«Во Франции у работников гораздо больше прав»: сколько зарабатывает инженер по автоматизации

В Париже

146
«Во Франции у работников гораздо больше прав»: сколько зарабатывает инженер по автоматизации

Каждую неделю мы публикуем историю кого-то из читателей Т⁠—⁠Ж о его профессии и доходах.

Герой этого выпуска, еще когда учился на инженера, узнал, что, устроившись на ТЭЦ в Москве, будет зарабатывать меньше 10 тысяч рублей. Поэтому сразу стал присматриваться к коммерческим компаниям, сменил несколько мест работы и в итоге нашел работодателя, который помог ему переехать во Францию.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Выбор профессии

Аватар автора

Apache Attack Helicopter

живет и работает во Франции

Я окончил Московский энергетический институт по специальности «инженер АСУТП» — автоматизированных систем управления технологическим процессом. Институт выбрали родители, так как в школе мне хорошо давались физика и математика. Специальность выбрал я, так как понравилось название, — я вообще не представлял, чем буду заниматься, получив эту профессию.

В 2004 или 2005 году я по распределению проходил обязательную практику на одной из московских ТЭЦ. Она длилась две или три недели, но не помню, чтобы мы делали какую-то реальную работу. Я бы это назвал практикой в кавычках, так как пользы от нее никакой не было.

Тогда руководитель отдела автоматизации сказал, что мы, как начинающие инженеры, будем зарабатывать там меньше 10 тысяч рублей. С опытом зарплата, конечно, увеличивается, но не кардинально. Если мне не изменяет память, у самого руководителя зарплата тогда была 30 000 ₽. Не думаю, что с тех пор что-то сильно изменилось.

Поэтому после окончания института я пошел работать в коммерческую фирму. Рынок труда в то время был довольно оживленный, я мог выбирать из нескольких предложений среди различных системных интеграторов, которые занимаются промышленной автоматизацией. Там зарплата была 30—40 тысяч. Никаких знакомств ни у меня, ни у родителей не было, так что я искал работу через интернет — на сайтах «Хедхантер» и «Суперджоб».

Вначале мой доход был около 30 тысяч в месяц. Меня не повышали, и не помню, чтобы кого-то из коллег при мне повышали. Зарплата росла при переходе в другие компании — за три года я сменил три места работы. Работал всегда по специальности. В мои обязанности входило программирование контроллеров и SCADA-систем, пусконаладка, составление документации. С первой работы я ушел, так как было мало интересных проектов, вторая компания разорилась в кризис 2008 года, а я тогда смог устроиться только в «шарашку», из которой ушел, когда ситуация наладилась.

Место работы

Уже 10 лет я работаю в очень крупной международной компании, производящей системы автоматизации и электротехническое оборудование.

Сначала устроился в ее московское представительство через объявление на «Хедхантере». Прошел два собеседования: одно — с HR-агентством, второе — в компании сразу с эйчаром и руководителем отдела. Самым сложным оказался письменный тест на английском на знание конкретной SCADA-системы. К тому моменту у меня был пятилетний опыт работы. Я начинал там с зарплаты 75 000 ₽.

Через несколько лет я решил воспользоваться программой внутренней мобильности, чтобы уехать из России. Это был 2014 год: война на Украине, «Болотное дело», первое уголовное дело Навального и так далее. Тогда у меня был очень оптимистичный взгляд на жизнь на Западе и очень пессимистичный — на Россию. Со временем, конечно, мои взгляды стали более объективными, но я до сих пор считаю, что это было правильное решение.

В нашей компании вакансии представительств во всех странах мира публикуются на едином сайте, к которому имеют доступ все сотрудники. Любой может подать свое резюме на любую позицию. По правилам для этого нужно проработать в компании три года и уведомить своего руководителя. Но обычно уведомляют, только когда уже получили предложение. Решение принимает тот руководитель, который разместил вакансию. Если он нанимает иностранца, расходы на переезд и оформление визы ложатся на его бюджет, поэтому устроиться с переездом не так просто. Нужно иметь навыки, которые нельзя найти на местном рынке. Требования к кандидатам зависят от конкретной вакансии, единственное исключение — США: там во всех вакансиях разыскиваются супермены.

Я рассылал резюме на вакансии в разных европейских странах, США, Канаде, Австралии. Смотрел на уровень жизни и гражданских свобод, легкость ассимиляции для иностранца. Искал около полугода, большинство разосланных резюме остались без ответа, иногда сразу приходил отказ. До собеседования доходило всего пару раз.

В итоге повезло с Францией — там искали специалиста с моим профилем и не могли найти местного. Здесь у меня было уже три этапа собеседований. Сначала с руководителем отдела, затем с его руководителем, затем опять с моим будущим руководителем и эйчаром. Все они проходили по телефону.

Переезд прошел очень легко: все организовал работодатель через фирмы, специализирующиеся на международной мобильности. Их работу я могу оценить на пять с плюсом: они оформили визу и разрешение на работу примерно за четыре месяца — самый долгий этап, организовали перевозку вещей, включая мебель, сняли для меня временное жилье, дали агента по недвижимости, чтобы найти постоянную квартиру, помогли открыть счет в банке.

Я ничего не потратил, наоборот, мне еще выплатили подъемные.

Французский я не знал. Перед отъездом походил на занятия в Москве, потом учил на месте, курсы тоже оплачивала компания. На работе было достаточно английского, но в повседневной жизни без языка тяжело.

Самым сложным при переезде был, конечно, разрыв социальных связей — с родными, друзьями, коллегами. Построить их с местными, не зная языка, очень сложно, а русскоязычных в городе, куда я переехал, практически не было. Это была провинция, а не Париж.

Зарплаты в вакансиях не публикуются. Но в моем случае разница не была колоссальной: в Москве к моменту отъезда я получал около 100 тысяч рублей — с тех пор рубль упал, а по тогдашнему курсу это было примерно 2000 €, во Франции моя зарплата начиналась с 3000 €. Обязанности у меня остались практически те же, что и на первой работе, только в более серьезных проектах и с большей автономией.

Отношение к сотрудникам и между сотрудниками у нас в компании очень уважительные. Даже российское представительство этим выгодно отличается: все по-белому и со строгим соблюдением трудового кодекса. С моей предыдущей работой нет смысла даже сравнивать: то была «шарашка», директор которой жил на Рублевке, а зарплату платили в конверте.

Про Францию и говорить нечего — тут другой менталитет. Во французском трудовом кодексе у работников гораздо больше прав, а у работодателей гораздо больше обязанностей — даже с позиции сотрудника я считаю, что это перебор. Здесь очень сильные профсоюзы, работодатель обязан вести с ними переговоры и не может препятствовать сотрудникам, которые хотят туда вступить. Все строго регламентировано: выходные, отпуска, больничные, время работы, обеденный перерыв и прочее. Практически все компании работают по-белому. Французы к работе относятся очень спокойно: никогда не нервничают и не срываются даже в трудной ситуации. Большинство из тех, с кем мне довелось работать, — добросовестные сотрудники. Но есть и те, кто работает из-под палки и злоупотребляет трудовым кодексом, особенно их много в госкомпаниях. Эти же компании чаще всего устраивают забастовки.

У нас хороший соцпакет: медстраховка, телефон, спортзал в офисе, льготные обеды, выплата в 1200 €⁣ (108 449 ₽) в год, которую можно потратить на отдых, культурные мероприятия или спорт. У меня есть служебная машина — их дают тем, кто должен часто ездить к клиентам.

Зарплаты в нашей компании выше среднерыночных. Эта работа считается престижной во Франции. Еще у нас есть большие возможности для профессиональной мобильности: например, в нашем парижском офисе 1500 человек, из них навскидку около 10% сотрудников — из других стран. В московском представительстве экспатов меньше, но тоже были.

Из минусов — запутанность внутренних процессов, часто непонятно, кто за что отвечает. Например, бывает, что две команды в разных странах независимо друг от друга начинают разрабатывать продукты или решения для одной и той же задачи. Или кто-то разрабатывает решение, когда такое уже разработано в другой стране, просто команда об этом не знает.


Суть профессии

Я занимаюсь проектированием, программированием и запуском систем автоматизации. Эти системы используются повсюду: в промышленности, добыче полезных ископаемых, на транспорте, электростанциях и так далее. Для человека, далекого от отрасли, самой близкой аналогией будет система «умный дом» — там тоже в зависимости от времени суток, температуры, влажности и прочих показателей контроллер включает или выключает свет, отопление, вентиляцию.

Объекты и заказчики бывают из разных отраслей: фармацевтики, пищевой промышленности, транспорта или энергетики. Идеально, конечно, работать на одном проекте от начала до конца, но такое бывает редко — обычно я параллельно веду два-три проекта.

Если считать от первого контакта с заказчиком до подписания акта сдачи, вряд ли какой-то проект шел меньше года. Самый долгий в моей практике — с 2015 года, он до сих пор не завершен: там возникли серьезные технические проблемы и он был заморожен. Над каждым проектом всегда работает команда: менеджер, задача которого составить коммерческое предложение заказчику, вести с ним переговоры и заключить контракт; руководитель проектов, который координирует все, чтобы не было накладок; инженеры — один или больше, в зависимости от сложности проекта.

За все время я только пару раз встречал женщин, работающих в этой сфере: независимо от страны повсюду в нашей профессии практически только мужчины. Даже в институте в группе из 25 человек было три девушки. Думаю, это связано с гендерными различиями — из-за них женщинам редко бывает интересно возиться с техникой и программировать.

Самое трудное в этой работе — разбираться в куче разных дисциплин: электротехнике, теории регулирования, компьютерных сетях, базах данных, программировании, кибербезопасности. Иногда в свободное время я читаю профильные статьи в интернете или смотрю видео на «Ютубе», но деньги на самообразование не трачу — наша компания хорошо вкладывается в обучение сотрудников.

Рабочий день

Если работаю в офисе, то приезжаю к 08:30—09:00, от дома до работы добираюсь за 30—40 минут. Проверяю почту, потом идем с коллегами пить кофе. Еще пьем кофе после обеда и во второй половине дня. Заканчиваю обычно в 17:30—18:00. Задерживаюсь редко, только если есть срочный проект, — дополнительно это не оплачивается.

Еще до пандемии у нас была возможность работать из дома два дня в неделю, но я ей не пользовался, так как не мог сосредоточиться на работе. Сейчас научился, так что буду пользоваться после окончания локдауна. Первый локдаун был для всех шоком, все проекты остановились. Все, кто мог, работали из дома, кто не мог — были в вынужденном простое с сохранением зарплаты. Но потом адаптировались, второй локдаун я практически не заметил, так как почти каждый день выезжал на объекты, — мне для этого выдали специальное разрешение.

Мои типовые рабочие задачи: разработка концепции, подбор оборудования, расчет трудозатрат, чтение или написание документации, программирование, конфигурирование, тестирование.

Например, строится фабрика по производству сыра. Заказчик или генподрядчик объявляет тендер на систему автоматизации, разные компании подают свои заявки. Уже на этом этапе нужно довольно подробно спроектировать систему: каким оборудованием мы будем управлять и как. На современном производстве практически все автоматизировано — от пастеризации и сепарирования молока до разрезания и упаковки сыра.

Далее, если проект попадает к нам в работу, начинается программирование. Этим можно заниматься как в офисе, так и дома — нужен только компьютер. Тестирование проводится или тоже на компьютере, или в лаборатории.

В системе автоматизации обычно программируются два уровня. Первый — контроллеры, которые управляют процессом в автоматическом режиме. Второй — человеко-машинный интерфейс, который позволит оператору следить за процессом и при необходимости управлять им вручную.

Ну и последний этап — выезд на объект для ввода в эксплуатацию и пусконаладки. Мне нравится, что в работе есть разнообразие. Сейчас командировки у меня в основном по Франции, один-два раза в месяц. А раньше были международные, причем по несколько в год. В среднем командировка занимает две недели. Самая короткая была в Швейцарию одним днем, а самая долгая — в Австралию, пробыл там почти три месяца.

Случай

Я запускал солнечную электростанцию в Южной Австралии в феврале. В Европе в это время было холодно, а в Австралии — пик жары. В один из дней температура превысила +45 °C, поэтому всех, кто работал на улице, отпустили домой. Но на подстанции, где работали инженеры, поддерживалась температура +18 °C.

Приходилось выходить на улицу погреться.

А по вечерам в пабе мы пили местное вино и ели стейки из австралийской говядины, наблюдая, как пеликаны ловят рыбу в реке, и слушая крики огромной стаи какаду.

Подработки

В подработках у меня нет необходимости. Да они и не слишком распространены в этой сфере: никто не доверит человеку с улицы копаться в системе управления стоимостью в миллионы евро. Многое зависит от проекта: ответственность на небольшом производстве, конечно, не такая, как на атомной электростанции. Но, думаю, есть немало техногенных катастроф, вызванных неправильной работой системы автоматизации. В моей практике таких случаев, к счастью, не было. Были у коллег, но тоже все обходилось локальными повреждениями.


Доходы и расходы

Сейчас я зарабатываю 3500 €⁣ (316 310 ₽) после выплаты налогов и без учета премий. Эта сумма — практически потолок для сотрудника, который непосредственно делает работу. Она может немного вырасти со стажем, но вообще, чтобы зарабатывать больше, нужно идти в руководство или продажи. В нашей компании хорошие возможности для карьерного роста — для этого требуется проявить желание и способности. Зарплата руководителя примерно на 30% выше зарплаты сотрудника. Но при этом обязанности меняются кардинально: руководитель сам не участвует в проектах, а только следит за их выполнением, бюджетом и прочим. Ответственности у него, конечно, намного больше. Я к карьерному росту не стремлюсь.

Главная статья расходов для меня — это аренда жилья. Я плачу 1100 €⁣ (99 411 ₽) в месяц за двухкомнатную квартиру в престижном пригороде Парижа.

Экономить мне не приходится, но на широкую ногу тоже не живу. Париж — очень дорогой город, и мне просто жалко платить 8 €⁣ (722 ₽) за бокал пива или 30 €⁣ (2711 ₽) за обед в ресторане, хотя я могу себе это позволить. Обычно я готовлю сам. До локдауна ходил в кафе или рестораны 1—2 раза в неделю.

На продукты трачу примерно 300 €⁣ (27 112 ₽) в месяц. Качество продуктов здесь, конечно, выше, чем в России, особенно сыров и мяса. После переезда я стал есть мясо утки и кролика и намного больше сыра — открыл много сортов, о которых раньше даже не подозревал. В остальном питаюсь примерно так же, как в Москве, только хлеб покупаю теперь не в магазине, а в пекарне. Здесь есть русские магазины, где можно купить продукты, о которых местные не знают. Единственное, чего не найти, — рассыпного творога и хорошей красной икры. Черная есть, но по космической цене.

Примерно 100 €⁣ (9037 ₽) в месяц у меня вычитают из зарплаты за обеды в офисе. Платишь ровно столько, сколько съешь, просто на кассе прикладываешь бейдж, и потом в конце месяца все суммируется. При этом 50% суммы оплачивает работодатель, так выходит дешево: за 100 € я получаю 20 обедов из 2—3 блюд. В нашем офисе обеды вкусные — обычно есть несколько видов горячего, салаты, десерты.

Одежду, электронику и прочие вещи я покупаю в основном на распродажах. Некоторые привожу из России, например телефон и ноутбук: цена в Китае одинаковая что для России, что для Франции, а издержки продавцов и налоги в России, наверное, ниже. Иногда заказываю что-то из интернет-магазинов соседних стран — Германии, Испании.

На отпуск трачу в среднем 5000 €⁣ (451 871 ₽) в год, в том числе на свои хобби: дайвинг, подводную фотографию, горные лыжи. В России у меня было четыре недели отпуска, я старался выезжать за рубеж, хотя это было более накладно, чем сейчас, конечно.

