В 2022 году я газифицировал свой частный дом в Вологодской области и спустя пару месяцев получил от энергосбытовой компании уведомление, что, раз есть газ, за свет теперь надо платить больше.
Объясняли это тем, что у меня больше нет права на льготу, которую дают владельцам домов с электроплитами или электроотоплением: они платят за электричество по тарифу с понижающим коэффициентом . У меня размер «скидки» составлял 20%.
Но электроплита осталась в доме, газ я подключил только для обогрева. Оказалось, многие соседи, которые тоже протянули газ для отопления, столкнулись с тем же.
В статье расскажу, как я удаленно общался с разными инстанциями и как мне удалось вернуть пониженный тариф.
В чем была проблема с квитанциями
С момента постройки мой дом отапливался электричеством — в каждой комнате стояли конвекторы. Платить приходилось много, в январе однажды вышло почти 12 000 ₽, после чего я занялся утеплением. Когда закончил с ним, счета зимой стали от 5000 до 8000 ₽, что все равно ощутимо.
Электричество мне всегда считали с понижающим коэффициентом — такую льготу дают тем, у кого электрическое отопление или электроплита. Во втором случае это работает и для обычных квартир.
У меня двухтарифный счетчик, поэтому ночью, когда самые морозы, выходило дешевле.
Разница в тарифах в Вологодской области в 2023 году
Тариф | День | Ночь |
---|---|---|
Со льготой | 4,95 ₽/кВт·ч | 3,24 ₽/кВт·ч |
Без льготы | 6,19 ₽/кВт·ч | 4,05 ₽/кВт·ч |
Разница в тарифах в Вологодской области в 2023 году
Тариф со льготой | |
День | 4,95 ₽/кВт·ч |
Ночь | 3,24 ₽/кВт·ч |
Тариф без льготы | |
День | 6,19 ₽/кВт·ч |
Ночь | 4,05 ₽/кВт·ч |
Понижающий коэффициент применяют только для домов, которые стоят в черте города. Мой дом находится на окраине Череповца, это городская территория. В сельских населенных пунктах понижающих коэффициентов нет, так как там и без того считают по низкому тарифу — у нас в регионе это 4,33 и 2,84 ₽ за 1 кВт·ч днем и ночью соответственно.
Когда в России стартовала программа догазификации, я сразу подал заявку и подключил газ для отопления. Трубу завели в пристройку-котельную, где соединили с котлом. Но у меня не было ни желания, ни денег подключать газовую плиту. Для этого требовался более сложный проект, надо было тянуть больше труб, пилить стену, искать место на кухне.
Выгода же от газовой плиты была неочевидна. У нас стояла электрическая варочная панель, которой мы пользовались не так уж часто: больше готовили в аэрогриле, а воду нагревали в электрочайнике. Получалось, что от газовой плиты одни проблемы, а толку мало.
Газовики закончили у меня в августе 2022 года, а в ноябре пришло уведомление от энергосбытовой компании, что она увеличивает тариф для моего дома в связи с подключением услуги газоснабжения.
Чтобы понять масштаб проблемы, я взял квитанцию за свет за май 2022 года. Предположил, что после подключения газа ориентироваться надо скорее на весенние, а не на зимние цифры.
В мае расход в моем доме составил 791 кВт·ч, из которых 577 кВт·ч пришлись на день и 214 кВт·ч — на ночь. Далее я просто перемножил расход на тариф и получил, что со льготой надо заплатить 3549 ₽, а без нее — 4437 ₽. С одной стороны, разница в 1000 ₽ может показаться несущественной, да и летом она будет меньше, так как снизится расход. С другой — если перемножить на 12 месяцев, соблазн просто махнуть рукой уже не так велик.
В первых числах сентября 2022 года я уехал с семьей на теплую зимовку. Мы давно планировали попробовать такой формат и еще в 2021 году купили с хорошей скидкой авиабилеты. Дом я законсервировал и оставил пустым, но мне показалось, что на будущее стоит разобраться с тарифами на электричество. Я ничего не терял, к тому же было интересно, что получится. Далее расскажу по шагам, как я действовал.
Понижающие коэффициенты — это ненадолго?
Понижающий коэффициент для владельцев электроотопления и электроплит устанавливают региональные власти. Они же могут регулярно его пересматривать. В большинстве регионов он растет. Размер скидки, соответственно, сокращается. Есть даже регионы, в которых такой скидки для городских владельцев электроплит и электроотопительного оборудования уже нет.
Например, в Иркутской области понижающий коэффициент составляет 0,99, а тарифы для владельцев газовых и электроплит одинаковые. Татарстан постепенно повысил понижающий коэффициент с 0,7 до 0,7649, Забайкальский край — уже 0,85. Для москвичей понижающий коэффициент в 2023 году — 0,88.
Минимальный понижающий коэффициент для владельцев электроплит и электроотопления в городе по закону может быть 0,7. Такой в 2023 году был более чем в 50 субъектах РФ.
Но надеяться на низкий тариф на электричество, оставляя электроплиту, я бы не советовала.
Написал письмо в энергосбыт
Уведомление от «Северной сбытовой компании» пришло мне по электронной почте, и в нем было сказано, что возражения тоже можно отправить на электронный адрес. Я так и поступил: прямо в ответном письме указал, что не согласен с решением об изменении тарифа.
Сослался на приказ департамента правительства области, где говорилось, что пониженный тариф должны применять независимо от того, есть ли только электроотопление, только электроплита или все вместе. Я нигде не нашел формулировки об «услуге газоснабжения». При этом в документе был даже прописан отдельный тариф именно для моего случая — домов без электроотопления, но с электроплитой. Было сказано, что в такой ситуации цена снижается тоже на 20%.
Отправил письмо на адрес энергосбыта, ответа не получил и забыл об этом. В ноябре и декабре 2022 года посмотрел квитанции — они были уже нулевыми, так как я перед отъездом отключил в доме свет, но в графе с тарифами ничего не изменилось. Подумал, что, видимо, на этом все.
Но январская, а затем и февральская квитанции пришли с повышенными ценами, без льготы для владельцев электроплит или электроотопления. Пришлось разбираться дальше.
Подал жалобу в госжилинспекцию
Я полагал, что тарифами занимается антимонопольная служба, поэтому сначала отправил жалобу туда — простым электронным письмом с файлом-вложением на общий адрес ведомства. Вскоре пришел ответ от управления ФАС по Вологодской области, что мой вопрос не в их компетенции, поэтому мою жалобу автоматически переслали в госжилинспекцию, ГЖИ.
Спустя еще несколько дней из ГЖИ пришло письмо угрожающего содержания, что необходимо провести мероприятия по установлению личности. Для этого я должен связаться с инспектором или прибыть в офис ГЖИ в Череповце 17 февраля в 11:00 с паспортом. Я пожалел, что вообще отправил жалобу, но сдаваться было поздно.
Сначала я попытался подтвердить свою личность удаленно, для этого позвонил инспектору, но со связью возникли проблемы. Тогда я написал в ГЖИ ответное письмо с просьбой «рассмотреть возможность использования для определения моей личности средств аудио- и видеосвязи или иных информационных технологий». А именно — созвониться в «Зуме» или Google Meet. Ответа я не получил. Видимо, в ГЖИ оказались не готовы к такому.
Я понял, что даже просто подать жалобу будет непросто, но решил продолжать. Я знал, что по закону ГЖИ точно должна принимать заявления через ГИС ЖКХ , поэтому решил пустить на самотек первое обращение и просто продублировать его через ГИС ЖКХ уже напрямую в ГЖИ, без посредничества УФАС.
Это сработало: вскоре из ГЖИ пришло письмо, что мою вторую жалобу взяли в работу, а первую аннулировали.
Примерно через месяц из ГЖИ пришел ответ, что я прав: энергосбыт не должен повышать тариф, если газ используют только для отопления, при этом в доме осталась электроплита.
Инспекция сообщала, что выдала «Северной сбытовой компании» предостережение.
Но в следующем месяце квитанция пришла вновь с повышенными ценами — ничего не изменилось.
Мне понравилось работать с ГИС ЖКХ, к тому же ответы на обращения там обязательны, поэтому там же я написал новое письмо в энергосбыт. Приложил ответ ГЖИ и спросил, где мои старые тарифы. Ответили быстро, мол, тарифы не меняем, потому что будем судиться.
Написал жалобу в прокуратуру
Ситуация показалась мне подвешенной в воздухе: у энергосбыта есть предостережение ГЖИ, которое они вроде бы собираются обжаловать в суде, но это не точно. Тариф не изменили, ничего не двигается.
Я узнал от соседей, что многие столкнулись с той же проблемой: после подключения газа тарифы на свет повышали всем. Мне хотелось разобраться с этим раз и навсегда, поэтому я немного доработал свою жалобу для ГЖИ и отправил ее в областную прокуратуру. Попросил прокурора, чтобы он подал иск в защиту неопределенного круга лиц — это ситуация, когда прокуратура выступает истцом на стороне всех, кого коснулась проблема.
Из областной прокуратуры мое заявление отправили в Череповец, затем мне пришел ответ, что все это полномочия ГЖИ, поэтому мою жалобу отправили туда. Это была уже третья бумага от меня в адрес ГЖИ об одном и том же. Вскоре мне пришел ответ, где сквозь строки читалась усталость: инспекция сообщала, что ничего нового они не узнали и мое дело на контроле.
Подготовил доказательства для суда
Весной 2023 года мне пришло электронное письмо из суда, в котором говорилось, что энергосбыт подал иск. Так как сбытовики оспаривали предостережение ГЖИ, получалось, что ответчиком выступает инспекция, а я в деле — третье лицо. По этой же причине дело попало не в обычный, а в областной арбитражный суд, который рассматривает споры бизнеса и госорганов.
В письме был указан номер дела, также они приглашали меня приехать в Вологду лично или поучаствовать в заседании онлайн. Первый вариант отпадал, а второй я решил попробовать. На сайте суда я авторизовался через госуслуги и попал в электронную систему «Мой арбитр», где можно отслеживать дела и обмениваться с судом документами.
Я написал на имя судьи два ходатайства — о просьбе организовать видеосвязь и о приобщении копии заявления в прокуратуру. Мне показалось, что там я изложил все максимально полно и нет смысла писать еще одну бумагу отдельно в суд.
Вскоре мне позвонила инспектор ГЖИ и попросила представить дополнительные документы — техпаспорт на дом, проект подключения электричества, разные бумаги по газификации. Так я и сделал.
На своем телефоне я установил приложение «Мегафона» e-Motion, которое позволяет через интернет принимать звонки за рубежом, как будто звонят на обычный номер. Благодаря этому приложению я смог спокойно общаться с инстанциями в Вологде и Череповце.
Суд был назначен на 13 июля, я заранее протестировал подключение и камеру — такая функция тоже есть в «Моем арбитре». В назначенное время у меня появилось предупреждение, что заседание началось и вскоре судья даст команду подключить связь. Я прождал полчаса, но ничего не произошло.
Вечером снова позвонила инспектор ГЖИ и сказала: «У вас, видимо, были проблемы с подключением». Я не очень расстроился, потому что моя позиция была в документах и в целом от меня вряд ли требовалось выступать с пространной судебной речью. Инспектор сообщила, что основной проблемой стал техпаспорт: в нем не было указания, что в доме стоит электроплита. Мы договорились, что я подумаю, чем можно на бумаге подтвердить ее наличие, и дошлю документы в ГЖИ, а дальше они сами передадут их в суд.
Я привык делать фото всех документов, для этого использую стандартную функцию сканирования в телефоне. Сканы раскладываю по папочкам, благодаря этому документы доступны везде.
Листая папку с документами на дом, я нашел важное доказательство: в 2021 году всех домовладельцев с электроотоплением и плитами просили подтвердить их наличие. Тогда я не просто скинул фото, а написал ответ в энергосбыт, в котором предложил прийти и все проверить. Этот документ я и отправил теперь в ГЖИ.
В июле 2023 года суд вынес решение: в иске отказать, предостережение ГЖИ признать законным, а значит, вернуть для моего дома старый тариф — со льготой. В мою пользу сыграло и то, что судья запросила в местной электрической компании проект подключения к электросети и там нашлось упоминание, что дом оснащен электроплитой. Так решился вопрос с недостающей информацией в техпаспорте.
Спустя неделю я отправил решение суда в энергосбыт и попросил применить старый тариф. Но мне ответили, что это еще не все и «Северная сбытовая компания» будет обжаловать решение суда.
Отправил отзыв в апелляционный суд
В августе 2023 года от юриста «Северной сбытовой компании» мне на электронную почту пришла апелляционная жалоба. По закону энергосбыт был обязан разослать ее всем участникам дела.
Затем материалы поступили в 14-й арбитражный апелляционный суд в Вологде, откуда мне пришло письмо, которое было сильно похоже на письмо из первого суда. Там была дата заседания и предложение представить письменный отзыв — изложить свою позицию на бумаге.
Я составил отзыв на основе жалобы энергосбыта, последовательно опровергая их аргументы.
В письме из суда было предупреждение, что отзыв надо разослать всем участникам дела, а также представить в сам суд не только в электронном виде, но и на бумаге. Я отправил отзыв в энергосбыт, «Газпром», ГЖИ и электросети по электронной почте и через ГИС ЖКХ. В суд приложил скрины с экранами отправки.
Затем попросил соседку распечатать подписанный мной отзыв и отправить его заказным письмом в суд — не хотелось, чтобы из-за этой мелочи с уведомлением на бумаге судья не приняла документ. Соседке перевел 63 ₽ за почтовые расходы.
Я вновь подал ходатайство об участии в заседании онлайн, но в тот же день мне пришло из суда письмо, что просьба отклонена, так как в этом суде нет технической возможности проводить видеоконференции.
Заседание суда проходило без меня, о решении я узнал от соседей, которые следили за делом. Апелляционный суд оставил в силе решение первой инстанции, то есть, по сути, обязал сбытовую компанию вернуть прежний тариф.
Напомнил энергосбыту, что решение суда вступило в силу
Я не стал дожидаться новой квитанции за свет, а сразу отправил через ГИС ЖКХ в энергосбыт просьбу применить старый тариф. К обращению приложил решение суда.
В октябре 2023 года в дом заехали мои друзья, появилось потребление электричества. Хотя мы договорились, что они будут сами платить за ЖКУ, вопрос приобрел практический смысл.
Сбытовая компания ответила, что выполнит решение суда.
Что в итоге
На возвращение пониженного тарифа у меня ушел почти год и 63 ₽ — плата за отправку заказного письма. Думаю, значительную часть работы выполнила ГЖИ, которая выступала ответчиком в суде. Не могу сказать, что чиновники проявляли супервовлеченность в мой вопрос, но инспектор была на связи, свое дело они сделали, и результат налицо.
Оказалось, разбираться с проблемами ЖКХ можно не то что не выходя из дома, а даже из другой страны. Для этого не надо ходить по инстанциям и ругаться, трепать нервы себе и другим. Для меня было важно решить вопрос цивилизованно и без истерик. В этом мне сильно помогли российские цифровые сервисы. В «Моем арбитре» и ГИС ЖКХ есть что улучшить с точки зрения удобства использования, но в целом эти системы выполняют свои функции и понятны даже неспециалисту.
Кроме моей жалобы в ГЖИ были еще как минимум две такие же от соседей по району. Дела пошли по той же схеме, но суд первой инстанции приостановил их до окончания моего. Как только все закончилось, энергосбыт сам забрал иски по этим делам.
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga