11 лет назад мы построили дом на северо-западе Подмосковья.

Все это время мы жили в Москве, а за город приезжали только на выходные, праздники, каникулы и во время отпуска. Но вообще здесь можно было жить и круглый год: дом отапливали сжиженным газом, который закачивался в газгольдер.

В 2020 году мы стали жить в доме постоянно: из-за коронавируса меня и мужа перевели на удаленку, а младшего ребенка — на дистанционное обучение. Примерно в это же время, летом 2020 года, сжиженный газ подорожал почти на 30%. Мы решили перейти на электрическое отопление.

Расскажу, как все было и с какими трудностями мы столкнулись.

Наш дом. Изначально он отапливался сжиженным газом
Наш дом. Изначально он отапливался сжиженным газом

Почему мы решили отказаться от газа

У нас двухэтажный дом площадью 150 м² из клееного бруса толщиной 200 мм. К дому подведено 15 кВт электричества. Отопление в доме изначально было газовое. Топливо привозное: газ заливали в газгольдер. В 2011 году, когда мы строились, это был оптимальный вариант, в том числе и потому что у нас часто отключали электричество.

Газовое отопление почти не зависит от электричества: достаточно купить небольшой аккумулятор — и о перебоях с электричеством больше можно не думать.

Конечно, есть и недостатки. Например, не все производители делают качественную смесь, так что приходится тщательно выбирать поставщика.

Еще одна проблема заключается в том, что заправленный газовоз — это тяжелая машина, которая не везде проедет в слякоть, дождь и гололед. Кроме этого, когда температура на улице около 0 °C, надо следить, чтобы в редукторе газгольдера не образовывался конденсат: он не дает газу поступать в дом.

Редуктор в горловине газгольдера
Редуктор в горловине газгольдера

Отопление всегда было самой большой статьей расходов на содержание нашего дома. К постепенному повышению цен на газ мы уже привыкли. Но в последние несколько лет мы все же стали задумываться, как снизить расходы. Мониторили цены на энергоносители, а когда разговаривали со знакомыми домовладельцами, всегда поднимали тему отопления: спрашивали, кто чем отапливает.

Понятно, что переход на другую систему отопления — это время, силы и деньги. Возможно, поэтому мы и медлили. Не знаю, сколько бы мы еще думали, но в 2019 году в деревне, где находится наш дом, заменили электроподстанцию, кабель и столбы. Электричество стали отключать реже. А в 2020 году произошли сразу два события, которые заставили нас действовать:

  1. Мы перешли на удаленку и стали жить за городом постоянно.
  2. Примерно в это же время цены на сжиженный газ выросли на 29% — с 17,8 до 23 Р за литр.

Ежегодно мы покупали 3200 литров сжиженного газа. В 2016 году он стоил 12,9 Р за литр, то есть полная заправка обходилась в 41 200 Р. К 2019 году цены выросли до 17,8 Р за литр, а наши общие траты — до 56 960 Р. Летом 2021 года литр газа стоил 31 Р, это 99 200 Р за 3200 литров. То есть только за два года цены подскочили почти в два раза!

Цены на установку газгольдера тоже растут: в 2021 году просят от 275 000 Р за емкость 5 м³. Год назад было 245 000 Р.

В 2016&nbsp;году за 3200&nbsp;л газа мы заплатили 41 200 <span class=ruble>Р</span>
В 2016 году за 3200 л газа мы заплатили 41 200 Р
В 2019&nbsp;году — уже 57 000 <span class=ruble>Р</span>
В 2019 году — уже 57 000 Р

Какие варианты мы рассматривали

Летом 2020 года мы окончательно решили переходить на другую систему отопления. Выбор, чем отапливаться, был большой — от магистрального газа и дров до альтернативных источников энергии. Мы проанализировали каждый вариант.

Магистральный газ — это самый дешевый энергоноситель. Но цена на него тоже с каждым годом растет: в 2020 году он стоил 5,7 Р за 1 м³, а с 1 июля 2021 года — уже 5,9 Р. Если ориентироваться на специальные калькуляторы в интернете, в год нам нужно 3321,5 м³ природного газа — это около 20 000 Р.