Теперь у меня есть семь недель в году, я разбиваю их на несколько частей: например, две поездки в Россию по неделе, одна дальняя поездка на две недели и две-три поездки по Европе. Лучшей была поездка в ЮАР, организованная нашим профсоюзом.

Мой уровень жизни после переезда сильно вырос.

Но, думаю, это не только из-за зарплаты, а еще из-за того, что я лучше стал распоряжаться деньгами.

Накопления

Когда я жил в России, я ничего не откладывал, а, наоборот, набрал кредитов примерно на 1,5 млн рублей. В детстве наша семья жила бедно, и когда я начал работать, мне хотелось сразу жить красиво: съехать от родителей, купить машину, поехать в отпуск. К тому же у меня был низкий уровень финансовой грамотности. Сейчас понимаю, что это было глупо.

После переезда я переводил часть зарплаты в Россию, чтобы погасить кредиты, и выплатил их за три года. После этого стал откладывать, сейчас накопил примерно 60 000 €⁣ (5 422 459 ₽).

Откладываю что-то, что остается после основных расходов, и все премии. Я стабильно получаю две премии в год. Одна зависит от выполнения личных задач, в среднем это 10% от зарплаты, выплачивается деньгами. Вторая — в зависимости от результатов компании, обычно выходит в районе 3000 €⁣ (271 122 ₽). Ее можно взять деньгами, но гораздо выгоднее вложить в акции нашей компании или в инвестиционный фонд, так как в этом случае сумма увеличивается. Но при этом средства блокируются на пять лет.

Коплю скорее на безбедную старость, так как я не рассчитываю ни на французскую, ни тем более на российскую пенсию.

Будущее

Я мог бы купить здесь квартиру в ипотеку под 1%, но не делаю этого по двум причинам. Во-первых, очень дорого: в Париже средняя цена квадратного метра — 10 000 €⁣ (903 743 ₽). Она ничуть не снизилась, несмотря на кризис, и совершенно не соответствует качеству жизни. Во-вторых, я не уверен, что хочу оставаться во Франции, так как, на мой взгляд, эту страну ждут серьезные потрясения в ближайшие несколько лет.

Первая проблема, на мой взгляд, это мигранты из Африки, которые продолжают прибывать сюда в огромных количествах. У большинства нет шансов найти работу, даже если они хотят, поэтому они либо садятся на пособия, либо занимаются криминалом. А многие совсем не хотят ассимилироваться. Вторая проблема — экономика. Во Франции хроническая безработица уже более 40 лет, и никто не знает, как с ней бороться. Из-за этого и раздутой социалки здесь огромный дефицит бюджета, компенсируемый займами. А налоги повышать уже некуда, они одни из самых высоких в мире.

На моей работе, к счастью, это все пока не сказывается, хотя компания постепенно переводит производство из Франции в Китай или Восточную Европу.

Если я перееду в другую страну, возможно, куплю там недвижимость. Сейчас ориентируюсь на Швейцарию: с ней у Франции общая граница и там есть франкоговорящие кантоны, то есть районы. Возможно, перееду в ближайшие несколько лет.

Тоже инженер и переехали? Расскажите, как там у вас:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Легенда

+6

02.03.21, 21:21

Отредактировано

Никто не удивится, если я оставлю этот комментарий, так что я его оставлю)
"Думаю, это связано с гендерными различиями — из-за них женщинам редко бывает интересно возиться с техникой и программировать." - вы в курсе, кто такая Ада Лавлейс? А что программирование изначально было чисто женской отраслью, пока не началось хорошо оплачиваться? А такое имя, как Хеди Ламарр, знакомо? Это связано не с гендерными различиями, а с гендерной социализацией. У нас в РФ до сих пор девочек кое-где открыто дискриминируют при приеме в физмат лицеи и кружки робототехники, а уж про "женщина не умеет в программирование" даже в комментах Т-Ж писали не раз любители работать в крепких мужских коллектвах.

"Тогда у меня был очень оптимистичный взгляд на жизнь на Западе и очень пессимистичный — на Россию. Со временем, конечно, мои взгляды стали более объективными" - та же фигня, ромео(с) надо бы вывести формулу, через сколько лет после эмиграции мозги встают на место. считаю, что уехать, вернуться и снова уехать - идеальная формула для того, чтобы понять, что есть что, избавиться и от ура-патриотизма, и от дурацких замашек в стиле "стыдно быть русским, позор России".

22

Pavla, замашки в стиле "стыдно быть русским" - это действительно глупость. Другое дело, что невероятно обидно за Родину, в которой множество умных и работящих людей, у которой есть все ресурсы - материальные и нематериальные, чтобы процветатать, но вместо этого мы окапываемся от цивилизованного мира/заключаем договоры о неразмещении космического оружия с африканскими республиками/даем безвозвратные займы агрофюреру/убиваем и сажаем инакомыслящих/вставить свое.

50

Fedor, я в среде эмигрантов встречала очень разные замашки, вплоть до "гиблая нация" и "рашка-парашка" в каждом разговоре. Такие люди маниакально читают и слушают только плохие, а лучше - ужасные, новости, и с каждым годом их отъезда (а домой они, конечно, не ездят) воспоминания все хуже и хуже.
Обидно - да.

16

Pavla, у нас не ценят специалистов с мозгами, зато топ-менеджеры выписывают себе миллионные прибыли, хуже всего то, что с каждым годом у нас всё сильнее и сильнее загоняют в рамки человека

15

Иван, не везде и не всех не ценят. топ-менеджеры тоже разные бывают.

4

Pavla, конечно, есть, где ценят, ещё и как, но я говорю про общую картину, у нас разница между ЗП топ менеджеров и рядовых сотрудников одна из самых высоких в мире. Но хуже всего то, что динамика только хуже и хуже, зарплаты у большинства людей реально(с учётом инфляции) не растут уже лет 8, но у топ менеджеров она все выше и выше, в этом и проблема, человек, который создает прибыль для корпорации, получает копейки, но у корпораций рекордные прибыли и дивиденды, а для человека, создающего эту прибыль изначально - ничего!!!

2
Герой

03.03.21, 10:25

Отредактировано

Pavla, и хоть бы кто рассказал, что в этих разговорах враньё. Неприятно - да. Но откровенно говоря, вы действительно считаете что Россия - современная, дружелюбная страна для жизни и работы?
И что она развивается в этом направлении?
По сравнению с Францией, особенно.

4

Oleg, я считаю, что в России есть вещи, которые сделаны лучше, чем в других странах. навскидку - российское ИТ супер (включая финтех и интернет). сфера красоты - вне конкуренции, я не знаю стран, где бы девушки предпочитали ходить стричься или на маникюр к местным специалисткам, а не к переехавшим россиянкам. бюрократия за последние десять лет очень сильно сдалась под натиском госуслуг, МФЦ и возможности покачать права в электронном виде. еще в РФ неплохая медицина (там, где она есть) и достаточно высокие стандарты по детским дошкольным заведениям (сестра жила с семьей во Франции, поэтому про французские садики и медицину я наслушалась).
минусов РФ я могу накидать очень много, но я знаю множество людей, которые, уехав из РФ 5-10-15 лет, назад считают, что там последнего ежа со стекломоем доедают, и отрицают все достижения.

16

Pavla, у женщин нет недостатка в способностях к инженерному делу или ИТ по сравнению с мужиками. Приведенные фамилии, и многие другие, это подтверждают, но имхо в этом итак никаких сомнений нет.
Места где есть дискриминация тоже еще имеются. У нас в вузе, помнится, был преподаватель, открытым текстом говоривший про «а что вы здесь делаете, идите рожайте лучше». На него правда все смотрели как на придурка уже тогда, в нулевые, и он был такой один.
Но это всё не дает ответа на вопрос: почему женщинам инженерия и техника, в среднем, если отдельных выдающихся личностей не брать, не интересна? Я искренне хотел бы больше женщин в отрасли, но, по наблюдениям и разговорам, они не идут, именно потому, что не хотят.
Это видно гораздо раньше вузов — еще в средней школе, когда мы с пацанами ковырялись в компах и обсуждали как пройти очередной уровень в игрушке и как взломать родительский пароль на биосе (а с подобных вещей, на мой взгляд, начинает добрая половина будущих увлеченных своим делом айтишников), женская половина класса на нас смотрела со снисхождением, мол фигней какой то скучной маемся. Потом в институте — 6 девушек на поток, да и из них реально увлеченных всего пара. Может их потом и угнетали, но никто не отчислился, просто доучились. Но без огонька в глазах, никто из них не выяснял как добыть себе пятизнак в аське, как сделать, чтобы виста не тормозила на только появившихся тогда и ставших доступными студентам нетбуках.
Кто-то, конечно может возразить, что это все к делу не относится, программисты на работе потом совсем другим занимаются... Но имхо именно это демонстрирует феномен, из-за которого женщин в ит так мало. И из-за которого те успешные, кто есть, вызывают ощущение картины в музее — хочется поставить в рамку и любоваться.
Инженер должен любить технику, любить возиться в ней и около неё, на работе и на досуге. Она должна его притягивать красотой своей внутренней сложности. Но причина, почему женщин, в среднем, это всё цепляет сильно меньше, — для меня загадка.
Могу и отвлеченный от компов пример дать — среди велосипедистов женщин тоже меньше, хотя стереотипов на тему кто может или не может крутить педали я не припомню. Это как раз, по совпадению или нет, один из немногих видов спорта, где нужно фанатеть механизмами, любить в них возиться. Просто кататься любят многие, но так чтобы велик и споры на тему «какой угол рулевой для трейлового подвеса самый правильный» был страстью — выборка сразу сужается до единиц, кажущихся исключениями.

16

Никита, я помню у нас в вузе лектор (в том случае женщина) говорила, что вам девчонкам главное замуж выйти хорошо. А вот вам парни пахать всю жизнь.

3
Легенда

+6

04.03.21, 07:43

Отредактировано

Шевалье, ой, в профчате, обсуждая трудоустройство, один товарищ выдал, мол, девушкам даже с ипотеками легко работу менять, их бойфренды спонсируют, если что, а вот мужчине-то работу менять тяжело, у него риски. Видимо, учился у вашей преподавательницы))

2

Никита, есть ещё всякие нюансы типа навязанной оценки своих способностей (с определенного возраста девочки начинают боятся экспериментировать, если не уверены в результате, и это не возрастное, а итог "тыжедевочка, почему не идеально") и стереотипов, чем девочкам нужно заниматься и интересоваться. Я надеюсь дожить того момента, когда хотя бы местами, хотя бы в больших городах это изменится.

2

Pavla, это разве гендерное? У мужской половины видел тоже самое, только в другой обертке, и знаю мужиков, кто, уже в возрасте, от последствий "почему не идеально" у психологов лечился.
Но, даже если Вы правы, не верю, что это явление достаточной силы и масштаба, чтобы обеспечить дисбаланс 70 М - 6 Ж на нердовских специальностях. Для такой разницы должно быть что-то прям фундаментальное.
Как интуитивный вариант: женщин наш соцшаблон больше толкает к благообразным занятиям, с некой, хотя бы относительной, красотой в определении ("филолог - звучит гордо") и большим уровнем социализации. А в железяках ковыряться, сгорбившись, и сутками ни с кем не общаясь, "это фу".
В подтверждение этому, на ничуть не менее задротских по сути, но более благообразных и социальных букво- и цифроедских специальностях: юрист, экономист, - с количеством женщин всё отлично.

2

Никита, "стереотипов, чем девочкам нужно заниматься и интересоваться" - собсно, мы об одном и том же)
гендерное. аккуратность, любовь к порядку, учиться на пятерки, хорошо себя вести (на самом деле "быть удобной другим людям") - детям какого пола навязываются эти качества, никак не связанные с Х-хромосомой в реальности?

6

Pavla, в такой формулировке согласен)
По идее, если нам инфограницы не запрут и молодое поколение продолжит впитывать "проклятые бездуховные западные ценности", может стать полегче. Сейчас в их совокупном образе не требуется быть хорошей девочкой. Там правда есть другой лейтмотив на замену - нужно обязательно быть фактурной и выдающейся личностью, вплоть до карикатурного гротеска. Здесь уже органически хорошим девочкам придется что-то из себя выдавливать и где-то себя гнуть...

1

Никита, я надеюсь, что перегибы навязанного достигаторства мы тоже преодолеем. ну, рано или поздно)

1

Никита, потому что со школьной скамьи или даже с раннего детства нас пытаются переориентировать. Мне всегда нравилось решать задачки по математике, но и родители и учителя уже с первого класса пытались переориентировать на гуманитарные науки или биологию, чтобы на медика пошла, повезло что после пятого класса учительница математики попалась без сексизма и поддержала. В школе на кружок по программированию учительница-жещина не пускала девочек, на жалобы по жтому поводу директор и завуч смеялись в ответ. Вот так постепенно к старшим классам многим девочкам уже мозги промывают, и что вот им остается. Пойти в вуз на техспециальность тоже тот еще квест. Сейчас конечно лучше стало, но еще не везде, к сожалению.

1

Pavla,
>У нас в РФ до сих пор девочек кое-где открыто дискриминируют при приеме в физмат лицеи и кружки робототехники

Дискриминировать могут кого угодно и где угодно. Абсолютно по любому признаку, не только по полу, возрасту, национальности, но и по менее заметным факторам - не понравилось лицо, потные ладошки, неприятный голос итп. Вопрос только в том, насколько системна эта дискриминация.

Вот исследование Принстонского университета по дискриминации женщин в точных науках. https://www.pnas.org/content/117/9/4609#ref-3

Самую жесткую дискриминацию в точных науках женщины испытывают в Индии, Южной Африке, США, Великобритании. В России согласно исследованию дискриминации нет.

4

Pavla, Ну вот неправда есть куча фоток гиков за компами. И девушки не хотели иметь ничего общего с этими прыщавыми задротами, пока они вдруг не стали востребованны. 90% парней на Физических факультетах не потому что, отсеивают девушек, а потому что они туда даже не идут предпочитая Фил-фак.

3

Даниил, дада, статистика и исследования (которые я даже выше привела) просто курят в сторонке по сравнению с "ну вот неправда" от Даниила Попова)

0

Pavla, Ну да статистика о том что женщины публикуются реже мужчин в научных журналах, ну это не удивительно учитывая что их меньше в этой самой физике. Или исследование про США, которые не коррелируют с Россией. Мне не нужна статистика чтобы увидеть что русские живут бедно, или что нет очередей из девушек на технические специальности. Если бы подавали документы 50/50 мальчики и девочки, но принимали только мальчиков то да можно говорить о дискриминации. Но в текущей ситуации этого нет. Вы же не пишите о дискриминации парней на филфаке. Есть собственные глаза людей и подогнанные факты от Павлы.

1

Даниил, ээ, статистика далеко не только по публикациям. или внимательность не ваш конек, но "собственным глазам" вашим нужно верить как себе?)

0
Герой

11.03.21, 10:24

Отредактировано

Pavla, Удобно конечно так пользоваться статистикой. Как наши власти прямо, где 70% средний класс; верьте такой статистике, а не глазам. Ну а если у вас её так много то сможете меня напрямую опровергнуть (а то что у нас факультеты не выкладывают такую). А так по статистике акулы убивают мужчин в девять раз чаще, чем женщин. Это тоже от дискриминации наверно, у вас же все к этому сводится - других причин то не бывает.

1

Даниил, я комментатору выше выкладывала ссылки на исследования, в чем проблема их прочитать?)

