Зачетка
6K

«Инспектор ГИБДД обращался ко мне по имени»: как я год сдавал экзамен на водительские права

Опыт читателя, который занимался с разными инструкторами
27
«Инспектор ГИБДД обращался ко мне по имени»: как я год сдавал экзамен на водительские права

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Предыстория

Аватар автора

Александр Постол

получил права

Страница автора

Летом перед началом второго курса мы с другом поспорили, кто сдаст на права быстрее. Это было в 2016 году.

Я жил в Санкт-Петербурге, а друг — в Нижнем Новгороде. Мы договорились начать заниматься в сентябре, а июль и август работали барменами, чтобы оплатить обучение.

Общежитие моего вуза находилось на Васильевском острове, то есть близко к центру: дорога до Невского проспекта занимала всего 20—25 минут. Но цены на обучение вождению в этом районе были выше, чем в других.

Я решил искать бюджетные варианты, чтобы оставить часть заработанных денег на мелкие бытовые расходы. Такой нашелся рядом со станцией метро «Гражданский проспект». Я оплатил обучение и выбрал удобное время для занятий — в субботу и воскресенье с 10 до 14 часов.

От общежития до автошколы я добирался час, но это не доставляло никаких неудобств: когда ты студент, торопиться некуда. В дороге я обычно слушал музыку или читал.

Моему приятелю повезло больше: в Нижнем Новгороде было много вариантов по привлекательным ценам. Да и находились они в непосредственной близости от места, где друг проживал.

Подготовка

Первую неделю занятий в автошколе я пропустил из-за болезни. Когда все-таки пришел на обучение, сел на последнюю парту и начал слушать. Оказалось, что лектор делится информацией, которая есть в открытом доступе.

Я понял, что ничего не потеряю, если буду готовиться с помощью мобильного приложения для сдачи экзамена в ГИБДД. Во время занятий я решал там тесты. Не ходить в автошколу совсем я не мог: за пропуск более трех занятий без уважительной причины не допускали до экзамена.

Через некоторое время мне назначили инструктора по вождению, с которым я ездил на специальной площадке и в городе. Так прошли три месяца моего обучения.

Помню, как началось первое занятие с инструктором: я долго не мог найти автомобиль и площадку, а преподаватель стоял на аварийке и махал рукой. С педалями и переключением коробки передач проблем не возникло, потому что я пробовал водить и раньше. Но все равно сильно нервничал, хотя это прошло минут через 20.

На практических занятиях я часто бывал настороже и не мог расслабиться, потому что не хотел никого подрезать и никому мешать. Иногда, конечно, лез под соседние машины и пролетал на желтый, но все это делал не специально. Поэтому инструктор постоянно повторял, что лучше не торопиться.

Проблема была и в том, что школа и так находилась не рядом с моим домом, а инструктор назначал встречи все дальше и дальше от нее. Иногда я добирался до нужного места полтора-два часа.

Но в целом мой инструктор был очень хорошим. Все показывал и рассказывал, время вождения не ограничивал, по магазинам ездить не заставлял, на заднем сиденье не спал.

Экзамены

Когда пришло время сдавать экзамен в автошколе, меня потряхивало. Моим самым большим упущением было нарешивание заданий, а не изучение конкретных дорожных ситуаций.

Наверное, поэтому первый экзамен в автошколе я завалил. За пересдачу пришлось заплатить 1000 ₽ — столько стоила подача машины. Напомню, что я студент, а на дворе 2016 год.

Вторая попытка оказалась более успешной. Площадку я сдал легко, но во время вождения по городу возникла проблема. Директор школы попросил развернуться, а я не понял, как это сделать на перекрестке. Меня отправили на пересдачу, но в тот день была метель, и нам поставили зачет автоматом.

Далее мне назначили дату и время, когда приходить в ГИБДД. Так как меня направила автошкола, то экзамен я сдавал на ее машине. С теоретической частью справился с первого раза, а вот с практикой возникли трудности. На эстакаде у меня затанцевала нога, и из-под нее выскочила педаль. Я покатился назад и, разумеется, экзамен не сдал.

Тогда я понял, что придется снова платить за подачу машины, и решил искать другие варианты. Изучив форумы, выяснил, что сдавать экзамен можно самостоятельно, то есть без направления от автошколы. В таком случае это бесплатно, а машину предоставляет ГАИ.

Я забрал документы из автошколы, зарегистрировался на госуслугах и забронировал место на экзамене. Честно говоря, не помню, как сдал площадку, но, видимо, все прошло неплохо.

Когда я приступал к городу, испытывал эйфорию — знать бы тогда, что задержусь там на восемь месяцев.

Всего за это время я сдавал город три или четыре раза. Особенность прохождения экзамена на машине ГАИ в том, что желающих много, а мест мало, поэтому каждой попытки приходится ждать от месяца до трех.

Через полгода результаты теоретического экзамена и площадки сгорают, и их нужно сдавать повторно. За это время правила могут измениться. Например, я столкнулся с тем, что добавили пару новых элементов, а на теоретическом экзамене за каждый неправильный ответ вводили два дополнительных вопроса.

В результате на каждом испытании я сыпался по разу, и пересдавать город отправлялся только со второй попытки. Вот как это проходило: первая попытка — не развернулся; вторая — развернулся в поребрик; третья — не пропустил автомобиль.

На четвертой попытке инспектор ГИБДД обращался ко мне по имени. Было неловко, но приятно. Я понял, что он тоже желает мне успешной сдачи экзамена. Поэтому каждый раз объясняет, в чем я ошибся и что тренировать перед следующей пересдачей.

Стоит добавить, что я уже мог ездить по городу без ошибок и помощи со стороны. Плюс выполнял все элементы на площадке. Но когда рядом садился инспектор, вся уверенность уходила в пятки.

Чтобы тренировать свои навыки, я брал уроки у специалистов с «Профи-ру». Один даже предлагал «решить мой вопрос» через друзей, но я отказался: подумал, что это не стоит того.

Еще я учился водить со знакомым моих родителей — таким советским человеком, который не матерился и ездил на старой Калине. Пожалуй, с ним я прочувствовал всю прелесть усилителя руля и европейского автопрома. В машине этого инструктора плохо работал тормоз, и мне приходилось почти вставать на педаль, чтобы на него нажать. Поэтому на светофорах я практически стоял в салоне.

Спустя год регулярных тренировок мне все-таки удалось преодолеть мандраж и сдать экзамен на водительские права. Я был искренне рад, когда услышал от уже знакомого инструктора: «Ищите место для остановки». Это означало, что все мои испытания остались позади.

Что в итоге

Сейчас мне 27 лет. За это время я самостоятельно водил автомобиль ноль раз. Попытки припарковать или отогнать машину в счет не беру. Просто нет желания сидеть за рулем — абсолютно. Даже каршеринг не хочу брать: боюсь испортить чужое авто.

Покупать машину не собираюсь тем более: обслуживать ее затратно и требует много усилий. Лучше уж ездить на такси.

Еще я не люблю скорость. Когда друзья начинают лихачить, сразу останавливаю, потому что такой риск не оправдан. Вот есть ограничения, например 80 или 110 км/ч, и не нужно их превышать.

Зато у меня есть велосипед, а еще я могу ездить на самокате. В планах купить себе скутер, чтобы кататься до моря.

Советы

Советую выбирать школу, которая находится ближе всего к вашему дому. Пробовать занятия с разными инструкторами, чтобы было комфортно и вам, и ему. На теоретических занятиях участвовать в дискуссиях: размышлять, отвечать. А после занятий решать тесты на телефоне.

И главное — не сдавайтесь, если не получается сдать экзамен с первого раза. Воспринимайте это как игру или очередное испытание, но не более того.

РедакцияСдавали экзамен на водительские права? Расскажите, сложно ли это было:
  • Себастьян ПерейроХорошо, что вы понимаете, что машина это не Ваше, плохо, что таких людей очень мало9
  • Артём ОкладниковВидимо мне тоже нужно будет год))) Напишу как это сейчас продвигается у меня. Начал обучение в начале января, ездил на теорию два раза в неделю из Кудрово в центр на Спасскую. Вождение было на Дыбенко и в том районе где проходит экзамен. Из-за графика работы получалось посещать вождение не часто, и только в начале мая я закончил его, успев поездить и в снег, и в лёд, и в дождь, и в нормальную погоду)) Внутренний экзамен теорию я сдал с 1 ошибкой, а вождение завалил с кучей ошибок. Через неделю пересдал успешно. И потом назначили сдачу в гибдд через месяц. Теорию сдал без ошибок. Вождение нет) Во первых пришли к 10, а моя очередь на вождение подошла только около 15ч, еще очень жарко было. Наверное я растерялся еще и из-за новой машины (был Форд фокус от гибдд) и я не проехал и метра. Когда начинал выезжать, спереди очень близко машина другая стояла и инспектор нажал на тормоз - всё, 5 баллов, до свидания. Следующая пересдача была через две недели, нас отвезли на площадку - и там я тоже не сдал, но уже проехал несколько метров. В этот раз была Лада Веста, сначала было задание заехать на подъем и остановиться, и когда нужно начинать движение снова - я откатился назад (или заглох, уже не помню). Со второго раза сделал нормально, следующее задание - "развернитесь направо", а я услышал "развернитесь" и начал разворачиваться влево👍. Третья пересдача была ещё через две недели, это первый раз когда я нормально поездил и очень рад... Но не сдал, в одном из моментов не включил поворотник при съезде с одностороннего движения и перестроении из-за препятствия (там не было разметки вообще никакой, кстати сейчас она уже появилась!). Потом на задании разворота с прилегающей территорией заглох), и думаю уже почти был конец - не смог выполнить верно парковку задним ходом (из-за нервов наверное накрутил себя за прошлые ошибки, да и помню ноги очень тряслись) переехал чуть вперёд, как при параллельной парковке. Четвертый раз вышел совсем неудачным, я заболел и поехал в плохом состоянии на экзамен, хотя стоило наверное попросить перенести на другой день, но да ладно. Это было уже через месяц после третьего раза, и в этот раз все было по новому, нас уже не привозили группой к месту сбора и мы ждали по очереди сдачи, а ездили за сдающим, и когда он заканчивал - садился следующий (то есть был эффект неожиданности, все начинали экзамен с разных мест) и когда наступает мой черед, я сажусь, все настраиваю и начинаю движение. Метров 100 наверное я проехал максимум, первое задание было повернуть налево, и потом через непродолжительное время направо - там очень крутой поворот, а я ещё зачем-то вторую передачу включил) и в общем выехал на встречную полосу (разметки там нет, да и выехал совсем немного) - всё, до свидания)) Постоял там несколько минут еще после - несколько машин проехали там точно также как я....) В общем не знаю, следующую пересдачу назначили на октябрь 🙂6
  • Mary OceanАртём, удачи вам! То, что меняют авто при сдаче экзамена - очень неудобно. Даже с опытом не так сразу переключишься на новую машину: другие габариты, другие настройки. А уж для новичков это супер-сложно.2
  • Светлана НазароваАртём, нервы очень много значат на экзамене. И машина знакомая/незнакомая. Я сама пошла учиться на права только в начале апреля этого года, а мне уже 36 лет. Выбрала автомат, правда (т.к. машина есть в семье свободная на автомате). Теорию в гаи сразу без ошибок. 12 июля первая попытка сдать город. Парковка. Я на незнакомой машине тупо не настроила правильно зеркала, а вместо того, чтобы взять и подрегулировать - запаниковала, что ничего не вижу. Сам инспектор (как и сам факт экзамена) меня пугал. Тошнило. Болели зубы, в которых давно нет нервов и болеть не может. Я выполнила параллельную парковку, но при этом не с первого раза, а пришлось выехать, подрулить, т.е. уже дважды передачу переключала. Поставила рычаг на "Р". Молчу. Инспектор молчит. Ну, я со страху и решила выполнять "гараж", чего в молчанку сидеть играть. Переключаю передачу, чтобы выехать из параллельной, а Инспектор говорит "сколько раз можно переключать передачу?". Можно два, а у меня, выходит, уже три. И добавил: "вы должны были сказать, что задание выполнено, чтобы я оценил, а так - 3 балла, едем на гараж". Выполняю гараж. Спрашивает: "задание выполнено"?. Ага. Едем опять на параллельную. Паркуюсь. Задание выполнено. Тараторит, что едем в город. Начинаю выезжать с парковки - места маловато, снесу мордой конус. Ну, думаю, сдам назад. Не получается, что-то мешает, не вижу (а зеркала же криво настроены). И... благополучно наезжаю на бордюр. Ещё 3 балла, досвидосики. Взяла ещё занятия в автошколе. Мой инструктор выбил мне покататься на экзаменационной машине. Прихожу 26 июля на экзамен. Другой гаишник. Сидит спокойно, говорит спокойно. На слова "задание выполнено" посмотрел на меня, как на дуру, т.к. сам видел, что выполнено, а что нет. И машина мне была уже знакома. Это важно. Если автошкола даёт возможность, то надо на экзаменационной проехаться до экзамена. Сдала я экзамен, один недочёт, когда мне велели остановиться, то я правый поворотник включила, да так и не выключила на радостях, что сдала. На это он и указал. Теперь я езжу на праворульной машине. И как новичку сразу пришлось свыкаться с тем, что машина другая: руль, видимость, габариты. Итого. На экзамене знание маршрута - первейший залог успеха (нас автошкола натаскивала именно на знание маршрута: час сам возможный маршрут, час просто по городу и автодрому с парковкой). Когда сядешь за руль уже с правами, вот тогда будешь потихоньку привыкать к городу в качестве водителя: запоминать, где какое движение по полосам, разметка, съезды и т.п. А до этого, задача инструктора на возможном маршруте указать все особенности (хотя на переэкзаменовке мне самой попался участок, куда с инструктором ни разу не ездили). И еще от привычки к автомобилю зависит многое для неопытного водителя. Если есть возможность, надо ещё покататься именно по маршруту, запомнить его ямки, полосы и т.п. И всё у вас получится! Удачи!6
  • Максим СветлицкийГод занимался ерундой, чтобы потом не ездить на машине, потому что "боюсь"? Эта статья - это очерк о том, как не надо делать, начиная от выбора автошколы и заканчивая экзаменами. Если хотите, могу рассказать вам как выбрать хорошую автошколу, т.к. на рынке развелось много недобросовестных автошкол, и обо всем, что касается обучения в автошколе и экзаменов, как в школе, так и в ГИБДД.16
  • ТатьянаЧто-то как-то грустно0
  • ТатьянаМаксим, лучше год потратить и понять, что ему не стоит за руль, чем упорно переться на дорогу (таких там и так много уже)12
  • Александр ПостолАртём, Все получится! Измором возьмете. Я тоже на Форде сдавал.0
  • Александр ПостолСветлана, мои тренировочные маршруты проходили далеко от маршрута, который утвержден в ГАИ. Возможно, неудачные попытки стали тренировочными)2
  • Александр ПостолМаксим, почему же ерундой? Я учился водить машину. Нет, не боюсь. Нет необходимости и желание. Например, некоторые учатся и долго сдают экзамены в вузе, а потом эти знания не пригождаются или пригождаются косвенно. Расскажите. Думаю, будет интересно почитать.12
  • Александр ПостолТатьяна, в моменте да. Сейчас с улыбкой вспоминаю.3
  • Pavel NikonovОх уж эта трясучка на экзамене. Меня два раза спасла от нее злость. Сдавая на B категорию я почему-то подумал, что инспектор считает, что я еду медленно, т.к. он сказал что нужно ехать на участке с максимальной скоростью. После этого мандраж прошел, я разозлился и утопил, и я сдал с первого раза с тремя баллами. Сдавая на А категорию я на скоростном маневрировании сбил конус и подумал, что все конец и трясучка сразу же прошла. Оказалось, что конус можно было один свалить и я тоже сдал. Мотоцикл я себе не купил, т.к. чета стало денег жалко на аппарат который может очень просто убить, а вот машину я ещё до сдачи купил, ездил без прав и даже попался (фара перегорела) и заплатил штраф. Катаюсь уже три года - лютый кайф. Хочу купить что-то на механике помощнее.4
  • Оксана ТарасоваЗдравствуйте, я сдала вождение с первого раза. До сих пор не верю!!)4
  • *ЕжеМаксим, а как понять если не попробовать? Автор попробовал и понял - не его) Мог бы быть другой вариант - втянулся бы и не мог представить как вообще без машины) И, как я поняла, отправной точкой пойти учиться был спор с другом)5
  • МаксимВы пробовали на автомате ездить? Мне, например, не стыдно признаться, что я не умею ездить на ней (пробовал — ну не моё это, хоть и интересно), поэтому я сдавал на автомате (да, я не имею права водить механику, но для меня это скорее стопроцентный вариант никогда за неё не садиться — вдруг кого-нибудь нужно будет отвезти на ней, а я скорее в ДТП на ней попаду, чем живыми доедем).2
  • Александр ПостолМаксим, на автомате не пробовал. Прислушаюсь к вашему совету. Попробую на выходных.1
  • Александр ПостолОксана, вы молодец!0
  • ГипергусьМоя ситуация в чем-то похожа. Сдал внутренние экзамены автошколы еще в 2007 году, а права в итоге получил 31.12.2020. Не было нужды) В городе на велосипеде, трамваях и такси прекрасно было ездить. А вот после покупки частного дома пришлось брать дело в свои руки. Нашел инструктора и сдал экзамен с третьего раза. Сейчас слабо представляю, как можно жить в деревне без машины.2
  • Андрей Давиденковзять скутер для поездок на море - не лучшая идея, если вы неживете рядом с набережной. скутер намного более опасен, чем автомобиль, особенно на трассе: могут сбить и не заметить или вовсе сдует с дороги от встречной фуры.0
  • SweetcornАвтор молодец, только не поняла: а друг в Нижнем в итоге-то сдал? И когда?)))1
  • Иван Вершинин>сдавать экзамен можно самостоятельно, то есть без направления от автошколы. В таком случае это бесплатно, а машину предоставляет ГАИ. А есть какая-то дополнительная информация на счет этого? Ничего не нагуглил. Был уверен, что нужно искать человека на стороне (инструктора) с подходящей машиной.1
  • Капитолина НикитишнаАвтор, мне очень откликнулся ваш опыт) Прямо как второй раз все это пережила. Я училась на права несколько лет назад, и мне было очень тяжело. Теорию всю я выучила (и даже поняла) без проблем, а вот с вождением не задалось. Я очень сильно нервничала, у меня тряслись руки и ноги, я не могла за рулем даже разговаривать или нос почесать. Мы ездили перед работой тренироваться с инструктором, и у меня в рюкзаке всегда была с собой запасная футболка - я заходила в офис, шла в уборную и сразу переодевалась, так как от страха вся мокрая приезжала. В итоге теорию сдала с первого раза, а площадку не сдала три раза подряд, делала максимально глупые ошибки, особенно мне не давался гараж. После третьей попытки очень горько рыдала на кровати у себя дома, сейчас даже немного смешно вспоминать такую бурную реакцию, видимо уже нервы были на пределе) В город сдавать даже не ездила, только площадку. Ну и в конце концов приняла решение, что это просто не мое - я честно откатала очень много часов, но уровень мандража не снижался, удовольствия ни малейшего я не получала, а машина не так уж и была нужна (мотивация пойти учиться была скорее из серии "у всех есть права, а у меня нет"). Пока возвращаться к вопросу получения прав не планирую, если только не возникнет необходимость) Езжу на такси.4
  • Александр ПостолКапитолина, как я вас понимаю...1
  • Александр ПостолАндрей, прислушаюсь к вашему мнению0
  • Александр ПостолSweetcorn, Он зараза, как по учебнику сдал с первого раза. Спор я проиграл1
  • Александр ПостолИван, Первая ссылка по запросу "как сдавать в гаи самостоятельно"0
  • SSИван, зависит от того, есть ли у ГАИ вашего города свой автопарк, если есть, то можете сдавать на нем бесплатно. Во многих городах его нет...3