Каждую неделю наши читатели рассказывают о своей работе.

Героиня этого выпуска училась на экономиста и мечтала о «серьезной» работе, но в итоге посвятила себя куклам, чего всегда немного стеснялась. Она рассказала, кто покупает авторские игрушки и почему они стоят дорого, чем интересны коллабы и почему нельзя просто взять и скопировать чужой стиль, как создавать высокохудожественные образы, не умея рисовать, и почему ее обвиняют в служении дьяволу.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Выбор профессии

Я начала делать игрушки еще в три года. В школе я научилась шить. На кружке мягкой игрушки мы делали чебурашку, котят, собачек. В 1998—2000 годах с материалами было туго, шили из того, что нам доставала учительница. Это был даже не искусственный мех, а просто какая-то рандомная ткань а-ля кусок обивки дивана или старые шторы. Мне просто повезло, что я попала к учительнице-энтузиасту, ее ничто не останавливало. Еще она вела кружки оригами, бисероплетения, макраме — я ходила на все.

В подростковом возрасте мне нравились куклы Pullip, Momoko, Blythe, Luts. Я увидела буквально несколько авторских игрушек на сайте для творческих людей Deviantart — кукол trouble_night, Bellz, Amanda Louise Spayd и кого-то из японцев — и поняла, что нужно попробовать. Училась сама, дома на коленке. Сначала пыталась найти хоть что-то похожее на уроки в книжных магазинах, в интернете, но ничего не было, или это были какие-то очень короткие инструкции в фотографиях. Тем более не было никаких мастер-классов.

Только позже, когда стала участвовать в выставках, я узнала, что есть, например, «Куклы-ру» или Школа авторской куклы в Санкт-Петербурге. Но было уже поздно: я придумала свои техники и привыкла сама их изобретать. Если не считать экспериментов с шарнирными куклами и полностью сшитыми тедди, то в основном это были куклы в смешанной технике из разных материалов: тканей, красок, полимеров. Один раз скопировала стиль и технику другой художницы, и мы с ней это обсудили. Ни до, ни после не пыталась ни за кем повторять, делала только свои уникальные игрушки. Рисунку нигде не училась, кроме одного семестра в Scream School, но я очень плохо рисовала, и из этого ничего не вышло.

В 16 лет я завела блог на diary.ru, где выкладывала фото своих работ. У меня было 1600—1700 читателей-подписчиков, и тогда это считалось много. Начали поступать предложения купить игрушку. Продавала не все, только то, что могло выдержать жизнь на полке: вначале я использовала очень хрупкие материалы и часто готовая игрушка ломалась буквально сразу после изготовления. В итоге я перешла с твердеющего на воздухе полимера на запекаемый — и куклы стали жить дольше.

Продавала по цене 200—400 Р за игрушку. Выставляла куклы даже в «Подруге брата» на Арбате. Концепция была такая: молодые дизайнеры могли принести свои работы на реализацию и, если что-то продавалось, ты получал ту сумму, которую назвал, а магазин уже сам накидывал свой процент и ничего не брал за размещение товара. Я там продала голубого медведя 7—8 см высотой за 400 Р.

Тогда даже одна продажа в офлайн-магазине была событием.

С красным дипломом окончила РГУ им. Косыгина по направлению «экономика и управление на предприятии легкой промышленности». Когда мы с родителями обсуждали выбор направления, экономика показалась самым нейтральным и универсальным. Я рассматривала еще химию, языки, искусство, но их семья отвергла как то, чем заработать нельзя. Я не спорила.

Пока училась в вузе, прошла конкурс на стажировку в «Вебмани», где надо было решать какие-то кейсы — тогда я впервые услышала это слово. Но когда я попала в офис, через два часа работы мне стало буквально нечем дышать, и я просто сбежала с первого дня стажировки, с обеда, написав руководителю группы письмо с извинениями и просьбой взять другого человека на мое место.

Вплоть до получения диплома я собиралась на «настоящую» работу, мне не приходило мысли: «А сделаю-ка я странных зверей и продам их». Но эта профессия буквально с начальной школы просто стала моей неотъемлемой частью. Сразу после вуза я полностью посвятила себя куклам.


Суть профессии

Я делаю игрушки, на которые мне самой приятно смотреть и которые хочется потрогать, держать рядом с собой. Их покупают коллекционеры. Обычно покупают себе или в подарок другим взрослым. Детям берут редко, поскольку это небольшие, дорогие, странные игрушки, хотя им они тоже часто нравятся.

Кто-то делает фотографии и ведет «кукольный» инстаграм, собирает коллекцию, просто держит на полке. Кто-то носит с собой на работу или учебу. Люди покупают игрушку, когда чувствуют, что это то, что им нужно, ну как мы все что-то себе покупаем из необязательного, но приятного. Примерно половина клиентов сразу присылают мне фотографии куколки у них дома, часто отмечают меня в постах в соцсетях, просто так скидывают фотки в личку, делятся отзывами тех, кому они подарили игрушку. Я всегда с большим удовольствием общаюсь с покупателями, с кем-то дружим годами, причем даже после того, как они перестали покупать мои игрушки, так тоже бывает.

95% или даже 98% моих клиентов — иностранцы.

Я часто пишу посты на английском, поскольку у меня много подписчиков и друзей из Италии, Франции, Испании, Японии и других стран, но это больше записи вроде дневника, и никто их особо не читает, а продажи есть и так.

С некоторыми игрушками происходят удивительные истории. Например, одна девушка купила маленького мишку, носила его с собой на учебу и потеряла на улице. Напечатала объявления с фотографией куколки и расклеила по району на дверях подъездов. Через несколько дней звонок: игрушку нашла первоклассница. Когда они с мамой пришли ее возвращать, мама рассказала, что девочка не поменяла в школе мишку даже на настоящую Барби. Моя покупательница так растрогалась, что подарила мишку девочке.

Подходит профессия тому, кому нравится из куска ткани и пластика создавать маленькое существо, которого еще минуту назад не было, а теперь оно на тебя смотрит, как живое, и скоро будет у кого-то жить, этот кто-то тоже будет на него смотреть и радоваться.

Этапы создания игрушки:

  • Нарисовала от руки выкройку, вырезала основу из ткани.
  • Сшила, вывернула, набила голову и туловище.
  • Подготовила голову к лепке, установила глаза.
  • Вылепила мордочку, лапы, хвост, крылья.
  • Запекла все лепные элементы — голову вместе с тканью, покрасила и залила матовым лаком.
  • Соединила голову и тело подвижным элементом — диском и шплинтом, чтобы она вращалась, пришила конечности.

Я не беру заказы и не делаю одинаковые игрушки. Очень тяжело, когда просят что-то из проданного. Мне легче написать: «Скоро будет такая же», — но предоплату никогда не беру, такую же сделать не могу, похожую делаю редко. Я всегда вежливо общаюсь с покупателями, охотно отвечаю на вопросы, но с заказами — это беда, мне так не хочется никого расстраивать. Но и повторы мне делать неинтересно, в общем, ужас.

Не могу заставить себя ответить честно: «Такой больше НИКОГДА не будет, вы ОПОЗДАЛИ».

Я считаю, что делать кукол нетрудно, только спина страдает от сидячей работы. Раньше было сложно психологически. Когда я была подростком, я очень стеснялась своей любви к куклам, никому не показывала свои игрушки. И даже сейчас не обсуждаю свое творчество с друзьями и знакомыми из детства. Не знаю почему, ведь меня всегда окружали деликатные и доброжелательные люди. Наверное, у меня сложности с принятием своей профессии.

Конечно, я много раз сталкивалась с критикой, поскольку выставляю своих кукол в открытом доступе. Мне неоднократно писали, что слишком дорого, что игрушки со странной анатомией, выглядят больными и несчастными, что у меня проблемы с психикой, что я служу дьяволу, что я делаю овец и лам, а сама ношу обувь из кожи и меха и тому подобное. Я часто слышу от знакомых и незнакомцев, что это только хобби и кому вообще это надо, что это за работа такая. Поэтому я готова все рассказать о куклах, если люди сами меня нашли через соцсети, а если мы познакомились в другом пространстве, я не спешу делиться, чем я занимаюсь.

Но никакие внешние нападки не сравнятся с внутренними кризисами, переживать которые действительно сложно. Когда не можешь освоить новую технику или материал, не нравится, что получилось, нет возможности и смелости попробовать новое. В общем, это самые настоящие муки творчества, они сопровождают меня всю жизнь, это и есть те демоны, которых надо усмирять.

Самой мне бы в голову не пришло давать уроки, ведь моя профессия «несерьезная».

Я не училась делать кукол в вузе, не оканчивала никаких курсов. Но меня регулярно просят научить создавать такие игрушки. И я выпустила курс мастер-классов в формате видео с комментариями. На данный момент его купили 82 человека. Уроков там много. По отзывам курс получился понятный, и студенты даже без особого опыта — первая или вторая игрушка в жизни — могут сделать слона. Одна девушка сделала за два дня, и очень красиво! Я тоже могу сделать этого слона за два дня, но если работать в спокойном темпе, на него уйдет неделя. Причем я везде пишу, что я всегда на связи, если есть вопросы, но они и так справляются. Набор деталей и материалов для куклы можно купить в магазине «Мишкодел» — у нас с ними такой коллаб. В набор входит все необходимое, кроме набивки и инструментов, которые тоже есть в магазине. Краски и лак — в любом художественном.

Конкуренции со стороны учеников я не боюсь. Если человек просто скопирует стиль — он может даже сделать это качественно и продавать игрушку дешевле, — абсолютно все будут знать, что это плагиат. Мир кукол не настолько большой, известные авторы в нем слишком узнаваемы, чтобы просто на ровном месте кто-то мог украсть целый стиль.

Иногда случаются творческие коллабы, например реклама АЦЦ с Кашликом. Муж моей любимой коллеги искал образ для рекламы лекарства. Она показала ему мой кактус, рекламной студии он понравился, мы обсудили продажу авторского права. У меня не было замысла, что кактус — это Кашлик, они сами это как-то придумали, но получилось забавно, и с моим персонажем вышла целая серия рекламных роликов. Еще режиссер Татьяна Пономарева сняла мультфильм с куклами, которые я для нее сделала.

Коллаборация с другими художниками и брендами — очень интересное направление, в котором мне бы хотелось развиваться. Например, сестра моей коллеги пишет тексты для ее персонажей, другие дизайнеры делают одна — куклу, другая — одежду для нее. Есть французский автор, которая собирает чистые фигурки, расписывает в своем стиле, потом из этого получается выставка, коллекция.

Рабочий день

Работаю дома как самозанятая. Минусов в такой работе для меня нет, только надо приспособиться: организовать пространство и развить самодисциплину. Это приходит не сразу. Когда после вуза я стала делать кукол на продажу, я поняла, что мне нужен график, я не могу жить, как богема из книжки: вставать и ложиться абы когда, творить, только если пришло вдохновение. Я перестала заниматься чужими делами, научилась говорить: «Нет, я работаю до n часов, я не могу сейчас отвлекаться». До рождения детей у меня было обычное офисное расписание: встала в восемь, работаю до обеда, обедаю, работаю до шести-семи, потом свободное время. Вечером иногда работа, а иногда какой-то фан типа бассейна, фильма, книги, свидания и так далее.

Сейчас мое расписание скорректировано под детей — старшей два года, младшему три месяца, — поэтому перерывов стало больше. Главный плюс — я родила двоих детей подряд и вообще не выходила в декрет. С детьми мне помогает муж, он тоже работает из дома, делим обязанности.

