Как законно вернуть неисправную машину в автосалон и забрать деньги?
У меня Nissan Qashqai с неисправным топливным насосом высокого давления, ТНВД. Дилер диагностировал неисправность, выдал подтверждение и обязательство отремонтировать машину по гарантии даже после истечения гарантийного срока.
Обещали запчасти в течение двух-трех месяцев. Прошло уже полгода, а воз и ныне там: запчасти нужно вести из Бельгии, а тут санкции. Есть ли законные основания вернуть машину и требовать возмещения полной стоимости по рыночной цене нового авто?
Вы вправе требовать возврат денег за машину, если она в ремонте больше 30 дней в год в течение гарантийного срока. После окончания гарантийного периода это возможно, если в течение срока службы, указанного в документах на автомобиль, проявился производственный или неустранимый недостаток, а дилер в течение 20 дней не решил проблему бесплатно.
Вы также можете требовать возврат денег по текущей рыночной стоимости нового автомобиля. Расскажу, как действовать.
Что со сроками гарантии
Вы пишете, что дилер обязался отремонтировать авто даже после истечения срока гарантии. Однако с момента обращения за ремонтом и до его завершения гарантийный срок не течет. Если дилер документально подтвердил, что ТНВД неисправен, прошедшие полгода никак не повлияли на срок гарантии.
В некоторых случаях бесплатного ремонта можно требовать и после прекращения гарантии, если не истек срок службы — его устанавливает производитель и указывает в сопроводительных документах на автомобиль. Покупатель может рассчитывать на бесплатный ремонт в течение срока службы, если докажет, что недостаток существенный и его причины появились до покупки авто. Если дилер не завершит ремонт за 20 дней или недостаток не получится устранить, покупатель будет вправе требовать возврат денег за машину.
Когда можно вернуть деньги за автомобиль
Если гарантийный ремонт затянулся. Автомобиль — это технически сложный товар, и по закону вы вправе требовать вернуть деньги, если не можете пользоваться им больше 30 дней каждого гарантийного года. Вы пишете, что ждете детали уже полгода.
Требовать вернуть деньги можно и в том случае, если продавец не отремонтировал авто в срок. Вы не указали, о чем договорились с продавцом, но по закону устранять недостатки товара можно не дольше 45 дней. Отсутствие запчастей не позволяет продлевать этот срок и не освобождает продавца от ответственности.
Пленум Верховного суда РФ разъяснил, что потребитель вправе требовать возврат денег за товар с недостатками, если он просил его заменить, но товар больше не поставляют.
Если у товара существенный недостаток. В течение гарантийного срока и срока службы покупатель может требовать деньги за товар с существенными недостатками. Вот их критерии:
- Устранить недостатки долго, слишком дорого или невозможно.
- Недостатки выявляются неоднократно, в том числе возникают после ремонта.
Например, в Ростове-на-Дону у владельца шестилетнего Land Rover Discovery 4 вышел из строя ТНВД. Эксперт определил, что поломка — производственный недостаток и устранять ее экономически нецелесообразно.
Суды трех инстанций признали недостаток существенным , поскольку ремонт составлял 34% стоимости авто на дату покупки, а без замены ТНВД машину использовать нельзя. Владелец не требовал денег за автомобиль, поэтому суды взыскали с импортера расходы на замену ТНВД с неустойкой и штрафом — почти половину стоимости транспортного средства.
Что можно требовать в суде
Раз дилер не выполнил требование устранить неисправность, вы вправе предъявить новое — о возврате денег за авто. Если дело дойдет до суда, вы можете требовать:
- Неустойку начиная с 46-го дня после обращения за ремонтом — 1% от цены машины за каждый день просрочки. На практике суд взыскивает неустойку не больше стоимости товара.
- Разницу в цене с аналогичным новым автомобилем.
- Штраф за неисполнение требований потребителя добровольно в размере 50% от суммы, которую суд постановит вам выплатить.
Например, житель Архангельской области в 2018 году приобрел Nissan Terrano. На третьем году гарантии машина была в ремонте 42 дня вместо допустимых 30. Автовладелец обратился в суд, чтобы расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги.
Суд первой инстанции встал на его сторону и взыскал с автодилера почти тройную стоимость автомобиля: первоначальную цену, разницу в цене с новым аналогичным авто, неустойку и штраф за несоблюдение требований потребителя. Апелляционная и кассационная инстанции оставили это решение в силе.
Это как раз ваш случай: у вас есть неисправный автомобиль и документ, подтверждающий обращение за ремонтом полгода назад. Вы можете предъявить требования как дилеру, так и ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», которая теперь принадлежит «Автовазу».
Что в итоге
Санкции не оправдывают бездействие дилера, согласно закону он обязан устранить недостаток по гарантии.
Вы вправе через суд взыскать с дилера стоимость нового автомобиля, поскольку ждали гарантийного ремонта больше 45 дней.
В суде вы можете требовать вернуть стоимость авто и выплатить разницу в цене с новым автомобилем, неустойку и штраф за неисполнение ваших требований добровольно.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil