Какие секты бывают

И почему в них лучше не попадать

10
Какие секты бывают
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

специалист по безопасности

Страница автора

Понятие «секта» обычно связывают с религией, но современные секты часто не имеют к ней отношения. Главное в них — деньги и власть.

Словари определяют секты в первую очередь как религиозные организации и группы, обособившиеся от мировых религий и настроенные по отношению к ним враждебно. Но в статье я буду называть так любые деструктивные организации, которые забирают у людей деньги и разрушают их жизнь. Иногда они маскируются под религию, а иногда с ней вообще не связаны.

Расскажу, чем секты отличаются от обычных организаций и как не попасть под их влияние и защитить близких.

Что такое секта

С латыни слово secta можно перевести как «школа» или «учение». Но в латыни есть и созвучный термин — secare, который означает «отделять», «отсекать». Именно он наиболее точно объясняет принцип действия таких организаций: они отделяют людей от их окружения и начинают полностью контролировать. Причем под контроль попадает все или почти все: деньги, недвижимость, а иногда даже прием пищи и мелкие бытовые потребности.

Сложность в том, что в российском законодательстве нет понятия секты. Из-за этого иногда возникает путаница. Например, молились люди официально признанным богам или читали вместе книги, а тут вдруг приехала полиция и арестовала лидеров организации — сказали, что это была секта. Люди возмущаются произволом, не совсем понимая, почему их действиями кто-то недоволен. Тут все сложнее: наказывают лидеров объединения за конкретные нарушения закона — например, за мошенничество, пропаганду социального превосходства или за смерти последователей из-за соблюдения жестких правил.

Ни одна организация, независимо от направления деятельности, не создается сразу как секта. И те, кто вступил в нее на первом этапе, не всегда понимают, во что она превращается со временем. Участники не воспринимают ее как противоправную, потому что сначала она таковой не была.

Представим условную организацию и посмотрим, на каком этапе она может стать сектой. Пусть для простоты это будет религиозное объединение: в быту секты обычно связывают именно с религией, хотя признаки сект можно найти и у других организаций, например политических или торгующих опционами, недвижимостью или акциями.

Предположим, что люди в нашем объединении решили молиться другим богам. Лет 300 назад их бы сразу назвали сектантами, но сейчас так не получится: Конституция РФ гарантирует каждому свободу вероисповедания. Новые религиозные движения создавать не запрещено, значит, наша организация ничего не нарушила.

Общественные и религиозные объединения могут работать без ограничений, если не нарушают законы. Допустим, наша условная организация за все хорошее и против всего плохого. Законы она соблюдает, а значит, пока к ней никаких претензий.

Лидеры начинают привлекать сторонников — рекламируют движение через соцсети и по телевидению. Тут тоже нет нарушений — запрещена только агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную вражду, и пропаганда превосходства по этим же признакам.

Ни одна организация не может существовать без финансирования: нужно снять помещение, оплатить коммунальные услуги, нанять сотрудников для уборки, да и реклама в СМИ стоит недешево. И лидеры начинают собирать деньги со сторонников. Это тоже разрешено: каждый может распоряжаться собственными деньгами так, как считает нужным.

Получив финансирование, лидеры начинают эти деньги тратить, в том числе на себя. Критики не приемлют: стиль управления у них авторитарный. Но члены и сторонники не против — значит, и тут нет нарушения. А принцип единоначалия не запрещен. Наша условная организация все еще не стала сектой.

Это происходит только в тот момент, когда лидеры объединения начинают целенаправленно разрывать связи членов с обществом, чтобы использовать их как ресурс для достижения своих целей, причем не всегда законных.

Признаки секты

Чтобы распознать секту, нужно точно знать, как она устроена и зачем работает. Эту информацию обычно не раскрывают, со стороны все выглядит как обычная коммерческая, общественная или религиозная организация. Поэтому оценивать риски приходится по косвенным признакам. Чем больше их набирается, тем более вероятно, что речь и правда идет о секте.

Расскажу о признаках, которые встречаются чаще всего.

Лидеры притворяются теми, кем не являются. Например, создатели сект часто носят одежду, напоминающую облачение священников, но при этом не имеют к ним отношения. Или лидер секты называет себя благотворителем, а поиск в интернете показывает, что раньше он строил финансовые пирамиды. Основатель целительской секты может только мимикрировать под врача, а на самом деле у него даже не будет медицинского образования.

