«Полученные навыки пригодились»: 3 истории тех, кто после колледжа нашел работу по профессии
По статистике, девять из десяти студентов колледжей и вузов находят работу во время учебы или в течение года после выпуска.
Читатели Т—Ж, которые получили среднее специальное образование, рассказали, как нашли стажировку или работу по своему профилю. Вот их истории.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Когда работу предложили еще во время учебы
Я с детства живу в Москве. В колледж ушла после девятого класса гимназии, в 16 лет.
Я была слишком утомлена подготовкой к ОГЭ, чтобы еще два года терпеть педагогический вынос мозга перед ЕГЭ, поэтому при первой возможности покинуть школу навсегда с огромной радостью ею воспользовалась, о чем ни разу не пожалела.
Ассортимент желаемых профессий был обширен: мне давались и точные, и гуманитарные науки, поэтому выбрать что-то одно оказалось тяжело. Мы с мамой устроили мне профориентацию: выписали все профессии, которые могли бы меня хоть чем-то заинтересовать, их плюсы и минусы, как к ним можно прийти.
Стало ясно, что больше меня тянет в гуманитарное направление: основными конкурентами в конце концов оказались филология и графический дизайн. Оба меня ужасно привлекали, но в итоге мы пришли к тому, что второй вариант имеет больше потенциала с точки зрения трудоустройства и свободы выбора — например, в какой стране жить, — потому что визуальный язык не привязан к языкам государственным.
Когда определялись с местом обучения, оказалось, что возле моего дома есть колледж графического дизайна. Мы сходили на день открытых дверей, вроде бы все понравилось, и я поступила туда.
На втором курсе пришло осознание, что общеобразовательные предметы кончились, а уровень образования не вырос. Учили не тому, чему обещали, зачем-то засунули в расписание дизайн среды, а к базовым сервисам графического дизайна мы до сих пор не притронулись.
В конце четвертого семестра я перевелась в другой колледж, но из-за разницы в программах снова попала на второй курс. В итоге обучение вместо четырех лет заняло пять. Но это решение все-таки оказалось очень правильным, потому что уровень подготовки отличался в разы.
В плане учебы все было вполне посильно. Я не работала, поэтому свободного времени хватало. Конечно, как положено, первую половину семестра мы проводили на чиле, а вторую в панике готовились к сессии, мало спали и много ныли, но это скорее вопрос нашего подхода к обучению.
Мне кажется, успех образования в любом учебном заведении зависит от того, насколько ты сам вкладываешься в процесс: если делаешь кое-как, лишь бы закрыть сессию, то мало чему научишься, а если горишь этим делом и стараешься создавать что-то классное, то выпустишься действительно специалистом. Необходимую базу для этого мой колледж дал, особенно по сравнению с первым.
Стажировку я нашла, когда искала практикующего дизайнера, который смог бы подготовить рецензию на мой дипломный проект. Я связалась с арт-директором одной компании — она написала отзыв и предложила прийти к ним поучиться на практике. То есть сразу после получения диплома я пошла работать по профессии, чем и сейчас занимаюсь.
Когда между выпуском и трудоустройством прошло меньше месяца
В 16 лет я выбрала не оставаться в школе после девятого класса и пошла учиться в самый приличный колледж района в городе Тольятти. На конкурсной основе оказалась в списке 25 хорошистов и отличников со средним баллом 4,7.
Почему колледж? Все просто: я бы не потянула ЕГЭ. ОГЭ оказался не таким страшным чертом, как его малюют, но от переживаний у меня откуда-то появились кашель и зуд, которые прошли сразу после оглашения результатов. Единые государственные экзамены, возможно, я бы тоже сдала, но переживать снова все эти нервы? Спасибо, до свидания.
Это причина субъективная, а объективная заключалась в следующем: директор обещал устроить «сладкую» жизнь тем, кто пойдет в десятый класс хоть с одной тройкой в аттестате. Геометрия определила мое будущее. Но так было даже проще, все сошлось.
С самого детства я хотела быть «как та тетя в окошке». К тетям относились работницы МФЦ, банков и другие женщины за компьютером с бумажками на столе. Когда окончание школы подобралось максимально близко, мама спросила у операционистки в пенсионном фонде, какое у нее образование. Оказалось, нужно право или правоведение.
Такие специальности нашлись в нескольких колледжах города, из них более или менее адекватными показались Тольяттинский экономико-технологический колледж и Гуманитарный колледж имени Святителя Алексия Митрополита Московского — в народе Православный.
ТЭТК отпал после визита к приемной комиссии, куда я даже документов не подала: ужасная организация очереди, где постоянно лезли какие-то «свои» ребята, курящие абитуриенты прямо на крыльце и хамское отношение принимающих. Как обычно, все субъективно, просто не потянуло меня. Ну, может, еще из-за того, что бюджета там не было.
Следующим на очереди стал Православный, на который я вообще не возлагала надежд и поэтому перевпечатлилась: в здании бывшего детсада сделали капитальный ремонт, везде развесили картины и люстры, даже пресловутые лестницы оформили под мрамор. Я поняла, что мне кровь из носа нужно в этот колледж.
Специальность называлась «право и организация социального обеспечения», но от собеса остался только курс психологии. Упор был на психологию незащищенных социальных групп: детей, пенсионеров, женщин, которые переживают пред- и послеродовой период, неблагополучных и многодетных семей. Благодаря этому я стала более чуткой, что заметили многие в моем окружении. В остальном — обычная юриспруденция.
Учиться было сложно, потому что преподаватели требовали знать материал на совесть. Несмотря на это, если ты просто слушал лекции, не отвлекаясь на всякое, 70% домашней работы казалось детским лепетом, а зачеты доставались автоматом за активность на парах.
Оценить актуальность знаний юриспруденции с бесконечными обновлениями норм в законах и кодексах сложно, но теория была крепкой. Особенно я благодарна нашему информатику: он научил нас работать в сервисах «Мой арбитр», «Судакт», «Прозрачный бизнес» и даже «ГИС Торги».
Еще были классные производственные практики: в администрации, пенсионном фонде и социальном обеспечении, куда меня пригласили на работу после колледжа. Если бы обстоятельства в жизни сложились по-другому, ради опыта пошла бы туда.
Я выпустилась с красным дипломом. В июле прошел выпускной, а в августе я уже устроилась в спортивную школу олимпийского резерва, куда попала по рекомендации.
Директор спортшколы сам по образованию юрист. Благодаря его доброте и пониманию я, пообещав пойти учиться в вуз на заочное, получила работу.
Поначалу мне казалось, что колледж и практика — небо и земля, но я все чаще замечаю, что неосознанно использую полученные навыки.
Когда быстро нашла работу и смогла применить полученные навыки
Я из Нижнего Новгорода. В колледж поступила после одиннадцатого класса, в 17 лет. Изначально хотела в Приволжский исследовательский медицинский университет, но прошла только на платное. У моей семьи не было таких денег.
Кроме медицинского вуза я рассматривала педагогический институт и специальность «социология» в университете имени Н. И. Лобачевского. Во всех учебных заведениях смотрела проходной балл на бюджет и стоимость платного обучения. Преподаватель биологии в школе рассказала про колледж, и я решила поступать туда.
В ссуз брали по аттестату. Это оказалось большим плюсом, потому что ЕГЭ я сдала так себе, а средний балл был хорошим.
Я поступила в колледж в 2013 году и училась по 2016 год. За образование не платила, получала стипендию: сначала она была около 300 ₽, затем выросла до 500—600 ₽.
Учеба отнимала много ресурсов. Я находила время на хобби и встречи с друзьями, но на работу сил уже не оставалось. Работала только летом, после сессии. Труднее всего давались математика и фармацевтика. Остальные предметы — философия, история, психология и профильные дисциплины — мне очень нравились.
Работу нашла спустя месяц после окончания колледжа. У меня красный диплом, но он не дал никаких привилегий, все смотрели только на его наличие.
Полученные навыки пригодились. Я была хорошо подготовлена к работе, поскольку из каждой практики в медицинском учреждении старалась выжимать максимум.