Бизнес: организация концертов

Как зарабатывать на любви к музыке
23
Бизнес: организация концертов

В 16 лет Стас Смольянинов из Воронежа занял у мамы 3,5 тысячи рублей, чтобы арендовать Дворец культуры для концерта любимой группы.

Аватар автора

Дмитрий Шаров

поговорил с предпринимателем

Страница автора

Сейчас ему 30, он работает концертным директором восьми групп, организует туры по пятидесяти городам и пятый год проводит музыкальный фестиваль «Чернозем» в Тамбове.

Оборот компании Стаса доходит до 1,5 миллиона рублей в месяц. Вот его история.

Школьник и концерт на 50 тысяч человек

Стас любил слушать музыку. Еще он любил группу «Томас», но они не планировали приезжать в его город — Воронеж. Тогда 16-летний парень решил организовать их выступление. До этого Стас нашел на сайте группы электронный адрес, на который просто написал «Парни, вы крутые», после чего завязалось общение.

Когда Стас узнал, что девятого мая на городской площади пройдет праздничный концерт, он рассказал о мероприятии музыкантам, получил телефон их концертного директора и уточнил гонорар группы. Они согласились выступить, потому что были свободны и хотели заработать. К тому же праздничный концерт — это в разы больше зрителей, чем обычно. Группам всегда интересно выступить перед многотысячной публикой.

После этого Стас узнал, что за городское мероприятие отвечает радио «Максимум», нашел организаторов и сказал, что может устроить выступление «Томаса». Те удивились, но согласились оплатить гонорар музыкантов в 300 $. Деньги переводили напрямую группе, поэтому организаторы не боялись, что подросток сбежит с деньгами.

Стас запросил у концертного директора райдеры — требования группы к проживанию, трансферу, питанию и техническому оснащению сцены. В бытовом райдере указывают звездность гостиницы, особенности питания, суточные, класс в самолете, необходимость вип-прохода через аэропорт и всякие мелочи. В техническом — требования к свету, звуку и другой аппаратуре на сцене вплоть до марки и количества батареек для микрофонов.

Стас не разбирался в деталях концертного бизнеса, поэтому покупал все строго по райдеру. Музыкальное оборудование, разборная сцена и свет стоят от 20 миллионов рублей до 20 миллионов долларов, поэтому Стас решил все нужное взять в аренду. Для этого нашел в интернете прокатные компании и договорился, что они привезут оборудование на площадь в день концерта. Все расходы оплачивало радио «Максимум» как организаторы концерта.

На мероприятие пришли 50 тысяч человек. Концерт был бесплатным, поэтому предприниматель ничего не заработал, но зато получил входной билет в профессию. Музыкантов впечатлило, что такое организовал школьник, и они предложили ему провести еще два их концерта в городе. Так началось погружение Стаса в музыкальную индустрию.

Чтобы организовать второй концерт, парень занял у мамы 3,5 тысячи рублей на аренду Дворца культуры. Это было в 2005 году — он был без ремонта и стоял пустым, поэтому хватило такой суммы. У Дворца не было сайта, поэтому на директора пришлось выходить через охранника.

От концерта в Воронеже до тура по стране

В 2006 году Стас привез в Воронеж группу «Ляпис Трубецкой». Группа нравилась девушке парня, и концерт был для нее. На организацию ушло два месяца, и было продано 400 билетов. Стас нашел рекламное агентство, с которым разработал афиши, и разместил их по городу, договорился с площадкой, арендовал для нее нужное оборудование, снял транспорт и забронировал гостиницу. Этот концерт не принес прибыли, но привел к дальнейшему сотрудничеству.

После группа предложила Стасу организовать их выступления в соседних городах — Брянске, Липецке и Белгороде. После выступлений в Черноземье были туры на десять и пятьдесят городов. Стас стал концертным директором группы на три года и ездил в туры, выполняя обязанности турменеджера. За работу он получал процент от билетов, который спускал на тусовки.

Во время поездки с «Ляписами» Стас наработал связи с директорами клубов и много узнал о работе с площадками. Он разобрался, что хороший зал отличает приличная акустика, вентиляция, продуманная система эвакуации, удобные гримерки с черным входом и выходом на сцену не через зал, профессиональные охранники, гардеробщики, билетеры и хорошие концертные барьеры для зрителей. В дальнейшем молодой человек не тратил время на отсмотр фотографий клубов и сбор отзывов других организаторов, а сразу шел туда, где хорошие условия.

Стас узнал, что в Екатеринбурге есть хорошие площадки разной вместимости, с приличным звуком, удобными гримерками и большими гардеробными, а в соседних Тюмени и Нижнем Тагиле — нет. Почти в каждом городе были залы на несколько тысяч человек для музыкантов уровня Егора Крида или Ваенги, но не было площадок для 300—400 людей, которые смогли бы собрать начинающие группы.

В родном городе Стаса Воронеже есть площадка на 100 человек. Дальше — провал, потом плохие залы на 1000 и 2000 человек, опять провал и сразу крутая площадка на 5000. В результате некуда привезти группу, которая выросла из дворцов культуры и крошечных клубов и еще не собирает 5000 человек.

Кроме площадок Стас узнал детали логистики. Одна из неожиданных особенностей — самолеты с посадками-остановками, на которых можно выйти, как из поезда. Так, самолет из Владивостока в Новосибирск делает остановки в Благовещенске, Чите и Иркутске. Если об этом не знать, можно выйти не в своем городе или пролететь нужный. Стас предупреждает об этом группы, поэтому ничего такого не случалось.

В начале карьеры Стас организовывал театральный Платоновский фестиваль. Первые два фестиваля научили его работе с иностранными коллективами
В начале карьеры Стас организовывал театральный Платоновский фестиваль. Первые два фестиваля научили его работе с иностранными коллективами

Первая прибыль

До 18 лет Стас периодически организовывал концерты разных групп. Это было хобби, которое не приносило денег. На коллективы он выходил через знакомства с другими музыкантами. Так и спрашивал: «Я хочу организовать концерт хороших ребят, у вас есть кто-то на примете с контактами?»

Благодаря сарафанному радио Стас поработал с группами «Элизиум», «Эпидемия», «Бер-Линн» и «Нойз МС». Во время переговоров о концерте по телефону и почте директора музыкантов не спрашивали документы Стаса, поэтому не знали его возраст. И при первой встрече, увидев школьника, впадали в ступор: «А где Стас?»

В 2007 году молодой человек организовал концерт для группы «Эпидемия» в Воронеже. Собрался полный зал — 350 человек, поэтому впервые получилось заработать. После всех расходов от проданных билетов осталось 48 тысяч рублей — это была первая прибыль Стаса и инвестиция в следующие концерты.

48 000 ₽
первая прибыль Стаса

Параллельно наш герой учился на психолога в педагогическом университете и работал актером в Воронежском камерном театре.

В 2009 году он открыл ИП и стал заниматься организацией концертов официально. Из-за напряженного графика Стаса отчислили из университета перед защитой. Через два года, в 2011, он восстановился и получил диплом. На работу в театре также не хватало времени и пришлось ее бросить.

Расходы с концерта группы «Эпидемия», 2007 год — 112 000 ₽

Гонорар музыкантам50 000 ₽
Аренда клуба15 000 ₽
Оборудование15 000 ₽
Гримерка и еда15 000 ₽
Гостиница10 000 ₽
Транспорт группы7000 ₽

Расходы с концерта группы «Эпидемия», 2007 год — 112 000 ₽

Гонорар музыкантам50 000 ₽
Аренда клуба15 000 ₽
Оборудование15 000 ₽
Гримерка и еда15 000 ₽
Гостиница10 000 ₽
Транспорт группы7000 ₽

Прибыль с этого же концерта — 48 000 ₽

Поступления с продажи билетов160 000 ₽
Расходы112 000 ₽

Прибыль с этого же концерта — 48 000 ₽

Поступления с продажи билетов160 000 ₽
Расходы112 000 ₽

Как организовать концерт

Найти контакты. Чтобы организовать концерт, Стас искал контакты директоров музыкальных групп и предлагал выступить. Группы открыты к предложениям, поэтому электронный адрес или телефон всегда есть на сайте и в сообществе группы в соцсетях.

Договориться о гонораре. Стас делит музыкантов на две категории: те, кто на волне, и о ком подзабыли. Когда он начинал, о работе с музыкантами из первой категории оставалось только мечтать. А вот те, кто из второй категории, заинтересованы в предложениях, поэтому организатору-новичку получалось их пригласить. Но непопулярные группы — это риск, потому что музыканты работают за фиксированный гонорар: он не зависит от количества зрителей. При этом, если мало зрителей, Стас терпит убытки.

В практике Стаса большинство групп работают за фиксированный гонорар, который не зависит от количества проданных билетов. Так музыканты перекладывают потенциальные убытки на организатора. Организация концерта группы «Ленинград» обходилась Стасу в 6—10 миллионов рублей, а группы «Порнофильмы» — в 70 тысяч рублей.

Григорий Лепс и Стас Михайлов работают без фиксированного гонорара. Они уверены, что соберут полные залы, поэтому просят гонорар, который зависит от прибыли. Схема такая: они забирают себе 95%, а Стасу платят 5%. Так за концерт молодой человек получал примерно 100 тысяч рублей.

100 000 ₽
получал в среднем предприниматель за концерты Григория Лепса и Стаса Михайлова

Поиск площадки. Когда налаженных связей не было, Стас находил телефоны на сайтах, рассказывал о желании организовать концерт и спрашивал, с кем можно обсудить детали. Сейчас у него контакты с клубами по всей стране. Если в городе появляется новая площадка, о ней рассказывает кто-то из местных организаторов. Стас находит несколько вариантов, которые подходят по вместимости, и согласовывает их с концертным директором группы.

Первое время предприниматель договаривался о работе с постоплатой, потому что стартового капитала у него не было. Сегодня Стас не понимает, почему ему верили. Он уверен, что в 2019 году невозможно найти площадку и музыканта без предоплаты, но в 2007 в индустрии было больше рок-н-ролла и разгильдяйства.

Например, Стасу удалось расположить к себе владельцев легендарного воронежского клуба «Сто ручьев». Несмотря на возраст нашего героя, они доверяли ему и помогали договориться с группами и прокатчиками оборудования. Большинство концертов он проводил именно в этом месте. После мероприятия Стас забирал деньги от продажи билетов и выплачивал их тем, кому должен.

Для концерта с группой «Эпидемия» Стасу были нужны 30 000 рублей на предоплату музыкантам и 8000 — владельцам клуба. Он обещал заплатить группе через две недели, а с владельцами договорился рассчитаться через неделю, когда запустят продажу билетов.

Условия работы группы. Для идеального концерта недостаточно клуба и музыкантов — нужно еще создать комфортные условия для группы. Чтобы избежать неприятных ситуаций, в начале переговоров концертный директор отправляет технический и бытовой райдеры.

Стас выработал правило: сразу договариваться с директором группы на альтернативу, если не получается выполнить несколько пунктов. Обычно музыкантов все устраивает, но бывают принципиальные вещи, без чего группа отказывается выходить на сцену.

Для концерта Элджея в Южно-Сахалинске были нужны конфетти-пушки и криоэффекты. У прокатных компаний острова не оказалось такого оборудования, а технический директор не шел на компромисс. Чтобы решить ситуацию, пришлось везти пушки на пароме с материка за три дня до выступления. Такая роскошь обошлась в 200 тысяч рублей.

Однажды на концерт в Уральске Стас заказывал оборудование из Саратова. Между городами 450 километров, но ближе не было ничего подходящего. Все приехало за два часа до запуска зрителей. Пришлось понервничать.

Для «Ленинграда» нужен номер, где можно курить, но в России это запрещено с 2014 года. Приходится объяснять ситуацию администрации и соглашаться заплатить штраф в 5 тысяч рублей. Когда гостиница не шла навстречу, Стас заматывал дымовые сигнализации в номере полиэтиленовыми пакетами, а когда музыканты выезжали, снимал.

Федук просит запас спелых авокадо, а для выступления «Ленинграда» Стас заказывал текилу из Москвы за 5 тысяч рублей и кейтеринг из Воронежа за 230 тысяч. Если каких-то мелочей не сделать, никто этого не отметит, но от них зависит настрой музыкантов и их дальнейшее отношение.

Опыт Стаса говорит, что, если за неделю до концерта на руках нет билетов на самолет, концерт под угрозой. К этому моменту чаще всего не остается свободных мест на рейсы «Аэрофлота», а на другие авиакомпании или неудобные стыковки музыканты не соглашаются.

Оформление документов. Чтобы после концерта не потерять деньги из-за недобросовестных партнеров, Стас оформляет каждый шаг. Для этого заключает договоры с группой, отелем, перевозчиком, охраной, площадкой, прокатчиками звука и света, Российским авторским обществом (РАО) и рекламными агентствами. В РАО Стас переводит 5% от проданных билетов, еще от 2 до 15% забирают билетные операторы.

Расходы на концерт «Луны» в Воронеже, 2019 год — 931 550 ₽

Гонорар440 000 ₽
Технический райдер170 850 ₽
Налоги и взносы90 000 ₽
Аренда площадки81 500 ₽
Реклама50 000 ₽
Питание36 500 ₽
Гримерка, охрана, стилист30 000 ₽
Проживание22 700 ₽
Транспорт по городу10 000 ₽

Расходы на концерт «Луны» в Воронеже, 2019 год — 931 550 ₽

Гонорар440 000 ₽
Технический райдер170 850 ₽
Налоги и взносы90 000 ₽
Аренда площадки81 500 ₽
Реклама50 000 ₽
Питание36 500 ₽
Гримерка, охрана, стилист30 000 ₽
Проживание22 700 ₽
Транспорт по городу10 000 ₽

Запрет концертов и забытый телефон

Организация концертов — нервный бизнес. Самая неприятная ситуация возникает, когда концерт оказывается под угрозой срыва. Это происходит, например, если местные власти запрещают определенные группы — по политическим мотивам или из-за писем родителей в администрацию. Обычно такое происходит, если администрации кажется, что текст и музыка слишком взрослые, аморальные и продвигают какие-то неправильные ценности и идеи.

Однажды в Красноярске отменили выступление группы «Ляпис Трубецкой» за три дня до мероприятия. Прямого запрета на концерт не было, но администрация звонила в клуб и рекомендовала не проводить мероприятие. По опыту предыдущих городов тура Стас знал, что, если перенести концерт в новое место заранее, история повторится. Поэтому предприниматель нашел новую площадку, но нигде не сообщал о смене места до последнего.

В день концерта объявления о новом клубе опубликовали в сообществе группы во Вконтакте. Для тех, кто не прочитал сообщение и пришел по старому адресу, организовали бесплатные автобусы до нового клуба. Местные власти не успели среагировать и запретить концерт.

Иногда приходится решать личные проблемы музыкантов. Год назад Нойз МС забыл телефон в автобусе, который вез группу после концерта на вокзал. Поезд с коллективом отправился в Москву, а автобус — в гараж на окраине Воронежа.

Ночью Стас убедил водителя автобуса поехать в гараж за телефоном и нашел дальнобойщика в сервисе попуток «Блаблакар». С ним он передал телефон до Мкада, где его забрал незнакомец с сервиса заданий «Юду». Утром телефон передали музыкантам на вокзале в Москве.

Как потерять 10 миллионов на туре

Прибыль Стаса зависит от количества проданных билетов, их цены, расходов на рекламу, организацию и гонорар музыкантов.

Зарплата музыкантов — 50% расходов. В Москве самые большие гонорары, но организаторам все равно проще заработать, потому что расходы компенсирует большее количество проданных билетов — люди приходят почти на любые концерты.

В Санкт-Петербурге гонорары групп в два-три раза меньше московских, но все равно выше, чем в регионах. На концерте Найка Борзова в Москве Стас зарабатывал 1 млн рублей, в Питере — 200 тысяч, а в Воронеже — 50 тысяч.

Когда Стас привозил «Сплин» в Тамбов, их гонорар был 1,5 миллиона рублей. На концерт пришло всего 1100 человек, и предприниматель потерял миллион. Воронежский концерт через месяц собрал 2000 человек и принес прибыль в 600 тысяч.

Стас со звукорежиссером группы «Нойз МС» Давидом Казаряном во время концерта в Воронеже в 2009 году. Это первый крупный убыток. Выручка от билетов составила 150 тысяч рублей: музыкант был еще не очень известен в городе. Всю сумму съел гонорар музыкантов. Еще 150 тысяч на райдеры, транспорт и аренду пришлось доплачивать из своих. Зато в 2010, когда волна популярности Нойза дошла до регионов, новый концерт принес 500 тысяч рублей прибыли
Стас со звукорежиссером группы «Нойз МС» Давидом Казаряном во время концерта в Воронеже в 2009 году. Это первый крупный убыток. Выручка от билетов составила 150 тысяч рублей: музыкант был еще не очень известен в городе. Всю сумму съел гонорар музыкантов. Еще 150 тысяч на райдеры, транспорт и аренду пришлось доплачивать из своих. Зато в 2010, когда волна популярности Нойза дошла до регионов, новый концерт принес 500 тысяч рублей прибыли

В 2015 году Стас ушел в минус на 1,7 млн рублей, привезя «Лимп Бизкит» в Воронеж. Продажи шли слабо, но благодаря рекламе билеты все-таки реализовали. В день концерта Фред Дерст вышел на сцену и попросил убрать фан-зону: «Вчера в Самаре она была полупустой и смотрелась тупо».

Объяснить, что купили много билетов и она понадобится, не получилось. Билеты в фан-зону стоили дороже, поэтому возмущенные люди требовали компенсацию, несмотря на то, что их запустили первыми. Пришлось возвращать им деньги за билеты. Зрителям показалось это недостаточным — многие писали жалобы о непредоставлении услуг. В итоге Стас заплатил всем еще и компенсацию по 5—10 тысяч. Еще 35 тысяч ушло в качестве штрафа Роспотребнадзору за некачественное предоставление услуги — это единоразовый штраф.

1,7 млн ₽
потерял Стас на концерте «Лимп Бизкит» в Воронеже в 2015 году

Стасу не нравится, что многие музыканты неадекватно оценивают свою популярность и завышают гонорар. Чтобы отбить расходы, приходится завышать цену билетов, а дорогой вход не дает собирать на концерты много людей. Сложно сделать шоу на концерте «Литл Биг», когда цена за билет начинается от 1500 рублей, а люди не готовы платить за танцпартер больше тысячи.

В 2017 году Стас заработал на концерте Элджея в Тамбове 600 тысяч. Через полгода он повез его в тур на 50 городов. К этому моменту исполнитель стал популярней и запросил гонорар в три раза больше. Казалось, все равно получится выйти в плюс, но это была ошибка. На этом туре Стас потерял 10 миллионов рублей.

Провальные выступления случаются время от времени. Чтобы не погрязнуть в долгах, у Стаса есть финансовая подушка. Деньги из нее он вкладывает в предоплату группе и аренду клуба в начале подготовки к концерту. Остальные расходы компенсируют продажи билетов. При такой схеме есть риск не вернуть вложения, но не остаться должным. Финансовую подушку пополняет прибыль от успешных проектов.

Учет бюджета Стас ведет в экселевской таблице, плюс по каждому концерту помощница Настя готовит отчет в Гугл-документах.

Иногда система дает сбой. Так, перед убыточным туром Элджея предприниматель вложил в концерты 2 миллиона рублей. После убыточных концертов в 50 городах он остался должен музыканту еще 8 миллионов. Половину суммы Стас постепенно вывел из оборотных денег. С остатком было два варианта: взять кредит или договориться с директором Элджея о рассрочке. В этом случае получилось договориться.

«Ленинград» на сцене фестиваля «Чернозем». Тамбов, 2018 год. Это самое крупное мероприятие, которое организовал Стас. Три дня на фестивале отрывались 40 тысяч человек. Фото: Анастасия Зайцева
«Ленинград» на сцене фестиваля «Чернозем». Тамбов, 2018 год. Это самое крупное мероприятие, которое организовал Стас. Три дня на фестивале отрывались 40 тысяч человек. Фото: Анастасия Зайцева

Зарубежные концерты и визы за 20 000 $

Особенность концертов. Кроме России Стас проводит концерты за границей. Это проще, потому что меньше форс-мажоров. В России концерты отменялись из-за полиции или из-за несоответствия помещения регламенту, а за рубежом такого не было.

В Европе проще организовать фестиваль, потому что всегда есть спонсоры, которые поддержат. Они нужны, чтобы привезти известные группы и занять гостей, когда они не слушают музыкантов — для этого партнеры организуют интерактивные развлечения и зоны отдыха.

В России сложно найти спонсоров. Готовые к такому сотрудничеству крупные компании уже работают с известными фестивалями, а остальные предпочитают вложить рекламный бюджет в билборды и интернет-продвижение. Из-за этого закрывается много молодых фестивалей.

Стас пятый год организовывает фестиваль «Чернозем» и знаком с этими трудностями. Его знакомые проводят ежегодные фестивали в Польше и Чехии. Там у организатора есть возможность выбирать выгодные и близкие по духу мероприятию предложения партнерства. В спонсоры можно найти производителя пива за право продавать алкоголь на мероприятии или выбрать бренд одежды, если фестиваль безалкогольный.

Налоги. В Европе половину прибыли организатора съедают налоги. Из-за этого музыканты на Западе работают за меньшие гонорары, чем в России. Иностранные группы, понимая, что в России многие не платят налоги, часто завышают цену. Например, Группа «Найтвиш» во время популярности в России получала за выступление в 10 раз больше, чем в Финляндии и Польше.

Клубы. В Берлине мелкие клубы и крупные площадки хорошо спроектированы для зрителей, но со стороны музыкантов они похожи на сараи. Там их ждут исписанные стены, грязные гримерки и минимум комфорта.

Зато в Европе следят за безопасностью. В клубы одинакового размера в России набивают в два раза больше людей.

Визы. Чтобы организовать концерт российской группы за границей, Стас заключает договор с клубом, покупает билеты для музыкантов и собирает документы для виз. Если тур идет по Евросоюзу, достаточно одной визы. Когда концерты во Франции, Англии, США и Канаде, приходится делать по четыре.

Для Англии и США Стас оформляет бизнес-визы, потому что выступать по туристической в этих странах нельзя, а проблемы музыкантам не нужны. Для тура «Нойз МС» по США такие визы на семерых человек стоили 20 000 $⁣ (1 300 000 ₽). Эти траты уменьшают будущую прибыль Стаса.

Иногда визовые центры ошибаются. Барабанщику группы «Валентин Стрыкало» в чешскую визу вставили чужую фотографию. Ошибку заметили только в аэропорту, но, к счастью, новую визу выдали за полдня, и он прилетел следующим рейсом. Похожая история была у группы «Сплин». Барабанщик заметил чужую фотографию в визе. Группа улетела, а он поехал в посольство США в Москве, где ему поставили правильную визу. Остальных «сплинов» барабанщик догнал через 12 часов следующим рейсом.

Поиск концертного директора. Когда Стас организует концерт в Европе, он заключает договор с концертным организатором в нужном городе. Чтобы найти такого человека, он смотрит в Фейсбуке или спрашивает у знакомых, кто чей концерт уже проводил.

Деньги. Все расходы и прибыль от билетов проходят через юрлицо местного организатора. Он же платит налоги в стране, где проводится концерт, получает вознаграждение и переводит оставшуюся прибыль на валютный счет Стаса. Такая ситуацию устраивает налоговые европейских стран и не вызывает вопросов у наших служб.

Вечеринка в гримерке «Зе Кукс» после концерта в «Главклубе» в 2012. Это первое выступление иностранной группы, который организовал Стас
Вечеринка в гримерке «Зе Кукс» после концерта в «Главклубе» в 2012. Это первое выступление иностранной группы, который организовал Стас

Удаленная команда

До 2012 года Стас работал один с меняющимися помощниками. Это были друзья, которым по фану работать с любимыми исполнителями. Серьезного отбора Стас не проводил.

Сейчас в штате семь человек, которые получают от 35 до 65 тысяч рублей в месяц, зарплата фиксированная. После концертов, которые прошли успешно, Стас забирает себе 50% от прибыли. Остальное — премия команды, которая делится в процентном соотношении. Премию получают три человека, которые отвечают за коммерческий успех выступления. Билетный менеджер получает 10% от прибыли, а помощница Стаса и рекламщик забирают по 20%.

Петя работает турменеджером. Он встречает и провожает группу, заселяет в отель, организует вход зрителей на концерт. Когда после концерта толпа ломится в гардероб, Петя ее останавливает и распределяет по группам, чтобы избежать давки. Когда в клуб приходят сотрудники полиции, с ними тоже разговаривает Петя. Наконец, он выручает, когда нужно задержать самолет в аэропорту. Результат зависит от случая. Иногда помогает человеческий фактор: сотрудница горячей линии может помочь любимому артисту за 10 минут. Но больше шансов, если послать человека к стойке регистрации с истерикой умолять задержать рейс.

Давид занимается билетами. Он решает, какого исполнителя за сколько продавать, чтобы и зал собрать, и заработать. Чем ближе к концерту, тем дороже становятся билеты. Эти изменения цены также планирует Давид. Если он ошибается, вся команда работает в убыток, потому что покупают мало билетов или они приносят мало прибыли.

С билетами, кстати, случались разные истории. Однажды однокурсник Стаса, который снимал квартиру с турменеджером Петей, напечатал дополнительные билеты с его компьютера, продал их дешевле и положил деньги в карман. Из-за этого Стас потерял часть прибыли и расхлебывал конфликты с владельцами клубов, которые подозревали его в сокрытии доходов. К счастью, их удалось убедить, что это был форс-мажор.

Настя отвечает за рекламу. Вместе с дизайнером Димой она занимается афишами, общается с типографиями, рекламными агентствами и администраторами сообществ во Вконтакте. Однажды за день до фестиваля «Чернозем» поменяли конструкцию сцены. Старые баннеры и растяжки не подходили, и девушка за день нашла типографию в незнакомом городе и отпечатала новые.

Вторая Настя работает помощницей Стаса. Она контролирует работу других сотрудников и делает все, что не успевает сам предприниматель. Самые сложные ситуации тоже на ней. Как-то в ночь перед концертом музыканты погуляли так, что разгромили номер гостиницы и не выходили из него. Поэтому Насте пришлось выламывать дверь, приводить группу в чувство, а потом решать финансовые вопросы с гостиницей.

Еще есть бухгалтер Марина. За 10 тысяч рублей в месяц она занимается всем финансовым документооборотом. Ее нашли через «Хедхантер», а остальные пришли в команду по знакомству или совету друзей.

Все сотрудники работают удаленно. С Петей и Давидом Стас встречается на концертах в Воронеже. Бухгалтера он никогда не видел, а с помощницей Настей впервые встретился летом 2018 после двух лет совместной работы. Все коммуникации проходят по телефону и в соцсетях. Офис помог бы наладить систему и дисциплину, но перейти в него сложно, потому что команда живет в разных городах, а концерты проходят в регионах, между которыми может быть шесть часов разницы.

Для организации работы команда ведет гугл-документы с задачами по проектам и созванивается много раз за день. За коммуникацию отвечает Настя: она общается со Стасом и распределяет задачи между остальными. Для нее у Стаса есть отдельный документ, в который он добавляет личные задания.

Турменеджер может позвонить Стасу в три часа ночи, потому что музыканты опоздали на самолет, а на следующий день намечен концерт в другом городе. В этой ситуации предприниматель ищет места на другой рейс или подбирает подходящий по времени поезд. Если свободных мест нет, группа все равно едет в аэропорт с турменеджером, который предлагает пассажирам сдать билеты за деньги.

Однажды мест не хватило группе «Брейншторм». На регистрацию никто из пассажиров не опоздал, и шанс попасть на рейс был минимальным. По словам Стаса, люди часто передумывают лететь в последний момент или теряются среди соблазнов дьюти-фри. В этот раз тоже повезло — нужное число людей не дошли до посадки.

Когда Стас был в США, а музыканты ездили с турами по России, приходилось работать круглосуточно. Ночью он контролировал работу турменеджеров и решал проблемы во время выступлений в разных часовых поясах, а днем готовился к новым концертам.

Команда Стаса на сцене организованного ими фестиваля «Чернозем». Это редкий случай, когда все собираются вместе. Фото: Анастасия Зайцева
Команда Стаса на сцене организованного ими фестиваля «Чернозем». Это редкий случай, когда все собираются вместе. Фото: Анастасия Зайцева

Результаты и планы

За год предприниматель организовывает 700 концертов. Концертный бизнес сезонный.

С 25 сентября по 25 декабря билеты продаются отлично: группы выпускают альбомы и презентуют их в турах. С конца года до середины февраля наступает мертвый сезон: после новогодних праздников у людей заканчиваются деньги. В середине февраля ситуация выправляется — весна приносит 80% осенних сборов. Потом — снова провал: с мая и до конца сентября концерты лучше не проводить. Все в отпусках или предпочитают активный отдых на воздухе концерту в клубе. Заходят только некоторые музыканты на открытых площадках и фестивали.

Из-за сезонности невозможно сказать, сколько приносит организация концертов в месяц.

494 000 ₽
прибыль предпринимателя осенью 2018 года

Сейчас Стас работает концертным директором восьми групп, покупает у таких же директоров выступления групп и организует для них туры, а еще продюсирует молодых исполнителей.

В 2017 работа концертным директором разных групп принесла 1,3 млн рублей, а организация концертов — еще 2 миллиона.

В 2018 сложилась похожая картина: например, за осень прибыль Стаса составила около 500 тысяч рублей. В 2019 предприниматель начал обучать команду работать без его участия: он хочет автоматизировать процессы и сделать направление пассивным доходом. Стас учился на своих ошибках, а сейчас то же самое делает команда, организовывая концерты самостоятельно. Пока ребята настраивают работу, поэтому в этом году прибыль просела. Стас уверен, что это временно.

Предприниматель планирует развивать направление корпоративов. В отличие от концертов это заработок без риска. Они проще в организации, потому что меньше зал, не надо заниматься продажей билетов, а если группа уже в городе с концертом, не надо думать над трансфером.

Операционные расходы за осень 2018 года — 20 278 000 ₽

Гонорары9 860 000 ₽
Аренда площадок3 950 000 ₽
Техрайдеры2 090 000 ₽
Транспорт1 078 000 ₽
Гостиницы1 022 000 ₽
Зарплата команды, налоги и взносы980 000 ₽
Реклама300 000 ₽
Питание290 000 ₽
Трансфер в городе208 000 ₽
Гримерка200 000 ₽
Охрана на концертах200 000 ₽
Скорая на концертах100 000 ₽

Гонорары9 860 000 ₽
Аренда площадок3 950 000 ₽
Техрайдеры2 090 000 ₽
Транспорт1 078 000 ₽
Гостиницы1 022 000 ₽
Зарплата команды, налоги и взносы980 000 ₽
Реклама300 000 ₽
Питание290 000 ₽
Трансфер в городе208 000 ₽
Гримерка200 000 ₽
Охрана на концертах200 000 ₽
Скорая на концертах100 000 ₽

Чистая прибыль за осень 2018 года — 494 000 ₽

Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.
Дмитрий ШаровХодите на концерты? Как вам этот бизнес изнутри?
  • Inga SulimРебята, мощная статья! Сидишь такой и думаешь, а чего добился ты? Стас молодец, не побоялся в таком возрасте начать сложные и не самый прибыльны бизнес. Побольше бы таких ребят.15
  • Федор ФокинЧасто хожу на концерты и хотел бы попасть в эту сферу - в ивент-менеджмент, в организацию концертов2
  • Vladimir AstrakhantsevСтатья ОГОНЬ!1
  • НеОнФедор, не советую. Если не хочешь сидеть в минусах постоянных и быть зависимым ни от чего. Придёт народ на концерт или нет этого не знает никто.0
  • Наталья ПрокоповаТо есть сезон - пол года, грубо говоря, это по 4 концерта в день получается? А как это?0
  • Наталья ПрокоповаНаталья, зато есть летние каникулы)0
  • etosamoeОчень интересная статья0
  • Павел Горяинов"За год предприниматель организовывает 700 концертов" "в команде 7 человек" Офигеть пацан красавчик, не только организаторский талант, но и системно на поток смог все поставить.0
  • Станислав ОдинцовЗанимаюсь организацией концертов и бизнес-тренингов. Услуги сложно продавать. В концерты вошел 2 года назад и для меня это как рулетка. Организовывали таких звезд как Элджей, Мияги и других. Но они были вначале своего пути. Элджей тогда стоил 80000 р, мы взяли три города и собрали в Ростове всего 100 человек, в других отказались . Мияги хорошо собирались, потом у него трагедия случилась и они перестали ездить. Основной бизнес - организация бизнес-семинаров. Мы лидеры в Воронеже, с прошлого года организуем в других городах.0
  • Ирина СоболеваСупер статья! Максимум полезного, ответы на все интересующие вопросы! Грамотно, без воды!0
  • Галина КомароваСама их организую. Мне это дело очень нравится, хотя и много сложностей. Пока что не сработала так, чтобы была прибыль. Были два концерта--один в ноль, с другого чуть заработали. А вот последний меня спустил под воду))) Но не смотря на уход в минус, я очень довольна концертом. Получила много опыта и прекрасных новых друзей-музыкантов и зрителей, познакомилась и поработала с прекрасными людьми, которые помогали в организации. Буду продолжать дальше делать концерты, учитывая свои ошибки2
  • Ольга КлючкоГалина, смотрю, вы уже опытный человек, а посоветуйте организаторов классических концертов?0
  • Константин МедведевСтатья может и неплохая, но с цифрами не согласен. 300000р. на рекламу за 20 концертов-враньё!0
  • Андрей БогдановНе знал, что вот так любой человек с улицы может взять и пригласить известную группу. 700 концертов в год + с многими ещё нянчиться приходится :/ Короче, работа - 24/7 :( Интересный рассказ.... "а где Стас?" :)))))1
  • Iuris VolkovПоследний раз был на концерте Shokran - считаю отвратительным такое количество аудио подложек, звук был не самый приятный на слух. город Калининград0
  • Олег Мошкин500 тысяч прибыли за 20 концертов - это 25 тыщ за один концерт - не жирно!0
  • Олег МошкинWhat, зачем тогда люди занимаются этим, если это невыгодно?0
  • Екатерина ЗагорулькоИнтересная статья, спасибо. Была на концерте в Москве в зале на 3000 мест с ценой билета 1,5-5 тысяч рублей. Понравилось, захотела посетить еще раз его же концерт. Нашла в Подмосковье с залом на 700 мест и с ценой билета 2-3,5 тысячи рублей. Вот и стало интересно, где тут подвох. Я так понимаю, что артист получает примерно одинаковый гонорар за разные площадки, разница идет в аренде площадки и других расходах, которые в Москве выше. При полной загрузке зала получается 9 млн в Москве против 2 млн в Серпухове.0
  • Андрей ТолкачевЗдравствуйте, я организатор концертов Артистов певцов0
  • Михаил ЧерняевЗанимаюсь чем-то подобным. Ни в таких масштабах конечно, но есть к чему стремиться и расти. Всегда читая подобное, очень интересно, какие рекламные площадки используются, что дает больше выхлопа в плане рекламы?0
  • ИванСтас, молодец, в 16 лет оформил ИП0