«Сделать мир лучше и терпимее»: почему в школах и детских садах нужна инклюзия

Доводы читателей
75
«Сделать мир лучше и терпимее»: почему в школах и детских садах нужна инклюзия

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Аватар автора

Катя Булгакова

выбирала комментарии

Страница автора

65% россиян считают нужным создать условия для обучения детей с инвалидностью вместе с ребятами без нее.

Многие читатели Т⁠—⁠Ж тоже уверены в важности инклюзии — как в школах, так и в детсадах. По их мнению, она воспитывает в детях хорошие качества и помогает получить опыт общения с разными людьми. Собрали их доводы в один материал.

О важном

Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т⁠—⁠Ж «О важном». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах.

В ноябре и декабре мы рассказываем об инклюзивной среде. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто помогает, можно в потоке «О важном».

АРГУМЕНТ № 1

Инклюзия делает людей терпимее

Аватар автора

Mad.jul

выступает за достойную жизнь для всех

Страница автора

Если появляется какой-то агрессивный мальчик, никто не замечает, сколько таких среди нормотипичных  . Но все сразу же становятся против инклюзии.

Да, у нас в образовании почти все криво — с благими, может, намерениями, но через жопу. И в большинстве случаев школа не готова ни к чему, и к инклюзии тоже. Они там обложены своими бумажками и ограничены в средствах.

Но это не значит, что инклюзия не нужна. Школа — это не только знания, но и воспитание человека в целом, передача информации не только о правилах русского языка и законах физики, но и о мире, обществе. А люди с инвалидностью — такая же часть общества, у них такие же права на образование, достойную жизнь не в закрытой квартире.

«Инклюзия» по принципу «просто отвести ребенка с ОВЗ к учителю с 25 детьми, и пусть там сами барахтаются» — это вредительство всем участникам. И это не полезно никому. Даже называть это инклюзией — вредительство.


Аватар автора

Елизавета Ионова

старается для своего ребенка

Страница автора

Мне кажется, что люди, выступающие с позиции «нам эти неадекваты не нужны», не допускают мысли, что рождение такого ребенка — лотерея. Никто (!) не знает, почему появляется малыш с ментальными или физическими особенностями. Да, есть риск патологий при алкогольной и прочих зависимостях, но почему-то его экстраполируют на всех.

Никто из сообщества родителей людей с инвалидностью не выбирал такого ребенка. Отличные анализы во время беременности, отличный апгар  , а потом…

И задача инклюзии — сделать мир лучше и терпимее, потому что никто, абсолютно никто не застрахован. Мы, родители детей с особенностями развития, хотим встроить их в жизнь, как, собственно, и все остальные мамы и папы.


Аватар автора

Авокадий

за равенство для всех

Страница автора

Инклюзия нужна, чтобы общество не делило людей на сорта.


Аватар автора

Татьяна

убедилась в важности инклюзии на своем примере

Страница автора

Я училась в США, в школе было много детей с инвалидностью — от синдрома Дауна до тяжелых ДЦП. Естественно, я не знала диагнозов, сужу лишь по тому, что видела, и дальнейшему опыту. Ни разу никаких проблем в нашей школе не возникло за время моего обучения.

Дети с инвалидностью имели свой большой класс, с огромным окном, что не характерно для американских школ. На определенные предметы эти ребята присоединялись к нормотипичным детям.

С нами в классе риторики занимались двое школьников с синдромом Дауна, с ними всегда была тьютор. Никогда и никому они не мешали, при этом активно участвовали в самом уроке. Остальные ребята относились к ним с уважением, всегда очень доброжелательно. В итоге дети с инвалидностью получали социализацию и образование, а нормотипичные — не меньше: они учились общаться с теми, кто отличается от других, и быть добрее, а это очень важно для всего общества.

АРГУМЕНТ № 2

Инклюзия комфортна для всех, когда она грамотно организована

Аватар автора

Татьяна

за грамотный подход

Страница автора

Мы сейчас живем в Нидерландах, дочка ходит в садик при реабилитационном центре — все государственное. С ней работает толпа специалистов. Текучки в центре совсем нет, зато есть очередь из желающих. У нас одна воспитательница уволилась, так как переезжала в другой город с семьей, а новая пришла на следующий же день. Если кто-то заболевает, с заменой тоже никаких сложностей не возникает.

У терапевтов проходят практику студенты: присутствуют на всех занятиях в течение года, им объясняют все нюансы. Учатся несколько лет, прежде чем приступить к работе. Видно, что люди любят то, чем занимаются, и довольны условиями.

Так и должно быть, от этого только всем лучше. Но нужно все это организовывать, то есть работа должна вестись на уровне правительства и министерств, а не садиков и родителей. С другой стороны, если голландцы смогли это организовать, то почему наши не могут?


Аватар автора

Гипножаба

хочет перенять зарубежный опыт

Страница автора

Нужно сначала обучить специалистов и защитить их от выгорания. И да, должна быть хорошая финансовая мотивация.

Я в Северной Европе, тут учатся все вместе. Но то и понятно, классы маленькие — по 15—20 человек. Если есть ребенок с особенностями, учителей больше одного на уроках. И среда свободная для всех: можно перемещаться, лежать, сидеть на фитболах, диванчиках.

Дети с РАС  или СДВГ  сидят за ширмочками, если им так комфортнее. Дети с особыми физическими потребностями вообще в порядке, так как тут везде все для них сделано. Тусуются и играют со всеми, учителя с этим работают.


Аватар автора

ясень

увидела, как работает инклюзия за рубежом

Страница автора

В Швейцарии очень мило и душевно относятся к людям с РАС. Педагоги могут приходить в школу только для одного ученика, давать специальные карточки. Думать и вникать, как помочь конкретному ребенку, какие бы приколы его мозг ни выкидывал. Все внимательные, понимающие.

На самом деле у нас и в обычном садике есть девочка с инвалидностью, но педагогов нет, просто тот же самый воспитатель. Получается, что половина времени уходит на одну эту девочку, а половина — на остальных 20 детей. Так не должно быть. В целом у людей с РАС прекрасно то, что интеллект может быть не просто сохранным, а выше среднего. Конечно, поведение сперва шокирует, но общаться не мешает.

Могу сказать, что я за инклюзию в садиках и школах для ребят с сохранным интеллектом, но нужен дополнительный воспитатель или педагог только для этих детей. Хотя бы на подмогу обычному.

АРГУМЕНТ № 3

Детям с ментальной инвалидностью важно присутствовать хотя бы на части школьных предметов

Аватар автора

Татьяна

считает, что каждый может учиться в меру возможностей

Страница автора

Дети с инвалидностью занимаются с обычными детьми только там, где они могут. Если ребенок никак не может, то он работает исключительно со своими специалистами, какие тут варианты?

Но ребенок с умственной отсталостью, который по развитию как пятилетка, а не десятилетний, как по документам, очень даже может петь, рисовать или слушать на других предметах. Понятно, что им на фиг не сдались интегралы — если объективно, то они и многим нормотипичным людям не очень помогают, — но почему бы не участвовать в том, в чем они могут? А у нас просто ребенка воткнут в класс, и учись как хочешь. Так нельзя, потому что от этого пользы нет никому.

Ребенок с умственной отсталостью вполне может слушать историю, географию, литературу. Физика, химия, математика — для них перебор, но до девятого и даже одиннадцатого класса достаточно гуманитарных дисциплин. Я училась на риторике с двумя детьми с синдромом Дауна, они с огромным интересом слушали, сами участвовали. Да, их рассуждения были на уровне детского сада, но ничего странного в том, чтобы услышать чье-то мнение, пусть и детское, нет.

Опять же, ну не смогут они написать сочинение, ну и фиг с ним, но послушать рассуждения на тему разных произведений им будет вполне интересно.

АРГУМЕНТ № 4

В инклюзивном обществе комфортно каждому

Аватар автора

vera.mokravtcova

выступает за принятие всех

Страница автора

У нас с мужем даже не было вариантов. Для нашей семьи инклюзивное общество — самый правильный формат организации людей. Опыт встречи разных людей, возможность видеть мир во всем его разнообразии. Мы все разные, но у нас одинаковые права.

Подбирая дошкольное учреждение для своего сына, наличие детей с особенностями было одним из главных критериев. Конечно, многое зависит от сотрудников и самого устройства, но там, где принимают разных людей, бывает комфортно каждому.


Аватар автора

Mad.jul

хочет жить в помогающем обществе

Страница автора

В России что-то делается для доступности разных сфер людям с инвалидностью. Но главная часть этой доступности — толерантное, принимающее общество. Его надо воспитать, чтобы все дети, подростки, взрослые видели людей с инвалидностью, не шугались, не прятали глаза, а могли спокойно воспринимать, при возможности — чем-то помогать.

Жить в обществе толерантных, милосердных людей важно всем! Приятно, когда в регистратуре на вас не орут из-за того, что вы где-то что-то не заметили. Приятно, когда вы медленно тащите тяжелые сумки, а вам кто-то придержит дверь и подождет в лифте.

Если вы тяжело заболели — а от инвалидности не застрахован никто, даже те, кто родился абсолютно здоровым, — и оказались в инвалидной коляске, а ваши соседи не подписывают петицию против установки пандуса в подъезде, вы сможете сами выйти на улицу. Приятно, если вы заболели деменцией и вас не сдали в ПНИ  , не спрятали в запертой квартире, вам помогают разные люди, фонды, ваши соседи, а не чураются, как чумной.

Аватар автора

Анна Михайленко

руководитель отдела инклюзивного образования в РООИ «Перспектива»

Страница автора

«Чтобы инклюзия работала, надо настраивать систему»

С 2007 года «Перспектива»  ведет направление инклюзивного образования. Сначала мы точечно работали со школами, которые были готовы брать детей с особенностями развития, — рассказывали об инвалидности вместе с экспертами. С 2013 года учебные заведения обязали принимать ребят с инвалидностью на законодательном уровне.

К сожалению, на практике инклюзия зачастую не работает: закон принят, а школы, учителя, родители и специалисты к этому не готовы.

Нельзя назвать инклюзией, когда ребенок с особыми потребностями попадает в класс без специальных условий, это ведет к конфликтам.

То, какая форма обучения подходит школьнику, зависит от его инвалидности. У одного могут быть нарушения опорно-двигательного аппарата и сохранный интеллект — тогда нужна доступная среда, чтобы он беспрепятственно перемещался на инвалидной коляске или ходунках. У другого может быть аутизм или синдром Дауна — тогда ему в помощь создаются ресурсные классы  , чтобы была возможность отдохнуть и получить поддержку специалистов-тьюторов, психологов, логопедов.

Чтобы инклюзия работала, нужно выстраивать систему и начинать с сотрудничества детского сада и школы. Так, учителя из начальной школы могут прийти в детский сад, познакомиться с ребятами, которые будут у них учиться, начать поиск специалистов. Похожие примеры в России есть: в ноябре 2023 года в конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России» в номинации «Лучший инклюзивный детский сад» победил иркутский проект «Точка будущего» с комплексным подходом.

Сейчас дети с подтвержденной инвалидностью перед школой проходят психолого-медико-педагогическую комиссию, на которой специалисты определяют, что ему нужно, например сопровождение тьюторов  . По закону на каждого ребенка с инвалидностью должны выделяться бюджетные деньги на тьютора и других специалистов. Чтобы школа успела это организовать, лучше обращаться в нее минимум за год.

Увы, институт тьюторства еще в зародыше, и только недавно в вузах запустили такую образовательную программу. При этом в России есть успешные практики и НКО, которые помогают учиться на эту профессию. Еще детям нужны психологи, дефектологи, логопеды, которые помогут в усвоении школьных предметов и адаптации в сообществе. Психологи помогут и детям без инвалидности, поэтому система обучения полезна всем.

Я считаю, что нужно повышать оклад учителям начального и среднего образования, в класс к которым придут обучаться дети с инвалидностью. К тому же для них стоит организовать курсы переподготовки, на которых они узнают больше об инклюзивном образовании.

Еще мы часто говорили на круглых столах о том, что стоит внести инклюзивность как критерий для рейтинга школы — это замотивирует администрацию. Инклюзивность учебного заведения должна стать статусной — «директор инклюзивной школы» будет звучать гордо.

РООИ «Перспектива» не обладает образовательной лицензией, но на просветительских мероприятиях мы готовим школы к тому, что к ним может прийти ребенок с особенностями развития. Так, наши сотрудники с инвалидностью проводят уроки по пониманию инвалидности — уроки доброты. Они объясняют детям на трех-четырех занятиях, какие трудности испытывают и что помогает им их преодолевать, почему все люди разные и почему не нужно бояться ребенка с инвалидностью. Учащиеся могут задавать вопросы — например, спросить у незрячего человека, как он видит сны. Когда перед детьми живые примеры, меняется их восприятие и вся атмосфера в школе.

Мы также проводим тренинги для педагогов и рассказываем, как принимать ребенка с инвалидностью. Участвующие обсуждают, как общаться с такими людьми, каких терминов избегать.

Еще они выполняют упражнения. Например, один участник пробует самостоятельно дойти до места и обойти препятствия, надев маску для сна, а второй человек играет роль помощника и подсказывает, как пройти. В другом задании один надевает звуконепроницаемые наушники и пробует счесть по губам, что рассказывает человек напротив. Благодаря этому у учителей меняется отношение к людям с инвалидностью.

Я считаю, что все проблемы растут из незнания. Если подготовить школу, родителей и школьное сообщество, инклюзия будет работать. Однажды после урока доброты одна родительница попросила пересадить ребенка за первую парту, потому что он плохо видит. Она боялась сказать об этом раньше, потому что переживала, что их выгонят из школы. После того как она увидела реакцию детей на ведущих с инвалидностью и их ответы, этот страх исчез.

Катя БулгаковаЧто думаете насчет инклюзии в школе и детских садах?
  • Елизавета ИоноваАноним, так нет сомнений в том, что она нужна, об инклюзии уже лет 10 говорят, но пока её реализуют топорным способом: в класс к нормикам добавляют ребенка с РРП, и дальше живите как хотите. Протоколы, пособия, подходы – порой родители знают и умеют больше. Но мы не можем заменить собой общество.10
  • Laska ZimaЕсть у нас в садике. И нам не надо. А если уж дали такого неуправляемого, то будьте добры ему и педагога отдельного дайте, а не то, что оба педагога с ним одним справиться не могут, а на остальных детей нет времени внимание уделять. Сделали. Да через одно место. Конечно мы против.9
  • ТатьянаLaska, только в этой ситуации можно находиться и без инклюзии. И да, это тяжело, у сына и в саду, и в школе были дети с неадекватным поведением и всегда семьи были странные, хотя к маргиналам их не отнести ни разу, у одного бабушка в правительстве спб "трудилась" 🤦🏼‍♀️3
  • MD D.Инклюзия инклюзии рознь. В случаях с детьми на колясках, ДЦП без нарушений поведения инклюзия достигается высоким качеством воспитания остальных ребят. Мне в голову не приходило потешаться над малышом с инсулиновой помпой или одной рукой, а росла я в конце 90-х. В таких коллективах не страшно оставить ребенка с особенностями: помогут, примут во внимание болезнь, адаптируются под его особые нужды. Но вот если мы имеем в виду детей с серьезными нарушениями поведения, я категорически против инклюзии. Считаю, что безопасность и качество обучения выше всего, а оно будет страдать, если учитель все 40 минут будет успокаивать «необычную» лапулю, которую успокоит только аминазин.60
  • Laska ZimaТатьяна, можно конечно. Просто у нас именно такая вот. Поэтому и комментарий такой.3
  • ТатьянаLaska, просто это тень бросает на детей с особенностями развития и отношение к ним ко всем становится таким, как будто они только и делают, чтт угрожают жизни и здоровью окружающих, а это не так. Те надо не диагноз, а манеру поведения выделять, тк неадекватными дети могут быть вне зависимости от их здоровья, так же как и абсолютно адекватными, не смотря на уо, проблемы по физике и прочему.3
  • Laska ZimaТатьяна, заметьте, я не обобщаю. Я просто говорю о своем опыте. У нас конкретная ситуация. Разумеется, все дети разные. У нас вот конкретный случай. А никто ничего не делает. Нас просто не слышат. Должна быть инклюзия - и у нас она есть. Только всем нам плохо, а ему одном норм(точнее его маме). Я говорю не столько о детях. (По сути то, он ведь не виноват, что его родители бронелобые), сколько я говорю о том, каким образом и какой ценой достаётся эта инклюзия. Все против, она одна «за» и наше мнение никого не волнует7
  • kinoMD, первая мысль, что меня посетила при прочтении заголовка12
  • Анна РешетниковаКонечно, нужна. И как логопед, и как родитель,и просто человек так думаю. Никто не хочет, чтобы, если ребенок/брат/жена/сам человек стал инвалидом, он сидел дома взаперти. Люди хотят общаться, учиться, работать и тусоваться. И вряд и кто-то будет против этого, вопрос лишь в системной грамотной организации всего процесса. А общество никогда не будет ни к чему готово, так как общество это отдельные люди, группы, динамики, которые и двигают изменения, не само собой.5
  • ТатьянаLaska, точно в такой же незащищённой ситуации вы бы были, если бы ребенок был без справки. Те вопрос агрессивного , неадекватного и прочего поведения нужно решать, только к инклюзии это отношения не имеет. Проблема в том, что под эту лавочку шпыняют всех, тк с нормиком они сделать ничего не могут, а тут им и карты в руки, а на само поведение даже не смотрят, те по умолчанию будут пытаться не допустить. У дочки в группе есть мальчик, тише не бывает. Я как-то в группу пришла, пока дочку переодевала, с воспитателями поговорила, смотрю краем глаза-большая кукла в углу стоит, я удивилась, что вроде ж не была, посмотрела-а это он. Те ребенок на столько тихий, что его можно в комнате 10 минут не замечать 🙈. Приэтом он разговаривает, отлично все понимает, всякие пазлы собирает и тд. Но играет тихо и сам с собой в основном (ну или со взрослыми по их инициативе). Те вот тоже особенный ребенок, но представить себе его агрессивным или даже просто мешающим на уроке я не могу. Но диагноз есть и просто дальше документов его в школу бы у нас всеми силами бы старались не пускать. У сына в россии тоже был особенный мальчик в началке. Тоже тихий, спокойный , но с успеваемостью все было очень тяжело и мама думала о переводе в коррекцию, тк слишком тяжело ему было и , естественно, никакого тьютора не было. А вот неадекватным был вполне себе здоровый парень, которым мама, судя по всему, не сильно занималась, тк была занята личной жизнью, а сын был весь обложен компами, телефонами и прочим. В общем я к чему, проблемы надо симптоматически решать. Неадекватное поведение требует определенных мер (возможно работы с психологами, с семьей и прочим), проблемы по здоровью у детей-это другая проблема и там свои решения. Если первая и вторая группы пересекаются, то требуется третий подход. А у нас, как всегда, все это проблемы людей-решайте, как хотите. Ни к чему хорошему это не приводит никогда4
  • Far AwayИнклюзия бывает основана на разных диагнозах. Если нет поведенческих изменений или они безопасны для окружающих - да конечно пусть ребенок учится в общей толпе.16
  • ЕкатеринаЯ думаю, что ментальные инвалиды могут встречаться с обычными детьми на бестолковых предметах типа изо или пения вместе с тьюторами. Не надо их тащить "слушать" историю или участвовать в дискуссиях с аргументами пятилетки. Я училась в 90 и у нас в классе были просто туповатые дети, которые очень плохо читали. Они сильно задерживали класс, более развитым детям было чудовищно скучно и от этого сильно падала мотивация.20
  • ТаУНа деле чаще всего нет никакой инклюзии. Просто ребенок с УО сидит в классе. У него другая программа, другие учебники и абсолютно нет возможности работать самостоятельно. А учителю надо и от него не отойти, и остальных научить. Через месяц таких занятий половина класса ничего не делает, так как в 5 классе им невозможно объяснить, почему Васе можно кукарекать на уроке, ходить по классу и не учиться, а ему, Пете, нельзя. К счастью, сейчас таких классов у меня нет. Но были. И я сейчас точно знаю, что больше - не будет. Вот такой уровень терпимости.26
  • Елисей КостомаровЯ, по правде говоря, с такими детьми не сталкивался, но не уверен, что это хорошая идея... во-первых, их отклонения могут быть опасными для окружающих, прежде всего для других детей; во-вторых, они требуют особого внимания учителя, а это значит - меньше внимания на остальных детей; в-третьих, есть еще буллинг - они беззащитны перед другими детьми.5
  • ЕкатеринаТатьяна, я не знаю, откуда идет мотивация у первоклашки. Я дико скучала, читала учебник вперед, отвлекалась и это не способствовало интересу к учебе вот прям совсем. По-хорошему, надо стараться если уж не делить классы по уровню подготовки, то хотя бы внутри класса давать разные задания. И уж точно не ориентироваться на отстающих.11
  • ТаУЕлизавета, топорно - это очень нежно сказано. Вот несколько лет назад директоров школ у нас в районе штрафанули за отсутствие пандусов. Мол, вот появится у вас ребенок-колясочник, как в школу входить будет? А то, что дети в школу добираются на школьном автобусе с узкими дверями, тремя ступеньками и узким проходом между двумя сторонами кресел - это доступность образовательной среды не отменяет. Главное, чтобы пандус был.5
  • Инфузория туфелькаТаУ, однако, пандус нужен.7
  • Laska ZimaЕлисей, ну вам повезло, что не сталкивались. У нас вот полгода это «щщасте» вся группа слезами горючими ревет и дети и родители. Но у минобра инклюзия! Деваться некуда 🤷🏼‍♀️6
  • ЕкатеринаТатьяна, разница с инклюзией все равно колоссальная. Одно дело - туповатый ребенок, другое- умственно отсталый.6
  • НикитаСогласен с комментаторами. Если ребёнок с особенностями, но может работать в коллективе, ему не нужен индивидуальный подход и он не навредит себе или окружающим, то пусть учится на здоровье. Если хотя бы одно из условий не соблюдается - не нужно портить процесс обучения ни ребёнку, ни окружающим9
  • Натали КузнецоваИнклюзия должна быть выборочная. Не все особенные дети могут заниматься со здоровыми ровесниками в силу своих особенностей. Это касается, прежде всего, детей с ментальными нарушениями. Мой родственник как раз из таких. Первые три года он учился в обычной школе. Ему было очень тяжело, он страдал, поскольку не успевал за одноклассниками в восприятии материала, не мог наравне с ними учиться. Он просто нервничал и занимался своими делами. В первом классе он дважды оставался на второй год. К тому же дети издевались над ним из-за его особенностей. Учителю было тяжело работать с таким ребенком и полноценно уделять внимание остальным ученикам. Мальчика перевели в школу-интернат для таких же детей как он. В этой школе он стал одним из лучших. Там нашли подход к нему специалисты, подготовленные для работы с детьми с особенностями. Ему там было хорошо хотя бы потому, что он там не ощущал себя хуже других и мог усваивать материал. В этой школе не было и особых проблем с ровесниками. Все там были на равных. Ещё не допустима полная инклюзия при социализации детей с нарушениями слуха и зрения. Им нужно учиться в специальных школах, где их научат адаптации с учётом их физических особенностей. В то же время эти дети впоследствии могут спокойно жить и работать среди нас, поскольку у них в большинстве своем интеллект в полном порядке. На мой взгляд, инклюзия возможна в ряде случаев с детьми с ПОДА. Такие дети очень целеустремлённые и активные, умеют преодолевать себя и обстоятельства. Они могут стать хорошим примером для ровесников.11
  • Роза Давидовавсё красиао звучит, на деле всё далеко не так. Моему свну 13 лет, у него задержка психологического развития. Он учится в обычной школе по адаптировпнной программе. Такие дети не нужны школе, их в лучшем случае не замечают! Ни каеой адаптированной программы нет, просто лепчт тройки, даже не спрашивая. В младшей школе он подвергался издевками от классрука, что поовоцировало издевки со стороны одноклассников. Обычные дети не прлявляют ни толерантности, ни доброты. Учителя, видя издёвки стараются не обоащать внимания. Прежде чем вводить такую систему, надо воспитать толерантное общество! А не эксперементировать над детьми.1
  • el_oso_koalaТатьяна, неадекватного как вы пишите "нормика" успешно выперли из моего класса аж в 97 году по коллективной жалобе родителей. И такие случаи не единичны мягко скажем. Все прекрасно делается. Для детей, которые не тянут школьную программу общую есть коррекционная школа. Я категорически не понимаю почему нормальные дети должны терять в качестве образования из-за дебилов. Учителя и так перегружены. Смысл вешать на них ещё и детей, которые в любом случае ничего не выучат?7
  • Созревающий ФруктНатали, про школы не знаю, но когда учился в ВУЗе у нас на потоке была группа слабослышащих людей. На все занятия с группой ходила сурдопереводчик, и они спокойно учились вместе со всеми. Не знаю, в каком возрасте дети обычно осваивают сурдоязык, но предположу, что подобные занятия с сопровождение могут быть в перспективе организованы и в школе (если ещё нет).3
  • Натали КузнецоваСозревающий, я на 5 курсе писала диплом на базе школу-интерната для глухих детей. У них особая программа, растянутая на 12 лет. Это связано со спецификой адаптации к миру слышащих, обучению речи. Там все очень сложно.4
  • АкацияНатали, есть ещё классы коррекции. Вот их должно быть больше! Вы все верно понимаете. И тут основное - интеллект. Тянет ребёнок или нет школьную программу. Если не тянет, то эти тёти со своими розовыми единорогами вместо мозга, топящие за инклюзию, действуют во вред этим детям. Им плохо в обычном классе, они понимают, что они не такие. И даже обычному ребёнку, который сильно отстал от программы, будет очень плохо. А выход уже индивидуален. Кому-то школа попроще подойдёт. Кому-то нужен класс коррекции. А кому-то специализированная школа. У меня сын учился в очень сильной школе. И один одноклассник, будучи нормальным, просто не тянул училенную программу. Страдали все. И он в первую очередь. Родители были глупые, долго тянули с переводом в другую школу. Но когда поменяли школу - у ребёнка стало все хорошо с поведением. Он перестал быть худшим. Программа и требования стали ему понятными. Он смог справляться. Ему стало хорошо. И я очень много примеров знаю, когда уже в класс коррекции или специальную школу переводили детей, и дети переставали страдать, им стало хорошо! Они стали понимать, что им говорят и что от них хотят, стали справиться с заданиями.6
  • АкацияСозревающий, нет, не могут. Там все по-другому. И у детей свой мир. Их учат через понятные им образы. Нам, кто не обучался работать с такими детьми, и близко не понять этот мир. И то, как им надо что-то объяснять.2
  • АкацияРоза, почему у вас в школе нет класса коррекции? Вот в классе, где 15 человек детей, и где никого не надо готовить к ЕГЭ, можно и убрать слишком сложные задания. И уделять больше внимания детям.0
  • Арина ИгнатеваМатом нельзя, но очень хочется! Мне вот зачем про инклюзию в Европе и США?! Вы ее в России видели?! Это когда поведенческий ребенок бросается в группу нормотипичных и учителю/воспитателю говорят "ну вот как-то так! Тьютора у нас нет, материалов для обучения под его нозологию тоже. Ширмы, комнаты сенсорной разгрузки тоже нет. Какает он в штаны. Да... И няни нет. Он дерется и вокализирует бесконечно. Но тыжпедагог! Справишься! " Все, дальше писать не буду, помню про то, что матом нельзя!1
  • ЕкатеринаРоза, может просто нужно больше коррекционных школ или хотя бы классов? Я не оправдываю издевательства над ребенком, если чё.2
  • juarhalaЕсли учесть, что учитель всегда рассчитывает программу и уровень объяснений на среднего ученика в классе (не самого сильного, и не самого слабого, а именно среднего!), инклюзия тех же аутистов, даунов или дцпшников (уж простите за прямоту) превращается в полный завал учебного процесса. Средним учеником в этом случае становится самый слабый из неинвалидов, инвалиды будут не успевать в связи с индивидуальными особенностями, сильные ученики вообще будут спать от скуки и тупеть...в итоге весь класс будет отставать, а как это отразится на психике всех детей, можете представить сами. Учебный процесс - это прежде всего про получение качественного образования, а не только про воспитание, доброту и терпимость. Родители детей, не поступивших в университет, или вынужденных круглосуточно заниматься с репетиторами, чтобы догнать, спасибо тут вряд ли скажут.1
  • ЕкатеринаТатьяна, знаю. Шпынять могут кого угодно и по любой причине. Вопрос, нафига делать вид, что УО интересно сидеть в классе со всеми и "слушать" общую программу? Зачем заставлять остальных детей терпеть мычание и тупняк при ответе на вопросы? Показать, что бывают разные люди с разными проблемами? Ну давайте на музыке и рисовании (мб ещё на физ-ре) покажем, можно даже под присмотром вместе поиграть во что-то. Если в школе будет класс коррекции и здоровых детей будут учить взаимодействовать адекватно, проявлять терпение, этого будет достаточно. Не обязательно сидеть в одном классе.3
  • Роза ДавидоваЕкатерина, многие родители отказываются проходить пмпк, поэтому дети без заключения пмпк не могут учиться по адаптированной программе, соответственно не набирается достаточного количества детей для образования коррекционных классов. Думаю самой школе так же не хочется иметь такие классы. Для них нужно программу разрабатывать. Учителя и так завалены всякой писаниной, которая не имеет отношения к преподованию, а тут еще дети с особенностями развития. Отсюда видимо и раздражение, когда появляются такие ученики. Странно, что в школе готовы терпеть хулигана, который срывает систематически уроки но не хотят видеть детей с овз4
  • ясеньникакой инклюзии для психически больных детей ни за что и никогда. любые, как можно говорить, ментальные расстройства - до свидули. все остальные - Велком, сохранный интеллект и адекватное поведение - велком4
  • АкацияРоза, вот это ужасно. У нас тоже одна коррекционная школа на весь город. А нуждаетесь в этих классах высокая. И они как раз хороши для всех, кому трудно полноценно освоить школьную программу. Там обычная программа, только без сложных заданий. И классы по 15 человек. Ребёнку хорошо, он успевает и хорошо запоминает школьный минимум. А потом, когда адаптируется, может вернуться в обычный класс.3
  • Максим Кольцовчестно говоря я бы предпочёл своих детей отдать в другое место да, тебе не повезло, бывает. Ну так почему другие теперь должны страдать от этого будет правильнее больше внимания уделять лучшим, а не худшим3
  • el_oso_koalaТатьяна, ути божечки, то есть вы не в России живете, но катаете тут простыни про образование в моей стране? Нет, безусловно, из-за рубежа, конечно, завсегда виднее как плохо кто живёт, безусловно. Давайте заодно "уважаемый иксперд" Татьяна поведает нам механизм "погона палками в пни". Подробно, со ссылкой на текущее законодательство РФ.2
  • ЕкатеринаРоза, я так понимаю, это системная проблема. То есть эти школы были, но их начали закрывать под флагом "инклюзии", а по факту никакой инклюзии нет и не предвидится1
  • Роза ДавидоваЕкатерина, к сожалению таких детей как мой сын становится все больше, а коррекционных школ все меньше. У многих детей дизграфия и дислексия. В основном проблему решают сами родители, обращаясь в частном порядке к логопедам дефектологаи. В самих школах есть конечно логопеды, но один логопед физически не справляется, организуются групповые занятия, но пользы по факту нет. Надо стимулировать школы, чтобы они развивали инклюзию, а то дальше пандусов дело не пошло. Надо менять само отношение или возвращать коррекционные школы, там хотя бы эти дети не будут чувствовать себя ущербными.0
  • Роза ДавидоваАкация, еще ни кого не знаю кто вернулся из коррекционки обратно. Теоретически это возможно, фактически обычная школа не захочет такого ребенка обратно взять. В советское время это был приговор, сейчас слава богу есть возможность после коррекции поступить в какой нибудь колледж, выбор не велик, но это лучше, чем когда общество или государство ставило на тебе крест. Меня просто бесит, что на словах все такие гумманные, а на деле безразличные. Многие из этих детей имеют таланты, но если ты окончил коррекционку, то отношению к тебе брезгливое, снисходительное, к котикам и собачкам и то лучше относятся.3
  • Нехетти ГринТаУ, на деле "ребенок с УО сидит в классе" - это и ЕСТЬ инклюзия. То есть "образовательная модель, при которой дети с инклюзией обучаются вместе с полностью здоровыми детьми в общеобразовательном учреждении". Ключевое слово - ВМЕСТЕ!!! Неужели вы не читали определение инклюзии? В него буквально вшита эта бредовая, деструктивная и заведомо нереализуемая идея - обучать норму и чудовищно отстающую "ненорму" в одном классе. Ну давайте еще одноногих выпускать на Олимпийские игры вместе с двуногими, ачетакова. Все люди равны! К черту такую модель. К черту. К ЧЕРТУ!3
  • Нехетти ГринАрина, а авторы эту инклюзию в Европе и США видели? Не в форме потемкинских деревень для богатеньких буратино, которым не повезло родить ребенка с отклонениями, но бабло побеждает любое зло, а в форме обычных, самых что ни на есть обычных школ. Как это решается в абстрактной Европе (Болгария или Германия? Литва или Швеция? Греция или Англия?). А уж тем более - в США, где абсолютный социальный дарвинизм уже лет 30 правит бал. Тошнит, когда путают туризм с эмиграцией и ура-пропагандонские статьи на английском языке (проплаченные благотворителями ради оптимизации налогообложения) - с реальностью.0
  • Нехетти ГринРоза, возвращать коррекционные школы. Категорически. Однозначно. Проблемных детей - все больше, педагогов - все меньше. Даже обычных. А коррекционные - это вложений втрое больше, а выхлопа... хорошо, если он вообще есть.1
  • Елизавета ИоноваНехетти, мы всеми силами меняем систему школы, в которой учатся особые дети. Создать новую школу нам не под силу. Работаем с тем, что есть. Детей и их развитие (собственно как и родительскую жизнь) на паузу до лучших времен не поставить.4
  • МарусяЭто большая и сложная тема. Инклюзия в голове должна быть. А заваливать учебный процесс для всех, одновременно делая невозможной нормальную учебу для ребенка с овз, это бред. Можно организовать учебу ребенка с овз. И это каждый раз отдельная история. А не огульно "давайте инклюзию всем!!!"1
  • ТаУНехетти, простите, какое ВМЕСТЕ, если у него с остальными темы уроков РАЗНЫЕ!!!!0
  • АкацияРоза, вы путаете школу-интернат, которую сейчас корректно называют для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а раньше называли немного иначе, и коррекционные классы. Это разные вещи. Интернат - когда есть проблемы с интеллектом, и там, грубо говоря, там 9 лет изучают программу 5-6 классов. А коррекционные классы - они для детей, которым просто сложно освоить школьную программу. И там обычная программа, только убраны сложные задания. И 15 человек в классе. Поэтому после интерната почти никуда не поступить. А после класса коррекции выдаётся обычный школьный аттестат, с которым куда угодно можно поступить. В случае интерната переход в обычную школу случается ну очень редко. После класса коррекции - достаточно часто. Но сейчас реже, т.к. хорошие оценки в аттестат получить гораздо легче, чем в обычной школе, соответственно, больше шансов поступить в колледж на желаемую профессию.3
  • АкацияНехетти, коррекционка - она не для умственно отсталых. Для них специальные школы. А коррекционка для детей, которые плохо тянут школьную программу, но в целом способны её освоить. И мест в интернатах действительно хватает, а вот с классами коррекции беда. Их стало мало. А нужны они многим детям.4
  • Роза ДавидоваНехетти, я не говорила что у моего ребенка органическое поражение ЦНС, не знаю откуда вы это взяли. У него задержка речевого развитя, дислексия и дизграфия. Прежде чем отвечать на темы а которвх не сведущи, хотя бы прочитайте то, на что отвечаете. Я живу в Спб, а не в Москве. До этого жила в Омске, там вообще одна такая школа на весь город миллионник. Поэтому знаю, что пишу. Я не диванный критик. Проблему знаю не по наслышке.3
  • Роза ДавидоваМаруся, вот именно! Как по классику "разруха у нас в голове". Не может быть инклюзии пока в головах ничего не поменяется0