Размытые обещания идеальной жизни в далеком будущем. В сектах рассказывают о красивой жизни, но все это небыстро — адептам придется терпеть и страдать. В зависимости от вида секты могут обещать спасение, богатство, решение проблем с алкоголем и наркотиками, с отсутствием любви и понимания, недостатком общения.

Такой подход в итоге создает проблемы для полиции: если все обещания только на словах, нет точных сроков и условий, то нет и состава преступления по мошенничеству.

Создатели секты стремятся забрать у сторонников все. Если участник обычной организации больше не может платить членские взносы, его просто исключают. А в сектах все по-другому: когда опустеют банковские счета последователей, лидеры переоформят их имущество или сдадут его в аренду. Либо предложат сделать это добровольно — ради всеобщего блага.

Если имущества и денег не было изначально, человеку предоставят работу. Часто она находится в отдаленном районе, а лучше — в тайге, где нет мобильной связи. Основной род деятельности сектантов — огородничество и сбор ягод. Денег в итоге человек не увидит: в далекой деревне тратить их негде, да и общине нужнее.

Если адепт по какой-то причине не может работать, он будет собирать донаты в соцсетях или просить денег на пожертвования у родителей.

Неправдоподобная или закрытая финансовая отчетность. Оценить реальные источники доходов секты и величину поступлений невозможно. Она не ведет финансовую отчетность или фальсифицирует ее.

У секты в большинстве случаев есть доход от реальной коммерческой деятельности — например, от продажи религиозных атрибутов или экологически чистой продукции из таежных поселений. Вероятнее всего, это приносит небольшую прибыль, которая не закрывает все потребности организации. Но руководство может сказать новым адептам: вот, смотрите, мы реально работаем, а не торгуем воздухом.

Организация не заботится о своих участниках. Сектанты могут оказаться в опасной ситуации без медицинской помощи, их дети часто не получают образования. Большая часть денег уходит на личные нужды лидеров секты, а не на рядовых участников. Люди в такой организации не представляют большой ценности. Адепты — ресурс возобновляемый. Разочаровавшиеся постоянно уходят, но их тут же заменяют новыми.

Секта поощряет разрыв связей с близкими. Логика здесь напрямую связана с деньгами. Идеальный адепт для секты — тот, у кого нет близких или кто с ними не общается. Меньше родственников и друзей — меньше расходов вне секты: не нужно делать родителям подарки на Новый год, помогать детям материально, давать друзьям взаймы. Соответственно, человек сможет больше вложить в организацию.

При этом секта позволяет не разрывать связи при условии, что адепт приведет туда своих близких. Те, кто вступил в организацию, продолжат полноценно общаться между собой. С теми, кто остался вне секты, общение заставят сократить или прервать.

Тревожный знак, если близкий попытался завлечь вас в организацию и отдалился, когда не получилось.

Участников призывают к переезду. Задача тут та же — разрыв связей с близкими. Оптимальный для секты вариант — переезд последователей в условный «город счастья» в глухой тайге. Хотя многие такие организации не практикуют переезд в глушь — адепт может просто сменить адрес в родном городе. Если родственники не могут найти человека, значит, не могут и повлиять на его решение.

Секта разрывает связь своих членов с государством. Логика в том, чтобы человеку некуда было обратиться за помощью, если он решит уйти из секты. Например, в 80-х — начале 90-х годов я встречал членов одной организации, которые отказывались регистрировать рождение детей в загсе и не получали паспорта. А вступавшие туда свои документы сжигали.

Популярный способ отделить человека от общества — сделать его соучастником серьезного преступления. Именно с этой целью секта «Аум синрикё»* организовывала массовые убийства: после ее члены уже не могли просить помощи у государства.

Российская секта «Благородный орден дьявола»* практиковала среди адептов секс с несовершеннолетними. Иногда организации, взявшие на вооружение методы сектантов, провоцируют своих членов на участие в массовых беспорядках.

Организация требует постоянно участвовать в своей деятельности. Недостаточно просто быть последователем и, условно говоря, молиться по праздникам. Это придется делать ежедневно, да еще и не дома, а там, где все члены организации должны собираться. За отказ часто предусмотрены наказания. Вовлеченность постепенно увеличивается и выходит за разумные границы: секта отнимает почти все время человека.

Последователь перестает думать самостоятельно. Каждый раз, когда вы задаете человеку вопрос о работе организации и ее целях, ответ начинается со слов «такой-то говорит, что…». За адептов всегда думает лидер.

Ответственность, по мнению сектантов, тоже всегда несет кто-то другой: духовный лидер, руководитель, высшее божество. Но в итоге отвечать за свои действия человеку придется самому.

Секта залезает в личную жизнь гораздо сильнее, чем принято в обычных объединениях. Одно дело, если жену помогает найти какая-то общественная организация, которая на этом специализируется: человек за этим туда и пришел. Совсем другое — если это условный брокер. Нормально, если проблемы с законом помогает решить правовое сообщество, и подозрительно — если религиозное.

Руководители секты делают вид, что придут и все разрулят. Например, помогут с жильем — правда, иногда это будет дом без удобств в глуши. Найдут жену или мужа — конечно, из состава секты. Если у последователя проблемы с законом, наймут адвоката, заплатят штрафы или даже вытащат из тюрьмы. Но чаще помощь сводится к консультациям — и это в лучшем случае.

Организация подталкивает к действиям, которые наносят человеку вред. Сами члены секты, скорее всего, не будут считать, что происходит что-то ненормальное: в их сообществе это общепринятая практика. При этом со стороны легко заметить, что правила организации вредят здоровью последователей, портят их репутацию и карьеру.

Вид необходимых страданий выбирают лидеры секты — например, объявляют, что всем обязательно поститься или придерживаться строгой диеты. Для вступления в секту скопцов была обязательна кастрация, причем как для мужчин, так и для женщин. А в некоторых организациях к обязательным лишениям относят привлечение к административной ответственности за правонарушения.

Количество перенесенных страданий при этом меняет положение человека в организации: чем их больше, тем выше статус. Но это почти никогда не влияет на распределение материальных благ в пользу страдальца.

Какие виды сект бывают

Многие методы сект стали использовать и обычные организации. Из-за этого часто сложно определить, что именно перед нами.

Иногда секты классифицируют по внешним признакам, положенным в основу их идеологии. Дальше перечислю виды сект, которые можно выделить, если рассматривать их таким образом.

Религиозные — созданные на основе собственного толкования религии. Хотя были случаи, когда и традиционное толкование превращалось в секту. В отличие от обычных новых религиозных движений, в таких сектах нарушают права человека, члены могут лишиться имущества и подвергнуться пыткам.

Психологические. Их образуют на базе тренингов личностного роста. В отличие от нормальных тренингов, никаких знаний здесь не дают — только постепенно развивают преданность лидеру.

Если на обучении сначала убеждают изменить формат общения с родными, каждый день сдавать все деньги и писать отчеты, а потом и вовсе переехать в тайгу, то, вероятнее всего, это секта.

Целительские. Конечно, не любая группа, связанная с лечением, — секта. Люди объединяются, чтобы обсудить постановку диагноза, свой опыт жизни с болезнью. Или вместе ждут, когда разработают новый метод лечения тяжелого заболевания, и поддерживают друг друга.

В целительских сектах все по-другому. Медицинские исследования здесь не изучают — напротив, утверждают, что врачам выгодно скрывать разработанные методы лечения. Но, естественно, есть человек, который поделится тайным знанием. Якобы, если следовать указаниям лидера секты, можно справиться с неизлечимыми болезнями или даже воскресить умерших.

Экологические. Адепты не останутся дома сортировать мусор, а разорвут все связи и поедут строить экопоселение.

Экономические, коммерческие или корпоративные. В их основе лежит культ зарабатывания денег. Часто к таким сектам относят финансовые пирамиды, хотя и не всегда обоснованно. Между ними есть как сходства, так и различия, о них подробнее расскажу дальше.

Такое деление сект очень условно. Четкой классификации не существует: их лидеры обычно смешивают и религию, и целительство, и экономику, и все остальные стороны жизни.

Считать ли финансовые пирамиды сектами

Секты и пирамиды схожи в методах привлечения адептов и агитации. Каждый участник секты или пирамиды — потенциальный агитатор. Человек, еще не получивший ничего, будет доказывать, что уже купил два дома в Ялте, три магнитофона импортных и на него снизошло вечное счастье и просветление духа. Хотя по факту он пока только вложил деньги, потратил время и силы.