Плюс магистрального газа в том, что с ним система отопления почти не зависит от электричества. Оно нужно только для поддержания работы газового котла.

Наша деревня не газифицирована. Летом 2021 года в Подмосковье стартовала программа «Социальная газификация». Ближайший к нашей деревне поселок должны были газифицировать еще в 2014 году. В списках новой программы социальной газификации его нет, но летом 2021 туда протянули магистраль. Газовики решили выполнить свои обязательства с опозданием на семь лет. Поэтому у нас нет никаких иллюзий относительно магистрального газа в десятилетней перспективе.

В сентябре 2021 года все жители нашей деревни написали заявки на проведение магистрального газа — вдруг как-то поможет. Но даже если это и случится, предстоят немалые расходы на подключение к газовой магистрали и строительство газопровода на земельном участке и внутри дома — это стоит от 215 000 Р. И если бы у нас не было газового котла, пришлось бы к этой сумме добавить еще минимум 41 700 Р.

Газовый котел, аналогичный нашему, стоит 41 700 <span class=ruble>Р</span>. Источник: rinnai-store.ru
Газовый котел, аналогичный нашему, стоит 41 700 Р. Источник: rinnai-store.ru

Дровяное отопление не зависит от электричества. Цена дров, как и других энергоресурсов, тоже растет с каждым годом. В мае 2020 года стоимость дров у нас составляла 1760 Р за 1 м³, а в июле 2021 года — уже 2200 Р. Доставка обойдется еще в 2000 Р.

По нашим подсчетам, на год для нашего дома нужно около 23 м³ дров. С учетом доставки это 42 240 Р в год по ценам 2020 года, когда мы планировали менять систему отопления. В 2020 году твердотопливный котел длительного горения стоил от 70 000 Р.

У этого варианта много недостатков. Например, нужно организовать на участке проветриваемое и защищенное от осадков место для хранения дров. К тому же твердотопливный котел занимает больше места в котельной, чем электрические и газовые аналоги. Но главное — если в будни днем никого не будет дома, котел без постоянной подпитки топливом начнет остывать.

Твердотопливный котел сейчас стоит около 100 000 <span class=ruble>Р</span>. Источник: kotel-suvorov.ru
Твердотопливный котел сейчас стоит около 100 000 Р. Источник: kotel-suvorov.ru

Альтернативные источники энергии. Ветер, солнце, вода, земля, воздух — бесплатные и неисчерпаемые источники энергии. Но цены на оборудование и установку доходят до миллиона рублей. Эффективность же подобных источников энергии в климатических условиях Московской области сомнительна.

Геотермальная энергия идеальна для Камчатки, а под Москвой это малоэффективно и поэтому дорого. Один только комплект вертикального насоса «земля — воздух» вместе с установкой стоит от 746 372 Р.

Что касается солнечной энергии, то с ней тоже все печально. В Московской области всего 72 солнечных дня в году. Причем самые хмурые дни приходятся как раз на отопительный сезон. Цена комплекта сетевой солнечной электростанции стартует от 733 990 Р. Слово «сетевая» означает, что без электричества и здесь никак не обойтись.

Для ветрогенератора в Подмосковье недостаточная скорость ветра. Для получения энергии ветра больше подходят морское побережье или степи.

Электричество. Электрический электродный котел в 2020 году стоил около 24 000 Р. 80 кг жидкости-теплоносителя, которую заливают в радиаторы, — 7200 Р. Она нужна, чтобы не заморозить систему отопления дома, если вдруг котел отключится.

Подключение электричества к частному дому обойдется примерно в 26 000 Р.

Электрический котел, аналогичный нашему, стоит 34 500 <span class=ruble>Р</span>. Источник: galan.ru
Электрический котел, аналогичный нашему, стоит 34 500 Р. Источник: galan.ru

Сама электроэнергия тоже дорожает: в 2020 году по самому дешевому, ночному тарифу надо было платить 1,76 Р за кВт·ч, с 1 июля 2021 года — 1,85 Р за кВт·ч. Если котел мощностью 15 кВт работает только восемь часов ночью в течение 180 дней отопительного сезона, то потребление энергии составит 21 600 кВт·ч — это 38 016 Р, то есть не более 6336 Р в месяц.

Основные недостатки электрического отопления — это эпизодические отключения электричества и, как мы узнали позже, отвратительная работа Россетей и Мосэнергосбыта с потребителями.

В итоге, сравнив все предполагаемые расходы на топливо, коммунальные ресурсы и установку оборудования, мы остановились на электрическом отоплении. По нашим расчетам выходило, что отопление дома электричеством в первый год с учетом покупки котла и теплоносителя обойдется нам на 4384 Р дешевле, чем одна заправка газгольдера по ценам 2020 года. А со второго года мы будем платить только за электричество по счетчику.

Во сколько бы нам обошлись разные варианты отопления дома — по ценам 2020 года

Оборудование и коммуникации Энергоресурсы в год
Сжиженный газ 286 700 Р 73 600 Р
Магистральный газ 256 700 Р 20 000 Р
Дрова 70 000 Р 42 240 Р
Электричество 60 000 Р 38 016 Р
Сжиженный газ
Оборудование и коммуникации
286 700 Р
Энергоресурсы в год
73 600 Р
Магистральный газ
Оборудование и коммуникации
256 700 Р
Энергоресурсы в год
20 000 Р
Дрова
Оборудование и коммуникации
70 000 Р
Энергоресурсы в год
42 240 Р
Электричество
Оборудование и коммуникации
60 000 Р
Энергоресурсы в год
38 016 Р

Установка котла

В августе 2020 года мы купили электрический котел на 15 кВт за 24 000 Р и 80 кг теплоносителя для радиаторов за 7200 Р. Сами установили котел и запрограммировали терморегулятор — это прибор, который включает котел, когда температура в доме опускается ниже заданной. Поэтому котел работает на максимальную мощность не всю ночь, а только когда дом начинает остывать.

После этого мы залили новый теплоноситель в систему отопления — его как раз пора было менять — и подключили котел. Проверили — все работало.

Наш котел в августе 2020&nbsp;года обошелся нам в 24 000 <span class=ruble>Р</span>
Наш котел в августе 2020 года обошелся нам в 24 000 Р
Электрический котел подключен и готов к работе
Электрический котел подключен и готов к работе
Программируемый терморегулятор
Программируемый терморегулятор
Электрический котел подключен и готов к работе
Электрический котел подключен и готов к работе
Программируемый терморегулятор
Программируемый терморегулятор

Мосэнергосбыт предлагает потребителям три тарифных плана.

Так выглядели тарифы 2020 года:

  1. Однотарифный учет — абонент платит 4,01 Р за кВт·ч вне зависимости от времени суток.
  2. Двухтарифный учет: с 23:00 до 07:00 — 1,76 Р за кВт·ч, с 07:00 до 23:00 — 4,61 Р за кВт·ч.
  3. Трехтарифный учет: с 23:00 до 07:00 — 1,76 Р за кВт·ч, с 10:00 до 17:00 и с 21:00 до 23:00 — 4,01 Р за кВт·ч, с 07:00 до 10:00 и с 17:00 до 21:00 — 5,21 Р за кВт·ч.

Когда мы отапливали дом сжиженным газом, нас вполне устраивал однотарифный учет. При переходе на электрическое отопление потребление электричества возрастает, поэтому мы решили перейти на трехтарифный план. Важно, чтобы электрический счетчик мог поддерживать нужный план. Наш счетчик для трехтарифного плана годился.

Для максимальной экономии мы нагревали дом ночью, а днем, в часы полупиковых нагрузок, грели только при необходимости. Этого было вполне достаточно. По нашим расчетам, которые я уже приводила выше, обогрев дома по ночному тарифу должен был стоить не более 38 016 Р за шесть месяцев отопительного сезона.

Война с энергетиками

С октября 2020 года по январь 2021 года мы жили за городом. Это были четыре самых холодных месяца, зима оказалась суровой, температура на улице опускалась до −37 °C. Иногда нам приходилось включать отопление днем.

23 октября 2020 года мы написали заявку в Россети для перехода на трехтарифный план оплаты электричества. Энергетики перепрограммировали счетчик на трехтарифный только через месяц. И то получилось это не с первого раза: неделю он работал как двухтарифный, то есть платили мы больше, чем планировали.