Пока я не даю детям в руки готовые игрушки. Старшей дочери я так и объясняю: это мамина работа, с этим мы не играем, это не для нас, а для других. Обычно я все убираю так, чтобы ребенок не дотянулся. Лаки, клей, инструменты, готовые куколки всегда на высокой полке за стеклом. Но я думаю, что это временно, поскольку она еще очень маленькая. Конечно, я буду рада ей подарить особенно понравившиеся игрушки, научить лепить и шить. У меня нет ощущения борьбы с ребенком, я буду вводить ее в мир кукол постепенно. Пока — смотреть, трогать пластилин. А сыну три месяца, и он еще не интересуется.

07:00. Встаю, занимаюсь младшим. Укладываю его. Работаю, пока не проснулась старшая.

10:00. Кормлю старшую, идем с детьми гулять.

13:00. Укладываю обоих, работаю.

15:00. Обед, прогулка.

17:00. Работа.

В рабочее время я создаю и фотографирую кукол, веду блог, разбираю почту, общаюсь с покупателями и подписчиками. Фотографии училась в Scream School у Вани Князева. Для меня в этом курсе была важная часть про творческую составляющую кадра. Но к тому моменту я уже много лет снимала. Еще полезные советы давали продавцы винтажной фототехники на блошином рынке. В школьные годы я читала журнал «Советское фото», потом — какие-то современные издания.

Я стараюсь делать одну игрушку в день, без выходных, и сразу же ее продавать.

Я научилась очень быстро работать, и могу сделать новую куколку за 4—6 часов. В 90% случаев в тот же день ее покупают. Успех игрушек для меня скорее загадка. Я просто знаю, что все созданные мною куклы продаются. Работа мне не надоедает.

Подработки

Подработку найти легко, но мне это неинтересно. Раньше я снимала кукол, брала 5000 Р за съемку. Делала мейкап азиатским шарнирным куклам за 2000—7000 Р. Если я хочу отдохнуть от своих зверей, я просто делаю кастом куклы Blythe. Покупаю куклу, создаю образ, а потом продаю ее. В случае с Blythe цена моей работы — 100—500 $. Но сами куклы стоят от 200 $, то есть итоговая стоимость может быть и под 1000 $. Когда доллар вырос в два раза, это стало невыгодно. Сейчас этих кукол невозможно ни купить, ни продать: они адски дорогие.

Как один из классических способов увеличения дохода раньше использовала мерч и успешно продавала наклейки, открытки, артбуки и принты.

Еще в моем онлайн-магазине продаю винтажные елочные игрушки. Мы с мужем как-то гуляли по блошиному рынку зимой, и я сказала: «Как жалко, что я не могу их все купить». А муж мне предложил открыть винтажный магазин. И мы ездили по выходным на охоту за игрушками, а потом продавали их в сети. Мы сразу договорились, что эти деньги — не на быт, потратим их на отпуск. В первый год мы купили на них билеты в Рим, это был декабрь перед пандемией. Вышло 30 000 Р на нас и младенца, было очень приятно. Но эта история для меня не про деньги, игрушки я покупаю не самые дорогие — по 100—1500 Р за штуку, и продаю недорого — по 5—30 $. Мне очень нравится искать, выбирать, читать отзывы покупателей, это мое маленькое хобби. Обычно я с ними вообще ничего не делаю. Отреставрировала парочку, но это уже роскошь — тратить время на них в ущерб моим куклам. Их покупают любители винтажа и даже некоторые мои обычные покупатели. Иногда я так их расхваливаю и так восхищаюсь нашими советскими стекляшечками, что, видимо, народ тоже проникается.


Доход и расходы

Я зарабатываю на продаже кукол 150 000—250 000 Р в месяц.

Продаю либо напрямую через «Инстаграм», либо через «Этси» — это международная площадка, на которой выставляется винтаж и хендмейд. Обычно моя игрушка стоит 100—300 $. Смотрю по ситуации: если я нашла удачный дизайн, который мгновенно раскупают, как только выложу в онлайн, и сразу многие просят сделать на заказ, можно поднимать цену на 10—15%. Если сделала партию игрушек, а продала 2 из 10, значит, цену надо снижать. Я не вижу в этом ничего страшного: это такой же рынок, как и любой другой, иногда спрос падает, потом ситуация становится лучше. Иногда у людей больше денег, иногда — меньше. В этом году — меньше, поэтому цены ниже, в прошлом году они были выше процентов на 20. В год до пандемии куклы прекрасно уходили за 250—350 $.

Ради эксперимента я иногда ставлю очень высокую цену и смотрю, что будет. Это вызывает вопросы и отклик, очень редко игрушку покупают за такие деньги.

«Этси» берет 20 центов за размещение одного объявления на три месяца и около 8% с продажи, в которые входят расходы на доставку. Все оплаты с «Этси» приходят на «Пэйпэл» в долларах. С «Пэйпэла» деньги переводятся на рублевый банковский счет по курсу ЦБ минус 3—5 Р, комиссия «Пэйпэла» на входящие платежи — 5—6%. Деньги приходят в течение суток на следующий будний день. Таким образом, чистыми с куколки за 100 $ я получу примерно 6000 Р. С «Пэйпэлом» и «Этси» у меня проблем нет, только первые отменили платежи между гражданами РФ, а вторые зачем-то ограничили работу с СНГ, и в этих странах нельзя открыть новые магазины. Еще среди валют «Этси» нет рублей, и нет практически никакой альтернативы «Пэйпэлу». Общий вывод: в России продавать через «Этси» и «Пэйпэл» невозможно.

Часто сталкиваюсь с негативной реакцией русскоговорящих покупателей. Они могут написать в комментариях: «Фу, за что такие деньги?», «Моя бабушка получает пенсию, как стоит одна ваша работа!» — и тому подобное. Причем не только подписчики, но и мастера иногда жалуются: «Вот, она продает какую-то фигню за nnn денег, а моя похожа, но стоит n, как люди могут брать такое барахло так дорого?»

Я даже придумала термин «прайсшейминг», потому что сейчас этого очень много в рунете.

Очень сложно посчитать себестоимость одной игрушки, поскольку я применяю много разных материалов, некоторых хватает на месяцы работы, а какие-то идут в расход сразу: одна игрушка — это одна пара глаз. Материалы закупаю раз в 2—4 месяца на 3000—10 000 Р в магазинах для тедди, «Красном карандаше», ищу скидки в интернете.

Стоимость основных материалов:

  • полимерная глина, 424 г — 1500 Р;
  • ткань, 30 × 40 см — 100—500 Р;
  • краска, 1 тюбик — 180 Р;
  • лак — 700 Р;
  • полимер для 3D-печати, 1 л — 14 000 Р;
  • стеклянные глаза, пара — 100—500 Р;
  • эпоксидная смола — 1700 Р.

В доковидные времена можно было ездить по кукольным выставкам по всему миру, общаться с покупателями и коллегами. Я была во Франции, Таиланде, также отправляла свои игрушки на выставки в Японию и Испанию. В России это Moscow Fair, «Искусство куклы», есть еще смешанная выставка для всех видов крафта — Artflection. Участие в выставках всегда платное. Место на московской выставке стоит около 20 000—25 000 Р, выручка составляет 40 000—60 000 Р. На зарубежной за самое дешевое место можно отдать 1000 $, а к расходам добавится еще стоимость билетов и аренды жилья.

Конечно, выставки — это больше для души, деньги я и в интернете зарабатываю. Находиться там очень приятно, хотя мероприятия отнимают много сил. На некоторых выставках принято меняться фигурками под роспись, делать чужую игрушку в своем стиле. Но последняя московская выставка, в которой я участвовала, проходившая в марте 2020 года, прямо перед введением ограничений, была просто провальной. Я продала одну работу за первые полдня и ушла домой.

Хороший доход дала работа с китайской фабрикой, но он был буквально разовый — из-за пандемии пришлось пока все притормозить. У меня с ними контракт: 15% с продаж игрушек они отдают мне, а цену на фигурки устанавливают сами. На данный момент выпустили 400 бананов, 40 кактусов и 120 собак. Изготавливаются игрушки долго: кактусы делали полгода с момента получения прототипа, бананы — четыре месяца.

Как это работает:

  • Отправляю прототип фигурки на фабрику в Китай.
  • С него делают копию, отправляют мне.
  • Я вношу правки, отправляю обратно на фабрику. Пересылка стоит 15—20 $. Иногда можно внести коррективы прямо по фото.
  • В Китае изготавливают лимитированный тираж, продают за пару часов на выставке.

Стоимость одной игрушки — 59 $. На бананах и кактусах удалось заработать 4000 $. За собак я еще ничего не получила, так как все выставки, где их должны были реализовать, отменили или перенесли. По контракту у меня там и участие в выставках за счет фабрики, и работа над уникальными игрушками в единственном экземпляре, и прочие пироги, но пока все на паузе.

Игрушки, сделанные на фабрике
Игрушки, сделанные на фабрике

В творческой профессии, чтобы зарабатывать больше, надо совмещать собственно творчество с маркетингом. Вести соцсети, знать английский, уметь общаться с клиентами. При этом постоянно пробовать новые материалы, техники, менять стили, расти в качестве. Главное — не делать все время одно и то же: что легко или что продается. Обычно выстреливает один эксперимент из двадцати, поэтому всегда психологически сложно заставить себя попробовать что-то новое.

Я научилась вести бюджет, как только съехала от родителей. Я знаю точно, на что мне сколько нужно, и все заработанные деньги сразу распределяю по конвертам. Сейчас все вкладываю в ипотеку, в планах закрыть ее за 10 месяцев и наконец-то вернуться к нормальной жизни. Поэтому я почти ничего не покупаю себе, то есть у меня буквально пара кроссовок, пара сандалий, три платья и так далее.

Когда мы брали ипотеку, я сразу отложила жирную подушку и сейчас коплю в основном только на отпуск, покупая каждый день немного валюты через приложение в телефоне. У меня три валютных счета: два в долларах и один в евро, я кидаю на каждый от 3 до 20 единиц в день. Второй долларовый я открыла недавно, чтобы откладывать на новую технику: мне нужны ноутбук и фотокамера. Мои пока работают, но уже пора обновлять, поэтому я очень неторопливо коплю. Остальные два счета — «отпускные». Мы сейчас выезжаем редко, раз в полгода, поэтому можно за это время спокойно отложить пару тысяч валюты и к отпуску подойти сразу с нормальным бюджетом и не переживать за это.

Если есть конкретная цель — подарок, крупная покупка, — я назначаю дату, к которой планирую накопить нужную сумму, и делю на количество дней, после чего каждую неделю стараюсь откладывать. Подарки я дарю только близким людям на дни рождения и праздники. Стараюсь дарить средние по цене, но качественные: одежду, аксессуары, технику. Свои игрушки я обычно в качестве подарка не рассматриваю, предпочитаю дарить что-то полезное.

Будущее

Я мечтаю снимать удобную студию для работы. Меня устроит чистая пустая комната с раковиной и окном, недалеко от дома, например в модном лофте, где вокруг стильные магазины одежды, тату-салоны. Но, скорее всего, это станет возможно, только когда дети пойдут в школу. Пока они 100% времени со мной, и оставлять их надолго я не могу.

Раньше я хотела наладить маленькое производство кукол в России. Скажем, я делаю часть работы, а часть работы поручаю другим людям. Сначала мы все работаем по домам, но постепенно появляется возможность снять помещение и заниматься этим в студии. Я думаю, не очень сложно было бы найти несколько человек в такую бригаду, а поручать фабрике я бы не стала, так как мне хочется увидеть высокое качество и небольшие тиражи. Организацию производства я изучала в вузе и прекрасно понимаю, что даже скромная домашняя фабрика будет отнимать все мое время и силы и потребует больших вложений. Но сейчас я не развиваю эту идею, так как хочется побольше побыть с детьми, пока они маленькие, и наладить быт.