Как прекратить звонки из банка с вопросами про уволенного сотрудника?

14

У меня малый бизнес — несколько небольших продуктовых магазинов. В 2020 году мы открыли новый магазин и приняли на работу двух сотрудников. Один из них проработал больше года. Поначалу все было хорошо, но потом он начал наглеть: опаздывать, уходить на длительные перекуры, по-хамски относиться к клиентам и игнорировать служебные обязанности. В апреле 2022 года мы его уволили.

После этого начались звонки: примерно два раза в неделю мне звонят из банка и спрашивают про бывшего сотрудника, работает он у нас или нет, потому что у него большие долги по кредитам. После наших ответов, что он у нас не работает и пометьте это у себя в банковской CRM, ничего не меняется. Они продолжают названивать и задают одни и те же вопросы.

Мы пробовали добавлять номер в черный список, но они звонят с разных номеров и агрессивно требуют предоставить данные бывшего сотрудника. Хотя у нас никто не знает, где он сейчас и куда устроился работать, если вообще устроился.

Подскажите, пожалуйста, что нам делать, чтобы эти звонки прекратились? Сменить номер не можем, так как к нему привязано много сервисов, да и не хочется прятаться и менять номера после каждого такого работника.

Аватар автора

Наталья Вайнберг

юрист

Страница автора

Вам нужно узнать, кто именно звонит — банк или коллекторы. Если это банк и с ним не получается договориться, на него можно пожаловаться в ЦБ и Роскомнадзор. А если вам звонят из коллекторского агентства, отправить жалобу можно в службу судебных приставов.

Обратите внимание, что передавать по телефону личные данные бывшего работника нельзя: за это можно получить штраф до 100 000 ₽. Лучше напомнить звонящим про законы о персональных данных и о защите прав физлиц во время работы коллекторов и завершить разговор.

Кому можно рассказывать о бывшем работнике

Любая информация, которую работодатель узнал о сотруднике, в том числе адрес или телефон, считается персональными данными. Работодатель должен хранить ее и не разглашать даже после увольнения работника.

Сообщать личную информацию о сотрудниках можно только в предусмотренных законом случаях. Например, по запросам судов или правоохранительных органов: следователей, оперуполномоченных, судебных приставов.

За разглашение информации о работнике без его согласия работодателю грозит штраф:

  1. 40 000—50 000 ₽ — для ИП;
  2. 50 000—100 000 ₽ — для малых предприятий;
  3. 100 000—200 000 ₽ — для средних и крупных компаний.

Также работник может подать в суд и взыскать компенсацию морального вреда.

  • Например, бывший сотрудник «Вайлдберриз» взыскал 3000 ₽ компенсации морального вреда с работодателя. Причиной стало то, что компания дала его бывшей жене справку 2-НДФЛ с его персональными данными. Такие документы работодатель должен давать только по заявлению или с согласия самого работника, а этого не было.

Вероятность, что такое случится с вами, не очень велика. Но если уволенный сотрудник проявит настойчивость, закон будет на его стороне. Поэтому кем бы ни представлялись звонящие, не стоит сообщать им личные данные бывшего сотрудника. Тем более что всегда есть риск, что на другом конце телефона с вами разговаривают мошенники.

Как отвечать на назойливые звонки

По закону банк не вправе звонить на работу и сообщать о просроченной задолженности. Еще есть правило: прежде чем звонить, банк должен получить на это письменное разрешение от вас и бывшего работника. Поэтому подобные звонки сами по себе незаконны.

При очередном звонке включите диктофон и предупредите звонящего, что разговор записывается. После этого уточните у него ФИО, должность и конкретное подразделение банка, где он работает. Также сообщите ему, что вы не согласны получать звонки по поводу задолженности бывшего работника. А еще — что банк нарушает закон и за это его могут оштрафовать на 500 000 ₽ по части 1 статьи 14.57 КоАП.

Может оказаться, что на самом деле звонит не банк, а коллекторское агентство, которое выкупило долг. В этом случае выясните, кто передал ему долг, и проверьте, давали ли вы письменное согласие на звонки. Если нет, звонки коллекторов тоже считаются незаконными и на их вопросы можно не отвечать.

Если предупреждения по телефону не помогают и звонки продолжаются, попробуйте обратиться в банк письменно. Например, можно отправить электронную жалобу через форму на сайте. Укажите в ней:

  1. Что сотрудник, по поводу которого поступают звонки, уже давно у вас не работает.
  2. Ваша организация не имеет никакого отношения к кредиту и не согласна получать звонки из банка.
  3. Вы требуете прекратить звонки и удалить ваш номер телефона из базы обзвона.

Срока, в течение которого вам должны ответить на жалобу, в законе нет. Каждый банк определяет его сам. Но я рекомендую подождать месяц. А если прошло больше времени или полученный ответ вас не устроил, обращайтесь в надзорные органы.

Куда можно жаловаться на звонки

Жаловаться на постоянные звонки можно в Роскомнадзор, Центральный банк, ФССП и прокуратуру. О том, как правильно подать жалобу в любое ведомство, Тинькофф Журнал уже писал.

Роскомнадзор контролирует, чтобы персональные данные обрабатывали в соответствии с законом. Поэтому в ведомство можно пожаловаться на банк, который звонит и разглашает чужие личные данные. Обратиться туда можно электронно.

Центральный банк — это главный банк страны, который контролирует деятельность всех кредитных организаций. Ему можно сообщить, что из такого-то банка поступила информация о наличии задолженности работника, хотя такие сведения распространять нельзя. Обратиться в ЦБ можно через интернет-приемную.

В ФССП следует обращаться, если выяснилось, что звонят коллекторы. Именно приставы контролируют коллекторов и реагируют на их незаконные действия.

  • Например, УФССП обратилось в суд, чтобы привлечь коллекторскую организацию к ответственности по части 2 статьи 14.57 КоАП. Основание: коллекторы звонили третьим лицам, в том числе бывшим работодателям, и рассказывали о просроченной задолженности. Арбитражный суд согласился, что это нарушение, и оштрафовал коллекторов на 70 000 ₽.

Также в ФССП можно сообщить, что коллекторы превышают норму звонков, если они звонят чаще восьми раз в месяц или двух раз в неделю.

Подать жалобу в ФССП можно электронно или лично в районном отделе.

В прокуратуру можно обратиться по тем же причинам: вам звонят и разглашают чужие личные данные.

В какое бы ведомство вы ни обратились, оно должно ответить в течение 30 дней. Срок могут продлить на 15 суток, если понадобится провести дополнительную проверку.

Что в итоге

Не сообщайте по телефону никакую информацию о бывшем сотруднике.

Постарайтесь выяснить, кто вам звонит. Если собеседник представился сотрудником банка, после звонка обратитесь в банк с заявкой на исключение вашего номера из обзвона.

Если звонки из банка продолжатся, обратитесь с жалобой в Центральный банк, Роскомнадзор и прокуратуру.

Если вас беспокоит не банк, а коллекторы, подайте жалобу в ФССП.


Наталья Вайнберг
Расскажите, как вы боретесь с назойливыми звонками?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество