Читатели продолжают делиться историями о своих профессиях.
На втором курсе юрфака наша героиня решила подработать в цветочном салоне, и сначала у нее не все складывалось: коллеги критиковали ее первые букеты, а двенадцатичасовые смены на ногах утомляли. Тем не менее это занятие настолько ее увлекло, что она стала не юристом, а флористом. Она рассказала, какие композиции сейчас в тренде, сколько тратит на профессиональное саморазвитие и как салоны готовятся к 1 Сентября.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала ее и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
После третьего семестра в университете я решила перевестись на заочку в другой вуз и найти работу, чтобы помогать матери деньгами. Искала место, где берут без опыта, недалеко от дома и без ночных смен. В итоге меня взяли в цветочный салон помощником флориста. Из требований — опрятный вид, грамотная речь, активность. График был 2/2, с 08:00 до 20:00. Поскольку я перевелась на заочное обучение, совмещать учебу с работой было легко.
Мне повезло: я попала в место, где были грамотные опытные флористы, которых обучала директор салона. Она, в свою очередь, училась у классных мастеров. Сначала было сложно: никак не получалось сделать даже самое простое оформление и запомнить все названия и сорта растений, а ноги после трех дней стажировки с непривычки болели так, что хотелось плакать. Первая зарплата была около 15 000 ₽, мне тогда эта сумма казалась огромными деньгами.
Помощником флориста я проработала четыре месяца, потом меня повысили до флориста, а еще через полтора года сделали старшим флористом в смене. К тому моменту я поняла, что влюблена в эту профессию, а диплом бакалавра юриспруденции мне больше не понадобится. Думала даже бросить учебу, но для мамы была важна заветная «корочка». В итоге она просто лежит где-то в столе.
Суть профессии
Помощник флориста моет вазы, вазоны, холодильник, а также все поверхности, чистит цветы и выставляет на витрину. Изначально цветы приходят в длинных коробках — каждая весит 30—35 кг, в непраздничные месяцы таких коробок бывает от 13 до 25 в неделю, а если месяц праздничный — больше 50. Цветы запечатаны в пачках на определенное количество стеблей. Сначала нужно подрезать стебли ножом или секатором — выбор зависит от цветка, потом поставить в воду. Через несколько часов достаем цветок и начинаем чистить: срезаем шипы у роз, убираем часть листвы с нижней части стебля, чтобы она не попадала в воду и не гнила. Далее убираем замятые, порванные, коцаные листья и лепестки. Если цветок сильно поврежден или гнилой, его сразу списывают, такие цветы на витрину и в букеты ставить нельзя.
С насекомыми в цветах за десять лет во флористике я ни разу не сталкивалась. Цветы обрабатываются после сборки на плантации и при упаковке в коробку. К тому же перед ввозом в страну их досматривают на наличие насекомых — если хоть что-то обнаружат, не пропустят.
Еще помощник флориста ухаживает за горшечными растениями, занимается поливом, пересадкой, обрезкой и удобрением. Конечно, разные растения требуют разного ухода. Чтобы знать все тонкости, нужно читать много справочной литературы, запоминать, какой цветок что любит, как, когда и чем его удобрять, какие вредители и почему в нем могут завестись.
Попутно помощника обучают, как общаться с покупателями, принимать заказы, рассчитывать по кассе. Меня новая система расчета всегда вначале ставит в тупик: я записываю все шаг за шагом и первые пару недель рассчитываю, заглядывая в блокнот. Иногда делаю ошибки, но со временем перестаю косячить.
Во время работы помощники узнают много разных тонкостей. Например, почему длина цветка влияет на цену: длинный цветок вырастить сложнее, чем короткий, на него нужно больше времени и ресурсов. «Идеальной длины» цветка не бывает, все зависит от ситуации: шикарная метровая роза подойдет для свидания, но совсем не подойдет в подарок семилетней девочке.
Помощники учатся разбираться в том, какие цветы с чем сочетаются. Классика — это то, что всегда в моде. Например, однотонные или контрастные композиции — букет только из красных роз или охапка кустовых хризантем белого и желтого цвета. Есть сочетания, которые вызывают вопросы: например, совершенно не смотрится букет из белых хризантем и красных роз. Ну или ромашки и орхидеи — тоже очень спорно.
Помощники флориста собирают заготовки, режут упаковку и ленту, готовят рабочее место, а также делают несложные букеты на витрину и покупателю, если флорист занят. Я быстро освоила основы работы, но вот букеты в первое время у меня совсем не получались. Мне давали самые обычные сочетания — например, было задание «роза, эустома, зелень, экзотика».
На каждый собранный букет мне говорили: «Разбери этот позор, это ужасно».
Только немного другими словами, более грубыми. А я не понимала, почему то, что я делаю, некрасиво. Было трудно и обидно. Иногда листала книги зарубежных флористов, это помогало тренировать насмотренность, в голове отпечатывалось, что и как можно сочетать. Чтобы научиться собирать красивые букеты, потребовалось где-то четыре месяца.
Флорист знает и умеет все то же, что и помощник, плюс делает заказы, букеты на витрину, оформляет заявку на цветы по сортам, учитывая при этом сезон, тренды, прошлые поставки и количество проданного за неделю, а также продумывает и собирает коллекцию букетов к празднику или сезону. Кроме того, он занимается свадебными заказами и оформлением, а также обучает помощников, чтобы те могли в будущем стать флористами.
Работа флориста подразумевает наличие вкуса — чтобы его развить, советую смотреть на работы мастеров-флористов и преподавателей флористики, а также посещать фотовыставки и галереи.
Конечно, во флористике есть свои тенденции. Сейчас все больше людей отдают предпочтение сборным букетам из разных цветов: они смотрятся более оригинально. Входит в моду «садовость», когда цветы в букете ставят на разном уровне, используют разные мелкие травы. А вот охапки красных роз покупают гораздо реже, чем раньше. И если еще лет восемь назад большинство букетов было в красных, желто-красных тонах, то теперь такие цветы в принципе покупают нечасто, а розовый — это новый красный, самый покупаемый цвет. Еще одно время были в моде стабилизированные розы в колбе, букеты из сухоцветов, но сейчас это непопулярно. Лет пять-шесть назад в тренде была крафт-бумага, теперь — упаковка в корейском стиле, непрозрачная матовая пленка, и используют ее минимально, чтобы не отвлекала внимание от букета.
Важно понимать, что для разных поводов и людей подходят разные букеты. Скажем, если нужен букет на выписку, лучше выбрать что-то небольшое, чтобы молодой маме было удобно держать, или даже взять композицию в коробке или корзине: это освободит руки от лишней ноши и вазу искать не придется. Тут уместны будут композиции из нейтральных цветов — роз, эустом, тюльпанов. А вот лилии, гиацинты, нарциссы и другие сильно пахнущие цветы лучше не дарить: они могут вызвать аллергию у новорожденного.
Время сборки зависит от того, какие цветы и какой объем букета, обычно от 5 до 40 минут, на свадебные букеты может уйти до двух часов. В среднем на обслуживание одного человека в салоне тратится 7—15 минут, но некоторые очень долго определяются с выбором. Например, у нас есть постоянный клиент, который любит приходить в 19:10 и уходит в 20:00. Он дотошно выбирает каждый цветок и каждую веточку зелени, посмотрит все 50 упаковок с бумагой для оформления. А когда букет уже собран, частенько говорит, что ему все не нравится, и приходится делать другой. В этом году букет на 8 Марта он тоже так выбирал, чем очень выбесил очередь в 20 человек за своей спиной.
Многие считают, что быть флористом легко: сиди себе, цветочки перебирай.
Но это не так. Флористу нужно быть трудолюбивым, терпеливым и, главное, выносливым. Приходится разбирать тяжелые коробки с цветами, работать в холодильнике, носить вазоны с водой. Смена 12—13 часов проходит на ногах. В праздники — 8 Марта, 1 Сентября, на День матери — нагрузка увеличивается в несколько раз, иногда нет времени поесть и поспать. Например, усиленная работа к 8 Марта начинается еще в конце февраля: очень много поставок и цветов, много корпоративных заказов, которые растягиваются с 3 по 6 марта.
Цены на праздники всегда повышаются минимум на 20%. Изначально их поднимает поставщик, от нас мало что зависит. Например, в прошлом году поставщики из Голландии и Эквадора перед праздниками настолько сильно повысили цены, что от части цветов пришлось отказаться и уменьшить заявку.
Работа флористом часто дает проблемы со здоровьем. Например, у меня хронические насморк и простуда из-за частых перепадов температуры и переохлаждения: мы постоянно ходим из холодильника в зал и обратно. У некоторых со временем появляются проблемы с ногами и спиной, аллергия на какие-либо цветы вплоть до астмы. Чаще всего реакцию вызывают сильно пахнущие цветы — лилия, нарцисс, гиацинт, гардения, а также некоторая зелень — эвкалипт, дизиготека, молочайные растения.
Цветочный запах въедается в волосы и одежду, но мне это не мешает. Иногда я после работы сажусь в такси, а водитель говорит: «От вас так пахнет цветами». А дома, когда выкладываю рабочую одежду для стирки, мой кот очень любит по ней кататься. Выглядит забавно, хотя потом приходится убирать всю шерсть.
Место работы
Сейчас я работаю в салоне при оптовом складе. Туда привозят цветы не только для нас, но и для многих магазинов поменьше. Сначала сотрудники склада проверяют накладные, количество и качество цветка, потом сортируют коробки согласно заявкам. Я в этом не участвую. Но если в какой-то пачке для оптовика есть плохой цветок, его убирают для списания, а неполная пачка остается нам. Например, недавно пришла пачка оксипеталума, 14 из 20 штук были гнилые, их сфотографировали для претензии и списали. Оставшиеся шесть хороших веток отдали нам, чтобы мы выставили их на витрину или добавили в букет.
Планировалось, что в сети откроется новый салон и я перейду туда работать, но в связи с некоторыми весенними событиями руководство передумало, и я осталась на прежнем месте.
Салон неплохой, с адекватным руководством и разнообразным ассортиментом: у нас более 20 наименований цветов. Всегда в наличии розы и кустовые розы, хризантемы, также есть разные декоративные травы, редкие или сезонные цветы. Например, в последнюю поставку получили гортензии, шесть видов пионовидных роз, астранции, протеи, пионы — хотя у них сезон закончился, орхидеи, телопею, дельфиниум, клематис, глориозу, фритиллярию и красивую зелень.
Цветы привозят в основном из Голландии, Эквадора, Кении. Там цветочные плантации работают круглогодично, они заточены на поток. Можно закупать цветы и в России, но качество местного товара заметно проигрывает зарубежному, хотя цены ненамного отличаются.
Процент наценки в разных салонах разный, но она никогда не устанавливается исключительно по желанию предпринимателя. Учитывается много деталей: характеристики товара, его востребованность, различные расходы и издержки — себестоимость, траты на транспортировку, хранение и так далее. Например, на этой неделе мы получили пионовидную кустовую розу, ее закупочная цена — 380 ₽ за штуку. Мы ее не можем продавать меньше чем за 500 ₽.
Стоимость букета рассчитывается просто: считаешь, сколько каких цветов взял, и прибавляешь стоимость упаковки, если она есть.
Кроме цветов, у нас продаются мягкие игрушки и шары, но от них мы сейчас отходим: слишком дорогой гелий. К букету можем подвязать небольшую открытку-карточку или вставить деревянный топпер.
Цены в нашем салоне средние: розы — от 150 ₽, сборные букеты — от 2000 ₽. В городе есть сеть мелких киосков, где цветы можно купить дешево, но и качество будет ужасным. В «2ГИС» у них очень низкий рейтинг и много негативных отзывов. Несмотря на это, люди все равно идут к ним за дешевыми цветами. А есть несколько студий, где качество и сервис лучше, а цены намного выше. Например, одна обычная роза стоит от 300 ₽, а букеты делают от 4000—5000 ₽.
Плюсы моей работы — это комфортный график и своевременная зарплата. Из минусов — то, что много времени тратится на чистку цветка. Обычно этим занимаются помощники флориста, но цветов очень много, а людей не хватает, поэтому мне тоже приходится их чистить.
Еще один минус — это время на дорогу: летом я добираюсь до работы 30—40 минут, зимой — час-полтора. Если на улице дождь, снег или ремонт, еду дольше. И это на машине. На автобусе можно доехать, но только с пересадкой, плюс до остановки идти еще минут 20. На работу подвозит муж, его офис в десяти минутах езды от моего салона.
Ближе к моему дому салонов нет, только маленькие киоски.
Рабочий день
Работаю я по графику 2/2.
Приезжаю примерно в 08:40—8:45. Снимаю сигнализацию, открываю салон. Первым делом переодеваюсь и переобуваюсь: теплая кофта, закрытая обувь.
На улице лето, а в холодильнике +4 °C.
Потом считаю кассу, заполняю разные бланки, смотрю, какие есть заказы на сегодня. Букет по заказу всегда делаем заранее: если он на утро, то собираем накануне вечером, если на вечер — делаем сразу с утра. Все заказы стоят в холодильнике, отдельно от других букетов.
Пока проверяю рабочий телефон, помощник флориста М. достает инструменты, бумагу, готовит вазоны и вазы. Она работает у нас совсем недавно: уже знает названия цветов и особенности ухода за ними, но самостоятельно принять заказ или сделать сборный букет еще не может.
В 09:00 открываю салон для клиентов. Иногда люди идут с самого утра, иногда никого нет и заказы оформляются по телефону и на сайте. И в праздники, и в обычные дни большая часть наших покупателей — женщины. Я заметила, что женщины предпочитают собирать букеты, мужчины же чаще всего берут уже готовые с витрины.
Раз в два дня мы меняем воду в цветах на витрине. Сегодня такой день. Выносим цветы из холодильника, перебираем, чистим, доставляем новые. Все вазоны и вазы моются со специальными чистящими средствами. Параллельно идут люди, продаем готовые букеты, еще я сделала несколько из тех цветов, которые выбрали клиенты. Если они вдруг останавливаются на не самых удачных сочетаниях, я им тактично предлагаю более выигрышные. Но в итоге выбор остается за покупателем, главное, чтобы он был доволен.
Приняла по телефону два заказа на послезавтра.
В 14:00—14:30 заканчиваем менять воду на витрине. Теперь можно поесть, ура! Обычно в цветочных салонах нет перерыва на обед или кофе, обедаем, когда есть свободное время, мне обычно хватает 15—20 минут.
В 15:00 начинаем менять воду в букетах. Многие думают, что в букеты на витрину ставят только плохие, старые цветы. Обычно такое практикуют в киосках, а в салонах по типу нашего это не допускается. Если хотя бы один цветок выглядит плохо, разбираем весь букет. Лучше списать неликвидный цветок, чем потом извиняться за отвратительное качество и подмоченную репутацию.
В 15:30 закончили с букетами, разобрали три из них, помыли полы в зале и стекло холодильника. В некоторых салонах есть уборщицы или нанимается клининг, это освобождает время флористов. У нас иногда этим приходится заниматься мне.
Появилось еще два заказа. Делаю букеты, М. вызывает курьера и пишет в бланке информацию о доставке. Потом М. занимается горшечными цветами, а я делаю новые букеты на витрину. Попутно обслуживаем покупателей.
И еще два заказа на завтра, делаю их сразу. Около 18:20 иду перекусить, а М. — выпить кружку кофе. Перерыв короткий, так как обычно в это время поток людей.
До половины восьмого работаем с покупателями, отвечаем на звонки. Кое-что раскупили, и М. снова чистит цветы, чтобы выставить на витрину: нельзя, чтобы стояли пустые вазоны.
Я составляю списки дел на завтра и букетов, которые нужно сделать для фотосессии к 1 Сентября. Обычно коллекцию к празднику начинают готовить за месяц. Флорист разрабатывает ее, делает задуманные букеты, они должны быть разными по составу, объему и цене. Потом их снимает фотограф в студии, и за две-три недели до праздника СММ-специалист выкладывает их на сайт и в соцсети, чтобы покупатель мог подобрать подходящий вариант.
В 19:40 М. начинает мыть полы и наводить порядок в столе, я заполняю кассовые бланки и расходники, считаю кассу. В 20:00 снимаю чеки и закрываю смену, отправляю фото кассового отчета. Переодеваемся и собираемся домой, в 20:20 закрываю салон.
Случай
Однажды мужчина заказал букет классических бордовых роз для своей девушки на ее день рождения. Сам выбрал розы, как оказалось, бордовый — это его любимый цвет, заказал доставку. Курьер отвез цветы девушке, а через полчаса она позвонила нам и начала спрашивать, зачем мы ей привезли траурный букет. Сказала, что этот цвет ей совершенно не нравится. Цитирую:
«Вы испортили мне праздник! Он не мог выбрать такие цветы, это вы сами сделали другой букет и привезли мне его».
Подработки
Некоторые флористы привлекаются как фрилансеры на свадебное оформление декора, но проблема с «цветочными» подработками в том, что не каждый руководитель их одобряет, кто-то воспринимает такой шаг как предательство и может даже уволить.
Моя знакомая начала вязать классные мягкие игрушки и со временем стала продавать их в салоне, где работала, а позже — в детские магазины.
Я раньше пару раз в квартал проводила детские и взрослые цветочные мастер-классы в небольшом хобби-центре, за двух-трехчасовое занятие получала 1500—2000 ₽. В период коронавирусной пандемии этот хобби-центр закрылся, поэтому сейчас никаких подработок у меня нет.
Доход и расходы
Мой заработок состоит из двух частей: фиксированной платы за часы и 5% от выручки. Час моей работы стоит 100 ₽. В среднем за месяц выходит 44 000 ₽. В большие цветочные праздники работают все, поэтому процент от выручки снижается с 5 до 2,5%, тем не менее зарплата в такие месяцы все равно выше из-за большого количества покупателей. Например, за март я получила 70 000 ₽, а за ноябрь в прошлом году — около 55 000 ₽.
В среднем зарплата опытного флориста по городу варьируется от 34 000 до 50 000 ₽. Если переехать в Москву или Питер, можно получать больше. У меня есть несколько знакомых флористов, которые туда перебрались, у них зарплата от 65 000 ₽. Но стоит учесть, что они в профессии не первый год, учились в специальных школах, участвовали в оформлениях торжеств и крупных мероприятий.
Я замужем, муж — инженер, получает 70 000 ₽. Он оплачивает коммунальные услуги — около 3500 ₽, продукты — 15 000—18 000 ₽. Закупаемся обычно по субботам, пользуемся приложением «Клуббери», по нему на некоторые продукты бывают скидки. Я периодически беру фрукты и овощи, а также покупаю зерновой кофе, он стоит 1600 ₽. Пару раз в месяц заказываю доставку еды, выходит на 2000—3000 ₽. На перекусы на фудкорте в торговом центре и походы в кофейню трачу еще 1500 ₽.
Около 2000 ₽ уходит на бытовую химию, хозтовары для дома и косметику — ее я беру в «Золотом яблоке», в их приложении очень удобно смотреть, что в наличии и есть ли скидка. С каждой покупки копятся бонусы, которые потом можно списать. 1600 ₽ идет на маникюр, 700 ₽ — на мастера-бровиста.
Я хожу в спортзал, обычно у меня полугодовой абонемент, но сейчас взяла месячный безлимит за 2000 ₽, так как скоро отпуск и я уеду из города.
Раз в неделю беру коту жидкий корм и пророщенную траву для вывода шерсти, на это тратится от 550 до 1000 ₽. Раз в месяц покупаю пачку сухого корма «Роял-канин» за 2140 ₽, витамины за 100—150 ₽ и силикагелевый наполнитель. Тот, что брали раньше, стоил 980 ₽ за семь литров, но в марте его сняли с продажи, теперь ищем новый. В последний раз взяли по цене 2630 ₽ за восемь литров, коту его хватило на полтора месяца. Еще на днях купила ему гель для чистки зубов за 260 ₽.
Каждую неделю беру цветы домой. Выбираю то, что нравится по цвету или фактуре, — поштучно или просто охапкой. Сейчас у меня стоит веточка хризантемы — очень мне понравился цвет, а неделю назад были подсолнухи. Часто покупаю ветку эвкалипта: смотрится красиво, долго стоит и можно ставить в вазу без воды. На цветы трачу примерно 1000 ₽.
Что сделать, чтобы цветы простояли дома дольше
🌷 Подобрать подходящую емкость, налить чистую воду.
🌷 Подрезать цветы наискосок ножом или секатором. Некоторые используют ножницы — это неправильно, так как они пережимают стебель, цветок плохо пьет воду и в итоге быстрее умирает.
🌷 В воду можно добавить специальное средство для продления жизни цветов — Crystal.
🥀 Не стоит сыпать в вазу сахар. В сладкой среде появляется больше бактерий, и цветок портится быстрее.
🥀 Не рекомендуется ставить сосуд возле батарей и отопительных приборов и под прямыми солнечными лучами.
🌷 Менять воду и обновлять срез нужно каждые два дня.
Каждый месяц отправляю 5000 ₽ маме, она живет в маленьком поселке в другой области, и у нее маленькая зарплата.
Иногда покупаю что-то импульсивно, трачу на это не больше 5000 ₽. Как правило, заказываю на «Вайлдберриз» или «Алиэкспрессе». Сейчас, например, жду чехол на телефон и набор кистей для макияжа.
В целом же стараюсь планировать покупки. Например, гардероб обновляю по необходимости, думаю, точно ли мне это нужно, долго прицениваюсь. Часто беру вещи на сезонных распродажах в таких магазинах, как «Терранова», «Золла», «Твое» и «Нью-йоркер». Обувь выбираю такую, чтобы хватило на несколько сезонов, чаще всего в «Кари» — там можно платить бонусами «Спасибо» от Сбера. Еще месяц назад завела карту Т-Банка с бесплатным пожизненным обслуживанием, теперь получаю кэшбэк.
Обычно от моей зарплаты остается около 5000 ₽, их я откладываю в семейную копилку. Туда же идет часть квартальной премии мужа. Подушка у нас на всякий случай: два года назад деньги оттуда пошли мне на установку двух имплантов в нижней челюсти, в этом году — на ремонт в ванной. Могу залезть туда, если в этом месяце от зарплаты не осталось ничего. Оставшуюся часть премии муж кладет на сберегательный счет.
Финансовая цель
Сейчас я коплю деньги, чтобы помочь маме взять ипотеку. Каждый месяц откладываю минимум 10 000 ₽ в отдельную копилку. Пока у меня 255 000 ₽. Было больше, но часть денег пришлось взять на лечение. В нашем Хабаровске одно- и двухкомнатные квартиры несильно отличаются по цене, поэтому ищем двухкомнатную не дороже 3,6 млн рублей. Квартиры выше этого бюджета даже не смотрим, так как в ипотеку такую не вытянем.
Еще 5000 ₽ в месяц откладываю в свою личную копилку. Сейчас в ней 40 000 ₽, на эти деньги я планирую отвезти маму в Приморье в начале сентября. Она ни разу в жизни не была на море. Я забронировала хостел во Владивостоке, съездим в пару бухт, сходим в музей, галерею и обязательно — в океанариум.
Будущее
Несмотря на минусы, я люблю свою профессию, люблю создавать красивые и интересные аранжировки цветов и не перестаю восторгаться их фактурой, цветом и видом.
Я часто прохожу онлайн-обучение, приобретаю специализированную литературу. На курсах учат разным техникам создания букетов, композиций, классных декоративных элементов — например, дизайнерской елки из сосновых иголок или букетов на каркасе из местных трав. Онлайн-курсы стоят от 5000 до 25 000 ₽, выездные мастер-классы топовых флористов-преподавателей — от 24 000 до 39 000 ₽, обычно они длятся два-три дня.
Правда, в Хабаровск почти никто не приезжает, в основном едут в соседний Владивосток. Если семинар там, то кроме стоимости мастер-класса приходится платить за проезд, проживание и питание. В последний раз ушло 45 000 ₽. В доковидные времена я часто ездила на мастер-классы российских и зарубежных флористов, но сейчас, к сожалению, все это приостановилось.
Последнее мое обучение было онлайн, тема — «Продающая мобильная фотография» от одной очень популярной и креативной школы. Я неплохо снимаю цветы, но хотелось узнать тонкости и фишки, почерпнуть что-то новое. Стоили эти онлайн-курсы 4950 ₽.
В дальнейшем я бы хотела поучиться в школе флористики «Николь» в Москве. Это одна из первых школ флористики в стране, там дают колоссальные знания, а их выпускники чаще других становятся победителями чемпионатов в России и за рубежом.
Еще хочу открыть свою небольшую цветочную мастерскую, где можно было бы проводить мастер-классы для детей и взрослых.