По моим наблюдениям, в число наиболее активных агитаторов чаще входят те, кто вложил последнее и кому терять больше нечего. Убеждают они не столько окружающих, сколько себя: что пирамида будет работать, хотя ее признали пирамидой, а секта построит город солнца и вечной справедливости. Но убеждают публично — и это привлекает новых членов.

Еще из сходств — цели пирамид и сект недостижимы теми способами, что там используют. И участникам сложно выйти из этих структур, а близким очень трудно повлиять на человека, который туда попал.

Несмотря на сходства, у пирамид и сект много различий. Вот основные:

  1. Обещание выплат. Финансовые пирамиды торгуют воздухом — «дивиденды» платят за счет взносов новых участников. Секта дивидендов не платит и даже не обещает. Говорить об изобилии и богатстве там тоже могут, но это будет только какой-то частью абстрактного счастливого будущего.
  2. Срок жизни. Организаторы пирамиды понимают: в один прекрасный момент вкладчики придут за деньгами, а следом за ними — полиция, самое большее через несколько лет. Принцип работы секты не ограничивает ее по времени, поэтому она может существовать десятилетиями, а иногда и веками. Лидеры собирают с участников деньги, но мала вероятность, что через пару лет они скроются с этими вложениями, а вчерашние сектанты прозреют и начнут считать убытки.
  3. Причины для разрыва связей с близкими. Пирамиды часто маскируют это секретностью: якобы доход участников настолько высокий, что не нужно рассказывать о нем и своих способах заработка. Мотивируют это завистью окружающих или происками Центробанка, который так и норовит лишить граждан денег. У сект мотивация разрыва обычно другая: они чаще обещают людям не богатство, а справедливость, внимание и отсутствие ответственности.

Примеры известных сект в России

Точных данных о числе сект в России нет. Дело в особенностях законодательства: государственная регистрация религиозных объединений не обязательна, она нужна только для получения статуса юридического лица.

Перечислить все секты в статье невозможно, поэтому расскажу только о некоторых.

Староверы, старообрядцы, раскольники. Одна из самых старых и наиболее многочисленных сект. Возникла в 1656 году в результате церковной реформы. По данным на 2018 год, в России было официально зарегистрировано 379 старообрядческих религиозных организаций. Общая численность адептов только на территории России может составлять около 400 тысяч человек.

Долгое время старообрядцы обладали всеми признаками сект, перечисленными выше:

  • противопоставляли себя государству;
  • вплоть до 90-х годов 20 века отказывались получать документы и медицинское обслуживание, участвовать в общественной жизни;
  • практиковали релокацию своих членов, в том числе за пределы страны;
  • вплоть до 19 века, а по некоторым данным — до середины 20 века адепты практиковали ритуальные самоубийства.

Старообрядческие поселения существуют до сих пор. Одна из наиболее известных представительниц этого течения — Агафья Лыкова.

Сейчас большинство объединений староверов не представляют опасности ни для окружающих, ни для собственных адептов. Например, поселения староверов в верховьях реки Енисей считаются одним из самых безопасных мест в регионе, а лидеры общины не вступают в конфликты с властями и не призывают к правонарушениям.

Но некоторые организации, формально относящие себя к староверам, суд признал экстремистскими. Например, это Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов*, которая продвигала в том числе расизм и антисемитизм. Это как раз тот случай, когда название само по себе ни о чем не говорит. Человек с окладистой бородой, представившийся старовером, в большинстве случаев окажется добропорядочным гражданином, не нарушавшим закон. Но может быть и так, что его организация отнесена к экстремистским.

Скопцы, они же «белые голуби», «агнцы Божьи». Религиозная секта, адепты которой считали кастрацию единственным путем спасения души — как для мужчин, так и для женщин.

Для вовлечения в секту сначала использовали добровольную кастрацию. Затем появилась практика оскопления малолетних родственников и насильственная кастрация случайных людей — после чего они лишались возможности завести семью и были вынуждены приходить в секту. Адепты не могли иметь наследников, и все их имущество после смерти оставалось внутри организации.

Секта была ликвидирована в 30-х годах 20 века.

Секта Григория Грабового. Названа по имени лидера — создателя учения «О всеобщем спасении и гармоничном развитии». Он утверждал, что может использовать экстрасенсорные методы для проверки технического состояния самолетов и воскрешать людей. Обещал родственникам погибших в бесланском теракте оживить детей за деньги. В 2008 году был приговорен к 11 годам лишения свободы за мошенничество.

Секта Виссариона, или Церковь последнего завета. Создана в 1991 году. Многие из последователей продавали имущество, чтобы переселиться в Красноярский край для строительства экопоселения — Обители Рассвета, оно же Город Солнца.

Адептам запрещали прививаться, рожать в больницах и получать медпомощь в лечебных учреждениях. Медикаменты разрешали только в крайних случаях. Мясо, рыбу, соль, сахар, грибы в пищу употреблять было нельзя. В итоге это привело к гибели нескольких членов организации — в том числе новорожденного ребенка. Их смерть пытались скрыть.

В сентябре 2020 года ФСБ задержала лидера секты Сергея Торопа и двух его заместителей. Их обвинили в руководстве объединением, которое причиняет вред здоровью граждан, в мошенничестве, а также в хранении огнестрельного оружия и боеприпасов.

На момент написания статьи уголовное дело рассматривается в суде Новосибирска. Приговор еще не вынесли.

Анастасийцы, или «Звенящие кедры России». Движение основано неким Владимиром Мегре и описано в его книгах. Одна из основных идей — релокация адептов в «родовое поместье». Оно представляет собой участок земли не менее гектара, на котором семья с любовью может построить дом, посадить родовое дерево, собственный лес, разбить сад и огород, обустроить пруд. Но, согласно учению, поместье предназначено не для работы, а чтобы «человек управлял миром».

По имеющимся данным, поселенцам действительно выдали землю под строительство, но ее использовали не по назначению. Адепты не получали медицинской помощи, их дети не ходили в школу.

Свидетели Иеговы, или Общество Сторожевой башни*. Практикуют кроме прочего запрет на брак с человеком не из секты и на переливание крови.

Для вербовки адептов широко применяли поквартирный обход, предлагая на дому обсудить вопросы веры.

«Фалуньгун», или «Фалунь Дафа». Секта, возникшая на основе китайской гимнастики цигун и элементов нескольких религий. Практикуют отказ от лечения и ритуальные самоубийства.

«Граждане СССР»*. Одна из сект политического толка. Единой организации не существует, под этим названием обычно объединяют несколько десятков групп, в том числе конкурирующих друг с другом. Общая идея состоит в том, что Российская Федерация — вне закона, а СССР не исчез в 1991 году и продолжает существовать. Адептов призывают свергнуть власть силовым путем.

Поддерживают организацию донаты адептов, которым обещают после прихода к власти возместить расходы и выплатить многомиллиардные компенсации.

В своей деятельности «Граждане СССР»* использовали все методы, характерные для сект: разрыв связей с государством и близкими, лишение имущества. Разрыв происходил в том числе через участие в массовых беспорядках. Несогласных пытались запугивать — например, угрожали расстрелом после прихода к власти.

Какие секты запрещены в России

В России нет отдельного списка запрещенных сект, потому что, как я уже писал, в законе не существует такого понятия. Сами сектанты часто вообще никак себя не классифицируют и могут работать без регистрации. Но их организации с точки зрения закона можно условно разделить на два вида:

  1. Общественное объединение. Добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан. Люди в нем объединяются на основе общих интересов, чтобы реализовать общие цели, указанные в уставе.
  2. Религиозная организация. Добровольное объединение людей, созданное для совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица.

Запретить деятельность таких объединений или организаций может только суд. На момент написания этой статьи в перечне запрещенных, по данным Министерства юстиции, числится 107 организаций. Часть из них обладает признаками сект.

Вот несколько примеров:

  • религиозное объединение «Алтайская вера Белая вера»*;
  • православная религиозная группа «В честь иконы Божией Матери „Державная“»*;
  • религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации*;
  • религиозная группа «Благородный орден Дьявола»*;
  • межрегиональная общественная организация «Граждане СССР»*.

С иском о запрете обращается прокурор, и суд принимает индивидуальное решение. Например, в случае с организацией «Граждане СССР»* прокурор посчитал экстремизмом призывы к отказу от гражданства РФ, желание сменить конституционный и политический строй, административные правонарушения членов организации и призывы к насилию.

Судебное решение о признании «Граждан СССР»* экстремистской организацией
PDFPDF · 203 Кб

Прокуратура в иске не называла организацию сектой. Но представитель «Граждан СССР»* подтвердил в суде, что на момент рассмотрения иска она позиционируется как секта. А ее действия носят экстремистский характер, связаны с мошенничеством и направлены против власти. В результате деятельность организации запретили.

Но надо понимать: даже если организации нет в списке запрещенных, она все равно может оказаться сектой.

Почему люди становятся сектантами

Вступление в секту со стороны выглядит как сделка. Организация и ее руководство получают контроль над человеком, его имуществом, деньгами и результатами труда. От адепта на начальном этапе требуют немного: соблюдать условия, хорошо себя вести, привлекать других людей и не нарушать правила. Выполнять такие требования легко.

Сектант, в свою очередь, получает возможность не думать о будущем — его обеспечат всем минимально необходимым. В секте он может не принимать решений и снять с себя ответственность за свои действия. Вдобавок организация дарит адептам иллюзию справедливости внутри нее и обещает решить все проблемы.

Но на самом деле это обман: человек отдает свой труд, имущество, деньги за то, что никогда не произойдет. Ни одна из сект в истории так и не достигла целей, о которых заявляла.

Как не попасть в секту

Я встречал в статьях много советов, но работают они плохо. Иногда возникает ощущение, что их авторы представляют секту упрощенно — как кабинет, где собирают деньги с адептов, с расписанием ритуальных жертвоприношений на двери и записью на зомбирование. Эту иллюзию поддерживают разочарованные адепты — именно они чаще других употребляют такие слова, как «зомбировали» и «обманули».

Но на самом деле секты на этапе возникновения никого не обманывают: людям предлагают то, что им близко. Почему так происходит, проще всего разобраться, изучая судебные документы.

Для примера возьмем запрещенную религиозную группу «Благородный орден Дьявола»*, признанную судом экстремистской. Возникла она в сентябре 2004 года, и с этого времени ее лидеры пропагандировали сатанинские проповеди, обряды и ритуалы и побуждали адептов к употреблению алкоголя и групповому сексу.

Звучит дико, но законом такое не запрещено. Поэтому формально для вступления в секту не было никаких препятствий — при условии, что адепты разделяли взгляды других участников.

Лидер секты нарушил закон, когда начал давать указания о физической расправе над теми, кто эту идеологию не разделяет. А на первом этапе помешать вступлению в организацию было бы очень сложно.

В судебном решении упоминается, что в секту вовлекли более 20 человек. При этом нет ни слова о том, что люди стали членами организации из-за обмана или зомбирования. В большинстве случаев это было добровольным решением взрослых людей — за исключением одного несовершеннолетнего, который в силу возраста не до конца понимал, что делает.

Требовать от кого-то, чтобы он покинул подобную организацию, тоже сложно: на начальном этапе для этого нет оснований. И убеждение не сработает, пока человек сам не поймет, что в секте он теряет больше, чем приобретает.

Например, я сам столкнулся с подобной ситуацией, когда знакомая связалась с организацией, практикующей сектантские методы. Об этой организации она отказывается говорить: утверждает, что для этого нужно быть на одной волне. Нет одной волны — нечего и обсуждать.

Аватар автора

Тимофей В. Созаев

магистр религиоведения

Страница автора

Почему люди присоединяются к новым религиозным движениям

С точки зрения научного, светского религиоведения, не связанного с религиозными организациями, понятия «секта» или «культ» корректно использовать только в историческом контексте. У этих слов сильная негативная коннотация. При этом в разное время так называли и вполне ортодоксальные религиозные течения, отличные от доминирующих в конкретном регионе, и даже просто неугодные кому-то группы людей. Поэтому слово «секта» — это больше языковой штамп, который способствует разжиганию ненависти, и в научном сообществе его употреблять не принято.

Вместо этого используют более нейтральные определения: новые религиозные движения — НРД, новые религии, альтернативные религиозные группы, религиозные группы и движения, религиозные течения, малые религиозные движения, религиозные меньшинства и тому подобные.

