15.12.20
70K
144

«Думал, это престижно, что я не менеджер»: сколько зарабатывают инженеры

В России

«Думал, это престижно, что я не менеджер»: сколько зарабатывают инженеры

Читатели Т—Ж регулярно рассказывают о своей работе и доходах.

Для этого выпуска мы выбрали 10 историй инженеров, которые работают в разных городах и сферах — от мобильных сетей и теплоэлектростанций до горной промышленности и авиастроения.

Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

«Чувствуешь себя винтиком целого механизма»

Должность: инженер-конструктор на заводе
Город: Москва
Доход: до 120 000 Р

Я учился в филиале Московского государственного университета приборостроения и информатики в своем городе. Попал вместе с одногруппниками на практику на завод. Там как раз набирали студентов в новый отдел. Тогда только зарождалось 3Д-моделирование: нужно было сделать 3Д-модель изделия, посмотреть по ней, что может пойти не так во время сборки в цехе, оперативно внести изменения и таким образом уменьшить количество доработок на живом изделии.

Когда я получил диплом, меня перевели на полную ставку. Доход был небольшой — в пределах 25 000 Р. Но с повышением квалификации сумма увеличивалась.

Работаю здесь уже семь лет. Живу в Подмосковье, а на работу езжу в Москву — уходит порядка полутора часов от порога до порога. Рабочий день начинается в семь утра, поэтому встаю я около пяти.

Работаю в основном за компьютером, а в обед стараюсь выбраться погулять. Бывает, нужно съездить на производство — это мне особенно нравится, потому что там я вижу плоды своих трудов.

Подработки бывают не очень часто, но если бывают, то долгосрочные — приходится выкладываться по полной. В такие моменты чувствуешь себя винтиком целого механизма.

Моя зарплата сейчас — в районе 100 000 Р. Подработки оцениваются по-разному, в зависимости от важности задачи. Дополнительно можно заработать от 5000 до 20 000 Р в месяц. Еще некоторые ребята зарабатывают, регистрируя конструкторские идеи и получая на них патент. Кто-то занимает призовые места на конкурсах.

Основная статья моих расходов — это ипотека, 44 000 Р. Мы живем в другой квартире, за которую уже расплатились, а год назад взяли еще двухкомнатную. Мечта — переехать в нее, а вторую сдавать. И хотелось бы успеть купить еще одну квартиру до пенсии.

«Один раз выучиться и потом всю жизнь этим зарабатывать не выйдет»

Должность: инженер в иностранной компании, которая занимается оборудованием для горных работ
Город: Кемерово
Доход: 100 000 Р

У меня высшее техническое образование по специальности «электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов». Оно позволяет работать практически в любой отрасли промышленности. Я начинал в 2007 году с дохода 28 000 Р. Сначала работал в теплоэнергетике, затем — в электроэнергетике, сейчас — в горной промышленности.

Прогресс здесь, конечно, не такой быстрый, как в ИТ, и нередко применяются технологии, которым больше десятка лет, а то и несколько десятков, но один раз выучиться и потом всю жизнь этим зарабатывать не выйдет.

С 2011 года и до сих пор работаю в российском представительстве иностранной компании, которая занимается производством и обслуживанием оборудования для горных работ. Иностранное происхождение работодателя сказывается, национальная специфика хоть и накладывается, но выражена не так явно, как у исконно российских работодателей. Я подразумеваю такие принципы, как «я начальник, ты дурак», «не нравится — у меня за забором куча желающих поработать» и прочее в таком духе. Здесь этого практически нет.

Сейчас я закреплен на сервисном контракте и практически все свое рабочее время провожу на территории заказчика, где работают несколько канатных карьерных экскаваторов нашего производства. В основном консультирую персонал, но некоторые работы выполняю сам. Если производится техобслуживание или ремонт, то провожу весь день на экскаваторе, иногда приходится выезжать и в нерабочее время. Если нет, занимаюсь отчетной или подготовительной работой по ремонтам, перепиской с техподдержкой при необходимости.

Для меня самый положительный момент — что большую часть рабочего времени я провожу с техникой, а не с людьми.

Карьерный экскаватор — очень дорогая машина, ее простои — огромная недополученная прибыль для заказчика, поэтому практически все изумительные истории в нашей работе связаны с запуском в работу неисправной машины при отсутствии оригинальных запчастей в наличии. Однажды мы обнаружили неисправность соединительного шлейфа между двумя электронными платами электропривода. Неисправность эта не типовая, в наличии такие шлейфы никто не держал, однако внешне они напомнили мне те, что я видел в обычном компьютере. Я попросил друга разобрать свой компьютер и привезти мне этот шлейф — посреди ночи, между прочим, — и после небольшой доработки ножовкой он встал на место как родной. Работает уже семь лет.

Сейчас я зарабатываю чуть больше 100 000 Р в месяц после уплаты НДФЛ. Кроме того, работодатель оплачивает ДМС, страхование от несчастных случаев, а также предоставляет служебный автомобиль. Для моего региона это довольно хорошие условия. К сожалению, на инженерной должности заработать существенно больше крайне затруднительно — только в случае роста в руководители или перевода в менеджеры по продажам, но мне это не интересно. Подработки я не беру, свободное время лучше потрачу в свое удовольствие.

В среднем после всех расходов у меня остается 40 000—50 000 Р в месяц, обычно вкладываю их в уменьшение долга по ипотеке. Сейчас я планирую переезд в другую страну, поэтому крупных покупок не совершаю, но потом свободные средства буду инвестировать и тратить на образование.

Несомненно, я продолжу заниматься инженерным делом, однако хочу уйти из технического обслуживания в разработку или хотя бы во внедрение новых проектов, так как техобслуживание — это очень рутинное занятие и особого профессионального роста не предполагает.


«Из сотрудника стараются выжать побольше, если он хочет нормально зарабатывать»

Должность: инженер-конструктор на авиазаводе
Город: Иркутск
Доход: до 25 000 Р

Окончил бакалавриат по специальности «техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей». После упорно пытался попасть на контракт в вооруженные силы по специальности. В итоге насмотрелся всякого и после разговора с одним товарищем капитаном решил, что пора перестать стучать в эту дверь.

Решил переехать в Новосибирск, поступил в магистратуру НГТУ, но после первого же семестра перевелся в Иркутский политех. Здесь выбрал уже другое направление — конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств. К концу первого курса на мое резюме ответили с авиазавода. На собеседовании меня ни о чем не спрашивали, кроме того, пойду ли я в армию, и взяли инженером-конструктором.

Мне нравится элемент творчества: технические задания приходят на самые разные виды оснастки — от тележки до стапеля, от съемника до фиксатора. Но для этого нужно много знаний. Считаю, что эта профессия подходит только людям увлеченным. Почему — видно из размера зарплаты.

Мой оклад — 11 500 Р, коэффициент — 1,6, плюс есть премии. В итоге получаю 22 000—25 000 Р. Спасает стипендия: еще 6000 Р.

Система оплаты труда запутанная. Оценивают нас в форматах А4. То есть итог твоей работы — комплект конструкторской документации, чертежи. Казалось бы, все просто: нужно посчитать, сколько форматов А4 в твоих чертежах. Но нет! Там множество коэффициентов — понижающих и повышающих. В табеле есть количество форматов в месяц. Все, что выше, оплачивается. Но, по сути, нет никакого документа, определяющего систему оценивания работ конструктора. По большому счету их оценивают от балды! Сначала оценивает твой групповод, потом — начальник конструкторского бюро, который постоянно снижает оценку групповода. Эта система не учитывает трудозатраты: можно «наформатить» на простой работе и перекрыть табель, а можно заколебаться на сложной и по итогу остаться в минусе — это значит, что ты должен будешь закрывать долги по форматам в следующем месяце. За переработки тебе оплатят не все сверхурочные форматы, а только 30 — это плюс 3000 Р. Чтобы оплатили остальные, нужно отвечеровать 12 часов. Но вечеровки не оплачиваются! Считаю, что из сотрудника стараются выжать побольше, если он хочет нормально зарабатывать.

Подработки я целенаправленно не беру, но иногда попадаются сами: там печь нарисовать, тут с курсовой помочь. Но это мелочи.

Я езжу на работу из соседнего города, трачу на проезд около 5000 Р в месяц. Еще 3500 Р плачу за коммуналку и интернет, остальное уходит на еду. Бывает, остается немного денег, но чаще всего получается впритык.

Если заболел или, например, порвались джинсы, то ты в минусе.

Считаю, что моя работа — это очень ценный опыт. Однако понимаю, что задерживаться тут нельзя, нужно искать что-то более оплачиваемое. К слову, руководитель группы со стажем 40 лет получает 60 000—65 000 Р в месяц. Нужно учиться новому, например промышленному дизайну. Либо заниматься тем же моделированием, но в другой области.

«Мы все привыкли к горячей воде, но мало кто задумывается, как это сложно в производстве»

Должность: инженер-энергетик на ТЭЦ
Город: Владивосток
Доход: 65 000 Р

В институте я тысячи раз слышал байку о том, как мы важны для своей отрасли, что нас с руками и ногами заберут, как только мы выйдем за порог университета. Но реальность такова, что ты никому не нужен без опыта работы. После двух месяцев поисков меня пригласили работать в другой город. Поскольку вариантов не было, я рискнул. А через полтора года вернулся и без проблем устроился в родном городе.

Суть работы в моей отрасли — получать, передавать, распределять тепловую и электрическую энергию. Я инженер эксплуатации теплотехнического оборудования на ТЭЦ. Под моим контролем находится оборудование котлотурбинного цеха различной мощности. Я должен составлять ремонтные программы, контролировать эксплуатацию оборудования, организовывать его ремонт и вести документацию.

Работа связана с большими рисками и влиянием вредных факторов на здоровье. Это высокие температуры — в цехе бывает до +80 °C, шум, вибрация, угольная пыль. Оборудование давно устарело и даже неоднократно выработало свой эксплуатационный ресурс. Но ничего не поделаешь: в нашей стране энергетическая отрасль не удостоена пристального внимания.

Мы все привыкли к горячей воде и не можем обойтись без электричества, но мало кто задумывается о том, как это сложно в производстве. Энергетик должен обладать знаниями в области физики, термодинамики, гидрогазодинамики, механики, химии и других наук. Работа с критическими параметрами оборудования — температура пара до 555 °C, давление свыше 100 кгс/см² — требует профессионализма и любви к своему делу.

Я получаю около 65 000 Р, это среднерыночная зарплата. Зарабатывать больше можно за счет повышения по службе. Но в этой сфере тяжело: взрослые не хотят уходить на пенсию, молодежь из-за этого не имеет возможности карьерного роста.

Я хотел бы иметь дополнительный доход, обрести финансовую независимость и уйти из энергетики. Лучшим решением будет обучиться профессии, которая позволит работать из любой точки мира, имея под рукой компьютер.

«Нравится работа, но не зарплата»

Должность: инженер по управлению и мониторингу в едином центре управления сетью «Мегафона»
Город: Санкт-Петербург
Доход: 47 000 Р

Я с детства интересовался мобильными телефонами и тем, как работает мобильная связь. Хотел работать именно в «Мегафоне», тогда это была несбыточная мечта. Поступил в Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени М. А. Бонч-Бруевича. Сразу после выпуска, осенью 2014 года, стал целенаправленно изучать вакансии «Мегафона». После собеседований меня готовы были взять сразу на три. Я выбрал работу с радиосетью и системами жизнеобеспечения базовых станций в едином центре управления сетью, он же ЕЦУС, он же GNOC. Сейчас мое направление стало называться «технические инновации и инфраструктура».

Суть моей работы — обеспечивать работоспособность антенн в центральном филиале. Сюда входит семь областей: Тульская, Курская, Калужская, Орловская, Брянская, Владимирская и Нижегородская. Все происходит удаленно, с помощью сигнальных сообщений на трех больших мониторах. Также в нашем центре есть видеостена длиной примерно 30 метров и высотой 3 метра — туда выводятся самые важные данные по всей России.

Я работаю сутки через трое. Приезжаю к девяти утра, желательно за 10—15 минут уже быть на месте, чтобы принять смену у инженера, который уходит с суток. Загружаю ПК под своей учетной записью, запускаю системы управления и мониторинга. Около 10—11 утра перерыв на чай, обед после 12:30, вечером тоже есть перерыв на чай. После шести вечера рабочая обстановка обычно становится спокойнее, так как домой уходят коллеги-пятидневщики, а коллеги из регионов не так активно пишут письма и звонят, да и вообще что-то ломают на сети. Ужинаю около восьми, есть даже возможность сходить в магазин. Трудности возникают иногда из-за большого количества аварийных сообщений или одной большой аварийной ситуации — тогда не отлучиться. После 11 вечера обычно производят плановые работы и стресс-тестирования на сети, иногда они растягиваются до 2—3 часов ночи — это прибавляет работы и ответственности. К девяти утра готовлюсь сдавать смену и еду домой отсыпаться.

У нас довольно хороший социальный пакет, ДМС, страховка выезжающих за рубеж, компенсация расходов на мобильную связь с установленными лимитами для каждой должности. Но низкая индексация зарплаты: с 37 000 Р за пять с лишним лет зарплату повысили до 47 000 Р. Новые сотрудники на той же должности могут получать даже больше, это несправедливо. Такой доход точно не соответствует сфере и должности — как минимум исходя из инфляции за прошедшие пять лет.

Чтобы зарабатывать больше, нужно стать старшим инженером, но для этого придется дождаться освободившегося места или перейти в другое подразделение — и не факт, что зарплата сразу увеличится. Или устроиться в другую компанию. Здесь меня держит график и нравится работа, но не зарплата.


«Доход растет сам — в зависимости от того, что я могу предложить работодателям»

Должность: инженер в дата-центре
Город: Новосибирск
Доход: 35 000 Р

В 2017 году я окончил Колледж телекоммуникаций и информатики в Новосибирске, поступил заочно в вуз и работал в компании, бравшей на аутсорсинг ИТ-инфраструктуру малого и среднего бизнеса. Но работа не заладилась: бешеный ритм и безграничная многозадачность делали свое дело. Бывало, приезжаешь на аварийные работы, а тебе звонят и сообщают, что еще одному клиенту нужна срочная помощь.

Как-то меня позвали на собеседование в дата-центр технопарка новосибирского Академгородка. На старте пообещали зарплату порядка 26 000 Р или чуть больше. В отличие от прошлой работы, тут не было KPI — только выработанные часы и премия, если хорошо выполняешь обязанности. К тому же сутки через трое — идеальный для меня график: можно уехать в короткое трехдневное путешествие на Алтай или в Шерегеш кататься на лыжах или сноуборде. Правда, особенно «везучие» могут попасть на смену 31 декабря или в другой праздник. И тогда приходится праздновать в гордом одиночестве под тихий шум оборудования в автозале.

Работа инженера здесь сводится к тому, чтобы оборудование нормально функционировало и клиенты, разместившие его, не думали об этом. Фактически дата-центр принадлежит правительству Новосибирской области, но частные клиенты попадают сюда через посреднические компании, которые арендуют в ДЦ стойки. Делается это по концессии между правительством и компаниями-посредниками.

Поскольку это государственное учреждение, тут просто страшная бюрократия: даже ручки покупаются по конкурсам. Это доставляет невероятные неудобства, нужные приборы и оборудование иногда приходится ждать месяцами.

Зато, прямо скажем, в провинции очень мало крупных ИТ-компаний, это сильно ограничивает возможность знакомства с передовыми технологиями и оборудованием. Но в дата-центре располагаются как раз те немногие компании, что работают с топовым железом, и ты его тоже изучаешь.

Мой рабочий день начинается с того, что я принимаю смену, читаю электронную почту и составляю примерный план на сутки. Далее следует обход — полный осмотр всех помещений и оборудования на предмет неисправностей. После нужно составить и отправить отчет руководителю ДЦ, главному энергетику и всем инженерам. Это занимает где-то час. Затем могут быть какие угодно задачи — от помощи клиенту в миграции до прокладки кабелей и контроля обслуживания инженерных систем ДЦ подрядчиками. Вечером — второй обход.

После этого открывается технологическое окно, когда проводится большая часть переключений на оборудовании клиентов, длиться оно может до раннего утра, но зачастую эта процедура занимает не больше часа.

Самое сложное — это ночные работы и крупные миграции клиентов. Обычно эти две вещи неразрывно связаны. Поскольку для простых пользователей перерыв заметен быть не должен, крупные компании перевозят свое оборудование в ДЦ исключительно ночью по праздникам или в выходные, чтобы работа офисов не стояла. Продолжаться миграция может и несколько суток, если что-то пошло не так. Но обычно это тщательно планируемое мероприятие и все проходит гладко.

Это очень спокойное место, примерно 70% времени ты проводишь в одиночестве и можешь работать в подходящем тебе ритме. Аварии происходят крайне редко, поэтому можно заняться самообразованием или просто немного отдохнуть. Пожалуй, эта профессия особенно подходит студентам и фрилансерам, у нас весь штат состоит из тех и других.

Я зарабатываю в среднем 35 000 Р, но бывают так называемые высокие месяцы — февраль, март, май и декабрь: в них много праздничных дней, а значит, за дежурства платят больше. Еще я подрабатываю фотографией и заключил договор с агентством, которое выкупает интересные им кадры. Это приносит мне до трети доходов каждый месяц — в общей сложности выходит около 50 000 Р.

Довольно скоро передо мной встанет выбор: продолжать совершенствовать себя в роли инженера или стать фотографом. Я вряд ли останусь инженером ДЦ: это все же базовая ступень в узкопрофильной специальности. Но я вижу будущее в профессии инженера в целом: эта сфера в последние годы развивается с невиданной скоростью. А доход растет сам — в зависимости от того, что я могу предложить работодателям.

«Дается форма секретности, так что про заграницу можно забыть»

Должность: инженер-конструктор на одном из предприятий «Росатома»
Город: Химки
Доход: до 90 000 Р

После девятого класса учился в электромеханическом колледже и подрабатывал кем придется, например «принеси-подай» в автосервисах. На последнем курсе работал на заводе механиком. Не понравилась зарплата — и я понял, что нужно учиться дальше. Сдал экзамены, поступил в МГСУ на кафедру механики строительных машин. На четвертом курсе начал искать работу по специальности «инженер-механик». Бесполезное занятие, если вокруг одни менеджеры. В итоге устроился инженером-конструктором без категории при заводе.

Суть профессии — «сделай то — не знаю что». В работе нужен широкий спектр навыков и знаний: 3Д-моделирование, черчение, материаловедение, электротехника, схемотехника, сопромат, технологии изготовления деталей, сборки, испытаний. После того как сделаны чертежи на каждую деталь, идут девять кругов ада их согласований. Когда все утверждено, начинается процесс изготовления и закупки деталей — десятый круг ада: или купят не то, или сделают не так. Когда изделие собрано, нужно участвовать в конструкторском надзоре на испытаниях. Все замечания и результаты фиксируются, и в 3Д-модели и чертежи вносятся правки.

В памяти всегда остается самое первое задание, выполненное в одиночку, от схемы до готового изделия и испытаний. Очень классное чувство, когда понимаешь, что дал идее жизнь, она всем понравилась и идет в серию.

Три года работаю на одном из предприятий «Росатома» на производственной площадке автотранспортного оборудования. Здесь интересная работа, стабильная зарплата, бесплатные обеды и предоставляется общежитие. Но компьютеры у нас не предназначены для проектирования, сумки досматривают, а в зависимости от должности и выполняемых работ дается форма секретности, так что про заграницу можно забыть. Почти всегда работать приходится по 10—12 часов, переработки не оплачиваются. Часто работаем по выходным, за это платят в двойном размере. Если есть силы и желание, можно напроситься самому, если нет, то все равно придется работать, когда будут гореть сроки. Я обычно работаю три субботы в месяц.

В среднем за месяц выходит около 85 000—90 000 Р. Для конструктора, судя по рынку, это хорошая зарплата. Но все равно мало. Доход увеличивается пропорционально навыкам и знаниям — это правильно. Я учусь чему-то новому на работе.

«Подступался к биржам фриланса, но ввязываться в долгосрочные авантюры не решился»

Должность: инженер-конструктор в компании, которая разрабатывает системы электроприводов для буровых установок
Город: Челябинск
Доход: 47 000 Р

В школе я учился хорошо и даже участвовал в олимпиадах местного масштаба по математике и программированию. После 11 класса подал заявки на максимальное количество специальностей, так или иначе связанных с вычислительной техникой, программированием, электроникой. Цель была поступить на бюджет со своими 200 баллами ЕГЭ. В итоге прошел на специальность «проектирование и технология радиоэлектронных средств». Учился, мягко говоря, не очень, так как открыл для себя радости студенческого времени. Пару раз был на грани отчисления. Ближе к четвертому курсу наконец взялся за ум. Правда, все так же иногда пропускал занятия, но уже по другой причине: подрабатывал продавцом-печатником в копицентре. Мечтал заработать на автомобиль — и в последний год обучения купил трехлетнюю Ладу Калину.

В процессе обучения как-то охладел к профессии программиста, больше нравились производства и сборочные цеха: нам организовывали туда экскурсии. Попал на практику на местный завод, основной профиль которого — разработка, производство, испытания и отладка электрооборудования для военной техники и железнодорожного транспорта. Здесь я под руководством инженера проектно-конструкторского центра писал свой диплом и работал в группе инженеров-конструкторов на полставки, зарплата моя составляла около 5500 Р. После защиты диплома, в 2012 году, устроился на полный день и стал получать 16 500 Р. А когда спустя четыре года увольнялся, номинальная зарплата была около 28 000 Р. Бывало, что ее урезали, так как отдел не выполнял поставленные на месяц задачи. Но в некоторые месяцы я работал сверхурочно или ездил в командировки — за это получал от 3000 до 8000 Р сверху.

Сейчас я работаю в компании, которая полностью ориентирована на коммерческий рынок. Мы разрабатываем системы электроприводов для буровых установок. Если выражаться простым языком, это набор металлических шкафов, соединенных между собой и наполненных различными компонентами силовой электроники: силовыми выключателями, трансформаторами, предохранителями, конденсаторами, медными шинами, кабелями, управляющей электроникой и так далее.

Здесь белая зарплата, около 47 000 Р — чуть выше средней в этой сфере по региону. Задерживаться или работать в выходные никто не заставляет. Наоборот, крайне настойчиво рекомендуют без особой необходимости не выходить за рамки 40-часовой рабочей недели. Хотя я не против поработать сверхурочно за прибавку к премии. Но чаще всего никаких дополнительных заданий или сверхурочной работы не предполагается.

Я пытался брать подработки, но безуспешно. Пробовал делать компоновки и чертежи для студенческих курсовых проектов, но в итоге времени тратил много, а получал копейки. Подступался к биржам фриланса или проектам сторонних организаций в нашем городе. В обоих случаях встретил предложения относительно крупных проектов с туманными перспективами — ввязываться в долгосрочные авантюры не решился.

Заметил, что на биржах фриланса чаще требуются художественные модели, поэтому начал смотреть базовые уроки моделирования поверхностей на «Ютубе», чтобы обучиться. Замечаю за собой в последние пару лет, что стопорюсь в развитии. Работа, конечно, непростая, постоянно требует умственных усилий, однако каждый новый проект частично похож на предыдущий.

Еще я в качестве подработки раньше перепродавал колеса, резину и диски с японских аукционов, сейчас перепродаю б/у электронику с «Ибэя» или другие вещи с распродаж в зарубежных интернет-магазинах. Доход крайне непостоянный: в какие-то месяцы равен нулю, в какие-то может достигать 10 000—12 000 Р. Но мне почему-то нравится сам процесс поиска, сравнения, переговоров, продаж.

«Несколько раз я по ошибке удалял все базы данных транснациональных компаний»

Должность: инженер баз данных в американской компании, основанной русскими ребятами
Город: Москва
Доход: 240 000 Р

Сначала я не знал, кем хотел бы быть, к 20 годам понял, что не хочу учиться в институте по специальности «инженер радиосвязи», и начал работать продавцом в магазине, который торговал компьютерными железками. Каждый день после работы я тратил по 2—3 часа на самообразование.

На первой работе в ИТ я получал 18 000 Р, затем устроился в подмосковную энергетическую компанию с зарплатой 23 000 Р, потом — инженером в международную компанию с зарплатой 70 000 Р и последующим повышением за два года до 110 000 Р. После работал в государственной транспортной компании в Москве — получал от 140 000 до 160 000 Р.

Сейчас я работаю в компании с главным офисом в Калифорнии. Ее основали русские ребята, и вся разработка находится в Москве. На этой работе нельзя просто работать, приходя изо дня в день и делая одно и то же в течение 20 лет: каждый день появляются новые задачи, которые приходится решать новым способом. Иногда за рабочую неделю я пишу код всего 3—5 часов из 40, все остальное время уходит на рисование графиков, схем и исписанные тетрадки, чтобы самому понять, как должен работать тот или иной компонент системы. Несколько раз я по ошибке удалял все базы данных транснациональных компаний. В следующие несколько часов я все это восстанавливал — и моих ошибок никто не видел.

Мне нравится постоянный стресс. Это меня и убьет, наверное.

Мой основной доход сейчас — 240 000 Р. Еще 9000 Р приходит на специальную карточку как компенсация расходов на еду — эти деньги можно использовать в определенных ресторанах или в «Яндекс-еде». Также я преподаю в университете на 1/10 ставки, получаю оклад 2000 Р. В зависимости от нагрузки эта сумма может доходить и до 10 000 Р.

Трачу 65 000 Р на аренду жилья, 35 000 Р на еду, оплачиваю сиделку для бабушки — это еще 35 000 Р. На такси уходит 4000 Р в месяц, на одежду — в среднем 1000 Р. Я не считаю, что экономлю, но часто отказываю себе в вещах, которые мог бы купить, или в желаниях, поскольку понимаю, что это импульсивные прихоти. Каждый месяц я перевожу на вклад в банке 90 000 Р и покупаю акции на 10 000 Р. Моя финансовая цель — выйти на пенсию в 50—55 лет и прожить оставшиеся дни с абсолютно таким же ежемесячным доходом, как сейчас, учитывая уровень инфляции.


«Профессия интересная, но никому не нужная, пока не наступит конец света в прямом смысле»

Должность: инженер-энергетик в организации, которая занимается энергокомплексами
Город: выездные работы в разных регионах
Доход: до 50 000 Р

У меня среднее профессиональное образование, но я стараюсь об этом никому не говорить: не очень приятно, когда мысленно тебя ассоциируют со словом «идиот». Хотя у меня достаточно интересная специальность — «электрификация и автоматизация сельского хозяйства». Это такой гибрид электрика, киповца, который специализируется на измерительном и регистрирующем оборудовании, инженера и менеджера. Сельский энергетик и гайки крутит, и график ТО составляет, и заказывает новый электромотор, чертя между делом схему развешивания светильников. Учебную программу заполняли тяжким балластом различных знаний — от технологии доения коров и устройства трактора МТЗ-80 до основ педагогического мастерства. В итоге мы имеем загадочного зверя — диплом о среднем профессиональном образовании повышенного уровня. С точки зрения HR и кадровиков — «Что ты такое?!»

На момент выпуска, несмотря на кризис, в нефтянке зарплаты были на уровне и попасть туда без связей и дядей было нереально. Единственному в городе заводу электрики были не нужны, на элеваторе мне прямо сказали: «Электрики нужны на сезон, но не такие, как ты, а специалисты с гигантским стажем, поэтому проваливай». В принципе, если бы не родственники в другом городе, на том этапе можно было уже выкинуть диплом и идти на мукомольный комбинат грузчиком.

Мне в этом плане повезло осесть за тысячу километров от дома в небольшой фирме по дизельным электростанциям. Это отличный старт: и хорошие зарплаты — в 2009 году доходило до 25 000 Р, и много нового узнал, работая с современным оборудованием.

Последние годы работаю в организации, которая занимается энергокомплексами. Заказчик выдвигает техусловия, наша задача — обеспечить заказанное электричество на границе балансовой принадлежности. Нужно поддерживать в работоспособном состоянии оборудование генерации и распределения электроэнергии.

Работаешь с панелями управления электростанцией — это специфические, но достаточно просто программируемые компьютеры. Задача — установить конфигурацию, снять логи или определить вероятные причины проблем. Как электрик чинишь все электрическое — от подстанции и до последнего шкафчика в станции. Как электрослесарь разбираешь и чинишь всяческие электрические машины, коих достаточно. Как энергетик ведешь акты, документацию, смотришь за состоянием средств защиты и пожаротушения, отвечаешь на все вопросы о том, что происходит на объекте, и помогаешь операторам в работе. Попутно стропалишь, а при необходимости ты еще и грузчик.

Мы работаем везде — и в Поволжье, и на Севере. Если ты в командировке на объекте, то можно сказать, что рабочий день не кончается: обходишь оборудование, наблюдаешь или чинишь. Ничего интересного. Конечно, бывают аварийные работы, тогда день растягивается до глубокой ночи.

Если ты на ремонтной базе, то утро начинается с перетаскивания необходимого инструмента к оборудованию. Спокойно чинишь оборудование, а ближе ко второй половине дня садишься и заполняешь бумаги о том, что наделал.

Я получаю в районе 45 000—50 000 Р — зависит от региона, где работаю. Это выше рыночного дохода в моем городе: на одном предприятии мне предлагали 30 000 Р — и это для моей отрасли потолок. В основном все крутится вокруг 18—25 тысяч.

Подработок у меня нет. Для этого нужны серьезные и долгие контракты, что частникам недоступно. Иначе — мышиная возня. А вы зайдите с томиком ПТЭЭП и ПУЭ в любой магазинчик — сколько нарушений с ходу найдете? Мелкий бизнес не заинтересован вкладываться в инженерию по-серьезному. Общая изношенность инженерных сетей у нас в городе — под 100%.

Мое мнение: тем, кто хочет нормального дохода, нужно держаться подальше от эксплуатации всего энергетического, от монтажа — тем более. Быстро оставите здоровье — и кому вы нужны? Автоэлектрики — пожалуйста, АСУ — тоже стабильно, денежно и усы в сметане. Кажется, такие спецы нужны не только в этой стране.

Профессия зависима от развития и наукоемкости индустрии. Пока все работает на условиях вроде «Можем предложить пойти в ремонтный цех, тысяч 13 точно будет». Или: «Хотите пойти на радиомонтажника? Три месяца обучение, на это время зарплата 12 500 Р, дальше — от выработки». Можно пойти в электросети и поковыряться во всяческом тяжело и напряженно гудящем за астрономические 20 000 Р. В нефтянке, кстати, тоже ситуация «спасайся кто может»: и дефицит кадров, и особенности менеджмента. Профессия интересная, развивает ловкость мышления и гибкость рук, но в целом никому не нужная, пока не наступит конец света в прямом смысле. Но тогда будет поздно.

Катя Прокудина
Тоже работаете инженером? Расскажите, как там у вас:
УЧЕБНИК

Расскажем, как получать пассивный доход

Бесплатный аудиокурс для начинающих инвесторов: слушайте уроки по 10 минут в день — и уже через неделю вы сможете собрать свой первый портфель
  Скачать для Айфона  
Сообщество Т—Ж
Лучшее за неделю
Море полезных статей о финансах
В вашей почте дважды в неделю. Рассказываем только о том, что касается вас и ваших денег