0

Pavla, Так я прочёл https://iq.hse.ru/news/213655862.html От туда "Важно понимать, идет ли речь об осознанном выборе женщин, либо все-таки существует дискриминация."
Но чему тут удивляться, если у нас в физики идет 98% мужчин (набор на мой курс) то странно ожидать равного числа публикаций.
https://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=5109 - Это Америка и её реалии.

Вы хотите на двух стульях усидеть: Например выходной из-за месячных - "Это так прогрессивно, нужно в России" А то что из лишнего выходного платить будут меньше или брать неохотно это дискриминация. Зарабатывает больше тот у кого личной жизни нет в независимости от пола. Или вон таксисты преимущественно мужчины, за женщину водителя доплачивать нужно. Но тут дискриминации вы не видете.

А вот вы видимо, не внимательно читаете потому что не можете опровергнуть эти простые утверждения.

2

Даниил, приведите, плз, пример из моего желания усидеть на двух стульях. например, цитату, где бы я требовала выходной из-за месячных. нет? ну так засуньте себе этот упрек туда, откуда вы его достали. а что касается таксистов, то погуглите статистику нападений на женщин-таксисток. заодно - на женщин-врачей, медсестер и санитарок.
вы все еще не можете прочитать исследования, которые рассказывают, почему девушек меньше доходит на определенные факультеты?) ну, это ваша проблема. я вам пересказывать статьи не нанималась.

2

Pavla, Ну может не вы конкретно но феминистки в целом.
Желание девушек - основное, а не мифическая дискриминация.
При чём тут нападения? Посмотрите статистку гибели на войнах. И бегите жалеть мужчин.
Тяжесть доказательств висит на доказывающем. Я утверждаю что женщин в науке/инженерии меньше из-за того что они туда не идут. и конкурс в вузы является доказательством. Вы пока не можете доказать, что это дискриминация, а не их выбор.
Женщины выбирают вакансии позволяющие уделять больше времени детям, не смотря на потерю в зарплате. Но вами это почему то игнорируется и разницу выставляете как дискриминацию.
Вот еще одна задротская деятельность киберспорт. Деньги там есть, а девушек нет кто им не дает хорошо играть? Уверен спонсоров женской команде даже легче будет найти. Интересы куда важнее остального. Вон на Youtube каналы о косметике преимущественно женские, а о ремонте и машинах мужские, тоже дискриминация?

0

Даниил, если бы мужчины брали на себя половину ответственности за детей, то женщинам и не приходилось бы ничего выбирать, не так ли? это так мило: создать условия, когда у человека выбора нет, а потом объявить это его свободным выбором. с образованием то же самое: шутите по сто раз в школе, что девочки такие девочки и не шарят, а потом удивляйтесь, почему девочки в тех.вузы не идут.

про киберспорт очень много статей о том, что он из себя представляет для девушек, там все причины разобраны, загуглите самостоятельно. и про спонсорство тоже разбирается.
вы, кстати, в курсе, что самый популярный канал про макияж Никки ведет трансгендерная женщина, т.е. бывший парень?) а про мото я, например, смотрю канал девушки, а не мужчины, прикиньте.

0

Pavla, мужик обошёл тёток в косметики? О боже, как после этого в равенство верить то. Если даже тут женщин обошли.
Ну и да вы путаете ответственность за детей с желанием проводить время.
Девочки которые хотят физикой заниматься, заканчивают с красным дипломом. Просто их мало. Черт да у меня больше веры в женщин чем у вас.

Вы добавляете новые дискусии и отходы в сторону вместо того чтобы доказать основное утверждение.

Про геймерш если это сексуализация то это отговорка стримят и они фан устраивают, не мешает это им, а даже наоборот деньги зарабатывать.

1

Даниил, ответственность за детей у обоих родителей одинаковая. у вас больше веры в женщин - очень смешно) вы додумались сравнить регулярные нападения на женщин-таксисток с военными потерями профессиональной армии, а все туда же, типа в логику умеете.

"Я утверждаю что женщин в науке/инженерии меньше из-за того что они туда не идут. и конкурс в вузы является доказательством. Вы пока не можете доказать, что это дискриминация, а не их выбор." - https://habr.com/ru/post/511658/ и https://mel.fm/programmirovaniye/987324-women_programming вы не одолели, поэтому я все же скопипастила вам, а то так и будете не читать и говорить, что я "не могу доказать"))

1

Николай, Начнем с того что мы с вам коров не пасли. Продолжим тем, что вы видимо статью даже не прочитали, иначе могли бы увидеть две вещи:
- Во Франции я уже седьмой год, поэтому странно считать меня свежеприехавшим
- У меня есть служебная машина, поэтому на RER я не езжу. Дорога до работы занимает 30-40 минут в зависимости от пробок.
Назвение пригорода если вам так интересно - Saint-Germain-en-Laye. Недостаточно престижно для вас?
300-400 евро за EDF/GDF да еще и при жесткой экономии - что за чушь? Даже в частном доме нужно постараться столько нажечь. У меня отопление, плита и вода - все электрическое. Выходит 70 евро в месяц, мог бы показать вам платежку, но вы же скажете что я ее в фотошопе нарисовал.
Остальную вашу чушь не хочу даже комментировать.

19
0
Герой

02.03.21, 14:48

Отредактировано

Неплохо, в целом. Вполне приличная зарплата, Швейцария, тоже, наверно, неплохие мысли по поводу переезда.
Жилье, наверное, в Европе везде такое дорогое. В этом плане нам есть куда расти ;)

13

Dmitriy, найдите мне АСУшника в Москве с зп 3500 евро!

13
Герой

03.03.21, 10:33

Отредактировано

Oleg, https://tula.hh.ru/search/vacancy?order_by=salary_desc&clusters=true&enable_snippets=true&salary=&st=searchVacancy&text=%D0%98%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80+%D0%BF%D0%BE+%D0%B0%D1%81%D1%83%D1%82%D0%BF&from=suggest_post

При этом также надо учесть, что:
1) в открытом доступе никогда не размещаются высокооплачиваемые вакансии с указанием зарплат

2)стоимость жизни в Париже выше чем в Москве более чем в 2 раза:
https://www.expatistan.com/cost-of-living/comparison/moscow/paris?
То есть 3,5К евро в Париже = 1,5К евро в Москве

То есть, по московским меркам автор по текущему курсу зарабатывает 133 тыс руб с копейками. Поэтому комментарий выше по поводу "вполне приличная зарплата" не совсем верен

6
0

02.03.21, 18:45

Отредактировано

Как все знакомо, тоже 36, тоже АСУТП, тоже маленькие зарплаты в
начале пути. Тоже командировки, только вместо Австралии Якутия, и вместо плюс 45 - минус 45. Только вместо страны я сменил сферу деятельности - перешёл во всем ненавистный АйТи:) Ну а так в автоматизации в России денег нет, увы, хотя работа интересная.

12

Vasily, айти это вообще отдушина для всех стран третьего мира. Индия, Филлипины, ЮАР... Огромное количество айтишников, производящих продукт в основном для западных корпораций.
То есть это в чистом виде экспорт мозгов без экспорта туловища.

9

Oleg, шо поделать, если на родине труд этого туловища принято не очень высоко оценивать...

6

Oleg, на кубани кубаноиды, поэтому там франции никогда не будет)

12

Булат, вы считаете так, а автор может считать иначе :}
Вам без семьи скучно и бессмысленно, а кто-то вообще не хочет семью заводить. Некоторым людям и с самим собой не скучно, и смысл жизни они ищут в себе, а не в других людях.
Ваше право — считать как вам угодно. А право других людей — считать по-другому. Уезжать без детей; уезжать не ради лучшей жизни, а потому что другая страна больше нравится; копить много; копить мало; вообще не копить. Это их жизнь, она не обязана соответствовать вашим личным представлениям о том, "как правильно" лично для вас.

12

Lynn, я не говорю, что автор неправ, вообще этот комментарий по поводу семьи был провокационно-шутливым, просто смайл зажал я поставить) Кстати, такое количество минусов видимо говорит о том, сколько тут людей - "ищущих смысл жизни в себе")) Предположу, что для них даже намек на брак и детей как красная тряпка, это их задевает, как подростков в переходном возрасте, которым смеют что то указывать))

А с вами я полностью согласен, считаю правом других людей жить так, как они хотят. Более того, развивая вашу мысль, скажу, что каждый вправе распоряжаться не только своей жизнью, но и своей смертью - где угодно, когда угодно, и какими угодно способами. Каждый вправе вести тот образ жизни, который он хочет, например, вино, азартные игры, падшие женщины, плюс дота сутками до титана 5. Никто не вправе указывать людям, как жить, осуждать. Да, точно.

8

Булат, расскажите о своих великих достижениях, пожалуйста.

9

Родился и не спился. Жил, терпел, пока не помер.

21
0

Мы же не хотим, чтобы у нас как во Франции было?! (с)

8
0

Спасибо автору за объективность, везде есть свои плюсы и минусы,

8

Даниил, что вы называете "перестанут быть девочками"? перечислите признаки.
и что же мальчики будут делать в этом случае? переключатся друг на друга? ну вперед и с песней))
а инстинктов у людей нет, учите биологию.

8

Dmitriy, А при чем тут это? Я просто отметил в своем комментарии, что зарплата хорошая.

6
0

О, интересно, коллега по АСУТП образованию и тому, что при поступлении вообще было 0 представления, кем я буду работать 😃
Не работала по специальности совсем, ушла в ИТ сразу. Немного ностальгирую по АСУТП, могло бы быть интересно (но не в России, к сожалению).

6
Легенда

+6

03.03.21, 18:28

Отредактировано

Apache, почему удивлюсь? В России для многих это тоже не "праздник весны и любви", а день борьбы за права женщин. Не вижу в этом ничего плохого, кроме удара по маркетологам, но они справятся, я верю в них)

6
0

О том, почему в РФ инженеры получают меньше официантов и много ещё потрясающего. Призывы к действию я не поддерживаю - смысла нет, да и не интересно никому :)
http://web.archive.org/web/20170805024613/http://labor-union.wikia.com/wiki/Main
https://vk.com/@455017541-rabotauschaya-bednost-ch1
https://vk.com/@455017541-rabotauschaya-bednost-ch2

Правильно, что уехали. Надеюсь, на новом месте разочарований не будет

6
Легенда

+6

06.03.21, 14:58

Отредактировано

Даниил, нет, не думаю. Почему девочек это вообще должно волновать? Нормального человека интересует, как он сам живёт и что чувствует. А то, знаете ли, российские мальчики меньше всем нравятся, как только оказываются вне России, но как-то же с этим живут))

6

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество