«Мой крик радости слышало все Измай­лово»: как я сдала на права с восьмого раза

Опыт читательницы, которая год осваивала механическую коробку передач

16
«Мой крик радости слышало все Измай­лово»: как я сдала на права с восьмого раза

Иногда, чтобы сдать экзамен в ГИБДД, приходится потратить много сил и времени. Истории об этом мы публикуем в рубрике «Читатели учатся водить машину».

Героиня этого материала из Москвы спонтанно начала учиться в автошколе, быстро освоила теорию, но оказалась не готова к практической части. Она рассказала, почему сменила несколько инструкторов, из-за чего провалила семь попыток сдать экзамен и сколько потратила на обучение.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Предыстория

В моей семье машину водили только мужчины: отец, дядя и дедушки. В детстве давали посидеть за рулем, только чтобы сфотографироваться. Когда повзрослела, друзья иногда давали порулить, поэтому с вождением я была немного знакома.

Знала, что когда-нибудь куплю себе машину, но пока рано думать о правах. Позже поняла: не обязательно покупать машину, чтобы водить ее. Можно пользоваться каршерингом, садиться за руль по очереди с друзьями в совместных автопутешествиях и в обычных поездках. Еще я часто сталкивалась с ситуациями, когда водительские права давали преимущества. Например, когда из-за повышенного спроса стоимость поездки на такси была выше, чем прокат машины.

В итоге пошла в автошколу в 22 года — после переезда в Москву, где училась в магистратуре. В течение года, пока пыталась получить права, мне удалось найти работу, продвинуться по карьерной лестнице и сменить учебное заведение на более престижное.

Рассылка Т—Ж для автомобилистов
Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Поиск автошколы

Выбор автошколы получился хаотичным. Однажды во время разговора с друзьями речь зашла о вождении. Тут я вспомнила, что еще три месяца назад собиралась подыскать хорошую автошколу с полноценной программой обучения. При этом было важно, чтобы учеба в автошколе не ударила по карману, ведь я была студенткой.

Решила узнать стоимость обучения. В интернете нашла ближайшую к дому автошколу с хорошими отзывами за 39 000 ₽. Студентам предоставляли еще скидку 6000 ₽. Мне захотелось выяснить подробности о режиме работы, районе, где проходит вождение, и об оплате, поэтому я оставила на сайте свой номер телефона. Другие автошколы рассматривать не стала: либо они стоили дороже, либо у них были плохие отзывы.

На следующий день перезвонил администратор и ответил на все вопросы. Мне понравилось, что автошкола предоставляла рассрочку платежей, а занятия проходили дистанционно. Я училась и работала по будням, а в выходные хотелось отдохнуть. Поэтому трехмесячная очная форма обучения мне не подходила. К тому же дистанционное обучение было дешевле то ли на 5000 ₽, то ли на 10 000 ₽.

Изначально хотела просто узнать цены, но разговор с администратором по телефону плавно перетек в договоренность, что я внесу первый платеж 5000 ₽ и мы подпишем договор. После этого я пришла в автошколу, оплатила обучение, подписала необходимые документы и ушла с учебником ПДД, экзаменационными билетами и книгой советов «Как сдать экзамен». Так спонтанно в конце сентября 2022 года я начала свое обучение в автошколе.

Выбрала обучение на машине с механической коробкой передач по нескольким причинам:

  1. Можно управлять машиной с любым типом трансмиссии. Например, почти все автомобили родственников на механике.
  2. Люди, которые учатся ездить на механике, водят лучше и осознаннее. Понимают, что происходит с машиной и как не стоит ею управлять.
  3. Если бы я сдавала экзамен сначала на автомате, получить права было бы намного проще. Но чтобы потом научиться водить на механике, скорее всего, пришлось бы откладывать это до последнего. Поэтому лучше одновременно учиться обращаться с МКПП и ездить по городу. Тогда повторно пользоваться услугами автошколы и ГИБДД не придется.
  4. Обучаться вождению на механике было дешевле на 5000 ₽ :)
Моя учебная машина — Киа Рио 2015 года
Моя учебная машина — Киа Рио 2015 года
Экзаменационный лист внутреннего экзамена в автошколе
Экзаменационный лист внутреннего экзамена в автошколе

Теория

Я изучала теорию по курсам автошколы на онлайн-платформе. Учиться можно было не по расписанию, а когда удобно. Но такой формат подходит не всем: нужен высокий уровень самоорганизации. В моем случае это было полезнее, чем сидеть в аудитории и слушать лектора. Я не испытывала дискомфорта от того, что не могла вживую общаться с преподавателем. Если возникали вопросы, задавала их в чате. Отвечали подробно, все объясняли, иллюстрировали картинками и присылали полезные ссылки. Но пояснения приходилось ждать от 20 минут до трех часов, а однажды ответ пришел только на следующий день.

Мне было трудно воспринимать видео на обычной скорости. Поэтому я увеличила ее вдвое и просмотрела всю теорию и сопутствующие ролики на «Ютубе» за три дня. Еще пару дней изучала ПДД и решала билеты. Старалась делать это осознанно, не заучивать, поэтому теория отложилась у меня в голове хорошо. Через шесть дней после подписания договора я вернулась в автошколу и сдала промежуточный экзамен по теории. Верно ответила на 20 вопросов из 20.

Позже оказалось, что все не так просто: много спорных моментов расплывчато описаны в ПДД. Лишь в некоторых автошколах дополнительно разбирают все дорожные нюансы, а в моей об этом рассказывали мало. Поэтому пришлось вооружаться статьями и книгами, смотреть ролики на «Ютубе», где разбирают, как действовать в том или ином случае.

Успешно сдала теоретическую часть экзамена за четыре минуты
Успешно сдала теоретическую часть экзамена за четыре минуты

Практика

В начале октября 2022 года я приступила к практическим занятиям. Сначала меня посадили за тренажер-автосимулятор. Он был очень старым и ужасно работал — я три раза падала на машине с моста в реку. В симуляции должно было пройти еще два урока, но тренажер оказался настолько бесполезным, что их отменили. Назначили свободного инструктора и дали его номер телефона. Отзывы о нем были противоречивые: либо очень плохие, либо очень хорошие.

На первом практическом занятии я не водила, инструктор кратко рассказал об устройстве автомобиля, о том, что первые десять занятий пройдут на учебной площадке, а еще о том, как непросто стать хорошим водителем. Пять занятий я двигалась на холостом ходу, плавно отпуская педаль сцепления, даже не нажимая на газ, но потом освоилась и ездила уверенно, не глохла. Инструктор рассказывал веселые истории и много шутил. Например, что лучше бросить семью, чем педаль сцепления.

Мы часто выезжали в город в снегопад, поэтому вынуждены были стоять на нейтральной передаче в пробках. Проезжали примерно 5 км до Ясенева и возвращались. На этом занятие заканчивалось. По регламенту оно должно было длиться полтора часа. Но фактически мы занимались час, а если я опаздывала, или другие ученики позже освобождали машину, то 40 минут. Инструктор объяснял это тем, что ему нужно заправить машину, пообедать и покурить.

Еще он все время пытался узнать, где я работаю, сколько зарабатываю и собираюсь ли платить за экзамен. Я была против этого, поэтому становилась бесплатником — тем, кто не может сдать экзамен из-за придирок инспектора. В качестве примера он приводил историю девушки, которая безуспешно пыталась сдать экзамен на права уже 24 раза. По его мнению, это случается из-за того, что за 56 часов практики ученик только запоминает, где право, а где лево, и его нельзя нормально обучить. Рассказывал про другие страны, где ученики практикуются в разы больше.

Внутренний экзамен в автошколе я не сдавала. Инструктор фиктивно поставил в документе отметки «не сдала» и «сдала». Я поняла, что полученных навыков мне не хватит для экзамена в ГИБДД. Нужно было научиться плавнее обращаться со сцеплением и хорошо парковаться.

С этим запросом я взяла пять дополнительных занятий у трех разных инструкторов с «Профи-ру». Первые два оказались бесполезными. Например, меня заставляли ездить на высокой скорости, но уверенности за рулем это не прибавляло. С третьим инструктором повезло. Он научил меня заезжать в гараж, мы разобрали с ним маршрут, на котором будет проходить экзамен, а еще он рассказал про уловки отделения ГИБДД, где будут принимать экзамен.

Примерно так выглядел тренажер-автосимулятор. Фотография: Nikita Anokhin / Shutterstock
В индивидуальную книжку вождения инструктор записывал каждое занятие
После окончания автошколы мне выдали свидетельство о профессии водителя

Экзамен в ГИБДД

Мне не хотелось платить за аренду автомобиля от автошколы каждый раз по 1500 ₽. Кроме того, если верить первому инструктору, сдавать пришлось бы в отделении ГИБДД, где бесплатников специально заваливают на экзамене. Поэтому подала документы в ближайшее отделение к работе — в Измайлове.

Я уплатила через Госуслуги госпошлину 1400 ₽ со скидкой 30%. Теоретическую часть экзамена назначили на 28 декабря 2022 года, а практическую — через неделю. С теорией проблем не было, ответила на все вопросы без ошибок.

А в городе начались круги ада. Первый раз я пришла ранним утром и ждала четыре часа своей очереди на площадке. Отойти нельзя, потому что вызвать могут в любой момент. За машиной, на которой сдают экзамен, ехала еще одна с желающими получить права. Если для одного кандидата экзамен заканчивался, инспектор останавливал машину и в нее пересаживался следующий претендент. В среднем экзамен длился 15 минут.

Семь попыток получить права закончились неудачно по разным причинам. Три раза меня необоснованно заваливали. Например, в одном случае водитель перестраивался из соседней левой полосы и подрезал экзаменационную машину. Мне пришлось из-за этого резко снизить скорость. Инспектор остановил экзамен и сказал, что это я создала аварийную ситуацию. Пыталась обжаловать результат — безуспешно. Иногда я сама ошибалась. Например, трогалась с места на площадке и не включала указатель поворота.

Возникали спорные ситуации. Последний инструктор раньше работал инспектором ГИБДД и принимал экзамен на том же маршруте. Он предупреждал, что есть специальный валящий перекресток. На нем невозможно развернуться правильно, с края левой полосы, и не наехать колесами на пешеходный переход. Поэтому водитель вынужден начать маневр с середины полосы. В моем случае инспектор посчитал это грубой ошибкой. Попросил повторить маневр на том же перекрестке — ситуация, конечно же, не изменилась, и меня отправили домой.

Я ежемесячно приходила отмечаться в ГИБДД. Все попытки получить права превратились в рутину, но я не отчаивалась и понимала, что рано или поздно сдам. Между пересдачами практиковалась с друзьями. Например, на безлюдной парковке сооружали из тележек имитацию автомобилей и учились парковаться. Мои навыки значительно улучшились, и элемент «гараж» на подъеме задним ходом получался у меня особенно хорошо. В целом я не волновалась и не нервничала на экзаменах, обдумывала каждое действие на дороге. Но потом возникал нюанс, из-за которого допускала ошибку.

Через полгода пришлось пересдавать теорию. На этот раз я допустила всего одну ошибку. Также я прошла повторную медицинскую комиссию, так как с момента предыдущей прошло уже больше года. Не хватило всего несколько дней срока действия справки до успешной пересдачи.

В итоге практический экзамен удалось сдать с восьмой попытки. Когда села в экзаменационную машину, обсудили с инспектором ситуацию на дороге. Покаталась по городу минут двадцать, он попросил припарковаться и расписаться. Подумала, что снова не сдала, но инспектор сообщил, что я успешно справилась и могу получить водительские права. Наверное, мой крик радости слышало все Измайлово.

На этой Шкоде Рапид я сдавала вождение в ГИБДД
На этой Шкоде Рапид я сдавала вождение в ГИБДД
Ответила правильно на 19 вопросов из 20
Ответила правильно на 19 вопросов из 20

Итоги

Сейчас сажусь за руль примерно раз в неделю и чувствую себя уверенно на дороге. У меня не было аварий, я хорошо вожу. Путешествовала на машине в Казань, Сочи, Санкт-Петербург, Дагестан и Чечню. Еще объездили с друзьями почти всю Грузию и Армению — за рулем сидела половину пути. Каршерингом пользовалась пару раз, потому что метро было далеко.

Не знаю, стоит ли мне покупать личный автомобиль. В Москве он не нужен, а когда потребуется — можно взять машину у друзей. Кроме того, страховки, техническое обслуживание и прочие расходы на автомобиль могут быть дорогими. Поэтому решила пока инвестировать деньги на брокерском счете, а не покупать машину. Если мне действительно она понадобится, просто выведу деньги со счета.

Несмотря на все трудности, считаю, что затраты на обучение в автошколе и получение прав были оправданы.

Расходы на получение водительских прав — 46 100 ₽

Первый платеж за обучение в автошколе14 900 ₽
Последний платеж за обучение в автошколе14 900 ₽
Аванс за обучение в автошколе5 000 ₽
Повторный медосмотр3 500 ₽
Дополнительные занятия5 000 ₽
Госпошлина1 400 ₽
Медосмотр1 400 ₽

Расходы на получение водительских прав — 46 100 ₽

Первый платеж за обучение в автошколе14 900 ₽
Последний платеж за обучение в автошколе14 900 ₽
Аванс за обучение в автошколе5 000 ₽
Повторный медосмотр3 500 ₽
Дополнительные занятия5 000 ₽
Госпошлина1 400 ₽
Медосмотр1 400 ₽

Советы

Вот несколько советов, которые могут помочь успешно сдать экзамен, получить права и уверенно чувствовать себя за рулем:

  1. Большинство автошкол вас не научат всем нюансам за пару месяцев. Советую сначала искать инструктора, а потом — автошколу. Хорошие инструкторы нарасхват, у них плотный график занятий, поэтому обучение в автошколе может затянуться. Скорее всего, этого будет недостаточно и придется дополнительно брать много занятий по вождению. Теория — не исключение. Придется самостоятельно изучать то, чего нет в программе.
  2. Чтобы сдать экзамен, нужно много практиковаться.
  3. Если готовы сдавать экзамен на любой машине, забирайте документы из автошколы и самостоятельно подавайте в ГИБДД. Так вы не будете платить за машину автошколы каждую пересдачу.
  4. Не ищите виновных в своих провалах, анализируйте слабые стороны. Морально приготовьтесь к несправедливым ситуациям.
  5. После получения прав вы белый лист. На самом деле только кажется, что умеете водить. Поэтому первое время нужно ездить с опытными автомобилистами. По-настоящему водить научитесь через год, если регулярно будете ездить на машине в любых погодных условиях.
  6. Советую регулярно повторять теорию после получения прав, даже если ездите за рулем уже десять лет. Если забываете ПДД — учите.
  7. После того как получите права, курсы контраварийного вождения станут хорошим дополнением к полученным навыкам. А иногда — даже обязательным.
  8. Рекомендую покупать первую машину, за которую не будете переживать. Рано или поздно на ней появятся царапины, разобьется фара или еще что-нибудь случится.
Тэги: авто, учеба
С какого раза вам удалось сдать экзамен в ГИБДД?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Автор, вы - героиня!

Про другие страны - сомневаюсь. В Израиле можно идти сдавать после 28 занятий по 45 минут. Но тут нет автошкол, как в России, ты занимаешься с инструктором частным образом и платишь ему. Можешь хоть 1000 часов откатать, если есть желание и деньги.

Я бы поспорила с советом первое время ездить только с опытным водителем. С одной стороны, можно получить от такого соседа много ценных советов. С другой - я заметила, что даже самые добрые водители относятся к новичкам снисходительно, как будто совершенно не помнят себя за рулём в начале пути. Вот это брошенное свысока "ну что ты, не соображаешь, что тут надо вот так и вот так" очень раздражает. Кстати, объяснять простым и понятным языком тоже не все могут. Первую царапину на своей новой машине я получила, когда два опытных водителя советами "помогали" мне парковаться. Фразу "ну ты сделай руль нормально! НОРМАЛЬНО!" помню до сих пор. )))

6
Герой статьи

13.02, 21:05

Елена, спасибо за обратную связь 🫶
По поводу опытного водителя - надо ездить с адекватными и понимающими, а неадекватных воспринимать через «фильтр»

2
0

Заголовок бомба

4
0

///Поэтому решила пока инвестировать деньги на брокерском счете, а не покупать машину. Если мне действительно она понадобится, просто выведу деньги со счета.///
Ну-ну

3
Герой статьи

13.02, 21:03

Отредактировано

Ирина, хех, ну у меня лучше ситуация. Я инвестирую больше в акции рф (на скрине не считая Яндекса, который я продала с 30к профитом)

2

:), но всё же не стоит "держать все яйца в одной корзине" 😉

0
0

Помню сдала только со второго, думала "ну я дура!". В тот момент ещё чуть не бросила. А оказывается можно и с восьмого, вот у людей силы находятся!

2

Екатерина, с нами как-то город женщина сдавала - раз одиннадцатый, что ли. Ездит на классике по своей деревне, но права нужны))) а в городе нервничает и не может сдать.

4
0
Сообщник

13.02, 14:27

Ничего себе, можно реально сдать самостоятельно без давания на лапу? Шок.

2
0

Я сдала на права с 4 раза, успокоилась, и не вожу совсем. Мне казалось, что я пересдаю целую вечность, но сдала я в результате через месяц после первой попытки. Не смогла сдать на машине, на которой училась, с очень нервным сцеплением, сдала на другой машине, в которую села впервые.

2
0

13.02, 16:28

Отредактировано

Площадка - со второго раза, город - тоже. Мне повезло с инструкторами и с тем, что у школы были проблемы с документами - поэтому мы учились дольше.
Не представляю, как учить теорию самой, потому что на занятиях курсанты задают самые дурацкие вопросы, а преподаватель иногда отвечает не так, как ответила бы ты, и это познавательно))
И да, на экзамене никого не валят, все валятся абсолютно самостоятельно 😂 а инспектору тошно и скучно.

1
0

В ГИБДД сдал с 5 или 6 раза, точно не помню уже. В канадском MTO с первого раза и к тому времени у меня уже была куча не очень хороших привычек сформировано вроде руления одной рукой, так что ещё неизвестно где было сложнее.

1
0

Как раз на уроке 3 дня назад преподаватель объяснял случай, когда сложно повернуть направо с правой полосы. В этом случае нужно вставать на свою полосу слева. По середине как раз нельзя, так что инспектор прав.
Очное обучение — форева :)

0
Герой статьи

13.02, 21:00

МарьСергевна, да, я тоже заметила, это ошибка редакции, обещали поправить:) текст в оригинале был следующим: есть перекресток, и чтобы развернуться, нельзя быть с краю слева на левой полосе (как положено), нужно взять чуть правее (то есть будто ты просто стоишь посередине левой полосы), чтобы при развороте не задеть пешеходный переход, иначе развернуться, не задевая, невозможно. Инструктор предупредил, что это специальный «валящий» перекресток. Текущий инспектор это не оценил и предупредил, что это грубая ошибка, надо именно с краю слева с левой полосы. Попросил повторить, та же ситуация, меня отправили домой.

0
0

Со 2 раза сдал, все было бесплатно, дополнительные занятия не брал, на лапу никому тоже не давал и намека ни от кого не получал, а вот нечестные инструкторы от автошколы попадались, которые после 5 занятий вождения хотели отправить нас на экзамен. 27 тысяч стоило обучение в АШ, около 3к пошлина, мед.комиссия 2700. По итогу ~33 тыс рублей. Регион - 16

0

Сообщество