Неделю мы вели переговоры на повышенных тонах с Россетями по телефону «Светлой линии». Общение с сотрудниками контакт-центра — задача нелегкая. Возникало ощущение, что эту линию обороны создавали талантливые военные стратеги: прорвать невозможно.

Первый оператор спрашивает номер лицевого счета, адрес и просит описать проблему, переключает на второго сотрудника, который задает те же вопросы и переключает на третьего оператора, третий — на четвертого.

В итоге все заканчивается отговоркой «у нас обновление системы» или приглашением в офис. Спасибо за приглашение. Но почему мы должны ехать куда-то, если это сотрудники энергокомпании неправильно запрограммировали счетчик? Ах, ну да, это же нам нужны три тарифа. Пришлось пригрозить жалобой в Минэнерго — это помогло.

В итоге нам сказали обращаться в РЭС — районные электрические сети — своего региона, но контакты дать отказались. Координаты нужного человека мы нашли сами, через знакомых наших знакомых.

Переписка в личном кабинете о перепрограммировании счетчика на трехтарифный в ноябре 2020&nbsp;года
Переписка в личном кабинете о перепрограммировании счетчика на трехтарифный в ноябре 2020 года

Параллельно с этим в ноябре 2020 года мы разместили заявку на замену счетчика: в апреле 2021 года у прибора истекал межповерочный интервал, а со слов сотрудников Россетей, процесс замены иногда занимает до полугода. Так в итоге и вышло.

Зимой 2020—2021 годов мы оплачивали электричество по трехтарифному плану. В ноябре, декабре 2020 и январе 2021 года суммы в платежках были привычные. Мы не обращали на них внимания. А вот за февраль 2021 года платежка пришла аж на 43 009,15 Р, что, конечно, вызвало наше беспокойство. Мы списали это на холодную зиму, на то, что мы много готовим на электрической плите и в электрической духовке.

Мы начали думать, что переход на электрическое отопление — ошибка: с 20 ноября 2020 года по 10 июня 2021 мы заплатили за электричество 74 224 Р. То есть почти в два раза больше, чем рассчитывали изначально. Но мы думали, что действительно теперь должны так много платить.

Если вы сами не отправляете показания счетчика, то энергетики присылают платежки с какими-то средними значениями. Но раз в несколько месяцев они делают перерасчет.

Когда мы отапливали дом газом, потребление электричества было небольшим, поэтому мы не отправляли показания счетчика. Но когда мы перешли на электрическое отопление, по-хорошему нам надо было снимать показания каждый месяц. Тогда бы мы сразу поняли, что что-то не так.

Счет за февраль 2021&nbsp;года на 43 009 <span class=ruble>Р</span>
Счет за февраль 2021 года на 43 009 Р

14 апреля 2021 года энергетики заменили нам счетчик. Правда, в этот день нас с мужем не было дома и монтажники опять запрограммировали счетчик как двухтарифный, хотя надо было оставить трехтарифный.

При этом в своих документах они вообще написали, что счетчик однотарифный. И начислять плату за электричество тоже стали по одному тарифу — 4,01 Р за кВт·ч вне зависимости от времени суток, хотя, например, ночью мы должны были платить 1,76 Р за кВт·ч.

Счетчики теперь устанавливают на верхушку столба
Счетчики теперь устанавливают на верхушку столба
Пульт дистанционного управления для&nbsp;снятия показаний счетчика
Пульт дистанционного управления для снятия показаний счетчика
Счетчики теперь устанавливают на верхушку столба
Счетчики теперь устанавливают на верхушку столба
Пульт дистанционного управления для&nbsp;снятия показаний счетчика
Пульт дистанционного управления для снятия показаний счетчика

После того как осенью 2020 года нам неправильно запрограммировали счетчик, мы поняли, что энергетиков нужно контролировать самостоятельно. После замены счетчика мы стали еженедельно проверять его показания и расход электричества. И снова заметили несоответствие.

В мае 2021 года Мосэнергосбыт выставил нам счет за месяц на 5677 Р. Весь месяц было тепло, отопление мы включали редко, а сумма оказалась такая, будто мы топили каждую ночь по восемь часов! Оказалось, энергетики продолжали начислять плату по старому счетчику — тому самому, который они же отключили месяц назад. Все из-за того, что из Россетей в Мосэнергосбыт вовремя не передали акт.

Счет за май 2021&nbsp;по старому, отключенному счетчику. Сумма задолженности — 5677 <span class=ruble>Р</span>
Счет за май 2021 по старому, отключенному счетчику. Сумма задолженности — 5677 Р

По поводу этого счета мы долго созванивались и спорили с Мосэнергосбытом. Там требовали сначала заплатить 5677 Р — и только потом были готовы разбираться и возвращать переплату. Как возвращать, неясно, ведь старый счетчик они уже отключили.

Новый счетчик работал неправильно. По старому, уже отключенному, требовали денег. Решать наши проблемы ни в Россетях, ни Мосэнерго не хотели. И наш контакт в Россетях перестал брать трубку.

Мы пожаловались в Минэнерго через форму на сайте. Дело сдвинулось сразу же: человек из Россетей, с которым мы общались до этого, позвонил сам. Мы договорились об очередном перепрограммировании счетчика на 10 июня 2021 года.

Мы заполнили такую форму электронного обращения на сайте Минэнерго
Мы заполнили такую форму электронного обращения на сайте Минэнерго
И получили по электронной почте подтверждение от Минэнерго, что наше заявление принято к рассмотрению
И получили по электронной почте подтверждение от Минэнерго, что наше заявление принято к рассмотрению

10 июня 2021 года специалисты снова пришли перепрограммировать наш счетчик — на этот раз сотрудники Россетей, а не их подрядчики, как раньше.

Выяснилось, что, когда в ноябре 2020 года сотрудники Мосэнергосбыта вносили данные о нашем приборе в систему, они перепутали дневной и ночной тариф. Всю зиму и весну мы платили за электричество в два раза больше, так как котел, который потребляет больше всего электричества, работал именно ночью.

Акт, в котором отражено, что день и ночь в тарифе перепутаны
Акт, в котором отражено, что день и ночь в тарифе перепутаны

Мы написали заявку на перерасчет. Просьбу удовлетворили: в конце июня 2021 года в личном кабинете на сайте Мосэнергосбыта появилось сообщение, что компания задолжала нам 27 229 Р. Но, по нашим расчетам, мы переплатили на 10 080 Р больше.

Расскажу, как мы считали. Мы взяли показания счетчика из акта от 10 июня 2021 года, когда обнаружилась ошибка, и вычли показания из акта от 20 ноября 2020 года, когда нас перевели на три тарифа. Результаты умножили на соответствующий тариф — получили 36 914,83 Р. Именно столько мы должны были заплатить с 20 ноября 2020 по 10 июня 2021 года. Но мы заплатили 74 224 Р. Разницу в 37 309 Р нам и должен был вернуть Мосэнергосбыт.

Наш перерасчет. У нас получилась сумма около 37&nbsp;тысяч рублей
Наш перерасчет. У нас получилась сумма около 37 тысяч рублей
Но Мосэнергосбыт считал, что его долг — только 27 228,8 <span class=ruble>Р</span>
Но Мосэнергосбыт считал, что его долг — только 27 228,8 Р

В середине июля 2021 года мы написали очередное обращение в Мосэнергосбыт — о том, что в их перерасчете ошибка. Заявление молча закрыли: в личном кабинете напротив нашего запроса просто появилась отметка «Выполнено».

А в начале августа мы увидели в личном кабинете, что долг Мосэнергосбыта уменьшился на 12 200 Р. То есть нам не только не вернули недоплаченные 10 080 Р, но еще и сняли 12 200 Р. После звонка в компанию выяснилось, что это плата за июль 2021 года. Ее опять рассчитали по среднему арифметическому за последние шесть месяцев.

Счет за июль 2021&nbsp;года
Счет за июль 2021 года

Так как процесс перерасчета еще не был завершен, мы никакие данные по счетчику никуда не отправляли. В очередной раз мы попросили энергетиков прислать перерасчет, чтобы сверить с нашим.

Примерно через неделю сотрудник областного расчетного центра прислал нам перерасчет. В телефонном разговоре мы отметили, что в его перерасчете ошибка, отправили в расчетный центр акты и показания счетчика на 9 августа 2021 года. Договорились проверить все еще раз.

Именно этот специалист в ноябре 2020 года перепутал дневной и ночной тарифы. Он заметил свою ошибку только в апреле 2021 года и направил запрос энергетикам. Но его запрос остался без ответа.

В конце августа, после долгих переговоров с Мосэнергосбытом и расчетным центром, мы пришли к соглашению, что все-таки наши расчеты правильные. Таким образом, долг энергетиков перед нами за отопительный сезон 2020—2021 годов составил 37 309 Р.

Что в итоге

Деньги нам не вернули. Из суммы долга Мосэнергосбыт теперь вычитает нашу плату за электричество. Мы ежемесячно отправляем показания счетчика, но ничего не платим. Этого остатка должно хватить на грядущий отопительный сезон.

Новый счетчик после последнего перепрограммирования, которое состоялось 10 июня 2021 года, работает правильно. Старый счетчик отключили и по нему ничего не начисляют.

С сентября 2021 года мы вносим показания счетчика через личный кабинет, как обычно. До перехода на электрическое отопление мы потребляли немного электричества, поэтому показания не отправляли и оплачивали электричество по платежкам Мосэнергосбыта.

Если учесть итоговый перерасчет, то, несмотря на суровую зиму, четырехмесячный карантин и нашу войну с энергетиками длиной почти в год, мы заплатили за электричество даже меньше, чем планировали. За шесть месяцев отопительного сезона 2020—2021 годов мы заплатили 36 915 Р. Если бы мы продолжали отапливаться сжиженным газом по цене 23 Р за литр, это обошлось бы нам в 73 600 Р.

Что мы поняли

Прежде чем принять окончательное решение о смене вида отопления, обязательно не только посчитайте затраты на оборудование и подключение, но и оцените темпы роста цен на энергоресурсы.

Все работы, связанные со счетчиками, должны проходить в присутствии хозяев. Если бы мы были дома, когда энергетики перепрограммировали прибор, не возникло бы этой путаницы с дневным и ночным тарифом.

Заявку на переход на другой тариф надо подавать за пару месяцев до наступления отопительного сезона: из-за разгильдяйства энергетиков процесс может затянуться. А если истекает межповерочный интервал, заявку на замену счетчика лучше подать за полгода.

Стоит внимательно проверять все документы и делать на всякий случай копии, а также сохранять имена и телефоны специалистов, которые решают вашу проблему. Контакт-центр «Светлая линия ПАО „МОЭСК“» в нашей ситуации сработал из рук вон плохо. Операторы не могли ответить ни на один вопрос. Дежурная отговорка: «Идет обновление системы». Телефоны специалистов, которые действительно решают проблемы, можно добыть с большим трудом.

Контакт в РЭС мы нашли через знакомых наших знакомых. Оборона колцентра Мосэнерго не такая крепкая. Там удалось добиться общения с нужным человеком, но и ему надо было постоянно о себе напоминать. Но если потеряешь такой контакт, придется опять долго ходить по кругу, прежде чем попадешь к нужному специалисту.

Чтобы сохранить нервы, лучше общаться с энергетиками через обращения в личном кабинете. Можно сначала упомянуть, что собираетесь писать жалобу в министерство. Если это не помогает — пишите обращение на сайте Минэнерго. К сожалению, совсем обойтись без телефонных переговоров не получится. Осада может затянуться — наберитесь терпения, проявляйте инициативу и будьте настойчивы.

Необходимо тщательно отслеживать показания счетчика в первые месяцы при переходе на другой тариф или при замене прибора. Заподозрить неладное поможет примерный подсчет: мощность котла — 15 кВт — умножаем на восемь часов ночи и на ночной тариф — 1,76 Р.

По нашим подсчетам, за шесть месяцев холодов мы должны были заплатить за электричество 38 016 Р. Энергетики насчитали почти в два раза больше — 74 224 Р. После всех перерасчетов оказалось, что в реальности мы должны были заплатить даже чуть меньше, чем планировали, — 36 915 Р.