Как правильно сидеть за рулем автомобиля
Авто
2K

Как правильно сидеть за рулем автомобиля

Чтобы управлять машиной было безопасно и комфортно
6
Аватар автора

Вероника Высотина

ездит с восклицательным знаком

Страница автора
Аватар автора

Любовь Астафьева

инструктор автошколы

Аватар автора

Татьяна Зорина

сделала фото

Если водитель сидит за рулем правильно, он сможет быстро отреагировать на дорожную ситуацию и совершить нужный маневр — а это прямо влияет на безопасность движения.

А еще это удобно: когда спина и ноги затекают из-за неправильного положения тела, ни о каком комфорте и речи быть не может. Это тоже влияет на безопасность: когда водителю некомфортно, он теряет концентрацию и начинает отвлекаться от дороги.

Расскажу, как настроить водительское кресло, руль, ремни безопасности, подголовник и подлокотник, и почему так важно правильно сидеть за рулем.

Как настроить водительское сиденье под себя

Обычно у водительского сиденья три главные регулировки: высота, расстояние до педалей и наклон спинки.

Выставить правильное расстояние до педалей. Обычно пишут, что если сесть в кресло и поставить пятку правой ноги у педали газа, нога должна быть согнута под углом 120°. Точный угол не нужен, достаточно сесть так, чтобы нога не была согнута в колене под прямым углом, но и не полностью выпрямлена. Также колени в этом положении не должны упираться в руль.

Нажмите педаль тормоза до упора. Нога при этом должна оставаться слегка согнутой. Если нога полностью выпрямлена — двигайте кресло вперед. Прямой ногой будет сложно в экстренной ситуации полностью нажать на педаль, а еще выше риск сломать ее при ударе в случае ДТП.

Если нога сильно согнута, когда нажимаете на педаль, — кресло нужно сдвинуть назад. Сидеть слишком близко к торпедо — не лучше, чем далеко от нее. В таком положении водитель может не успеть перенести ногу между педалями газа и тормоза, или же случайно поставить левую ногу под педаль тормоза.

Поднять сиденье как можно выше. Обычно начинающие водители пытаются увидеть кромку капота — кажется, что так проще понимать габариты машины. Я тоже поначалу пыталась подстраивать высоту так, чтобы увидеть передний край. На самом деле это не нужно: новички начинают чувствовать габариты только через год, а кромка капота в этом не помогает.

Чем выше сидит водитель, тем лучше он видит дорогу перед собой. Поэтому сесть нужно настолько высоко, насколько это позволяет конструкция сиденья, оставив между потолком и макушкой зазор высотой в кулак — чтобы на неровностях дороги водитель не ударился головой о крышу. Люди ниже среднего роста могут об этом не волноваться — при моем росте в 160 см расстояние до крыши все равно будет больше, даже если я подниму кресло вверх до упора.

Важно, чтобы даже при высоком положении кресла водитель хорошо видел приборную панель, поэтому вместе с сиденьем нужно регулировать и руль — эти регулировки работают совместно.

Немного отклонить спинку назад. Сидеть с идеально прямой спиной на водительском кресле нельзя: это неудобно и создает лишнюю нагрузку на позвоночник, так что водитель быстро устает. Тем более нельзя наклонять спинку вперед: в таком положении будет сложно правильно крутить рулевое колесо.

Сидеть за рулем нужно, чуть откинув спинку кресла назад. Слишком сильно откидывать нельзя: управлять машиной полулежа и вращая руль одной рукой, как это иногда делают таксисты, опасно. В таком положении сложнее нажимать на педали, и плохо видно дорогу перед машиной. К тому же слишком расслабленное состояние — тоже плохо, оно снижает концентрацию водителя.

Правильное положение — такое, чтобы запястья расслабленных рук лежали на верхней части руля, а лопатки не отрывались от спинки кресла. Если руки вытянуты и напряжены или спина не касается кресла — спинку нужно наклонить вперед, а если спина прижата вплоть до плеч — назад.

Как настроить ремни безопасности

Ремень не должен проходить через шею. Чтобы отрегулировать высоту ремня, нужно нажать фиксатор на стойке за креслом и опустить его вниз.

Ремень должен быть хорошо натянут и не перекручен, прилегать к плечу, грудине и обхватывать тело в районе таза. Чтобы выбрать слабину ремня, нужно слегка потянуть диагональную ленту наверх — в направлении стойки автомобиля, чтобы катушка смотала лишнюю часть. Беременным нужно проверить, чтобы верхняя часть ремня проходила не по животу, а нижняя лежала на бедрах.

Ремень должен быть всегда пристегнут — даже если сели за руль всего на минуту, чтобы переставить машину на парковке на соседнее место. Начинающие водители могут ощущать ремень как что-то непривычное, но обычно хватает недели регулярных поездок, чтобы привыкнуть к застегнутому ремню.

Нельзя использовать заглушки или просто накидывать ремень на себя: если случится ДТП, это может привести к серьезным травмам или к смерти. Обязательно нужно использовать обе части ремня: и диагональную, и нижнюю.

Как настроить руль под себя

Отодвинуть руль от себя. Начинающим водителям часто кажется, что дорогу видно лучше, если сесть ближе к рулю. На самом деле это не так. В этом положении сложно правильно управлять машиной — руки прижаты к туловищу, движения скованы, так что быстро отреагировать в неожиданной ситуации водитель не сможет. К тому же при резком толчке, который почти всегда бывает при ДТП, водителя по инерции бросает вперед, и есть высокий риск сломать руки или ребра о рулевое колесо.

После того как руль отрегулирован, нужно еще раз проверить и настроить положение спинки кресла — эти две настройки работают вместе.

Настроить высоту руля, чтобы он не закрывал приборную панель — иначе есть риск превысить скорость или не заметить индикаторы, предупреждающие о неполадках. Если при этом колени мешают крутить рулевое колесо, нужно поднять его выше, а если это невозможно — немного опустить сиденье.

✅ Правильная высота руля: он не загораживает приборную панель
✅ Правильная высота руля: он не загораживает приборную панель
✅ Если руль слишком низко и колени мешают крутить его, можно поднять его чуть выше
✅ Если руль слишком низко и колени мешают крутить его, можно поднять его чуть выше

Как правильно держать руки на руле

Держать руль двумя руками — в положении «на 14—15 часов» и «на 21—22 часа». Такой хват максимально эффективный — можно сделать почти целый оборот, прежде чем нужно будет переставить одну руку. А вот если руки расположены неправильно — например, обе лежат на нижней части рулевого колеса или на верхней, — удастся сделать максимум пол-оборота. Одной рукой крутить руль небезопасно — когда потребуется перехватить руку, водитель может потерять контроль над машиной.

Держать руль полным хватом. Если удерживать его кончиками пальцев, можно не успеть среагировать на неожиданное препятствие или выпустить при резком ударе в колесо. Но и ехать, вцепившись в руль мертвой хваткой, тоже не стоит: так руки быстро устанут, а концентрация снизится.

Как правильно держать ноги на педалях

Правую ногу — упереть пяткой в пол и перемещать между педалями газа и тормоза. При этом стопа движется как веер или щетка стеклоочистителя — не меняя точки опоры. Нажимать на педаль нужно всей стопой, а не только пальцами или только подушечкой стопы — иначе можно потерять ощущение контроля.

Левую ногу — поставить на полочку для отдыха. В машинах с МКПП можно держать левую ногу над педалью сцепления, не нажимая ее — особенно если ехать по городу, но в таком положении нога быстро устает. Когда не нужно постоянно работать со сцеплением, например на загородных трассах, — лучше дать ноге отдохнуть на специальной полочке. Это также и дополнительная точка опоры, которая бывает нужна в аварийных ситуациях.

В машинах с АКПП педали сцепления нет, и левая нога всегда стоит на полочке для отдыха. Это помогает водителю сидеть правильно и уменьшает риск поломок — если в стрессовой ситуации запаниковать и нажать на педали газа и тормоза одновременно двумя ногами, можно повредить трансмиссию или спровоцировать ДТП.

Не ставить ноги под педали. В экстренной ситуации нога под педалью не даст нажать ее до упора. По этой же причине не рекомендуют ездить в обуви на высоких каблуках — он может зацепиться за педаль. Водить босиком или в сланцах тоже не стоит — они рискуют соскользнуть с ноги и попасть под педали.

Как настроить зеркала автомобиля

Салонное зеркало — чтобы было видно все заднее стекло. Настраивать его лучше плавно и обеими руками, иначе есть риск сломать зеркало.

Боковые наружные зеркала — чтобы были видны соседние полосы или объекты сбоку. Например, если ехать в крайней правой, в левом зеркале должна быть левая или встречная полоса, а в правом — бордюр или обочина. В боковых зеркалах должен отражаться небольшой кусочек машины: у седанов обычно ручка задней двери, у купе или хетчбэков — ручка передней двери.

В разных ситуациях зеркала можно немного подстроить — например, на парковке опустить ниже, чтобы лучше видеть линии разметки или бордюры

Настраивать зеркала нужно на ровной дороге или площадке и уже после того, как настроили водительское сиденье.

Как отрегулировать подголовник

Верхняя часть подголовника должна быть в районе затылка. На ходу голова не должна лежать на подголовнике — он только защищает шеи водителя и пассажиров при ударе сзади. В дорогих машинах бывают активные подголовники, которые при ДТП выдвигаются вперед, «подхватывают» голову и защищают шею от травм.

Для детей лучше использовать детские кресла — не просто с подголовником, но и с дополнительной боковой защитой головы.

✅ Верхняя часть подголовника должна быть в районе затылка. Но для водителей ниже среднего роста это правило можно не соблюдать
✅ Верхняя часть подголовника должна быть в районе затылка. Но для водителей ниже среднего роста это правило можно не соблюдать

Как отрегулировать подлокотник

Подлокотник не всегда можно отрегулировать: он есть не во всех машинах. Если положить на него локоть, он помогает разгрузить плечо и предплечье. Но подлокотники редко регулируются по высоте, а подгонять высоту кресла под него не стоит.

Запомнить

  1. Кресло нужно правильно настроить на стоящей машине. Если делать это на ходу, можно спровоцировать ДТП даже во дворе или на парковке.
  2. Ремень безопасности регулируют так, чтобы он не проходил в области шеи.
  3. Руль нужно правильно отрегулировать и держать двумя руками и полным хватом.
  4. Ставить ноги под педали на ходу — опасно. Чтобы левая нога не уставала, лучше ставить ее на специальную площадку.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Вероника ВысотинаЧто еще важно для комфортного вождения? Расскажите, как настраиваете машину под себя:
  • Лариса КалининаВ целях безопасности водителя и пешеходов очень важно правильная посадка за рулём, т к она обеспечивает своевременную реакцию на дороге,предотвращает аварии. С этого начинается обучение в автошколе. Спасибо, Люба, за твой очень нужный труд!0
  • ЛюбовьНикогда не думала, что регулировка подголовника - это важно. Пока мне в зад не прилетела на полной скорости шайтан-маршрутка, не заметившая красный сигнал светофора. Мне не было больно, голова мотнулась совсем немного назад, но сразу закружилась голова, в 112 предлагали вызвать скорую, но я отказалась, решила, что это от стресса. Через пару недель начались адовые мигрени, оказалось, что таки немного повредила шею, пришлось лечиться, ездить каждый день на физиотерапию было особенно весело без машины)1
  • Вероника ВысотинаЛюбовь, спасибо за вашу историю! Я почему-то раньше тоже не задумывалась о важности подполковника для взрослых. Ребёнку кресла выбирала с подполковником и доп.защитой, сейчас слежу, чтобы не высовывался сильно. А вот про себя в плане защиты шеи даже мысли не возникало особо. Ну есть подголовник и есть, ну ок. Поменяла мнение, когда увидела несколько видеоразборов по ДТП0
  • АлексейПользуюсь данными советами уже много лет. Под каждую машину необходимо подстроиться, прикататься и найти правильное положение. Так вождение в городе сильно отличается от вождения на дальние расстояния. Необходимо найти золотое сечение. Правильная посадка за рулем это основа безопасного передвижения. Не пренебрегайте советами описанными в статье. Считайте это необходимой техникой безопасности и это сослужит вам хорошую службу. Спасибо автору за отличную статью с наглядными иллюстрациями.🙏👍2
  • Мария ПавловскаяИнтересная статья, можно многое взять на заметку))2