ в чат. Задачи бывают разными: например, оформление акции и фотоотчет по ней, переоформление торгового зала и манекенов в конкретных зонах, выполнение недельного фотоотчета.

Первым делом я проверяю витрину: горит ли свет, остались ли вещи, представленные на манекенах, в зале или их раскупили за выходные. Если было поступление нового товара, принимаем его: ставим ценники и противокражную защиту. Обычно этим занимаются кладовщики, но у нас их нет, поэтому их обязанности выполняют мерчандайзеры. Конечно, если у меня много работы, а покупателей мало, какие-то задачи я могу переложить на продавца.

Новый товар нужно презентовать в торговом зале: вывесить, надеть на манекены или сложить на столы.

Если начинается какая-нибудь акция, то первым делом оформляем ее. Акции все примерно одинаковые, разве что можно выделить новогодние, где используются шары, гирлянды и другие праздничные украшения.

После этого работаем согласно плану на день. Например, обновляем развеску товара на стенах. Новая коллекция поступает раз в сезон, а расположение товара и презентацию вещей рекомендуется менять каждый месяц.

Но на самом деле в зале что-то обновляется и перевешивается ежедневно.

Обычно зал разделяется на зоны, и каждая меняется раз в неделю. На виду размещаются популярные модели, чтобы заманить покупателей в магазин. С другой стороны, в образ можно включить и какую-то неходовую вещь, чтобы за счет сочетания с популярной повысить ее продажи.

Также мы делаем фото- и видеоотчеты, которые затем скидываются в облако или на почту начальству в виде презентации.

Вечером отчитываемся в чате о выполненных задачах и, если все в порядке, идем домой в 18:00.

Случай

Одному из руководителей пришло в голову поменять местами женскую и мужскую половины зала. Якобы после такой трансформации продажи устремятся вверх со сверхзвуковой скоростью, все будет процветать и радовать глаз. Не знаю, проводился ли анализ количества моделей и вместимости зала, но сказано — сделано: выходим впятером на работу в 22:00 и заканчиваем в 9:00. Очень странное чувство: ты собираешься домой, а твои коллеги только пришли. В итоге процветание не наступило и через месяц все вернули обратно.

Подработки

Подработки беру, но найти их бывает сложно.

Я разместил на «Авито» объявление по оказанию услуг по оформлению витрин, со мной связываются подрядные организации различных брендов. Мы обсуждаем план работ, стоимость, затем мне скидывают контакты управляющего магазина и техническое задание. Я занимаюсь непосредственно оформлением, могу наклеить пленку на витрину или вставить тканевый баннер.

Обычно такие работы начинаются в 22:00, а закачиваются в два-три часа ночи. За работу я получаю от 1000 ₽, в среднем в месяц выходит две-три тысячи. Но однажды мне заплатили сразу 10 тысяч: я клеил наклейку на уличную витрину при −30 градусах, отморозил все пальцы. Больше заказы, которые нужно выполнять на улице, не принимаю.

Доходы и расходы

Моя зарплата — 25 000 ₽ плюс премии 1000—2000 ₽— в зависимости от выполнения плана продаж. Это ниже средней зарплаты в Свердловской области: согласно Росстату, в марте этого года она составляла 42 067 ₽.

Чтобы заработать больше, можно выходить в праздничные дни — они оплачиваются по повышенной ставке. То же касается выходных и переработок.

Но если говорить о серьезном увеличении дохода, то нужно уходить на повышение в другую компанию. Думаю, лучше работать в крупных сетевых магазинах: там, конечно, конкуренция выше, но и возможностей для карьерного роста больше. Я задумываюсь о том, чтобы поменять место работы, но пока вариантов нет.

Мы живем с супругой, она работает региональным мерчандайзером. В эту сферу ее привел я, недавно она ушла на повышение в другую компанию и теперь получает около 30 тысяч. Расходы на квартиру и продукты мы делим пополам, остальными средствами каждый распоряжается как хочет. Большая часть средств уходит на аренду жилья. О собственной квартире думали, но, пока у нас нет первоначального взноса, дальше обдумывания дело не идет.

Я пытался вести эксель-таблицу по учету расходов, но больше чем на месяц не хватает собранности. Куда удобней пользоваться приложением «Тяжеловато» на телефоне. Правда, его я тоже иногда забрасываю, но потом возвращаюсь.

Одежду и обувь покупаю нечасто, трачу где-то пять тысяч рублей за три месяца. Хожу в H&M, Uniqlo, Zara, Reserved. Покупать вещи в магазине, где работаю, не люблю, потому что вижу их каждый день и они мне надоедают. Но и тут бывают исключения. Например, однажды купил полностью образ, который сам же и составил. Он был максимально простым: брюки чинос, футболка, рубашка и джинсовка.

Я стараюсь покупать одежду и обувь в сезон распродаж, когда скидки от 50%. Вещи беру базовые, их легко сочетать между собой. В идеале хочу собрать капсульный гардероб: три-четыре базовые футболки, толстовки, пара костюмов, три-четыре рубашки, пара джинсов или брюк и несколько пар подходящей обуви.

Прежде чем купить вещь, я даю себе время на раздумье: нужна она мне или нет.

Если нужна, сравниваю цены в разных магазинах и ищу дополнительную скидку. Например, в H&M можно сдать старые вещи на переработку и получить купон. А бывает, что магазины предоставляют скидки всем сотрудникам торгового центра.

Также я пользуюсь кэшбэком на банковской карте. Недавно купил себе кроссовки Adidas Yung-96 Chasm и всю стоимость — 3000 ₽ — компенсировал кэшбэком.

Финансовая цель

Главная финансовая цель на год — сформировать подушку безопасности, на три месяца мне хватило бы 150 тысяч рублей. Ежемесячно перевожу на вклад 1000 ₽ — сейчас там 100 тысяч. Еще коплю деньги на машину.

Также хотелось бы купить новый велосипед: за прошлый год я проехал на своем старом MTB Mongoose Tyax Sport несколько сотен километров и хочется перейти на класс выше, чтобы проезжать еще больше. Цены на новые гравийные велосипеды начинаются от 50 тысяч рублей, так что придется подкопить. Возможно, куплю его к концу года, на свой день рождения.

Долгосрочная мечта — поучаствовать в «Айронмен», для этого понадобится около 96 000 ₽. Так что остается тренироваться и откладывать деньги.

Будущее

Думаю, я останусь в мерчандайзинге: во время декретного отпуска моего руководителя, регионального мерчандайзера, я выполнял ее работу и получал около 40 000—50 000 ₽, так что, возможно, в скором времени действительно добьюсь повышения. Не знаю только, останусь в этой компании или перейду в другую.

Хотелось бы добиться повышения зарплаты, чтобы можно было иметь финансовую подушку и другие накопления, полноценно съездить в отпуск, повидать другие страны.

Пока на отпуск мы ничего не тратим, потому что весь отпуск проводим дома, на другой денег нет.

Сейчас магазин закрыт из-за карантина. Мне зарплату платят, а вот жену перевели на 0,2 ставки и выплачивают МРОТ. Что будет дальше, пока совершенно не ясно. Стараемся тратить меньше, реже заказываем еду, чаще готовим дома.

Редакция
Тоже работаете в магазине? Расскажите, как там у вас:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество