«Делаю все, чтобы никогда не испытать подобного»: 5 финансовых страхов родом из 90‑х
В потоке «Финансовые кошмары» читатели Т—Ж рассказывают, каких проблем с деньгами они боятся и откуда взялись их страхи.
Мы собрали в один материал истории, связанные с кризисом 1990-х годов. Пережитые в этот период события и чувства впечатались в память и породили финансовые страхи, которые влияют на нашу жизнь до сих пор. Читайте и делитесь в комментариях, какое воздействие на вас оказали финансовые потрясения того времени.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Будет нечего есть
Я росла без отца, деньги в дом приносила мама. После моего рождения и развода с отцом она потеряла высокооплачиваемую должность. Из-за перестройки вакантных мест было немного, поэтому устроиться она смогла только уборщицей. Потом нашла подработку продавцом. Платили немного, алименты отец присылал мизерные.
Поэтому, когда мне было лет 10—11, мы дожили до такого, что не было ни денег, ни еды. Я приходила со школы, говорила, что хочу есть. А есть было нечего. Вообще. Даже заварки и сахара не было. Помню, как я плакала и говорила маме, что голодная. А однажды в дверь постучалась соседка снизу с литровой банкой борща. Повторения того детского ужаса я очень боюсь и делаю все, чтобы никогда не испытать подобного.
Нехватка денег и еды в детстве подтолкнули меня к тому, чтобы пойти работать в 13 лет. Я училась в школе в первую смену, а после обеда убиралась в чужих квартирах. В 18 лет устроилась на первое официальное место, чтобы оплачивать высшее образование. Все пять лет учебы активно работала и зарабатывала. После получения диплома нашла место по специальности, которое приносило мне в два раза больше денег, чем на тот момент получала моя мама.
Сегодня я работаю в известном агентстве интернет-маркетинга, по меркам Новосибирска получаю хорошую зарплату. Ежемесячно откладываю деньги на накопительный счет, досрочно закрываю ипотеку, балую себя желанными покупками и вкусными блюдами. Сплю спокойно, только если в моих шкафах и холодильнике есть запас еды, а на счетах и в кошельке — круглая сумма.
Упадет уровень жизни
Я из бедной семьи, где у родителей не было навыков обращения с деньгами изначально, а когда они ими овладели, я уже была взрослой. Мое детство пришлось на 90-е годы, но не это породило страх.
Когда мне было шесть лет, мы в первый и последний раз в моем детстве поехали на море. Сначала родители не знали, где нам остановиться. Нас подобрала женщина на вокзале и сдала нам комнату.
Потом у родителей закончились деньги на обратную дорогу и кое-как хватило на билеты на поезд, но не на питание. Каким-то образом я, шестилетний ребенок, догадалась взять с собой несколько накопленных рублей из моей копилки. На эти деньги я покупала нам еду в течение двух суток езды на поезде. Конечно, никто мне потом этих денег не вернул. Но я была очень горда, что помогла семье в трудной ситуации.
Сейчас у меня все хорошо, есть востребованная специальность и страховки. Также благодаря моей специальности я точно знаю, как воспользоваться системой помощи государства, в котором живу.
Пугает скорее не нищета, а сильное падение уровня жизни. В Швеции это означает, что придется жить в квартире в эмигрантском районе. Вокруг будет много людей чуждой мне культуры, ребенок вырастет с чувством ущербности и не сможет там спокойно играть на улице, оставляя игрушки в песочнице.
Завтра наступит кризис
Я родилась в СССР и в финансовом плане застала 90-е с рэкетом, 1998 год с деноминацией, 2008, 2014, 2019, 2022 годы.
Не знаешь, что будет впереди. Не будут ли напрасны текущие старания для сбережений. Вчера были миллионы, а сегодня они превратились в тыкву. Вчера была недвижимость, а сегодня она неликвидна из-за каких-то событий. Вчера были акции, а сегодня у тебя их нет, потому что забрали, приватизировали, национализировали — и еще какие-нибудь «-ли» — бизнес. Вчера ты был владельцем поместья, работал не покладая рук, а сегодня тебя назвали богатым, все отобрали и посадили за решетку.
Сейчас я работаю, хороший доход. Поправка: казался хорошим, но с текущей инфляцией через год снова придет чувство, что дохода недостаточно. Откладываю, в теории должно будет хватать для нормальной жизни.
Цены вырастут, а зарплата — нет
Я сама из многодетной семьи, помню, что все мое детство хотела конфет, печенья. Вроде бы это обычное дело в наше время, но тогда, в 1996 году, это было нереально купить.
Сейчас я работаю, зарабатываю неплохо, но цены растут, а зарплата — нет, и меня не покидает страх, что я не смогу покупать своим детям те же конфеты, фрукты.
Сбережения обесценятся
Боюсь, что все деньги либо сгорят в банке, либо станут бесполезной бумажкой.
Я ребенок 90-х. Конечно, финансовых деталей не помню, но вот как мой дедушка ходил по рынку и дешево, в районе 500 ₽, продавал большие импортные игрушки, подаренные мне зажиточной крестной, помню слишком хорошо. Мне не было обидно, что я мало с ними играла, — скорее, было страшно, что никто их не купит и не будет еды. Это как раз 1999—2002 год.
Сейчас живу с мамой-пенсионеркой, которая отдала скопленные на госслужбе копейки на мою неудавшуюся эмиграцию в Норвегию. Обеспечиваю нас обеих. Боюсь, что при сгорании денег пострадает в первую очередь мама, а не я. А вместо игрушек потребуется продавать условный Макбук и Айфон, чтобы купить еды.
Справляюсь со страхом разве что только чуть-чуть — разделив сумму накоплений на счета в двух банках вместо одного и положив часть суммы на вклад с высокой ставкой.