Можно ли​ вернуть деньги за некачест­венные двери?

6
Аватар автора

Читатель ТЖ

спросил в Сообществе

Страница автора

В 2023 году мы решили сделать капитальный ремонт квартиры в старом фонде. Демонтировали все, залили стяжку, оштукатурили стены, уложили напольное покрытие и подошли к выбору входной и межкомнатных дверей. Всего нужно было купить семь штук, и мы подобрали их в одном магазине, за что нам сделали приятную скидку.

Межкомнатные двери выбрали МДФ в эмали белые, а раньше всегда брали в ПВХ-пленке. Каждый комплект вместе с доборами и фурнитурой вышел примерно в 16 000 ₽.

Входную дверь мы установили сразу, а межкомнатные — после поклейки обоев. Мастера по установке межкомнатных дверей нашли на «Авито». За установку каждой двери он взял по 3000 ₽, всего — 18 000 ₽.

Как работал установщик, нам понравилось: приехал с большим количеством профессионального оборудования, сделал очень аккуратные врезки под фурнитуру и петли, собрал коробки, установил все ровно и красиво. Было приятно принимать такую работу: двери открывались и закрывались идеально, зазоры все одинаковые — просто красота.

Ремонт мы начали 1 января с демонтажа, стяжку полусухую заливали в феврале, обои наклеили в конце апреля, двери устанавливали в начале мая. Вроде бы все по технологии — одно за другим, но радовались буквально месяц, а то и меньше.

В начале июня я заметила, что на полотнах вверху, с торцов, появились расщелины шириной 1—2 мм, двери стали набухать изнутри, некоторые наличники изменили геометрию, а одно полотно стало задевать верх коробки.

Я вызвала установщика, он предложил закрепить наличники жидкими гвоздями, а полотно подрезать на станке. Но сначала рекомендовал обратиться в магазин с претензией.

Я позвонила в магазин, устно описала проблему. Приехал человек на осмотр, отметил, что у нас влажно, поинтересовался, не топило ли нас, узнал, что нет, составил претензию изготовителю. Дальше — либо экспертиза и возврат денег за полотна без учета коробок, доборов и установки, либо реставрация.

Спустя полтора месяца изготовитель ответил: отказался менять товар или возмещать его стоимость, ссылаясь на то, что мы нарушили режим эксплуатации, так как влажность в помещении выше 70%.

С мая по август у нас открыты окна, так как живем в теплом климате в 200 м от залива. Измерила влажность — она всегда от 60%, максимум 78% после дождя.

Сейчас уже четыре двери не закрываются, с входной нет проблем. В паспорте сказано про влажность 40—70%, а мы не знали, что летом она бывает выше. Получается, двери невозможно эксплуатировать в наших условиях. Но об этом ни продавец, ни завод не предупредили. Прав ли изготовитель, что в обычных условиях в жилых проветриваемых помещениях двери распирает от влажности?

Имеет ли смысл подавать в суд? Кажется, что шансы невелики, а нервов и времени на суды потратим больше, чем стоят двери.

Через месяц после установки новые двери стали выглядеть так
Через месяц после установки новые двери стали выглядеть так
Аватар автора

Андрей Корнилов

юрист

Страница автора

Двери могли разбухнуть из-за высокой влажности в помещении, заводского брака или по другим причинам. Прояснить ситуацию сможет только экспертиза.

Если они разбухли из-за производственных дефектов, это вина производителя. Тогда можно потребовать заменить двери на новые или вернуть деньги, а если он откажет — подать в суд. Если причина в неправильных условиях эксплуатации, суд не удовлетворит иск — придется ремонтировать двери или устанавливать новые за свой счет.

Какие требования к дверям из МДФ

МДФ — полотно из мелкодисперсной стружки, которую прессуют сухим способом под высокой температурой, после чего получают плиты с высокой плотностью, которым можно придать любую форму.

Основная причина, по которой портится МДФ, — это влага. Главная характеристика МДФ-панелей, по которой можно судить о ее устойчивости к воде, — плотность материала в кг/м³. Чем выше плотность, тем вероятнее, что панель МДФ выдержит повышенную влажность воздуха.

Классификация плит МДФ, их основные параметры и требования к ним указаны в ГОСТ 32274-2021.

Также важно, какая облицовка у двери. Самые нестойкие варианты — лакокрасочное покрытие, эмаль и тонкий шпон. Такие двери восприимчивы к влажности, портятся при незначительных ударах или царапинах. Ламинат более устойчив к влажности и механическим воздействиям.

Требования к проемам, полотну, фурнитуре и облицовке межкомнатных и наружных дверей перечислены в ГОСТ 475-2016.

Но закон не обязывает делать двери по госту. Производитель может ориентироваться на стандарты, которые разработало не государство, а он сам. Но тогда должен быть внутренний нормативный документ, по которому товар производят, — например, технические условия, ТУ. Ссылку на гост или ТУ указывают в паспорте на изделие.

Что делать, если двери разбухли

Сначала выясните одну из двух причин, по которой двери изменили геометрию.

Нарушены требования госта или ТУ при изготовлении дверного полотна или блока — то есть заводской брак.

Гарантийный срок на разные виды дверей в разных компаниях — в среднем 6—12 месяцев. На работы по установке дверей дают отдельную гарантию — ее определяет подрядчик. Бывает отдельная гарантия на элементы двери, например фурнитуру.

Если обнаружили в товаре недостатки, о которых вас не предупредили, вы вправе потребовать от продавца возместить убытки, а также  :

  1. заменить двери на такие же;
  2. заменить на двери другой марки, модели, артикула с перерасчетом цены;
  3. уменьшить покупную цену;
  4. отремонтировать или возместить расходы на ремонт;
  5. вернуть деньги;
  6. возместить убытки.

Предъявлять требования можно в течение гарантийного срока или срока годности. Если такие сроки не установлены — в течение двух лет после получения товара  .

Двери вернуть нельзя, если:

  1. Продавец предупредил о браке — например, поврежденные двери продали со скидкой.
  2. Вы сами доставили и установили двери. Тогда нельзя доказать, что механические повреждения — заводской брак, ведь они могли появиться в процессе доставки или установки.
  3. Товар пришел в негодность из-за форс-мажора — например, пожара или наводнения.
  4. Вы неправильно эксплуатировали дверь — например, в помещении со слишком высокой влажностью или температурой. Допустимые параметры эксплуатации любого изделия изготовитель указывает в паспорте.
  5. Вы сами попытались устранить дефект — тогда гарантийные обязательства аннулируются, даже если гарантийный срок не истек.

Если в ответ на претензию продавец или изготовитель заявляет, что дефекты — не брак, а результат неправильной эксплуатации и ответственность за них лежит на покупателе, необходимо провести экспертизу.

Вы нарушили правила эксплуатации дверей. Производитель не должен и не может делать двери, которые подойдут для любых условий эксплуатации и всех климатических зон. У каждого изделия есть допустимые значения нормальной работы. Например, двери для помещений с высокой влажностью — туалетов, ванных комнат и саун — пропитывают специальными смолами и наносят несколько слоев водоотталкивающего лака, что повышает устойчивость полотна.

В паспорте на изделие производитель указывает максимально допустимые показатели температуры и влажности помещения, в котором можно использовать дверь. Если реальные показатели отличаются, изготовитель не несет ответственности за порчу дверей.

Нормы влажности воздуха в жилых помещениях определяют Единые санитарные требования ЕАЭС. В квартирах нормальной считают влажность от 30 до 60% зимой и до 65% летом. Если она выше, микроклимат будет плохо влиять на двери, мебель, стены и здоровье жильцов.

Чтобы снизить влажность в квартире:

  • установите осушитель — он поглощает влагу и поддерживает комфортный микроклимат независимо от времени года, осадков и региона проживания;
  • чаще проветривайте помещение — это простой способ снизить влажность в квартире;
  • установите кондиционер — он не только снижает температуру летом, но и уменьшает влажность воздуха;
  • используйте вентиляторы — сильные воздушные потоки удаляют лишнюю влагу;
  • установите на кухне мощную вытяжку — она уберет пар и снизит влажность во время приготовления пищи;
  • сократите количество ковров — они впитывают влагу и долго удерживают ее;
  • используйте древесный уголь — купите брикеты для барбекю, поместите в корзины и установите на кухне и в ванной. Уголь хорошо поглощает воду и осушает квартиру. Упаковка будет «работать» в течение двух-трех месяцев, потом ее нужно заменить.

Как провести экспертизу

В случае спора о причинах дефектов дверей продавец обязан провести экспертизу за свой счет. Сроки зависят от требований покупателя  .

Доказывать причины недостатков товара придется покупателю, если гарантийный срок  :

  1. истек, но двух лет с момента покупки еще не прошло;
  2. не был установлен.

В качестве эксперта можно выбрать любую частную или государственную организацию со специальными компетенциями в области экспертизы. Перед экспертом поставьте такие вопросы:

  1. Соответствуют ли заявленные параметры дверей требованиям ТУ или госта?
  2. Соответствуют ли заявленные характеристики реальным параметрам?
  3. Из-за чего дверное полотно разбухло и изменило геометрию?
  4. Когда возник недостаток товара?

Заключение эксперта — это письменный документ, который отражает ход и результаты исследований. Обязательных требований к нему в законе нет. Если планируете использовать заключение как доказательство в суде, нужно, чтобы оно отвечало некоторым критериям.

Экспертизу оплатит продавец или изготовитель дверей. Но если она установит, что двери разбухли из-за неподвластных ему обстоятельств, вам придется возместить расходы  .

Если экспертиза установит, что двери разбухли не по вашей вине, предъявите продавцу претензию, приложите экспертное заключение и добавьте требование возместить расходы на экспертизу  .

Претензию составляют в свободной форме в двух экземплярах. Один вручите продавцу лично, на втором потребуйте поставить отметку о принятии либо направьте его заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если спор не получилось урегулировать мирно, обращайтесь в суд.

Как обратиться в суд

Проводить экспертизу перед направлением иска не обязательно. Если вы не обращались к экспертам, экспертизу назначит суд.

В суд можно подать по месту  :

  1. исполнения договора купли-продажи, оказания услуг или выполнения работ;
  2. нахождения продавца;
  3. своего проживания.

Если размер требований меньше 100 000 ₽, исковое заявление подают мировому судье. Если больше — обращаются в районный суд  .

К исковому заявлению нужно приложить  :

  1. Досудебную претензию и ответ продавца на нее.
  2. Уведомление о вручении иска всем участникам дела, например изготовителю дверей.
  3. Расчет взыскиваемой суммы — основной долг, пени, штраф и прочее.
  4. Документы, которые доказывают исковое требование, — например, чек об оплате, договор купли-продажи, гарантийный талон, заключение эксперта.
  5. Доверенность на представителя — если интересы в суде представляет кто-то другой.

При сумме иска о защите прав потребителей до 1 000 000 ₽ госпошлину уплачивать не нужно  .

Вы вправе просить суд обязать продавца или изготовителя:

  1. поменять изделие на такое же или на другую модель;
  2. уменьшить стоимость приобретенных дверей;
  3. бесплатно исправить недостатки;
  4. расторгнуть договор и вернуть деньги.

Кроме того, вы можете рассчитывать на компенсацию морального вреда и неустойку за задержку выполнения требований — 1% от стоимости продукции за каждый день просрочки  .

Если магазин проигнорировал претензию, ему также придется уплатить штраф потребителю в размере 50% от присужденной судом суммы  .

Решение суда будет зависеть от заключения судебной экспертизы. Расходы на нее и другие судебные издержки оплатит проигравшая сторона.

Жительнице Кемеровской области по договору подряда установили некачественные двери. Она пригласила эксперта, который подтвердил, что дефекты возникли из-за нарушения технологии изготовления.

Женщина направила претензию с требованием заменить двери, но подрядчик не отреагировал. Тогда она подала в суд. Тот привлек к делу изготовителя дверей в качестве третьей стороны и назначил судебную экспертизу. Эксперт сделал вывод, что у дверей и наличников трещины, недопустимые по госту и ТУ, — а значит, это дефекты.

Суд расторг договор подряда, взыскал с подрядчика 77 153 ₽, уплаченных по договору, 77 153 ₽ неустойки, 30 000 ₽ компенсации морального вреда, 92 153 ₽ штрафа за невыполнение заявленных требований добровольно и 36 250 ₽ судебных расходов на экспертизу и юридические услуги.

Подрядчик подал апелляцию. Сослался на то, что суд первой инстанции не принял во внимание мнение независимой экспертизы, которую проводил подрядчик. Ее заключение: выявленные трещины появились из-за эксплуатации дверей при низкой относительной влажности воздуха в помещении — ниже рекомендуемой производителем дверей.

Апелляция назначила еще одну экспертизу — на этот раз ее выполняла другая организация. Ее вывод: «Дефекты образовались из-за нарушения технологий сушки древесины и нанесения облицовочного покрытия на древесную основу». В результате апелляция оставила без изменения решение суда первой инстанции в части размера неустойки, морального вреда и штрафа  .

Что в итоге

Двери из МДФ с эмалевым покрытием не слишком устойчивы к влаге. Но это не значит, что они разбухли из-за особенностей микроклимата вашей квартиры. Возможно, дело в нарушении технологии изготовления и некачественных материалах. Назвать точную причину может только эксперт.

Изготовитель не обязан делать двери, подходящие для любых условий и всех климатических зон. Допустимые параметры эксплуатации компания указывает в паспорте или гарантийном талоне. Еще там должна быть ссылка на технические условия или гост, которым соответствует дверь.

Если виноват производитель, вы можете потребовать бесплатно отремонтировать двери, заменить или вернуть их и потребовать обратно деньги.

Если продавец проигнорирует или откажется выполнять претензию, подавайте в суд. Он назначит судебную экспертизу — если та подтвердит производственный брак, вам вернут деньги, возместят судебные расходы, в том числе на экспертизу, и компенсируют ущерб.

Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga

Андрей КорниловА у вас были проблемы с дверьми после установки? Расскажите, как решали:
  • Boris KölnПо ГОСТ 30494-2011 в квартире должна быть влажность от 30% до 60%. Если двери покоробило при влажности 70-78%, производитель не виноват. Если это из-за затопления в подвале - отвечает УК. Если влажность из-за открытых окон - ваша ответственность.3
  • Алла ЦветковаВ Вашем случае вопрос в судебном порядке будет решаться только с помощью судебной экспертизы, которая и должна будет ответить суду на вопросы был ли производственный брак у дверей, почему повело двери, и кто в этом виноват. Вполне возможно, что суд ограничится единственным вопросом о наличии/отсутствии производственного брака. Я бы рекомендовала самостоятельно поискать экспертные учреждения (поисковые системы Вам в помощь) и не утаивая ничего рассказать все как есть, обсудить с ними перспективы данного дела. Причем, не останавливайтесь на одном экспертном учреждении. Переговорите с несколькими, кто работает с подоьными проблемами, чтобы получить для себя общую картину по перспективам данного дела в судебном порядке. Обычно в любых товарах допустимые границы показателей на товар устанавливаются с запасом. Например срок годности скоропортящейся продукции еще не говорит о том, что просрочка однозначно будет тухлой и есть ее - только вредить своему здоровью. Соответственно, если влажность и была 78% при допустимой 70%, то это еще не говорит о том, что двери однозначно должно было повести и покоробить. Вполне возможно, что причиноц стал именно заводской брак. Или, как ниже указал Борис, высокая влажность в квартире не из-за того, что комната проветривалась, а из-за плохого обслуживания общедомового имущества со стороны УК. Многое сможете обсудить по телефону, предоставив фото и пояснения, не заплатив ни копейки. Эксперты консультируют бесплатно, а оплату берут за свое письменное заключение и выезд на объект (но это если понадобится).2
  • Читатель ТЖАлла, спасибо за такой развернутый ответ. Не думаю что УК виновата, т.к аварий в этом году не было, думаю можно у них взять справку об этом, а вентиляцию проверяют ежегодно, у нас 3 Вент канала, осмотр был в начале лета, все в порядке. Летом всегда влажность выше, не проветривать и сидеть при закрытых окнах - тоже не по ГОСТу) Смущает, что верхние и нижние торцы этих полотен не имеют какой-либо защиты, не защищены пленкой, лаком, пропиткой или краской, и соответственно дерево впитало влажность. Наши старые двери были выполнены немного по-другому, там все торцы были закрыты и такой проблемы не было. При покупке не обратили на это внимание, наша ошибка. К слову просто скажу, что с мебелью никаких проблем, все дверцы/фасады хорошо открываются, нигде ничего не повело, а вот двери как-то подкачали(((0
  • Алла ЦветковаЧитатель, пообщайтесь с экспертами. Допускаю, что производитель дверей мог нарушить какие-нибудь стандарты к данному виду продукции. И если я, не являясь специалистом, могу это только предполагать, то эксперты, ориентируясь на данные справочников, могут это подтвердить или опровергнуть. Повторю, что в Вашем деле без экспертного заключения в суде делать нечего. Разве что продавец добровольно признает Ваши требования обоснованными. В целом, в Вашем случае речь идет об обычной эксплуатации товара. Вы и третьи лица не заливали двери водой. С другой мебелью в квартире подобных проблем нет. Двери, скорее всего, покупали в том же регионе, в котором их и испльзуете. То есть продавец должен был понимать, подходит ли его товар для эксплуатации в обычном режиме в данном регионе. Очевидно же, что Вы покупали не музейный экспонат чтобы создавать для него особые условия хранения. Поэтому, представляется, что вопрос о качестве дверей поставлен не безосновательно. В Ваших действиях я ошибки не вижу: Закон о защите прав потребителей весьма лоялен к потребителям и обязывает производителей/продавцов доводить в полном объеме информацию о товаре и его свойствах до покупателей/потребителей продукции. А было ли это сделано? По-хорошему, это проблемы продавца (ему доказывать в суде), что он предупреждал Вас о подобных последствиях при установке такой модели дверей и эксплуатации в обычном режиме.2
  • Персиковый кумкватМожете назвать или какой-нибудь намекнуть на производителя дверей? Тоже предстоит замена в ближайшее время, но вот количество негативных отзывов практически у каждой компании пугает. Хочется выбрать наименьшее из зол1
  • Майкмы как то купили вонючие двери! они жутко воняют то ли клеем то ли еще чем то, вся квартира в итоге провоняла, надеялись что выветрится, но в итоге спустя 5 лет как воняли так и воняют..0