Joining a “Cult”: Religious Choice or Psychological Aberratoin?
PDFPDF · 1,7 Мб

Люди присоединяются к подобным движениям потому, что их не устраивает вероучение и практики доминирующих в их обществе религиозных групп и они начинают искать альтернативу. У каждого свои причины, но при этом они одинаковы для любых религиозных движений и конфессий.

Вот несколько самых очевидных:

  1. Поиск ответов на экзистенциальные вопросы.
  2. Поддерживающее сообщество.
  3. Определенная эстетика, например богослужебная музыка или конкретные практики религиозной общины.
  4. Возможность профессиональной самореализации, когда религиозная община выступает социальным лифтом.
  5. Принадлежность к религиозной группе по факту рождения, когда родители — члены этой общины.

А вот «промывание мозгов» в этот список не входит. До сих пор часто встречается мнение, что к человеку применяют особые техники вербовки и полностью меняют его сознание. Оно стало популярно из-за антикультистского движения в США в 1970-х годах. Это был ответ белых протестантов среднего класса с консервативными взглядами на рост новых религиозных движений. Родители просто не могли поверить, что их дети решили добровольно присоединиться к другим религиозным группам, учениям и практикам. Поэтому они стали говорить, что тем «промыли мозги».

Как следствие, был создан метод «депрограммирования». Родители оплачивали услуги «депрограммистов», которые похищали их взрослых детей — последователей НРД, изолировали, могли приковать к кровати, использовать физическое насилие и с помощью психологического воздействия стремились изменить их религиозные убеждения. Этот метод был официально запрещен, когда спасшиеся после подобного «лечения» подали иски в суд на самих психологов-депрограммистов, их организации и на своих родителей, которые все это заказали.

Современное светское религиоведение не находит подтверждения тому, что в каких-либо религиозных движениях практиковалось «промывание мозгов» и «контроль сознания». Кроме того, если бы что-то подобное существовало, распространение НРД было бы намного более значительным. Тогда как на практике не так много людей принимает участие в миссионерских событиях этих движений и присоединяется к ним. А половина неофитов покидает НРД в течение первых двух лет.

Некоторые религиозные группы, как новые, так и исторические, используют активные миссионерские практики, которые больше похожи на методы агрессивных продаж. Но это не лишает людей возможности принимать сознательные решения. Кроме того, количество прихожан в подобных группах в среднем постоянно не растет — это ставит под сомнение эффективность таких методик.

Как понять, что человек присоединился к НРД

Если человек переживает религиозное обращение — неважно, в рамках исторической конфессии или нового религиозного движения, — его поведение действительно может измениться, и это нормально. Скажем, меняется гардероб, человек отказывается от привычных развлечений, считая их «греховными», начинает соблюдать определенную диету или следовать правилам, принятым в НРД.

Иногда с новообращенным может быть сложно разговаривать: человек верит, что «познал Истину», и хочет донести ее до тех, кто ему важен. Есть даже шуточное выражение «синдром неофита», или «синдром новообращенного», — когда человек стремится поделиться опытом даже тогда, когда его об этом не просят. Это все очень естественно.

В конце концов человек может захотеть более глубокого посвящения религиозному пути — например, уйти в монастырь. Для его близких это может стать крайне неприятной новостью.

Но при этом надо понимать, что все эти признаки одинаковы для любых религиозных движений. Меняются только детали: одежда может измениться на длинную юбку, а может — на индийское сари. Кто-то начинает молиться, а кто-то — медитировать и петь мантры. А ашрам — это тот же монастырь, только в индуизме.

Что делать, если близкий человек присоединился к НРД

Глобально есть три варианта действий:

  1. Не принять выбор близкого, начать его «спасать от промывания мозгов», в том числе насильственными методами. Но насилие — это насилие, даже если называть его любовью. Исследования показывают, что насильственное «извлечение» из религиозной группы срабатывает далеко не всегда, а отношения с человеком, скорее всего, будут испорчены — вне зависимости от того, покинет он потом религиозную группу или вернется в нее.
  2. Смириться с его выбором и не вмешиваться — в надежде на то, что «перебесится». Основания у такой надежды есть. По данным профессора Айлин Баркер, в первые 2—5 лет добровольно оставляют новые религиозные движения от 55 до 90% участников. Но когда бездействие исходит из чувства бессилия, это может негативно сказаться и на вас самих, и на отношениях с близким.
  3. Принять выбор близкого как разумный, хотя и необычный поступок адекватного человека. «Принять» не значит с ним согласиться, если он вам не нравится. И не значит, что нужно бездействовать. Принятие — это активная позиция по поддержанию между вами хороших и близких отношений. Конечно, в той степени, к какой будет готов другой человек.

Третий вариант самый сложный и перспективный. Вот какие рекомендации дают близким людям новообращенного международный центр Inform и профессор Айлин Баркер — организатор центра и автор книги «Новые религиозные движения: практическое введение».

Поддерживайте связь с близким. Не ставьте ультиматумов: ваша задача — показать, что вы по-прежнему любите и уважаете человека, интересуетесь его жизнью и хотите сохранить с ним отношения. Это в числе прочего поможет ему поддерживать контакт с обществом и получать доступ к независимой точке зрения, с которой можно было бы оценить мировоззрение и ценности НРД. Не бойтесь посещать центр движения с близким или навещать его там.

Поддерживайте хорошие отношения. Даже если после присоединения к движению человек изменился и вам это не нравится. Дайте близкому понять, что не согласны с верованиями и обычаями религиозного движения, но уважаете его право принимать самостоятельные решения. Это поможет гораздо легче выйти из движения, не уронив достоинства. Но если до присоединения к НРД ваши отношения уже были натянутыми, исправить их будет непросто.

Получите как можно больше точной, взвешенной, непредвзятой и актуальной информации о движении. Обратитесь к авторитетным источникам, связанным с научным религиоведением, например англоязычным сайтам Inform или Religion Media Centre.

На русском языке я рекомендую книги «Новые религиозные движения: практическое введение» Айлин Баркер и «Новые религиозные движения: учебник для вузов» Игоря Кантерова.

Если будете читать, что пишут о движении его противники, держите в уме: их главная цель — запугать и разжечь религиозную ксенофобию. Такая информация не поможет спокойно обсудить с близким интересное ему НРД и только его оттолкнет.

Узнайте больше о близком. Постарайтесь разобраться, что его привлекает в движении и не пытается ли он таким образом уйти от нерешенных проблем. Чем лучше вы будете понимать его точку зрения, тем правильнее оцените ситуацию и точнее спланируете дальнейшие действия.

Слушайте, что он говорит. Если вы будете пытаться убедить человека, что ему «промыли мозги» и на самом деле его НРД ошибочное, зловещее и опасное, он вас не услышит. Это только подтолкнет его к оборонительной позиции и помешает рассмотреть другие точки зрения. Вместо этого постарайтесь понять, как он сам воспринимает ситуацию.

Обсудите с человеком его новые убеждения. В поддерживающей манере и без давления расскажите, что вы слышали или читали об этом НРД. Возможно, речь пойдет о каких-то тревожных аспектах или потенциальных опасностях. Предложите серьезно рассмотреть их с точки зрения человека, участвующего в движении.

Используйте вопросы вида «что, если»: «Что бы ты сделал, если бы узнал…» или «Что бы ты почувствовал, если бы тебя попросили…». Если человек, скажем, до вступления в НРД считал, что собирать деньги обманным путем неприемлемо, то с большой вероятностью он откажется участвовать в подобном, если движение его об этом попросит.

При этом будьте готовы искренне признать, что движение и в самом деле может предложить человеку определенную ценность — пусть даже только на короткое время.

Обратитесь в полицию — если видите опасность для жизни человека или считаете, что его втягивают в преступную деятельность.

Помогите человеку адаптироваться к привычной жизни. Если человек покинет НРД, ему нужно будет время, чтобы переработать полученный опыт — и хороший, и плохой. Обеспечьте любящую поддержку и не торопите. Предложите участие в группе взаимной поддержки бывших последователей — какого-то конкретного движения или разных.

Взаимодействие с религиозным движением может стать причиной синдрома религиозной травмы — это разновидность ПТСР, вызванная опытом духовного насилия в контексте религии. Справиться с этим поможет психолог или психотерапевт. Но стоит остерегаться психологов-антисектантов, потому что общение с ними может привести к ретравматизации.

Сталкивались с сектами? Расскажите о своем опыте:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество